что написано на троне аллаха
Арш: Трон Аллаха и сердце совершенного человека
В аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему) говорится о существовании Трона Аллаха. Что под этим имеется в виду, разбирается İslam Ansiklopedisi.
В арабском языке слово «арш» означает «возвышенное место; потолок; дом; шатер», также оно употребляется в значениях «власть правителя; слава; почет; трон». В 18 аятах Корана прямо или косвенно это понятие применяется по отношению к Аллаху. О Всевышнем говорится, что Он «Владыка Трона» (ат-Тауба, 9/129), «Обладатель Трона» (аль-Исра, 17/42). В 7-м аяте суры аль-Худ сообщается, что Его Трон находится на воде. В других аятах говорится, что Его Трон великий и возвышенный, например, в 129-м аяте суры ат-Тауба. Ангелы окружают Трон, восхваляя Всевышнего (аз-Зумар, 39/75). Ожесточенные споры вызывают аяты, в которых говорится: «Аллах возвысился над Троном» (Юнус, 10/3; ар-Рад/17).
Так как особых пояснений по поводу того, что представляет собой Арш ни в Коране, ни в хадисах нет, то уже во 2-м веке по хиджре начались дискуссии об этом творении Аллаха. По словам ад-Дарими (869-797), до появления сект джахмитов и мутазилитов все мусульмане, как и евреи с христианами, верили, что над седьмым небом находится огромный драгоценный трон, который окружают и поддерживают ангелы. Джахмиты и мутазилиты первыми стали придавать понятию Арш значение «все творение (мульк)». Хотя большинство суннитских и некоторые шиитские религиозные ученые последовали за ними, со временем в исламской философии под Аршем стали понимать «девятое небо, охватывающее мир со всех сторон». Некоторые авторы заявляют, что среди мусульман существовало единодушие по поводу того, что Арш – это некий объект, находящийся над небесами, форму и сущность которого познать невозможно.
Схема “Места сбора” (Ард аль-Хашр) в Судный день, из рукописи “Футухат аль-Маккия” философа Ибн Араби (ок. 1238 г.). Показаны Арш (Престол Божий), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов, Джабраил (ар-Рух), Араф (Преграды), река Каусар, аль-Макам аль-Махмуд (Достохвальное место; где Пророк Мухаммад будет заступаться за правоверных), Мизан (Весы), Ас-Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль-Джаннат (Рай) / Источник: en.wikipedia.org
Особое значение придавалось понятию Арш в тасаввуфе. Об этом профессор Сулейман Улудаг пишет: «В суфизме понятие «Арш» используется в разных смыслах. Согласно одному из них, это начало тварного мира (алям-и халк). Этот смысл имеется в виду в аяте: «Милостивый – Он возвысился над Троном» (сура «Таха», 20/5). Согласно другому значению, Арш – это «место возвышения» (мустава) Аллаха, т.е. место, где Он проявляется. Например, это проявление «суда и решения» (фасл ва када), т.е. место, где Всевышний проявится в Судный день, чтобы судить людей. В соответствии с еще одним смыслом Арш представляется как атрибут, означающий «охватывание; все творение (мульк)». Таким образом, Трон Милосердного охватывает все творение. Исходя из этого, оно, в целом, именуется Троном Аллаха (аршуллах), но конкретно так называют человека, который является местом проявления имен Всевышнего. Суфии передают хадис о том, что Аллах не вмещается в небеса и землю, но вмещается в сердце Своего верующего раба. Сердце совершенного человека шире небес и земли. В таком случае, подобно тому, как Всевышний «возвышается» над Троном, Он точно так же «возвышается» над сердцем Своего верующего раба, т.е. проявляет в таком сердце Свои имена и атрибуты. Таким образом, когда сердце становится Троном Аллаха, то совершенный человек становится местом проявления (мазхар) всех имен Всевышнего, и его именуют аль-арш аль-махдуд (Ограниченный Трон)».
Глава 30. О Престоле (аль-Курси), Троне (аль-Арш)
Аллах Всевышний сказал: «Его престол объемлет небеса и землю» (2:255). Одни считают, что это образное выражение, и оно означает Его Знание, другие — что здесь имеется в виду Его Власть, и третьи — что это известное всем небо. ‘Али (а.с.) сказал, что Престол — жемчужина, и высота его известна одному лишь Всевышнему Аллаху.
Известно, что семь небес и земель соотносятся с Престолом так же, как кольцо соотносится с пустыней.
Ибн Маджа привел: «Небеса находятся внутри престола, а престол перед троном».
Икрима сказал: «Солнце – одна семидесятая часть света Престола, а Трон – одна семидесятая часть света Завес».
Есть мнение, что между держащими Трон и держащими Престол установлено семьдесят преград из тени и семьдесят преград из света, каждая из которых – шириной в пятьсот лет, и если бы не это, то носители Престола сгорели бы от света тех.
И Трон – создание из света, находящееся над престолом, в отличие от мнения аль-Хасана аль-Басри. Одни говорят, что он из красного яхонта, другие – что он из зеленого драгоценного камня, третьи – что он из белого жемчуга, и есть мнение, что он из света. Но лучше точно не указывать из чего он. Мусульманские ученые называют его Престолом. А Трон – это крыша мироздания, и ничто не выходит за его пределы. Он предел знания рабов, и невозможно познать то, что за ним, и постичь то, что над ним.
«Я восхваляю, я благодарю, я понимаю.
Я голоден, потерян и гол.
Их (всего) шесть – я отвечаю за половину.
Так будь же в ответе за другую половину, о, Создатель!
Если я восхваляю кого-то кроме Тебя,
То разжигаю собственными руками пламя огня.
Так спаси же Своих рабов от Огня!»
Потом дал мне этот свиток и сказал: «Иди и не связывай свое сердце ни с кем, кроме всевышнего аллаха. Передай этот свиток первому встречному». Я отправился в путь, и мне повстречался человек на мулице. Я передал ему свиток, он взял его, а прочитав, заплакал и спросил: «Что с тем, кто написал это?» Я ответил: «Он в такой-то мечети». И он дал мне мешочек, в котором было шестьсот динаров. Потом я встретил другого человека и спросил его о хозяине мулицы. Он сказал, что это был христианин. Я вернулся к Ибрахиму и поведал ему историю, и он сказал: «Оставь все как есть, ибо он сейчас придет». Не прошло и часа, как пришел тот христианин и стал целовать голову Ибрахима, а затем принял Ислам».
Ибн ‘Аббас сказал: «Когда Всевышний Аллах создал ангелов, несущих Трон, Он сказал: «Несите Мой Трон», но они не смогли. И Он создал рядом с каждым из них такое количество ангелов, сколько их на семи небесах. Потом сказал: «Несите Мой Трон!» — но они не смогли. И Он создал рядом с каждым из них столько же, сколько ангелов на семи небесах и созданий на земле, потом сказал: «Несите Мой Трон!» — но они не смогли. Тогда Он сказал: «Скажите: нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха». И когда они произнесли это, то смогли его поднять, но ноги их провалились и прошли сквозь седьмую землю. Им не на чем было стоять, и они схватились за Трон, непрестанно повторяя: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха» — и все время, боясь, что кто-то из них провалится и унесется в неизвестном направлении. Так они держали Трон, а он держал их, но все держалось при помощи Могущества».
Исследование сокровенных тайн сердца
Что такое «аль-’Арш» и «аль-Курси»?
Аль-‘Арш – это Трон Всевышнего Аллаха, являющийся величайшим из творений Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона”» (ат-Тауба 9: 129).
Всевышний Аллах также сказал: «Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества достойного поклонения, кроме Него, Господа благородного Трона» (аль-Муминун 23: 116).
Всевышний Аллах также сказал: «Владыка Трона, Славный» (аль-Бурудж 85: 15).
Имам аль-Къуртуби сказал: “Всевышний Аллах выделяет аль-‘Арш (Трон) по причине того, что Он является величайшим из творений, в которое заходит все, что меньше этого!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/302.
Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!» ” Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723, ат-Тирмизи 3320, Ибн Маджах 193, аль-Баззар 1310. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аль-Джауракъани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аз-Захаби, шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан. См. “аль-Мухтара” 460, “Аридатуль-ахуази” 12/217, “Маджму’уль-фатауа” 3/192, “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/207, “Къуррату ‘уюн аль-мууаххидин” 213.
Трон Всевышнего Аллаха несут ангелы, о чем сказано в Коране и Сунне: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду”» (Гъафир 40: 7).
Также Всевышний Аллах сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (аль-Хаккъа 69: 17).
А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было позволено рассказать об ангеле из числа ангелов Аллаха несущих Трон. Поистине, от мочка его уха до плеча расстояние в семьсот лет!» Абу Дауд 4727. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 8/665, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 151.
Свят Аллах, если таково величие одного ангела из числа несущих Трон Всевышнего, то каково же величие самого Трона, а величие Создателя Трона?! Истину сказал Всевышний Господь: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскрешения, а небеса будут скручены Его правой. Свят Он и Превыше того, что к Нему приобщают!» (аз-Зумар 39: 67).
Что же касается аль-Курси – это престол, находящийся под Троном, и являющийся местом для ступней Всевышнего!
Всевышний Аллах сказал: «Его Престол (аль-Курси) объемлет небеса и землю» (аль-Бакъара 2: 255).
Некоторые имамы считали, что аль-‘Арш и аль-Круси – одно и тоже, однако это ошибка, как это говорил имам Ибн Абиль-‘Изз. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 314.
И на то, что аль-‘Арш и аль-Курси – разные вещи, указывают хадисы и сообщения от сподвижников:
От Абу Зарра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!» Ибн Хиббан 361, ат-Табари 3/10, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826. Достоверность хадиса в силу существования других подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сулейман ибн аш-Шейх и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 13/411, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1301, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 109.
Ибн Мас’уд говорил: “Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!” ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Шейх Ибн аль-Къайим и имам аз-Захаби подтвердили достоверность. См. “Иджтима’у джуюш аль-ислями” 100, “Китаб аль-‘Арш” 105.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Это сообщение от Ибн Мас’уда, однако это из числа тех вещей, которые не произносят опираясь на свое мнение, и это имеет положение того, что передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тем более Ибн Мас’уд не известен тем, чтобы рассказывал исраилият!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/379.
А шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб приведя это сообщение от Ибн Мас’уда и другие подобные хадисы в своей книге единобожия, сказал относительно польз этой главы: “Десятая: Величие аль-‘Арша по сравнению с аль-Курси. Одиннадцатое: аль-‘Арш не одно и то же, что аль-Курси и вода!” См. “Китаб ат-таухид” 85.
Войдите в ОК
О ТРОНЕ АЛЛАХА (Описание, местонахождение Трона и его вечность)
Был спрошен Ибн Баз: «Что такое ‘Арш (Трон Аллаха)?»
Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон?
Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня»
(Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317)
Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой». ( Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой»)
Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)».
«Шарх акыда ат-Тахавийя», 206-207
Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.»
Сахих ибн Маджа
25/59. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего.
Трон — это вершина мироздания, самое прекрасное и величественное из Божьих творений. На него поднялся Милостивый Аллах. Он объемлет небеса и землю, и милость Аллаха тоже объемлет все сущее. Это означает, что Аллах вознесся на величайшее из творений посредством величайшего из Своих качеств.
Таким образом, Всевышний в одном аяте сообщил о том, что Он является Единственным Творцом Вселенной, знает обо всем явном и сокровенном, находится над Троном и отделен от Своих творений.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».
Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон».
Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах создал творения и начертал надпись у Него над троном: «Моя милость одолела (победила) Мой гнев».
Сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям „Будь!“, и они появились»
Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный.
Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7).
Всевышний сообщил о том, что небеса и земля были сотворены за шесть дней. Их сотворение началось в воскресенье и завершилось в пятницу. Все это время Его Трон располагался над водой, что находится над седьмым небом. А после завершения сотворения небес и земли Всевышний Аллах вознесся на Трон, откуда Он управляет делами Вселенной по Своему усмотрению, руководствуясь законами предопределения и небесных религий.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».
Бухари (6869) и Муслим (1659) передал, что Абу Хурайра сказал: «Правая рука Аллаха полна и не уменьшается в ней, когда что-то тратится; она переполняется ночью и днем. Подумай о том, что Он потратил со времен сотворения небес и земли, но все что он потратил, не уменьшило того, что в Его Правой руке». И он сказал: «И его трон на воде, и в Его другой руке сила для умерщвления, и Он возвышает одних и унижает других».
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «В сообщении Исхага ибн Рахайах говорится: «и Трон на воде». Внешний смысл таков, какой использовал Пророк (мир ему и благословения Аллаха) в этих словах. Внешний смысл хадиса, который шел до него, в том, что Трон был на воде до создания небес и земли, и два хадиса, будучи объединены указывают, трон до сих пор находится на воде»
(Фатх аль-Бари, 20/496).
Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми: «Если меня спросят „Где Аллах?“ Свят Он и Высочайший. То я скажу: „На небесах“. Если меня спросят: „А где был Его Трон до создания небес?“. То я скажу: „Над водой“. А если спросят меня: „А где был Трон до создания воды?“. Я отвечу: „Не знаю“.
Дополнил эти слова Имам Бухари: Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — „И это в соответствии со Словами Аллаха: “ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2-255), то есть, кроме того, что разъяснено Аллахом.»
См. Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр. 37, и Лялякаи «Шарх усул И’тикьад», 3/401.
Аз Захаби передал в аль Алв (аль Мухтасар, 35), что Абдуллах ибн Амр сказал: «Аллах создал воду над семью небесами, и Он создал Трон над водой» Шейх Албани сказал: Иснад – сахих.
В Сахихе Муслима приводится хадис от Абдулы ибн Амра о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всевышний Аллах соразмерил предопределения творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и земли. А его Трон на воде».
Сахих аль-Бухари (6867), Муслим (2653).
Когда Ибн Теймию спросили о достоверности хадиса: «Семь вещей никогда не исчезнут и не умрут: Ад, его обитатели, хранимая скрижаль, перо (которое написало все, что произойдет вплодь до Судного дня), Престол (аль-Курси) и Трон (аль-Арш)». Он ответил: «Эти слова не принадлежат пророку (мир ему и благословение Аллаху), это слова некоторых ученых. Все саляфы этой уммы, имамы и все сторонники ахлю-Сунна уаль-джама’а единогласны в том, что из творений Аллаха есть то, что никогда не исчезнет, а это Ад, Рай и Трон. И никто не говорил о том, что исчезнут все творения без исключения,кроме некоторых философов из числа приверженцев нововведений!»
«Баяну тальбис аль-джахмия» 1/115.
Ибн Теймия также сказал: «Все предшественники этой общины и её предводители единодушны в том, что среди творений Аллаха есть такие, которые не исчезнут. И это Рай, Ад, Трон /‘Арш/ и др. О том, что исчезнут все творения Аллаха, говорила лишь группа людей Писания, последовавшая за нововведениями. И это мнение не имеет под собой оснований»
Мухтасар аль-фатауа-ль-мисрийа. Т. 1. С. 169
Что такое «Трон Аллаха»?
С казал Имам Садык (А): «Воистину, у Трона (Арш) множество различных качеств. По каждой причине упоминания в Коране он имеет особое качество. И слово Его: „Господь великого Трона“ (9:129) означает — (Господь) великой власти и царства. Или слово Его: „Милостивый утвердился на Троне“ (20:5), то есть — владеет властью и царством, и это — власть и царство над сущностью вещей. И Трон (Арш) соединён с Престолом (Курси), но вместе с тем отличен от него. Ибо оба они — врата из величайших врат сокровенного, и оба они — сокровенное и пребывают в сокровенном, и связаны друг с другом. И Престол есть внешние (проявленные) врата сокровенного, откуда поднимаются начала, и от него идут все вещи. Трон же — внутренние (скрытые) врата сокровенного, где находится знание сущности, бытия, меры, предела, нахождения, намерения, и описания замысла (Творца), и знание слов, движений и прекращения, и знание возвращения и изменения судьбы. И они — врата, близкие друг к другу в знаниях, но царство Трона — вне царства Престола, и знание его — более сокровенное, нежели знание Престола. И потому сказано: „Господь великого Трона“, то есть — качества Трона наделены большим величием, нежели качества Престола, и в этом они близки друг к другу».
Я (передатчик сообщения) сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему Трон в своём величии соседствует с Престолом?».
Он (Имам) сказал: «Он соседствует с ним, потому что в нём — знание сущности, и в нём — внешнее (проявленное) из врат изменений судьбы и местопребывания их, и их сопряжений и разрывов. И они соседствуют друг с другом и несут друг друга, по образу наделённых знанием, и указывают на истину друг друга, ибо Аллах наделяет Своей милостью, кого пожелает, и Он — Сильный, Великий».
«Таухид» — «Единобожие», глава 50, хадис 1
В книге «Единобожие» приведено от четвёртого Имама Саджада (А):
«Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон четвёртым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию (хава), перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них — зелёный свет, от которого становится зелёным любое зелёное; и жёлтый свет, от которого становится жёлтым любое жёлтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой — как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, — разрушатся горы, и города, и сёла, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов — воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днём и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше её, встаёт в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость».
«Таухид» — «Единобожие», глава 51
Имам Али (А) сказал: «Господь, Великий и Славный, — Он тот, кто несёт Трон, небеса и землю и то, что в них и между ними». Его спросили: «Тогда как Он говорит: „Восьмеро понесут Трон Господа в тот День“?». Имам (А) ответил: «Они понесут знание из Его знания и Его свет».
«Аль-Кафи», книга 22 — «Трон и Престол», хадис 334
Также Имам Садык (А) в толкование к аяту Корана: «Восьмеро понесут Трон Господа в тот День» (69:17) сказал: «Несущих Трон восьмеро: четверо из нас (Ахль аль-Бейт) и четверо из тех, кого захочет Господь».
Приведём также хадис о величии Трона от Посланника Аллаха (ДБАР): «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под нею, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, — как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли)… И всё это и эти два неба — как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нём и на нём, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвёртым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, — как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море — как кольцо в пустыне по сравнению с горами града. И тогда он прочитал аят: „И низводит Он с неба горы, в которых град“ (сура „Свет“, аят 43). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града — как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света — как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которою поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия — в Престоле (Курси), как кольцо в пустыне. И тогда он прочитал этот аят: „Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий“ (сура „Корова“, аят 255). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и престол — как кольцо в пустыне по сравнению с Троном (Арш). И тогда прочёл он аят: „Милостивый утвердился на троне“ (сура „Та Ха“, аят 5) — и несут его ангелы не иначе, как повторяя: „нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха“».
«Таухид» — «Единобожие», глава 38, хадис 1