что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

Характеристика монолога как вида речевой деятельности

что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

Под монологом понимается активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативной целью которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях. [Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Монолог является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказывания.

Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения.

В методической литературе выделяют следующие характеристики монологической речи:

1. Относительно непрерывный характер высказывания – процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем- либо (чем- либо). Это значит, что высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема.

Данное качество определяет:

— весьма специфическую психологическую настроенность говорящего;

— организацию его высказывания.

2. Последовательность, логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально.

Имеется в виду:

Исходя из этого, учителю для организации обучения необходимо знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности.

3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.

4. Тематичность высказывания – монологическое высказывание делается по какому-то определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) соответствие коммуникативной задачи;

2) связно и последовательно раскрыть заданную коммуникативную задачу;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации;

4) умение адекватно использовать связующие средства.

Как известно монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

— Информативная – сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

— Воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

— Экспрессивная (эмоционально-оценочная) – использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и т.д.;

— Ритуально-культовая – используется во время торжественного мероприятия, торжественная речь.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.

Изучением монолога как вида речевой деятельности занимались такие ученые-лингвисты как А.К. Артыкбаева, Н.В. Долгалова, М.Н. Калнинь, О.А. Нечаева, Л.И. Новожилова, О.Г. Резель.

Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы. К таким типам относятся монолог-повествование, монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение. Охарактеризуем каждый из эти видов монолога.

что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности с его динамичностью противопоставлено статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичной картины развития, смены действий, событий, изменение состояния, движение во времени. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии.

Формы устной речи как фактор дифференцированного обучения. Методическое обучение иностранным языкам: межведомственный сборник. Повествование изображает события или явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом или обуславливающие друг друга. Следовательно, цель повествования заключается в том, чтобы сообщить читателю, что случилось в определенном месте в определенное время.

В методической литературе выделяют два вида повествования:

а) повествование без центрального события, т.е. бескульминационное или деловое повествование, когда человек рассказывает, чем был заполнен промежуток времени. Для такого повествования характерно последовательное, эпически спокойное изложение фактов и событий.

б) повествование с центральным событием, т.е. кульминационное повествование (рассказ), в котором рассказчик стремится по возможности выразительно рассказать о каком-то интересном эпизоде, случае или происшествии, оказавшемся в центре его внимания.

Это могут быть повествования на основе пережитого, увиденного, услышанного или прочитанного. Данная дифференциация находит отражение в выделении рассказа в качестве разновидности повествования.

Композиционная структура повествования имеет три части: введение, где излагаются основные сведения о герое, месте и времени действия, основной части, в которой излагается сюжет, и заключении, в котором дается обобщение эмоционального характера. Рассказ же, в свою очередь, состоит из завязки, кульминационного пункта и развязки.

Повествование может иметь:

1) прямую хронологию;

2) обратную хронологию:

3) прямую хронологию с отступлениями.

С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности.

В зависимости от того, что является объектом описания, выделяются:

1) описание отдельных предметов;

2) описание животных;

3) описание обстановки (интерьер);

4) описание природы (пейзаж);

5) описание внешности человека (портрет);

6) описание местности;

8) описание состояния человека.

Таким образом, основными признаками, отличающими описание от других типов речи являются:

а) статичность содержание (в описании перечисляются одновременные или постоянные признаки объекта);

б) способ связи между предложениями: предложения, входящие в состав описательного текста, обычно связываются параллельной связью (но иногда наблюдается и цепная связь);

в) частое использование односоставных, номинативных, безличных и глиптических предложений, отсутствие повелительных предложений;

Монолог-сообщение В.В. Виноградов характеризует как монолог, который опирается в большей степени на логически-предметную структуру языка, тяготея к непосредственной установке соотношений между динамикой логически-предметного и словесного рядов.

При этом необходимо назвать ряд параметров, важных с точки зрения обучения. Сообщение характеризуется наличием в своем составе ряда смыслообразований сверхфразового объема, объединенных общей темой и завершенностью в смысловом и композиционном отношениях. Все входящие в сообщение сверхфразовые единства, по той причине, что они направлены на раскрытие одной (главной) мысли, объединяются в единое целое по смыслу.

Соответственно, рассуждением можно назвать «ряд суждений, которые относятся к определенном) предмету или вопросу, и идут один за другим таким образом, что из предыдущих суждений необходимо вытекают и следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос».

Таким образом, суждения, высказанные по поводу каких-либо явлений, действий, положений и т.д., сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основе чего делаются определенные заключения и выводы.

Общая цель рассуждения конкретизируется в его подтипах:

а) рассуждение-умозаключение (представляет собой процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода):

б) рассуждение-доказательство (призвано реализовать намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода).

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связанного изложения мыслей, фактов, событий, а также комбинированием известных учащимися речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях. Наибольшую актуальность в коммуникативно-достаточном уровне владения монологическими умениями в школе имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащимися о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для учащегося и его слушателя.

Каждый тип монологической речи в учебном процессе может реализоваться в зависимости:

— коммуникативной потребности учащихся либо на уровне предложения, либо сверхфразового единства, либо развернутого высказывания (текста).

Монологическая речь может быть:

— Продуктивной – это говорение на заданную тему. Продуктивное говорение занимает большое место в обучении устной речи; оно вызвано окружающей действительностью, реальной жизнью. В продуктивном говорении высказывание учащегося самостоятельно, но здесь необходимо помочь составить его более развернутым, последовательным.

— Репродуктивной – это пересказ прослушанного, прочитанного текста устно и письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, сам текст подсказывает языковые средства;

При обучении монологическому высказыванию нельзя ограничиваться только репродуктивным говорением, хотя репродуктивное говорение является необходимой формой и в естественном общении, и в учебном процессе.

Пассов Е.И. выявляет следующие главные задачи в обучении монологической речи:

1. Научить выразить законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

2. Научить логичному развертыванию мысли;

3. Научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.

«Путь сверху» представляет собой максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиций.

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения – к законченному монологу. [Антонова Н.В. «Обучение монологическому высказыванию при подготовке к защите дипломов на английском языке»]

По Старкову А.П. переход к освоению монологических высказываний осуществляется на базе различных грамматических структур, освоенных учащимися с помощью коммуникативных упражнений диалогического типа.

Для монологической формы речи характерны односторонняя направленность, большой объем высказываний и разнообразие структурной оформленности речи, что позволяет полнее выразить свою мысль, а также логичность, последовательность и законченность изложения.

В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно осложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.

Источник

Для ораторов

Функционально-смысловые типы речи

что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Смотреть картинку что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Картинка про что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину. Фото что называют констатирующей речью которая дает статистическую картину

Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально- смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно следственных отношениях.

Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира, и это устройство данного типа определяет его положение в речи.

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия.

Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование.

Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц, например в судебной речи.

Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом конспекте, выполняет рол введения к описанию или рассуждению.

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статистическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могу обозначать его временные или постоянные свойства, качества и состояния.

Оратор, стремясь сообщить слушателям необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику.

Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого – раскрытие, конкретизация, установление достоверности изложенного суждения.

Частным случаем рассуждения являются общие мест – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений.

Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку она отражает противоречия современной жизни и коллизии общения. Можно выделить два вида полемичности: 1) имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и 2) эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах.

Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса.

Оратор пользуется всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оттеночных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность.

Источник

Лекционные материалы на тему: «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром вещей, предметов, последний – с миром суждений, понятий.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздание мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак1 + признак2 + признак3…

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица, поэтому для описания выжны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-технической, описание положения дел.

Итак, описание можно охарактеризовать как некую модель монологического сообщения в виде перечисления признаков предмета.

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно представить следующим образом:

Повествование = событие1 + событие2 + событие3

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении, когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также с большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение = вопрос (тезис) – суждение1 – суждение2 – суждение3…

Правила построения рассуждений сводятся к следующим: рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль),

основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению),

вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).

Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Правила участия в полилоге:

1. Каждый участник говорит коротко и убедительно.

2. Внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, стараясь понять других.

3. Задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает (если это поможет решить проблему).

4. Дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границы деловитости и уводить разговор в сторону.

Л.В.Щерба писал: «Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать».

Монолог характеризуется относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

. По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят6 поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателя к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь, художественный монолог, официально-деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам – описание, повествование, рассуждение.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи и т.д..

Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Невербальные средства общения (мимика, жесты) в монологе используются ограниченно.

Основные признаки монологической речи:

2) непрерывность, связность;

4) опосредованная контактность;

5) последовательность, логичность, смысловая законченность;

6) опосредованная связь с ситуацией общения;

7) сдержанная эмоциональность;

8) умеренное использование невербальных средств;

9) основная единица – сложное синтаксическое целое (ССЦ);

11) отсутствие речевых клише (их наличие говорит о невнимательности или низкой речевой культуре пишущего, говорящего).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Констатация

Полезное

Смотреть что такое «Констатация» в других словарях:

констатация — констатирование, установление, утверждение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. констатация сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов

Констатация — Констатация ♦ Assertion Сообщение, содержащее утверждение или отрицание чего либо. Всякое утверждение, следовательно, является констатацией, но не всякая констатация есть утверждение (она может быть и отрицанием) … Философский словарь Спонвиля

КОНСТАТАЦИЯ — (французское constatation, от латинского constat известно), установление несомненности существования, наличия чего либо; сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении … Современная энциклопедия

КОНСТАТАЦИЯ — (франц. constatation от лат. constat известно), установление несомненности существования, наличия чего либо; сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении … Большой Энциклопедический словарь

КОНСТАТАЦИЯ — КОНСТАТАЦИЯ, констатации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. констатировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Констатация — (французское constatation, от латинского constat известно), установление несомненности существования, наличия чего либо; сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

констатация — (франц. constatation, от лат. constat известно), установление несомненности существования, наличия чего либо; сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении. * * * КОНСТАТАЦИЯ КОНСТАТАЦИЯ (франц. constatation, от лат. constat… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *