что не будет являться способом повышения нагрузки на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке физической культуры
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Оптимальная загруженность учащихся на уроке.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.
Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Такие длительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимой для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учащихся, расхолаживают их. Устранить эти простои можно несколькими путями:
обеспечением спортивными снарядами всей группы учащихся, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, наклонные лестницы, различные тренажеры;
выполнением учащимися в паузах подготовительных и подводящих упражнений;
наблюдением учащихся за качеством выполнения упражнения одноклассником; это повышает познавательную активность учащихся и дает возможность использовать идеомоторику, которая способствует формированию двигательного умения.
Следует, однако, иметь в виду, что нагрузка на вегетатику при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается функциональная подготовка учащихся.
Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке. Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность.
Техника оценивая облегчается заранее составленной в конспекте урока таблицей, в которую заносятся фамилии 5-6 учащихся и 4-6 основных видов деятельности. Оценивается главным образом заученные упражнения. В конце урока выводится поурочный балл и отметки сообщаются всему классу.
Максимальное включение в деятельность всех учащихся. Этот прием не исключает и тех учеников, которых освободили от занятий пор указанию врача от выполнения на данном уроке физических упражнений.
Освобожденные учащиеся должны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда, в небольшой степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей к концу урока приводит к улучшению у освобожденных учащихся показателей внимания, в то время как у освобожденных школьников, сидящих в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.
Освобожденные от выполнения физических упражнений должны принимать участие в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.
Особо стоит вопрос о том, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсмена. Нужен ли урок физической культуры школьнику, занимающимся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и нагрузки у него на занятиях в спортивной школе значительно большие?
При таком подходе упускается один важный момент: класс живет в школе как единый, сложный социальный организм, со своими внутренними связями, отношениями. В нем не может быть «любимчиков», «звезд», иначе класс как коллектив перестанет существовать. Поэтому создание особого расписания для школьников-спортсменов, необязательность посещения ими уроков физической культуры будут иметь отрицательные воспитательные последствия: эти школьники станут уважительно относится только к спорту и пренебрежительно к физкультуре, к одноклассникам, не занимающимся спортом.
Школьники- спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников, организаторов, судей, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабоуспевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке.
У школьников-спортсменов учитель физической культуры должен воспитывать чувство ответственности перед своими товарищами за оказываемую им помощь.
Повышение двигательной активности школьников на уроках физкультуры
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Повышение двигательной активности школьников на уроках физкультуры
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной и периодической. Она должна занимать не менее трети суточного времени и различаться для детей разного возраста. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к переутомлению.
Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе возложена на уроки физкультуры. Принципиальным должно стать отсутствие освобожденных от уроков физкультуры, ведь именно они больше других нуждаются в восстановлении и укреплении здоровья.
Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами. В условиях нашей школы возможны только занятия лыжами, которые проводятся на снежной поверхности, поэтому значительно облегчается движение при большом закаливающем действии.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
1. уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время
2. уроков физкультуры с использованием «малых» форм.
К «малым» формам относятся:
— вводная гимнастика до учебных занятий;
— физкультминутки и физкультпаузы;
— физические упражнения на «большой» перемене.
«Малые» формы при дополнительной роли в физическом воспитании способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности. За их счет можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
Виды двигательной активности на уроках физической культуры
Активность учащихся во время занятий делят на познавательную и двигательную.
Организованная активность школьников определяет моторную плотность урока физической культуры. Но повышение двигательной активности школьников не должно идти в ущерб их познавательной активности. Нужно учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений.
Ф акторы, которые определяют учебную активность школьников на уроке физической культуры, делят на социальные и биологические.
Высокий уровень двигательной активности в течение дня и на уроке физической культуры имеет связь с сильной нервной системой, низкий уровень двигательной активности связан с малой силой нервной системы. Сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, и они могут больше терпеть, проявлять настойчивость и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, когда наступило утомление.
Подход учителя физической культуры к учащимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным. Большая активность одного ученика по сравнению с другим еще не означает, что он более сознательно подходит к своим обязанностям на уроке, что он более ответственен. Просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание учителя и товарищей, постоянный контроль их действий и успехов. Хорошие результаты дает объединение в пары высокоактивного школьника с низкоактивным школьником.
Среди факторов повышения активности учащихся на уроке физической культуры особое внимание необходимо уделять и интересу. Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными: стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, желание развить двигательные и волевые качества; девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, мальчики хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.
Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте нередко стоят мотивы, связанные с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.
Реальность достижения цели создает перспективу развития личности. Перспектива должна быть непрерывной. Поэтому обязательна постановка учителем ближайших, промежуточных и отдаленных целей.
Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.
Удовлетворенность школьников занятиями физической культурой
Отношение к физической культуре как учебному предмету характеризуется пониманием значимости этого предмета и ожиданием того, что на этом предмете можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Отношение к физической культуре у школьников как к предмету и как к уроку не совпадает: у большинства учащихся отношение к физической культуре как предмету остается на высоком уровне, а отношение к уроку от младших классов к старшим снижается. Главной причиной падения удовлетворенности уроками школьники называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Эти же факторы приводят и к удовлетворенности уроками. Следовательно, все дело в том, каково мастерство учителя физической культуры, его отношения к своей работе. Среди других факторов можно назвать условия проведения урока, взаимоотношения с учителем физической культуры, достигаемые учащимися результаты.
Последние оцениваются учащимися по-разному в зависимости от того, с какой целью они ходят на уроки физической культуры. Учащиеся с отрицательным отношением к физической культуре как к предмету ходят на уроки ради получения оценки и избегания неприятностей. Учащиеся с положительным отношением к физической культуре как предмету чаще всего ходят на уроки, чтобы развить двигательные качества и улучшить свое телосложение.
Удовлетворенность содержанием урока зависит от его эмоциональности. В младших классах переживание положительных эмоций выражено сильнее, чем в старших. К оценке удовлетворенности и неудовлетворенности нельзя подходить однозначно. Все зависит от конкретной личности, целей, которые она перед собой ставит, и условий, в которых личность оказывается. Удовлетворенность может приводить и к снижению активности вследствие самоуспокоенности учащегося. Неудовлетворенность достигаемым уровнем физического развития, спортивными результатами может стимулировать активность, заставлять учащегося проявлять настойчивость.
Наиболее серьезное значение учителю физкультуры следует придавать удовлетворенности учащихся взаимоотношениями с ним: от этого зависит и отношение учащегося к предмету, и пробуждение интереса к физической культуре и спорту вообще, и авторитет учителя в глазах учащегося.
Способы повышения активности школьников на уроках физической культуры
Среди способов повышения активности школьников на уроках физической культуры можно выделить следующие:
1. Создание положительного эмоционального фона на уроке;
2. Правильная постановка задач на уроке;
3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке;
4. Соблюдение дидактических принципов.
Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.
Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя жизнь школьников радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.
1. Обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность. Собранность учителя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи настраивают учащихся на мажорный и деловой лад.
2. Использование игрового и соревновательного методов. Выполнение упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец урока. Для повышения организованной активности школьников на уроке можно устраивать соревнования между группами учащихся по дисциплине.
Правильная постановка задач на уроке
Важность этого способа активизации познавательной деятельности несомненна. Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Наиболее типичные из них:
1) Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того, чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
2) Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него, а не для них.
3) Учитель ставит конкретную задачу: научиться метать. Такую задачу учащиеся плохо понимают, что приводит к формированию неконкретного представления об упражнении.
4) Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой школьником цели.
Оптимальная загруженность учащихся на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля учащихся, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.
Соблюдение дидактических принципов
Учителю необходимо учитывать ряд моментов, определяющих трудность учебного задания на уроке физической культуры. Эти моменты носят как объективный, так и субъективный характер.
3. Боязнь выполнять упражнения. Выполнение одного и того же упражнения на полу и на высоком бревне оценивается учащимися по-разному, страх повышает сложность выполнения упражнения на высокой опоре.
4. Осмысленность задания. Если задание не до конца понято учащимся, то оно субъективно становится либо трудным, либо слишком легким.
Дозирование физической нагрузки обучающихся как способ повышения эффективности физической подготовки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ДОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями и повысить свою физическую активность, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры и здоровья должен точно знать, кому, что, как и сколько нужно давать нагрузки.
Проблема дозирования нагрузок в физическом воспитании школьников недостаточно освещена в методической литературе для учителей физической культуры и здоровья. Отдельные вопросы этой проблемы лишь фрагментарно приводятся в относительно небольшом числе диссертационных работ и журнальных статей ( А. Н. Губская, И.. В. Золотухин, В.Д. Корешков).
Для учащихся учреждений общего среднего образования дозирование нагрузок необходимо для достижения заданного спортивного результата и предупреждения перетренированности, переутомления.
Проблема реализации индивидуального подхода дозирования нагрузок в физическом воспитании школьников недостаточно освещена для учителей физической культуры и здоровья.
В настоящей работе сделана попытка системно изложить теоретические и практические аспекты дозирования физических нагрузок у школьников, занимающихся физической культурой и спортом в школе.
Объект исследования: физическая подготовка учащихся на уроках физического воспитания и здоровья
Предмет исследования: физическая подготовка учащихся на основе дозировании нагрузок
Цель исследования: определение правил и норм дозирования физических нагрузок учащихся на уроках физического воспитания и здоровья.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
рассмотреть актуальность проблемы дозирования нагрузки обучающихся на уроках физической культуры;
обосновать оптимальность доз и норм нагрузки, в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся и требованиями учебного предмета «Физическая культура и здоровье»;
определить эффективные методы и приемы дозирования физических нагрузок учащихся на уроках физического воспитания;
экспериментально проверить и подтвердить эффективность физической подготовке учащихся на основе дозирования физических нагрузок.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ДОЗИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Роль определения направленности, величины и методов выполнения нагрузки в процессе физического воспитания школьников
Нагрузка в физической культуре и спорте понимается как воздействие физических упражнений на организм занимающихся. Для того чтобы охарактеризовать ее, необходимо ответить на следующие вопросы:
Для чего выполняется нагрузка?
В соответствии с этими целями можно выделить спортивную, оздоровительную и прикладную нагрузки. Они существенно отличаются по структуре и величине. Каждая из перечисленных нагрузок в свою очередь подразделяется на тренировочные, соревновательные и контрольные.
Соревновательные нагрузки используются в различных физкультурных праздниках, эстафетах и т.п. Благоприятный эмоциональный настрой соревнований способствует формированию интереса и мотивации в выполнении физических нагрузок, воспитанию установки и потребности в систематических занятиях физической культурой.
Контрольные нагрузки проводятся в форме тестов (контрольных испытаний) для оценки уровня двигательных действий. В физическом воспитании контрольные нагрузки выполняются преимущественно для оценки динамики физической подготовленности школьников, сопоставления фактических и нормативных показателей.
Каков тренировочный эффект нагрузки?
В зависимости от параметров (величины, направленности структуры упражнений) физическая нагрузка оказывает различное воздействие на организм. Так, результатом ее действия (тренировочным эффектом) может быть:
поддержание физической работоспособности на заданном уровне поддерживающая нагрузка;
активация функций и обменных процессов в организме активирующая нагрузка;
подготовка организма к новому уровню деятельности подготовительно-стимулирующая нагрузка;
Величина нагрузки характеризуется параметрами ее интенсивности и объема. Интенсивность нагрузки это напряженность ее воздействия на организм. С внешней стороны она определяем мощностью и сложностью выполняемых упражнений (например, скоростью бега, координационной сложностью гимнастических упражнений). С внутренней стороны выраженностью ответных реакций организма в процессе выполнения физических упражнений (например, ЧСС в минуту, энерготратами в минуту, напряжение нервной системы при выполнении упражнений и т.п.). В некоторых видах физических упражнений принято интенсивность нагрузки определять темпом, например, в гребле количеством гребков за минуту. Нагрузки, направленные на общую выносливость, должны продолжаться более трех минут, а их интенсивность соответствовать указанному диапазону. Для школьников оптимальная интенсивность нагрузок на общую выносливость по ЧСС-140-160 уд/мин. Интенсивность нагрузок на гибкость характеризуется амплитудой упражнений. Интенсивность нагрузок на ловкость (координацию движений) определяется координационной сложностью, степень которой зависит от подготовленности контингента занимающихся к выполнению конкретных упражнений.
Объем нагрузки на одном занятии принято подразделять на большой (ударный), средний и малый. Показатели большого объема признаки значительного утомления, снижения работоспособности, потеря массы тела более чем на 1 кг, длительное (более 24 ч) восстановление. Средний объем характерен умеренно выраженными реакциями организма; потеря массы тела менее чем на 1 кг, длительность восстановления менее 24 ч (на утро следующего дня). Действие нагрузок малого объема способствует восстановлению работоспособности после предшествующего значительного утомления и снятию нервно-физического напряжения. Физическая нагрузка оказывает различное действие на организм занимающегося в зависимости от метода ее выполнения. Он определяет динамику интенсивности нагрузки в процессе ее выполнения.
1.2 Оптимальность доз и норм нагрузки как основа совершенствования физической выносливости школьников
Доза нагрузки это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.
По аналогии с характеристикой количества пищи, ее калорийностью, если указывается, что данный набор продуктов содержит 1000 калорий, то это обозначает дозу калорий, а если указывается, что школьнику VII класса для обеспечения его жизнедеятельности необходима ежедневная доза в 2500 калорий, то эта доза уже является нормой. Доза нагрузки (калорий питания и т.п.) может быть выше или ниже нормы или соответствовать ей.
Доза нагрузки, соответствующая по Куперу 30 очкам в неделю, является нормой нагрузки, обеспечивающей достижению и поддержание нормативного уровня выносливости и аэробной функции. Под нормой физической подготовленности (нормативности) в физической культуре (в программах физического воспитания школьников, комплексе ГТО, в нормативах физической подготовленности) понимают результат в физическом упражнении, соответствующий оценочным требованиям физической подготовленности.
Критерий рациональности нагрузок в физической культуре, т.е. рациональной их структуры и величины, достижение и поддержание нормативного уровня физической подготовленности (двигательных качеств)
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИ Я ПРАВИЛ И НОРМ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Нормирование нагрузок, направленных на развитие силовых качеств в структуре урока физической культуры и здоровья в 5-6 классах
В своей работе я предполагаю, что правильное определение норм нагрузок позволят повысить эффективность развития силовых качеств у школьников на уроках физической культуры и успешно выполнить учебные нормативы школьной программы. В научно-методической литературе недостаточно раскрыт вопрос о нормировании физических нагрузок на уроках физической культуры, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, силовой выносливости. Эффективно развивать двигательные качества можно только при условии четкого соблюдения всех параметров нормирования нагрузок (М.А. Годик, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.П. Филин).
В процессе посещения уроков коллег, педагогические наблюдения показали, что структура и нормирование нагрузок на уроках физической культуры в 5-6 классах в ГУО «Зеленковская ДССШ имени Т.С. Мариненко Полоцкого района» недостаточно способствуют развитию силовых качеств (силы, силовой выносливости, скоростных качеств), общей выносливости. При прохождении комплексной программы физического воспитания 30% школьников 5-6 классов испытывают затруднение в освоение учебного материала по акробатике и упражнений на гимнастических снарядах, в лазании, прыжках в высоту и метании малого мяча.
С целью повышения эффективности учебного процесса, группой учителей физической культуры была разработана методика дозирования физической нагрузки школьников, основными элементами которой стали следующие требования:
серийность упражнения (до 2-3-4 серий);
наличие интервалов отдыха между сериями 20 секунд, 40 секунд, 60 секунд и 90 секунд;
выполнение упражнений в каждой серии до ПМ повторного максимума («до отказа»).
в большинстве уроков физической культуры для развития силовых качеств (из 16) по разделу гимнастики основное внимание уделяить развитию силовых качеств (силы, силовой выносливости и прыгучести), а на оставшихся шести – непосредственному овладению упражнениями раздела гимнастики.
Для проверки эффективности созданной методики, нами было проведено педагогическое исследование эффективности созданной методики.
Критерием достаточного объема нагрузки достижение первой степени утомления, когда работоспособность снижена на 10-20% (Сермеев Б.В). Для стандартизации величины сопротивления в зависимости от индивидуального урока силовых качеств была изготовлена опора с разной высотой ступени для упора рук (через каждые 5 см) с тем, чтобы все учащиеся могли повторить упражнение в одном подходе (серии) 8-12 раз. В работе принимали участие 54 школьника 5 класса-23 мальчика и 31 девочка. Для решения поставленных задач проведено три варианта выполнения с интервалами между сериями в 20, 40, 60 секунд.
Таким образом, первая степень утомления в этом упражнении достигалась при трех вариантах нормирования нагрузок; две серии с интервалом в 20 секунд, общее число повторений (в двух сериях) 15-17, с интервалом 1 минута; три серии с интервалом в 40 секунд, общее число повторений 24-26, время около 2 минут; четыре серии с интервалами в 60 секунд, общее число повторений 32-34, время около 4 минут.
Следовательно, утомление первой степени наблюдалось при трех вариантах нормирования нагрузок: с интервалом 20 секунд во второй серии, общее число повторений 19-21; с интервалом в 40 секунд в третьей серии, число повторений 29-31, общее время около 2 минут; с интервалом в 60 секунд в четвертой серии, общее число повторении 39-41, время 4 минуты.
Формирование кумулятивного тренировочного эффекта было проверено при трех вариантах нормирования нагрузок на одном занятии. Три группы мальчиков занимались в течение 12 недель; при выполнении упражнений в группе «А» (16 человек) интервал составил 20 секунд; в группе «Б» (14 человек)- 40 секунд и в группе «В» (17 человек)- 60 секунд. Показателем акумулятивного тренировочного эффекта явился прирост в количестве доступных повторений упражнений в одном подходе (прирост ПМ).
Изменение силы и силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса в упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре» на специальной опоре после 12 недель занятий при трех вариантах нормирования нагрузок (мальчики, 5 класс). Аналогичные результаты наблюдались и у экспериментальной группы девочек.
Следовательно, все три варианта нормирования нагрузок способствует развитию силы и силовой выносливости. Однако, при первом варианте прирост был незначителен, а в вариантах «Б» и «В» он был примерно равный. Предпочтительней вариант «Б», который требовал меньших затрат учебного времени на выполнение упражнений.
Программные нормативы по силовой подготовке недостаточно информативны, так как основаны только на показателях силы и силовой выносливости одной группы мышц (сгибание рук в упражнении подтягивание), тогда как силовые качества четырех основных групп мышц (ног, спины, брюшного пресса, рук) относительно независимы и нуждаются в специальной характеристике.
На основе нормирования силовых нагрузок на уроке физической культуры в 5-6 классах установлены оптимальные параметры их объема и интенсивности:
количество подходов (серий) два или три в зависимости от планируемого тренировочного эффекта, три подхода;
для развития силовых качеств, два подхода;
для поддержания достигнутого уровня силовых качеств;
длительность интервала при двух подходах 20-30 секунд, при трех подходах 40-60 секунд;
общий объем по времени выполнения упражнений на развитие и поддержание силы, силовой выносливости и скоростной силы по разделу гимнастики 14-15 минут, по разделам легкой атлетики и игр 10-12 минут (включая упражнения во вводной и основной частях урока).
На контрольном этапе эксперимента
Динамика показателей физического развития класса учащихся была впечатляющей. Сдвиги показателей физической подготовленности учащихся стали более высокими. Так, прирост в прыжках, в беге стал достаточно выше, чем в обычных (параллельных) классах.
Методика развития силовых качеств на уроках физической культуры с использованием разработанной структуры и нормирование нагрузок оказали эффективное влияние на овладение учебным материалом.
2.2 И спользован ие индивидуального подхода в дозировании нагрузки учащихся на уроках физического воспитания
Первая неделя занятий:
Это период является подготовительным, так как организм должен немного привыкнуть к данной нагрузке. А нагрузка тем временем должна быть умеренной. Исследования проводятся на одном человеке.
Таблица 2.1 – оценка уровня функционального состояния организма учащегося во время тренировочного процесса на первой недели занятий