что не допускается при проведении погрузочно разгрузочных работ грузовых вагонов
ГОСТ 22235-76
Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
Купить ГОСТ 22235-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм при погрузке, выгрузке, уплотнении, рыхлении, разогреве груза, а также при очистных, маневровых и других работах.
Стандарт полностью унифицирован стандартом УСТ 3084-81
Издание (февраль 2005 г.) с изменениями № 1, 2, 3, 4, 5.
Оглавление
1. Общие требования по обеспечению сохранности вагонов
2. Требования к устройствам, взаимодействующим с вагонами
Приложение А (рекомендуемое) Определение значения статической нагрузки от колеса погрузчика с грузом на пол вагона
Приложение Б (справочное) Библиография
Дата введения | 01.01.1978 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.05.2011 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
16.11.1976 | Утвержден | Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР | 2578 |
---|---|---|---|
Разработан | Министерство путей сообщения | ||
Издан | Издательство стандартов | 1976 г. | |
Издан | ИПК Издательство стандартов | 1999 г. | |
Издан | ИПК Издательство стандартов | 2005 г. |
Freight cars for 1520 mm gauge main line railways. General requirements for safety in loading-unloading and shunting operations
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
И МАНЕВРОВЫХ РАБОТ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 16.11.76 № 2578
Изменение № 4 принято Межгосударственным cоветом но стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 10 от 04.10.96)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
Главная государственная инспекция Туркменистана
Изменение № 5 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
3. Стандарт полностью унифицирован стандартом УСТ 3084-81
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Обозначение НТД, на который дана ссылка
6. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
7. ИЗДАНИЕ (февраль 2005 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5 утвержденными в мае 1981 г., октябре 1984 г., декабре 1989 г., марте 1997 г., августе 1999 г. (ИУС 8-81, 1-85, 3-90, 6-97, 10-99)
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Общие требования по обеспечению сохранности при производстве
погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
Freight cars for 1520 mm gauge main line railways. General requirements
for safety in loading-unloading and shunting operations
Дата введения 01.01.78
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм при погрузке, выгрузке, уплотнении, рыхлении, разогреве груза, а также при очистных, маневровых и других работах.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ВАГОНОВ
1.1. Вагоны всех типов
1.1.1. Для обеспечения сохранности вагонов должны выполняться требования настоящего стандарта. Уставов железных дорог и нормативной документации на вагоны и устройства, взаимодействующие с ними.
Повреждением вагона считается нарушение исправного состояния вагона или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в настоящем стандарте.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.1.2. Вносить изменения в конструкции вагонов, заваривать двери, люки, снимать борта платформ, двери полувагонов, съемное оборудование вагонов и др., сверлить (пробивать, прожигать) отверстия для крепления грузов в деталях вагонов, а также крепить к ним грузы с помощью сварки допускается только с разрешения государственных органов управления железными дорогами.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
1.1.3. Нагрузки, действующие на вагоны и их элементы при погрузочно-разгрузочных * и маневровых работах, должны соответствовать «Нормам для расчетов на прочность и проектирования механической части новых и модернизированных вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» и нормативно-технической документации.
* Под погрузочно-разгрузочными работами следует понимать также работы по очистке вагонов, уплотнению, рыхлению и разогреву грузов.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).
1.1.4. Стоящие на железнодорожных путях без локомотива составы поездов, группы вагонов или отдельные вагоны должны быть надежно закреплены от самопроизвольного движения (ухода) тормозными башмаками, ручными тормозами или другими, установленными государственными органами управления железными дорогами средствами закрепления
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.1.5. Температура нагрева узлов и деталей вагонов в процессе производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть не более:
(Измененная редакция, Изм. № 2, 5).
1.1.6. Давление воздуха, подаваемого в тормозную магистраль вагонов, не должно быть более 0,7 МПа (7 кгс/см 2 ).
1.1.7. Погрузка, размещение, крепление и выгрузка грузов, подготовка их к перевозке, ограждение бортов, торцовых стен и дверей, а также открывание и закрывание дверей должны производиться по Техническим условиям погрузки и крепления грузов и Правилам перевозки грузов.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).
1.1.8. Максимальная масса размещаемого в вагоне груза и реквизитов крепления не должна превышать грузоподъемности, указанной на кузове вагона.
Превышение массы груза сверх указанной грузоподъемности вагона, обнаруженное при повторной проверке, допускается в пределах величины допустимой погрешности определения массы груза в соответствии с МИ 1953-88 [1].
Во всех случаях нагрузка, приходящаяся на ось, не должна превышать установленную в ГОСТ 22780-93, а нагрузка, приходящаяся на шейку, должна быть не более половины этой величины
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.1.9. Погрузка и выгрузка грузов, а также очистка вагонов от остатков перевозимых грузов гидравлическим способом допускается по согласованию с государственным органом управления железными дорогами. При этом должна быть обеспечена защита букс, тормозных приборов и воздушной магистрали от попадания в них влаги.
Полив груза в вагоне для его охлаждения не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 5).
1.1.10. Грузы, перевозимые насыпью, должны соответствовать установленным Правилами перевозки грузов требованиям предотвращения самовозгорания, слеживания и комкования.
Запрещается погрузка навалом и насыпью грузов, если с них стекает влага на ходовые части и автотормозное оборудование вагонов. При перевозках грузов, подверженных смерзанию при температуре ниже 0 °С, должны быть приняты меры по возможному уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, а также профилактические меры против смерзания, предусмотренные Правилами перевозки грузов.
Перед погрузкой в открытый подвижной состав пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки, прокладки и бруски должны быть очищены от снега, льда и грязи. В зимнее время полы вагонов и поверхности подкладок в местах опирания груза должны быть посыпаны слоем чистого сухого песка толщиной 1-2 мм. При перевозке технологической щепы и древесных опилок подсыпку песка не проводят.
При загрузке, разгрузке цистерн и вагонов для перевозки нефтебитума не допускается попадание продукта на тормозное оборудование и ходовые части вагона. Масляные загрязнения, в т.ч. на поверхности катания и боковых гранях обода колеса, должны быть удалены.
Лесоматериалы с обледенением к погрузке не допускаются.
Как исключение, погрузка лесоматериалов с обледенением может быть допущена при обеспечении грузоотправителем специальных чертежей размещения и крепления груза, обеспечивающих безопасность движения и сохранность вагонов
(Измененная редакция, Изм. № 5).
Проволочные закрутки, растяжки, обвязки должны сниматься с элементов вагонов с помощью специальных ножниц или кусачек.
Запрещаются маневровые работы с вагонами, имеющими открытые двери, крышки люков и опущенные борта, а также постановка таких вагонов в поезда и их нахождение на путях, если не производятся грузовые операции и ремонт вагонов или их открытое положение не предусмотрено специальными правилами.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 4, 5).
1.1.12. При загрузке и разгрузке вагонов не допускается попадание груза на междувагонные соединения, стояночный тормоз и буксовые узлы колесных пар.
Все несоединенные тормозные рукава вагонов должны быть уложены головками на цепь расцепного привода автосцепки или заглушены.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.1.13. При погрузке или разгрузке вагонов должны быть предусмотрены меры, исключающие удары по вагону грузом или грузозахватным устройством.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1.14. Не допускается устранение сдвига и восстановление сыпучести грузов в вагонах соударением таких вагонов с другими вагонами, стационарными устройствами, а также ударами копра.
1.1.15. Не допускается выгрузка смерзшихся грузов проталкиванием их в проемы люков грейферами или другими грузозахватными устройствами, применение для рыхления металлических болванок, взрыва, а также оттаивание груза с касанием пламени деталей вагона.
1.1.16. При погрузке, выгрузке грузов накатом слеги должны опираться на верхнюю обвязку полувагона или на пол платформы.
1.1.17. (Исключен, Изм. № 2).
1.1.18. Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы должны быть уложены около пути и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
1.2.1. Перед погрузкой и после выгрузки грузов крышки люков и торцевые двери полувагонов должны быть закрыты на оба запора.
При выходе груза за пределы внутренней длины кузова торцовые двери должны быть отведены к стенкам вагона и закреплены.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.2.2. Равномерно распределенная нагрузка на крышку люка полувагона не должна превышать 59 кН (6 тс).
Сосредоточенная на площадке размером 0,25´0,25 м и менее удельная нагрузка на крышку люка не должна превышать 0,8 МПа (8 кгс/см 2 ).
(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).
Работы по разрезанию и уплотнению металлолома непосредственно в полувагонах не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.2.4. Навалочные грузы, выгружаемые через нижние люки полувагонов, должны при погрузке иметь размер отдельных кусков в любом измерении не более 400 мм.
1.2.5. Железобетонные плиты, металлоконструкции и другие подобные грузы следует размещать и транспортировать в положении, исключающем их наклон с опорой на стенки кузова полувагона.
1.2.6. Температура грузов при погрузке в полувагоны, не оборудованные защитными экранами, не должна быть выше 100°С.
1.2.7. Растяжки, удерживающие груз от смещения, должны крепиться за специальные увязочные устройства.
Крепление растяжек к другим деталям вагона допускается только по разрешению государственного органа управления железными дорогами, согласованному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков свыше 100 кг, но не более 500 кг, на дно кузова полувагона должен быть насыпан слой из мелкокускового груза толщиной не менее 300 мм.
1.2.9. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а также штучные грузы и контейнеры следует грузить в полувагоны без сбрасывания.
Падение бревен допускается с высоты не более 3 м от нижнего ряда бревен, который должен укладываться на пол вагона без сбрасывания.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
1.2.10. Выгружать сыпучие грузы из полувагонов следует через люки или при помощи вагоноопрокидывателей. Грейферная разгрузка полувагонов, как исключение, допускается при перегрузке грузов, перевозимых в железнодорожно-водном сообщении, при условии обеспечения сохранности вагонов.
В других случаях разгрузка грейфером допускается по разрешению государственного органа управления железными дорогами.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 4).
1.3.1. Статическая нагрузка, действующая на пол вагона от колеса погрузчика с грузом, должна быть не более 18 кН (1,8 тс), а динамическая нагрузка должна быть не более 22 кН (2,2 тс) при среднем давлении колеса на контактную площадь не более 1 МПа (10 кгс/см 2 ) в соответствии с ГОСТ 27270-87.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.3.2. Температура грузов при погрузке не должна быть выше 80°С.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).
1.3.4. Заезд погрузчиков в крытый вагон допускается только с применением переходных мостиков.
Сбрасывание и волочение груза по полу вагона без применения защитных приспособлений не допускается.
Толщину крайних граней переходного мостика для проезда погрузчика с погрузочной платформы (рампы склада) в вагон и обратно рекомендуется принимать не более 8 мм. В качестве переходных мостиков могут использоваться металлические рифленые листы толщиной от 7 до 8 мм достаточно прочной и жесткой конструкции, не допускающей их прогиба под колесами погрузчика.
Мостик снизу должен иметь упоры (зацепы), закрепляющие его в рабочем положении.
Въезд погрузчика с переходного мостика в вагон, а также проезд по неровностям пола высотой до 10 мм (определяется визуально) рекомендуется производить при скорости движения погрузчика не более 1,4 м/с (5,0 км/ч). Проезд по неровностям деревянного пола вагона высотой более 10 мм рекомендуется производить при скорости не более 0,85 м/с (3,0 км/ч).
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.3.5. Грузы, перевозимые навалом без упаковки, должны транспортироваться при дверных заграждениях. Для заграждения дверных проемов вагонов допускается применять щиты, доски, горбыли толщиной не менее 40 мм.
При погрузке шифера, дров, труб, фанеры, листового и сортового непакетированного металла и других подобных грузов, укладываемых вдоль вагона, торцевые стены вагона на высоте погрузки должны быть ограждены грузом, уложенным поперек вагона (вертикально или горизонтально), или щитами из досок (горбылей) толщиной не менее 40 мм. Под крайние штабели груза должны быть уложены подкладки, обеспечивающие наклон штабеля внутрь вагона.
При многоярусной загрузке тарно-штучные грузы должны быть уложены вплотную друг к другу или закреплены от возможного смещения при транспортировании.
Укладка этих грузов в междверном пространстве должна производиться на расстоянии не менее 25 см от поверхности дверей и обеспечивать свободное их открывание для выгрузки с обеих сторон вагона.
Масса транспортного пакета (масса груза с пакетирующими средствами) должна быть такова, чтобы нагрузка на пол вагона от колес погрузчика с пакетом не превышала установленную п. 1.3.1.
Погрузка и выгрузка грузов, кроме сыпучих, через люки в крыше вагона не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.4.1. Погрузку и выгрузку грузов по откинутым продольным и торцовым бортам, а также при опущенных продольных бортах с заездом гусеничной и колесной техники следует производить при применении переходных мостиков и приспособлений, предохраняющих борта и пол платформы от повреждений.
Допускается проезд техники на резиновом ходу по откинутым торцовым бортам платформ. При этом нагрузка, сосредоточенная посередине борта на площадке 0,25´0,25 м, должна быть не более 35 кН (3,5 тс). Нагрузка, приложенная посередине каждой пары торцовых кронштейнов платформы, должна быть не более 50 кН (5,0 тс).
Разворот на полу платформы техники на гусеничном ходу без предварительной защиты пола от повреждений не допускается.
Грузы, перевозимые навалом, тяжеловесные стальные слитки, болванки, балки, контейнеры и другие грузы с массой отдельных кусков (мест) более 500 кг должны укладывать на пол платформы без сбрасывания.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
Если груз не может быть перевезен при закрытых бортах, то борта загруженной платформы допускается оставлять в опущенном положении при соответствующем их закреплении.
Перед началом погрузки крупнотоннажных контейнеров борта должны быть открыты (опущены), а после ее завершения подняты и закреплены.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
1.4.3. Температура грузов при погрузке не должна быть выше 100 °С.
1.4.4. Выгрузка сыпучих грузов должна производиться с помощью устройств, имеющих предохранительные приспособления, предотвращающие повреждения пола и бортов.
Устройства, используемые для выгрузки груза с платформ, должны иметь зазор от рабочих кромок скребка или ножа до пола платформы не менее 30 мм. Опирающиеся на пол платформы детали сгребающего устройства, в виде ролика или лыжи, должны при разгрузке исключать возможность задевания рабочих органов за элементы конструкции платформы, а также предотвращать падение скребка ниже уровня пола платформы в начале и конце рабочего хода.
Не допускается выгрузка с платформ грузов, перевозимых насыпью (навалом), с заездом на настил пола бульдозерами, тракторами на гусеничном ходу, сгребание ковшом экскаватора, а также погрузочно-разгрузочные работы с волочением тяжеловесных грузов по полу платформы.
При механизированной выгрузке грузов, перевозимых насыпью (навалом), борта платформы должны быть открыты (опущены).
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.5.1. Налив цистерны должен производиться при исправном предохранительном клапане.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.5.2. При наливе цистерн, оборудованных универсальными сливными приборами (за исключением цистерн с паровой рубашкой), температура наливаемого груза не должна быть выше 100 °С.
1.5.3. Открывать нижний сливной прибор следует без ударов металлическими предметами по его деталям.
Не допускается снимать патрубки модернизированных сливных приборов цистерн, создавать в цистернах давление для ускорения слива, а также применять обогрев цистерн открытым пламенем.
После слива из цистерны предварительно разогретого острым паром продукта крышка люка и сливной прибор должны быть закрыты при температуре котла не выше 50 °С.
1.5.4. При эксплуатации цистерн, предназначенных для перевозки кислоты и меланжа, должны соблюдаться следующие требования:
— перед наливом крышку люка открывать только на время осмотра, а по окончании его немедленно плотно закрывать с обязательной постановкой под нее кислотостойкой прокладки;
— после налива (слева) кислоты грузоотправитель (грузополучатель) должен немедленно закрыть крышку люка с кислотостойкой прокладкой, плотно завернуть гайки-барашки, опломбировать цистерну, нейтрализовать и протереть ее котел от подтеков кислоты. Слив кислоты должен производиться полностью с удалением шлама;
— температура меланжа при наливе в цистерны не должна превышать установленной Правилами перевозок грузов. Приготовление меланжа и ингибирование соляной кислоты непосредственно в цистернах в процессе налива не допускается;
— при работах с цистернами для перевозки кислоты не допускается касание, вдавливание и трение посторонними жесткими предметами о гуммировку.
При постановке в резерв цистерн, предназначенных для перевозки кислоты, они должны быть полностью освобождены от остатков груза и шлама, нейтрализованы и тщательно очищены внутри, а крышки люков плотно закрыты с постановкой прокладок.
1.5.5. При эксплуатации цистерн-цементовозов должны выполняться следующие требования: температура цемента при погрузке не должна быть выше 100 °С. Патрубок загрузочного устройства, детали системы механизированной разгрузки, а также наружная поверхность цистерны после погрузки и выгрузки должны быть очищены от остатков грузов. Способы очистки не должны допускать их повреждений.
1.5.3-1.5.5. (Измененная редакция, Изм. № 2).
1.6. Изотермические вагоны
1.6.1. При загрузке и разгрузке рефрижераторных вагонов, секций и вагонов-термосов движение погрузчиков допускается только по напольным решеткам. При этом нагрузка от колеса погрузчика с грузом не должна превышать 12 кН (1,2 тс).
При нагрузке свыше 12 кН (1,2 тс), но не более 15 кН (1,5 тс), на пути следования погрузчика должны быть уложены металлические листы толщиной не менее 3 мм.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.6.2. Масса транспортного пакета (масса груза с пакетирующими средствами), предъявляемого к перевозке в изотермических вагонах, должна быть не более 1 т.
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
1.6.3. Запрещается производить маневры толчками и распускать с горки составы рефрижераторных поездов. При роспуске с сортировочных горок 12-и 5-вагонных секций, а также автономных рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов соударение их с вагонами, стоящими на путях подгорочного парка или последующих отцепов с ними, не допускается.
1.6.4. Применение растворов каустической соды, щелочных растворов формальдегида, хлорной извести для дезинфекции изотермических вагонов запрещается, кроме вынужденной дезинфекции, предусмотренной нормативно-технической документацией. При использовании 3-4 % раствора каустической соды для вынужденной дезинфекции в раствор должно быть добавлено 14-16 % буры.
1.6.3, 1.6.4. (Введены дополнительно, Изм. № 3).
1.7. Специализированные вагоны
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.7.1. В специализированных вагонах должны перевозиться лишь те грузы, для которых они предназначены.
Грузоотправители и грузополучатели должны иметь устройства для загрузки и разгрузки специализированных вагонов.
Разгрузка вагонов-хопперов открытого типа для агломерата и окатышей грейферными кранами и на вагоноопрокидывателях не допускается без разрешения государственного органа управления железными дорогами и предприятия-изготовителя вагонов.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).
1.7.2. Перед загрузкой вагонов должны быть проверены:
— температура, влажность и другие свойства грузов, перевозимых насыпью, для предотвращения слеживания, комкования и смерзания груза;
— пригодность вагонов для перевозки данного груза;
— исправность разгрузочных устройств вагонов;
— комплектность и исправность устройств для крепления грузов в вагоне.
При невыполнении этих условий погрузка в специализированные вагоны не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.7.3. При эксплуатации вагонов-хопперов должны выполняться следующие требования.
Зависающий в вагоне груз следует удалять при помощи специальных лопаток-шуровок или вибрационных машин, которые генерируют вынуждающую силу, не превышающую по амплитуде:
При каждой разгрузке вагона допускается периодическая работа вибромашины не более 3 с при общей продолжительности работы не более 1 мин.
Штурвал ручного привода механизма разгрузки при открывании и закрывании крышек разгрузочных люков следует вращать без применения рычагов, труб, ломов и т.п.
Перед началом выгрузки следует открыть крышки загрузочных люков.
После загрузки и разгрузки следует очистить от остатков груза крышки, места отбуртовок люков и вагон снаружи; после разгрузки очистить вагон внутри, закрыть крышки запирающим рычагом (запорным механизмом).
Температура загружаемого цемента не должна быть выше 70 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
1.7.4. При эксплуатации вагонов-хопперов с пневматическим приводом механизма разгрузки должны выполняться следующие требования:
— перед выгрузкой открыть крышки загрузочных люков;
— давление сжатого воздуха, подаваемого в механизм разгрузки, должно быть не выше 0,6 МПа (6 кгс/см 2 );
— при ручном управлении механизмом разгрузки крышки разгрузочных люков открывать одновременно с двух сторон рычагом длиной не более 800 мм. Перед открыванием крышек вывести блокирующий рычаг из зацепления с фиксатором на приводном валу. После закрывания крышек перевести червяк в нерабочее положение и заблокировать механизм от раскрытия.
При замерзании трубопроводов и приборов пневмосистем механизма разгрузки разогревать их открытым пламенем не допускается.
Остукивание металлических элементов кузова (рамы) для удаления остатков груза допускается проводить ударами деревянного молотка массой не более 2 кг.
Не допускается устранение течи цемента через неплотности разгрузочных люков посредством его смачивания.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).
1.7.5. При эксплуатации вагонов для перевозки нефтебитума (бункерных полувагонов) должны выполняться следующие требования:
— при наливе температура груза не должна превышать 150 °С, а расстояние от поверхности груза до верхних кромок бортов бункера не должно быть менее 0,25 м;
— разгрузку битума из бункеров производить поочередно;
— застывший груз в бункерах разогревать паром под давлением не более 0,4 МПа (4 кгс/см 2 ). Не допускается выкалывание застывшего битума, разогрев битума средствами, вызывающими пережог металла бункеров и других элементов этих вагонов, разогрев битума до полного расплавления и выгрузка его в жидком состоянии.
1.7.6. При эксплуатации двухъярусных вагонов для перевозки легковых автомобилей должны выполняться следующие требования:
— после загрузки (разгрузки) вагона переездные площадки установить в транспортное положение и зафиксировать с помощью крюковых захватов, а колесные упоры закрепить;
— при погрузке колесные упоры убрать с пути следования колес автомобилей;
1.7.7. В вагоны для перевозки горячих окатышей и агломерата груз должен загружаться с температурой не выше 700 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИМ С ВАГОНАМИ
2.1. Устройства* всех типов (кроме грейферов)
(Измененная редакция, Изм. № 1).
* Под устройствами следует понимать установки, машины, оборудование, эстакады, погрузочно-разгрузочные и маневровые пути, сортировочные горки и т.п.
2.1.1. Для погрузочно-разгрузочных и маневровых работ с вагонами должны применяться устройства, изготовленные или модернизированные по нормативно-технической документации, согласованной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 4).
Конструкция устройств, работающих внутри кузова вагонов, должна обеспечивать беспрепятственный ввод и свободное их перемещение в вагоне.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Испытание образцов должно производиться с участием представителей государственного органа управления железными дорогами.
Программа и методика испытаний должны быть согласованы в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.
2.1.4. Все взаимодействующие с вагонами устройства перед вводом в эксплуатацию должны быть приняты комиссией с участием представителей государственного органа управления железными дорогами.
Эксплуатацию и содержание устройств, взаимодействующих с вагонами, производить в порядке, предусмотренном инструкциями, составленными администрацией предприятия и согласованными с представителями железной дороги. Инструкции должны содержать параметры и технологии работы устройств, обеспечивающие сохранность вагонов.
Исправность погрузочно-разгрузочных и маневровых устройств в процессе эксплуатации должна в согласованные сроки проверять комиссия с участием представителей государственного органа управления железными дорогами.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
2.2. Грузоподъемные устройства
Ширина двухчелюстного грейфера, независимо от назначения размаха, не должна превышать 2,5 м, а номинальная масса порожнего грейфера должна быть не более 8 т. Установка зубьев, клыков, перекрытие ножей внахлестку, а также острые режущие кромки на ножах не допускаются. Кромки ножей закрытого грейфера должны плотно прилегать друг к другу. Допускается относительное смещение кромок по высоте в сомкнутом положении в пределах 20 % толщины ножа.
Грейферы для выгрузки лесоматериалов из полувагонов должны иметь:
— наружную длину грейфера в раскрытом положении не более 2,7 м;
— внутреннюю длину грейфера в раскрытом положении (2,550±0,025) м;
— суммарную длину ножей челюстей одной стороны грейфера не менее 0,4 м;
Грейфер на груз должен опускаться вертикально. Опирание грейфера на элементы конструкции вагона не допускается. Допускаемая посадочная скорость опускания грейфера на груз в зависимости от его массы не должна превышать указанной в табл. 1.