что не должно быть включено в бддс
Как составить бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств (БДДС) – это инструмент по управлению финансами. Он нужен для оптимизации финансовых потоков. С ним будет проще обеспечить экономическую устойчивость компании.
Что собой представляет БДДС
Бюджет ДДС представляет собой документ, из которого можно сделать вывод о движении финансов и состоянии расчетного счета. Это ключевой элемент системы бюджета фирмы. Формирование БДДС – приоритетное действие в рамках управления организацией. Документ имеет важное значение при обеспечении устойчивости компании. Последняя, в свою очередь, является определяющим фактором в успехе фирмы.
Устойчивость компании предполагает ее независимость от внешних обстоятельств, партнеров, кризисов. Это один из факторов повышения прибыли, так как устойчивое предприятие более привлекательно для инвесторов.
Устойчивость фирмы практически напрямую связана с ДДС и управлением финансовым потоком. А бюджет как раз позволяет контролировать денежные потоки. Как правило, за его составление отвечает финансовый менеджер.
Задачи и функции БДДС
БДДС нужно для решения этих задач:
В бюджете фиксируются эти аспекты деятельности:
То есть в бюджете отражаются все факты движения денег в организации.
Для чего требуется составлять БДДС
ВАЖНО! Макет структуры БДДС от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Успешное существование фирмы определяется ее финансовой устойчивостью. Устойчивое положение позволяет фирме стабильно расти, пользоваться средствами инвесторов.
Обеспечение устойчивости фирмы складывается из этих двух факторов:
Финансовый менеджер должен предупреждать «кассовые разрывы» и вести финансовые отчеты. Для этих целей применяется БДДС. Этот документ явно отражает эти аспекты деятельности:
В бюджете отражается предоплата за товар, авансы, задержки выплат. Из БДДС можно своевременно выявить потребность в займе. Из документа становится ясна картина движения денег. Бюджет нужен для обеспечения финансовой устойчивости. То есть с помощью него можно исключить растраты.
Основные этапы составления БДДС
Формирование БДДС – важнейший фактор в рамках управления работой организацией. Составляется документ с разной периодичностью. Как правило, используется детализация по каждому месяцу.
Бюджет – это документ с гибкой формой. Но помесячный план считается наиболее удобным. Рассматриваемая форма предполагает разбивку по дням. БДДС формируется в завершении каждого месяца. Желательно, чтобы над созданием бюджета работали все подразделения фирмы, работа которых связана с планированием и тратой денег. Рассмотрим все этапы составления БДДС.
Этап №1. Определение остатка денег
Первый шаг – определение минимального остатка денег, достаточного для деятельности организации. Размер этого остатка зависит от направления деятельности компании, рисков, возникающих в процессе работы. Специалистам нужно определить конечное сальдо.
Этап №2. Установление доходной части
Доходная часть определяется на основании бюджета продаж и поступлений от инвесторов. Нужные данные можно собирать двумя способами:
Этап №3. Установление расходной части
Расходная часть устанавливается на основании прямых трат. К ним относятся траты на ЗП, сырье, расходы на производственные и накладные нужды. Прямыми тратами считаются и расходы на инвестиции, выплаты процентов.
Этап №4. Установление размера чистого потока денег
Чистый поток средств – это показатель, который можно получить путем извлечения разницы между положительным и отрицательным балансом. Для расчетов берется определенный период. Чистый денежный поток позволяет установить нынешний экономический статус фирмы, а также определить ее перспективы.
Если расходы превышают доходы, образуется «кассовый разрыв». Заключительное сальдо приобретает отрицательное значение. Это довольно плохо для компании. А потому сотрудники фирмы должны предпринять меры по устранению отрицательного значений. Для этого можно урезать расходы или задействовать займы, резервные деньги.
Если отрицательные показатели убрать не получится, это симптом высокого риска банкротства. В этом случае возникают различные проблемы:
То есть превышение расходов над тратами – это очень негативное явление для компании.
Этап №5. Корректировка значений
Окончательный этап – корректировка БДДС для приведения документа в соответствие с нынешними финансовыми реалиями. Следующий шаг – утверждение бюджета руководителями фирмы.
Утвержденный БДДС представляет собой документ, наделенный юридической силой. С бюджетом постоянно взаимодействуют руководители компании, а также ее персонал.
Особенности составления бюджета
Компания может существовать нормально и стабильно только в том случае, если баланс является положительным. Ключевую роль в обеспечении положительного баланса играет правильное планирование БДДС. В рамках планирования изучается движение финансов. Оформление БДДС рекомендуется разбить на этапы.
Отличие БДДС от БДР
Помимо БДДС есть БДР. Это документ, отражающий доходы и расходы фирмы. Представляет собой простую таблицу. В ней фиксируются все хозяйственные операции, которые ведут к доходам/расходам.
БДДС и БДР – документы, которые очень похожи между собой. У начинающих специалистов может сложиться впечатление, что эти формы практически идентичны. Для компании важен и тот, и другой документ. На основании форм можно установить размер общей прибыли, расходов предприятия.
Но между БДДС и БДР есть отличия, которые нужно учитывать:
Документы различаются по фиксируемым в них статьям. Формы включают в себя разный перечень сведений. Рассмотрим разницу в виде таблицы:
Операция | БДР | БДДС |
---|---|---|
Начисление амортизации | Присутствует | Отсутствует |
Переоценка ТМЦ | Присутствует | Отсутствует |
Недостача активов | Присутствует | Отсутствует |
Брак, полученный на производстве | Присутствует | Отсутствует |
Кредиты и займы | Отсутствует | Присутствует |
Покупка ОС | Отсутствует | Присутствует |
НДС | Присутствует | Присутствует |
Цели формирования документа также отличаются:
Посредством этих документов можно извлечь разные показатели по одной и той же операции.
Взаимосвязь бюджетов движения денежных средств (БДДС) и доходов и расходов (БДР)
Бюджетирование на предприятии представляет собой процесс создания различных бюджетов, как в разрезе отдельных подразделений, так и всей компании в целом. Проще говоря — это планирование работы организации на будущее. Бюджетные индикаторы охватывают все сферы деятельности компании, и во многом зависят от ее организационной структуры. Бюджетирование предполагает распределение ресурсов во времени, является частью общей системы финансового контроля и, в частности, опирается на бюджет движения денежных средств (БДДС), а также бюджет доходов и расходов (БДР).
Характеристики БДДС и БДР
Результаты бюджетирования заключаются в соответствующих системах бюджетов. Они представляются в виде документов, отражающих собой количественные планы на периоды времени в переводе на денежные единицы. В них содержится информация о предполагаемых прибылях и убытках, а также указываются суммы, необходимые для достижения поставленных целей.
Бюджетирование играет важную роль в процессе систематизации всего процесса планирования и корректного анализа экономики в рамках компании. Финансовый анализ в свою очередь способствует формированию бюджета в разных ракурсах. Но самыми распространенными отчетами в этом процессе является следующая бюджетная документация:
Эти документы кроме финансовых потоков также отображают объём продаж, стоимость готовой продукции, и другие показатели, влияющие на рост компании. Эти документы объединяет то, что они составляются, как правило, на основании совершенных или предстоящих хозяйственных операций.
Особенности БДР
Бюджет доходов и расходов отражает суммы приходов и расходов по конкретному производственному подразделению. Этот документ является методом записи операционной деятельности, формирующей прибыль и убытки. С помощью БДР планируется доход, и оценивается доходность на предстоящие отрезки времени.
При этом предприниматели принимают решения о целесообразности внедрения и развития того или иного проекта. Например, если БДР показывает, что прибыль превышает расходы, то принимается положительное решение о данном проекте. Информация вносится в этот документ во время начисления. Первичными документами для его составления является следующая документация:
Цифры вносятся в момент отгрузки товара. При этом фактическое поступление денег роли не играет. Поэтому в отдельные периоды возможны убытки (например, в связи с реализацией сезонного товара или при запуске новых проектов).
Главным критерием здесь является прибыль. Она зависит от капитала и исчисляется в виде стоимости в денежных единицах. По доходам и расходам, отражаемым в этих документах, рассчитывают себестоимость товара и рентабельность производства. БДР похож на форму бухгалтерской отчетности, касающуюся прибылей и убытков. Документ оформляется файлом Excel или в специализированных программах.
Характеристика БДДС
Бюджет движения денежных средств отображает перемещение денег организации по ее банковским счетам и кассам. Документ этого типа связан с каждым из объектов бизнеса, подлежащим бюджетированию, содержит данные обо всех денежных операциях, составляется на период от одного дня, и формируется на основании информации о предстоящих выплатах и поступлениях. Данный бюджет показывает потоки денежных средств исключительно в денежной форме.
Это позволяет своевременно исключать моменты кассовых разрывов, когда у фирмы отсутствуют деньги для погашения текущих выплат. Первичными документами для оформления соответствующих операций являются кассовые ордера, выписки из банков, и прочая подобная документация. БДДС похож на форму отчетности бухгалтерии относительно движения денежных средств предприятия.
Различия между БДР и БДДС
Построение бюджета можно рассмотреть на конкретном примере. При стабильном доходе среднестатистической семьи весь доход (заработные платы каждого из ее членов, пенсии, пособия, и так далее) складываются, и получается общий доход семьи (общая прибыль).
Затем хозяйка или хозяин подсчитывают предстоящие расходы. Это оплата коммунальных услуг, расходы на продукты, одежду, обучение детей, и прочие необходимые траты. Иначе, это и есть действия по составлению бюджета. Как правило, в семье расчет осуществляется на месяц вперед.
После подсчета будущих доходов и расходов предположительно должны остаться какие-то деньги. Их можно потратить на поездку в отпуск, развлечения, покупку мебели или бытовой техники.
Директор предприятия осуществляет практически такие же расчеты. Но только он делает это по правилам бухучета. Директор должен сопоставить будущий доход и расход, подсчитать предположительные остатки, принять соответствующие решения, и сделать заключение о рентабельности производства.
Такое процесс и называется «бюджетирование». А само планирование в свою очередь заключается в контроле полученных результатов, подготовке управленческих приказов, анализе отклонений фактических показателей от запланированных результатов.
Рассматривая оба примера, можно сказать, что домохозяйка рассчитывает, сможет ли она после оплаты всех счетов что-либо отложить на непредвиденные расходы или съездить в отпуск всей семьей. А руководитель, например, завода подсчитывает денежные средства, которых должно хватить на уплату налогов, выплату заработной платы сотрудникам, создание новых проектов, и осуществление новых вложений.
При относительной схожести БДР и БДДС (они лежат в основе бюджетирования любой компании и отражают потенциальную прибыль и остатки финансов) все-таки эти документы имеют и существенные различия.
Что касается разницы между этими документами, то в основном они различаются формой капитала и его стоимостью. Говоря простыми словами, разница выражается различным отражением операций в документации. БДДС фиксирует капитал предприятия в денежном эквиваленте, а БДР – в товарной форме. Она переносит стоимость в виде взаимосвязанного расхода и дохода.
Поэтому эти отчеты могут отображать и/или не отображать те или иные события. К примеру, в БДДС отображаются такие операции, как
А в БДР фиксируются:
Взаимосвязь между БДДС и БДР
В бухучете есть термин: бюджет по балансовому листу (ББЛ). Он вместе с БДДС и БДР образует так называемый сводный бюджет. Каждый из трех документов характеризуется отношением к капиталу, деньгам компании, их состоянию и движению. Но не следует думать, что вместе эти три бюджета и составляют сводный бюджет. Они лишь дополняют друг друга. А в совокупности они дают общую динамическую картину развития бизнеса.
ББЛ фиксирует капитал и его движение в денежном эквиваленте, отображает результаты исполнения БДДС, движение оборотных средств, итоги исполнения БДР за конкретные периоды. Поэтому лишь все три документа одновременно позволяют проанализировать факторы, определяющие финансовые и экономические показатели деятельности компании.
Взаимную связь бюджетов можно рассмотреть на примере произвольного завода-изготовителя какой-либо продукции.
Пример взаимного дополнения бюджетов
Можно рассмотреть ситуацию, при которой компания в обычном рабочем режиме (определенных производственных мощностях, регулярном выпуске продукции из одних и тех же материалов, периодических закупках материалов, имеющихся в наличии у постоянного поставщика) испытал определенные трудности из-за выхода из строя оборудования.
Авария была устранена в оперативном режиме, но в результате простоя несколько тонн исходных материалов осталось неиспользованными. Сырьё было израсходовано и закуплено дополнительно в необходимом количестве, но уже в текущем месяце. Но так как заводом были недополучены прибыли из-за производственного простоя, то недостающее количество сырья закупалось в долг (возникновение кредиторской задолженности). Такие затраты не должны быть отражены в бюджете производства по отдельным статьям для того, чтобы их легко было выялять и анализировать.
Кроме того, за текущий месяц была реализована не вся, а лишь 80% готовой продукции. Часть этой выручки получалась денежными средствами (прибыль), а какой-то процент был представлен покупателям в кредит (возникновение дебиторской задолженности).
В итоге образовались следующие показатели:
Все эти показатели группируются следующим образом.
Вся информация, сгруппированная по этим показателям, отображена в соответствующих отчетных документах. А их составление и планирование в свою очередь и называется: бюджетирование. В процессе такой работы составляется множество отчетов. В итоге они образуют основные бюджеты. Самыми главными из них считаются следующие:
Все отчетные балансовые документы отражены в балансе и взаимосвязаны, хотя они могут и не затрагивать документацию о движении денег или финансовых показателях (за исключением БДДС). В нем перемещение денег всегда отражено в балансе.
Связи между БДДС и БДР, не являющиеся абсолютными, отображаются в соответствующих бухгалтерских схемах. Например, это следующие взаимодействия:
Но существует взаимосвязь, которая считаются абсолютной:
Так, БДР отображает планируемые прибыли (именно с них собственники получат свои проценты). А БДДС показывает суммы предстоящих платежей и дает информацию о возможностях и источниках кассовых разрывов. Только все документы одновременно (вместе с бюджетом ББЛ) дают представление о работе фирм и контроле за исполнением управленческих решений.
Принципы оформления БДДС и БДР
Составление БДДС и БДР осуществляется по разным принципам и характеризуется определенными особенностями.
Принципы составления БДР
Составление этого бюджета осуществляется по начислению доходов, расчету расходов и прибылей.
Доход отображается в соответствии с его источником. Это следующие сферы:
Расходы детализируются по группам:
Прибыль может рассчитываться в виде валовой, операционной, чистой прибыли, и прибыли до начисления налогов. В некоторых случаях БДР составляется по разным направлениям работы компании. Также могут указываться платежи по кредитам.
Принципы составления БДДС
Оформление БДДС происходит по определенному алгоритму. Сначала устанавливают обязательный минимальный денежный остаток. Этот показатель может зависеть от сферы деятельности компании и возможности возникновения непредвиденных ситуаций.
На втором этапе определяется доходная часть БДДС. Здесь используют план продаж, графики выплаты долгов, учитывают потенциальные поступления (например, проценты или дивиденды). При этом используют расходную часть: зарплата, материалы, и все остальные траты.
Последний этап предполагает расчет чистого денежного потока и анализ возможностей кассовых разрывов. В случае необходимости осуществляется корректировка БДДС.
Информацию для создания БДДС собирают двумя способами: способ «снизу вверх», предполагающий сбор информации от подразделений в единый документ, и способ «сверху вниз», обеспечивающий сначала составление документа и только затем доведение сведений до руководителей подразделений.
Резюме
Главными экономическими категориями оценки результатов деятельности являются показатели стоимости, капитала, дохода, и расхода. При этом бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов показывают эффективность и рентабельность различных предприятий по разным подразделениям и видам деятельности. Эти бюджеты считаются родственными документами, но информация в них отражается по различным принципам. БДР составляются при помощи метода начисления, отражают доходы, расходы, и прибыли. А БДДС заполняются в соответствии с кассовым методом, отражают количество и движение денежных остатков.
Алгоритм составления БДДС
БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.
БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С
Зачем составлять БДДС?
Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.
БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.
Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:
Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.
По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.
Этапы составления БДДС
Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:
Отчет БДДС
Бюджет движения денежных средств включает плановое движение средств в организацию и из организации в разрезе статей оборотов и типов деятельности. Как правило, выделяют три её вида – текущая, финансовая и инвестиционная.
Бюджет движения денежных средств включает плановое движение средств в организацию и из организации в разрезе статей оборотов и типов деятельности. Как правило, выделяют три её вида – текущая, финансовая и инвестиционная.
Текущая деятельность
Она определяется, как главная деятельность, которой занимается организация, например, изготовление какой-либо продукции. Приход денежных средств по этому виду рассматривается и планируется в аспекте источников поступления – типов деятельности, направлений продаж, клиентских групп, виды товаров. Траты денежных средств делятся по главным направлениям, например – ресурсы, материалы, полуфабрикаты, товары для перепродажи, з/п, налоги и другие начисления. Чистый денежный поток в итоге фиксируется как разница всех приходящих и расходующихся денег.
Сведения по доходным и расходным статьям может планироваться следующим образом:
Когда бюджет планируется косвенным способом, чистый поток денег от ведущейся деятельности вычисляется с помощью поправки размера чистой прибыли на «не денежные» строчки расходов и на количество изменения актуальных на настоящий момент активов и пассивов.
Инвестиционная деятельность
Как правило, аналитическими выкладками в инвестициях являются группы основных средств и НМА (здания и сооружения, оборудование и проч.), цель ОС и НМА (для личного использования, сдачи в аренду, продажи), капстроительство (новые объекты, реставрация, модернизация, перевооружение), типы долговременных капиталовложений (покупка акций, долей и пр.).
Важно обратить внимание: когда во время постройки или покупки новых объектов появляются новые расходы, возникающие при их открытии (то же, что и start-up costs). Они могут быть капитализированы и их обязательно необходимо отразить в БДДС вместе с выплатами по инвестициям.
Финансовая деятельность
Она отвечает за капитал организации, займы, кредиты, депозиты и прочие финансовые инструменты. Соответствующий раздел в целом сосредотачивается на источниках денежного обеспечения предприятия извне, которые в целом не соотносятся с его ключевой деятельностью. В большинстве случаев к приходу денег по этому виду относятся набор кредитов и займов, возвращение предыдущих займов, считая проценты, целенаправленное финансирование из разных источников, а также прибыль от облигаций или акций. Выплаты по данному виду включают возвращение привлеченных кредитов и займов, считая проценты и комиссии, выплату займов иным фирмам, погашение облигаций и покупка собственных акций, начисление дивидендов.
Важно заметить, что займы и банковские кредиты должны быть постоянно отражаться в составе финансовой деятельности, а проценты могут считаться в рамках операционной исходя из цели кредита.
С помощью БИТ.ФИНАНС, Вы сможете легко формировать отчеты БДДС по выполняемой деятельности.
Состав статей бюджета по текущей деятельности
Как уже написано выше, под текущим видом деятельности понимают основной вид деятельности, которым занимается компания. Для такой компании вполне подойдет следующий состав статей:
БДДС по текущей деятельности
Поступления по текущей деятельности
Поступления от реализации товаров, работ, услуг
Поступления от прочей реализации
Прочие поступления по операционной деятельности
Бюджет движения денежных средств: алгоритм составления
Бюджет движения денежных средств: алгоритм составления
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
БДДС – это
БДДС – это один из трех финансовых бюджетов. Кроме него есть еще:
В БДДС отражаются плановые поступления и платежи, а также считается чистый денежный поток (ЧДП). Вместе с остатками по деньгам последний показывает либо профицит, либо дефицит денежной массы.
Главная цель составления БДДС – управление платежеспособностью компании. Из нее вытекают частные задачи:
Как связать БДДС и БДР или откуда берутся данные
Сразу условимся: в статье мы исходим из того, что организация:
Такие сведения – залог простого и максимально верного формирования БДДС.
В основе планирования денежных потоков – будущие доходы и расходы. Доходы лягут в основу притоков, а расходы – оттоков. Правда, важно помнить: это совсем не одно и то же. Вот некоторые различия.
Таблица 1. Разница между доходами, расходами и денежными потоками
Критерий для сравнения
Какой бюджет формируют
В какой момент отражаются в бюджете
Когда у компании возникает право или обязанность на их признание. Например:
Когда осуществляется платеж в пользу контрагента или поступает оплата. Наличный/безналичный характер и валюта расчетов не играют роли. Например:
Что включают/не включают
Включают «неденежные» составляющие. В числе доходов – это:
Не включают полученные и выданные авансы
Не включают «неденежные» доходы и расходы
Какой итог формируют
Прибыль или убыток
Если БДР строится по тому же принципу, что его фактический «собрат» – отчет о финансовых результатах, то в статьях бюджета нет ни НДС к уплате, ни к возмещению
Если бюджет формируется по принципам бухгалтерского отчета о движении денежных средств, то НДС в БДДС «сидит» в строках:
К чему ведет различие между доходами, расходами, денежными потоками
К возникновению дебиторской и кредиторской задолженности.
Приведенное в таблице определяет в том числе суть разницы между БДР и БДДС.
БДДС: как составить прямым и косвенным методом
Есть два подхода к формированию БДДС:
прямой. На основе плана по доходам и расходам из БДР, а также с учетом особенностей расчетов с контрагентами организация считает будущие поступления и платежи;
Рассмотрим подробнее оба подхода.
БДДС прямым методом: форма и пример
Вот этапы составления такого бюджета.
Этап 1. Определяемся с начальным остатком денег
Это отправная точка. В идеале следует взять фактическое значение денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и специальных счетах, которое сложилось на последний день, предшествующий бюджетному периоду. Например, на 31 декабря.
Однако есть очевидная сложность. Бюджеты готовятся заранее, поэтому узнать фактический остаток не выйдет. Он еще неизвестен. Можно остановиться на плановом значении из БДДС предыдущего года. Если оно не сильно отклоняется от реальности, то вполне сгодится. Когда разрыв между планом и фактом значителен, тогда откорректируйте план с учетом текущей ситуации.
Этап 2. Считаем поступления
Ориентируемся на значения выручки и прочих доходов из БДР, которые переводим в денежные потоки с помощью графиков платежей и/или коэффициентов инкассации.
Важно помнить также о разбивке поступлений на три группы:
Выручка участвуе тв формировании текущих поступлений, а прочие доходы – инвестиционных и финансовых. Обобщенная формула для расчета притоков выглядит так:
Рисунок 1. Формула для определения денежного притока в БДДС
Как определить значения первых трех слагаемых? Либо по графикам платежей, либо на основе коэффициентов инкассации.
Идеальный вариант – качественно сделанные графики с расписанными датами получения денег от контрагентов в соответствии с условиями договоров. Однако часто они не составляются вообще, либо формируются на срок короче периода бюджетирования.
Выходом становится расчет коэффициентов инкассации по фактическим данным предыдущего года либо квартала при условии, что система расчетов с контрагентами за это время не менялась. Ведь если вместо существовавшей ранее для покупателей отсрочки платежа теперь от них требуется аванс или предоплата, то ценность прошлых цифр – невелика.
Предположим, что изменений не было. Как тогда вычислить эти коэффициенты? Воспользуйтесь следующим алгоритмом.
Рисунок 2. Расчет коэффициентов инкассации для денежных притоков
Для большей точности разумно рассчитать несколько фактических значений коэффициентов, например, в поквартальном разрезе за год, а затем вывести среднюю величину.
Допустим, коэффициенты окажутся равными 0,6, 0,3 и 0,1. Значит, 60% дохода закрываются денежным платежом в текущем месяце/квартале, еще 30% приходят как аванс, а 10% – оплата отсрочки прошлых периодов. Умножайте их на плановые доходы текущего периода и найдете составляющие поступлений.
Этап 3. Вычисляем платежи
Логика расчета платежей – та же самая, что и для поступлений. Нужны:
Инвестиционные и операционные потребуются, чтобы:
Увязка между расходами и денежными оттоками сложится по такой обобщенной зависимости:
Рисунок 3. Увязка между расходами и денежными оттокам
Для вычисления платежей в пользу поставщиков и подрядчиков также пригодятся коэффициенты инкассации. По аналогии с поступлениями считайте их по трем группам, а затем умножайте на плановые суммы приобретений.
Рисунок 4. Расчет коэффициентов инкассации для денежных оттоков
Этап 4. Считаем ЧДП и остатки денег на конец периода
Разница между плановыми притоками и оттоками определит ЧДП, который также считается в разрезе трех видов операций. Затем вычисляется общее значение чистого потока как сумма частных. Добавляйте его к начальному остатку из первого этапа – получите деньги на конец периода бюджетирования.
Важный технический момент: планирование начинайте с текущих операций, затем переходите к инвестиционным, а завершайте финансовыми. Это так, потому что дефицит денег чаще всего закрывается привлечением кредитов и займов. Они относятся к финансовым поступлениям. Чтобы понять, есть ли в них потребность и, если да, то в каком объеме, сначала определитесь с тем, что дают операционная и инвестиционная деятельность вместе взятые.
Пример статей БДДС, который сформирован прямым методом, смотрите на схеме. Также скачивайте его в формате Excel-таблицы.
Рисунок 5. Структура БДДС прямым методом: пример
БДДС косвенным методом: форма и пример
Здесь также выделим четыре этапа.
Этап 1. Берем за основу финансовый результат – чистую прибыль или убыток
Это итоговая строка БДР. В ней сводятся доходы и расходы по всем хозяйственным операциям предприятия. Именно с этого начинается первая проблема применения косвенного метода. Ведь нам требуется разграничить потоки по трем видам деятельности. Логично, что и финансовый результат следует разделить подобным образом.
С операционной составляющей все просто. По ней отдельно рассчитывается прибыль (убыток) от продаж. А вот выделение результата в части инвестиционных и финансовых операций в БДР, как правило, никто не делает. Как быть? Есть как минимум два варианта:
Этап 2. Убираем влияние неденежных доходов и расходов
В таблице из начала статьи мы привели перечень таких составляющих. Выделяйте их в составе БДР или с помощью операционных бюджетов. Затем корректируйте чистую прибыль/убыток следующим образом:
Этим вы упраздните их воздействие на финансовый результат и сделаете его ближе по значению к ЧДП.
Этап 3. Корректируем на изменения активов, за исключением денежных средств, и обязательств
Данный этап основывается на балансовом бюджете и сводится к тому, чтобы:
С последними двумя пунктами опять возникает проблема разграничения между видами деятельности. Некоторые составляющие разносятся без труда. Например, изменения:
А как быть с дебиторской и кредиторской задолженностью? Ведь в их составе остатки по расчетам по всем типам операций:
На этот случай есть два варианта решения, схожие с обозначенными выше:
Этап 4. Получаем ЧДП и добавляем его к остатку денег на начало бюджетного периода
В результате преобразований чистый финансовый результат превратится в ЧДП. Добавляйте его к остатку денег на начало периода, получите итоговый результат.
Рисунок 6. Пример статей БДДС косвенным методом
В качестве итога скажем: очевидно, что прямой метод проще при формировании БДДС. В нем сложнее сделать расчетные ошибки и ему не требуются никакие допущения в отношении прибыли, дебиторки и кредиторки. Однако он плох с точки зрения анализа, так как не дает ответа на важный вопрос: в чем причина расхождений между финансовым результатом и остатками денег.