что называют русским виноградом
Как появился виноград на Руси
Первое же достоверное свидетельство о разведении винограда на Руси относится лишь к началу XVI века. Тогда (в 1547 г.) саксонец Шлитт, получив от царя Иоанна Васильевича поручение призвать в Россию иностранных «знающих людей», приискал между прочим и одного «садовника для винограда».
Другой средневековый автор, Адам Олеарий, подтверждает, что первые виноградные лозы были привезены в Астрахань персидскими купцами. При этом их возделыванием занимался монах астраханского монастыря, австриец, попавший в молодости в плен и принявший православие. Монах этот, которому по словам Олеария, в 1636 году было уже 105 лет от роду, посадил виноградные кусты за городом. Когда же известие об этом дошло до двора, сам царь взял его под свое покровительство, поручив возделывание новой культуры.
В 1640 году некоторые жители Астрахани выписали для себя немецкого виноградаря Якова Ботмана, который немало сделал для культивирования этой ягоды.
Разведение винограда с самого начала находилось под контролем центральных московских властей. Самому царю принадлежало в окрестностях Астрахани 14 виноградников. Один из них (он так и назывался «старым») был высажен «русским людьми» еще в 1647 году. Два других были посажены Яковом Давыдовым, третий – иноземцем «французской земли», пятый был куплен казною у местного жителя Якова Ушакова. Остальные попали в государственную собственность в 1656 году, – от кого и по какому случаю умалчивается. Помимо этого значительное число «виноградных садов» находилось во владении Астраханского Троицкого монастыря. Весь урожай винограда приобретался «на великого государя обиход». При этом, мелкий, не взятый казной виноград, разрешалось продавать свободно в частные руки.
Виноград грузился в «легкие есаульные струги», а для предохранения его от мороза предписывалось посылать с ним бараньи овчины, войлоки и рогожи «поскольку доведется, чем бы виноград в дороге мочно было от стужи уберечь без прибавочныя кровли». Ягода доставлялась сначала в Казанский приказ, которому в то время подчинена была Астрахань. Оттуда она посылалась в Приказ Большого Дворца, по распоряжению которого принималась на Сытный Двор.
Воеводы должны были вручать сопровождающим лицам особые «отписки», в которых указывалось время отправления, имя посланного, количество винограда и цена, в которую обошелся он казне. В нынешнем понимании – балансовая стоимость товара, а по старому – «во что тот виноград в отпусках со всякими расходы учнет становиться».
Однако, здесь остановимся и задумаемся. Вот мы говорим «национальное блюдо, продукт национальной кухни»… А сколько веков он должен просуществовать в ней, чтобы считаться присущим ей продуктом? Вот, скажем, «спагетти болонезе» – это итальянское блюдо, ведь, правда? И никто при этом не задумывается, что входящие в него помидоры появились в массовой кухне северной Италии хорошо, если в середине XVII века. То же самое и относительно итальянской поленты: кукуруза, как и томаты, – это приобретение Колумба.
Вот так и русский виноград – продукт, вот уже более 4-5 сотен лет находящийся в нашей кухне – в виде ягод, вина, изюма или производных от него соусов, взваров и т.п. При этом более 350 лет выращиваемый на территории страны. Это в разы дольше, чем, скажем, его культивирование в Новом свете (США, Аргентине, Чили). Разве этого мало, чтобы считать его нашим родным продуктом?
Русский виноград
Виноградарство в России (особенно в средней полосе) традиционно сопряжено с определенными рисками
Тем не менее, интерес к этой культуре присутствует постоянно на протяжении всей нашей истории. Революционные изменения произошли с появлением нового вида – культурного амурского винограда, который назван «Русским зимостойким». Событие настолько беспрецедентно, что до сегодняшнего дня вызывает массу вопросов у профессионалов и любителей виноградной культуры.
Впервые на перспективу гибридизации известных сортов «Витис винифера» с амурским виноградом «Витис амурензис» обратил внимание еще И.В. Мичурин. Это соответствовало его основной идее по гибридизации географически отдаленных родительских пар. И амурская лиана здесь подходила идеально. Русские зимы не оставляли перспектив промышленному виноградарству России без создания морозостойких сортов, каковых мировая история ампелографии еще не знала.
Начиная с 1936 года в Центральной генетической лаборатории (ЦГЛ) им. И.В. Мичурина (г. Мичуринск), а затем во Всероссийском научно-исследовательском институте виноградарства и виноделия (г. Новочеркасск) с 1945 года учениками И.В. Мичурина ( И.П. Потапенко, Я.И. Потапенко, Е.И. Захаровой и др. ) была проведена масштабная гибридизация с участием амурского винограда. Позже и в ряде других селекционных учреждений в нашей стране и за рубежом (Венгрия, Болгария, Латвия) были созданы гибридные формы с участием амурского винограда, которые отличались повышенной морозостойкостью и милдьюустойчивостью.
Селекционеры рассчитывали последовательными скрещиваниями сформировать новые качества растения, согласно одному из основных законов генетики о независимом наследовании признаков. То есть, получить в одном растении качества плодоношения «Витис винифера» и морозостойкость «Витис амурензис». Процесс оказался не быстрым. В межвидовом гибриде признаки усреднялись: либо крупная вкусная ягода и невысокая морозостойкость, либо высокая морозостойкость и низкое качество плодоношения. Это показали гибриды первого поколения. Однако и среди них оказались перспективные формы (Северный, Заря севера).
На втором этапе при возвратном скрещивании (Северного, Зари севера + на Витис винифера) были получены уже вполне качественные по плодоношению гибриды второго поколения: Фиолетовый ранний, Шасла северная, Октябрьский, Саперави северный, Цветочный, Степняк. Они переносили морозы до –25 °C. В третьем поколении, например, от скрещивания Шаслы северной (второе поколение) с Мичуринцем (первое поколение) был получен Русский ранний, имеющий морозостойкость –27,5 °C и заметно превосходящий родителей по качеству ягод. Реальным автором был А.И. Потапенко, однако он не числился в штате ВНИИВиВа (не имел права работать в учреждении, руководимом братом), и авторство приписали другим людям.
Общий вывод по результатам селекции: морозостойкость наследуется по принципу усреднения; плодоношение варьирует, иногда значительно уклоняясь в сторону культурных родителей и даже превышая их по качеству (трансгрессия). При этом культурный сдвиг – трансгрессия устойчиво наследуется и при дальнейших скрещиваниях.
Путь – переменный беккросс был буквально нащупан А.И. Потапенко (авторское свидетельство 954064), на что понадобилось тридцать лет. Дальнейшая гибридизация вполне закономерно привела к появлению Восторга Русский ранний х ГФ 2-5-92-7-2 (Заря севера х Долорес), автор И.А. Кострикин.
Селекционеры получили по тому времени выдающийся сорт, сочетающий в себе высокое качество плодоношения, прекрасный вкус, повышенную устойчивость к болезням и приемлемую для южных районов России морозостойкость лозы –25–26 °C.
На этой «морозостойкой» странице межвидовой гибридизации столовых сортов южное виноградарство находится и по сей день.
Селекционеры намечали два пути: межвидовая гибридизация (через управление наследованием признаков) и внутривидовая гибридизация (через генетическое усовершенствование) самого амурского винограда, как донора морозостойкости и высокого вкуса. Последнее выявилось еще в гибридах первого поколения. Так, мускатный вкус Северного был идентифицирован, как скрытая мускатность самого амурского. В новом тысячелетии это было подтверждено результатами латвийских селекционеров (Г. Весминшь, П. Сукатниекс, Э. Петерсонс), которые выделили способность «Витис амурензис» быть донором высокого вкуса («Опыт выращивания винограда в неблагоприятных природных условиях и его научное обеспечение», Москва, 2007, с. 59).
Это качество амурского винограда также отмечали селекционеры С.А. Погосян и С.С. Хачатрян в 1983 году в своей книге «Селекция столовых и технических сортов винограда»: «Установлено, что скрещивание культурных сортов с различными формами амурского винограда дает несравненно больший эффект по развитию в потомстве сеянцев, совмещающих устойчивость к низким температурам с качеством ягод, чем использование форм V.Labruska и гибридных форм американского винограда, потомство которых во многих случаях прочно наследует низкое качество ягод» («Атлас северного винограда», Челябинск, 2007, с. 85).
Приятной неожиданностью оказалась и устойчивость «Витис амурензис» к основным грибковым заболеваниям, и даже к филлоксере (Л.П. Трошин «Ампелография и селекция винограда», Краснодар, 1999). Сегодня это известные факты. Итак, первый путь – межвидовая гибридизация. Она в перспективе того времени ограничивала морозостойкость гибридов на уровне –30 °C. Для центральной России, считал А.И. Потапенко, с ее морозами за –40 °C, этого недостаточно, если иметь в виду не укрывное промышленное виноградарство, как наиболее выгодное и потому приемлемое.
Второй – инбридинг. Близкородственное скрещивание. Амурский х Амурский. Путь прямого окультуривания дикой амурской лианы, как наиболее морозостойкой из всех известных видов. В этом случае осреднение морозостойкости ничего не меняло, сохраняя ее на уровне –40 °C – 42 °C. Начиная с 1947 года, А.И. Потапенко в своей селекции успешно использует оба направления.
Межвидовые гибриды А.И. Потапенко. Сорт винограда «Мариновский» наблюдается автором статьи 11 лет. Евро-Амурский гибрид, технического назначения, мощнорослый, обоеполый. 7-8 – летние кусты, наблюдаемые автором, давали урожай до 40 кг на трех погонных метрах одноплоскостной шпалеры. Срок созревания – начало сентября. Чем старше куст, тем раньше срок созревания. Средний вес гроздей – 400 г, ягода 3 г, овальная, фиолетового цвета, запоминающегося вкуса. Нередки грозди от 600 г до 1 кг. Лозы с такими гроздями мы привозили на Московскую конференцию 2007 г. Выход сока 75–80 %. Сахаристость 21–23 %. Титруемая кислотность – 7 г/л. Проверен в домашнем виноделии. Превосходный материал для соков и вина по типу марочного «Каберне», с шоколадными оттенками. Морозостойкость –35 °C. Листовой аппарат эффектного декоративного вида; морщинистый, напоминает крокодиловую кожу. По краю округлого листа – мелкая рассечка, резная бахрома. В осень листва приобретает пурпурный цвет.
В аномальную зиму 2005–2006 гг. «Мариновский» в неукрывной форме, на шпалере подмерз, но сохранил до 20 % почек; температура на участке в течение 3 суток стояла –38 °C. В Волгограде взрослый куст (14 лет) вымерз до земли (Г. Беликова). В Тамбове на шпалере не подмерз вовсе (А. Беляев). Мороз в течение 3 суток там был –37 °C. Урожая почти не было. Но почки успешно распустились. Лозы целы.
Как видим, общая информация противоречива.
У автора после аномальной зимы каждый побег из уцелевших почек дал по 3-4 весомых грозди, средним весом – 500 г, причем прищипка на конце побега, вызывала формирование соцветий на каждом из вновь образующихся пасынков. Повторный урожай созрел до второго пасынка.
Опытный садовод из этих примеров поймет причину разночтений. Возраст куста, нагрузка урожаем, текущий сезон, состояние куста в предыдущем сезоне, влага, почва, климат, география.
В 2008 г. с девятилетнего куста «Мариновского» я собрал девяносто килограммов урожая. Сахаристость ягод 21 %. Формировка беседочная. Площадь питания куста с листовым аппаратом – 4 кв.м. В 2009 г. с того же куста на плоской шпалере (формировка менялась) – 80 кг при сахаристости ягод до 23 %.
В годы сильных эпифитотий листовой аппарат Мариновского поражался оидиумом. Но при обработке травяными (сброженными) настоями (тема отдельной статьи), листовой аппарат до конца сезона оставался чистым, без поражений. Автором наблюдалась высокая константность его сеянцев, повторявших родительскую форму (более 70 %), что свидетельствует о сбалансированности сорта, его генетической устойчивости.
Новый русский. Наблюдается 7 лет. Сверхранний, универсальный. Русский ранний х Амурский. Сильнорослый. Обоеполый. Ягода – 5–6 г (в полевых условиях), при поливе – до 10 г, слегка овальная, красная, мясисто-сочная, с особым родниковым вкусом, созревает в июле. Сохраняется на кусту до глубокой осени. Грозди 600-700 г, отдельные – до 1кг и более. Сахаристость – 24 %, титруемая кислотность – 6 г/л. В течение сорока дней выдержал зимнее бесснежье при температуре – 30–34 °C, сохранив в не укрывной форме, на шпалере более 30% почек. К болезням устойчив. Лоза вызревает вместе с урожаем – 30 кг на три метра шпалеры. Морозостойкость – 34 °C.
Несмотря на обильное плодоношение, все названные формы успешно держат нагрузку. На взрослых кустах урожай фактически не тормозит прирост. Лоза вызревает на всю длину, порой до миллиметровых кончиков. Тем не менее, учитывая склонность гибридов к гипертрофированному урожаю и их скороплодность (плодят в первый же год посадки) следует в первые годы плодоношения следить за приростом лозы и своевременно убирать лишние грозди. Тем более что полученный материал по известным причинам может быть самого разного качества. К тому же в «пасмурных» зонах излишний урожай легко задерживается в созревании, может остаться кислым до морозов, вызывая недоумение садовода и незаслуженное недовольство гибридной формой. Это совет любителям. Идеален вариант многометровой шпалеры, заполненный одним кустом за счет отводковой системы. Урожай будет в разы больше, чем ряд из отдельно посаженных кустов.
Однако в промышленном виноградарстве должны использоваться клоны, которые справляются с нагрузкой сами, без зеленых операций. Именно такую задачу ставил пред собой селекционер. И его амурские формы обладают такими качествами, что не исключает сам принцип естественного отбора.
На участке А.И. Потапенко перечисленные формы наблюдаются от 10 до 20 лет.
Сеянцы 2007–2008 гг. Амурского прорыва (Один) и Триумфа, прошедшие испытание в морозильной камере, доказали высокую морозостойкость. По данным селекционного центра (г. Смоленск, Ю.М. Чугуев), корни выдержали двухсуточное промораживание при –21 °C, а лоза и почки до –41 °C.
В настоящее время автором статьи из семян А.И. Потапенко выделена форма Мариам, он же амурский 11, раннего срока созревания (в условиях Саратова созревает 20 августа), по многим параметрам сходен с амурскими 7 и 8. Выделены также внутривидовые белые амурские формы. Их основные параметры схожи с амурскими 7, 8 и 11. Безусловно, в каждом регионе названные формы будут вести себя по-разному, отличаясь в первую очередь характером плодоношения. И хотя еще древние греки отмечали факт поразительной неприхотливости виноградной лозы, которая успешно плодит на любой почве, плодородной или бедной, сухой или влажной, климатический фактор остается решающим. Он не столь заметен, когда речь идет о сложившемся сорте, но весьма нагляден в селекции.
Общие результаты евро-амурской гибридизации оказываются даже более значительны, чем франко-американской, которая свою главную задачу – создание филлоксероустойчивых сортов, сравнимых с мировыми брендами, – так и не выполнила.
Направление движения известно. А.И. Потапенко буквально проложил столбовую магистраль предельно широкому промышленному виноградарству. Его усилиями создан новый вид – Русский зимостойкий виноград, не требующий укрытия и химических обработок, способный расти на всем протяжении Русской равнины. И это событие поистине мирового значения.
Московское общество испытателей природы
Русский виноград
Вот и давайте посмотрим на историю вхождения винограда в русский быт и привычки. И здесь нам, конечно, поможет понимание места средневековой Руси в торговых связях с Азией. Эти контакты существовали издавна. Пусть не напрямую, но еще с домонгольских времен местные продукты проникают на Русь. Бухарские купцы частенько, отклоняясь на север от «шелкового пути» в Европу, находили место сбыта своим товарам у князей «росских» племен. Проникал виноград к нам и от татар, из Крыма, от византийских купцов еще как минимум в IX-X веках. Вся беда в том, что подробных летописных записей об этом не сохранилось.
Разведение винограда с самого начала состояло под контролем центральных московских властей. Самому царю принадлежало в окрестностях Астрахани 14 виноградников. Один из них (он так и назывался «старым») был высажен «русским людьми» еще в 1647 году. Два других были посажены Яковом Давыдовым, третий – иноземцем «французской земли, пятый был куплен казною у местного жителя Якова Ушакова. Остальные попали в государственную собственность в 1656 году, – от кого и по какому случаю умалчивается. Помимо этого значительное число «виноградных садов» находилось во владении Астраханского Троицкого монастыря. Весь урожай винограда приобретался «на великого государя обиход». При этом, мелкий, не взятый казной виноград, разрешалось продавать свободно в частные руки.
Виноград, полученный в казенных садах, употреблялся двумя способами: одна его часть (в живых кистях или патоке [4] ) отправлялась в Москву. Другая — шла на производство местного церковного вина. Ответственным за отсылку винограда в Москву был непосредственно астраханский воевода. Вся дорога занимала тогда около 2 месяцев.
Виноград грузился в «легкие есаульные струги», а для предохранения его от мороза предписывалось посылать с ним бараньи овчины, войлоки и рогожи «поскольку доведется, чем бы виноград в дороге мочно было от стужи уберечь без прибавочныя кровли». Ягода доставлялась сначала в Казанский приказ, которому в то время подчинена была Астрахань. Оттуда она посылалась в Приказ Большого Дворца, по распоряжению которого принималась на Сытный Двор.
Воеводы должны были вручать сопровождающим лицам особые «отписки», в которых указывалось время отправления, имя посланного, количество винограда и цена, в которую обошелся он казне. В нынешнем понимании – балансовая стоимость товара, а по старому – «во что тот виноград в отпусках со всякими расходы учнет становиться».
Отписки эти представлялись в Казанский приказ. Одна из них сохранилась и до сего времени. Из не видно, что в 1659 году астраханский воевода послал в Москву 190 кистей винограда, из которых 150 – красного и 40 белого. Помимо этого было отправлено 5 кадей винограда в патоке (четыре — красного и одну – белого) – всего 545 кистей. То есть, посылаемые в Москву объемы явно не поражали воображение. Ну, пусть крупная кисть винограда весит даже около 1 килограмма. Полтонны ягод на весь год для всех царских приемов и ежедневного угощения – явно не сильно много.
Однако здесь остановимся и задумаемся. Вот мы говорим национальное блюдо, продукт национальной кухни… А сколько веков он должен просуществовать в ней, чтобы считаться присущим ей продуктом? Вот, скажем, «спагетти болонезе» – это итальянское блюдо, ведь, правда? И никто при этом не задумывается, что входящие в него помидоры появились в массовой кухне северной Италии хорошо, если в середине XV I I века. То же самое и относительно итальянской поленты: кукуруза, как и томаты, – это приобретение Колумба.
Вот так и русский виноград – продукт, вот уже более 4-5 сотен лет находящийся в нашей кухне – в виде ягод, вина, изюма или производных от него соусов, взваров и т.п. При этом более 350 лет выращиваемый на исторической территории страны. Это не меньше, чем, скажем, его культивирование в Новом свете (США, Аргентине, Чили). Разве этого мало, чтобы считать его нашим родным продуктом?
Виноград в русских традиционных росписях
Вдогонку ушедшей виноградной недели на Ярмарке мастеров все-таки хочется рассказать, что и у нас на Руси оказывается тоже рос свой особенный виноград. Только рос он не в садах и огородах, а на прялках, сундуках, посуде, шкафах, печных заборах, дверях домов. В данной статье я приведу примеры изображения винограда на основе двух схожих по названию, но совершенно разных по стилистике и географическому происхождению росписей. Речь пойдет о кичменгско-городецкой и городецкой росписях по дереву, а также о хорошо известной всем хохломе.
Итак, кичменгско-городецкая роспись является одной из традиционных росписей Русского Севера, пришла она к нам с Вологодской земли. Тем более невероятным кажется, что именно виноград является одним из основных элементов этой росписи. Без него не обходится ни один орнамент!
«Растительные мотивы, навеянные миром природы и переосмысленные поколениями мастеров в красочные декоративные «райские сады», органично дополняют образный мир народного искусства. Большое распространение в силу своей символики, получили не характерные для Русского Севера цветы и изображения зверей. Виноград, например, в русском народном искусстве считался символом плодовитости. В устном фольклоре виноград символизировал новобрачных. Упоминание о нем встречается и в колядках, и в волочебных песнях. На Русском Севере «виноградье» — поздравительно-величальные песни во время святочных колядований». Так раскрывается значение виноградных гроздьев в методическом пособии по кичменгско-городецкой росписи.
Эту роспись по праву можно назвать домовой, ведь ей украшены целые интерьеры крестьянских домов, которые не раз поражали исследователей своей красотой и гармонией. Еще одним из основных элементом данной росписи является лев. Лев и виноградные гроздья удивительное сочетание для Русского Севера. Глядя на изображения и того и другого вполне можно предположить, что художники никогда воочию не видели ни льва, ни виноградную лозу. На тему львов я уже писала в предыдущей публикации, исследования доказывают, что о них наш народ знал лишь по легендам, возможно так дело обстояло и с виноградом. И как это часто бывает, живописцы черпают вдохновение и идеи из легенд, сказок, песен, которые потом оживают в удивительных визуальных образах и дарят вдохновение и опору в том числе и современным художникам.
«Букет завершался виноградной гроздью «растущей» вверх. Множество мелких листиков окружало гроздь, и в ореоле цветных пятен она была подобна горящей свечке. В некоторых композициях виноград вплетался в цветочный букет, и кисти ягод писались по сторонам центрального стебля. В этом случае грозди заменяли бутоны, насыщали роспись плотной массой, придавали весомость и значимость всей композиции. Если цветочный орнамент писали на горизонтально вытянутой плоскости, то виноградные гроздья располагали по бокам». («Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись»)
И ведь действительно не сразу узнаешь в виноградной свечке знакомые нам ягоды. Полюбуемся сказочными творениями талантливых народных мастеров:
А теперь переместимся с северных просторов на просторы волжские: в город Городец. Городецкая роспись конечно более известна и узнаваема. Купеческий быт, гуляния, чаепития, катания на тройках, в этой росписи словно читается слово – изобилие. Здесь есть все: изобилие форм и цветов, и разумеется, виноград присутствует:
«В городецком фольклоре – песнях, частушках, свадебных припевках часто упоминаются ягодки и виноград. Любят их писать и городецкие живописцы». Так говорится о винограде в книге Л.Я. Супрун «Городецкая роспись». Оказывается и здесь прослеживается свадебная и песенная тема. Наверно это не случайно ведь пожелания благополучия и изобилия чаще всего звучали на свадьбах, а образ винограда, как нельзя лучше эти пожелания выражает. В отличии от кичменгско-городецкой росписи в Городце изображают виноград уже гораздо реалистичнее, гроздья вполне различимы и узнаваемы. Рискну предположить, что на нижегородской земле с ее знаменитой ярмаркой чего только не видывали и рассказать могли во всех подробностях, поэтому и с виноградом были знакомы.
Изображается городецкий виноград разными способами:
Какой бы способ не выбрал художник несомненно одно: городецкий виноград всегда выглядит нарядно и празднично:
Еще одна роспись, которая приходит на ум при упоминании винограда это наша знаменитая хохлома. Возможно, кого-то удивит, что виноградные мотивы в ней есть. Ведь гораздо привычнее видеть рябину или клубнику и малину в исполнении хохломских художников. Но оказывается виноградная тема присутствовала в хохломе с давних времен.
Вот например, старинные образцы:
А это уже более современные изделия:
Восхищает своей изящностью рисунок Г.П. Матвеева, стоявшего у истоков развития семеновской школы хохломской росписи, внесшего огромный вклад в становление хохломы, как высокохудожественного направления народного искусства.
И здесь снова виноградные гроздья, которые в последствии украшали хохломские изделия:
Чего только нет в наших народных промыслах, стоит только присмотреться внимательнее и вам откроется целый диковинный мир, способный обогатить душу и обрадовать сердце!