что находится внутри ласточкиного гнезда в крыму
Ласточкино гнездо – красный алмаз в короне Крыма
Изящный небольшой замок, похожий на жилище какой-то диснеевской принцессы, невероятным образом прилепившийся на крошечной скальной площадке… Он красуется на несметном множестве календарей, рекламных плакатов, путеводителей, сувенирных тарелок, чашек и магнитов на холодильник. Да-да, это официальный символ Южного берега Крыма – Ласточкино гнездо.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Ласточкино гнездо на карте Крыма
Город, где расположено Ласточкино гнездо – Гаспра (Большая Ялта). Если быть точнее – это Южный берег полуострова Крым, мыс Ай-Тодор. Рядом с прославленным замком, который успел стать крымской визиткой на века, устроены несколько санаториев и пансионатов, Харакский парк с одноименным дворцом, а еще дача Кичкине.
История замка Ласточкино гнездо
«Гений чистой красоты…» — придется согласиться с тем, что эта пушкинская цитата подходит необычному строению как нельзя лучше. Так получилось, что оно практически не использовалось «с толком». Ласточкино гнездо просто символизирует Крым – и точка!
3D-панорамы Ласточкиного гнезда
Генеральская дача
Южный берег Крыма начали застраивать усадьбами влиятельных людей сразу после присоединения полуострова к Российской империи. Но скальный выступ мыса Ай-Тодор, что над Гаспрой, претенциозно именуемый «Аврорина скала», долгое время не привлекал внимания застройщиков. Места там было мало, а риска много – отвесные склоны высотой в 40 м грозили обрушением.
Но ближе к концу века нашелся человек, достаточно смелый и романтичный, чтобы претендовать на проживание в таком месте. Имя его история не сохранила, но известно, что это был немолодой уже генерал, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (а предположительно – и Крымской войны). Военачальник построил для себя небольшой деревянный домик над морем, похожий на какую-то сторожевую башню, и назвал его с размахом — «Замком любви».
От этого первого строения ныне и следа не осталось. Единственный ему «памятник» – изображение на картинах И.К. Айвазовского и еще нескольких художников. Да и судьба дачи в целом как-то не заладилась.
Романтичный генерал недолго наслаждался здесь восходами над морем – вскоре его наследники уже подписывали купчую на дачу с Альбертом Тобиным – членом ялтинской управы и придворным врачом из Ливадии. Об этом человеке, кроме должности, тоже известно немного. Но и он не задержался в роли владельца дачи – вскоре уже его вдова продавала ее некой Рахманиной, купчихе из Москвы.
Чего там случилось с купчихой – история умалчивает. Она тоже недолго владела дачей над морем, но за это время успела сделать три немаловажные вещи.
Очевидно, в краю бакинской нефти барону не хватало атмосферы родной Германии. Во всяком случае, решив обустроить свою дачку, он в 1911 г. обратился за помощью к скульптору Л.В. Шервуду, представителю известной архитектурной династии, имевшему инженерную подготовку. Барон заказал ему строение в духе рейнских феодальных замков.
И уже в 1912 г. новое имение было готово. Шервуд оказался на высоте, сделав почти невозможное – воссоздав все основные черты готической замковой архитектуры в сооружении размерами 10 на 20 м. Рядом на почти голой скале получилось еще и сад разбить.
Но и барону фон Штейнгелю не повезло! Через два года после завершения строительства его замка началась Первая мировая война – и быть немцем в России стало довольно неудобно. А Ласточкино гнездо досталось некоему П.Г. Шелапутину, купцу из Москвы. Не то он, не то его наследники (сам купец вскоре умер – и этому не повезло!) додумались открыть на скале ресторан.
Особого дохода заведение не приносило и вскоре закрылось, а там и здание перешло к новой владелице, на сей раз купчихе Рохмановой. Дама эта не нашла ничего лучше, как в строении готического стиля обустроить интерьер в традициях Древней Руси. Так что теперь повезло Ласточкиному гнезду – революция, национализировавшая крымские владения, спасла замок от дизайнерских экспериментов купчихи.
Непрактичное место
Но оказалось, что победившему пролетариату это место тоже пристроить не к чему! Его передали в крымское управление совхозами, но что прикажете совхозам делать с феодальным замком?
Здание стояло заброшенным. Во время НЭПа в нем пытались снова обустроить ресторан. Некоторое время в нем размещался читальный зал (принадлежащий местному дому отдыха), но потом зал закрыли из-за опасного состояния сооружения.
Дело в том, что в 1927 г., во время знаменитого Крымского землетрясения, значительная часть Аврориной скалы откололась и ухнула в море. Вместе с массивом ушел и сад дачи, балкон навис над пропастью, а под фундаментом в скальном массиве образовалась трещина. Хотя само строение пострадало мало, у руководящих органов были причины ограничить туда доступ. А технологий, позволяющих укрепить скалу и зафиксировать здание, в то время не существовало.
Но Ласточкино гнездо крепко держалось за скалу. Оно пережило войну с ее обстрелами, выстояло период восстановления и дождалось тех времен, когда у страны уже были и средства, и технические возможности для его реставрации и реконструкции.
Чудеса техники
В 1967 г. «Ялтаспецстрой» получил сложнейший заказ: реставрировать и укрепить замок Ласточкино гнездо и скалу под ним, не разбирая стен. За дело взялись конструктор В.Н. Тимофеев и руководитель работ И.Г. Татиев. Им удалось завести под здание бетонную плиту, создавшую опору для нависающей над пропастью части.
Весь комплекс в целом обнесли несколькими противосейсмическими поясами. Восстановлена (и немного видоизменена) главная башня замка, все строение приведено в порядок. Все эти масштабные работы проводились в крайне неблагоприятных технически условиях – ведь на площадку требовалось подгонять сложную технику и подвозить материалы – по узенькой дороге, рассчитанной разве на небольшие фургоны.
Трудней всего оказалось заделывать трещину в скале. Для этого требовались работы на высоте, над морем. В коллективе «Ялтаспецстроя» не хватало работников с квалификацией в работе на высоте и промышленном альпинизма. Пришлось привлекать к делу добровольцев – вися в малярных «люльках», они вручную заполняли трещину камнями и цементом.
Но работы удалось успешно завершить и замок официально признали памятником архитектуры. Его необычный вид и расположение не замедлил привлечь внимание фотографов – и Ласточкино гнездо быстро превратилось в символ Крыма.
Оно все равно периодически требует проведения работ по реставрации и укреплению конструкции. Это тем более актуально, что замок успел уже испробовать многие «профессии». Изначально его сделали чем-то вроде выставочной галереи. Пришествие рыночной экономики снова превратило его в ресторан. В 2011 г. его снова переквалифицировали в галерею.
Ласточкино гнездо – замок легенд в Гаспре
Понятно, что интересное строение не могло за век с лишним не обрасти букетом сказок и историй. Чаще они касаются даже не замка, а места, на котором он стоит.
Что в пещере у подножия Аврориной скалы жили первобытные люди, а на месте замка некогда было таврское святилище – не легенда даже, а своего рода штамп. В Крыму такое про каждую вторую скалу рассказывают.
Сказка поинтересней объясняет название скалы – она родом из Древней Греции. Якобы богиня утренней зари Аврора любила отдыхать тут. Бог морей Посейдон приставал к ней, но получил отказ. Тогда он послал на крымские берега туман, заставив Аврору долго и безрезультатно ждать зари. Когда утомленная богиня заснула, Посейдон попробовал действовать противоправным методом. Но Аврора проснулась и дала наглецу достойный отпор. Когда в ходе стычки с головы Посейдона упала морская корона, туман исчез, и скалу осветило солнце. С тех пор оно, приходя в окрестности Ялты, первым делом заглядывает на Аврорину скалу.
Еще рассказывают историю о дереве, что якобы выросло на площадке скалы, пробив монолитный камень. В массиве появилось отверстие точно по диаметру ствола. Есть и дополнения – о появлении под ним сундучка, способного удваивать положенную в него сумму денег. Якобы именно из-за этого безымянный генерал решил построить дом именно на этой площадке.
Более поздняя легенда объясняет «невезучесть» замка и его владельцев. Обвиняют в этом некоего местного лихого наездника. Не то это был безымянный владелец дачи (генерал), не то кто-то из его приближенных (тогда получается, что генерал ему покровительствовал и одобрял все, что тот делал).
Современность тоже уже начала сочинять легенды о Ласточкином гнезде. Связаны они главным образом с опасным расположением строения. Большая высота скалы и нависание над нею смотровой площадки провоцируют некоторых любителей экстрима на то, чтобы попробовать изобразить из себя Ихтиандра пополам с Икаром и прыгнуть с площадки в море. К сожалению, фиксировались и смертные случаи (40 м как-никак!). А молва гласит, что на выживших лопалась одежда, словно ее разрезали огромным лезвием.
Одна из подобных историй и вовсе удивительна и все рассказчики клянутся, что она подлинная. Якобы несколько лет назад некий молодой житель Ялты так сильно поругался со своей женой, что его потянуло на рисковые подвиги. Молодой человек приехал к Ласточкиному гнезду и прыгнул со смотровой площадки в воду. Но сделал это не как попало (как самоубийца) и не «солдатиком» – он прыгнул, как настоящая ласточка, так красиво, как только в фильмах бывает.
В числе свидетелей была целая экскурсия, и якобы все ее участники видели, как этот «буревестник» безукоризненно вошел в воду, с математической точностью выставив вперед руки. Он вынырнул живым и здоровым (в этот раз даже лопнувшая одежда не упоминается) и целехонек выбрался на берег. Потрясенная экскурсионная группа интересовалась, как он научился так прыгать в воду. Нашлись и такие, что предложили юноше огромные деньги за повторение номера. Но он отказался и заявил, что прыгать в воду совершенно не умеет.
Остается надеяться, что после этого молодой человек помирился с женой и обрел семейное спокойствие и счастье. Ибо если уж его в такой ситуации тяга к романтическим жестам не подвела.
Кстати о кино. Из-за своего необычного вида Ласточкино гнездо часто появляется на экране. Снимают обычно именно рядом с замком, а не в нем – экстерьер у него много лучше интерьера. Самый известный фильм, в котором «засветилась» крымская достопримечательность – советский детектив «Десять негритят», а так на его фоне даже Джеки Чан снимался.
Как символ Крыма, замок нередко появляется на монетах и банкнотах. Что в этом легендарного? Да то, каким государствам могут принадлежать эти деньги! Что изображение крымской достопримечательности украшает коллекционные украинские гривны 2008 г. или российские деньги (10-рублевую монету 2002-2014 гг. или 100-рублевую купюру 2015 гг. выпуска) – тут ничего удивительного нет. Но в 2012 г. юбилейную монету в форме контуров Крыма и изображением Ласточкиного гнезда заказали… острова Кука! Все знают хотя бы, где они находятся?
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Претензии от теоретиков
Люди обычные, оценивающие достопримечательности Крыма «на глаз», а не методом квантового анализа, находят Ласточкино гнездо очень красивым и романтичным сооружением. А вот некоторые профессиональные критики архитектурных конструкций еще и недовольными остаются!
Такие критики уверяют, что в общей композиции замка отсутствует равновесие отдельных частей; что прямоугольные строения «спихивают» башню в воду (визуально, понятное дело). Башню же они находят недостаточно «тяжелой». Им не нравится, что высота элементов строения увеличивается по направлению к обрыву (а наоборот понравилось бы?). Их не устраивают размеры оконных и дверных проемов (а точнее, что-то в соотношении их размеров), темные деревянные балки внутренней отделки и ее общая «лаконичность».
Более всего таким «знатокам» нравятся детали, привнесенные в конструкцию в процессе реставрации строения – это шпили и части кровли башни. Реконструкторы действительно хорошо потрудились. Но если непосвященный человек посмотрит на фото замка Ласточкино гнездо в Крыму до землетрясения 1927 г. и после реконструкции 1967-1969 гг., ему сложно будет «найти 10 отличий». Одобрения критиков заслужили и 11 стилизованных средневековых гербов, украшающих стены. Но вот вопрос: а как в готическом строении без подобного декора?
Историки же высказывают предположение, что барон фон Штейнгель специально просил Л.В. Шервуда сделать конструкцию визуально хрупкой и неустойчивой – чтобы она в полной мере соответствовала названию и более походила на сказочный дворец, созданный чарами волшебника. И кто критикам виноват, если Шервуд оказался настолько хорошим художником и архитектором, что у него это получилось?
Что до интерьера, там вообще не может быть никаких претензий к архитектуре. Ведь ни один из владельцев нынешнего каменного замка так и не успел закончить его отделку изнутри! Далее прочих продвинулась мадам Рохманова. Но с учетом ее попыток смешать готику с русской стариной, остается только радоваться, что революция и национализация положили конец архитектурно-дизайнерским экспериментам активной купчихи.
Выставочный павильон
Именно по причине того, что внутри Ласточкино гнездо не представляет собой особого интереса, замок и было решено использовать в качестве площадки для выставок. В первую очередь там выставили картины А. Куинджи.
Но Ласточкино гнездо – не музей с постоянной экспозицией. Это именно что выставочная галерея, где периодически выставляются разные коллекции. Преимущество отдается пейзажной живописи, но тут присутствуют разные жанры. О появлении новой экспозиции приходится справляться по телефону или получать информацию на официальном сайте гаспринского дворца.
Территория рядом с замком также иногда используется для концертов (обычно симфонических) под открытым небом. В этой ситуации используется сочетание эстетического воздействия крымских сумерек, музыки и эффектной подсветки самого строения – отзывы очевидцев заверяют, что впечатление создается сильнейшее.
Ласточкино гнездо: фотографии внутри замка
Экскурсии к Ласточкиному гнезду
Но самая важная информация для туриста состоит в том, что здесь постоянно проводятся реконструкции и восстановительные работы. Да, часть из них по состоянию на 2019 года завершилась – зайти внутрь на экскурсию летом можно было. Но все же замок Ласточкино гнездо в Ялте сейчас осматривают, как правило, снаружи и с некоторого расстояния. На начало 2020 года тут ведутся восстановительные манипуляции.
Новые технические неувязки
Проблема состоит все в той же устойчивости строения. Не зря уже несколько лет экскурсантов пускали на прилегающую территорию и внутрь строения только небольшими группами – многочисленные ремонты и реконструкции оказываются неспособными обеспечить надежность Аврориной скалы.
В 2013 г. обследования показали наличие трещин в бетонной несущей плите, заведенной под фундамент в 1968 г. Она уже не может считаться надежной опорой. Проблему создает и трещина скального массива. Постоянные попытки удержать массив, заполняя трещину бетоном и камнями, делают скалу более тяжелой. Наполнитель же «раздувает» ее, провоцируя дальнейший рост трещины. Получается заколдованный круг: попытки укрепить Аврорину скалу становятся причиной ее дальнейшего разрушения.
Однако власти Крыма полны решимости сохранить символ полуострова – в 2015 г. Ласточкино гнездо объявлено памятником федерального значения. Для этого требуются масштабные ремонтные работы – нависающий над морем балкон тоже объявлен зоной особой аварийности.
В 2019 г., в жаркие месяцы, тут проводилось несколько выставок и концертов:
Организовывались и экскурсии на территорию и внутрь здания – приложенные выше фото явное подтверждение этого. Сейчас же тут ведутся работы по планированию и организации реставрации и укрепления фундамента.
Определенные манипуляции уже были проведены, но другие еще только предстоит сделать. Как это будет сделано технически – пока неизвестно. Но с другой стороны – на дворе и не 1967-й год, появилось много новых прочных материалов и технических возможностей.
Экскурсионные возможности
Сказанное не означает, что увидеть символ Крыма невозможно. На данный момент экскурсии к замку, на смотровую площадку и внутрь дворца не проводятся в штатном режиме. Но видеть комплекс и делать снимки ничего не мешает!
Самый простой способ сделать это – отправиться из Ялты на морскую экскурсию. На набережной предлагают много вариантов поездок на катерах с экскурсионными целями, и Ласточкино гнездо – обязательный элемент любого из таких маршрутов. И ранее замок не рекомендовали делать единственным экскурсионный объектом на день, теперь эта рекомендация еще более справедлива. С катера же можно увидеть Ласточкино гнездо в ландшафте (а оно отлично в него вписывается), сделать хорошие панорамные снимки, а заодно посмотреть и другие интересные места.
Можно также записаться на экскурсию в Воронцовский дворец – это недалеко и практически всегда подобные маршруты подразумевают и «вираж» к Ласточкиному гнезду. Но смотреть ныне все равно придется с приличного расстояния. В связи с этим опытные туристы рекомендуют надевать на экскурсию спортивную обувь – лучшие снимки получаются с окрестных скал, на которые вполне реально вскарабкаться, но не на каблуках.
Туристам, совершающим экскурсионные поездки самостоятельно, нужно учитывать, что в Гаспре нет указателей, демонстрирующих проезд к Ласточкиному гнезду. Да и сама дорога оставляет желать лучшего – нужно быть готовым к относительно экстремальному вождению. Однако легковая машина при некоторой осторожности пройдет безопасно.
Наконец, из поселка Гаспра к достопримечательности ведет дорога-лестница. Старожилы утверждают, что в ней 1200 ступенек (неужели действительно считали?), так что подъем требует и времени, и определенных сил. По дороге есть лавочки для отдыха, но все равно полуденное пекло будет не идеальным для этого временем.
Пока официальный сайт Ласточкиного гнезда не сообщает, сколько планируется потратить времени на реставрационные работы. Гостям Крыма лучше справляться о возможности посетить достопримечательность периодически или непосредственно перед поездкой. Можно также следить за новостями из Крыма. В конце концов, надежное сохранение крымского символа для следующих поколений однозначно важней, чем невозможность посещения Аврориной скалы нашими современниками в течение нескольких лет.
Пока на вершине скалы высится парящий над Черным морем замок, где периодически проводится ремонт, дайверы пытаются забраться в нее снизу. Там у подножия есть затопленные пещеры. Хотя археологи по этому поводу не высказывались, но туристы считают, что в них жили люди каменного века. Однако с комплексом замка подземные полости однозначно не связаны, и даже не они повинны в его аварийном состоянии.
Как добраться до Ласточкиного гнезда из Ялты
От центра города Ялта чаще всего отправляются, как мы уже говорили, на катерах и яхтах. Но сухопутный маршрут тоже имеется, даже на городском транспорте сюда нетрудно доехать. Правда, ближайшая остановка располагается в 640 км – называется она «Ласточкино гнездо». До нее ходят автобусы №102, следующие до Алупки (до Алупкинского дворца).
На машине самостоятельно добираться до достопримечательности от Ялты удобнее всего так:
Вот маршрут для автотуристов, едущих от Алушты:
А вот как доехать до Ласточкиного гнезда можно от Севастополя:
Контактная информация
Что бы там ни говорили критики, а символом Крыма Ласточкино гнездо стало вполне заслуженно. В нем есть все то, чем славится полуостров: красота, романтика, необычность и доля волшебства! В заключение предлагаем видео о посещении замка на Аврориной скале, приятного просмотра!
История замка на скале (35 фото + 1 видео)
Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.
С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.
Аврора у древних римлян — богиня утренней зари. Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.
Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви»! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо.
Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?
Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево.
По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.
Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.
«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?
Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.
После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.
Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку
В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель.Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.
Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве.
Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.
Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.
На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.
Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.
В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.
К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.
Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.
Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.
И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.
В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…
«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.
– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.
Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.
Ильф и Е. Петров,
«12 стульев»
В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.
Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи.
Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.
Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости.
Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.
Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!
В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.
Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев. Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.
Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.
Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.
Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.
В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!
И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть страху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…
На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев.
Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!
Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.
С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова.
В 2016 года сообщалось, что специальные датчики установлены на скале, где находится «Ласточкино гнездо», для мониторинга состояния скалы и знаменитого замка.
«По территории санатория «Жемчужный» (находится рядом с замком — ред) и в «Ласточке» уже установлены датчики, которые каждый день снимают информацию о подвижности скалы. Сегодня они расставлены и работают», — сказала Новосельская.
Утверждается, что сейчас необходимо максимально ограничить его посещение, чтобы не «тревожить замок и дать возможность специалистам разобраться в том, что именно там необходимо сделать». На сегодня знаменитый символ Крыма находится в ведении Министерства культуры, но проводить работы по реставрации замка может Госкомитет по охране культурного наследия, сказала министр.
Проход закрыт по обзорному балкону вокруг самого замка. На сегодня состояние этого балкона и части скалы под ним — аварийное
Может быть какие то работы летом проводились, я пока не нашел никакой информации …