что называется порталом в храме
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Азы Православия. Об устройстве храма
Первым храмом Божиим на земле была скиния. Затем построен был Соломоном храм Иерусалимский. По разрушении его Навуходоносором, царем Вавилонским, создан был второй Иерусалимский храм, который дожил до времен Господа Иисуса Христа и разрушен был в 70-м году по Рождестве Христовом.
В Новом Завете горница, в которой Господь наш Иисус Христос совершил с Своими учениками Тайную Вечерю и установил таинство причащения, была первою христианскою церковью. По сошествии Святого Духа на апостолов, апостолы, ученики Христовы — мужи и жены — также собирались в горницу. Там единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1:13-14) И преломляли хлеб (Деян. 20:8, 11), Т.е. совершали евхаристию. Когда же число христиан увеличилось, они совершали евхаристию в горницах других домов. Горница, куда они собирались, без сомнения, отличалась внешним благолепием, как та горница, в которой Господь преподал Своим ученикам Тело Свое и Кровь, которая была «велия, постлана» (Мк. 14:15).
При существовании же Иерусалимского храма ученики Христовы каждый день единодушно пребывали и в храме (Деян. 2:46), но преломляли хлеб по домам (Деян. 2:46). Когда возникли гонения на христиан от язычников и невозможно было совершать евхаристию в домах, тогда христиане совершали богослужение в катакомбах, в подземельях. Там скрывались от гонителей, там погребали умерших, там устроили церкви. По прекращении гонений при императоре Константине Великом стали строить церкви и на поверхности земли.
Православный христианский храм становится храмом Божиим тогда, когда он бывает освящен архиереем; когда же сам архиерей не освящает его, тогда в нем при иерейском освящении бывает положен освященный архиереем антиминс. Таким образом, храм Божий есть особое, посвященное Богу здание, в котором кроме других служб совершается божественная литургия, и для совершения которой находится на престоле антиминс, освященный архиереем. В храме собираются верующие для возношения общих молитв Господу (Лк. 19:46) и для получения благодати Божией чрез таинства.
Храм, по тому самому, что в нем собираются верующие, называется церковью, т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа (1 Кор. 14:23;1 Тим. 3:15; Деян. 5:11).
Всякий храм православный есть собственно храм Божий (Лк. 19:45-46).
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав. Всякий купол церковный, а где нет купола, там вершина церкви, увенчивается крестом, как победным знамением.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные по указанию Самого Бога (Исх. 25:40), разделялись на три части: на святое святых, святилище и двор — так и христианский православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.
Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
План aлтаря |
План xрама |
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.
Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Так как престол знаменует и гроб Господень, и престол Божий, то на нем полагаются две различные одежды, которыми престол одевается: сперва белая одежда, называемая «нижнею» и срачицею; она изображает собою плащаницу, коею было обвито тело Спасителя (Мк. 15:46); потом полагается светлая, блестящая одежда, называемая верхнею одеждою, также индитиею: она изображает собою славу престола Господня.
При освящении храма нижняя одежда престола обвязывается вервию (веревкою). Она знаменует узы, которыми был связан Господь, когда Его вели к первосвященникам Анне и Каиафе (Ин. 18:24).
На верхней одежде престола полагается илитон, что значит обвертка, т.е. четырехугольный плат, льняной или шелковой материи. Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве, и тот сударь, которым была обвязана глава Иисуса Христа во гробе (Ин. 20:7).
На илитон полагается и им завертывается антиминс, шелковый (прежде льняной) плат с изображением Господа во гробе. Антиминс есть как бы самый престол. Слово антиминс значит сопрестолие, вместопрестолие. Подобно престолу и антиминс называется трапезою.
Антиминс раскрывается только на литургии, а именно пред началом литургии верных, и закрывается в конце ее. Без него не совершается литургии. На антиминсе пишется: «Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в Божественной литургии». Над антиминсом, при освящении его, совершается все то, что и при освящении престола. Антиминс освящает только архиерей. Он помазывает антиминс св. миром и влагает в него части мощей, и пишет потом на нем свое имя. Подпись архиерея на антиминсе означает, что в храме, в котором лежит на престоле антиминс, богослужение совершается с благословения архиерея.
Мощи святых полагаются еще под престолом в особо устроенном ящике, если архиерей сам освящает престол. При совершении бескровной жертвы на престоле Господь почивает на пострадавших по Нем честных мучениках. Церковь руководствуется в этом случае откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху (апок. 6:9).
Чтобы означить, что на престоле таинственно присутствует Сам Бог, среди престола полагается Святое Евангелие, слово Божие (Им. 1:1). Напрестольное Евангелие обделывается в особый переплет, в котором содержатся иконы: в середине — Воскресения Христова, а по углам — четырех евангелистов. Вверху переплета — Матфея и Иоанна — из числа 12 апостолов, внизу — Марка и Луки — из 70.
Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом на кресте; посему на престоле всегда находится крест (иногда и за престолом ставится крест, называемый «запрестольным» и «выносным»).
Крест сперва, а именно у римлян, служил для позорной и мучительной-казни. Со смертью же на кресте Господа, даровавшего нам спасение, крест сделался знамением победы над смертью и адом и при благоговейном воспоминании страданий и смерти Господа заключает в себе спасительную силу.
Тот крест, на котором пострадал Господь Иисус Христос, не сохранился до нас в целости. Несомненно, что крест Господа был четырехконечный. А если была на кресте Господа подставка под ногами Его и если она, а также и доска над головою Господа, были шире дерева креста, выдавались своими концами, то крест мог быть и осьмиконечный.
В Православной Церкви употребляется крест и четырехконечный, и шестиконечный, и осьмиконечный. Спасительная сила изображенного креста зависит не от концов креста, не от того, сколько концов имеет крест, а от Господа Спасителя, распятого на кресте.
На престоле, знаменующем гроб Господень, ставится ковчег, иначе — кивот, дарохранительница, в котором полагаются Святые Дары — Тело Христа Спасителя, напитанное Кровью, которые сохраняются для больных, а в Великом посту — для преждеосвященных литургий. Ковчег делается наподобие гроба Господня, или пещеры, в которой был погребен Спаситель мира, и называется «гробницею».
На престоле хранится и св. миро. За престолом или на престоле поставляются светильники для изображения света Христова, просвещающего мир. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.
В некоторых местах устраивается над престолом сень, балдахин, иначе называемый киворий. Сень над престолом образует как бы небо, распростертое над землею, на которой приносится жертва за грехи мира.
Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.
На жертвеннике, при приготовлении хлеба и вина для евхаристии, употребляются известные священные сосуды и священные вещи, которые, в некотором роде, составляют принадлежность жертвенника. Они суть: дискос, чаша (потир), звездица, копие, лжица, губа, покровцы и рипиды.
Дискосом называется блюдо, на котором полагаются частицы, вынутые из просфор, и главная из них — агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное Тело Христово. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет подставку, как бы ножку, которая делается для того, чтобы удобнее было на дискосе переносить Св. Дары, особенно держа его на главе.
Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно употребляется при изъятии агнца из просфоры, другое — при изъятии из просфоры части в честь Божией Матери, в честь святых, а также за живых и умерших.
Звездица состоит из двух дуг, соединяемых между собою винтом так, что их можно вместе сложить и раздвинуть крестообразно. Она употребляется для того, чтобы при покрытии дискоса покровцем и воздухом частицы, лежащие на дискосе, не смешивались между собою. Звездица знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся на земле Спасителю мира.
Чаша в богослужебных книгах большей частью называется потиром (сосуд для пития); она напоминает собою о смерти Христа Спасителя, о чаше страданий Его (Мф. 20:22-23; 26:39). Она изображает ту чашу, которую Христос Спаситель преподал ученикам на Тайной Вечери.
Лжица, ложица, или лавида, употребляется для преподания Тела и Крови Христовой верующим. Она знаменует те клещи, которыми серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам пророка Исайи и очистил их (Ис. 6:6). Уголь Тела и Крови Христовой очищает и тело и душу верующих.
Покровы употребляются для дискоса и потира. Покровов три: одним покрывается дискос, другим — потир, третьим — потир и дискос вместе. Первые два покрова величиною менее третьего и называются в отличие от него покровцами, а тот — покровом. Обыкновенно покровцы и покров называются воздухами. Но воздухом (аером) называется, собственно, последний, потому что, вея этим покровом над честными Дарами во время пения Символа веры, иерей потрясает, колеблет воздух и тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом. Сообразно разным священным воспоминаниям, бывающим на литургии, покровцы и воздух имеют разные знаменования. Так, на проскомидии, когда воспоминается рождество Христово, они означают младенческие пелены Иисуса Христа. При поставлении же дискоса и потира на престоле, после перенесения их с жертвенника (чем изображается снятие Господа со креста и положение Его во гроб), покровец над дискосом означает сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе. Покровец над потиром знаменует плащаницу, которою было обвито тело Господа, а воздух, которым иерей покрывает дискос и потир вместе, знаменует камень, приваленный к двери гроба.
Губа, или губка, или муса, употребляется на литургии для отирания дискоса над чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсною; а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонною». Она знаменует ту губу, которую, напоив желчию и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса.
Рипиды (опахало) сперва употреблялись для отогнания насекомых от Св. Даров и делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна. Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг с изображением шестикрылого херувима. Рипиды употребляются при архиерейском служении, а при служении иерея заменяет рипиды покровец. При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на большом выходе), креста на утрени 14 сентября и т.д. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом.
Как северная, левая часть алтаря назначается для жертвенника, так южная, правая сторона — для сосудохранильницы. Здесь хранятся сосуды, книги, облачения. Сосудохранильница в древности находилась в ведении диаконов и потому называлась «диаконник».
Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Употребление икон было в глубокой древности. В Ветхом Завете в той части храма, в которой обращались евреи с молитвою, по указанию Божию, на завесе, отделяющей святилище от святое святых, были изображены херувимы (Исх. 26:81, 33). И в самом святое святых Господь повелел сделать крышку для ковчега из чистого золота и на ней двух херувимов чеканной работы, и сказал Господь Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою» (Исх. 25:14-22). Таким образом, изображения святых небожителей были там, где Господь даровал Свои откровения.
В христианской Православной Церкви, по преданию, принятому VII Вселенским Собором, начало употребления святых икон положил Сам Господь Иисус Христос, даровав изображение на убрусе (полотенце). Через своих слуг Авгарь, царь едесский, просил Господа придти к нему и исцелить его. В числе слуг был живописец. Он пытался изобразить лик Господа, но не мог. Господь сжалился над ним, велел принести воды и полотенце, умылся, отер полотенцем лицо, и на нем явился лик Господа. Эта икона на убрусе (полотенце) называется нерукотворенным образом (празднование 16 августа). Сохранилось предание, что евангелист Лука написал икону Божией Матери. Иконы были с первых времен христианства в катакомбах, в которых христиане в первые три века укрывались от гонителей, хоронили умерших и устрояли церкви. Когда явились гонители на иконы (в VIII веке), тогда на VII Вселенском Соборе рассмотрен был догмат (учение) о почитании икон и, на основании древних отеческих преданий, положено было почитать иконы.
Почитание должно быть не дереву, не краскам, не полотну, а тем, кто на них изображен. Воздаваемая образу честь относится к тому, кто изображен. Непочтение иконе есть оскорбление тому, кого она изображает.
Иконы в иконостасе ставятся в известном порядке. Обыкновенно на правой стороне царских врат ставится икона Спасителя, рядом с нею (если же рядом с этим образом бывают южные двери, то рядом с южными дверями) находится икона храма, или икона того угодника, памяти которого посвящен храм. Налево от царских врат находится икона Божией Матери, а на самых вратах, изображающих вход в Царство Небесное, — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, так как Благовещение, по выражению Церкви, было главизною нашего спасения, и иконы благовестников, евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, бывших, подобно архангелу, благовестниками миру о Христе Спасителе. Над царскими дверями помещается икона Тайной Вечери, которая как бы учит, что желающие следовать по пути Христову и удостоиться входа в Царство Небесное должны сподобляться трапезы Господней, уготовляемой за царскими дверями в алтаре и предлагаемой мирянам в царских вратах. Как на царских дверях находятся иконы благовестников человеческого спасения (архангела Гавриила, в иконе Благовещения, и евангелистов), так на северных и южных дверях изображаются вестники воли Божией — ангелы, в услужение посылаемые за хотящих наследовать спасение; а иногда пророки — предвозвестники воли Божией; иногда святители — изъяснители слова Божия; и святые диаконы, изображающие собою ангелов и заведующие теми частями алтаря, в которые ведут северные и южные двери. В более обширных храмах, на ряду с иконами Спасителя и Богоматери ставятся иконы святых, наиболее чтимых. Над ними, во втором ряду, располагаются иконы главнейших праздников Владычных и Богородицы, изображающих события,
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.
В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.
[1] Эти три образа вместе или один образ, имеющий изображение Господа, Матери Божией и Иоанна Предтечи, называется «деисусом». Начало сего названия образ получил, полагают, от того, что под ним подписывалась молитва, по-гречески: деисис. Можно полагать, что название «деисус» получил образ и потому, что на нем Матерь Божия и Иоанн Креститель изображаются в молитвенном положении, обращенными к Господу. Иногда под именем «деисус» разумеются все иконы, стоящие в иконостасе на ряду с иконою деисусом.
Устройство храма
Иконостас
Что и почему?
В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
Православные храмы строятся, в основном, алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т.е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему». Некоторые храмы строятся алтарём на юг, т.е. ориентированы на Иерусалим.
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраивается несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью, храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной литургии (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник, т.е. подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест и запрестольный образ Матери Божией. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для Таинства Причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
Святая Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водой, прелагаемое потом за Литургией в кровь Христову.
Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить, или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собой звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется возду хом, знаменуя собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.
На жертвеннике еще находится ковш, в котором подается вначале проскомидии вино с водой для вливания в святую чашу; потом, перед Причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после Причастия.
В алтаре также есть кадильница, или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.
Каждение перед святым престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.
Рипидами, или опахалами, называются прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением на них херувимов. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения Святых Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении Таинства Причащения.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, на которой размещены иконы и которая называется иконостасом.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеёй.
Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектений и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви, т.е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.
В храме имеется еще канунник или канун, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом, и устроена подставка для свечей, где прихожане ставят свечи за упокой души усопших рабов Божиих. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи о здравии тех, кого они поминают.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
За разъяснениями непонятных слов можете обратиться к страничке «Словарик».
В нешнняя символика храма.
Фильм «Азбука православия».
С ионская горница.
Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.
Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.
Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.
Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.
Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».
По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.
Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.
Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.
Б азилика.
Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви.
Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.
К атакомбы.
Катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме — стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства.
Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями.
Существовало три основных категории катакомбных помещений: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы — помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.
Крипты — использовались не только для захоронений, но и служили для управления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек.
Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.
Капеллы — храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений.
Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин. Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени.
Деталь, присущая только катакомбным храмам — это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.
Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая и Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.
Символические изображения в катакомбах, следующие:
якорь — знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;
голубь — символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;
феникс — мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;
павлин — символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;
петух — также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;
агнец — символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;
лев — символ силы, могущества, власти;
оливковая ветвь — символ мира, возрождающейся жизни;
лилия — символ чистоты;
рыба — глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
виноградная лоза и корзина с хлебом — символизируют Таинство Причащения.
К ак языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей — так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников. Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; Пророк Даниил между львами; получение скрижалейпророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.
И зображения Христа в катакомбах были трех типов;
— Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.
— Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.
— Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.
И зображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах.
Эти изображения делились на два типа:
— Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Её лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках- Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом па голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.
— Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.
Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.
Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.
В изантийская храмовая архитектура.
Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке, а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства.
Разделение Римской империи на западную — Римскую и восточную — Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-католическую, и Восточную, Греко—Кафолическую. Значения слов «католическая» и «кафолическая» одинаковы — вселенская.
Эти различные написания приняты для отличия Церквей: католическая — для Римской, Западной, и кафолическая — для Греческой, Восточной. Церковное искусство в Западной Церкви пошло своим путем. Здесь наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика.
А в Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.
Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух — а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.
Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.
Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.
Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.
Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.
Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.
Р усская деревянная архитектура.
В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.
Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.
Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.
Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).
К аменные шатровые церкви.
Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.
Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы).
Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI в.
В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.
Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.
К рестово-купольные храмы Древней Руси.
Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.
X VII в. Новые стилистические формы
Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру.
Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.
Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII в. постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.
Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила («Меньшикова башня»), сочетал традиционные для русского зодчества XVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры.
Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.
Т ипы храмовой архитектуры.
Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.
Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строилисьв знак того,что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.
В нешний вид храмов.
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.
Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
М ногоглавие храмов.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо.
Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.
Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Ф орма и цвет куполов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма
символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.
Подробнее о формах глав (купольных покрытий) древнерусских храмов можно ознакомиться здесь.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима. По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник — Пасху).
Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т.д. Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке.
К олокольни, звонницы.
Колокольня — башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.
В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане. Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания.
Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу.
В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.
Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.
До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).
стенообразные — в виде стены с проемами;
столпообразные — башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе;
палатного типа — прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.
И еще несколько слов хотелось бы сказать о символике самих материалов, из которых созидались храмы Божии — о камне и о дереве.
Камень — символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, — прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).
Дерево — символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.