что называют персиком у девушки
Как сложились судьбы героини и картины «Девочка с персиками»?
Картина «Девочка с персиками», созданная Валентином Серовым, сегодня является признанным шедевром русской живописи. Художник был одним из самых известных и востребованных портретистов своего времени.
Практически все, у кого была хотя бы незначительная сумма денег, стремились заказать портрет именно у Серова. Однако сам живописец тяготел к импрессионизму, который вряд ли приняла бы публика того времени. Именно поэтому «Девочка с персиками» долгое время оставалась в имении в Абрамцево, где и была создана. Каковы история и особенности этой картины? Как сложилась судьба той самой “Девочки с персиками”?
История создания картины
В 1870 году русский меценат и предприниматель Савва Мамонтов приобрёл усадьбу Абрамцево у дочери писателя Сергея Аксакова. Тогда никто и предположить не мог, что именно это место станет ключевым в истории создания одной из самых знаменитых картин русской живописи.
Впервые усадьбу Мамонтова Валентин Серов посетил в 1875 году, причём визит произошёл по инициативе матери художника. Она была композитором, а Мамонтов, как я уже заметила, оказывал покровительство творческим людям. Однако поистине знаковым стал 1887 год.
Именно тогда, в августе, Серов снова посетил Абрамцево. В разгар солнечного дня в комнату вбежала 11-летняя Вера Мамонтова, дочь хозяина, и, схватив персик, села за стол. Обладающий особым видением художника Серов тут же предложил девочке позировать для его картины.
Усадьба Абрамцево, место рождения знаменитой картины В.А.Серова / © stvo99 / fototerra.ru
Вера согласилась, после чего почти два месяца позировала живописцу. От себя хочу отметить, что занятие это было совсем непростым для ребёнка, а потому надо отдать должное терпению дочери Мамонтова. Сам Валентин Серов признавался:
“Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…”
Завершив работу, Валентин Серов передал картину маме Веры, после чего долгое время она висела в комнате уже знакомой нам «Девочки с персиками». Кстати, сегодня в усадьбе тоже можно увидеть это изображение, однако оно представляет собой копию. Оригинал же хранится в Третьяковской галерее.
Знаменитая картина В.А.Серова «Девочка с персиками», 1887 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Судьба Веры Мамонтовой
Однако картина «Девочка с персиками» была далеко не последней работой, где появлялся образ Веры Мамонтовой. Сам Виктор Васнецов, автор знаменитой «Алёнушки», признавался, что при создании лица героини на своём полотне вспоминал тёмное сияние глаз Веры. Также девушку можно увидеть на картине Врубеля «Тамара в гробу».
Увы, судьбу «Девочки с персиками» нельзя назвать счастливой. Выйдя замуж, она родила трёх детей, однако младший сын умер в раннем возрасте. Сама Вера Мамонтова скончалась от скоротечной пневмонии в возрасте 32 лет. О необыкновенной – неяркой, но притягательной – красоте этой девушки можно судить лишь с оставшихся полотен известных художников, которых вдохновляла её внешность.
Уникальность «Девочки с персиками»
Но давайте вернёмся к самому известному изображению Веры Мамонтовой. Серов не просто реалистично, а поистине виртуозно передал характер Веры. Она смотрит на зрителя, а в её глазах заметен озорной огонёк. Более того, живой нрав девочки можно отметить и в складке губ.
Кажется, что она вот-вот рассмеётся. В её позе и выражении лица нет ни намёка на натужность. Конечно, сегодня в век фотографий, это мало кого может удивить. Но представьте: картина «Девочка с персиками» писалась более месяца, а значит, и Серов, и Вера должны были проявить необыкновенное мастерство художника и натурщицы. Создаётся такое впечатление, будто перед нами запечатлён пойманный миг – и именно это демонстрирует гениальность работы мастера.
Иллюстрация М.А.Врубеля к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон», 1890-1891 годы
На заднем плане, за окном, видны зеленеющие деревья. Это часть Абрамцевского парка, а именно – Гоголевская аллея, по которой Николай Васильевич любил совершать свои прогулки. Персики, лежащие на столе перед Верой, тоже имеют свою небольшую историю. Персиковые деревья Савва Мамонтов приобрёл в 1871 году в соседних имениях. С той поры в оранжерее Абрамцево выращивались ти сочные вкусные плоды.
В комнате также можно разглядеть фигурку деревянного солдата. Её Мамонтов купил в Троице-Сергиевой лавре. Что интересно, изначально деревянный гренадер не был раскрашен, а его росписью занимался сам Серов. Возможно, именно потому художник решил добавить и это своё “творение” в композицию картины.
Валентин Александрович Серов, академик живописи / © К.А.Фишер
Оценка творения Серова
Серов не спешил показывать свою картину публике. Возможно, не считал её особо ценной, а может, понимал, что в России ещё не готовы оценить импрессионистическую живопись по заслугам.
Знакомые Серова отмечали, что в Париже «Девочка с персиками» непременно произвела бы фурор. Однако и на родине живописца знатоки искусства приняли его работу. В 1888 году Валентин Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а в дальнейшем картина была признана истинным шедевром.
Многие искусствоведы нашего времени сравнивают «Девочку с персиками» Серова и работы других художников, изображавших детей. Ни в одной из них нет такой живости, света и той самой “свежести кисти”, к которой стремился сам живописец. Всё это сполна реализовано лишь в картине с очаровательной Верой Мамонтовой.
Фрагмент картины В.М.Серова «Девочка с персиками»
Картину «Девочка с персиками» Валентин Серов называл лучшим своим творением. Уже в конце жизни он признавался, что не раз пытался достичь того уровня, который проявился в этой работе, однако так и не смог. «Девочка с персиками» действительно стала неповторимым, истинным шедевром мастера, что вложил в творение не только труд, но и душу.
«Девочка с персиками» Серова
Для души Валентин Серов писал откровенно импрессионистские полотна, к которым публика была пока не готова.
Валентин Серов был главным портретистом своего времени. Буквально все, обладавшие маломальским капиталом и амбициями, заказывали портреты именно у Серова. Художник же, что ожидаемо, не хотел ограничиваться этим. Для души он писал откровенно импрессионистские полотна, которые, покажи их тогдашнему русскому зрителю, почти наверняка назвали бы мракобесием. Потому и «Девочка с персиками» осталась в абрамцевском имении Мамонтовых, где была написана.
Сюжет
Одним летним днём Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгорячённая игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Поражённый, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать её больше месяца и ей придётся ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.
Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрёпанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в её одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка — раз, и упорхнуло.
«Девочка с персиками», 1887 г. В. А. Серов. Источник: Государственная Третьяковская галерея
За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артёмово и Жилкино в 1871 году.
Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадёра, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображённая на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.
Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла своё место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась ещё более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика ещё не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — ещё чего доброго нарекут безумным.
Контекст
«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражён работами мастеров Ренессанса, впечатлён самой страной, её силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.
Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Её писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал её черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось 3 детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением лёгких и скончалась. В 1920-е гг. Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.
Судьба художника
Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семёновна была убеждённой нигилисткой. Отец Александр Николаевич — популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.
К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шёл седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом его семьи.
Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном — так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. В основном это были буржуа и аристократы. Со временем Серов приобрёл репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.
И хотя заказывали и платили художнику за портреты, из всех своих работ он больше всего ценил откровенно импрессионистскую «Девушку, освещённую солнцем». Незадолго до смерти — в конце 1911 года — рассматривая в Третьяковке это полотно, он сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».