что написано на супрематическом кресте
Хайп на кресте. Покрас Лампас и другие. Кому выгоден екатеринбургский скандал
Говорим «современное искусство» — подразумеваем «скандал»! В Екатеринбурге развернулась нешуточная околорелигиозная схватка за «Супрематический крест» — арт-объект знаменитого среди молодёжи художника Покраса Лампаса. На сцене уже появились и вовсю куражатся противоречивые персонажи, вещающие от имени православной церкви, но имеющие малое к ней отношение. Сам художник выглядит жертвой, по крайней мере, для собственной целевой аудитории. Кому всё это выгодно и куда приведёт, разбирался Лайф.
Коллаж © LIFE Фото © Донат Сорокин / Евгений Егоров / Фотохост-агентство / Андрей Любимов RBC / TASS
Супрематические страсти. на Уралмаше
Общество Екатеринбурга снова расколото по светско-религиозной черте. Не улеглось ещё эхо битвы за и против строительства храма в сквере на набережной, как грянул новый скандалище. На этот раз страсти кипят вокруг «Супрематического креста». Этот гигантский арт-объект появился на одной из екатеринбургских площадей в июне в рамках согласованного фестиваля «Стенограффия», благополучно прожил три недели, а потом канул в лету —коммунальщики закатали его в асфальт в ходе ремонтных работ. Реакция губернатора Евгения Куйвашева и мэра Александра Высокинского была одинаковой: работников ЖКХ надо наказать, а арт-объект, которым местные власти очень гордились, обязательно восстановить.
26 августа в Екатеринбург должен был прибыть автор «Супрематического креста» художник-каллиграф Покрас Лампас, чтобы начать реставрацию своего шедевра. Но не прибыл, отменив визит в последний момент. Причина — протесты православных активистов. Об этом сообщила координатор «Стенограффии» Анна Клец. Сейчас она и её коллеги пытаются найти общий диалог с протестующими. Судя по видео ниже, пока диалога не выходит. Суровый мужчина в кепке и солнцезащитных очках даже грозится замазать площадь «их кровищей». Такой ответный ход вроде бы вполне в стиле современного искусства, правда, тянет на уголовную статью.
Православные активисты Екатеринбурга становятся мемами один за другим. Один из них — бородач Анатолий Удодов.
— Будоражишь умы этого района, черноту какую-то развёл. Как я сюда своих детей приведу? — выговаривал он организаторам фестиваля. — Напиши по-русски, что ты хочешь выразить, что ты тут за иероглифы нарисовал. Здесь Уралмаш, а не бред твой в голове.
Удодов индивидуальный предприниматель, поставляет спортинвентарь в школы, с которыми заключил контрактов на 1,2 млн рублей за последние 2,5 года. Всё бы ничего, но счета Анатолия недавно были заморожены по решению налоговиков. В 2016 году Удодов не заплатил штраф ГИБДД, приставы пытались найти его, но не нашли. В 2017-м он не оплатил налог и пени, приставы попытались хотя бы описать его имущество, но не нашли такового у должника. Но теперь наверняка и приставы, и налоговая легко найдут должника, ведь от СМИ он не прячется, громко и внятно высказывая свою позицию. Если судить по соцсетям Удодова, он глубоко верующий. сталинист.
Спорный объект современного искусства в Екатеринбурге. Фото © Донат Сорокин / ТАСС
Борется с Покрасом и Оксана Иванова, директор Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX в. Она написала заявление в прокуратуру и потребовала возбудить дело по статье «Оскорбление чувств верующих».
— Мне не нравится, что по кресту топчутся, — объяснилась Иванова. — А это крест, и он расположен рядом с православным храмом. Это не вызывает сомнений. Люди вынуждены по нему ходить. В этом смысле попирается символика, дорогая для верующих. Это правонарушение.
Масло в огонь подлил одиозный священник Всеволод Чаплин, освобождённый не так давно ото всех административных должностей в РПЦ.
— Некоторые [граждане] продолжают считать деятельность Покраса издевательством над нашей верой и целостным эстетическим чувством народа и собираются выходить на одиночные пикеты 25, 26 и 27 августа. Все нам предлагают «избегать конфликта», но здесь как раз нужен конфликт, нужно воинствование, святое и праведное, — рвал и метал Чаплин.
Всеволод Чаплин. Фото © Павел Бедняков / ТАСС
Ещё один одиозный противник Лампаса — православный активист Сергей Алиев — тоже подключается к громкой и спорной полемике.
— Я хотел встретить «художника» в Екатеринбурге и отговорить молодое «дарование» от идеи реализации мерзкого кощунства. Искренне хочется посоветовать ему не искушать Бога и оставить эту гнусную затею, ибо вразумление Божие и человеческое может быть очень серьёзным.
Любопытно, что светские Алиев, Удодов, Иванова, не названный пока мужчина в кепке и даже «штатный батюшка» Чаплин вряд ли могут говорить от имени всех верующих. Но именно так говорят и так преподносят их фактически частное мнение СМИ, блогеры и социальные сети.
Например, председатель отдела Екатеринбургской епархии настоятель Храма-на-Крови Максим Миняйло Лампаса поддержал и не увидел в его работе ничего крамольного. Но в общем шуме «активистов», призывающих к крови, адекватное официальное мнение просто тонет.
Свободный художник, чиновники и шейхи.
В 2015-м он создал самую большую каллиграфию в мире на крыше столичного завода «Красный Октябрь». В 2017-м — масштабную роспись на крыше Дворца итальянской цивилизации в Риме. В 2018-м — 54-метровую инсталляцию, посвящённую выставке Василия Верещагина в Москве.
Покрас Лампас. Фото © Евгений Егоров / Фотохост-агентство / ТАСС
То есть перед нами популярный рыночный художник с мировым именем, который умеет пиариться и прокачивать свой личный бренд в соцсетях. Гонорары олигархов и шейхов он не скрывает. Но когда речь заходит о работах по явному заказу московских или региональных чиновников, то ценники уже не звучат. Например, «Супрематический крест», по словам кураторов фестиваля, Покрас нарисовал абсолютно бесплатно, просто из-за хорошего отношения к городу. В пресс-релизах и интервью не упоминают, кто оплачивал сотни литров недешёвой краски, подготовку площадки и, например, билеты и проживание художника. Если пробить Покраса Лампаса по СПАРК-«Интерфаксу», никаких подрядов или заключённых госконтрактов мы не находим.
И тут уже либо Покрас Лампас и вправду альтруист от современного искусства, либо получает за свои работы чёрным налом. И это уже вопрос веры, какую из версий принять. Веры в современное искусство, конечно.
А во второй версии больше смысла, чем кажется. Покрас Лампас дорожит своей репутацией свободолюбивого и независимого художника. За это его обожают тысячи школьников и студентов. Чиновники, может, бы и хотели платить за современное искусство официально, ведь бюджеты на подобное выделяются немаленькие, но любой зарегистрированный контракт с властью аудитория Покраса Лампаса воспримет как » зашквар» (термин, перекочевавший в молодёжный сленг из блатного. — Прим. Лайфа). И тогда художник потеряет самое дорогое, что у него есть, — «подписоту» в соцсетях. Факты, намекающие на тесное сотрудничество модного каллиграфа с властями, вроде бы налицо, но целевая аудитория их не замечает. Ведь вера в свободное современное искусство сродни любой другой веры.
Настоящее имя художника — Арсений Пыженков. Летом 2018-го он подал заявление в загс, официально переименовался в Покраса Лампаса и похвалился этим в соцсетях.
— Как обосновал в паспортном столе отсутствие отчества? — спросили его подписчики.
— Помогли в Департаменте культуры Москвы обосновать 🙂 — ответил Лампас.
В сентябре того же года состоялись выборы мэра столицы. Буквально за пару дней до этого с большой помпой в Москве стартовала выставка «Покрас Лампас. /Жизнь/ одного художника. Вход свободный».
— Почему именно в этот момент? Почему именно Покрас Лампас? Эти вопросы я попытался задать на камеру одному из организаторов мероприятия — Владимиру Филиппову, замглавы Департамента культуры Москвы, — рассказал Лайфу блогер Иван Столетов. — Суть проблемы, которую я хотел обозначить: когда же начнут давать деньги всем талантливым художникам, а не только тем, кто имеет море подписчиков и через свою медийность покажет молодёжи, как много делается для искусства нашими властями. Я не против сотрудничества с властями, но всё, что делается на госденьги, должно быть прозрачно и понятно. Поддержка должна доставаться всем в равной степени. Я же знаю десятки молодых талантов, которых никогда не пригласят на подобные фестивали.
То, что одним современным художникам власти дают и позволяют всё, а другим особо ничего, это одна сторона вопроса. Другая — насколько легитимна коммерческая деятельность мировой звезды современного искусства. Покрас Лампас осторожно обходит вопросы о гонорарах от московских или региональных властей, но даже если мы поверим в его удивительный альтруизм, то 5–10 тысяч долларов за каждый лимузин арабского шейха (которые выстроились к художнику в очередь) тоже не фигурируют в официальных контрактах. И, соответственно, в налоговых декларациях.
Крестом по выборам.
Скандал в Екатеринбурге только начал набирать обороты. Его исход сейчас не возьмутся прогнозировать даже местные мэр с губернатором. Но если конфликт не будет погашен быстро, то его ход обязательно скажется на предстоящих сентябрьских выборах в Екатеринбурге, а религиозная тема легко сможет стать ключевым элементом предвыборной борьбы.Тем более что недавнюю скандальную и шумную историю со строительством храма в екатеринбургском парке тоже забыть непросто.
А Покрас Лампас — Пыженков от скандала в Екатеринбурге только выигрывает. Его собственные адепты увидят, что свободного художника затравили «православные», и на аккаунты Арсения подпишется ещё больше подростков и школьников. Так устроен этот мир. современного искусства.
Гнев православных. Правда ли крест Покраса Лампаса оскорбляет чувства верующих
«Супрематического креста» Покраса Лампаса в Екатеринбурге не будет. К такому решению пришли власти, организаторы фестиваля «Стенограффия» и православные активисты. Сам художник отложил восстановление граффити на неопределенный срок из-за православных активистов. Они не хотят, чтобы крест «топтали ногами», и называют его оскорбительным. Так ли это?
Источник фото: телеканал «360»
Еще несколько недель назад все были уверены, что ошибка екатеринбургских коммунальщиков в скором времени будет исправлена — Покрас Лампас обещал приехать 26 августа, чтобы восстановить часть «Супрематического креста». Кусок граффити пытались закатать в асфальт на следующий же день после фестиваля «Стенограффия», в рамках которого художник сделал свое панно.
Но многострадальным граффити, видимо, не суждено быть восстановленными. Православные активисты устроили акцию протеста на площади Первой Пятилетки, где и был нарисован крест. И 26 августа организаторы фестиваля решили, что работу восстанавливать не будут, сообщило Ura.ru.
«Нам не принципиально восстановление объекта в первозданном виде. Для нас крест не является сакральным, мы не православные. Предлагаем рассмотреть компромиссный вариант: незначительно изменить работу, чтобы не было изображения креста», — сказал сооснователь «Стенограффии» Андрей Колоколов.
Попрание священного символа
Как сообщает сайт Е1.ru, активисты во главе с представительницей Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксаной Ивановой вышли на улицы, чтобы выразить свою позицию относительно использования образа креста.
«С крестом играть нельзя». Всеволод Чаплин объяснил неприятие работы Покраса Лампаса
Православные даже устроили собственный перформанс: люди выстроились в линию в футболках с надписями. Они построили фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Не обошлось без угроз. Один из участников протеста сказал, что готов даже сесть в тюрьму, чтобы граффити исчезли с площади. «Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет „арт-объект“. Прозвенит на всю Россию!» — сказал он. Его речь попала на видео.
Другой возмущенный житель Екатеринбурга тоже отреагировал бурно, желая отстоять «Уралмаш», но никому не угрожал. «Ты будоражишь умы этого района. Здесь все нормально жили, здесь дети смотрят салют, а ты тут черноту свою развел. Я что, своих детей в эту черноту должен вести? Напиши по-русски, что ты хочешь выразить. Что ты эти иероглифы здесь нарисовал?» — сказал он, обращаясь к представителю фестиваля «Стенограффия».
«Назолотили крестов»
Богослов Денис Батарчук рассказал «360» о причинах недовольства православных активистов Екатеринбурга. «У креста много значений есть, но я так понимаю, что изначально люди воспринимают его как крест Христов, поэтому он имеет непосредственное отношение к христианству», — сказал он.
В традиции отделки храмов и церквей крест может встречаться в напольных мозаиках. По словам Дениса Батарчука, крест с граффити в Екатеринбурге не является каноническим — в православии принято изображение восьмиконечного креста, а четырехконечный крест характерен для католичества. Тем не менее богослов согласен с тем, что попрание ногами любого изображения креста может казаться предосудительным верующим людям. «Дело не в том, сколько концов у креста, а в том, что он ассоциируется с тем самым крестом, на котором распяли Христа», — объяснил он.
Денис Батарчук добавил, что сегодня очевидным стал переизбыток православной символики. По его мнению, существует очень много изображений крестов и других символов, относящихся к православию, которые использованы безрассудно и неуместно. Богослов призвал к более обдуманным поступкам.
Граффити после того, как были испорчены коммунальщиками. Источник фото: РИА «Новости»
«Извините, но куда ни глянь — везде религиозные символы, которые хочешь не хочешь, а можешь без всякого на то желания либо оскорбить, либо попрать. Давайте вспомним замечательного нашего поэта и музыканта Бориса Гребенщикова, который в свое время пел: „Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя“. Это про нас», — заключил Батарчук.
В то же время священник и доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук Андрей Постернак считает, что работа Покраса Лампаса к религии никакого отношения не имеет. «Все знают, кто этот крест создал, все должны восхищаться, анализировать этот объект. А церковное искусство всегда безличностно, потому что оно в первую очередь устремлено к Богу», — считает он.
Хотя Постернак также не отрицает вероятность того, что сама мысль об изображении креста на земле, где его могут попирать ногами, может казаться верующим людям неприемлемой.
Ответ художника
Сам Покрас Лампас рассказал о конфликте с православными активистами Теlеgrаm-каналу «Расстрига». Он не считает, что в сложившейся ситуации есть чья-то вина, но до общественности, по его словам, была неверно донесена концепция граффити.
«Было подано так, что это желание создать крест, который попирают ногами. И очень многие из-за этого оскорбились. При том, что изначально цель проекта заключалась в том, чтобы рассказать о современном искусстве, об истории города и „Уралмаша“, о том, что эта форма площади там была исторически. И с моей стороны художественная часть только восстанавливала эту форму, а не привносила туда что-то от себя», — подчеркнул художник.
Покрас Лампас выразил надежду на то, что организаторы фестиваля «Стенограффия» сумеют договориться с православной общественностью, потому что рисунок имеет отношение к истории города, которую, собственно, художник и хотел оживить в памяти людей. Он допустил, что работу можно будет исправить, но делать это без его согласия и участия было бы некорректно.
Покрас Лампас: настоящее имя, работы и скандал с крестом в Екатеринбурге (ФОТО)
Покрас Лампас. Источник: Instagram / pokraslampas
Покрас Лампас. Биография
Новое свидетельство о рождении художника. Источник: Instagram / pokraslampas
Покрас Лампас и роспись тоннеля в торговом центре «Атриум» в Москве. Источник: Instagram / pokraslampas
Покрас Лампас. Работы
Интересоваться граффити парень начал во время поездок на электричке из Королева в Москву, рассматривая рисунки на оградах вдоль путей железной дороги.
Будущий художник учился на специалиста по рекламе, но бросил на пятом курсе.
Каллиграффити в центре Петербурга. Источник: Instagram / pokraslampas
Та самая арка в Екатеринбурге. Источник: Instagram / pokraslampas
В 2015 году Покрас Лампас стал автором «самой большой каллиграфии в России», разрисовав крышу здания на «Красном Октябре». На роспись было потрачено два дня и 730 литров краски. Длина каллиграфии равна примерно высоте 22-этажного дома. Арт-проект попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Крыша на «Красном Октябре». Источник: Instagram / pokraslampas
С тех пор на него посыпались предложения от разных государств и брендов.
В 2018 году по заказу Новой Третьяковской галереи создал инсталляцию из трехметрового панно в честь открытия выставки Василия Верещагина. На панно было зашифровано 18 слов о Верещагине, а посетителям предлагалось угадать, что именно это за слова.
Панно на фасаде Новой Третьяковской галереи. Источник: Instagram / pokraslampas
В 2019 году Покрас Лампас стал участником скандала, в котором столкнулись интересы церкви и уличного искусства.
8 июля в рамках проходящего в Екатеринбурге фестиваля «Стенограффия» художник создал работу «Супрематический крест» размером более 6,6 тысяч квадратных метров на Площади первой пятилетки.
[подпись«Супрематический крест» в Екатеринбурге Источник: Instagram / pokraslampas[конец подписи]
Но 19 июля появились новости, что в процессе дорожных работ граффити начали заливать гудроном. Мэрия города заявила, что накажет виновных, а губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал происшествие возмутительным.
Покрас Лампас должен был прибыть в Екатеринбург и восстановить испорченное граффити, но накануне его приезда православные активисты вышли на Площади первой пятилетки, протестуя против восстановления креста. Активистам не понравилось, что крест нарисован на асфальте, а, значит, по нему будут ходить ногами.
[подписьПравославные активисты на Площади первой пятилетки. На их футболках написано: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». Источник: Instagram / 66.ru[конец подписи]
Сам Покрас Лампас даже сообщил о поступающих ему угрозах и настаивал, что никакого религиозного посыла его работа не несла, а лишь напоминала об эстетике супрематизма.
Принцип супрематизма заключается в изображении простейших геометрических форм, цветов и воспевании «чистого творчества». Смысл изображенных фигур должен как бы превосходить их простое материальное воплощение.
13 сентября 2019 года появилась информация, что граффити будет изменено таким образом, чтобы его перекладины не образовывали крест и не оскорбляли верующих.
Верующие согласились с новой версией «Супрематического креста»
Покрас Лампас. «Супрематический крест»
Пресс-служба фестиваля «Стенограффия»/Скриншот видео/Донат Сорокин/ТАСС
«Покрас закончил работу. Она восстановлена согласно эскизу, который он переработал. Восстановили каллиграфию, и мы еще реставрировали поврежденные участки, которые выгорели либо облупилась краска», — приводит слова координатора фестиваля уличного искусства «Стенограффия» («Stenograffia») Анны Клец ТАСС.
Художник Покрас Лампас прибыл в Екатеринбург накануне. В работе ему помогали несколько волонтеров.
«Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу»
«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу», — вписал в работу цитату из манифеста Каземира Малевича Покрас Лампас до того, как ее вогнали в асфальт. Арт-объект с соответствующим названием «Супрематический крест», занимающий площадь в 6,6 тыс. кв. м, появился в начале июля. Художник работал над ним три дня.
Однако стрит-арт пришелся по вкусу далеко не всем. 19 июля коммунальщики уничтожили произведение из-за несогласованности с районными властями. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал произошедшее «плохой историей» и пообещал восстановить работу. Мэр региона Александр Высокинский, в свою очередь, заявил, что «район по ушам получит».
«Измажу площадь кровищей»
Спустя несколько недель после неожиданного фиаско часть «Супрематического креста» решено было исправить, но на тропу войны вступили верующие. 25 августа православные активисты провели акцию против восстановления панно.
По информации сайта Е1.ru, часть активистов стояла с плакатами на расстоянии в несколько десятков метров друг от друга в одиночных пикетах. Другие пришли в футболках с надписями и встали в один ряд, чтобы получилась фраза «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». На площади также звучали песнопения.
Организатор мероприятия, представительница Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксана Иванова объяснила, что таким образом православные пытались раскрыть «метафизический смысл креста», чтобы каждый сделал выводы, стоит ли по нему топтаться. Не обошлось и без угроз: один из активистов заявил, что готов сесть в тюрьму, лишь бы на площади не было креста.
«Никаких арт-объектов, просто все одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне. Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет «арт-объект». Прозвенит на всю Россию! Я готов сесть в тюрьму», — произнес мужчина на опубликованном в соцсетях видео.
На следующий день после протестных акций организаторы фестиваля поспешили отказаться от первоначальной идеи. «Для нас крест не является сакральным, мы не православные. Предлагаем рассмотреть компромиссный вариант: незначительно изменить работу, чтобы не было изображения креста», — сообщил Ura.ru сооснователь «Стенограффии» Андрей Колоколов.
Покрас Лампас сравнил происходящее со «священными войнами радикальных верующих». «Войны не приводят к решениям проблем — только к новым проблемам и жертвам», — написал художник в фейсбуке 16 сентября.
Что теперь на месте креста
Работу в ее первоначальном виде жители Екатеринбурга уже не увидят. Теперь фигуры на эскизе представляют собой три оторванных друг от друга прямоугольника со вписанной в них каллиграфией Покраса.
Несколько днями ранее Лампас разместил у себя в фейсбуке альтернативный вариант арт-объекта. Он репостнул запись другого уличного художника Philippenzo, автора граффити «Поцелуи», который предложил коллеге представить крест в форме полицейской дубинки. Тем не менее, было принято решение оставить вариант с повторением исторической формы плитки, изначально выполненной в форме креста.
Почему крест?
Покрас Лампас питает особый интерес к творчеству Каземира Малевича. В арсенале основоположника русской беспредметной живописи, помимо «Черного квадрата», есть и «Черный круг» и «Черный крест», которые вместе составляют триптих. Свое бессмертное произведение Малевич вовсе называл «божественным царственным младенцем».
«Сто лет назад в России был написан черный квадрат, изменивший облик мирового искусства и дизайна. Вызов был принят», — пояснил свою задумку Покрас Лампас в инстаграме.
По словам художника, работающего в стиле «каллиграфутуризм», работу нужно воспринимать как объект современного искусства, а не как символ христианства, по которому ходить — «значит оскорблять чувства верующих».