что называют языком чувств
Язык чувств
Гнев и ненависть не являются противоположностями любви, противоположностью является безразличие. Когда кто-то безразличен к вам, то это означает, что любовь утеряна. Если кто-то не готов даже сердиться на вас, то всё потеряно.
Но обычно, если ваша влюбленная сердится на вас и реагирует на ваши действия более бурно, вы становитесь агрессивным. Вы не можете понять символического значения этого. В действительности, вы еще не познали свой собственный гнев, вот почему вы не можете понять гнев других.
Вы сами сердитесь только тогда, когда любите, в противном случае, гнев не был бы нужен. Через гнев вам говорят, что вас еще любят, вы не безразличны. Вас ждут, ждут ваших изменений, а теперь ожидание превратилось в гнев.
Вам могут не говорить это прямо, язык чувств не является прямым, и это превратилось сегодня в большую проблему, так как вы не умеете понимать язык чувств. А чувства имеют свои собственные средства выражения, они являются более фундаментальными, более реальными. И раз вы познакомились со своим собственным существованием, то вы будете так же осознавать существование других.
И каждый является, с точки зрения познания, бездной, в которую можно проникнуть и которую надо познать. И каждый ждет, что кто-то проникнет в него глубоко и почувствует его сердце. Но так как вы не познали свое сердце, вы не можете понять сердце другого.
Читайте также
Глубина чувств
Глубина чувств Явление природы – Волна Мудрецы на Востоке говорят, что истинная любовь часто не видна со стороны, зато глубина ее больше, чем у моря. И они правы.Родившись из влечения и романтики, вызрев в страстном кипении, успокоившись в нежности и привязанности,
Возвращение чувств
Возвращение чувств Практикуя Форму, вы восстанавливаете свой репертуар ощущений. Вы отмечаете все различные энергетические шаблоны и связанные с ними ощущения. Затем, в своей повседневной жизни, вы отмечаете, когда те же самые ощущения возникают снова в конкретных
Глава 15 Возрождение чувств
Глава 15 Возрождение чувств В этом разделе мы исследуем три инструмента в работе со страхами и их исцеление, которое является исцелением нашего раненого Ребенка внутри. Первый – это способность чувствовать. Большая часть наших страхов возникает из-за потери контакта с
Медитация Возрождение чувств
Медитация Возрождение чувств Найдите комфортное положение тела – сидя или лежа. Пусть руки и ноги расслабятся. Постепенно расслабьтесь и начните входить глубоко вовнутрь себя. Мягко позвольте себе сонастроиться с телом. Позвольте своему вниманию прийти в тело.Начните
Праздник для пяти чувств
Праздник для пяти чувств Если вы хотите создать эротическую обстановку, то учтите, что она должна воздействовать прежде всего на чувства, а не на рассудок. Что это значит? Поясню. У человека имеется пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Так вот, эротическая
Осознавание чувств (наблюдение чувств в чувствах)
Осознавание чувств (наблюдение чувств в чувствах) Многие люди в своем стремлении похудеть одержимы лишь одним желанием — изменить то, что им в себе не нравится. Но когда мы уделяем время тому, чтобы усилить нашу радость и здоровые качества, это также способствует
За пределами чувств
Тело чувств
Тело чувств Мы воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств. Их пять:1. Уши – для восприятия звука.2. Кожа – для восприятия ощущений.3. Глаза – для восприятия формы и цвета.4. Язык – для восприятия вкуса.5. Нос – для восприятия запаха.Ещё есть так называемое шестое
Язык чувств
Если ты жуешь что-нибудь, то делай это с осознанием того, что ты жуешь Господа. Помни об этом! Будет неуважением плохо жевать, не ощущать вкуса. Пусть это станет молитвой, и в тебе начнет расти новое сознание. Ты научишься тантрической алхимии.
Больше прикасайся к людям. Мы стали слишком чувствительными относительно прикосновений. Если кто-то в процессе разговора приближается к тебе слишком близко, ты пятишься назад. Мы защищаем нашу территорию. Мы не дотрагиваемся сами и другим не позволяем этого. Мы не обмениваемся рукопожатиями, не обнимаемся. Мы не радуемся компании друг друга.
Используй любую возможность, только при таком условии ты сможешь вновь овладеть языком чувств. Тантру можно понять лишь в том случае, когда твое тело живо, и ты способен чувствовать реальные ощущения.
.
Попробуй по-новому воспринимать окружающих тебя людей. Борись с рутиной. Любая рутина несет безжизненность. Косность служит смерти. А изобретать можно всегда, границ для творчества не существует.
Иногда можно получить огромное удовольствие от маленького новшества. Ты всегда ешь за столом. Иногда можно выйти на лужайку, сесть там и пообедать. Ты будешь очень удивлен, это наполнит тебя совершенно новыми ощущениями. Запах свежескошенной травы, порхающие и поющие вокруг птицы, свежий воздух, солнечные лучи и ощущение влажной травы под собой.
Эти ощущения сильно отличаются от тех, когда ты сидишь на стуле и ешь за столом. Это совершенно иной опыт. Все ингредиенты здесь иные.
Твое прикосновение наделит пищу новым теплом. Ложка мертва. Когда ты ешь ложкой или вилкой, ты отсутствуешь. Проявляется старый страх прикосновения, даже еду нельзя трогать. Но в таком случае теряется ощущение еды, ее физические свойства. У еды столько же ощущения, сколько и вкуса.
На Западе проводились многочисленные опыты, касающиеся органов чувств и ощущений: выяснилось, что, получая удовольствие, человек не осознает многих факторов, участвующих в создании данного ощущения. Вот простой пример: закрыть глаза, закрыть нос и начать жевать лук. Лук должен подать кто-нибудь посторонний; при этом испытуемый не знает, что ему дадут: это может быть лук, а может быть яблоко.
Если глаза и нос будут тщательно закрыты, то будет нелегко назвать переданный тебе продукт. Нелегко определить разницу: лук это или яблоко, ибо ощущение вкуса дает не только язык, пятьдесят процентов ощущения вкуса зависит от обоняния. Многое зависит также и от зрения. За вкус отвечает не только язык, в процессе участвуют все органы чувств.
Когда ешь руками, ощущение вкуса дополняется еще и осязанием. Еда станет еще вкуснее. Она будет более близка человеку, более натуральна.
Во всем ищи новые подходы.
Тантра учит: если ежедневно вносить в жизнь что-то новое, то твоя жизнь станет волнующей, превратится в приключение.
О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ
Глава 6 О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ
В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах.
Иногда, идя по улице после окончания рабочего дня, я ловлю себя на мысли о том, сколько интересного и в какой-то степени неповторимого встречается на пути! Пестрые театральные афиши, здания, отражающие архитектурный стиль эпохи своего рождения, элегантно оформленные витрины, вереницы разнокалиберных автомашин, одетые в ярко-зеленый, омытый дождем наряд липы, сползающее к горизонту полуприкрытое розовыми облаками пурпурное солнце. Но особенно интересными мне кажутся люди — высокие и низкие, худые и полные, молодые и пожилые. Мелькают прически, костюмы, платья, лица. И если цвет волос или покрой одежды нет-нет да и повторяется, то лица людей буквально поражают бесконечностью своего разнообразия.
Глядя на людей, поза и мимика которых естественны и не скованы бдительным сознанием, мы, как в зеркале, можем видеть, что творится у них «на душе».
Как-то, перелистывая томик афоризмов немецкого просветителя Г. Лихтенберга, я нашел в нем такие высказывания. «Самая занимательная для нас поверхность на земле это — человеческое лицо». «Наблюдать лица простых людей на улице — всегда одно из самых любимых моих удовольствий. Никакие картины волшебного фонаря не могут сравниться с этим». Не знаю, как вы, а я, признаюсь, разделяю эти мысли, высказанные два века назад. Казалось бы, у всех людей два глаза, нос, рот и форма их прибли-67
зительно одинакова, и взаимное расположение в общем-то то же самое, а одинаковых лиц не встретишь. Есть ли они вообще в природе? Разве что у так называемых однояйцовых близнецов, обладающих практически идентичной наследственностью? Да и у тех сходство лиц нельзя считать абсолютным, ибо жизнь, как правило, на унаследованные черты накладывает свой отпечаток, а жизнь, как известно, у каждого своя.
Правда, лицо, отдельно взятое, не выражает всего, потому что поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику, а, например, в хореографии они выполняют, пожалуй, ведущую роль в передаче основного замысла танца и эмоционального состояния его исполнителей.
Глядя на людей, поза и мимика которых естественны и не скованы бдительным сознанием, мы как в зеркале можем видеть, что творится у них «на душе», какие чувства в них тлеют или бушуют. Это обстоятельство, по-видимому, и побуждает последнее время кинооператоров прибегать к съемкам «скрытой» камерой.
Вот я вошел в метро, спускаюсь на эскалаторе. Навстречу «проплывает» стоящая на соседней лестничной ленте группа юношей с портфелями и папками, они о чем-то громко говорят, перебивая друг друга, живо жестикулируют, смеются. Лица их оживлены, светятся весельем и задором. Следом за ними — женщина средних лет, плечи ее скорбно опущены, голова склонилась, и застывший взгляд бессмысленно скользит по черной бесконечной полосе поручня. У гражданина с блестящей, словно отполированной, отражающей огни светильников круглой лысиной на макушке глаза прищурены, а губы складываются в самодовольную ухмылку. Весь его облик чем-то напоминает кота, пообедавшего стянутой со стола колбасой. Следующий пассажир с явным удовольствием погружен в потрепанную книжку. Изменчивость его мимики, вероятно, отражает перипетии сюжета, свойственные детективному роману. А вот двое. Он ласково гладит ее руку, она — улыбается. Глаза их полны счастья, и кажется, что эти двое полностью отключились от всего окружающего.
Идя между мраморными колоннами подземного вестибюля, вспоминаю промелькнувших мимо меня людей. Каждого из них пришлось видеть несколько секунд, но как много об их настроении, эмоциях рассказали их внешний вид, позы, жесты, их неповторимые лица!
Таким образом, судить об эмоциональном состоянии человека нам позволяют сопутствующие эмоциям определенные выразительные движения. В естественных условиях они непроизвольны, подсознательны. В формировании их ведущую роль играют не двигательные зоны коры больших полушарий и основные двигательные проводящие пути в мозгу, так называемые пирамидные пути, а расположенные в глубине полушарий подкорковые узлы и идущие от них нервные волокна, относящиеся к системе мозга, именуемой экстрапирамидной.
Каждому эмоциональному состоянию, каждому чувству соответствуют характерные для них мимика и общие двигательные реакции, которым, несмотря на имеющиеся у каждого человека нюансы, свойственна определенная общность. «Различным чувствам человека, — говорил артист балета Лев Голованов, — соответствуют известные внешние признаки: улыбка, смех, живые глаза, порывистые движения — это радость; «пасмурное» лицо, тусклый взгляд, «трудные» телодвижения, опущенные плечи — грусть; искаженное лицо, горящие глаза, резкие, решительные, «бурные» жесты — гнев; сжатые губы, неподвижный взгляд, скупые движения — упрямство». Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый из нас может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональное состояние окружающих по их выразительным движениям (пантомимике), прежде всего по выражению лица (мимике).
В передаче эмоционального состояния человека особенно велико значение глаз. Недаром говорят: «Глаза — зеркало души».
Мимика обусловлена главным образом различными по выраженности и распространенности изменениями напряжения (сокращением или расслаблением) многочисленных мимических мышц. Мимическим мышцам, в отличие от всех других поперечнополосатых мышц тела человека, свойственна одна особенность: по крайней мере один конец каждой мимической мышцы переходит непосредственно в кожу лица или связан со слизистой оболочкой. Благодаря этому сокращение любой мимической мышцы обеспечивает изменение рельефа лица. При этом на лице возникают углубления и складки, ведущие к изменению его «выражения». Наиболее изменчиво напряжение мимических мышц вокруг глаз, в области носа и рта. Небольшие, подчас едва уловимые изменения тонуса этих мышц воспроизводят, в частности, улыбку, например, ту улыбку, которую Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект» описал как «улыбку единственную, улыбку верх искусства. иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимите ее вверх». Давно известно, что при улыбке сокращаются определенные мимические мышцы. Если улыбка естественна, то обязательно, в частности, сокращение нижней части круговой мышцы глаза, которую иногда называют «мышцей приветливости». При этом приподнимается нижнее веко. Когда же этого не происходит и человек улыбается одними губами, то искренность такой улыбки становится сомнительной.
В передаче эмоционального состояния человека особенно велико значение глаз. Недаром говорят: «Глаза — зеркало души». Состояние глазных щелей, ширина зрачков, подвижность глазных яблок, блеск склер и т.д. иногда могут говорить о человеке больше и, главное, наверняка достовернее, чем его многословный монолог.
О том, что определенным переживаниям свойственны те или иные выразительные движения и в том числе характерная мимика, людям известно уже много веков. Со времен Гиппократа большое внимание уделяется выразительным движениям и особенно мимике при разнообразных заболе-
ваниях. Но если Гиппократ подходил к оценке выразительных движений у больных как врач и строил свои суждения на основе накопленного врачебного опыта, то Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике, счел возможным судить о состоянии и возможностях психики человека на основании схоластической оценки особенностей строения его головы и лица. Прогнозируя по внешним признакам поведенческие реакции человека и особенности его интеллекта, Аристотель большое значение придавал сходству его с животными, которым, как признавалось, якобы свойственны от природы определенные качества. «Нос толстый, как у быка, — писал Аристотель, — означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость. Острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента. Орлиный нос означает смелость, крючковатый, как у вороны, — настороженность. у кого широкий рот, тот смел и храбр».
В Средние века данные, полученные при изучении лица, расценивались с позиций астрологии и других оккультных наук. Значительную популярность приобрело, в частности, лицегадание: определение судьбы человека по чертам лица. Физиогномика в ту пору была довольно авторитетна. Она к тому времени успела обрасти множеством новых умозаключений, которые по уровню достоверности вполне могли конкурировать с сентенциями Аристотеля. Так, средневековый монах Альберт Великий считал, что «толстый и долгий нос служит знаком человека, любящего все прекрасное и не столь умного, сколь он сам о себе думает», а «кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный лживый плут, занятый собою, посредственных способностей, развратного ума, довольно щедрый и находит большое удовольствие вымышлять и утверждать политические новости».
Черты лица, особенно мимика человека, отражают функциональное состояние нервной системы и зависят от особенностей психики человека, прежде всего состояния его эмоциональной сферы.
ЭМОЦИИ НА 100%
конце XVIII в. такая, можно сказать, формальная физиогномика получила развитие в многотомном сочинении цюрихского монаха Иоганна Лафатера, который сначала изучал психологические особенности человека, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт его лица. Накопленные таким образом сведения послужили поводом к тому, что он стал доказывать возможность определения особенностей характера по рельефу лица и строению черепа и претендовать, таким образом, на роль основателя новой науки. Давая оценку «учению» Лафатера, Г. Лихтен-берг отмечал, что «эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селедок. Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь свое заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?» Тем не менее и идеи Лафатера нашли своих приверженцев. Особенно популярны были они в среде немецких писателей, участников литературного движения «Бури и натиска» (штюрмеров), и, вероятно, сыграли определенную роль в формировании теории Ч. Ломброзо о врожденном преступном типе.
В XIX столетии большой вклад в учение о выразительных движениях внесли Ч. Дарвин и И.М. Сеченов. Они высказали научно обоснованное мнение о том, что черты лица и особенно мимика и другие выразительные движения отражают функциональное состояние нервной системы и зависят от особенностей психики человека, прежде всего от состояния его эмоциональной сферы.
Характер выразительных движений, главным образом мимики, при распознавании заболеваний учитывался со времен Гиппократа.
«Что есть научного в так называемой науке о физиогномике, — рассуждал Ч. Дарвин, — зависит, кажется, от того, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным
склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и потому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми». Ч. Дарвин проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных и высказал, в частности, мнение об их биологической целесообразности. Свои наблюдения и мысли по этому поводу он изложил в статье «О выражении эмоций у человека и животных», которая является, по сути, первой серьезной научной работой, посвященной проблеме эмоций. Приблизительно в то же время И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам. Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического».
Характер выразительных движений и главным образом мимики при распознавании заболеваний со времен Гиппократа учитывался многими врачами. Большое значение ему придавали такие крупные представители отечественной медицины, как С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнуш-кин, М.И. Аствацатуров, М.Б. Кроль, В.А. Гиляровский, и другие. Двигательные реакции, которыми проявляется эмоциональное состояние человека, В.М. Бехтерев называл «языком чувств», М.Б. Кроль — «эмоциональной речью». Кроль отмечал, в частности, что «эмоциональная речь» существует и у животных, и у детей, еще не научившихся говорить. И сейчас врач-клиницист при обследовании больного обязательно уделяет внимание состоянию эмоциональной сферы, так как, во-первых, оно может иметь существенное значение для уточнения диагноза, а во-вторых, с ним следует считаться при определении тактики лечения, а иногда и о прогнозе его исхода. Оптимистично настроенные люди
поправляются обычно быстрее. Поэтому врач заинтересован в том, чтобы настроение больного было бодрым, чтобы больной верил в лечение и не впадал в пессимизм. Судить о его эмоциональном состоянии врачу приходится в значительной степени на основании наблюдений за выразительными движениями больного. В связи с этим ему необходимо умение правильно расценивать их значимость.
Умением отметить и правильно расценить выразительные движения человека обязан обладать не только врач, но и руководитель учреждения, менеджер, педагог, тренер спортивной команды, военачальник, воспитатель детского сада. По сути дела, оно должно быть у каждого, ибо в процессе общения с людьми в любом коллективе оно может быть весьма полезно. Только человек, которому свойственны эгоцентризм, пренебрежение к людям и чрезмерное зазнайство, может пренебрегать проявлениями их эмоционального состояния. Умение правильно понимать душевный, эмоциональный мир окружающих — необходимое условие для создания благоприятного психологического «климата» как в семье, так и в различных человеческих коллективах, соблюдения этических норм, такта, культуры в межчеловеческих отношениях.
Умением отметить и правильно расценить выразительные движения человека обязан обладать не только врач, но и руководитель учреждения.
Способность разбираться в многочисленных нюансах выразительных движений, свойственных человеку, а, кроме того, еще и умение воспроизводить их, совершенно необходимы людям, посвятившим себя служению искусству. И надо сказать, что эта способность с давних пор находит отражение в лучших работах ваятелей и живописцев, поэтов и прозаиков, актеров и композиторов. Вспомните, какое страдание, какую нестерпимую боль отражают лицо и все напряженное до предела тело изнемогающего в борьбе со змеями античного героя Лаокоона в известной скульптурной группе Агесандра, Афинодора и Полидора. Гомер в «Илиаде» так описывает оплакивание убитого Гектора:
Что называют языком чувств
В наш рациональный век не очень принято говорить об эмоциях и чувствах. Однако никакой другой язык не скажет о том, что происходит у нас в душе больше, чем язык чувств. Эмоции – важнейший процесс, происходящий у нас внутри. Они сообщают нам простые вещи, без которых наше существование вряд ли возможно — сигнализируют о «полезности» или «вредности» для нас каких-то ситуаций, говорят о наших потребностях, побуждают нас к активным действиям.
Но знаем ли мы этот язык? Как пишет известный немецкий терапевт Удо Баер, в современном обществе принято описывать словом «чувства» практически все, что связано с жизнью человека: «Слово «чувства» не сходит с уст, а в сердце чувств становится все меньше и меньше».
Что же скрывается чаще всего за нашим «чувствую»?
Во-первых, часто мы путаем чувства и физические ощущения: «Я чувствую, что напряжен». Эмоция включает некое телесное ощущение, но она не равна ему. За «я напряжен» может скрываться, например, страх или гнев.
Во-вторых, за словом «чувствую» нередко стоят описания того, что мы наблюдаем. В частности — поведения окружающих. Например: «Я чувствую, что ты много работаешь», «Я чувствую, что меня игнорируют». Говорящий действительно испытывает какое-то чувство. Но он либо его не осознает, либо не хочет говорить о нем. Например, за «ты много работаешь» может скрываться «я чувствую себя одинокой» или «я беспокоюсь о твоем самочувствии». А чувство, когда «меня игнорируют» может быть сильной печалью, обидой или гневом.
Во-третьих, это интерпретация поведения других людей: «Я чувствую, что ты меня не любишь», «У меня такое чувство, что ты мне не доверяешь», «я чувствую, что ты меня подавляешь» и т.п. Эти и подобные высказывания, выражают то, как мы интерпретируем действия других, а не то, что мы чувствуем. А скрываться за этими фразами могут совершенно разные эмоции. Например, возмущение от того, что близкий человек недостаточно искренен, или гнев в ответ на повышенные требования партнера.
И, наконец, это может быть оценка своего собственного состояния: «Я чувствую себя неудачником», «Я чувствую, что это бесполезно», «Я чувствую, что я – плохая мать». Если же обратиться к чувствам, то эти же послания могут звучать так: «Я расстроен, что у меня не получилось это сделать», «Мне грустно от того, что я не могу уделять достаточно времени своему ребенку» и т.п.
Почему стоит учить этот непривычный нам язык?
Изучая язык собственных чувств, мы лучше понимаем самих себя. Мы можем привнести в нашу жизнь больше того, что нас радует. Свести к минимуму то, что нас огорчает. Понять, что нас злит, и как мы можем изменить эту ситуацию. И многое другое, что сделает нашу жизнь лучше.
Интерпретируя и оценивая поведение других, мы чаще всего встречаем в ответ раздражение и отказ продолжать разговор. Говоря о себе, о своих чувствах и эмоциях – мы не осуждаем другого, но даем понять, что происходит с нами. Это формат свободного общения двух взрослых людей — диалога, когда каждый берет на себя ответственность за свое состояние и свои потребности. Общение на таком языке позволяет нам видеть и слышать друг друга, а не наши фантазии о нас. В одном из хороших старых фильмов говорили – «Счастье – это когда тебя понимают». Счастье, наверное, одним словом не описать. Но я согласна с тем, что когда тебя действительно понимают – это одни из приятнейших моментов жизни. (с)