что называется процессами памяти

Познавательные психические процессы

4.1. Память. Мнемические процессы

Память (англ. memory ) – это

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память ). Мнемическая деятельность – деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

Основные мнемические процессы:

Р. Аткинсон и Р. Шифрин [7] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [6, С. 272].

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Подходы к классификации видов памяти

1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:

4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:

Логическая память во много раз продуктивнее механической.

5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную) – память без использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.

Приемы улучшения процесса запоминания информации:

Источник

Что называется процессами памяти

Общая психология

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Познавательные процессы: память.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Память

Типы памяти

Виды памяти

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Словесно-логическая (вербальная) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Процессы памяти

Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.

Запоминание может быть:

Произвольным – специальное действие, цель которого запомнить какой-либо материал.

Непроизвольным – запоминание осуществляется без специальных волевых усилий.

Механическим – слова, предметы или явления запоминаются в том порядке, в котором воспринимались.

Осмысленным – формулируется главная мысль, составляется план, используются схемы, таблицы для лучшего запоминания.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, – она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Воспроизведение – восстановление и реконструкция прошлого опыта.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.

Источник

4 процесса памяти человека

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. При этом нервная система, в основном центральная, обеспечивает надёжность хранения и использования этой информации. Функция включает следующие процессы памяти, каждый их которых рассмотрим подробно:

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Запоминание

После того как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. При запоминании важный фактор — наличие смысла в полученной информации.

Сознание устанавливает отношения между материалом и его значением, увязывает содержание в единое целое. Запоминание, тем не менее, делится на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Организовав таким образом свою память, станет понятно, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Работа памяти по запоминанию

Процесс хранения полученных сведений состоит из количества и качества информационных накоплений, а также из возможности усвоения, переосмысливания, переработки. Например, при обучении формируется опыт, который предопределяет развитие собственного восприятия и способности оценивать. С одной стороны, это внутренние навыки, а с другой — используются мышление и речь.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание — тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно — без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса — так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием — заключительным циклом в работе памяти. Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием. Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем.

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти — отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот — обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти. Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология. Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием — пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера. Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы. Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца. Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его.

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Источник

Память

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памяти

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Содержание

Процессы памяти

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Классификация видов памяти

Существуют различные типологии памяти:

Сенсорная память

Сенсорная память сохраняет стимульную информацию возникающую при воздействии стимулов на органы чувств. В сенсорной памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия стимула. [7]

Иконическая память

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему.

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти [10] : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). [12] Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. [16] [17] Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Неврологическая память

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Источник

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти

Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памятивычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую

2. по характеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную

3. по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия [34].

Эмоциональная память – это память на чувства. Она имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на этом виде памяти. На эмоциональной памятинепосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Словесно-логическая память – её содержанием являются наши мысли. Главная роль в этом виде памяти принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учёные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Произвольная память – это процесс запоминания, требующий волевых усилий.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около двадцати. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только та информация, которая сознаётся, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание[33].

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойством занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. [38].При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому её функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти,которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального ограниченного объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объём информации, сразу отсеивается ненужная и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической, эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая (биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт. [25].

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Характеристика процессов памяти

Первоначальная форма запоминания – непроизвольное, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается многое из того,с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т. п., и хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то,что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события (например, несколько раз встречаясь с учениками в школе, преподаватель запоминает некоторых из них, хотя и не ведёт с ними занятий).

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели[24].

Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приёмов, особой организации (повторений и т. п.); оно тогда принимает формы специально организованного запоминания – заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты, слова иностранного языка и т. д.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь.Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются, уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. Сохраняемый сознанием опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание и воспроизведение

Узнать –это опознать: узнавание – акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не эта деятельность, а её результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание. (Особенно деятельность соотнесения и сопоставления представлена в ощупывании; поэтому ощупывание предмета обычно легко переходит из плана восприятия в план узнавания.)

Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.

Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. Только по отношению к этому виду узнавания может быть применимо объяснение, которое В. Вундт выдвигал для узнавания вообще, когда утверждал, что мы узнаём вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания.

Наряду с вышеперечисленными процессами не менее важным, необходимым и естественным является забывание. Оно выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании или воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Без забывания в сознании сосуществовали бы рядом как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. Неприятные, тяжёлые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.

Основатель психоанализа З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространённых механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Список использованной литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. [Текст] / П. П. Блонский. – М. : Просвещение, 1994. –68.

4. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития[Текст]/В. Я. Ляудис. – М. : Издательство московского университета, 1976. – 253 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1998. – 456 с.

8. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога:Учебное пособие: В 2-х книгах –Москва: Владос – Пресс, 2001 г.

9. Рогов Е. Н.Настольная книга практического психолога:Учебное пособие: В 2 кн. / Е. Н. Рогов. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М. : Владос-пресс, 2002. – 384 с.

11. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.М: ЧеР, 1998. – С. 816.

12. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.М: ЧеР, 1998. – С. 816.

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памятиОтчет об акции «Цветы памяти» Пусть будет мир Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди,.

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памятиАкция «Стена памяти» Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. По всей стране в этот день проходят акции, связанные с.

День памяти и Скорби 22 июня ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ Мероприятие для подг. гр. +старш. гр. Цель мероприятия: Формирование патриотических чувств через историческое и героическое.

День памяти жертв терроризма ГКОУ МО «Непоседы». Воспитательный час «День памяти жертв терроризма» Подготовила и провела воспитатель Цветкова Ю. В..

Характеристика разных видов темперамента у детей ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как.

Стихотворение «Кораблик памяти» Кораблик памятиОльга Волченкова 2 Кораблик памяти мой по волнам бежит, И в детство наше путь его лежит. Бежит туда, откуда нет возврата,.

Подборка игр и упражнений на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющих трудности в обучении Подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении. Про.

что называется процессами памяти. Смотреть фото что называется процессами памяти. Смотреть картинку что называется процессами памяти. Картинка про что называется процессами памяти. Фото что называется процессами памятиРазвитие фотографической памяти Развитие фотографической памяти, В последнее время мы с умилением и удивлением наблюдаем за юными гениями, которые с экранов ТВ покоряют.

Занятие по развитию памяти «Что изменилось?» Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *