что не будет стимулировать развитие ребенка при помощи икт
Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей
Когда в 60-е годы XX века только разворачивалось то, что последствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества.
Информационные, информационно-коммуникационные технологии, или медиатехнологии прочно вошли в нашу жизнь.
Мы используем их, чтобы сделать свою жизнь на работе и дома более эффективной.
По воле родителей информационные технологии входят в жизнь детей подчас в первые месяцы жизни, и с ростом ребенка их влияние расширяется и становится все более устойчивым и мощным. Информационно-коммуникативные технологии в общей совокупности представляют собой реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными, оказывают сильное воздействие на детей, которое свойственно всей экранной технике.
В последние годы в мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей дошкольного возраста: растет предложение видеокассет и DVD-дисков, но в целом никому неизвестно как влияет всё это на наших детей, ведь крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.
Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаше всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, DVD, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор.
Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора.
Однако, признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги —96%; кубики —77%; пазлы —74%; говорящие книги —62%; и др.).
Зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей дошкольного возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего дошкольного возраста сегодня—наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.
Давайте рассмотрим, в чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста.
Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.
Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.
Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.
Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы».
Безусловно, это плюсы ИКТ, а минусы? А минусы в том, что всего каких то 20 лет назад дети играли на улице весь день, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Мастера воображаемой игры, дети в прошлом, создали свою собственную форму игры, которая не требует дорогостоящего оборудования или родительского надзора. Дети прошлого двигались много, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.
С приходом же ИКТ дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая объем физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. Взаимосвязь развития детей дошкольного возраста и телевидения начинается в начале жизни, что делает воздействие телевидения одним из наиболее устойчивых и последовательным опытов детства, и, возможно, одним из самых мощных.
По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна, могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.
Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру. Трудно сказать, знают ли родители, что своими действиями наносят детям вред, очевидно одно что возможно, они обрекают детей на нарушения физического развития и болезни в будущем.
Есть некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования медиатехнологий. Например, у детей группы риска эпилепсии, игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки.
Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата.
Широкое использование СМИ может привести к широкому спектру неблагоприятных воздействий на развитие детей, в том числе визуальных, неврологических и физических.
Слишком частое использование компьютера становится причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком и преждевременного полового созревания.
Информационные технологии, оказывают колоссальное воздействие и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, — это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.
Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.
Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.
Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными.
Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. И на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаимодействия родитель — ребенок при этом значительно снизились. Была выявлена прямая связь между просмотром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.
Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».
В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ, для реализации которых задействуются различные механизмы. Некоторые применяются в нашей стране, некоторые — нет.
На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:
Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также умеют договорится с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров.
Профессионалы педагоги, медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста, и донести до их сознания, что именно они, взрослые, играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы с ИКТ.
К работе прилагается презентация .
ИКТ: нужны ли они в ДОУ при работе с детьми?
ИКТ – нужны ли они в ДОУ при работе с детьми?
ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Комфортное, многообразное, индивидуальное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации, обеспечивает компьютер.
В области образования многие эксперты убеждены, что ИКТ развивают навыки и способности детей в раннем возрасте. Многие из вовлеченных в распространение ИКТ специалисты, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.
Что же понимается под понятием ИКТ в ДОУ?
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление.
При организации деятельности детей этого возраста, главным является принцип наглядности.
Известно, что воспитательно-образовательный процесс,включает в себя следующие виды деятельности:
-организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
-создание развивающей среды (пособий, игр, дидактических материалов,
-организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
Используя разнообразный иллюстративный материал, педагоги ДОУ могут быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. А использование ресурсов интернета позволяет сделать образовательный процесс зрелищным, информационно богатым и комфортным для восприятия ребёнком.
Для детей младшего возраста выделяют такой вид занятий с использованием ИКТ.
— Занятие с мультимедийной поддержкой.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук,
мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций способствует хорошей результативности занятия. Оно позволяет сделать занятие интересными, эмоционально окрашенными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
С помощью мультимедийных презентаций можно разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, физминуток, дыхательных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Физкультминутки можно использовать, почти в течение всего рабочего дня.
Для создания таких презентаций в основном используется анимация, весёлая музыка, поэтому детей это очень привлекает.
Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.
Возможности компьютера здесь безграничны. Они позволяют сделать занятие более содержательным, интересным, современным. Погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию.
Однако, при использовании компьютера, нужнознать и выполнять некоторые правила:
— компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
— для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда.
В начале занятия, использовать, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
— для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов.
С помощью мультимедийных презентаций развивающий и обучающий материал, можно представлять в виде ярких образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
— Осуществление поли сенсорного восприятия материала;
— Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
— Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
— Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Но всё же, следует помнить, что на презентации (игровых программах) занятие целиком, построено быть не может, должны преобладать другие методические приёмы.
Информационные технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность передать информацию быстрее.
2. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Очень трудно объяснить и показать детям, такие моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют это сделать.
5. Нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.). Но всё это можно смоделировать на компьютере.
Возможность использования средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Вызывая огромный интерес у детей, информационные технологии помогают им всесторонне развиваться. Дети получают и художественно-эстетическое развитие, благодаря наглядным презентациям, дети могут ознакомиться в более доступной форме с произведениями искусства.
Конечно же, ИКТ несут огромную пользу и в социально личностном становлении ребенка, помогая развить у дошкольников самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость, собранность, а компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения, формируют основы безопасности и собственной жизнедеятельности.
Совершенно ясно, что в будущем нам уже не обойтись без компьютерных технологий,поэтому крайне необходимо соблюдать гигиенические требования:
— необходимо правильно организовать рабочие места: мебель должна соответствовать росту ребенка, рабочее место должно быть хорошо освещено.
— экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз.
Важно, если у ребенка плохое зрение, чтобы он обязательно занимался в очках.
За одним компьютером может заниматься только один ребенок, а работа с интерактивной доской рассчитана на группу.
— вся работа должна контролироваться педагогом.
Не рекомендуется использование мультимедийных технологий на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.
А, также, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
ИКТ позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Главное помнить, что никакими современными технологиями не заменить живого общения педагога с ребёнком, какими бы совершенными они не были. И не должны!
Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.
Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование ИКТ.
Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения. ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ 1. День знаний 4 2. Осень 6 3. Мой город, моя страна 4 4. День народного единства 8 5. Новый год 12 6. Зима 8 7. День защитника.
Подвижные игры при работе с детьми дошкольного возраста по познавательной и речевой деятельности Организуя занятия по познавательно – речевому развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо.
Применение ИКТ в воспитательно-образовательной работе ДОУ Введение Федерального Государственного Образовательного Стандар-та дошкольного образования предполагает инновационный подход к веде-нию.
Специальное дидактическое пособие при работе с детьми с тяжелой зрительной патологией. Дети дошкольного возраста – это период первого ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. У ребенка интенсивно развиваются его.
Тема: «Использование ИКТ в работе воспитателя ДОУ» СЛАЙД 1. Здравствуйте, меня зовут Михеева Наталья Александровна. Я представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Использование ИКТ в.
Использование ИКТ в дошкольном образовании
Ольга Юрова
Использование ИКТ в дошкольном образовании
Методические рекомендации по использованию
информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения.Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы
Очень хочется построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. Анализируя деятельность дошкольных учреждений, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с родителями находится не на самом высоком уровне.
Владение приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ и КИС помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.
Как известно, методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.
Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка, а также задания по созданию анимированных мультфильмов в «Ulead GIF Animator», Adobe Flesh.
По характеру познавательной деятельности можно использоватьследующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр. При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.
В обучении дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играмиПедагог может использовать программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций, слайд-шоу, чтобы использовать их в качестве наглядного и дидактического материала. Для подготовки презентаций необходимо определить жанр презентации, отобрать содержание,создать макет слайда: вставить в слайд заголовок, текст, картинки, создать фон слайда, настроить анимацию текста, рисунков. Презентация должна быть интерактивной. Для этого необходимо в процессе демонстрации презентации изменять последовательность предъявления слайдов.
Для создания дидактической игры в PowerPointпедагог должен:
1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).
2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)
3. Определить цель и обучающие задачи игры.
4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.
5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).
6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).
Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.
Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.