что называют корреспондирующими точками сетчаток

Корреспондирующие точки сетчаток

Смотреть что такое «Корреспондирующие точки сетчаток» в других словарях:

корреспондирующие точки сетчаток — (лат. correspondo соответствовать, от кор + respondo отвечать; син. идентичные точки сетчаток) общее название пар точек на сетчатке правого и левого глаза, расположенных относительно центральных ямок желтого пятна так, что при одновременном… … Большой медицинский словарь

идентичные точки сетчаток — см. Корреспондирующие точки сетчаток … Большой медицинский словарь

Диспаратность — (вариант написания диспарантность) (от лат. disparatus разделённый) различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках левого и правого глаза. Диспаратность изображений лежит в основе неосознаваемых… … Википедия

Зрение — I Зрение (visio, visus) физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов… … Медицинская энциклопедия

Горопте́р — (horopter; греч. horos граница + optēr наблюдатель) совокупность точек пространства, изображения которых при точной бинокулярной фиксации проецируются на корреспондирующие точки сетчаток. Гороптер теоретический см. Гороптер точечный. Гороптер… … Медицинская энциклопедия

гороптер — (horopter; греч. horos граница + opter наблюдатель) совокупность точек пространства, изображения которых при точной бинокулярной фиксации проецируются на корреспондирующие точки сетчаток … Большой медицинский словарь

движение глаз фузионные — рефлекторные Д. глаз, обеспечивающие такое их положение, при котором изображения объектов точно проецируются на корреспондирующие точки сетчаток … Большой медицинский словарь

диплопия бинокулярная — (d. binocularis) Д. при зрении двумя глазами, обусловленная тем, что изображения рассматриваемого предмета не проецируются на корреспондирующие точки сетчаток, напр. в результате отклонения зрительной оси одного из глаз … Большой медицинский словарь

Движе́ние — ( я) в физиологии перемещение всего организма или отдельных его частей. Движения автоматизированные осуществляемые без сознательного регулирования целенаправленные Д., размеренные по силе, амплитуде и скорости благодаря многократным упражнениям… … Медицинская энциклопедия

Диплопия — I Диплопия (греч. diplōos двойной + ōps, ōpos глаз) двоение изображения рассматриваемого предмета в результате отклонения зрительной оси одного из глаз. Возникновение двоения связано с тем, что изображение рассматриваемого предмета при отклонении … Медицинская энциклопедия

Иденти́чные то́чки сетча́ток — см. Корреспондирующие точки сетчаток … Медицинская энциклопедия

Источник

Бинокулярное зрение и методы его исследования | Офтальмология

что называют корреспондирующими точками сетчаток. Смотреть фото что называют корреспондирующими точками сетчаток. Смотреть картинку что называют корреспондирующими точками сетчаток. Картинка про что называют корреспондирующими точками сетчаток. Фото что называют корреспондирующими точками сетчаток

что называют корреспондирующими точками сетчаток. Смотреть фото что называют корреспондирующими точками сетчаток. Смотреть картинку что называют корреспондирующими точками сетчаток. Картинка про что называют корреспондирующими точками сетчаток. Фото что называют корреспондирующими точками сетчаток

Описание

Каждый глаз представляет собой совершенно самостоятельный в функциональном отношении орган и обеспечивает восприятие света, тонкое распознавание формы (центральное зрение) и ориентацию в пространстве (поле зрения) Однако способность зрительного анализатора определять третье измерение расположения, телесность предметов окружающего мира — обуслоатена бинокулярным зрением.

Бинокулярное зрение — способность зрительного анализатора сливать изображения на сетчатке и проецировать их в пространстве. Эта совместная работа моторных и сенсорных систем правого и левого глаза обеспечивает одновременную ориентацию обеих зрительных осей на объект фиксации, формирует пару сходных монокулярных изображений этого объекта на сетчатке глаз, способствует их слиянию в единый зрительный образ, правильному определению местоположения стимула, в том числе его удаленности от глаз в видимом пространстве.

Бинокулярное зрение создает и другие значительные преимущества зрительному анализатору, расширяется поле зрения в горизонтальном направлении до 180° (полуокружности), зрительные образы, полученные от двух глаз, ярче и четче вследствие суммации раздражений — острота зрения повышается; при помощи бинокулярного зрения человек определяет расстояния.

Для бинокулярного зрения, помимо достаточности зрительной функции каждого глаза (более 0,2), разница остроты зрения одного и другого глаза не должна превышать 0,4, необходимо параллельное положение зрительных осей обоих глаз при зрении вдаль или конвергентное при зрении вблизи.

При параллельности (в покое) зрительных осей и при ассоциированной функции всех глазодвигательных мышц изображения окружающих предметов будут падать на идентичные корреспондирующие участки сетчатки и передаваться на соответствующие участки затылочных полей коры головного мозга. В таком случае изображения от двух глаз будут восприниматься как одно.

Корреспондирующие точки сетчаток — это прежде всего центральные ямки обоих глаз и, кроме того, точки, расположенные в обоих глазах в одинаковых меридианах и на одинаковом расстоянии от центральных ямок. Если наложить сетчатку одного глаза на сетчатку другого, их корреспондирующие точки совпадут.

При параличе какой-либо из глазодвигательных мышц ось глазного яблока смещается, параллельность зрительных осей обоих глаз нарушается, световые лучи от окружающих предметов падают на диспаратные относительно друг друга участки и проецируются каждым глазом соответственно в разные точки пространства — возникает двоение.

Бинокулярное зрение — одновременное видение обоими глазами — дает человеку стереоскопическую (в трех измерениях) картину окружающего мира.

Ощущение глубины, телесности предметов получается на основе физиологического двоения. Физиологическое двоение — это то обязательное двоение, которое возникает при фиксации (рассматривании) какого-либо предмета двумя глазами.

При этом зрительные оси сходятся на фиксируемой точке, их параллельность нарушается и изображения предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемого, падают на диспаратные участки сетчатой оболочки и воспринимаются корой зрительных долей мозга как два раздельных, т.е. двоятся.

Предметы, лежащие ближе фиксируемого (О), дают изображение на височных диспаратных участках сетчатки и проецируются в пространство как два отдельных предмета. Получается перекрестное двоение, предметы, лежащие дальше от глаз, чем фиксируемый, дают изображения на носовых участках сетчатки и проецируются в пространстве как два отдельных предмета.

По локализации раздражения на сетчатке и местонахождению его проекции в пространстве в детские годы возникают условнорефлекторные связи в центральной нервной системе.

Таким образом, необходимым условием стереоскопичности зрительных образов является бинокулярное зрение.
Некоторая стереоскопичность зрительных восприятий возможна и при монокулярном зрении, но тогда оценка глубины обеспечивается аккомодацией, углом конвергенции, мышечным чувством.

Возможна оценка расстояния до предмета также в зависимости от величины его изображения на сетчатке. Все перечисленные возможности становятся следствием жизненного опыта. Восприятие глубины одним глазом настолько несовершенно, что отсутствие бинокулярного зрения лишает человека возможности выполнять некоторые работы.

Однако в отдельных случаях, как показал опыт войны 1941 — 1945 гг., лица, потерявшие один глаз, полноценно выполняли работу, требующую бинокулярного зрения. Особенно необходимо стереоскопическое зрение водителям транспорта, геодезистам. Бинокулярное стереоскопическое зрение можно исследовать различными методами.

За рубежом широко применяют тестирование последовательных образов по Чермаку—Болыиовскому: перед одним глазом включают горизонтальную вспышку, а перед другим — вертикальную. Если последовательный образ выступает в виде креста, то корреспонденция сетчаток нормальная, при расхождении перекреста она аномальная.

Источник

Корреспондирующие точки сетчаток и гороптер

Если можно было бы совместить две сетчатки со спроецированными на них изображениями так, чтобы совпали обе центральные ямки, то совпали бы и оба изображения объекта, на котором зафиксирован взгляд. Участки сетчаток, иден­тичные для обоих глаз, называются корреспондирующими точками сетчаток.Образы тех объектов, на которых взгляд не фиксируется, но которые находятся примерно на том же расстоянии от наблюдателя, что и объект, на котором зафик­сирован его взгляд, тоже будут проецироваться на идентичные, или корреспон­дирующие, точки обеих сетчаток. Эти образы будут «слиты» друг с другом, и каждому объекту будет соответствовать сингулярное изображение. Для каждого расстояния от наблюдателя до объекта и степени конвергенции существует опре­деленный ряд пространственных точек, проецируемых на корреспондирующие места обеих сетчаток. Объект, лежащий в любой из этих пространственных точек, виден в единственном числе и воспринимается наблюдателем как лежащий на том же расстоянии от него, что и тот объект, на котором зафиксирован его взгляд.

Если мы графически обозначим все точки пространства, соответствующие объектам, видимым при одинаковой высоте фиксации взгляда и конвергенции, и спроецируем их на соответствующие точки сетчатки, то получим поверхность, на­зываемую гороптер. Гороптер — это воображаемая, или виртуальная, проходящая через точку фик­сации взгляда искривленная поверхность, проекции всех точек которой попадают на корреспондирующие точки сетчаток обоих глаз и вызывают ощущение единич­ного объекта. Однако объекты, не лежащие на гороптере, соответствующем определенному положению глаз, вызывают диплопию, или двойное видение, поскольку они стимулируют диспарантные, или некорреспондирующие, точки сетчатки. Исключением из этого являются те некорреспондирующие точ­ки сетчаток, которые представляют собой образы точек пространства, лежащих в пределах узкой горизонтальной полосы, окружающей гороптер. Этот участок называется фузионной зоной Панума (датского физиолога) (ФЗП).Двойственные изображения объек­тов, лежащих за точкой фиксации взгляда, — неперекрестные (неперекрестная диспарантность), а двойственные изображения объектов, лежащих ближе точки фиксации взгляда, — перекрестные (перекрестная диспарантность). Следователь­но, особенность двойственных изображений — перекрестные они или неперекрест­ные — может служить признаком относительной удаленности (хотя, скорее всего, мы используем его бессознательно).

Стереопсис. Диспарантность образов, проецируемых на сетчатки обоих глаз, лежит в основе уникального явления, связанного с особым восприятием глубины и объема и назы­ваемого стереоскопическим зрением, или стереопсисом (от греческого слов ste­reos — твердый, объемный, пространственный и opsis — зрение). Пример: стереоскоп. Стереограммы — это парные картины, на одной из которых изображено то, что видит левый глаз, а на другой то, что видит правый. Когда слегка диспарантные картины, объединенные в пары надлежащим образом, рассматриваются через стереоскоп, сцена приобретает стереоскопическую глубину, т. е. создается полное впечатление единого объемного изображения.

Бинокулярное соперничество.Слияние ретинальных изображений левого и правого глаз, происходит только тогда, когда эти образы практически идентичны. В резуль­тате эволюции мозг и зрительная система приобрели способность воспринимать и обрабатывать только такую визуальную информацию, которая приводит к образо­ванию двух практически идентичных ретинальных изображений. В тех же случаях, когда эти изображения весьма значительно отличаются друг от друга, наблю­дается необычное явление, называемое бинокулярным соперничеством. Обще­признано, что бинокулярное соперничество — результат искусственно создава­емых условий видения, редко встречающихся за пределами исследовательских лабораторий. Перцептивные эффекты би­нокулярного соперничества тесно связаны с перцептивными эффектами некото­рых расстройств зрения, таких, например, как амблиопия и косоглазие, которые снижают эффективность бино­кулярного зрения или полностью исключают его.

Перцептивные последствия бинокулярного соперничества, созданного опреде­ленными условиями видения, различны. Значительно отличающиеся друг от дру­га правое и левое ретинальные изображения могут либо слиться, образовав некий хрупкий и неустойчивый композитный образ, либо один образ может подавить другой, т. е. в какой-то момент может доминировать один из двух образов, а второй в это же самое время окажется подавленным. Более того, доминирующий и подав­ленный образы могут спонтанно меняться местами, т. е. возможна флуктуация до­минирования от одного глаза к другому.

Есть доказательства изменений нейронной ак­тивности определенных участков коры головного мозга, которые точно соответ­ствуют перцептивным изменениям, типичным для бинокулярного сопериичества. Циклопическое восприятие.Термин циклопическое восприятие предложен Белой Джулезом для обозначения стереоэффекта, возникающего при просмотре созданных им стереограмм совер­шенно нового типа, образованных кажущимся случайным набором черных и белых элементов.

Происхождение названия «циклопическое восприятие» связано с тем, что сте­реоизображение определенного вида, проецируемое по отдельности на каждый глаз, само по себе кажется хаотичным набором различных элементов. Осмыслен­ное восприятие глубины из этих стереограмм возможно только после того, как два изображения совмещаются в некой центральной зрительной зоне.

Стереограммы, с помощью которых Джулез в свое время демонстрировал цикло­пическое восприятие, действительно необычны. Воспользовавшись компьютерной прогой, он создал два практически одинаковых рисунка, пред­ставлявших собой случайные конфигурации точек (обычно такие стереограммы называют случайно-точечными стереограммами). !Локальный стереопсис/глобальный стереопсис. Проекции на левую и правую сет­чатки каждым из полуполей подобных стереопар дают достаточное количество монокулярно распознаваемых стимулов, которые могут быть поэлементно со­поставлены зрительной системой друг с другом для создания стереоскопического эффекта. Подобная однозначная, не вызывающая сомнений локализация глубины называется локальным стереопсисом. В отличие от традиционных стереопар сте­реопары Джулеза не содержат никаких узнаваемых структур, и ничто в двух полу-полях его стереопар «не сообщает» зрительной системе о возможности попарного сравнения каких-либо элементов изображений на правой и левой сетчатках для достижения стереопсиса. Следовательно, случайно-точечные стереограммЫ в том, что касается соответствия элементов правого и левого ретинальных изображе­ний, — можно толковать двояко. Предполагается, что любой элемент, спроециро­ванный на одну сетчатку, может быть сопоставлен с любым другим соседним эле­ментом образа на другой сетчатке, но зрительная система сравнивает паттерны диспарантности двух сетчаток, а не «занимается» поэлементным сопоставлением двух ретинальных изображений. В данном случае необходим глобальный процесс поиска многих диспарантностей, без которых невозможно восприятие трехмерной поверхности. Поскольку требуется полное, или глобальное, сравнение диспарантных элементов, общих для обеих половин стереопар Джулеза, а не их локальное, «поточечное» сравнение, предполагаемый процесс стереоскопического восприятия стереограмм, образованных случайными конфигурациями точек, называется гло­бальным стереопсисом

Константность восприятия размера. При изменении расстояния между наблюдателем и объектом размер ретинального изображения заметно изменяется, однако при обычных условиях видения эти изменения остаются практически не замеченными наблюдателем. Вы сами доказа­ли это, когда то отходили от книги, то приближались к ней, и вы делаете это посто­янно, всякий раз, когда физическое расстояние между вами и разными объектами изменяется. Изменение расстояния между наблюдателем и объектом в определен­ных пределах не создает впечатления, что последние уменьшаются или увеличиваятся, несмотря на изменение их расположения. Константность восприятия размера — это тенденция воспринимать размеры самих объектов как постоянные, несмотря на изменения размеров ретинальных изображений, происходящих при удалении объектов от наблюдателя или их приближении к нему. Действительно, в весьма широких пределах воспринимаемый размер объекта до некоторой степени не зависит от величины его проекции на сетчатке. Хотя на константность восприятия размера влияют многие факторы, самыми существенными являются признаки кажущейся удаленности и стимулы, играющие роль фона. Константность восприятия размера компенси­рует пикторальное восприятие кажущейся удаленности, обусловленное двухмер­ным изображением.

Когда мы взаимодействуем с окружающим миром, информация об удаленно­сти, какой бы они ни была — очевидной или вызывающей сомнения, — постоянно учитывается нами и автоматически «запускает механизм»- константного восприя­тия размера. Воспринимаемый размер последовательного образа прямо пропорционален расстоянию от глаза до поверхности, на которую он проецируется; эта зависимость известна как закон Эммерта(по имени открывшего ее в 1881 г. Э. Эммерта). Закон Эммерта, суть которого заключается в том, что размер последовательного образа тем больше, чем более он удален от наблюдателя (причина – постоянство величины того участка сетчатки, «усталостью» которого вызван последовательный образ), в общем виде может быть запи­сан следующим образом: Ps = k(RIsxPd),где Ps — воспринимаемый размер последовательного образа; k — константа; RIs — размер ретинального изображения; Pd — воспринимаемая удаленность последова­тельного образа. Так, если размер ретинального изображения (RIs) постоянен, как на рис. 10.8, увеличение удаленности поверхности, на которую проецируется последователь­ный образ (Pd), приводит к увеличению воспринимаемого размера последователь­ного образа (Ps).

Константность восприятия способствует тому, что мы воспринимаем физи­ческий мир практически таким, каков он на самом деле, и в этом смысле она — наглядный пример адаптивного механизма, соответствующего биологическими потребностями человека.

Иллюзии Эймса прекрасно иллюстрируют роль предшествующего опыта в воспри­ятии. Знакомство с ними — обычно в условиях, когда возможности наблюдателя искусственно ограничены (т. е. без бинокулярных признаков и признаков движе­ния), — делает еще более понятными представления трансакцион исто в о простран­ственных связях, постигаемых в ходе контактов с окружающим миром. Иллюзии производят наиболее сильное впечатление тогда, когда наблюдатель, чтобы сохра­нить одни представления о пространственных связях, вынужден отказаться от дру­гих. Хотя известно огромное количество иллюзий Эймса, мы ограничимся рассмот­рением двух наиболее известных иллюзий.

Трапециевидное окно.Только тот, кто видел вращающуюся трапецию, спосо­бен в полной мере оценить зрелпщность возникающих при этом перцептивных эффектов. Приспособление для демонстрации этой иллюзии состоит из поверхно­сти трапециевидной формы, па обеих сторонах которой оконные проемы и тени нарисованы таким образом, что наблюдателю кажется, будто перед ним — повер­нутое под небольшим углом окно прямоугольной формы (рис. 10.14) 10.14. Трапециевидное окно Эймса Вид вращающейся трапеции спереди (перпендикулярно линии взгляда). Вращающаяся трапеция должна восприниматься как окно прямоугольной формы, поверн На самом же деле окно имеет форму трапеции. Мы настолько привыкли к пря­моугольным окнам, что и это окно, если смотреть на него прямо, тоже кажется пря­моугольным, но повернутым под некоторым углом (если не хватает признаков глу­бины и удаленности, которые говорилибы о том, что на самом деле оно вовсе не наклонено и не повернуто). Трапециевидное окно монтируется на вертикальной штанге и приводится во вращение небольшим мотором (скорость вращения — огЗ до 6 об./мин). Если смотреть на вращающееся окно одним глазом с расстояния, рав­ного примерно 10 футам (3 м), или двумя глазами с расстояния 6 м или больше, токажется, будто, повернувшись на 180°, окно мгновенно останавливается и изменя­ет направление вращения, т. е. оно покачивается вдоль оси штанги. Иными слова­ми, оно воспринимается не как вращающаяся трапеция, а как качающийся прямо­угольник, изменяющий направление своего вращения через каждые 180°.

Если рассматривать эту ситуацию с точки зрения доступности стимульной ин­формации, то можно сказать, что возможны две взаимоисключающие перцептив­ные альтернативы: раскачивающийся прямоугольник или вращающаяся трапеция. Однако благодаря представлениям наблюдателя, созданным его предшествующим опытом, это окно, стимулирующее зрительную систему таким образом, что его форму можно трактовать двояко, как правило, воспринимается как обычное слег­ка повернутое прямоугольное окно. А если это так, то наблюдателю должно казать-1 ся, что фигура покачивается вдоль оси штанги, на которой она закреплена, посколь­ку непрерывный поток сетчаточных образов может создавать только качающаяся прямоугольная поверхность.

Восприятие истинного движения поверхности — вращения — несовместимо с допущением, что она представляет собой прямоугольное «сно: при нормальном вращении прямоугольной поверхности более длинной будет казаться только сет-чаточная проекция той стороны или края, которые менее удалены от наблюдателя. (Причиной этого является обратная зависимость между величиной ретинального образа и удаленностью; см. рис. 10.3.) Однако при вращении трапециевидного окна один из его краев всегда остается длиннее, чем другой. А коль скоро он кажется наблюдателю длиннее, то наблюдатель решает, что он ближе. Следовательно, во время вращения наблюдателю постоянно, но ошибочно кажется, что более длин­ный край расположен ближек нему, чем более короткий, и это происходит даже тогда, когда на самом деле ситуация обратная. Подобное динамическое изображе­ние на сетчатке может создать только качающаяся прямоугольная поверхность, в результате чего наблюдателю и кажется, что проекция той стороны, которая вос­принимается им как более длинная и менее удаленная, качается.

Чтобы оценить влияние предшествующего опыта наблюдателя и сложившихся у него представлений о мире на восприятие им иллюзии трапециевидного окна, Олпорт и Петтигрю (Allport & Pettigrew, 1957) изучили реакцию на нее предста-вителей разных культур. Трапециевидное окно было продемонстрировано нслы* туемым, представлявшим разные культуры и имевшим вследствие этого разный опыт общения с прямоугольными поверхностями. Среди испытуемых были такие люди, которые не имели практически никакого представления ни об окнах, ни о поверхностях, образованных прямыми линиями и прямыми углами, и типичные городские жители. Когда, при условиях, максимально благоприятствующих вое- приятию иллюзии, им демонстрировали вращающееся окно, все испытуемые, не­смотря на присущие им культурные различия, восприняли именно иллюзию (т. е. качание, а не вращение, что было на самом деле). Однако при пограничных усло­виях, т. е. при условиях, уже не столь благоприятных для восприятия иллюзии (например, при невозможности пользоваться бинокулярным зрением), те испыту­емые, чей опыт общения с прямоугольными поверхностями был невелик, оказались менее подверженными ей.

Перекошенная комната.На рис. 10.15, а изображена особым образом сконст­руированная комната.

Комнату обычно рассматривают через маленькое смотровое отверстие, допус­кающее только монокулярное зрение, при котором утрачиваются многие призна­ки глубины и удаленности. При таких условиях большинство наблюдателей видят двух человек, необычно отличающихся друг от друга по росту и стоящих возле зад­ней стенки ничем не примечательной комнаты. Это иллюзорное восприятие назы­вается иллюзией перекошенной комнаты, поскольку в действительности женщи­на выше ребенка, а не наоборот, как кажется наблюдателю, а вот комната отнюдь не ординарна. На самом деле «маленькая» женщина находится дальше от наблю­дателя, чем «высокий» ребенок. То, что наблюдателю так не кажется, по мнению трансакционистов, является следствием сильного влияния представлений об окру­жающем мире, сформировавшихся в результате его предшествующего опыта.

Сторонники трансакционизма утверждают, что благодаря большому опыту «вза­имодействия» с комнатами, имевшими форму прямоугольного параллелепипеда, наблюдатель исходит из того, что фоном для двух человек является именно такая комната. Однако в действительности пол, потолок, некоторые стены и дальние окна комнаты — поверхности, имеющие форму трапеции. Как показано на рис. 10.15, б, комната специально построена так, чтобы вызвать у наблюдателя искаженное вос­приятие величины. Так, левый угол комнаты примерно в два раза дальше от наблю­дателя, чем правый. Наиболее удаленные детали комнаты соответственно увели­чены в размере таким образом, чтобы в перспективе близкие и удаленные детали казались наблюдателю расположенными на равном расстоянии от него.

Как и вращающееся окно, перекошенная комната предлагает наблюдателю два альтернативных варианта восприятия: два человека с нормальной разницей в рос­те на фоне трапеции, находящиеся на разном удалении от наблюдателя, или два человека, ненормально отличающихся друг от друга по росту, на фоне прямоуголь­ной поверхности. Типичное восприятие — прямоугольная комната, в которой на­ходятся два человека, ненормально отличающиеся друг от друга по росту. Иными словами, как правило, представление о том, что обычно комнаты — это прямоуголь­ные параллелепипеды, оказывается перцептивно сильнее реальных физических условий, ибо комнаты в большинстве случаев именно таковы, а находящиеся в них объекты действительно отличаются друг от друга по величине.

Трапециевидное окно и перекошенная комната — это всего лишь два из серии необычных наглядных примеров, продемонстрированных Эймсом и его коллега­ми в поддержку трансакционизма. Однако все они направлены на доказательство справедливости одного вывода: при определенных условиях восприятие простран­ства определяется предшествующим опытом наблюдателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *