что написано на скрижалях моисея

Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель

До того, как Моисей сделался руководителем и вождем сынов израилевых, племена и семьи их управлялись властью старшего в роде, или патриарха. Теперь Моисею, в силу его Богом определенного призвания, приходилось сосредотачивать всю власть в своем лице. Он был в одно и то же время и пророком (в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству [1] ), и учителем, и вождем войска, и законодателем, и судьею над исполнением уставов Божиих.

И когда прибыл к Моисею на пути тесть его Иофор, сопровождая жену и детей его, то он был поражен количеством и разнообразием дел своего зятя. «Ты измучишь и себя, и народ сей, который с тобою, — сказал Иофор Моисею, — ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил ему».

Таким образом, хотя высшая власть и сохранилась за Моисеем, но она исходила от Самого Бога, а Моисей был только посредником между Богом и народом. Израильтяне же учились постепенно подчиняться высшей власти и приучались к полному послушанию, которое требовалось для восприятия в будущем богооткровенного синайского законодательства.

В пустыне у подошвы горы Синай расположились станом евреи в третий месяц по исходе их из Египта. «Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.

И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. И донес Моисей слова народа Господу.

И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И сказал Господь Моисею: пойди к народу объяви, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьму дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти.

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы».

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом…» и подтвердил, чтобы народ не порывался восходить к Господу, чтобы Господь не поразил его.

«И сошел Моисей к народу, и пересказал ему».

(Исх. 19, 3 – 5, 7 – 12, 16 – 19, 21, 25)

«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

Этими заповедями Господь начертал основания нравственного закона, который должен был с тех пор управлять человечеством, сначала в лице избранного народа Его, и служить ему приготовлением к восприятию окончательного высшего нравственного закона, который должен был быть принесен в мир Откровением Самого воплотившегося Бога.

Слыша звук трубный, видя громы и пламя и гору дымящуюся, «народ отступил и стал вдали».

«И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял весь народ вдали.

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот, Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.

И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».

(Исх. 20, 18 – 21; 24, 12 – 18)

В это время сообщил Господь боговидцу Своему Моисею дополнение к законодательству, которым он должен был руководствоваться для управления народом израилевым.

В этом законодательстве заключались необходимейшие правила веры, законы нравственности, внешние обряды богопочитания, а также те учреждения политические и гражданские, которые должны были обособить народ израильский от всех остальных народов тогдашнего мира.

Моисей получал Откровение от Бога отчасти в продолжение сорока дней, которые он пребывал на горе, отчасти несколько позже. И законы, преподанные в этом Откровении, хотя и не возвышались до Откровения евангельского Нового Завета, приспособляясь к тогдашнему невысокому разумению «жестоковыйных» евреев, тем не менее они как небо от земли отстояли и превосходили все учреждения самых просвещенных народов в древности.

Основанием им служило управление людьми Самим Богом и то, что всякая власть земная должна была быть в полном подчинении Его высшей власти во всех отношениях. Таким образом должно было продолжаться неразрывное общение Бога с человеком, Бога Духа, Бога Единого, Бога Владыки над всеми созданиями Его. По благому произволению Своему Господь сделал израильтян избранным Своим между другими народом. Но это избрание не нарушает Его правосудия: по заслугам Он награждает или карает каждого человека — в силу свободы выбора между добром и злом, которой Он одарил человека.

Богопочитание, по закону Моисееву, сопряжено с внешними проявлениями его. Главнее же всего, оно должно быть внутренним, выражающимся молитвой, примером чего служил сам Моисей. Но так как человек состоит из духа и плоти, то богопочитание должно иметь и свое внешнее выражение, а именно: изучение Закона Божия, обучение ему детей своих, постоянное сообразование с ним во всех делах, участие в общественном богослужении.

Патриархи воздвигали жертвенники, а Моисей, по повелению Божию, устроил храм, где должны были совершаться жертвоприношения и молитвы. Храм этот был в виде палатки (первоначально передвижной) и назывался скинией свидения или собрания. Он разделялся завесою на святилище и святое святых. В святом святых находился ковчег завета, или ящик со скрижалями. Должны были быть и лица, посвятившие себя служению Богу: Аарон и левиты (из колена Левия) были избраны в это звание.

Новое законодательство совершает учреждение праздников. Некоторые дни должны быть посвящены молитве и воспоминаниям о торжественных событиях в жизни народа, а именно: праздник Пасхи — воспоминание об исходе из Египта; праздник Пятидесятницы — память синайского законодательства; в день очищения первосвященник исповедывал грехи всего народа и с кровью козла, принесенного в жертву входил в святое святых и кропил ею на очистилище, очищая этим грехи народа.

Кроме этих праздников евреи праздновали каждую субботу, начало каждого месяца и года, седьмой, или субботний год, когда они должны были отпускать на волю рабов, прощать долги друг другу и оставлять урожай бедным, и пятидесятый или юбилейный год, когда они должны были возвращать прежним владельцам заложенные или проданные ими имения.

При этом душевное настроение должно было находиться в полном соответствии с внешними обрядами богопочитания, так как и внешнее богопочитание должно иметь своим источником сердце человеческое.

Предписывая «любить ближнего, как самого себя», Моисей указывает на обязанности человека к ближнему.

Закон Моисеев высоко ставит свободу души человека, и хотя он не уничтожает рабства, укоренившегося в обычаях людей того времени, но значительно облегчает и смягчает его и делает непохожим на то, чем оно было у язычников и даже у самых просвещенных позднейших народов. Например, право жизни и смерти господина над рабом своим закон Моисеев ограничивает и определяет так, что «кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21, 12). Тот же, кто ударит раба своего в глаз (или в зуб) и повредит его, пусть отпустит его на волю за глаз (или за зуб) (см. Исх. 21, 26 – 27).

Некоторые другие обычаи, отмена которых была бы преждевременна и неприменима при тогдашней невысокой степени их душевного развития, Моисей все же значительно смягчил. Людям, совершившим иные преступления, за которые они подлежали отмщению со стороны родственников пострадавшего, были открыты «города убежища», где они были ограждены от мстителей.

Отдых субботний учрежден для всех без различия, как для свободных, так и для рабов и пришельцев. «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской», — напоминает Господь через Моисея (Исх. 22, 21).

Что касается идолопоклонства, которое в тех странах доходило до вопиющих проявлений и было не только оскорблением Бога, но и изменой миссии Израиля и даже отрицанием самого духа нации, то оно наказывалось смертью, как и всякие гадания и волхвования.

Моисей настаивал в особенности на ограждении законов, утверждающих брачный союз как основу семьи и общества, хотя он и допускал в некоторых случаях развод — вопреки неразрывности брака. Собственность каждого Моисей ограждает строгими и справедливыми законами.

Налог с земли (десятая часть дохода) определен им в пользу священнослужителей, лишенных права владения землей. Семье, лишившейся по задолженности отца ее права на доход с земли, право это в субботний год возвращается, так что дети ограждены от полного разорения их своими отцами.

Не имел также отец, как это было впоследствии у римлян, права жизни и смерти над детьми своими. Бедным оказано обязательное покровительство милостыней в их пользу. Доброе обращение предписывается даже и в отношении к животным.

Все эти законы Моисеевы хотя и не служат высшим выражением нравственности, при сопоставлении их с законом Христа, Который завещал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 38—44), но имеют целью исправление народа и приготовление его к восприятию истины в высшем, окончательном ее значении и вместе с тем освящают древний союз Израиля с Богом своим.

Таким образом, евреи, вышедшие из Египта, где они долго были под вредным влиянием идолопоклонников, были в состоянии теперь исправляться и возвышаться духовно, руководимые Самим Богом, — в присутствии бесчисленных чудес, проявляемых Моисеем, посредником между ними и Богом. Между тем все еще они были не тверды и способны к падениям во время испытаний и в минуты малодушного страха.

Так, в то время, когда Моисей, уединившись на вершине Синая, молился, прислушивался к внушениям Божиим — «беседовал с Богом», легкомысленный и грубый народ приходил в нетерпение от его отсутствия. Он забыл о всех великих благодеяниях Божиих, над ним бывших; забыл и свои собственные обязательства и, собравшись толпой, окружил Аарона и требовал от него, чтобы он встал и сделал им бога, который бы шел перед ними, ибо, говорили они, «с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось».

Чувствуя себя бессильным перед буйной толпой, Аарон, чтобы не уступить ее безумным требованиям, попробовал затруднить исполнение их и сказал народу: «Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне», чтобы сделать из них тельца литого. Но евреи не отступили и перед таким пожертвованием и принесли все требованное Аароном. Тогда он соорудил им золотого тельца в подражание египетскому богу — быку Апису, и народ преклонился перед ним, восклицая: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И на другой день в честь его «принесли всесожжения и привели жертвы мирные» и стали совершать пиршество. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения (каменные), на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Когда же он (Моисей) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым».

(Исх. 32, 1, 4, 7 – 12, 14 – 16, 19 – 20)

Когда Аарон на упреки, высказанные ему Моисеем за малодушную уступчивость народу, возразил, что не имел силы противодействовать взбунтовавшемуся всему народу, то «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его».

«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди (сойди), веди народ сей, куда Я сказал тебе. И пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.

Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем.

И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».

(Исх. 32, 25 – 28, 30 – 34; 33, 2 – 4, 7, 9 – 11)

И дерзал тогда Моисей просить Господа показать ему Свое благоволение и славу Его. «И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

«И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе.

И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил.

И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу.

И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета, десятословие.

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало».

(Исх. 33, 19 – 23; 34, 1 – 4, 5 – 8, 28 – 33)

Когда Моисей передал народу дальнейшие установления, принятые им от Бога на горе Синай, то он приступил к приведению их в исполнение. Прежде всего позаботился он об устроении передвижного храма, в котором с этих пор должно было совершаться общественное богослужение.

И тогда стали приходить к нему «все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для всех священных одежд».

«И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, из колена Данова. И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь.

Как повелел Господь, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. И увидел Моисей всю их работу. И благословил их Моисей. И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.

И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года по исходе их из Египта, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил (Моисей) двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».

(Исх. 35, 21, 30 – 31, 34; 36, 1; 39, 42 – 43; 40, 1 – 3, 13, 16 – 17, 33 – 38)

Источник

7.9. Возобновление Завета и двух скрижалей

И сказал Ягве Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, (и взойди ко Мне на гору), и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру; и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.

И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Ягве; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Ягве в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю, и поклонился (Богу), и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Ягве, то да пойдет Ягве посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.

И сказал (Господь Моисею): вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Ягве; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; сохрани то, что Я повелеваю тебе ныне. ( Исх. 34,1–11 ).

Далее следуют повеления, обетования и заповеди Божии.

. И сказал Ягве Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там (Моисей) у Ягве сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие.

Итак, Моисей вновь на Синае, вновь, теперь уже в третий раз, без хлеба и без воды сорок дней. Третье сорокадневное пощение. И великий ходатай вернул народу его Бога, Ягве вновь с ними. Возобновлен Завет.

Не ангел, а Сам Ягве вновь являет в облаке Свою славу. Моисей зрит славу Ягве. Слава Ягве с народом Божиим! И сошел Ягве в облаке, и остановился там близ него. ( Исх. 34. 5 ).

И провозгласил (Господь) имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый. Усвояя Себе народ, Ягве нарекает имя Свое над Израилем. Возгласив Свое имя, Ягве прошел пред лицом Моисея, а народу Своему оставил милость Свою, милость, до тысячи родов прощающую вину и преступление, и грех.

Вслед за славою и именем народу возвращаются и скрижали завета. Только если первый раз Бог сделал их Сам и вручил Моисею, то теперь Моисей должен вытесать их из камня своими руками. А на изготовленных Моисеем скрижалях Ягве вновь Сам пишет Свои десять заповедей. Слово Ягве, воплотившись и остыв в камне, вновь с народом.

Непонятно, почему в синодальном переводе привнесено имя Моисея, как будто это он, а не Ягве написал десять заповедей на скрижалях. И написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие (ст. 28). Нет Моисеева имени в этом тексте ни в еврейском оригинале, ни в переводах Септуагинты и Вульгаты. Сам текст позволяет подумать, что написал либо Ягве, либо Моисей. Но пересказ этого события Моисеем во Второзаконии однозначно свидетельствует о том, что на изготовленных вновь Моисеем скрижалях десятословие записал Сам Ягве Бог. В то время сказал мне Ягве: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег ( Втор. 10, 1–2 ).

Так через возвращение славы, имени и скрижалей Ягве вернулся, по ходатайству Моисея, к народу и возобновил с ним завет. И сказал Ягве Моисею: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса. ( Исх. 34, 10 ).

Обратимся к святоотеческим размышлениям над текстом о возобновлении завета Ягве с народом чрез посредничество Моисея, о возвращении славы Ягве, без которой нет народа Божия.

Отметим сначала странную мысль, несколько раз повторяющуюся в Послании апостола Варнавы (I в.), о том, что через грех поклонения золотому тельцу и разбитие Моисеем каменных скрижалей Завета, якобы завет Бога с израильским народом был навсегда упразднен. Варнава: «Еже же, как брат ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: Завет иудеев есть и наш. Он только наш, потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: Моисей был на горе, и постился сорок дней и сорок ночей, и принял Завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею ( Исх. 31, 18; 34, 28 ). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорит Моисею: Моисей, сойди поскорее, потому что преступил Закон народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх. 32, 7 ; Втор. 9, 12 ). И бросил Моисей скрижали из рук своих: так Завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечатлелась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в Него» [139, Посл. ап. Варнавы, гл. 4]. Эта же мысль повторяется в Послании Варнавы и в гл. 14.

Оспариваемое Варнавой утверждение «завет иудеев есть и наш» и утверждение, что «он только наш», может быть принято в христианские времена. Варнава же считает, что израильтяне лишились Завета тут же у Синайской горы. Это не соответствует ни Св. Писанию, ни учению святых отцов. Да, завет с Богом Ягве был нарушен израильтянами при поклонении золотому тельцу. И Ягве отвернулся от согрешившего народа, но ходатайством Моисея вернулся к нему вновь. Варнава ссылается на слова Писания о принятии Завета от Господа ( Исх. 34, 27 ), но относит их только к первым скрижалям до поклонения золотому тельцу, хотя они относятся ко вторым скрижалям и восстановлению завета с Израилем вновь. И вся дальнейшая история Израиля – это история Завета Ягве Бога с этим народом.

Отмеченное утверждение Варнавы – пример переусердствования в раннехристианской полемике с иудеями. Мог ли ошибаться апостол Варнава? Думается, что да. Ведь и книга Деяний Апостольских приводит примеры разногласий в апостольской среде и среди пресвитеров церковных, особенно по поводу соотношения ветхозаветных установлений и евангельской проповеди. Не случайно эта книга и не вошла в кодекс канонических новозаветных книг. А, возможно, имеют основания сомнения некоторых историков-патрологов относительно принадлежности этого послания самому апостолу Варнаве.

Кстати, следует отметить, что, действительно, слава вторых скрижалей уступала славе первых, как и позднее слава второго храма будет уступать славе первого. Ведь первые скрижали Бог сделал Сам и начертал на них заповеди перстом Своим. Вторые скрижали уже должен изготовить Моисей, хотя заповеди начертывает на них вновь Сам Бог. Таким образом, и Завет с Богом сохранился, и печать о грехе народа осталась. И если бы Израиль не впадал в идолопоклонство, не забывал Бога, то слава Ягве и дела рук Его могли бы свершаться беспрепятственней, и история Завета могла бы быть несколько иной. Но все было так, как оно было. Имеем, что имеем.

О разбитых и восстановленных скрижалях, о подобии ходатайства Моисея посредничеству Христа-Мессии рассуждает св. Григорий Нисский, находя глубокие духовные параллели: «Таким образом, мы можем узнать, как Моисеем были вновь обретены созданные Богом скрижали с начертанным на них Божественным законом. Ведь когда Моисей столкнулся с противодействием подчиненного ему народа, прежние были им брошены на землю и разбиты. Но на этот раз Моисей получил уже не сами скрижали, а только то, что было начертано на них. А скрижали он сделал сам, из земного вещества, и предоставил их силе Того, Кто начертал на них Закон ( Исх. 34, 1 ). Тогда он вновь обрел благодать и принес на каменных таблицах Закон, ибо слова были запечатлены на камне Самим Богом. Можем и мы, ступая по следам этих событий, прийти к некоторому пониманию Божественного Промысла относительно нас самих. Если прав Божественный апостол, называющий наши сердца скрижалями ( 2Кор. 3, 3 ), т.е. ведущим начало души. то мы, благодаря духовному толкованию, можем научиться следующему: человеческая природа, созданная Божественными руками и украшенная неписанными письменами Закона, была сначала неуничтожима и бессмертна, поскольку воля Закона естественным образом заключалась для нас в отвращении от зла и почитании Бога. Когда же звук греха – тот звук, который первая книга Писания называет голосом змея, а повествование о скрижалях – голосом начинающих упиваться вином ( Исх. 32, 18 ), – поразил наш слух, она, упав на землю, разбилась. Однако истинный Законодатель, прообразом которого был Моисей, сделал Себе из земного вещества скрижали нашего естества. Ибо не в браке зародилась плоть, принявшая Бога, – Он Сам стал Ваятелем Своей плоти, запечатленной Перстом Божиим, ибо Дух Святый сошел на Деву, и сила Всевышнего Ее осенила ( Лк. 1, 35 ). Когда это совершилось, человеческая природа, благодаря письменам этого Перста, вновь стала неуничтожимой и обрела бессмертие. А Перстом во многих местах Писания называется Святой Дух (ср.: Лк. 11, 20 и Мф. 12, 28 ; Исх. 8, 9 ; Втор. 9,10 )» [64, О жизни Моисея, Толк., 214–216]. Итак, по св. Григорию, восстановление скрижалей указывает на восстановление Христом разбитой грехом природы души, в которой Дух Святый начертывает заповеди Божии.

Для получения вторых скрижалей Моисей должен подняться на гору и там предстать пред Богом. Ягве Бог говорит пророку: взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы ( Исх. 34, 2 ). Прп. Максим Исповедник извлекает из этого мысль о необходимости стояния пред Богом для того, чтобы иметь ведение от Него и о Нем. Но и предстоящие пред Богом в разной степени сподобляются этого ведения, что зависит от степени их совершенства. Прп. Максим Исповедник: «Посвящающий себя ведению да утвердит стопы души своей пред Господом неподвижно, как сказал Бог Моисею: ты же здесь стань со мною ( Исх. 34, 2 ). Ведать однакож подобает, что и между стоящими пред Господом есть различие, если не мимоходом читается любомудрыми следующее: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9, 1 ). Ибо Господь стоящим пред Ним не всем всегда является во славе; но к тем, которые только вводятся на путь к Нему (новоначальным) приходит Он в виде раба, а тем, кои сильны следовать за Ним в восхождении на высокую гору Его Преображения, является в образе Божием, в коем Он был прежде бытия мира» [78, св. Максим Исп., Умозрит. и деят. главы, 37]. Православное богослужение является сугубым стоянием пред Богом – духовным и телесным. И дух, и тело должны замереть пред Богом, течение реки жизни, суетная спешка – все должно остановиться. Народ вместе со священником предстоят престолу Божию, сам священник – предстоятель.

Но никто не должен восходить с тобою. – Моисей должен был один предстать пред Богом, а Христос и из предстоящих только некоторых взял на гору преображения.

Господь явился Моисею в облаке. и провозгласил имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый.

( Исх. 34, 5–6 ). Или, если вместе с LXX перейти на слово Господь, то получится: Господь. провозгласил имя Господа. И прошел Господь. и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый. В провозглашении Господом имени Господа и в явлении Его в облаке святые отцы усматривали указание на тайну Святой Троицы. Следует отметить, что при употреблении имени собственного Ягве (יהוה) этот оттенок мысли ускользает. Тогда речь идет о том, что Ягве провозглашает Свое имя и возвещает о том, что Он, Ягве, есть Бог человеколюбивый и т.д. Если же перейти к слову Господь (κύριος), то мысль о двух лицах появляется, или, будучи ранее сокрытой, проявляется. Какому из этих двух вариантов (появление или проявление) следует отдать предпочтение – судить трудно. Святые же отцы в Господе возглашающем имя Господа и являющемся в облаке явно усматривают тайну Св. Троицы.

Св. Григорий Нисский, опровергая ересь Евномия 17 о том, что природа Сына, как рожденного от Отца, не тождественна, не подобна и даже не причастна Божественному существу, раскрывал учение о том, что Ягве (Сый), явившийся в огне неопалимой купины и ведший израильтян в пустыне в столпе облачном и огненном, и был Единородный Сын Божий, Сам Бог. Св. Григорий Нисский: «Изследуем самыя хульныя речения, снова предложив оныя. «Посылавший Моисея», говорит Евномий, «был Сам Сый, а Тот, чрез Кого Он посылал, Ангел Сущаго», – так именует он Господа. Но нелепость писателя обличается словами самаго Писания, в которых Моисей умоляет Господа не Ангела приставить к водительству народа, но Самому предводительствовать их шествием. Потом немного после сего от (Моисея) обращается к Богу мольба в таком виде: аще обретох благодать пред Тобою, да идет Господь мой с нами ( Исх. 34, 9 ). И опять: аще Сам не идеши с нами, да не изведеши меня отсюду ( Исх. 33, 15 ). Посему если Моисей отказывается от Ангела, и Сам Вещавший к нему делается ему спутником и предводителем ополчения; то сим явно доказывается, что давший о Себе знать наименованием Сущаго есть Единородный Бог [67, Опровержение Евномия, кн. 11, п. 3].

Итак, ходатайством Моисея, Сам Бог Ягве вернулся к Своему народу и возобновил с ним Свой Завет.

Возобновление Завета и возвращение скрижалей произошло через третье сорокадневное пощение Моисея.

И пробыл там (Моисей) у Ягве сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова Завета, десятословие ( Исх. 34, 28 ).

Сорокадневный полный пост Моисея, естественно, давал духовно-аскетическую направленность святоотеческой мысли. Так Тертуллиан в трактате «О воскресении плоти» полемизирует с отрицающими таковое. Отрицатели учения о телесном воскресении людей приводили аргумент, что зачем-де воскрешать плоть с ее членами, если в них не будет нужды. Зачем уста – если Царствие Божие не пища и питие, зачем детородные члены, если не будет брачного сожительства и т.д. Тертуллиан своеобразно возражает такому рассуждению. Его мысль сводится к тому, что даже и сейчас, еще в этой жизни, живущие духовно не пользуются во многом своей плотью, члены тела бездействуют, как это было и с Моисеем, но, бездействуя для плотской жизни, они вводятся в жизнь духовную. Итак, Тертуллиан: «Приходится говорить и о таких вещах, ибо люди, со всем усердием стремящиеся опорочить воскресение, бранят его, как хотят, приводя в насмешку примеры частей тела – каких угодно и как угодно [имеется в виду, что они уже больше не будут нужны. – Г.Ф.]. Они не задумываются, что прежде исчезнут сами причины для нужды: для еды – голод, для питья – жажда, для сожительства – произведение потомства, для труда – жизненные потребности. Ибо с упразднением смерти не нужно будет средств для поддержания жизни, и необходимость продолжения рода не будет обременять члены. Но и в наши времена может случиться, что внутренности и детородные части бездействуют. Моисей и Илия постились сорок дней и подкреплялись только Богом. Уже тогда было возвещено: Не хлебом единым живет человек, но словом Божьим ( Втор. 8, 3 ). Вот образ будущей добродетели» [151, «О воскресении плоти», п. 61]. Бездействие членов – своеобразный исихазм, подлинный пост, плоть не отбрасывается, не отвергается, а вводится в Божественное инобытие. И это не только по воскресении из мертвых, но даже и в этой жизни. Таковы постники и девственники. Таков был во время сорокадневного поста Моисей, введенный в славу Божию и вернувший ее людям. К такому состоянию блаженного бездействия членов приобщается и ныне всякий подлинно о Господе постящийся.

Уже Тертуллиан отмечает, что Моисей не просто не ел, но был подкрепляем Богом, питался Его словом. Без этого и невозможно сорок дней провести полностью без пищи и пития. Эту мысль о духовном питании вместо телесного развивает далее великий подвижник-аскет прп. Макарий Великий: «Тот же Моисей, как написано: четыредесять дней, и четыредесять нощей, хлеба не яде, и воды не пи ( Исх. 34, 28 ); но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи; и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа» [129, Беседа 5, п. 19]. Поэтому и нельзя судить о подвигах святых с точки зрения обычной физиологии и физики. Невозможное для человеков, возможно Богу ( Мф. 19, 26 ). Где изнемогает плоть, там действует благодать Божия, духовная пища заменяет телесную. В этих особых аскетических состояниях человека и действует Бог, Его слава и слово.

Евномий в учении своем был последовательным арианином.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *