что написано на распятии во главе христа
Крестик
Приблизительное время чтения: 9 мин.
С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.
Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.
Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.
Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.
Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.
Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.
Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.
Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
Распятие. Образ смерти или образ торжества над смертью
О некоторых различиях католической и православной иконографии Распятия
Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.
Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры.
Первые распятия
Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.
Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода.
Символические распятия
Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.
Христос торжествующий
Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например — в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.
Каноническая иконография
Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».
В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.
В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.
Три гвоздя
Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения), эта иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.
Терновый венец
Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.
Мистицизм и визионерство
Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»
Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475—1528).
В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т.д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.
Значение аббревиатуры над распятием Иисуса Христа
Крест сопровождает верующего человека всю его жизнь. Начиная с самого раннего возраста, когда он получает свой первый крестик после крещения и до своей смерти, когда на могиле возводят крест. Это изображение верующий также постоянно видит на иконах в храме, но мало кто задумывался, что означает аббревиатура на табличке над распятием Иисуса.
Древний вид казни
Если в наши дни крест в первую очередь ассоциируется с Иисусом Христом, то в империях древности он был одним из наиболее распространённых видов казни. К распятию на кресте прибегали для того, чтобы не только умертвить преступника или инакомыслящего, но и для острастки народа. Особую популярность этот вид казни приобрёл в Древнем Риме, где и был распят Иисус Христос.
Примечательно, что в 4 веке нашей эры, когда христианство стало весьма распространённой религией, римский император Константин запретил использовать распятие на кресте в качестве казни. Тем не менее подобные Христу муки испытали христиане в японском городе Нагасаки, где власти боролись с широким распространением католичества.
Таинственные символы
Если внимательно присмотреться к иконам, где изображено распятие Иисуса Христа, то можно заметить на самом кресте табличку с загадочными буквами «І.Н.Ц.І» реже «І.Н.В.І». Тот, кто впервые видит эту аббревиатуру нередко задаётся вопросом, что же она означает.
Первые буквы этой фразы на старославянском как раз и образуют аббревиатуру «І.Н.Ц.І». примечательно, что фраза была высечена на табличке на нескольких языках: на римском, иудейском, а также греческом.
Православная иконография
Продолжая тему икон в православных храмах стоит отметить, что во время создания иконы о распятии Христа православные иконописцы придерживались определённых канонов, совершенно отличных от их коллег католиков. Так, в православных храмах Иисус на кресте как будто торжествует над смертью. Он не умирает, а свободно простирает руки, словно им движет желание обнять всё человечество.
На православных иконах можно увидеть два вида креста – четырёх- и восьмиконечный. Использование обоих видов будет правильным. Как объясняют исследователи, когда Иисус нёс крест на Голгофу, он был четырёхконечным, а после того, как его распяли, крест стал восьмиконечным, поскольку к нему прибили подножие и табличку с надписью. В православной иконографии чаще всего встречается именно восьмиконечный крест.
Стоит отметить, что изначально на табличке над распятием писали полную надпись, но с течением времени её решено было заменить аббревиатурой. На некоторых иконах вместо букв «І.Н.Ц.І» можно встретить «Царь славы» или «Царь мира».
Ещё одним различием между католическими и православными иконами является то, что у православных в тело Иисуса вбиты четыре гвоздя, а у католиков – три. Поэтому чаще всего в католической иконографии ноги Спасителя изображаются скрещенными. Данная традиция появилась в 13 веке. Ивсё же, согласно жизнеописанию Иисуса Христа, существовало четыре гвоздя.
Католическая иконография
Примечательно, что до 9 века нашей эры на иконах с изображением распятия Иисус Христос торжествовал. Только в 10 веке иконописцы католики стали изображать на своих полотнах мёртвого Спасителя. Они старались максимально отобразить его страдания, чтобы верующие поняли, какую жертву принёс Иисус Христос ради спасения человечества.
Иконы существенно различаются между собой в зависимости от страны, в которой творил художник. К примеру, испанские иконописцы изображали исключительно фигуру самого Иисуса Христа без фона или других людей. В немецком языке слово «крест» имело значение столба для казни. По этой причине можно встретить картины, на которых Спаситель распят не на привычном для нас кресте, а на кресте Т-образной формы.
Казнь Иисуса Христа сопровождалась различными природными катаклизмами такими как померкнувшее солнце, страшная гроза, землетрясение и так далее. Эти явления часто изображали на своих полотнах как католические, так и православные иконописцы.
Христианство стало мировой религией задолго до того, как оно было возведено в ранг государственной. Популярность христианства объясняется тем, что оно несёт в себе любовь к человеку в частности и человечеству в целом. Уже после того, как оно стало достоянием разных государств, начались массовые казни инакомыслящих, страшные крестовые походы и так далее. Но не стоит забывать, что в первую очередь христианство проповедует любовь ко всему живому и совсем не призывает своих последователей учить других как им следует жить.
О некоторых особенностях иконографии Распятия
Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.
|
Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи |
Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.
Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями [12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.
«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».
Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.
|
Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины |
Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».
В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.
[1] Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403).
[2] Зарайский Владислав. Два эпохальных открытия // http://www.pravmir.ru/article_1161.html.
[3] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 143. Требуется уточнение и к другой мысли этого автора: «Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса» (Там же. С. 141). Распятие, однако, никогда не входило и не входит «в число двунадесятых праздников», на иконостасе же в праздничном чине оно иногда встречается, но как своеобразный контрапункт особого страстного цикла. При этом надо подчеркнуть, что страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился. Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в XVI в.
[4] Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 12.
[5] Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492.
[6] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 441.
[7] Ориген. Толкование Евангелия по Матфею // Migne, Patrol, cursus complet. ser. graec, т. XIII, col. 1777.
[8] Тертуллиан. Против Маркиана // Богословский сборник. М., 2005. № 13. С. 195.
[9] Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187.
[10] Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.
[12] Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник.
[13] Например, критский иконописец Эммануил Лампардос во второй половине XVII в. изобразил на Распятии руки Христа со сложенными пальцами – точно так же, как они изображаются при благословении, но у благоразумного разбойника они привязаны за спиной к вертикальному брусу креста, хулитель же показан нам со спины, ибо распят лицом ко кресту, руки его привязаны с другой стороны перекладины креста.
[14] Кенозис – дословно опоражнивание, пустота, производное от пустой, порожний, бесплодный, неосновательный, бессмысленный.
[15] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 447.
[16] Филатов В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974. С. 43.
[17] В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября.
[18] Майкапар Александр. Новозаветные сюжеты в живописи: Распятие Христа // Искусство: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 42 (210). Ноябрь.
[19] Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).
[20] Называем самые известные памятники, но многие замечательные фрески, мозаики и иконы остаются по объективным причинам вне поля нашего зрения.
[21] Правда, у Дионисия в названной иконе Саломия, обнимая Марию, поддерживает Ее.
[22] Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М., 2005. С. 204.
[23] Дамаскин Иоанн, преподобный. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. (Репринт: М., 2002. С. 120.)
[24] Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Ярославль, 1892. С. 68. (Переиздание: М., 1996.)
[25] См., например, фреску Распятие (1209 г.) из храма Девы Марии в Студенице.
[26] См. также ампулу Монци (VI в.) с композицией «Распятие».
[27] Хлудовская славянская Псалтирь (XIII–XIV вв.); оклад Евангелия Симеона Гордого (XIV в.); подвесная пелена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1525 г.).
[28] См.: 1) греческое Евангелие XI в. из Национальной библиотеки в Париже; 2) славянскую Псалтирь из собрания Хлудова (XIII–XIV вв.); 3) Евангелие Сийского Антониева монастыря (вторая половина XVII в.).
[29] В славянской Псалтири Хлудова они названы Карином и Лицеошем. Но немецкий исследователь Липсиус считал их одним лицом – гностиком Левкием Карином.
[30] Первым везде мы называли благоразумного разбойника. В иконописных подлинниках XVI в. он носит имя Варвар, но, отметим, его часто путали с другим разбойником – фракийским мучеником Варваром, пострадавшем при Юлиане Отступнике. И как результат – благоразумный разбойник подчас оказывался изображенным в одеждах фракийского мученика.