что называют горами и горными странами 5 класс
Что называют горами и горными странами 5 класс
Подробное решение параграф §25 по географии для учащихся 5 класса, авторов Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. 2018
Вопрос 2. Что называют горами и горными странами?
Горы — обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна Океана с большими перепадами высот. Горная страна — это скопление гор на достаточно протяженной территории.
Вопрос 3. На какие группы разделяют горы по высоте?
Низкие горы, средневысокие горы, высокие горы.
Вопрос 4. Плоскогорье — это вид
Вопрос 5. Высочайшая горная вершина на суше
Вопрос 6. Самые высокие горы на Земле:
Вопрос 7. Самые протяжённые горы на суше:
Вопрос 8. По карте полушарий определите, какой материк наиболее и наименее гористый.
Наиболее гористым материком является Евразия. Наименее гористый материк — Австралия.
Вопрос 9. Используя план описания гор, сравните горные страны: Найдите черты сходства и различия.
Географическое положение: Гималаи — Евразия, Анды — Южная
Возраст гор: Гималаи — 38 мил. Лет, Анды — 30 мил. лет.
Направление горных хребтов: Гималаи — хребты разнонаправленные, склоны крутые, Анды — хребты направлены меридионально, склоны пологие.
Самая высокая точка Гималаев — 8848, Анды — 6962.
Вывод: эти горы отличаются всем: и положением на карте, и характером, высотой склонов, размерами горной страны.
Уральские горы — длинна более 2000 км, ширина — от 40 км до 150 км, направление с севера на юг, самая высокая гора 1640 м.
Кавказ — простирается более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток, максимальная ширина до 180 км, самая высокая точка гор 5642 м
Общее: находятся на одном материке — Евразия.
Вопрос 11. Многие деревни и сёла в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно были на горе?
Не обязательно. Они могут быть расположены на высоком берегу реки, или на холме, или вообще на островке. Такие значения слова «горка» зафиксированы в русских словарях и книгах, начиная с 16 века.
Горы: какие есть виды и как они образуются
Гора – это участки земной поверхности, что высоко поднимаются над окружающими равнинами. Обычно горами считают геологические ландшафты, которые выше 600 м над уровнем моря. Горы, которые имеют менее 600 м, называют холмами.
Горы чаще всего образуются при движении тектонических плит в земной коре. На поверхности литосферных плит, которые медленно движутся, накапливаются горные породы горизонтальными слоями. При столкновении плит породы сгибаются и мнутся в складки различной величины.
Выпуклые складки образуют горные хребты, а изогнутые – межгорные впадины. Большие горные хребты, как Гималаи, часто образуются вдоль границы этих плит. Тектонические плиты двигаются очень медленно. Может пройти миллионы лет, чтобы образовались новые горы.
На ранних стадиях развития характерной чертой складчатых гор является соответствие горных хребтов выпуклым складкам, а понижений между хребтами – вогнутых. В дальнейшем подъем складок сопровождается их разрывами, но все равно складчатая структура преобладает. Складчатые горы образуют на Земле два гигантских складчатых пояса – Тихоокеанский (Анды, Кордильеры, горы островов западных окраин Тихого океана) и Альпийско-Гималайский.
Существует четыре основных типа гор: складчатые, складчато-глыбовые, глыбовые и вулканические горы. Они получили свои названия в зависимости от того, как образовались.
Складчатые горы. Образуются, когда две плиты сталкиваются друг с другом. Сила двух столкнувшихся плит заставляет земную кору разрушаться и складываться скомкано в складки. Многие крупные горные хребты мира – это складчатые горы. Например, Анды, Гималаи и Скалистые горы.
Глыбовые горы. Образуются вдоль разломов отдельными глыбами участков земной коры. Некоторые крупные скалы – горсти – являются выдвинутыми вверх, а другие – грабены – опущенными, которые образуют межгорные впадины.
Складчато-глыбовые горы. Возникают в основном при деформации и поднятии толщ пород, которые смяты в складки и потеряли пластичность. Они образуются после разрушения складчатых гор.
Вулканические горы. Горы, которые возникают в результате вулканической активности. Существуют два основных типа вулканических гор: вулканические конусы и щитовые вулканы. Щитовые образуются, когда лава неоднократно извергается на поверхность Земли. Как следствие – магма затвердеет на поверхности Земли и образует гору. Конусообразные горы образуются, когда большое количество магмы скапливается под земной поверхностью. Это заставляет скалу над магмой выпячивать, образуя гору. Примерами вулканических гор является гора Фудзияма в Японии и гора Мауна-Лоа на Гавайях.
По высоте горы делят на
низкие (до 1000 м): Крымские горы;
средние (1000-2000 м): Карпаты;
высокие (более 2000 м): Гималаи.
Интересные факты о горах:
Около 20 процентов поверхности Земли покрыты горами.
В океане есть горы и горные массивы. Многие острова – это фактически вершины гор.
Поднятие выше 8000 м называется «зоной смерти», поскольку не хватает кислорода для поддержания человеческой жизни.
Научное исследование гор называется орологией.
Гора может находиться в разных природных зонах, включая умеренный лес, тайгу, тундру и пастбища. А подробнее об этом узнайте благодаря онлайн уроку за 6 класс по географии на тему «Природные зоны Земли».
Что называют горами и горными странами 5 класс
Гора — это возвышение на земной поверхности с явно выраженными склонами, подошвой и вершиной, высотой более 200 м от подошвы до вершины.
Тот, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудет их красоты. Многие хребты покрыты в нижней части пышной растительностью, а вверху сияют ослепительной белизной ледников. Всё это величественно, грандиозно (рис. 52).
На физических картах горы изображают коричневой краской различных тонов.
Рис. 52. Горы
Классификация гор
Обычно под горой имеют ввиду гору тектонического происхождения. Но существуют также эрозионные и вулканические. Среди тектонических выделяют складчатые, глыбовые и складчато-глыбовые горы.
Тектонические горы
Тектонические горы — это горные хребты, которые зарождались на морском дне.
Вулканические горы
При извержениях вулканов магме не всегда удаётся достигнуть земной поверхности. Если верхние слои земной коры а месте извержения оказываются очень прочными и трещины не достигают поверхности Земли, магма останавливается и застывает, приподнимая при этом осадочные породы. Образуются огромные купола, подобные горам. Гор вулканического происхождения на земном шаре немного.
Складчатые горы
Складчатые горы — это горы, в которых пласты горных пород смяты в складки и в результате вертикальных движений земной коры подняты над окружающей местностью.
Строение гор
Части гор
Высокие части гор называют вершинами, а остроконечные вершины — пиками.
Горные породы
Формы горного рельефа
Горный хребет
На земной поверхности очень редко можно встретить одинокую гору. Обычно горы располагаются в ряд одна за другой на несколько десятков и даже сотен километров. Такая группа гор, вытянутых в линию, носит название горный хребет.
Горная долина
Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной (рис. 57).
Горная страна
Иногда на сравнительно небольшой территории находится огромное скопление отдельных гор и горных хребтов. Трудно разобраться в таком нагромождении гор, потому что горные хребты тянутся во всех направлениях. Такое скопление гор называется горной страной.
Образование и выветривание гор
Известно, что всё на Земле, абсолютно всё, в какой-то момент зарождается, некоторое время существует, развивается и затем отмирает, уничтожается, заменяясь чем-то новым. И это относится не только к растениям и животным, но и к рекам, озёрам, морям, горам. Горы, сложенные из очень твёрдых горных пород, живут своей жизнью.
Проходят тысячи, сотни тысяч, миллионы лет, горы стареют, исчезают остроконечные вершины, и могучие когда-то хребты всё более и более напоминают холмы. Образуются обширные равнины.
А на дне морей и океанов снова и снова накапливаются мощные толщи осадков, и, быть может, пройдёт ещё какое-то время, и толщи осадочных пород под действием внутренних сил изогнутся в складки и вновь из морских глубин поднимутся горы.
Образование гор
Ни одному из жителей нашей планеты не приходилось наблюдать, как образовались, скажем, Кавказские, Уральские или какие-нибудь другие горы. Но учёные сумели прочитать каменную летопись Земли, и она рассказала им прежде всего о том, что на месте нынешних горных систем были когда-то моря.
Учёные обратили внимание на то, что большая часть пород, слагающих горы, морского происхождения. В этих породах можно найти ракушки и окаменевшие скелеты различных морских организмов. И это даёт право утверждать, что горные системы возникли на месте морей и океанов.
Разрушение гор (выветривание)
С первых же дней своей жизни под действием тепла и холода, влаги и живых организмов горы начинают разрушаться. Процесс усиленного разрушения гор идёт беспрерывно изо дня в день, из года в год. Этот процесс, вне зависимости от фактора разрушения, называется выветриванием.
Температура
Днём, под палящими лучами солнца, горные породы нагреваются (при нагревании тела расширяются), а ночью, наоборот, происходит сильное охлаждение. От смены температур на поверхности пород образуются трещины. В эти трещины попадает вода. Замерзая, она давит на стенки, трещины становятся всё больше и больше, и, наконец, каменные глыбы раскалываются на куски.
Ещё большие разрушения производят горные потоки и реки. Они прорезают в хребтах узкие и глубокие ущелья.
Очень ярким примером может служить река Колорадо в Северной Америке. Весь бассейн её изрезан лабиринтами глубоких ущелий. Чтобы можно было себе представить, насколько велика разрушительная работа, проделанная рекой, можно привести только две цифры. Самое крупное из ущелий Колорадо — Большой каньон — тянется на 320 км, а высота его отвесных склонов достигает почти 2 км.
Всю массу разрушенных пород реки уносят снова в моря. Только одна, сравнительно небольшая, река Кубань, берущая начало в ледниках Кавказских гор, переносит каждый год 30 млн. кубометров глины, песка, гальки. Если всю эту массу горных пород можно было бы погрузить в железнодорожные вагоны, потребовалось бы около десяти тысяч эшелонов, по сто вагонов в каждом.
Высочайшие горы и горные системы
Джомолунгма, или Эверест (Гималаи)
Гималаи — это высочайшие горы земного шара. Вершины их сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» в переводе с санскритского языка на русский означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая вершина земного шара — Джомолунгма (Эверест). Абсолютная высота этой вершины — 8848 м.
Пик Исмоила Сомони (Памир)
Памир в переводе на русский язык означает «крыша мира». На Памире находится высочайшая вершина Таджикистана, а также стран СНГ и бывшего СССР — Пик Исмоила Сомони, или Пик Коммунизма. Абсолютная высота этой вершины — 7495 м. Находится на 50-м месте самых высоких вершин Земли.
Пик Победы (Тянь-Шань)
К северо-востоку от Памира более чем на 1500 км протянулись горные хребты Тянь-Шань, что в переводе с китайского языка на русский означает «небесные горы». Наивысшая точка Тянь-Шаня — Пик Победы (7439 м). Он занимает 60-е место среди самых высоких гор планеты.
Анды и Кордильеры
Более чем на 15 тыс. км через всю Америку протянулись горы Кордильеры, которые в Южной Америке называют Анды. Эти горы имеют много вершин высотой больше 6000 м.
Эльбрус (Кавказские горы)
Одни из самых живописных гор России — Кавказские. Они протянулись от Чёрного моря до Каспийского. Наивысшая точка Кавказских гор — Эльбрус (5642 м) — является самой высокой среди них, а также в Европе и в России. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Альпы
Альпы — это высочайшие горы Европы. Вершины Альп покрыты снегом и льдом, которые не тают в течение всего года. Самая высокая гора Монблан (высота 4810 м) так и называется — «белая гора». Вниз по склонам гор спускаются ледники. Тая, они дают начало горным рекам и водопадам — потокам воды, падающим вертикально вниз с крутых обрывов. Глубокие долины разделяют горы на отдельные хребты — вытянутые цепи гор. Самые низкие участки хребтов называются перевалами.
Горы и человек
Альпинизм
Каждый год сотни альпинистов совершают восхождения на высочайшие вершины горных хребтов. Путь их нелёгок: ведь большая его часть проходит по склонам, покрытым льдом и снегом. В разгар лета там морозы и дуют сильные ветры. На ногах у альпинистов ботинки с железными шипами, в руках ледорубы. Идти приходится очень осторожно: во льду попадаются узкие глубокие трещины, которых не видно, так как сверху они часто бывают занесены снегом.
Передвигаются альпинисты цепочкой, на расстоянии 5-6 м друг от друга. Между собой они связаны длинной прочной верёвкой: если кто-нибудь из них и оступится, то товарищи его удержат.
Альпинисты совершили восхождения почти на все крупные вершины земного шара. С большим трудом была покорена альпинистами высочайшая вершина — Джомолунгма. Десятки экспедиций пытались побывать на ней, но удалось это сделать впервые только в 1953 г.
Что такое горы
Горы это форма поднятия суши над равниной на высоту более чем 200 метров. Если рассматривать горы на суше, то они имеют абсолютную высоту над уровнем моря более полу километра. Ранее мы уже отмечали, что территория суши состоит в основном из гор и равнин. Горы составляют примерно 40% суши. Любая гора на нашей планете состоит из трех элементов: вершина, склон, подошва. Примечательно, что на основе внешнего вида вершины можно судить о возрасте горы. Так, старые горы имеют плоские вершины, в то время как более молодые горные образования имеют остроконечную вершину.
Виды гор
Физическая карта мира разделяет все горы по их абсолютной высоте. Такое разделение позволяет говорить о том, что все горы на нашей планете бывают:
Физическая карта удобна для изучения строения и рельефа земной поверхности, но она не позволяет однозначно рассмотреть виды горы на нашей планете. Поэтому ниже представлена таблица, где представлена более полная классификация горных систем и их краткое описание. Это должно наиболее полно ответить на вопрос что такое горы, и чем они отличаются между собой.
Чем горы отличаются от равнины
Чем отличаются между собой два основных рельефа земной коры: равнины и горы? Принципиальное отличие заключается в абсолютной высоте вершин и разнице между ними. Так, в равнинах разница между максимальной и минимальной высотой вершин не превышает 200 метров. В горах эта разница может быть намного больше, и может превышать несколько километров. При этом равнины и горы на нашей планете как бы чередуются, дополняя друг друга. Горы в основном располагаются вблизи разломов тектонических плит, а равнины располагаются в местах, где тектоническая активность минимальная.
Самые крупные горы и горные системы мира
Для удобства мы собрали в единую таблицу все крупнейшие горные системы и их пики, сгруппировав эти данные по континентам.
Как описываются горы (шаблон)
Приведем шаблон, который можно использовать для географического описания любой горы на нашей планете. В качестве примера возьмем Анды. Делится описание в несколько этапов:
Урок по географии на тему «Горы суши» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока географии в 5 классе
Учитель: Минкина Ольга Алексеевна
Тема : «Рельеф земли. Горы».
УМК: Академический учебник «География. 5-6 класс» «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение. 3-е изд. – М.: 2014.
Тип урока: урок открытия новых знаний с выполнением практической работы.
• сформировать понятия «горы»; «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина».
• выяснить, как различаются горы по высоте;
• формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;
• дать представление о том, какое значение имеют горы в природе и жизни людей.
• умение показывать горы в атласах и на контурных картах;
• раз вивать навыки и умения работать с атласом, сравнивать и анализировать.
• р азвивать умения определять географическое положение гор, их высоту;
• развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
• продолжать формирование коммуникативных УУД.
• воспитание усидчивости, настойчивости в приобретении знаний;
• воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе и группе;
• воспитание чувства прекрасного через созерцание образов гор в презентации.
Приёмы и методы обучения :
1. Словесные : слово учителя, фронтальная беседа
2. Наглядные : работа с учебником (текст, таблица, рисунки)
3. Практические: работа с атласом – описание гор по плану
4. Частично – поисковый
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, атласы, учебник, раздаточные листы.
1. Систематизирующее повторение;
3. Изучение нового материала;
4. Закрепление изученного материала, практическая работа;
5. Подведение итога урока, домашнее задание.
Предметные результаты: формирование понятий «горы», «горный хребет», «горная долина», «горная страна»; умение различать горы по высоте; формирование представлений об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах, о значении гор в жизни человека.
Личностные результаты: осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные: формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Познавательные: формирование умения извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей, рисунками учебника, слайдами и географической картой)
Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Деятельность учителя и учащихся
Актуализация имеющихся знаний
Самостоятельное применение знаний.
Приветствие учащихся, проверка готовности необходимых для урока учебных принадлежностей, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность. Проверка отсутствующих.
(Дети приветствуют учителя и друг друга).
Работа на карточках:
2. Крупнейшими формами рельефа являются…
3. Назовите 3 любых равнины.
2 ученик : 1. Что такое выветривание?
2. Назовите 3 любых равнины.
3. Какие равнины бывают по высоте?
-Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение крупнейших форм рельефа.
Постановка учебной задачи.
— Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы сейчас изучаем? (Литосферу).
Чтобы узнать, какую форму рельефа мы будем изучать сегодня, отгадайте загадку:
Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу? (Горы) (отгадывают загадку)
— Таким образом, тема нашего урока Рельеф Земли. Горы. (Запись темы в тетрадь) Возьмите раздаточные листы и запишите число и тему урока: «Рельеф Земли. Горы».
— Итак, как вы думаете, что нам предстоит узнать? Какова цель нашего урока? ( Ученики высказывают свои предположения. Учитель дополняет открывает слайд с целями урока.)
1. Узнать, что такое горы? Что такое горный хребет, горная долина, горная страна?
2. Уметь различать горы по высоте;
3. Уметь называть и правильно показывать на географической карте некоторые горные системы нашей планеты и России;
4. Научится описывать горы по карте;
5. Выявить, какое значение имеют горы в природе и жизни людей.
-Ребята, как бы вы ответили на вопрос человека, никогда не видевшего горы: «Что такое гора?» (высказывают свои предположения)
— Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы? (чтение определения в учебнике на стр.84, также определение появляется на слайде).
n Горы – это обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров. (запись в раздаточный лист!)
— Горы занимают 40% территории суши.
— Из каких частей состоит гора? У горы есть вершина, склон, подошва.
– Что же такое вершина. Склон. Подошва. (выводятся определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
-Каким цветом на карте обозначены горы? (разными оттенками коричневого цвета).
-На поверхности Земли, чаще всего, горы не находятся по одной, они располагаются в ряд.
-Большая группа горных хребтов, межгорных долин и нагорий образуют горную систему или горную страну.
-Ребята, давайте обратимся к атласу и скажем, какие горы образуют самую длинную горную страну на Земле?
-Скажите, а какие горы в России являются самыми длинными?
Различие гор по высоте
-Ребята, мы с вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос:
-Ребята, одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие).
Абсолютная высота – это превышение точки над уровнем моря.
Относительная высота- это превышение одной точки над другой.
Южная часть Уральских гор,Хибины
Высокие и высочайшие
Джомолунгма (Эверест) в Гималаях
-Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. Найдите на карте эти горы.
– Ребята, а как можно узнать о высоте гор на географической карте? (С помощью шкалы высот и по послойной окраске).
-Ребята, как вы думаете, почему одни горы очень высокие, с остроконечными вершинами, а другие имеют небольшую высоту? (ответы детей) – К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
Миллионы лет ветер, вода, солнце, живые организмы разрушают скалы, сносят продукты разрушения горных пород вниз, засыпая горные ущелья, а реки и ледники переносят обломочный материал с вершин к подножью гор.
-Ребята, горы имеют большое значение в природе Земли и в жизни людей? Как вы думаете, какое?
-Горы встают на пути холодных северных ветров, защищая регионы от их сурового влияния, останавливают пески, задерживают тучи, которые проливаются дождем на их склонах,
— горные луга служат прекрасными пастбищами для домашнего скота, особенно для овец;
— в горах имеются крупные запасы различных полезных ископаемых.
— отдых в горах привлекает туристов со всего мира.
-Мы с вами сегодня многое узнали о горах и сейчас попробуем описать горы по плану. Инструктаж: Работать будем в группах по 4 человека. Каждой группе необходимо описать горы по плану. План есть в ваших учебниках на странице 87 в рубрике «Шаг за шагом». На выполнение работы отводится 10 минут. Через 10 минут каждая команда выступит у доски со своим выступлением описания гор по карте.
Практическая работа «Описание гор по плану»
1 группа: Уральские горы
2 группа: Кавказские горы
4 группа: Кордильеры
План описания горы по карте
1.Называем горы. Находим их на карте и определяем, на каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся.
2. Определяем, в каком направлении и на сколько километров протянулись горы.
3. Называем их наивысшую точку.
4. Определяем географические координаты наивысшей точки. По шкале высот, направлению течения рек установим, в каком направлении происходит понижение рельефа.
5. Определяем, какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озера.
Объяснение домашнего задания.
1. п.25.- прочитать, выполнить пункт 5 в раздаточном листе
2. п.25 – прочитать, выполнить пункт 5 в раздаточном листе, выполнить вопрос 9 на стр.87учебника.
3. п.25 – прочитать, выполнить пункт 5 в раздаточном листе, составить кроссворд на тему: «Горы и равнины мира»
Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сегодня на уроке я
— анализировал (а) материал /карту атласа, таблицу/…
— обобщал (а) и делал (а) выводы…
Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно. Изобразите в раздаточном листе в виде смайла ваше настроение на уроке. Оцените свою работу на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок.