что написано в коране про женщин и мужчин
Данная статья является продолжением статьи «Женщина в Исламе: Хадисы против женщин», в которой рассматривалось отношение к женщинам согласно хадисам. В этой же статье мы поговорим об отношении к женщинам согласно Корану.
Если верить хадисам, женщины – коварные, грешные, нечистые и слабоумные существа. Они должны целыми днями сидеть дома, никуда не выходить. А если и высунут нос из дома, то обязаны укутаться с головы до ног во все черное и невзрачное. Не дай бог, женщина выйдет без сопровождения близких родственников, ее тут же надо наказать избиением. В хадисах подобных страшилок полно. Но нигде ничего подобного вы не найдете в Коране. Женщины и мужчины равны. Ничьи права не ущемляются. Они отличаются только по половому признаку. И, тем не менее, находятся критики, обвиняющие Коран в ущемлении прав женщин. Здесь они делают две ошибки: либо путают хадисы с Кораном, либо читают Коран в переводе. А переводы бывают разные, и они не всегда передают истинный смысл того или иного слова.
Итак, вот основные нападки критиков Ислама на Коран.
Наложницы и изнасилование пленниц.
Коран якобы не запрещает педофилию.
Мужья стоят над женами.
Вокруг этого утверждения, которое дает повод для ущемления прав женщин, существует много заблуждений, как со стороны критиков, так и со стороны самих мусульман. Читаем аят 4:34 в переводе Кулиева:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
Получается, что жена во всем должна быть покорна мужу. А в случае неповиновения, ее надо избивать. На самом деле избиение допустимо только в крайнем случае, если исчерпаны другие способы решения проблемы. И бить ее допускается только за измену, а не за непокорность. Подробности читайте в моей предыдущей статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин»:
http://www.proza.ru/2018/02/12/551
Согласно исследованию сайта «Кораника», в аяте говорится не о покорности мужу, а о покорности (смиренности) перед Аллахом:
«Праведные женщины смиряются (покоряются) с этим (принимают это как должное, склоняют голову).
То, что переведено нами как «смиряются» (склоняют голову, покоряются, примиряются с этим и т. д.) (каанитаат), – (каанитуун) – употреблено и по отношению к мужчинам.
Оно переводится так: «Мусульмане-мужчины и мусульмане-женщины, уверовавшие мужчины и уверовавшие женщины, смиряющиеся (покоряющиеся) мужчины и смиряющиеся (покоряющиеся) женщины…» (33/35).
Речь идет о мужчинах и женщинах, смиряющихся перед Аллахом, покоряющихся (поклоняющихся) ему. В силу связей между аятами это ведет к признанию того, что и в аяте 4/34 говорится о женщинах, смиряющихся перед Аллахом (покоряющихся и поклоняющихся ему, принимающих его условия). Теперь, если понимать аят 33/35 как «женщин, смиряющихся перед мужчинами (покоряющихся и поклоняющихся им)», то и мужчин в этом случае придется понимать как «смиряющихся перед женщинами (покоряющихся и поклоняющихся им)». Но это означает переход от поклонения Аллаху и смирения (покорности) перед ним к поклонению человеку и смирению перед ним».
Подробности по ссылке:
http://www.koranika.ru/?p=650
И это не дает права избивать мужу свою жену за непокорность:
«Обходитесь с ними (женами) достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (Коран, 4:19).
Иной раз наказание жены, которое якобы проходит в Коране, переходит все границы. В интернете часто можно встретить новости, где муж наказывает свою жену, облив ее кислотой, обезобразив ее лицо и тело на всю жизнь.
Что касается преимущества мужчин перед женщинами, то Аль-Мунтахаб передал точный смысл этого значения:
«Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью» (Коран, 4:34).
Насчет гурий тоже существует немало выдумок. Среди критиков бытует мнение, что шахида, убившего «неверных» ждут в раю 72 гурии. Это уже выдумки. Согласно хадисам, такое количество ждет практически любого праведника.
Согласно большинству исламских источников, гурии описываются следующим образом: полногрудые, сверстницы, с белоснежной кожей, большие глаза с черными зрачками, вечно молодые, каждое утро вновь становятся девственницами, созданы для мужских утех.
В самом Коране они описываются так:
«Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).
«Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые» (37:48).
«Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (44:54).
«полногрудые сверстницы» (78:33).
Возникает вопрос: а что ждет в раю женщин? Рай создан только для мужчин? И только для утех?
Теперь давайте разберемся с этим вопросом.
Арабское слово «кауаа’иб» буквально переводится так: «та, у которой сформировалась грудь». В переносном смысле слово также означает пору молодости, вхождение в зрелость, начало нового этапа жизни. В аяте это слово надо понимать как «половозрелые», или «совершеннолетние», что лишний раз подтверждает запрет на педофилию. В правильном переводе будет звучать: «половозрелые сверстницы».
Идем далее. В Коране нигде не сказано, что гурии созданы для мужских утех. Нигде не сказано, что на них нужно жениться. А, как известно, внебрачные отношения в Исламе запрещены. Гурии описаны, скорее, как друзья для праведных. В силу того, что в раю будут не только мужчины, но и женщины, гурии будут друзьями для тех и других. А спутницами для мужчин будут их жены с земли:
«Войдите же в рай радостными вместе со своими женами» (Коран, 43:70).
«Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись» (Коран, 36:56).
И далеко не факт, что гурии – это существа женского пола. Ангелы вроде тоже не имеют пола, но они приходят к людям в облике мужчин. Так что Коран никого не обделяет.
Новое в блогах
ЖЕНЩИНА В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ
Сура, посвящённая женщинам
Всевышний настолько возвеличил женщину, что посвятил ей в Священном Коране целую суру «ан-Ниса» («Женщины»), ниспосланную в Медине и состоящую из 176 аятов. После сур «Бакара» и «Имран» она является самой большой сурой Корана по числу слов и букв. Ниспослание её началось вскоре после ожесточённого противостояния при Ухуде, где много мусульман было убито язычниками из-за неповиновения Пророку и несоблюдения дисциплины; противостояние продолжалось несколько месяцев. Это было время, когда особое значение приобрела необходимость заботы о сиротах, вдовах и пленниках.
Структура этой суры уникальна.
В ней человек призывается к справедливости, милости. В суре рассказывается о больных, слабых, сиротах, о женщинах и о том, что человек должен быть справедлив к ним. Если человек научился быть справедливым к своей семье, к слабым, значит, он будет справедливым и по отношению к обществу. В этой же суре сказано о некоторых правах женщин, которых они были лишены во времена язычества; впервые в истории поставлен вопрос об ограничении полигамии. Ислам сократил число жён, которых одновременно разрешалось иметь мужчине, до четырёх, поставив при этом определённые условия. В доисламский период число жён не было ограничено.
«Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше, и вы должны быть уверены, что будете справедливы ко всем. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной…» (сура «ан-Ниса», аят 3). Темы, которые затрагиваются в суре, касаются семьи, отношений с мусульманами, непосредственно женщин, их наследования, места в обществе. Одной из основных является тема бракосочетания и махра.
Махр – это брачный дар. Когда мужчина берёт себе жену и выплачивает ей махр (дар), он берёт на себя ответственность заботиться о семье, обеспечивать её и содержать. В этом и заключается мудрость выплаты махра невесте.
«Отдавайте женщинам их махр. Вы не имеете права на него. И если они по доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать махр как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи» (сура «ан-Ниса», аят 4).
Вопросы прав супругов
Также в суре затрагивается вопрос о правах и обязанностях жены перед мужем и мужа перед женой, а если она не одна, то перед всеми жёнами. В суре рассматривается вопрос кормления грудью, о том, что желательным является кормить ребёнка два года. До пророчества Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины не получали наследства, всё забирал мужчина. Доходило до того, что если умирал супруг, то его жену мог унаследовать брат покойного. Естественно, что ниспосланная Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) сура «ан-Ниса» запрещает это.
Женщина имеет определённую долю в наследстве. В суре «ан-Ниса» рассматриваются и некоторые основные принципы, которыми должны руководствоваться мусульмане. Всевышний призывает нас к достойному поведению, равноправию, даёт указание, как относиться к сиротам, женитьбе, опеке и доверию, даёт наказы относительно наследства и перехода имущества, определяет условия, которые делают брак запретным, затрагивает и другие важные вопросы. Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) не за один раз, а на протяжении 23 лет – частями, отдельными аятами, при определённых обстоятельствах. Это касается и суры «ан-Ниса»: отдельные её аяты были ниспосланы в разное время и по конкретному поводу.
Например, однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла женщина, у которой умер отец. Она спросила его: «О Посланник Аллаха, разве не будет у меня права на наследство?» И тогда был ниспослан аят, смысл которого заключается в следующем: «И мужчинам есть доля из того, что оставили им их родители или родственники, и женщины также имеют долю» (сура «ан-Ниса», аят 7). Этот аят даёт понять, что и мужчины и женщины равны в этом вопросе, единственная разница состоит в том, что женщине выделяется доля несколько меньше, чем мужчине. И связано это с тем, что женщинам не приходится заботиться о достатке в доме, материальном доходе и т. д., эти обязанности берёт на себя мужчина, поэтому и доля в наследстве у него больше.
История ещё одного аята
Передаётся от Айши, что как-то к ней пришла женщина и рассказала о том, что её муж не выполняет перед ней свои обязанности, не содержит её материально и относился к ней не очень хорошо. Но она не хотела с ним разводиться, потому что у них были дети. Она была согласна с тем, что он не будет её содержать, лишь бы относился хорошо. С этим вопросом Айша обратилась к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и тогда был ниспослан аят (смысл): «Если женщина боится, что муж отвернётся от неё, то нет греха, если они сделают между собой сульх. Но у каждого в душе есть алчность». Сульх – это договор, при котором каждая из сторон не претендует на какие-то права. Человеку сложно отказаться от своих прав. Но этот аят не призывает к тому, чтобы мужья не содержали семью, а жёны относились к этому нормально. Это есть решение лишь в отдельной ситуации, это может послужить выходом только в крайнем случае.
Пять незаменимых аятов Корана
Интересно высказывание имама Суюти касательно суры «ан-Ниса». Он говорит: «Всевышний в этой суре призывает хранить пять вещей: веру, жизнь, честь, разум и имущество». Говоря о достоинстве суры, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что в ней есть пять аятов, которые он не променял бы ни на что в этом мире, а именно: «Поистине Всевышний не делает притеснения даже на мискалю зарра (то есть самое малое, что вообще может быть)»; «А если вы будете остерегаться больших грехов, то мелкие грехи Я вам прощу»; «Поистине Всевышний не прощает многобожие, а те грехи, которые меньше этого, Аллах прощает»; «Если мусульмане, когда совершат грехи и придут к тебе, Посланник Аллаха, и, находясь рядом с тобой, попросят прощения у Аллаха и ты попросишь, о Пророк, то они найдут Всевышнего принимающим покаяние и Милостивым»; «А тот человек, который совершил зло (грех), затем попросил у Аллаха прощения, найдёт Его Прощающим, Милостивым». На самом деле, что может быть ценнее этих аятов?
В Коране есть также сура, названная в честь матери пророка Исы – «Марьям». В таких сурах, как «ан-Нур», «аль-Ахзаб», «аль-Мумтахана», «ат-Тахрим» и «ат-Талак», рассматриваются многие вопросы, касающиеся женщин.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно рекомендовал мужчинам научить своих женщин суре «ан-Нур». Почему? Потому что именно в ней рассматривается вопрос хиджаба, каким образом нужно закрываться. Идёт речь о том, как нужно входить в дом, оберегать свой взор, остерегаться больших грехов (например, прелюбодеяния), говорится о том, чтобы мужчины и женщины не оставались наедине.
Всевышний не делает разницы между мужчиной и женщиной, ибо все они – рабы Творца и в равной степени отвечают за свои поступки и вознаграждаются за совершение благого.
В Коране, там, где упоминается о мужчинах, упоминается и о женщинах, то есть в Священной Книге женщина упоминается наряду с мужчиной одинаковое количество раз.
Некоторые женщины удостоились чести быть упомянутыми в Священном Коране. И это тоже связано с определёнными историческими моментами. Естественно, каждое слово Создателя наполнено глубочайшим смыслом, мудростью, наставлением человека на путь истинный, дабы мы могли извлечь из них пользу.
Жёны Нуха, Лута и Фараона
Многих женщин упоминает Аллах в Своей Книге, но на два момента хотелось бы обратить особое внимание. В Судный день Аллах неверующим женщинам приведёт в пример жён Нуха и Лута. Они были жёнами хороших рабов Аллаха, но предали их, не послушались, когда те призывали их к иману (вере), единобожию, послушанию Всевышнему. Ещё Творец приведёт пример жены Фараона Асии. Она была женой человека, который призывал поклоняться лишь ему, возомнил себя богом, а она осталась покорной, послушной рабой Всевышнего.
Каждый из нас, будучи верующим мусульманином, является членом одной большой семьи – уммы. И нам следует осознавать, насколько велико счастье принадлежать умме Мухаммада (мир ему и благословение), насколько велика наша ответственность, и надо жить так, как подобает его последователям.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Я занимаю место отца вашего», указывая тем самым, что во главе уммы стоит он сам. Это подтверждает и тот факт, что АллахI в Священной Книге назвал жён Пророка «Уммахатуль му’минин» – «матерями всех правоверных». Базовые принципы семейной структуры уммы были заложены по воле Создателя самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение).
Всевышний в многочисленных аятах призывает общество достойно относиться к женщинам, мужей – к своим жёнам. «Обращайтесь с вашими жёнами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», аят 19). Посланник Аллахаe по этому поводу говорил: «Советуйте друг другу быть доброжелательными к женщинам!» (Бухари). В Исламе глава семьи – мужчина, и он ответственен за неё. Он вправе требовать от жены послушания в делах, не противоречащих Шариату. Благие женщины – те, что послушны. Ведь в хадисе сказано: «Женщина, выполняющая пятикратную молитву, постящаяся месяц раз в году, хранящая благочестие и послушная мужу, может войти в те врата Рая, какие пожелает!» (Тирмизи). «Хорошие женщины – покорные женщины. Они хранят невидимое глазом так же, как Аллах хранит их права» (сура «ан-Ниса», аят 34).
Жена должна уважать своего мужа, любить и слушаться его. Но это не означает, что она не может давать советы, остановить его, когда он совершает грех. Но старшим всё же является муж. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что если бы Аллах разрешил кому-либо из творений делать земной поклон (суджд), то Он велел бы жене делать суджд своему мужу.
«Ваши жёны для вас – одеяния, а вы – одеяние для них» (сура «аль-Бакара», аят 187).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), умирая, говорил о намазе, чтобы не пропускали его, а также о недопустимости притеснения женщин. Если даже на пороге смерти он обращал на это особое внимание, значит, и мы должны подойти к этим вопросам очень серьёзно и ответственно.
Да поможет нам Всевышний строго придерживаться Священного Корана, а также пути, указанному нам Его Посланником (мир ему и благословение)! Амин.
Коран об интимных отношениях
Именем Бога, Щадящего, Жалеющего
Из Его знамений то, что Он сотворил для вас из вас самих пары, чтобы вы жили с ними. Он установил между вами любовь и милость. Поистине, в этом ведь знамение для размышляющих людей! (30:21)
В современном мире интимные отношения между мужчиной и женщиной основном сводятся к двум видам – с обязательствами и без обязательств. Наиболее оптимальной формой интимных отношений являются отношения с определенными обязательствами.
В Коране такие отношения обозначается термином «никяхун», корнем которого является слово «накаха», означающее «интимные отношения, совокупление».
Для вступления в отношения с обязательствами в Предписании Бога предусмотрены определенные правила, такие как:
1) запрет на тайное свидание (наедине) до сватовства со вдовами
Не будет для вас проступком и то, что вы посватаетесь к этим женщинам или скроете это в своей душе. Бог знает о том, что вы будете вспоминать о них, но не назначайте им тайное свидание, если вы еще не сказали одобренные слова сватовства. Не решайтесь связываться интимными узами (,укдан никяхи), пока не закончится предписанный срок траура. И знайте, что Бог знает о том, что в вас самих. Берегитесь Его и знайте, что Бог Прощающий, Жалеющий! (2:235)
2) полноправный договор
Как вы можете брать это, когда одни из вас достались другим, а женщины взяли с вас полноправный договор?! (4:21)
3) калым, предусмотренный договором (аджр)
Те из вас, у кого нет возможности и силы, что бы связаться интимными узами (анкиха) с недоступными без договора верующими женщинами, пусть живут с теми, что находятся в зависимости от вас, из ваших верующих служанок. Поистине, Бог лучше знает веру. Одни из вас принадлежат другим. Так вступайте в интимную жизнь с ними с позволения их обладателя и давайте недоступным без договора, будучи не развратным, не берущим приятелей их одобренное вознаграждение, когда они недоступны без договора. (4:25)
О вестник, поистине, Мы разрешили тебе в супруги вознагражденных тобой (уджурахум) …( 33:50)
… Нет греха на вас, если вы вступите в интимную связь с ними (танкихухунна), когда дадите им их вознаграждение (уджурахум)… (60:10)
В Коране для верующих показаны люди, с которыми в интим вступать нельзя:
Не вступайте в интимные отношения (танкиху) с женщинами, устраивающими причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Ведь служанка верующая лучше, чем устраивающая причастных Богу, хотя бы она и нравилась вам. Не вступайте в интимные отношения (тункиху) с мужчинами, устраивающими причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Ведь слуга верующий лучше, чем устраивающий причастных Богу, хотя бы он и нравился вам. Устраивающие причастных Богу призывают к огню, а Бог призывает к саду и прощению с Его позволения. Он разъясняет людям Свои знамения, может быть, они опомнятся! (2:221)
Блудник имеет право на интимные отношения (янкиху) исключительно с блудницей или утраивающей причастных Богу. Блудница имеет право на интимные отношения (янкихуху) исключительно с блудником или с устраивающим причастных Богу. Это запрещено верующим! (24:3)
Не вступайте в интимные отношения (танкиху) с женщинами, с которыми вступали в интимные отношения (накаха) ваши отцы, исключая того, что предшествовало истине. Поистине, это чрезмерно, отвратительно и путь зла! Запрещено вам вступать в интимные отношения с: матерями, дочерьми, сестрами, тетями по отцу и матери, дочерьми брата и сестры, с молочными матерями, с молочными сестрами, с матерями ваших женщин, с падчерицами, находящимися под вашим попечением, от ваших жен, к которым вы уже вошли, а если вы еще не вошли к ним, то не будет для вас проступком интим с ними, с женами ваших кровных сыновей. Запрещено вам объединять двух сестер, исключая того, что предшествовало истине. Запрещены недоступные без договора женщины, за исключением зависимых от вас, предписанных вам Богом. (4:22-24)
Камнем преткновения среди мусульман в понимании интимных отношений между мужчиной и женщиной является 24-й аят 4-й суры Корана.
И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. (4:24, перевод Э. Кулиева)
Опираясь на этот отрывок, некоторые мусульмане сделали вывод, что возможно интимное отношение, в котором главной составляющей является плата за удовольствие, получаемое от женщины. Однако это в корне неправильно, так как ничем не отличается от проституции. В заблуждение вводит толкование слов «истамтаътум бихи» Традиционно это словосочетание трактуют как «наслаждаться ими, пользоваться ими», т.е. женщинами. Такой смысл некоторыми мусульманами понимается как разрешение на интимное отношение с женщиной без обязательств, а после полученного наслаждения просто ее вознаградить. Но такое понимание в корне неправильно. Смысл словосочетания «истамтаътум бихи»переводится как «использовать его», грамматически применяется в отношении предмета мужского рода и в контексте отрывка относится к «имуществу». Поэтому это выражение никак нельзя отнести к женщинам. В свете приведенного довода предлагается следующий перевод с4а24:
Разрешено вам то, что за этим списком, чтобы вы стремились к интимным отношениям своим достатком, будучи недоступными без договора, не развратничая. За то, что вы используете достаток, давайте женщинам их установленное право вознаграждения. Нет проступка для вас в том, в чем вы удовлетворитесь между собой после установленного права вознаграждения. Поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий, Знающий, Мудрый! (4:24)
Отношения с обязательствами раскрываются с 22 по 25 аяты:
Не вступайте в интимные отношения с женщинами, с которыми вступали в интимные отношения ваши отцы, исключая того, что предшествовало истине. Поистине, это чрезмерно, отвратительно и путь зла!
Запрещено вам вступать в интимные отношения с: матерями, дочерьми, сестрами, тетями по отцу и матери, дочерьми брата и сестры, с молочными матерями, с молочными сестрами, с матерями ваших женщин, с падчерицами, находящимися под вашим попечением, от ваших жен, к которым вы уже вошли, а если вы еще не вошли к ним, то не будет для вас проступком интим с ними, с женами ваших кровных сыновей. Запрещено вам объединять двух сестер, исключая того, что предшествовало истине. Запрещены недоступные без договора женщины, за исключением зависимых от вас, предписанных вам Богом.
Разрешено вам то, что за этим списком, чтобы вы стремились к интимным отношениям своим достатком, будучи недоступными без договора, не развратничая. За то, что вы используете достаток, давайте женщинам их установленное право вознаграждения. Нет проступка для вас в том, в чем вы удовлетворитесь между собой после установленного права вознаграждения. Поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий, Знающий, Мудрый!
Те из вас, у кого нет возможности и силы, чтобы связаться интимными отношениями с недоступными без договора верующими женщинами, пусть живут с теми, что находятся в зависимости от вас, из ваших верующих служанок. Поистине, Бог лучше знает веру.
Одни из вас принадлежат другим. Так вступайте в интимные отношения с ними с позволения их обладателя и давайте недоступным без договора, будучи не развратным, не берущим приятелей их одобренное вознаграждение, когда они недоступны без договора. (4:22-25)
Еще один момент, который может сбить с толку, это предписание дать женщине вознаграждение – «уджур». Но на это уже предоставлено разъяснение выше, в 3-м пункте, о правилах интимных отношений, где вознаграждение является неотъемлемой процедурой.
В мусульманском мире существует разрешение иметь наложниц в неограниченном количестве. Этим правилом разрешается, не вступая в полноценный брак, иметь интимные отношения с женщиной-рабыней. Однако при внимательном рассмотрении этой темы по всему Корану предстает другая картина.
Те из вас, у кого нет возможности и силы, чтобы связаться интимными отношениями с недоступными без договора верующими женщинами, пусть живут с теми, что находятся в зависимости от вас, из ваших верующих служанок. Поистине, Бог лучше знает веру.
Одни из вас принадлежат другим. Так вступайте в интимные отношения с ними с позволения их обладателя и давайте недоступным без договора, будучи не развратным, не берущим приятелей их одобренное вознаграждение, когда они недоступны без договора. (4:25)
В отрывке четко и ясно предписано предварять интимные отношения с служанками вознаграждением. Еще одним доводом в пользу полноправных отношений с невольницами служит следующее:
Не вступайте в интимные отношения с женщинами, устраивающими причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Ведь служанка верующая лучше, чем устраивающая причастных Богу, хотя бы она и нравилась вам. Не вступайте в интимные отношения с мужчинами, устраивающими причастных Богу, пока они не поверят в единственность Бога. Ведь слуга верующий лучше, чем, устраивающий причастных Богу, хотя бы он и нравился вам. Устраивающие причастных Богу призывают к огню, а Бог призывает к саду и прощению с Его позволения. Он разъясняет людям Свои знамения, может быть, они опомнятся! (2:221)
Разница между свободной женщиной и служанкой состоит лишь в их общественном статусе. Имеющийся статус ни в коей мере не влияет на отношение к человеку, а тем более к интимному. Если бы в интимном отношении между хозяином и невольницей была свобода, то следующий отрывок был бы нелогичен:
О вы, которые поверили! Пусть просят позволения у вас те, которые зависимы от вас и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвенной связи на заре; во время наступления обеда, когда вы снимаете одежду; после ночной молитвенной связи три наготы у вас. Нет проступка ни на вас, ни на них после этого обходить вас. Одни из вас для других. Таким образом, разъясняет вам Бог знамения! Бог — Знающий, Мудрый! Когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, что до них. Так разъясняет Бог вам Свои знамения! Бог — Знающий, Мудрый! (24:58)
Зачем стесняться человека, с которым разрешены свободные отношения? Подобное поведение несвойственно между супругами, а зависимая женщина, судя по традиции, вполне может заменить ее. Мало того, Бог запрещает принуждать зависимых женщин к половой близости:
Пусть будут воздержанны те, которые не отыскали для интимной жизни, пока не обогатит их Бог от Своего избытка.
Тем, которые хотят выписаться из тех, которые находятся в зависимости от вас, выписывайте их, если знаете о них хорошее. Давайте им из достатка Бога то, что Он дал вам. Не принуждайте ваших служанок к распутству, если они хотят быть неприступными, чтобы стремиться к приключениям ближней жизни. К тем, кого принудят, поистине, Бог, после принуждения их — Прощающий, Жалеющий! (24:33)
Помимо единоверок, мусульманам разрешается вступать в брак и с обладателями предыдущих Корану Предписаний – Торы, Псалтыря и Евангелия.
Сегодня разрешены вам: все здравое; пища тех, кому дано Предписание разрешается вам и ваша пища разрешается им; неприступные без договора женщины из верующих и неприступные без договора женщины из тех, кому дано Предписание до вас, если вы им дали их вознаграждение, будучи неприступными без договора, не развратничая и не беря подруг. (5:5)
Однако это место поднимает следующие вопросы. С какими именно женщинами, обладателям Предписания можно вступать в интимные отношения? Ведь не секрет, что многие представители христианства признают дву-, триединство Бога, что категорически отвергается Богом в Коране и считается многобожием.
Ведь оказались закрытыми те, которые говорят: «Поистине, Бог — помазанник, сын Марьям (Марии)!». Но помазанник сказал: «О дети Израиля! Служите Богу, Господу моему и Господу вашему! Поистине, кто устраивает Богу причастных, тому Бог запретил сад. Убежищем для него будет огонь, а для мракобесов нет помощников!». (5:72)
Ведь существует же запрет на брак с устраивающими причастных Богу, а это может показаться на первый взгляд противоречием в Коране. Ответ на это банален: к браку допускаются все обладатели Предписания до Корана, не разделяющие на части ипостась Бога. Это сродни с потребляемой пищей. Кроме свинины, крови и мертвечины, остальные животные и растения дозволены в пищу. Однако стоит лишь посвятить их помимо Бога еще кому-либо, они немедленно становятся запретными для потребления. Не все представители христианства принимают дву-, триединство Бога. Так же, как и практически все иудейки, немалое количество христиан верят в одну лишь неразделенную ипостась Бога. Такая ситуация подталкивает мусульман интересоваться доктринами обладателей Предписания, что предполагает высокое образование для верующих. Возможно, живой интерес к представителям других авраамических религий сгладит острые углы и предубеждения во взглядах.
Полигамия
Бурные дебаты поднимает тема полигамии. На государственном уровне обсуждается вопрос о легитимизации полигамии. Разрешением иметь интимные отношения с несколькими женщинами для мусульман служит единственный отрывок:
Если вы боитесь, что не будете соразмерны к сиротам, то живите интимной жизнью с приятными для вас женщинами-сиротами: двумя, тремя, четырьмя. А если вы боитесь, что не будете справедливы, то довольствуйтесь одной или зависимой от вас. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости. Давайте женщинам их приданое в подарок. Если же они от себя захотят сделать вам любезность чем-нибудь от него, то вкушайте это на здоровье. (4:3-4)
Если вы боитесь, что не будете соразмерны с сиротами, то живите интимной жизнью с приятными для вас женщинами: двумя, тремя, четырьмя. А если вы боитесь, что не будете справедливы, то довольствуйтесь одной или зависимой от вас. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости! Давайте женщинам их приданое в подарок. А если они от себя захотят сделать вам любезность и дать что-нибудь из него, то вкушайте это на здоровье. (4:3, 4)
Данное положение имеет социальное направление, призванное решить проблему женщин-сирот. В основном женщины-сироты появляются в послевоенных обществах, и интимная жизнь с обязательствами с несколькими сиротами позволяет снять социальное напряжение, ведь Бог в Коране обращает на сирот особое внимание:
Они спрашивают твоего решения о женщинах.
Ответь: «Решение Бога о них в том, что читается вам в Предписании о женщинах-сиротах, которым вы не даете того, что предписано им, желая жить с ними интимной жизнью и о слабых детях, чтобы вы устраивали детям соразмерность. Что бы вы ни сделали хорошего, ведь Бог знает об этом!». (4:127)
Интересен следующий факт. Бог сообщает людям, что они не смогут быть справедливыми с несколькими женами и призывает не оставлять их в подвешенном состоянии:
Вы не сможете быть справедливыми между женщинами, даже если бы и стремились. Так не уклоняйтесь всем уклонением, чтобы не оставить ее точно висящей. Но если вы исправите положение и будете осмотрительны, то, поистине, Бог — Прощающий, Милосердный! (4:129)
В этом месте показан метод избегания несправедливости по отношению к жене. Если же этого не происходит, то справедливость не восстанавливается. Вывод сделать должен каждый сам.
Развод
К сожалению, люди не всегда могут ужиться друг с другом. Подобную ситуацию в Коране Всевышний описывает следующим образом:
Если решатся развестись, то, поистине, Бог Слышащий, Знающий. (2:227)
Разведенные женщины должны выжидать сами с собой три менструальных периода. Запрещено им скрывать то, что сотворил Бог в их утробах, если они верят Богу и в Последний День. Мужья имеют право возвратить их, если они хотят исправить. У них (женщин остаются права) те же, что были одобрены, но мужчины выше их по статусу, ведь Бог Всемогущий, Мудрый! (2:228)
Развод допускается дважды. Затем удержать либо предоставить свободу по-доброму. Но не разрешено вам забирать ничего из того, что вы отдали женщинам, исключая боязни обоих не устоять в ограничениях Бога. Если же оба боятся не устоять в ограничениях Бога, то не будет для обоих проступка возместить мужчине. Таковы ограничения Бога. Так не преступайте же их! Кто же преступит ограничения Бога, то те мракобесы. (2:229)
Не будет для вас проступком, если вы разведетесь с женщинами не коснувшись их или взяв на себя обязательство. Состоятельный обязан наделять их по своей возможности, а бедный по своей. Наделяйте с одобрением права для совершающих добро. Если развелись с ними до того, как вы коснулись их и назначили им долю, дайте половину из назначенного, исключая освобождения ею от выплаты или освобождения тем, у которого в руках условия интимного союза. Если вы освободите от уплаты, то это ближе к осмотрительности. Не забывайте о снисхождении друг к другу. Поистине, Бог видит то, как вы действуете. (2:236-237)
Если вы захотели заменить одну супругу на другую и одной из них вы давали накопленный достаток, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете брать это клеветой и с очевидным грехом?! (4:20)
О те, которые поверили! Если вы собираетесь вступить в интимные отношения с верующими женщинами, но расходитесь с ними до того, как вы коснулись их, то нет на них перед вами выжидаемого срока. Одарите их и отпустите их красиво. Так дайте им воспользоваться, предоставив красивую свободу. (33:49)
правившихся ваших слуг и служанок ваших. Если они бедны, то обогатит их Бог из Своего избытка. Бог — Обширный, Знающий! (24:32)
Место заключения брака
На сегодняшний день мусульманами практикуется два вида заключения брака: ЗАГС и мечеть (а иногда просто группой верующих проводится обряд «никяха» по традиции). Какое из них легитимно перед Богом? Рассмотрим следующий отрывок:
Если развелись с ними до того, как вы коснулись их и назначили им долю, дайте половину из назначенного, исключая освобождения ею от выплаты или освобождения тем, у которого в руках условия интимного союза. Если вы освободите от уплаты, то это ближе к осмотрительности. Не забывайте о снисхождении друг к другу. Поистине, Бог видит то, как вы действуете. (2:237)
При заключении договора между мужчиной и женщиной необходима третья сторона, имеющая полномочия по принуждению к выполнению брачного договора. Такие возможности на сегодняшний день имеет лишь государство, которое делегировало свои полномочия ЗАГСу. Более того, согласно законам государства, в случае появления ребенка в результате интимных отношений без регистрации в ЗАГСе женщина и ребенок имеют право на алименты. Государство даже без регистрации в ЗАГСе способно взыскать алименты с родителей. Мечеть или просто верующие не имеют рычагов влияния ни на одну сторону. То есть при возникновении проблем между женившимися мулла или любой другой верующий не обладают юридической силой по взиманию алиментов, разделу имущества, отстаиванию прав сторон и т.д. На самом деле обряд «никях» в мечети имеет лишь номинальное значение, а по факту отношение между мужчиной и женщиной регулирует государство при помощи законов. Разница в том, что при регистрации отношений женщина, как и дети, имеет имущественные права на состояние мужа, тогда как вне регистрации она на наследство претендовать не может.
Отношения без государственной регистрации больше подходят к вдовствующим либо зависимым, ограниченным в правах людям:
Здесь прослеживается следующая логика: вдовствующие в большинстве случаев уже имеют свое имущество и зачастую уже имеют детей. Они в основном стремятся скрасить одиночество. Им нет смысла претендовать на имущество друг друга и заводить дополнительных детей. Поэтому в регистрации в ЗАГСе для них нет необходимости. Конечно, если пара еще молодая, если есть намерение заводить детей, то регистрация для них предпочтительней. Также и с зависимыми, бесправными людьми. Обычно у таких вообще нет имущества и недвижимости, поэтому и претендовать женщине не на что. А родившиеся дети автоматически защищаются государством.
Коран о браке и семье
Так как Коран является универсальным руководством в жизни мусульманина, то, конечно же, в нем не обошлась стороной тема брака. Коран является базой, т.е. фундаментом, на котором должны строиться любовь и брак в исламе.
Интимные отношения без договора и обязательств считается распутством, развратом.
Любовь и брак в исламе
Для оформления супружеских отношений в исламе жених и невеста должны быть физически и ментально созревшими. Брак у мусульман может быть полигамным, то есть для мужчин предусмотрено многожёнство (Коран 4:3, 4). Женщине разрешено иметь только одного мужа.
При желании мусульманин может взять в жены представительницу людей Предписания.
Мусульманам запрещено назначать тайное свидание со вдовами до сватовства. Нельзя жениться на вдовах, пока не пройдёт их срок траура.
Любовь и брак у мусульман в исламе
Мусульманам и мусульманкам запрещено вступать в брак с многобожницами/многобожниками, блудницами/блудниками. Так же запрещены интимные отношения между родителем и его ребенком, между братом и сестрой, дядей и племянницей, тётей и племянником, молочным братом и сестрой, между мужчиной и дочерью женщины, с которой он имел интимные отношения и т. п. Все запреты подробно описаны в 4 главе, в аятах со 22 по 24. Гомосексуальные отношения так же запрещены в Коране.
Помимо распутства, которое было упомянуто выше, есть так же такое вид нарушения как блуд (прелюбодеяние), по-арабски زِنَاءٌ [зинаа,ун]. Блуд является чрезмерностью, в него входят: гомосексуализм, инцест, интимные отношения между замужней женщиной и чужим мужчиной.
Супружеские отношения и семейные отношения мужчины и женщины в исламе должны быть добровольными. Нельзя кого-либо насильно сочетать браком.
Отношения между мужем и женой в исламе
У мужа и жены в исламе разные роли. Муж считается главой семьи, так как мужчина обязан содержать жену и детей, и на нём лежит ответственность за семью перед Богом. Но жена имеет право на собственное мнение, и вопреки стереотипу жена при желании имеет право работать и заниматься предпринимательской деятельностью, причём свой доход она не обязана делить с мужем. Коран о любви к женщине и при многожёнстве говорит, что мужчина должен стараться уделить всем жёнам одинаковое внимание, должен стараться быть справедливым.
Если случился развод, то мужчина не имеет право отбирать то, что ранее дарил женщине. После развода женщина должна выждать три менструальных цикла перед как выйти замуж за другого мужчину. Разведенные имеют право обратно сойтись, но мужчина имеет право развестись с женщиной только три раза подряд, если же он разведётся с ней в четвёртый раз, то ему будет запрещено жениться на ней, только если она не выйдет замуж за другого мужчину и не разведётся с ним.