что называют каналами вертикальной мобильности положение занимаемое человеком
Каналы вертикальной мобильности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Каналы вертикальной мобильности
Обществознание, 11 класс
© Аминов А. М., 2008
Описание слайда:
1. «Социальные лифты».
2. Армия.
3. Церковь.
4. Школа.
5. Собственность.
6. Семья.
7. Повторение (схемы).
8. Домашнее задание.
План урока
Описание слайда:
1. «Социальные лифты».
Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую? По мнению социолога П.Сорокина, между стратами (группами) есть «социальные лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Эти «лифты» принято называть сегодня каналами вертикальной мобильности.
Каналы вертикальной мобильности – это пути и механизмы, позволяющие людям подниматься вверх по социальной иерархии (лестнице).
Основными каналами вертикальной мобильности являются: армия, церковь, школа, семья, собственность.
Описание слайда:
2. Армия.
Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий (свободных должностей) из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения.
Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов, благодаря военным подвигам и заслугам. Вышли из простолюдинов и сделали блестящую военно-политическую карьеру Наполеон Бонапарт и его окружение, Дж. Вашингтон, О.Кромвель и другие.
Описание слайда:
3. Церковь.
В период раннего христианства последователями этого вероучения были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получили свободу и достигали высокого положения в обществе.
Описание слайда:
4. Школа.
Большие конкурсы в университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Оно открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив вуза, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Описание слайда:
5. Собственность.
Богатство и деньги – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV – XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. И сегодня обладание солидной собственностью открывает человеку многие двери на пути вверх по социальной лестнице.
Описание слайда:
6. Семья.
Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного аристократа с богатым, но не знатным партнером. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.
Описание слайда:
КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
П о в т о р и м :
Описание слайда:
Домашнее задание:
§6(К) стр. 53-57
§37(Б) п.4
§1 п.4 (Б – п/у.11)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект по обществознанию. Тема 18. Политико-правовая сфера жизни общества
Презентация по обществознанию 7 класс «Производство:затраты, выручка, прибыль»
Лекционный материал Глобальные вызовы современности
Анализ работы методического объединения учителей общественного цикла МКОУ СОШ№ 3 г.Избербаш
Рекомендательно письмо учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Курбановой У.М. Тема исследования: «Терроризм- проблема 21 века»
РЕЦЕНЗИЯ на исследовательскую работу ученика 6а класса МКОУ СОШ №3 Курбанова Баганда Магомедовича по теме « Права человека глазами ребенка
Тренировочные задания по обществознанию. Подготовка к ОГЭ. Задания 23-24.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377896 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Социальные «лифты» (каналы социальной мобильности)
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Социальные лифты« из раздела кодификатора (3.1 Социальная стратификация и мобильность)
Армия как канал социальной циркуляции играет наиболее важную роль в периоды военных действий, хотя и в мирное время, благодаря чётко выстроенной иерархии чинов и чётких критериев повышения по службе, данный лифт продолжает активно функционировать.
Церковь также выполняет роль канала вертикальной социальной мобильности. Например, примкнув к институту церкви (в христианстве) в качестве послушника, можно «дойти» до статуса Патриарха, а в католической церкви (если вы мужчина) до статуса Папы Римского.
Школа или образование в современном обществе выступает самым доступным социальным лифтом, способным обеспечить вертикальное восхождение индивида от низких к более высоким социальным слоям. Традиционно образование выполняло и выполняет сейчас такую латентную функцию как закрепление социальной сегрегации или социального неравенства, с одной стороны, и продвижение вверх по социальной лестнице наиболее успешных выпускников, благодаря определённому уровню и качеству полученного ими образования, с другой стороны. Существуют различия в потенциально возможных достижениях выпускника школы, колледжа и вуза; и шансы совсем не одинаковы построить карьеру у выпускников Гарварда и, например, Педагогического университета г.Иванова.
Политические организации, партии также выполняют роль «лифта» в вертикальной циркуляции. В политической иерархии вы можете продвинуться от рядового члена партии до лидера партии; от рядового функционера или клерка, чиновника можете стать успешным государственным деятелем, министром, премьер-министром или, возможно, президентом страны.
Профессиональные организации – это ещё один из социальных «лифтов», которые позволяет переправлять индивида по вертикали. Профессиональные организации являются традиционно социально одобряемым лифтом для мужчин, тогда как для женщин, в традиционном обществе, да и в современном российском обществе, семья (брак) выступает в качестве социально одобряемого лифта для женщин.
Семья и брак как каналы социальной циркуляции достаточно традиционны. Большинство русской и зарубежной литературы от сказок до романов нередко нам рисуют картину, где в брак вступают люди разных социальных статусов и, таким образом, для одного из супругов с более низким статусом это – восходящее продвижение. Изменяя свою конкретную форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему для обновления и социального развития.
Если образование традиционно рассматривалось как наиболее доступный социальный лифт, то и сегодня оно остаётся таковым, хотя его роль в социальном продвижении людей несколько снизилась. В настоящее время высокий образовательный статус перестал соответствовать статусу экономическому.
Что касается такого социального лифта, как армия, то сегодня он переживает кризис, однако церковь как канал социальной циркуляции, напротив, имеет тенденцию к росту. В целом в условиях возрастания динамизма жизни происходит усиление роли социальной мобильности.
Факторы определяющие социальную мобильность
Что такое социальная мобильность
Индивид, который является единичным представителем социума, находится в социальном движении.
Под движением понимают способность человека занять определенную позицию в иерархии общества.
Движение человека в социуме: смена места жительства, переход на другую работу, карьерный рост.
Иерархию общества представляет набор сословий, классов, каст — характеризуют понятиями: страта, социальные слои.
Социальным слоем называют систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе.
Такое перемещение человека в социальном пространстве называют социальной мобильностью.
Под социальной мобильностью понимают перемещение индивидов или групп между различными позициями в иерархии социальной стратификации, которое связывают с изменением статуса.
Основоположником теории социальной мобильности стал русский и американский социолог Питирим Сорокин. Он ввел термин социальной мобильности.
Питирим Сорокин говорил о социальной мобильности как о любом переходе индивида от одной социальной позиции к другой.
Он выделял два вида социальной мобильности:
Межпоколенная социальная мобильность характеризуют тем, что дети достигают более высокой социальной позиции, чем их родители. Или, наоборот, занимают более низкую ступень.
Ребенок из бедной семьи занял высокий пост в организации.
Внутрипоколенную мобильность можно увидеть в ситуации, когда один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.
Такая смена позиций именуется социальной карьерой.
Также он различал два основных типа мобильности:
Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Так, в традиционных обществах мобильность ограничена, потому что человек привязан к наследственным сословиям или кастам. При этом перейти в другую практически невозможно.
Индустриальное общество дает больше возможностей для мобильности, так как место в социуме определяют способности и усилия самого человека.
Его позиция может зависеть от образования, заработка, деловой хватки, лидерских качеств.
Выделяют два показателя социальной мобильности:
С помощью этих показателей сравнивают уровни социальной мобильности в разных обществах.
Скорость мобильности характеризуется вертикальной социальной дистанцией. Такую дистанцию индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Два выпускника вуза пришли на работу. В течение пяти лет один из них стал заведующим отделом. Другой дошел до позиции старшего менеджера. Мобильность первого выше мобильности второго человека, потому что он прошел больше статусных уровней.
Интенсивность мобильности показывает число индивидов, которые меняют социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлениях за определенный промежуток времени. Число таких лиц показывает абсолютную интенсивность мобильности. Их доля зависит от общей численности конкретной социальной общности и показывает относительную мобильность.
Взаимосвязь скорости и интенсивности социальной мобильности определяется совокупным индексом мобильности для данной социальной общности.
Социальная мобильность является важной характеристикой общества. Это показатель его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус. Существуют относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую.
Закрытое общество предпочитает предписанный статус и затрудняет переходы из одного социального слоя в другой.
Процесс и результат возведения социальных барьеров и перегородок, которые ограничивают доступ индивидов в другую группу или замыкают группы в самих себе, называется социальной клаузулой.
Вертикальная социальная мобильность
Под вертикальной мобильностью подразумевают перемещение из одной страты в другую. Страты: сословия, классы, касты. Происходит смена места в социальной иерархии.
Если при перемещении индивид движется вверх — социально поднимается, — то говорят о восходящей мобильности.
Восходящая мобильность — повышение в должности, продвижение по карьерной лестнице.
Если осуществляет социальный спуск, человек движется вниз, то имеют в виду нисходящую мобильность.
Нисходящая мобильность — разжалование.
В крайних случаях нисходящая социальная мобильность приводит к люмпенизации, то есть превращению индивида в такой элемент общества, который не относится ни к какому классу. У него нет собственности и постоянной работы. Люмпенами также становятся люди с психологическими заболеваниями, если они долго не могут найти работу. Люмпенов называют деклассированным элементом.
Классификация социальной мобильности:
Когда перемещение человека вертикально или горизонтально не зависит от других людей.
Факторы, которые влияют на индивидуальную мобильность:
Мобильные индивиды могут разрываться между разными культурами и стилями жизни. Приспособление к новым условиям может становиться поверхностным.
Перемещение происходит коллективно.
Горизонтальная социальная мобильность
Горизонтальная мобильность обозначается переходом индивида из одной социальной группы в другую, которая расположена на том же уровне. Таким образом, статус человека не меняется.
Горизонтальная мобильность: перемещение из одного трудового коллектива в другой; из одного гражданства в другое; из одной семьи в другую.
Такое движение не знаменует заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Выделяют географическую мобильность, которая выражается в перемещении из одного места в другое. При этом сохраняется прежний статус.
Межрегиональный туризм, междугородный переезд.
Если при переезде меняется статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Когда человек приехал из деревни в город навестить родственников — это пример географической мобильности.
Когда человек переселился в другой город и нашел работу — миграция.
Миграционные процессы разделяют на внешние и внутренние.
Внешняя миграция направлена на перемещение человека или группы населения в другие страны.
Внутренняя миграция осуществляется человеком в рамках отдельных регионов в одной стране.
Типы социальной мобильности по категориям
Характеристика типов социальной мобильности:
Групповая мобильность возникает в то время, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия или касты. Меняется система стратификации.
П. Сорокин выделил следующие причины групповой мобильности:
Структурная мобильность зависит от структурных особенностей экономики, отношения отраслей, происходящих сдвигов. Такие изменения происходят помимо воли отдельных индивидов. Мобильность этого типа не зависит от профессионализма. Индивидуальные способности человека не являются критериями для мобильности.
Итогами структурной мобильности могут быть: массовые перемещения отдельных личностей; изменения принципов действия социальной стратификации; реорганизация стратегий.
Французская революция, Октябрьская революция.
Организованная социальная мобильность проявляется в перемещении человека или группы вверх, вниз или по горизонтали под руководством государства или иных общественных институтов: с согласия или без согласия.
Организованную мобильность разделяют на:
Добровольная организованная мобильность: стажировка, направление на обучение.
Вынужденная организованная мобильность: переезд из-за отсутствия рабочих мест, влияние стихийного бедствия.
Социальные лифты и их виды
П. Сорокин считал, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют лифты. По ним индивиды перемещаются вверх и вниз.
Пути, по которым люди перемещаются из одних социальных групп в другие, называют социальными каналами или социальными лифтами.
Основными функциями социальных лифтов являются:
Выделяют следующие социальные лифты:
П. Сорокин определил каналы вертикальной мобильности или каналы вертикальной циркуляции:
Армия в качестве канала циркуляции функционирует в военное время. Когда армия несет потери в командном составе, то это приводит к заполнению вакансий более низких чинов. Также в военное время солдаты поднимаются по карьерной лестнице благодаря таланту и храбрости.
Церковь переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучал биографии римских католических пап. Он установил, что 28 из них вышли из низов. 27 — представители среднего класса.
Кроме восходящего движения, П. Сорокин наблюдал и нисходящее движение — гонения еретиков, язычников.
Школа как социальный институт образования и воспитания является каналом социальной циркуляции. Степень доступности знаний и продвижение вверх благодаря успешному обучению — способ социального продвижения.
Семья становится каналом, когда в союз вступают представители разных статусов. В результате оба члена семьи продвигаются по социальной лестнице.
Собственность проявляется в виде накоплений богатств, что способствует социальному продвижению.
Маргинальность как сопровождение социальной мобильности и их классификация
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.
Маргинальностью называют «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта.
К маргиналам относят отдельных индивидов или целые группы людей, которые исключены из системы привычных социальных связей и находятся на границах социальных слоев и структур.
Выделяют следующие типы маргиналов:
Такие маргиналы возникают в результате миграции в чужую этническую среду.
Они появляются в связи с незавершенностью социального перемещения.
Индивид становится маргиналом в связи с потерей работы и материального благополучия.
Маргиналы возникают из-за утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.
Маргиналы — это лица, которые стоят вне традиционных конфессий.
Представляют людей, здоровье которых перестает быть предметом заботы со стороны государства.
Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение. Они испытывают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них проявляется повышенное беспокойство, агрессивность, стремление обойти закон.
Социальная мобильность: виды и примеры. Вертикальная и горизонтальная мобильность
Что такое социальная мобильность
Вертикальная социальная мобильность. Примеры
Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
Типы социальной мобильности
Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:
Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.
Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:
Церковь, религиозные организации
Школа, образование и наука
Политика: правительственные группы, политические партии
Искусство, шоу-бизнес, спорт
СМИ: пресса, телевидение, радио
Экономические организации: собственность, бизнес
Выберите верные суждения о социальной мобильности
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Ответ: 24
Задание 2. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
Ответ: 125
Задание 3. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
Ответ: 134
Задание 4. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Ответ: 126
Задание 5. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
Ответ: 235
Задание 6. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его социальный статус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.