что написано на оскаре
Как менялась премия «Оскар»: С 1929 года и до наших дней
Фильмы-рекордсмены, главные скандалы и исчезнувшие номинации — самые яркие события главной кинопремии мира.
16 мая 1929-го в Лос-Анджелесе прошла первая церемония вручения кинопремии «Оскар». Идея создания появилась еще в 1926-м и принадлежит главе кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer Луису Майеру, которая в те годы была лидером киноиндустрии США. Американское кино нуждалось в объединении и пять союзов, которые уже существовали на тот момент, подписали «Базовое соглашений киностудий».
Также в 1927-м была создана Академия кинематографических искусств и наук, выступившая посредником в различных кино-конфликтах. В результате чего, спустя несколько лет было решено проводить вечера и награждать работников киноиндустрии за их профессиональные заслуги. Эти небольшие церемонии награждения превратились в самую известную кинопремию, результатов которой ждет весь мир из года в год.
Как менялась премия «Оскар» и в каком виде дошла до наших дней, рассказывает 5-tv.ru.
16 мая 1929 год — самый короткий «Оскар» в истории
Первый «Оскар» длился всего 15 минут. Победители, которые были известны за три месяца до премии, получили «Благодарственные отзывы» от Американской академии кинематографических искусств и наук. Самая длинная церемония вручения прошла в 2002-м, мероприятие длилось 4 часа 23 минуты.
Гости первой церемонии вручения премии «Оскар» в 1929 году в «Рузвельт-отеле», Голливуд. Фото: Globallookpres.com
Количество номинаций
На первом «Оскаре» было всего 12 номинаций. Новые направления появлялись и исчезали вплоть до 2019-го. Сейчас премия насчитывает 24 номинации за заслуги в кинематографе.
Фото: ТАСС / Lionel Hahn
1930 год — два «Оскара»
В 1930-м было проведено две премии «Оскар». 2-я церемония награждения прошла 3 апреля 1930-го, а 3-я состоялась 5 ноября того же года. Две премии провели для того, чтобы оптимизировать периоды номинирования и сроки проведения церемонии в будущем.
Актеры и съемочная группа фильма «Бродвейская мелодия», который признан лучшим на «Оскаре» 1930-го в апреле. Фото: Kinopoisk.ru
1932 год — дебют Микки Мауса
Знаменитый персонаж Уолта Диснея был создан в 1928-м. На 5-й церемонии премии создали несколько новых номинаций, одной из которых была «Лучший анимационный короткометражный фильм», а номинация для полметражек появилась только в 2002-м.
В 1932-м сразу два мультфильма Уолта Диснея были номинированы на «Оскар», но статуэтку взял «Цветы и деревья». За Микки Мауса знаменитый мультипликатор получил «Почетную награду академии за выдающиеся заслуги в кинематографе».
Уолт Дисней в окружении игрушечных Микки Маусов. Фото: Globallookpress.com/ Imago stock& people
1934 год — номинация, которая просуществовала пять лет
На 6-й церемонии премии «Оскар» появилась новая номинация — «Лучшая работа ассистента режиссера». Из 18 номинантов, ее лауреатами стало сразу семь человек. Награду вручали до 1938-го, а после ее решили убрать из программы кинопремии.
Первый фильм из «Большой пятерки»
В программе премии «Оскар» существует пять основных номинаций: лучший фильм, лучшая актриса, лучший актер, лучшая режиссура и лучший сценарий. Первым фильмом, который взял пять основных наград стала романтическая комедия Фрэнка Капра «Это случилось однажды ночью».
После него рекордсменами становились только фильмы «Пролетая над гнездом кукушки» в 1975-м и «Молчания ягнят» в 1991-м.
Актеры Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер в к/ф «Это случилось однажды ночь», 1934 год. Фото: Kinopoisk.ru
1935 год — первые номинации за музыку и звук
Во время проведения 7-й премии «Оскар» появилось сразу три новые номинации: «Лучшая музыка к фильму», «Лучшая песня к фильму» и «Лучший звук». Фильм «Одна ночь любви» взял две статуэтки за лучшую музыку и звук. Лучшим саундтреком стала песня The Continental к фильму «Веселая разведенная».
Кадр из к/ф «Веселая разведенная», 1935 год. Фото: Kinopoisk.ru
1938 год — упразднена номинация «Лучший хореограф»
«Оскар» лучшим хореографам вручали всего три года с 1936–1938 гг. Его получили три хореографа: Сэймур Феликс за постановку танцев в фильме «Великий Зигфель» в 1936-м, Дэйв Гулд сразу за два фильма «Бродвейская мелодия 1936-го» и «Фоли Бержер» и Гермес Пан за «Девичьи страдания» в 1938-м.
1939 год — фиксированный месяц проведения
С 1939-го премию «Оскар» начали проводить в феврале. После 11-й церемонии награждения этот месяц стал традиционным. До этого кинопремия проходила в апреле, марте и ноябре.
Кадр из к/ф «С собой не унесешь», который стал лучшим в 1939 году. Фото: Kinopoisk.ru
1940 год — первый фильм-рекордсмен
Легендарная драма «Унесенные ветром» Виктора Флеминга стала первым фильмом, который получил наибольшее количество наград на «Оскаре». В 1940-м он взял восемь номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника» и «Лучший монтаж».
Актрисы Вивьен Ли и Хэтти МакДэниэл в к/ф «Унесенные ветром», 1939 год. Фото: Kinopoisk.ru
Кстати, в 1940-м первый «Оскар» получила афроамериканская актриса за «Лучшую женскую роль второго плана». Она сыграла няню семьи О’Хара в «Унесенных ветром».
1942 год — появление номинации «Лучший короткометражный документальный фильм»
Несмотря на Вторую мировую войну, премия «Оскар» проводилась в США беспрерывно. В 1942-м была учреждена новая номинация за «Лучший короткометражный документальный фильм», которую получила картина Стюарта Легга «Остров Черчилля». В пропагандистском документальном фильме рассказывалось о защите Британии в ходе Второй мировой войны.
1953 год — первая прямая трансляция
Благодаря развитию телевидения в 1953-м «Оскар» впервые показали в прямом эфире телеканала NBC.
Кадр первой прямой трансляции церемонии на телевидение, 1953 год. Фото: Youtube.com / Oscars
1957 год — упразднение трех номинаций
«Оскар» за «Лучший литературный первоисточник» вручали авторам с 1929–1957 гг., но номинация была упразднена из-за схожести с «Лучшим оригинальным сценарием». Последнюю статуэтку в этой номинации получил сценарист Далтон Тамбо за фильм «Отверженный».
В том же году в лету канули награды за «Лучший короткометражный фильм снятый на одну бобину» и «Лучший короткометражный фильм снятый на две бобины».
1969 год — Dorothy Chandler Pavilion
В этом году премия «Оскар» обрела свое постоянное пристанище на следующие 18 лет. Церемония проходила в одном из крупнейших музыкальном залов США до 1987-го. После премию провели в Dorothy Chandler Pavilion еще пять раз: в 1990-м, с 1992–1994 гг., 1996-м и 1999-м.
Фото: Globallookpress.com / Danita Delimont
1982 год — появление номинации за «Лучший грим»
В первый год существования номинации у нее было только два лауреата — Стэн Уинстон и Рик Бейкер. Последний получил «Оскар» за грим в фильме «Американский оборотень в Лондоне».
Рик Бейкер во время грима актера Гриффина Данна для съемок фильма «Американский оборотень в Лондоне». Фото: Kinopoisk.ru
1989 год — «Оскар» без ведущего
Первая премия «Оскар» без ведущего прошла еще в 1989-м. Вместо вступительных слов ведущего, гостям показали 11-минутный киносюжет. Без ведущего премия прошла еще раз спустя 30 лет, в 2019-м, так как Кевин Харт отказался от участия в «Оскаре» из-за критики его высказываний в сторону ЛГБТ-сообществ. Третий раз премия без ведущего прошла в 2020-м.
2002 год — театр «Кодак»
18 лет назад «Оскар» начали проводить в привычном всем месте — театре «Кодак». В его стенах актриса Хэлли Берри получила свою первую статуэтку за роль в фильме «Бал монстров». Кроме того, появилась номинация за «Лучший анимационный полнометражный фильм», в которой победил «Шрек», обогнав «Корпорацию монстров».
Актриса Хэлли Берри со своим первым «Оскаром» в театре «Кодак», 2002 год. Фото: 5-tv.ru, Globallookpress.com / Imago stock& people
2012 год — начало череды скандалов
Первая волна скандалов на «Оскаре» прошла в 2012-м, когда премию должен был вести актер Эдди Мерфи. Но в ноябре 2011-го стало известно, что его сняли с роли ведущего из-за гомофобных высказываний.
Эдди Мерфи так и не стал ведущим церемонии. Фото: ТАСС / PA Photos
2016 год — призывы к бойкоту «Оскара»
В 2016-м премия завершилась скандалом. Режиссер Спайк Ли и актриса Джада Пинкетт-Смит призвали бойкотировать премию из-за отсутствия темнокожих актеров в основных номинациях. Президент американской киноакадемии ответил, что впредь ее члены будут обращать внимание на расу, пол и принадлежность к сексуальным меньшинствам.
Победители премии «Оскар» в 2016 году. Слева направо: актеры Марк Райнэлс, Бри Ларсон, Леонардо Ди Каприо, Алисия Викандер. Фото: Globallookpress.com / Hubert Boesl
Среди номинантов в 2017-м появилось шесть темнокожих актеров и актрис, которые получили премии за роли второго плана. Но этот ход также не оценили.
2019 год — сокращение времени трансляции
За последние несколько лет рейтинги трансляции кинопремии значительно упали. Одной из главных причин стала длительность трансляции в прямом эфире.
Победитель номинации «Лучший актер» в 2019 году Рами Малек. Фото: ТАСС / ZUMA
В 2018-м было решено уделять показу «Оскара» в прямом эфире не более трех часов. И это помогло! 91-ю церемонию вручения посмотрело 29,6 миллиона зрителей в США. Но в 2020-м рейтинги снова упали.
Почему кинопремию назвали «Оскар»?
Самая известная кинопремия называется «Оскар». Откуда взялось это название? И почему оно закрепилось за таким грандиозным проектом? Массовый потребитель верит в легенду о происхождении этого названия, не замечая её внутренней противоречивости. Вот цитата:
Впервые слово «Оскар» было использовано на 6-й церемонии вручения премии[8]. По сей день точно не известно, кто дал ей это прозвище[8]. Версии разнятся:
Актриса Бетт Дейвис неоднократно заявляла, что она была первым человеком, кто прозвал статуэтку «Оскаром», так как она напоминала ей её тогдашнего супруга Хармона Оскара Нельсона[8].
Библиотекарь Маргарет Херрик[en], позже принявшая на себя полномочия исполнительного секретаря Академии, рассказывала, что следующий случай произошёл с ней прямо в её первый день работы, в 1931 году[8]. После того, как она впервые взяла в руки статуэтку, она посмотрела на неё очень пристально, и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» (Оскар Пирс, на самом деле, был её вторым кузеном, а не дядей)[8]. Обозреватель Сидни Сколски, присутствовавший при этом, написал об этом в своей газете, в самом конце упомянув: «Сотрудники Академии ласково кличут свою знаменитую статуэтку „Оскаром“»[8].
Однако, согласно Сколски, он был первым использовавшим это слово по следующей причине: «Я устал писать о безликой статуэтке в своей статье. Я хотел дать парню имя не только для того, чтобы было легче писать, но и дабы предоставить ему личность. Я подумал, что „Оскар“ не будет слишком величавым, коими являлись церемонии»[8].
Сама статуэтка была создана скульптором Джорджем Стэнли[en], а её дизайн разработан художником-постановщиком кинокомпании MGM Седриком Гиббонсом[8]. Гиббонс сделал набросок рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках обоюдоострый меч[8]. Согласно легенде, он набросал эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. В качестве модели он выбрал Эмилио Фернандеса.
Оскар_(кинопремия)- История
https://en.wikipedia.org/wiki/Academy_Awards
Почему не сделали две статуэтки? По идее, второго близнеца символизировала тень Оскара. Кинематограф, это мир теней, искусство создавать двойника на экране, причём двойника бессмертного, эфемерного, прекрасного. То же самое говорят и про Диоскуров. «Они похожи, как один, не отличить никак» (Маколей). Вот и мотив двойничества. Достаточно вылепить одного Диоскура, и будут воплощены оба. «Слава и честь — близнецы, но как из Диоскуров Поллукс был бессмертен, а Кастор — смертен, так и слава — бессмертная сестра смертной чести» (Шопенгауэр). А вот и мотив сценической славы: «Sic transit gloria mundi».
Наконец, важно упомянуть, что в каноне куроса изображался Аполлон, который, как известно, считался покровителем сценических искусств (и даже увенчал наш «Большой театр»). Оскар лишён пышных кудрей, чтобы сходство с типичным куросом не бросалось в глаза. И он держит меч, чтобы прикрыть пах, ибо в американской культуре фаллофобия сочетается с фаллократией.
КАК ПОЯВИЛАСЬ АКАДЕМИЯ
МИСТИФИКАЦИЯ И СХОДСТВО
Итак, легенда о происхождении «дядюшки Оскара», это сговор-мистификация и ловушка для невежды. Такие ловушки «sapienti sat» встречаются в кинематографе весьма часто. Там работают достаточно умные и образованные люди, профессионально знающие изобразительное искусство и литературу. А в этих областях знаний античные статуи и гомеровские легенды являются азбукой, с них начинается обучение. Но для зрителя придумываются анекдоты и ловушки, как продолжение экранных грёз, дескать, всё придумано случайно, легко и само собой.
Всё это слишком просто, чтобы доказывать или критиковать. Даже робот замечает сходство.
КиноЧто не так с премией «Оскар» и чего от нее ждать
Разбираемся, что стоит за главной кинопремией мира и в чём ее основные проблемы
В воскресенье пройдет вручение самой разрекламированной кинопремии мира. «Оскары» в этом году стали причиной пересудов в первую очередь из-за своего исключительно «белого» состава номинантов, а также того, что среди претендентов на «большие» награды почти совсем нет женщин. Вручение главной голливудской премии всё еще окутано какой-то волшебной тайной, а многие до сих пор не понимают, как и кто выдает престижную награду. Мы разобрались с тем, как всё устроено и какие проблемы это за собой влечет.
Что такое «Оскары»?
«Оскары» — это премия Академии кинематографических искусств и наук из Калифорнии, которую придумал в 1927 году глава компании Metro-Goldwyn-Mayer Луис Б. Майер. Только в 2013 году прозвище «Оскары» стало официальным названием, притом что уже с 30-х премия была известна в первую очередь именно так. Академию придумали как посредника в делах американской киноиндустрии, однако довольно быстро родилась идея выдачи наград. Первую церемонию вручения провели 16 мая 1929 года в рамках частного ужина, на который можно было купить билет за 5 долларов. С тех пор число номинаций увеличилось с 15 до 24, и за время существования какие-то категории вроде «Лучшего ассистента режиссера» упразднялись, а какие-то, как «Лучший фильма на иностранном языке», наоборот, добавлялись.
Традиционно «Оскары» проводятся в феврале-марте. Поначалу премия была закрытой, а победители объявлялись спустя три месяца. С 1953 года она стала главным событием года, транслирующимся в прямом эфире, за которым можно было следить, не вставая с дивана. О том, почему статуэтку прозвали «Оскаром», до сих пор нет единого мнения. Награда на самом деле называется «Academy Award of Merit» и представляет собой рыцаря с мечом в стиле ар-деко, стоящего на катушке пленки, отверстия в которой символизируют пять первых и основных подразделений академии. Кто-то считает, что первым статуэтку прозвал «Оскаром» журналист Сидни Сколски, кто-то — что исполнительный секретарь из-за сходства со своим дядей, а кто-то — что актриса Бетт Дэвис в честь своего мужа.
Кто и почему
выдает награду?
Конкретных имен своих членов академия не выдает. Известно, что количество участников непостоянно — в нулевых их число достигло шести тысяч профессионалов индустрии, треть которых были в разное время номинантами премии. По примерной статистике 2012 года, собранной Los Angeles Times, 94 % членов академии — белые, 77 % членов академии — мужчины и 54 % членов академии — старше 60 лет. Забегая вперед, демографический состав академиков порождает больше всего вопросов к их решениям. Для каждого типа номинации существует свое подразделение, которое может назначать номинантов, — всего их 17. Так, актеры выбирают актеров, режиссеры — режиссеров и так далее, а лучший фильм выбирают все вместе.
Претензии по поводу отсутствия гендерного, расового и вообще какого-либо разнообразия в академии вполне разумны. Притом что официально членство открыто для всех, получить его не так-то просто. Новые члены отбираются раз в год, а для того, чтобы тебя пригласили, два действующих члена должны тебя поддержать. Комитеты и совет академии затем рассматривают заявки новичков, которые должны быть действующими и выдающимися участниками современной киноиндустрии.
Правила, придуманные для контроля качества премии, несмотря на все нововведения и поправки, по-прежнему работают на поддержание атмосферы не очень тесного, но всё же закрытого клуба. Поскольку публично членство не обсуждается, невозможно на конкретных примерах судить, кто выступает за кого — в результате столь непрозрачной системы особо резкие критики считают академию почти мафиозной организацией, работающей «для своих». Однородность членства действительно представляет реальную проблему, поскольку решения академии — это не что иное, как отражение вкусов людей, ригидных в своих предпочтениях в силу возраста, социального положения и образа жизни.
Какое кино имеет право
номинироваться на «Оскар»?
Чтобы фильм оказался среди номинантов, он должен соответствовать нескольким критериям, в числе которых продолжительность больше 40 минут, а также наличие театральной премьеры в Лос-Анджелесе как минимум за неделю до подачи заявки. Для участников категории «Лучший фильм на иностранном языке» существуют отдельные правила. В ходе первого круга голосования определяются номинанты, в ходе второго — победитель из их числа. Голоса подсчитывает ни много ни мало мировой гигант в сфере аудита PricewaterhouseCoopers. Учитывается при этом, сколько раз каждый из потенциальных кандидатов был номинирован на первое место, а не сколько раз его номинировали в принципе.
Вполне возможно, что «Сельма», чье отсутствие во всех номинациях, кроме «Лучшего фильма», взбудоражило критиков, стала жертвой ровно такой сиcтемы, когда фильмы расставляются в порядке убывания предпочтений. Может быть, ленте просто не досталось убедительное количество призовых мест. Не хочется заниматься конспирологией, но система голосования и вкусы его участников наверняка как-то повлияли на то, что примерно половина номинированных и выигравших картин с 1927 по 2001 год были драмами.
Выражение «оскаровское» кино появилось не случайно, хотя со временем и оно тоже превратилось в клише — якобы для победы необходим пафос, душераздирающая история и еще желательно мощное актерское преображение. Всё, конечно, не настолько просто. Если изучить списки всех номинантов и победителей с момента создания академии, то действительно можно будет выявить некие тенденции, но всё же не универсальный рецепт успеха. К примеру, бум на контркультуру Нового Голливуда соответствующим образом отразился на решениях академиков, умеющих держать нос по ветру. Это сейчас «Беспечный ездок» или «Кто боится Вирджинии Вульф?» кажутся немассовым кино, а в свое время они были вполне уместными на «Оскаре» хитами.
Конечно же, только совсем циничные люди будут снимать фильмы «под Оскар», но очевидно, что выбить у продюсеров финансирование на потенциально «оскаровскую историю» куда проще. О наличии определенной конъюнктуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в прессе который год процветают (и часто попадают в точку) оскаровские прогнозы. Хороший пример — «Далласский клуб покупателей», чья судьба была очевидна еще когда вышел трейлер.
Что отражает
подобная премия?
На самом деле — ничего, кроме некоего усредненного вкуса примерно шести тысяч членов Американской киноакадемии. Если у Каннского фестиваля или фестиваля независимого кино «Санденс» вполне конкретные лица и повестка дня, то за «Оскаром» стоит элитная, но анонимная «индустрия». «Оскар» не столько авторитетен, сколько условен: да, наличие статуэтки еще никому не помешало, с другой стороны, Мартин Скорсезе прекрасно прожил без нее 64 года.
Также не стоит считать, что «Оскар» просто констатирует факт популярности фильма в Голливуде — это не награда за главный коммерческий или критический успех года. К примеру, среди текущих номинантов практически полностью проигнорированы два крупнейших поп-фильма 2014 года, которые прекрасно вписывались бы в подобную парадигму: «Стражи Галактики» и «Лего. Фильм». Единственные номинации, в которые удалось пробраться «Стражам», — это лучшие спецэффекты и костюмы, что даже рядом не стоит с «основными» категориями. Не помогло даже то, что критика была к нему вполне благосклонна. «Лего» и вовсе проигнорировали, притом что многие предрекали ему номинацию и даже приз за лучший анимационный фильм. А ведь, казалось бы, это идеальные кандидаты на главную поп-премию мира, если бы она вручалась «большому голливудскому развлекательному кино», чему пять лет назад идеально соответствовал «Аватар» с его 9 номинациями.
Почему «Оскары»
обвиняют в сексизме?
Пресловутый оскаровский сексизм — явление, распустившее свои щупальца по всем фронтам. Во-первых, среди членов киноакадемии действительно сильно меньше женщин, чем мужчин, и это не может не влиять на выбор. Премия этого года не исключение: среди номинантов за режиссуру и сценарии женщин нет вообще. Дело, конечно же, не только в том, кто кого выдвигает на премию и почему. Главная причина в том, что женщин в этих сферах не так много и им тяжелее добиться тех же позиций, что и мужчинам. В числе успешных и признанных сценаристов и режиссеров их меньше не потому, что они хуже умеют делать свою работу, а потому что следуя традициям реже выбирают такую профессию, а продюсеры чувствуют себя увереннее, отдавая фильмы в руки мужчин.
Справедливости ради, президентом академии сегодня является женщина, Шерил Бун Айзекс, однако она лишь третья за всю историю. CEO академии, кстати, тоже женщина — Дон Хадсон, однако на положение вещей это не сильно влияет. Быть соло-ведущими самой церемонии удалось лишь двум женщинам, Вупи Голдберг (1995, 1998, 2001) и Эллен Деджеренес (2006, 2014). С десяток раз женщины вели церемонию вместе с мужчинами, но, если посмотреть на порядковый номер премии в этом году — 87, — становится понятно, что это капля в море. Дедженерес в прошлом году была призвана для реабилитации самой церемонии, которую в 2013 году вел создатель «Гриффинов» Сет Макфарлейн, открыв и моментально дискредитировав ее музыкальным номером «We Saw Your Boobs».
Другой аспект откровенного сексизма совсем на поверхности. Саму церемонию справедливо обвиняют в том, что она подпитывает образ «голливудского пузыря». Гламурная и недоступная, она не столько праздник киномании, сколько грандиозный светский раут. В последнее время премия, вслед за звездами, пробует взять курс на непосредственность, но окружающий церемонию глянец по-прежнему больше интересует, кто в чём пришел и как накрасился. Не стоит обманываться голливудским флером ковровой дорожки — так было не всегда, хотя теперь для нас привычны даже такие не имеющие отношения к кино вещи, как ManiCam — отдельная съемка маникюра гостий церемонии.
Женщин на ковровой дорожке расспрашивают даже о том, что лежит у них в клатче, что отлично обыграли ELLE, задав мужчинам-звездам тот же набор вопросов, на которые обычно приходится отвечать женщинам. Смотрите, как удивился Кевин Спейси — ведь мужчин почему-то не спрашивают про смокинги или форму усов. К счастью, сами женщины-селебрити не готовы мириться с тем, что журналистов интересует исключительно их внешность, а не внутренний мир. В рамках кампании #AskHerMore они выступают против подобной порочной поверхностности. А если вам это кажется мелочью, послушайте Эми Полер.
На самом деле традиция так акцентировать внимание на оскаровских дамских нарядах появилась в 90-х вместе с «взаимовыгодным» сотрудничеством между теми, кто создает платья, и теми, кто их «выгуливает». Многие современные актрисы выступают против такого подхода, и, честно говоря, сломать эту традицию несложно, если не забывать, что появилась она исключительно как рекламный проект.
Какие меры нужно принять,
чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
За долгие годы трудолюбивой работы маркетологов даже номинация на премию стала символом невероятного успеха: «Оскар» = хорошо. Такая схема работает уже многие годы, поднимая доход продюсерам и прокатчикам. Даже статуэтку за «Лучший фильм» получают не только режиссер или актеры: именно продюсеров указывают при объявлении номинации, и зачастую именно они выходят на сцену получить заветную награду — хотя тут всё, конечно, зависит от дружности съемочной группы. Клубок закулисных коммерческих интересов только поддерживает сложившуюся элитистскую систему. Сама индустрия при этом очень консервативна: в выигрыше, действительно, чаще всего остается белый мужчина средних лет.
Что с этим делать? Первый вариант — перестать воспринимать премию всерьез, а рассматривать ее как ежегодное парадное мероприятие, которое не должно влиять на мнение зрителей и судьбу фильмов. Второй вариант — начать реформировать всю систему изнутри, чтобы как минимум уравновесить в правах всех американских кинематографистов: молодых и заслуженных, коммерческих и независимых, мужчин и женщин. В идеальном мире у фильмов должны быть абсолютно равные права на премию вне зависимости от их темы и конъюнктуры рынка, а их создателей и актеров будут награждать без оглядки на выслугу лет, число уже полученных премий, пол или цвет кожи. Только в таком случае можно говорить о честных списках, а если и будет целиком «белый» год, то только потому, что так уж проявили себя все игроки рынка, а не потому что проблемы остальных мало кому интересны.