что называется общением в психологии

Общение: функции, структура, средства

Функции и структура общения в психологии

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

Общение выполняет ряд функций:

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Структура общения в психологии

Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:

Источник

Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития

Что такое общение

Общение — это один из наиболее важных инструментов социализации человека. С его помощью он существует, удовлетворяет свои базовые потребности и регулирует их. Помимо этого общение является главным каналом взаимодействия между людьми.

Обычно, общению человек начинает учиться с самого раннего детства. Овладение этими навыками напрямую зависит от того, какая среда и какие люди окружают его. Этот процесс происходит стихийно, на базе житейского опыта.

Для повседневного общения, особенно в своей среде, таких навыков оказывается достаточно. Однако в профессиональной сфере, в особенности если она напрямую связана с людьми или передачей информации/знаний такого базиса будет недостаточно и потребуется получение теоретических знаний в этой области.

В чем заключается суть понятия «общение»

Само понятие «общение» (как и прочие) было разработано в психологии на основании работ многих исследователей, поэтому у него имеются различные трактовки. У непосредственно термина «общение» нет аналога, который в точности передавал бы его суть, в традиционной социальной психологии (западной). Как отмечает Г. М. Андреева:

«Его содержание может быть рассмотрено только в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности».

В отечественной психологии сформировалась устойчивая традиция, согласно которой понятия «деятельность» и «общение» связывают между собой (например, «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность»). К тому же, бывают случаи, когда общение определяют еще и как условие деятельности.

Общение — это необходимое условие любой деятельности, которую требуется проводить совместно. Оно представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия друг друга его участниками и их дальнейшего взаимодействия.

Такой подход был сформулирован впервые в 70-е годы XX века советским психологом Б. Д. Парыгиным. Он же выделил основные параметры, из которых состоит процесс общения:

Согласно этому подходу в отечественной социальной психологии было выделено основное содержание общения (согласно Г. М. Андреевой, 1976 г.):

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Рисунок 1. Составные элементы категории общения

Считается, что наиболее объемно характеристика общения была представлена Л. П. Буевой.

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и их групп), он характеризуется обменом информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками, способностями и результатами деятельности. Это одно из самых необходимых условий формирования и развития отдельной личности и всего общества в целом, которое имеет всеобщий характер.

Это определение имеет общий характер и служит для изучения любых социальных взаимосвязей.

Понятие «общение» можно анализировать и как самостоятельное.

Общение — это взаимодействия между несколькими людьми (двумя и более), которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.

Согласно этому определению, структура общения состоит из следующих компонентов:

Резюмируя, можно сказать, что общение — это сложный, многоплановый процесс, в результате которого между людьми устанавливаются и развиваются контакты, которые были порождены потребностями в совместной деятельности. Этот процесс включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Особенности общения в современном обществе

Современный мир таков, что общение в нем связано с ценностями, вносящими в жизнь каждого социальный контроль, технические средства и массовую культуру. Цивилизация развивается таким образом, что происходит непрестанное совершенствование средств связи и в наличии всегда имеется многообразие информационных каналов. Это приводит к противоречию между формой/средствами общения и его содержанием/глубиной. Сейчас человек способен без затруднений устанавливать контакты даже с теми субъектами, которые находятся от него на большом расстоянии. Однако, такое совершенствование средств общения не обеспечивает его качество и глубину.

Источник

Понятие общения

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологииПонятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств. Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы. Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.

Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении. Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора. Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.

Понятие и виды общения

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Понятие и функции общения

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».

Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.

Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку. Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения. Ведь без культуры невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.

С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.

Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.

Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.

Понятие и структура общения

Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.

Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.

Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.

Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я». Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами. Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.

Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.

Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.

Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

общение

Полезное

Смотреть что такое «общение» в других словарях:

ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

общение — См … Словарь синонимов

Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен

Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь

Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь

ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь

ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов

ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии

Источник

Лекция по психологии общения на тему Виды, уровни и функции общения. модели общения. Каналы и средства общения

Лекция по психологии общения на тему Виды, уровни и функции общения. модели общения. Каналы и средства общения

Цели и роль общения в психологии

Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.

Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.

Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:

Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.

Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.

Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
«Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне

Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер

Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.

Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).

Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.

Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

Невербальная коммуникация.

В
ситуации языкового дефицита (отсутствие
языковых средств) можно общаться при
помощи средств невербальных (несловесных).
Они появились гораздо раньше речи,
поэтому их иногда называют естественным,
то есть не изобретенным человеком, а
данным ему от природы инструментом
общения.

Невербальные
средства общения подразделяются на
группы:

а) кинесические (от
греч. Kinetis- движение) –
зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно
– регулятивную функцию в общении. К ним
относятся поза, жест, мимика, взгляд,
походка, направление движения.

б) просодические (от
греч. Prosoidia– ударение,
припев) – ритмико – информационные
особенности речи: высота и громкость
голосового тона, тембр голоса, сила
ударения.

в) экстралингвистические
(лат. Extra– вне, сверх, лат.Lingua- язык) – включенные
в речь психофизиологические проявления.
Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и
прочие.

г) такесические (от
лат. Taktus– прикосновение,
ощущение) – это динамическое прикосновение
в форме рукопожатия, похлопывание по
плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение
телом.

д) запах издаваемый
партнерами (редко отличается в
академической литературе как невербальное
средство общения).

Функции и виды общения

Функции общения в психологии бывают следующими:

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Управленческая функция общения

Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:

Общение это…

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то

Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

– это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

Основная задача человека в общении с другими людьми. Характеристика экзистенциального одиночества.

Общение как взаимоотношение между
субъектами начинается с появления
ребенка на свет.

В отечественной психологии установлено,
что развитие ребенка, его социализация
(то есть превращена в общественного
человека) начинается с общения его с
близкими людьми. например, Эльконин
Д.Б. общение рассматривает как ведущий
вид деятельности в развитии психики
человека. Эмоциональное общение ребенка
с матерью – первый вид его деятельности,
в котором он выступает с матерью в
качестве субъекта общения. Развитие
ребенка зависит от того, с кем он общается,
каков круг и характер его общения.

В процессе общения ребенок усваивает
общечеловеческий опыт, накапливает
знания, овладевает умениями и навыками,
формирует свое самосознание, сознание
и мировоззрение.

Наибольшую значимость общение приобретает
в системе образования, в обучении и
воспитании детей. Общение в системе
образования называют педагогическим.
Субъектами педагогического общения
являются учителя, школьники, родители.

Общение имеет огромное значение в
развитии общества. Вне общения человеческое
общество просто немыслимо. Общение в
обществе выступает как способ существования
индивидов, и как способ развития этих
индивидов.

Особенности общения индивидов
в обществе изучаются в курсе «социальная
психология». Но всегда это субъект-субъектные
отношения. Человек как субъект общения
имеет свои особенности. При таком общении
люди обмениваются знаниями, интересами,
чувствами и т.д.

Исследование психологических
особенностей общения можно проводить
посредством выделения его функций.

1. Обмен информацией. Обмен информацией
осуществляется посредством знаковых
систем.

Вербальная коммуникация – когда в
качестве знаковой системы используется
речь невербальная – другие знаковые
системы.

Эффективность общения предполагает
общий язык, образование, культура. Речь
делится на внешнюю – ориентированную
на других и внутреннюю – для себя.

Внешняя речь делится на устную и
письменную. Устная – на монологическую
(в форме лекций, докладов) и диалогическую
(разговор, поддерживаемый собеседниками).

Диалог предполагает уникальность и
равенство партнеров; различие и
оригинальность точек зрения; ориентацию
на понимание и т.д.

В процессе общения встречаются такие
виды диалога как фактический – обмен
информацией для поддержания диалога
(ритуал), информационный – обмен
информацией; дискуссионный – столкновение
точек зрения на обсуждаемый предмет;
исповедальный – обмен чувствами и
переживаниями.

В процессе восприятия и понимания
большую роль играют установки, приводящие
к возникновению эффектов ореола – это
заранее сложившиеся представления о
человеке, эффект новизны – более новая
информация о человеке оказывается
наиболее значимой. Эффект стереотипизации
– это устойчивый образ явления, которым
пользуются в общении как средством
сокращения процесса познания человека.

Общение включает в себя такие способы
воздействия друг на друга как заражение
– это бессознательная подверженность
индивида определенным психологическим
состояниям.

Внушение – целенаправленное,
неаргументированное воздействия одного
человека на другого.

Подражание – следование в поведении
примеру, образцу.

Экзистенциальное одиночество связано,
во-первых, с постижением себя как
целостной реальности, соотнесения себя
с природой. Если эта потребность не
удовлетворяется, то возникает ощущение
одиночества в виде тоски по Родине,
общению с природой. В общении с другими
людьми этот вид одиночества исчезнуть
не может (его можно лишь на время
приглушить), так как причины его лежат
вне сферы человеческих коммуникаций.
Встречается это переживание не у всех,
а лишь у людей определённых профессий,
тесно связанных с природой и т.п.

Во-вторых, у некоторых личностей сильно
развита потребность в причастности к
Богу, мистическому. При её фрустрации
возникает специфическое переживание
одиночества. Это сильнейший мотивирующий
фактор, приводящий к образованию сект,
порождающий религиозный фанатизм.

В-третьих, у человека может остаться
неудовлетворённой сильнейшая потребность
в осознании собственной уникальности.

Человек, переживающий
самоотчуждение, осознаёт, что развитие
одной стороны «Я» сводит на нет, развитие
остальных и чувствует дискомфорт.
Выражается этот вид одиночества также
в виде стремления к «истинному Я».

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

что называется общением в психологии. Смотреть фото что называется общением в психологии. Смотреть картинку что называется общением в психологии. Картинка про что называется общением в психологии. Фото что называется общением в психологии

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *