что не дорисовано уровень развития восприятия 5 6 лет
TeachGuide
Тест: «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия.
Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано; рис. 12).
Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Уровень развития целосности восприятия у опрошенных достаточно высокий, иногда выше среднего (Ксения Горбань).
Тест: «Найди квадрат»
Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию.
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
Нашла все квадраты
Один квадрат не нашел
Один квадрат не нашел
Один квадрат не нашла
Уровень наличия способности к дифференцированному восприятию близкий к норме.
Тест: «Закрась фрукты»
Определение способности цветовоспрнятия.
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (рис. 16) и цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.
Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.
Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.
Все справились легко.
Тест: «Пиши кружочками » и «Чтение схем-слов»
Оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.
Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.
АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
00, 0000, 000, 000000, 00000
Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них — это хороший результат.
Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» — из трех.
Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. 17 и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кру жочками, которые к ней подходят.
Мониторинг восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Анна Афанасьева
Мониторинг восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Мониторинг восприятия
Тест «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия
Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (т. е. сказать, что не дорисовано). (Приложение 1)
Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Хороший результат для ребенка 6-7 лет – нахождение всех или почти всех недостающих деталей за 1,5-2 минуты.
Тест «Узнай, кто это»
Ребенку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, но которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Ребенку показывают рисунок (Приложение2, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением фрагмента «А». по данному фрагменту ребенку предлагается сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 секунд – ему показывают следующий, чуть более полный фрагмент «Б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывая в целом затраченное время и количество фрагментов рисунка, в основном дети 6-7 лет справляются с заданием уже по фрагменту «Б» за 20 секунд.
Тест «Чем залатать коврик?»
С помощью этого теста можно определить, насколько ребенок в состоянии практически использовать образы виденного, сохраненные в кратковременной памяти, при решении наглядных задач.
Покажите ребенку рисунки (Приложение3, на которых изображено по два коврика, а также кусочки разнообразной материи необходимо залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты совпадали.Задание: подбери из нескольких кусочков материи (они нарисованы внизу) такой, который бы подошел более всего к рисунку коврика (он нарисован вверху)».
Результат хороший, если ребенок справился с заданием за 40-50 секунд.
Тест «Найди квадрат»
Выявление способности к дифференцированному восприятию
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых и 5 четырехугольников,немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла (Приложение4)
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него к дифференцированному восприятию.
Тест «Закрась фрукты»
Определение способности цветовосприятия
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (Приложение 5) и цветные карандаши; ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.
Вместо фруктов могут быть изображены животные, овощи, цветы и другие предметы.
Обычно дети легко справляются с такими заданиями. Если же у вашего ребенка они не получаются сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения (Приложение 6).
Тест «Пиши кружочками»
Оценка фонематического слуха (фонема – звук речи)
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово «СЛОН»надо изобразить четырьмя кружочками: ООО. Проверьте правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступить к выполнению теста.
Задача ребенка – под диктовку записывать слова в виде кружочков на листе бумаги.
АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА
При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:
Хорошим результатом считается, если ребенок выполнил все схемы или четыре из них.
Тест «Чтение схем-слов»
Оценка фонематического слуха
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Убедившись в том, что ребенок понял задание, вы показываете ему (Приложение 7) и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.
Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).
Тест на исследование зрительного восприятия
Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.
Ребенку показываются таблички с изображением предметов. (Приложение8)
— Скажи,из каких фигур составлены эти рисунки?
Фигуры представлены по степени сложности.
Высокий уровень – ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки.
Средний уровень – ребенок допустил 3-4 ошибки.
Низкий уровень – 5 ошибок и более.
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Тест на исследование слухового восприятия
Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».
— Перескажи: порядок действий Саши.
Высокий уровень: безошибочный ответ.
Средний уровень: 1-3 ошибки.
Низкий уровень: более трех ошибок.
Тест «Графический диктант»
Для выполнения данного задания приготовьте:
— цветные карандаши: красного, синего, зеленого, желтого цветов;
— лист из тетради в клеточку, отметив на нем точку черного цвета – начало выполнения работы.
— Возьми красный карандаш. Отсчитай от черной точки вправо 2 клеточки. Раскрась третью клеточку красным цветом.
-Возьми синий карандаш. Отсчитай от красной клетки вверх 4 клеточки. Раскрась синим цветом пятую клеточку.
-Возьми зеленый карандаш. Раскрась зеленым карандашом клеточку, расположенную слева от синей клетки.
-Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вниз 6 клеточек. Раскрась желтым цветом седьмую клеточку.
Если задание выполнено правильно и ровно раскрашено – отличный результат;
Если допущены ошибки – тренируйтесь!
К ошибкам относятся: неверный шаг в направлении, счете, начале отсчета.
Методика «Разрезные картинки»
Материал: картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести).
Части картинок раскладывают перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.
Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда сложишь части вместе?» если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей,взрослый предлагает: «Сложи части – и посмотрим, что нарисовано на картинке». Картинки предъявляют по очереди – от двухсоставной до шестисоставной. Собранную картинку убирают, затем предъявляют следующую.
Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1-2 практитческие пробы в случае шестисоставной картинки.
Средний уровень – правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-6 составных).
Низкий уровень – картинки составляют с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не выполняют задание.
«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.
Перспективный план работы педагога — психолога Содержание коррекционной работы педагога психолога (для детей с ограниченными возможностями здоровья). На начало учебного года во всех возрастных.
Диагностика различный свойств восприятия
Диагностика различный свойств восприятия
1. Тест «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия
Инструкция: Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).
Фиксируется время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Норма : ребенок найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты
2. Тест «Чем залатать коврик?»
С помощью этого теста можно определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Инструкция: Покажите ребенку, на котором изображены 2 коврика, а также кусочки разнообразной материи. Эти кусочки материи можно использовать для того, чтобы залатать рисунки коврика и заплаты не отличались. Здание ребенку: «Подбери из нескольких кусочков материи (они нарисованы внизу) такой, который бы подошелш более всего к рисунку, коврика (он нарисован вверху)».
3. Тест «Пиши кружочками»
Оценка фонематического слуха
Инструкция: Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками: ООО. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Стимульный материал: Ау, рука, сок, звезда, весна.
4. Тест «Закрась фрукты»
Оценка способности цветовосприятия
Инструкция: Ребенку дают рисунки с черно-белым изображение различных фруктов и цветные карандаш, ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.
Источник: Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Состовители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н. Я. Головнева — Спб.: «Дельта», 384 с., илл.
Оценка результатов. Тесты и упражнения на развитие восприятия у детей дошкольного возраста
Тесты и упражнения на развитие восприятия у детей дошкольного возраста
Тест «Что не дорисовано?»
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд
0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд
2. Задание: «Найди спрятанные предметы»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
«Диагностика и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Программа «Диагностика и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста». Педагог-психолог МАДОУ ДС №427 Черноусова Елена Александровна Г.Челябинск
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему в человеке. Н.В. Шелгунов
Введение Основная задача психолога не подгонять развитие каждого ребенка к усредненным нормам, а предупреждать возникновение возможных тупиков его личностного развития, создавать условия для полноценного развития.
Актуальность программы: Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем и количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу – восприятие картинки.
Цель: Диагностика и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Выявление способности к дифференцированному восприятию. Определение способности цветовосприятия. Оценка фонематического слуха. Развитие познавательного процесса.
изобразительной (рисование, гербарии, объемные конструкции, аппликации и т.д.) условно-трудовой (уборка игрушек, распределение предметов в коробки, поливание цветов и т.д.) игровой (конструкторы, пазлы, мозаика и т.д.) Развитие восприятия должно основываться на следующих видах деятельности
Алгоритм реализации программы: Первый этап – первичное обследование уровня развития восприятия Второй этап – проведение коррекционно-развивающей работы с детьми Третий этап – итоговая диагностика уровня развития восприятия
Структура занятия: Занятия по программе включают: Приветствие. В начале занятия дети здороваются с «Веселками» Упражнения на развитие восприятия Разминка Упражнения на развитие восприятия Релаксационная минутка Подведение итогов: каждого ребенка оценивают – поощряют вербально и фишками или медальонами Ритуал прощания. Дети вместе с психологом делятся впечатлениями с «Веселками
Учебно – методический комплекс 4.Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., 1978. 5.Элькин Д. Г. Восприятие времени. М., 1962 1.Ильина М.Н. подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. – М., 2004. 2.Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. – РОСТОВ – НА ДОНУ., 2004. 3.Рубинштейн Т.Д. Основы общей психологии. М.,1989.
Благодарю за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1458134
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.