что наследует некрасов в традиции русского романтизма
Читальный зал
Исследования и монографии
О словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»
Варианты русского литературного произношения
Динамика сюжетов в русской литературе XIX века
Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа
К истокам Руси
О языке Древней Руси
Не говори шершавым языком
Доклад МИД России «Русский язык в мире» (2003 год)
Конкурсные публикации
|
Традиции русской лирики в творчестве Н. А. Некрасова
Некрасов наследует поэтические традиции Пушкина и Лермонтова, интерпретирует их в контексте изменяющейся социокультурной реальности. Многие темы великих предшественников подвергаются творческому переосмыслению. «Колыбельная песня» носит подзаголовок «Подражание Лермонтову». Меняется не только содержание, но и адресат произведения. В ироничной манере автор обращается к чиновнику, чья жизнь предстает гротескными картинами подличания и компромиссов. К художественным особенностям стихотворения относится его жанровая форма; стилизация под казачью колыбельную позволяет автору пародировать героическую традицию, представить ее на материале современной поэту действительности.
В «Современной оде» поэт создает опыт инверсии классического жанра. Художественная – ирония воплощается в патетике провозглашения благодарности тому, кто ее не заслуживает. Антитезами бездуховности становятся в некрасовской лирике образы природы и родины. Поэт обращается к традиционным эмблемам, пытаясь постигнуть глубину социальной трагедии.
В лирическом эскизе «Перед дождем» намечены привычные элегические интонации. Образ природы вырисовывается скупыми экспрессивными красками. Если бы в стихотворении было три катрена, можно было бы предположить, что автор оттачивает свое мастерство живописца. Но финальное четверостишие нарушает тему гармонии мироздания. Появление фигур жандарма и ямщика, озвученное злым криком, не оставляет надежд на благостную уравновешенность природного мира.
Трагическим пафосом пронизано одно из программных произведений Некрасова – «Несжатая полоса». Основным в нем становится прием олицетворения. Лирическому герою слышится в шепоте колосьев рассказ о несчастной доле пахаря, вынужденного из последних сил возделывать землю, чтобы отдать большую часть урожая помещику.
Не менее драматична и небольшая поэма «В деревне». Разговор двух «старушонок» раскрывает всю безысходность положения несчастных женщин, одна из которых после смерти кормильца обречена на неминуемую гибель. Трехчастность произведения показывает динамику авторского отношения к происходящему. В последнем стихе лирический герой пытается отстраниться от действительности, но небо, затянутое «черной сеткой» улетающих птиц, настойчиво свидетельствует о человеческом несчастье.
Некрасовское отношение к описываемому предстает в поэтической исповеди «На Родине». Двустишие – «. хлеб полей, возделанных рабами, нейдет мне впрок» – указывает на позицию художника, принимающего близко к сердцу тяготы подневольного труда.
В одном из последних стихотворений «Сеятелям» Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
ЧУВСТВО ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
а) антикизация весны в классицистических аллегориях Кантемира («Послание»). Аллегорический принцип описания натуры; б) картина весеннего рождения мира в VII главе «Евгения Онегина». Место в композиции романа, соответствие духовных рельефов натуры героини и обновляющегося мира; в) усиление выразительных средств в изображении стремительно изменяющегося пейзажа: «Весенняя гроза», «Весенние воды» Тютчева; г) «Зеленый шум» Некрасова: весна как муза-утешительница и антитеза социальной дисгармонии. Фольклорные мотивы в описании обновляющейся природы («Дума», «Катерина»); д) музыкальное интонирование весенних метаморфоз в лирике Фета («Ночь весенней негой дышит. », «Пришла, и тает все вокруг. »).
Использование колористических эпитетов и метафор в создании картины просыпающейся природы («В разрыве облак солнце блещет. »).
Что наследует некрасов в традиции русского романтизма
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 62
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА.
ЕЁ ПСИХОЛОГИЗМ
И БЫТОВАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Цель:
ознакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви в творчестве Н. А. Некрасова; показать роль А. Я. Панаевой в жизни и творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений Н. А. Некрасова; иллюстративный материал.
Тип урока: комбинированный урок; урок — устный журнал с элементами беседы.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова; раскрывают идейно-художественное своеобразие стихотворений о любви; выразительно читают и комментируют стихотворения; выполняют сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Составьте ассоциативный ряд к слову любовь.
• Как вы считаете, какая связь между любовью и гражданской тематикой стихотворений Н. А. Некрасова?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— «Он был человек высокого благородства души»,— сказал о Некрасове Н. Г. Чернышевский. Эти слова вспоминаешь, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе.
Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной лирике. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была «гением чистой красоты», недосягаемым идеалом, мечтой, далёкой от прозы жизни, то героиня интимной лирики Некрасова — живая женщина с трудной, а иногда и трагической судьбой, с непростым характером. У неё «весёлый, насмешливый ум», она резка, иронична и в то же время способна на большое, глубокое чувство.
Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их героиня узнаваема. Это А. Я. Панаева — яркий, талантливый человек, друг, соратник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал адресата своих стихотворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чём-то виноват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, когда они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чём-то оправдаться…
Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идёт новым путём: в его лирике появляется «проза любви», поэт позволяет читателю войти в мир противоречивых чувств и отношений любящих. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны. Подтверждением тому являются стихотворения поэта: «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…» и др.
Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через всё творчество Н. А. Некрасова.
Он создаёт своеобразный лирический роман-дневник, куда входит ряд стихов «панаевского цикла»[2].
IV. Работа над темой урока
1-я страница. Авдотья Яковлевна Панаева
— Она главный адресат интимной лирики Н. А. Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой его многих стихотворений, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты жизни лирических героев.
Авдотья Яковлевна Панаева была дивно хороша: смуглая, черноокая брюнетка с осиной талией. Хохочет переливчато, как серебряный колокольчик, глазами поводит заманчиво, умна, талантлива, образована, в меру кокетлива… Стоило ли удивляться, что в полку её почитателей прибыло, едва в салоне Панаевых появился молодой поэт Николай Некрасов.
Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и ещё никому не известного поэта. Юноша долго и упорно добивался её любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. А Некрасова не покидала надежда покорить сердце этой необыкновенной женщины.
«Он был страстный человек и барин»,— так спустя годы скажет о нём Александр Блок.
Как и десятки предшественников, он с ходу ринулся в атаку, но мадам Панаева осадила не в меру ретивого кавалера. Однако закалённый борьбой за место под солнцем, Некрасов не собирался сдаваться. Он говорил ей о любви, она сердилась и не верила, он толковал ей о чувствах, она смеялась и не принимала всерьёз. И чем упорнее отталкивала, тем вернее притягивала.
Он стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 г. заглядывал сюда чуть ли не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Занятый своими бесконечными романтическими похождениями, глава дома и на личную жизнь своей супруги смотрел сквозь пальцы.
Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова — в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их неприличных отношений не прекращались ещё очень долго. Она работает вместе с гражданским мужем, помогает ему, а он, благодаря ей, творит чудесные стихи, которые впоследствии станут «Панаевским циклом». Панаева вместе с поэтом написала большой — чтобы заполнить страницы изуродованного цензурой «Современника» — роман «Три страны света», под которым стояли две подписи: «Николай Некрасов и Н. Станицкий» (псевдоним А. Панаевой).
Произведений, написанных двумя авторами, в русской литературе тогда ещё практически не было. Несмотря на самые противоречивые отзывы, роман тем не менее пользовался успехом и выдержал несколько изданий. Вместе с Некрасовым Панаева написала ещё один роман — «Мёртвое озеро», после которого поместила в «Современнике» немало злободневных произведений. Например, в романе «Семейство Тальниковых» описала своё нерадостное детство и попыталась выразить протест против тогдашней системы воспитания. Цензура до неузнаваемости исказила роман и, в конце концов, запретила его.
Некрасов называет Панаеву Второй Музой.
Но большого и долгого счастья у них не было. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали их повседневную жизнь тягостной. А в середине 1850-х годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз уезжал и возвращался. И, наверное, можно только пожалеть и его, и Панаеву: несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов.
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…» (см. текст ниже:)
1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
2) Аналитическая беседа
• Что думает лирический герой о своих отношениях с любимой? Найдите в стихотворении оценочную лексику и охарактеризуйте её.
• Какой выход он предлагает, чтобы избежать ссор?
• Почему, по мнению лирического «я», «проза в любви неизбежна»?
• Прав ли поэт, говоря, что «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви»?
• В чём гуманистический, общечеловеческий и вневременной смысл этого стихотворения?
• На примере стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…» докажите мятежность переживаний, чувств любящих. С какой целью автор употребляет многоточие в конце?
3) Обобщение учителя
— В стихотворении отразился один из моментов далеко не безоблачных отношений Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой. Сам поэт называет это «прозой в любви». Он впервые ввёл в интимную лирику то, что никогда не было предметом изображения в лирической поэзии: ссоры, размолвки. Но всё это не что иное, как досадные недоразумения, и, в конце концов, наступит мир и согласие.
Его лирический герой — человек умудрённый жизненным опытом, умеющий понять и объяснить поведение своей любимой, найти путь к её сердцу, сгладить возникшее между ними непонимание.
3. Продолжение устного журнала
2-я страница. Зинаида Николаевна Некрасова
— Жена и друг великого поэта — Некрасова Зинаида Николаевна (Фёкла Анисимовна Викторова) впервые в жизни поэта появилась в 1870 г. в доме на Литейном, в некрасовско-панаевской квартире.
Девятнадцатилетняя девушка оказалась милой, доброй, весёлой и умной, несмотря на то что она была простого звания, дочь солдата, сирота, родом из Вышнего Волочка.
Вместо чересчур простонародного имени Н. А. Некрасов назвал её и представлял друзьям Зинаидой Николаевной, дав ей отчество от своего имени. Пять лет совместной жизни Некрасова и Викторовой были беззаботны и веселы.
Театры, концерты, выставки, магазины, песни, музыка, шутки. Поэт не только изменил имя своей гражданской жены, но и поменял образ её жизни. Он занимался с ней российской грамматикой, и со временем она стала помощницей в чтении корректур; приглашал преподавателей французского языка, а перед приездом в Карабиху Н. А. Некрасов просил брата взять напрокат рояль для Зины: она и музыкальна, и с голосом. Медовый месяц длился до самой болезни Николая Алексеевича.
Зинаида Николаевна, по наблюдению некрасовского кучера, смотрела на Николая Алексеевича не просто как на мужа, а как на существо неземное: «Он её своей лаской пригрел». Зина с поэтом везде и постоянно. Он нашёл любовь. Некрасов, с его умом и проницательностью, не мог ошибиться. И это подтвердила жизнь.
В дни болезни Некрасов написал несколько стихотворений, посвящённых жене. Первое из них — «Зине» — является своеобразной исповедью поэта, обращённой не просто к любимой женщине, которую он нежно называет «дитя», а к другу-единомышленнику, человеку, который разделяет его убеждения.
Чтение стихотворения «Ты ещё на жизнь имеешь право…»
заранее подготовленными учащимися (см. текст ниже:)
4. Сопоставительная работа в парах с последующей презентацией результатов работы (по вариантам)
I вариант
• Сравните образ лирического героя Н. А. Некрасова в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…».
Чьё разочарование в любви горше и необратимее?
II вариант
• Сравните образ возлюбленной в стихотворениях Н. А. Некрасова «Тяжёлый крест достался ей на долю…» и Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…».
Подумайте, что наследует Н. А. Некрасов в традиции русского романтизма и в чём переосмысливает её.
III вариант
• Прочитайте стихотворения «Так это шутка? Милая моя…», «О письма женщины, нам милой!», «Давно — отвергнутый тобою…», «Тяжёлый крест достался ей на долю…», «Прощанье».
Что осложняет взаимоотношения любящих героев? Что можно сказать о характерах героя и героини?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• В чём своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова?
• Расскажите об известных вам адресатах интимной лирики поэта. Чем интересен «Панаевский цикл»?
• Какое из прочитанных стихотворений понравилось вам больше других?
• Как вы считаете, что современно в лирике Н. А. Некрасова, а что принадлежит эпохе поэта?
• Какие образы, темы, мотивы объединяют любовную лирику поэта?
• Докажите справедливость слов Н. А. Некрасова о том, что «человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора…» на примере стихотворения «Ты всегда хороша несравненно…».
2. Заключительное слово учителя
— Тема любви решена в лирике Н. А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошёл вниманием и ту прозу, которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Новаторство любовной лирики Н. А. Некрасова состоит не только в новизне содержания, но и в том, что для изображения непоэтических явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В. В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «А. Я. Панаева в жизни и в лирике Н. А. Некрасова», «Драматизм любовной лирики Н. А. Некрасова».
2. Прочитать поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Опережающее задание (2 учащихся)
Подготовить сообщения о замысле и истории создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Мы с тобой бестолковые люди…
Н. А. Некрасов[3]
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
1851
Источник: Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 1. — Л.: Наука, 1981. (вернуться к уроку)
ЗИНЕ
Ты ещё на жизнь имеешь право…
Н. А. Некрасов[4]
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем,-
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
18 мая 1876
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1982. — Т. 3. Стихотворения 1866—1877 гг.
(вернуться к уроку)
Я не люблю иронии твоей…
Н. А. Некрасов[5]
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
1850
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
2. «Панаевский цикл» – в «Панаевский цикл» Н. А. Некрасова входят следующие произведения (список не полный):
Где твое личико смуглое.
Да, наша жизнь текла мятежно…
Давно — отвергнутый тобою…
Зачем насмешливо ревнуешь…
Когда горит в твоей крови…
Мы с тобой бестолковые люди…
О письма женщины, нам милой.
Поражена потерей невозвратной…
Прости (Прости! Не помни дней паденья. )
Прощание
Так это шутка? Милая моя…
Ты меня отослала далеко.
Тяжелый год — сломил меня недуг…
Тяжелый крест достался ей на долю…
Я не люблю иронии твоей…
По мнению критиков и литературоведов, многие стихи, посвященные Авдотье Панаевой (гражданская жена писателя), так и не были опубликованы. Ещё часть безвозвратно погибла в сожжённых Панаевой письмах. См. также страницу «Некрасов Н. А. Панаевский цикл».
Панаева (Головачева), Авдотья Яковлевна (1819 — 30.III.1893) — писательница (псевдоним — Н. Станицкий), автор мемуаров. Дочь актера. Жена И. И. Панаева. Гражданская жена Н. А. Некрасова с середины 40-х годов до 1864 года, когда вышла замуж за А. Ф. Головачева.
В своих произведениях обращалась главным образом к теме общественного и семейного положения женщины. «Воспоминания» П. (СПБ, 1890), посвященные русской литературной и общественной жизни середины 19 века, не охватывая широкого круга вопросов идейной борьбы того времени, дают главным образом зарисовки жизни и быта многих выдающихся деятелей той эпохи. Фактический материал в ряде случаев недостоверен. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. (вернуться)
4. Зине (Ты ещё на жизнь имеешь право…) – впервые опубликовано: ПП, с. 17, с заглавием «3-не».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Написано в период первого обострения болезни (раковая опухоль), весной 1876 г. Некрасов писал А. С. Суворину 1 мая 1876 г.: «Всё собираюсь к Вам зайти, да мочи нет, болен».
Зина – жена Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова, 1851–1915), с которой он сблизился в начале 1870-х гг. и обвенчался за несколько месяцев до смерти. Некрасов и его знакомые называли ее Зинаидой Николаевной. Ей он посвятил поэму «Дедушка» (1870).
На подаренной ей книге «Стихотворений» (1874) Некрасов написал: «Милому и единственному другу моему Зине» (ЛН, т. 49–50, с. 187). (вернуться)
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)
Жанровая романтическая традиция в лирике Н.А. Некрасова начала 1860-х годов
А.Л. Смирнов В поэзии Некрасова 1860-х годов обозначилось отчетливое стремление к использованию романтических жанровых традиций 30-40-х годов XIX в. Интерес к балладе появился у Некрасова рано: уже среди стихотворений 1839 г. выделяются своим последовательным романтизмом «Ворон», «Рыцарь», «Водяной», отчасти «Пир ведьмы», где в картине празднества нечистой силы поэт стремится воспроизвести особенности национального колорита. Эти баллады в составе сборника «Мечты и звуки» образовали цикл фантастических баллад с «ужасным» сюжетом. Как и русская баллада 30-х годов в целом, данные тексты основываются или на народном предании, или на его имитации. Показательным моментом стал рост натуралистических мотивов, «погружение» деталей предметной изобразительности в бытовую сферу национальной жизни. В стихотворении «Зеленый шум», взятом в аспекте собственно художественной формы, отчетливо выделяются основные признаки балладного жанрообразования: лирический персонаж обрисован как носитель резко акцентированной страсти, конфликт предельно быстро движется к неожиданной развязке, схематическая новеллистичность пронизывает лиро-эпическую фабулу, живописная картинность насыщает пейзажный компонент текста («все зелено, //И воздух и вода!», апология исключительных чувств становится главным композиционным признаком, лиризация повествования взаимодействует с объективированным диалогом героя и «зимы косматой». Образ «зеленого шума», внедряясь в сознание лирического персонажа, не подменяет его нравственных ориентиров и представлении, а становится прообразом неких логически не проясненных объективных обстоятельств, внушающих человеку новые постулаты душевных нравственных движений. Интересно заметить, что типичные для Некрасова картины сельской бедности, нищеты и унижения здесь отсутствуют, перед взором читателя предстает сравнительно благополучное село: «хлебородные нивы» навевают покойному «безгреховные сны», «высокие хлеба» и «хороводные песни» подчеркивают общее идиллическое состояние жизни «небогатого» (а не бедного!) села. Тем страшнее оказывается по закону романтического контраста все так неожиданно случившееся с бедным стрелком. Идилличность налагает свой непростой отпечаток даже на посмертную судьбу самоубийцы: Да высокая рожь колыхалася, Да пестрели в долине цветы; Птичка божья на гроб опускалася И, чирикнув, летела в кусты. Будут нивы ему хлебородные Безгреховные сны навевать. Ты у нас про житье наше спрашивал, Ровней с нами себя называл, А лицо было словно дворянское. Приносил ты нам много вестей И про темное дело крестьянское И про войны заморских царей. Значительность воздействия романтических жанровых традиций на лирику Некрасова не может вызывать сомнений. Они чрезвычайно обогатили и общий диапазон некрасовского лиризма, и всю систему его изобразительно-выразительных возможностей. Некрасов стремился к многозначным критериям оценки нравственных возможностей возвышения личности. Немаловажным фактором подобного возвышения явилось его утверждение русской природы как автономного и гармоничного мира. С его помощью он поэтизировал народный и национальный уклад русской жизни в целом.
|