что не должен терять лыжник при преодолении бугров и впадин
Преодоление бугров и канав
Преодоление бугров и канав, пожалуй, один из самых сложных элементов техники спуска с гор.
Тот, кто, спускаясь на средней скорости, хорошо пройдет канаву и бугор, повороты разучит без труда. Овладение техникой поворота — вершина горнолыжного искусства.
Вернемся к уже разобранным элементам — спуску в основной стойке с приседанием и выпрямлением. Перемещать центр тяжести тела в вертикальной плоскости можно только тогда, когда он лежит в пределах площади опоры. Тем самым вы контролируете правильное положение тела. Центр тяжести лыжника всегда должен находиться на вертикали, проведенной от середины грузовой площадки, т. е. положение спортсмена не должно изменяться по отношению к лыжам. Точнее говоря, для сохранения устойчивого положения колебания вокруг этой вертикали допустимы при условии, что наибольшее отклонение не выходит за границы площади опоры. Круче склон, круче идут лыжи — центр тяжести выводится вперед (рис. 27). Приседания необходимы также для регулирования давления лыж на снег во время спуска. Как же его регулировать? Разве не давит на склон сила веса и вес снаряжения? Давит, когда вы стоите на ровном месте. Когда же спускаетесь со склона, то на лыжи приходится уже только часть этого веса. Чем круче склон, тем большая часть вашего веса переходит в силу, вызывающую движение вниз, и тем меньшее давление падает на ноги. Сцепление со снегом уменьшается.
Начинающий лыжник на пологой горе развивает на горных лыжах скорость до 40 км в час; во время скоростного спуска скорость доходит до 100 км в час. На специальных спусках, где устанавливаются рекорды, скорость достигает 175 км в час.
А какова предельная скорость? Ответить на этот вопрос нетрудно — это скорость свободного падения в воздухе. Парашютист, летящий с нераскрытым парашютом, в свободном падении развивает скорость немногим более 200 км в час. Это и есть предел.
На первых порах для горнолыжника и 40 км в час — это космическая скорость.
— Но причем же здесь изменение давления на снег? — спросите вы.
Известно, что главный противник лыжника на спуске — силы инерции. Они иногда проделывают с человеком самые неожиданные и весьма малоприятные шутки. Эти силы появляются при изменении скорости или направления движения.
Рис. 33. Преодоление бугра:
а) пассивная амортизация; б) активная амортизация; в) активная амортизация с опережением; г) опережающий подскок.
Такое приседание носит название амортизации. Разучивают его в движении по ровному склону, последовательно приседая и выпрямляясь на обеих ногах. Затем можно переходить к преодолению небольших одиночных бугров.
Не забудьте о руках — их ни в коем случае нельзя поднимать вверх, отводить назад или в сторону. Иначе вы можете изменить правильное положение центра тяжести и создать опрокидывающий момент. Полусогнутые в локтях руки держат палки в кистях, находящихся на уровне бедер. В момент приседания кисти рук идут к коленям. Приседание тем быстрее, чем больше скорость спуска и тем глубже, чем выше бугор.
Пассивная амортизация при наезде на бугор характеризует такое движение лыжника, при котором скорость приседания оказывается недостаточной, чтобы погасить действие вертикальной силы, возникающей при ударе. Траектория движения центра тяжести лыжника изменяется, поднимается над бугром, в результате чего неизбежен полет. Носки лыж задираются кверху, туловище стремится отклониться назад. Чтобы этого избежать, туловище подают вперед, ноги за бугром не распрямляют, руки опускают к коленям, держа тело в группировке.
Активная амортизация характерна тем, что скорость приседания лыжника такова, что удара при наезде не происходит, лыжи от снега не отрываются. Это становится возможным благодаря быстрому сгибанию коленей и энергичной подаче туловища вперед.
Активная амортизация с опережением достигается за счет очень быстрого сгибания коленей, опережающего наезд на бугор, резкого подтягивания задников лыж вверх-вперед. В этом случае лыжи отрываются от снега еще перед бугром. Опускаясь на снег после прохождения бугра, они плавно вписываются в склон и дают даже некоторое приращение скорости, так как к обычной движущей силе здесь после бугра добавляется инерционная составляющая за счет опускания ног. Для сохранения вертикального положения тела необходимо быстро подать туловище вперед и одновременно подтянуть колени.
Опытные лыжники проходят бугор в прыжке, делают так называемый опережающий подскок. В этом случае лыжи не связаны со склоном, и что под ногами — бугор или канава — не имеет значения, лишь бы траектория полета была правильной.
Разучивать опережающий подскок начинают с упражнений в движении по ровному склону и с подпрыгиваний. Нужно не просто прыгать вверх, а стремиться отрывать от снега вверх-вперед только пятки лыж. Это движение соединяется с энергичным сгибанием коленей.
Преодоление вала, т. е. бугра высотой более метра, требует от лыжника умения четко владеть скоростью. Скорость наезда на вал должна быть такой, чтобы вы успели его «обработать», иначе вас перевернет на спину и бросит на ровное место головой вниз.
Рис. 34. Преодоление вала
Вал лучше всего проходить в активном прыжке, оттолкнувшись у подножья в тот момент, когда начнет нарастать давление на лыжи. Подскок делается резко, с использованием упругости лыж, которые в этот момент касаются снега носками и пятками, а середина их «работает», как пружина.
Толчок обеспечивает интенсивный поворот тела вперед, почти кувырок. Полет над валом выполняют в группировке, при этом колени подтягивают как можно выше.
Если скорость полета окажется достаточно высокой, то сразу на противоположном склоне вала ноги резко опускают, чтобы избежать приземления на ровное место.
Разучивают прохождение вала при постепенном наращивании скорости разгона. Первый раз стремятся преодолеть вал, не отрывая лыж от снега.
Рис. 35. Преодоление канавы
К преодолению канав приступайте после того, как научитесь хорошо проходить бугры. Для начала канаву выбирают пошире, помельче и с пологими краями. Разучивая это упражнение, не развивайте большой скорости.
Преодоление неровностей
Склоны, на которых катаются любители, тренируются и соревнуются спортсмены, всегда имеют переменный рельеф и достаточное количество различных неровностей. Очень трудно сохранить равновесие, если не знать, как преодолеть их. Все неровности можно объединить в четыре группы: выкаты, спады, одиночные бугры, серии бугров и впадин.
Выкат — переход от крутого склона к пологому. Здесь нередко теряют равновесие из-за большой перегрузки и, как следствие, торможения лыж. При прохождении ярко выраженного выката возникает короткое, но очень сильное сверхдавление, которое может привести к потере равновесия и падению вперед. Задача лыжника — уменьшить это сверхдавление уступающим сгибанием ног, для чего при подходе к выкату необходимо несколько выпрямить ноги, а при прохождении его уступающим движением ослабить возникающее сверхдавление и силу торможения лыж. Уступающее сгибание ног позволит сохранить и перпендикулярное положение к склону при переходе на пологий участок. Величина уступающего сгибания зависит от крутизны выката и скорости спуска. Чем они больше, тем быстрее следует сгибать ноги. Очень часто теряют равновесие и падают на спину те лыжники, которые сильно откидываются назад при выезде на пологий участок. В этом случае очень трудно выполнить уступающее сгибание ног, и оно переходит в простое сгибание. В результате лыжника силой давления сажает на лыжи.
Спад — это переход к более крутому склону. Резко выраженный спад может оторвать лыжника от склона, и ему придется лететь по воздуху. Чем выше скорость спуска, тем больше длина полета. Более крутой участок не бывает достаточно длинным, и поэтому приземление может произойти уже после нового выката на пологом склоне, что, как правило, вызывает падение. Чтобы этого не произошло, полет должен быть как можно короче.
Для сохранения перпендикулярного положения к более крутому склону необходимо при прохождении спада подать туловище вперед—вниз. Для уменьшения длины полета следует выпрямиться, не доезжая до перегиба и, энергично поджав ноги, принять положение группировки. Оно очень похоже на стойку готовности, которую вы изучали в первый день занятий, только ноги согнуты больше. Это положение принимают для того, чтобы не удариться лыжами о край перегиба, ведь группируются за полтора-два метра до него. Если скорость высока, а спад короткий, этого недостаточно. Необходимо уйти в воздух значительно раньше. Для этого не просто выпрямляются, а выполняют прыжок вверх и в верхней точке принимают положение группировки. Это позволяет значительную часть полета выполнить до перегиба и приземлиться на крутом участке, где сила удара о снег небольшая и легко сохранить равновесие. Такой прием называют опережающим прыжком.
Одиночный бугор. Если простого сгибания ног для амортизации удара при наезде на бугор недостаточно, то выполняется опережающий прыжок, как и при преодолении спада. Перед приземлением за бугром для амортизации удара слегка выпрямляют ноги.
Ряд бугров и впадин, следующих друг за другом, можно проходить, последовательно выполняя опережающие прыжки. Пролетев над намеченными буграми и впадинами, приземляются на дальнем склоне последнего бугра. Точность движения определяет равновесие лыжника при спусках по бугристой трассе, а этого можно добиться только большим количеством тренировок. Поэтому не следует решаться на спуски по сложным склонам, пока не отработаны способы преодоления неровностей. Постепенно увеличивая скорость, осваивайте опережающий прыжок, привыкайте к нахождению в воздухе, развивайте глазомер, чтобы как можно точнее определять место отталкивания для разных скоростей спуска, позволяющее не зацепиться лыжами за край перегиба.
Вот вы и изучили основные приемы техники горнолыжного спорта. Однако рассматривайте это только как начало вашего совершенствования в горных лыжах. Оно бесконечно. Можно продолжать совершенствоваться в прямолинейных спусках, способах преодоления неровностей и технике выполнения поворотов большого радиуса, и вы увлечетесь скоростным спуском и супергигантом. Совершенствуясь в поворотах малого и среднего радиусов, вы приобщитесь к слалому и слалому-гиганту. А если вам понравились соскальзывания, то займитесь лыжной акробатикой — фристайлом. Мы же остановимся на вопросах тренировки в трех видах горнолыжного спорта: слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске.