что находится в краеведческом музее
Краеведческий музей
Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.
Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.
Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.
Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций. На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.
Окно в древность: самые интересные краеведческие музеи Центральной России
Самые интересные музеи и достопримечательности Центральной России
Если вы желаете с пользой провести выходные, то отправляйтесь всей семьей в Центральную Россию, чтобы посетить интересные краеведческие музеи. Вы сможете расширить свой кругозор, а также показать детям, как жили их предки.
Посещение культурных объектов – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Какие туристско-краеведческие направления популярны? Где можно увидеть древние экспонаты?
В Центральной России множество памятников архитектуры, построенных во времена Царской России, а также Российской империи. Какие достопримечательности выбирают туристы, в том числе те, кто организует поездки с детьми. Среди популярных направлений представлены:
Музеи и достопримечательности Центральной России
Исторический музей в Москве
Во многих городах Центральной России находятся десятки музеев, в которых собраны экспонаты из разных эпох. Ежегодно туристы посещают следующие объекты:
Краеведческие музеи
В Центральной России представлено множество краеведческих музеев, в которых можно ознакомиться с историей и традициями региона, узнать, какие народы проживали на этой территории, какие обычаи они соблюдали. К лучшим музеям Центрального округа причисляют следующие:
Разнообразие памятников архитектуры и музеев в Центральной России по достоинству оценят туристы всех возрастов, в том числе семьи, путешествующие с детьми.
Краеведческий музей
Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.
Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.
Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций.
На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.
Урáльская горнозавóдская цивилизáция — уральская региональная культура — культурный период в истории Урала и России, начиная с XVIII века и до первой половины XIX века. Для цивилизации характерно выделение специфической культуры, наличие самобытных горных городов, многонародный состав, специфический стиль художественного оформления и др.
Что находится в краеведческом музее
Краеведение как социокультурный феномен реализует социально значимые функции, решая при этом важные экономические, социальные, исследовательские задачи. Особенности развития краеведения зависят от ряда объективных и субъективных факторов: это и политическая обстановка, и экономическая ситуация, и актуальные направления разных наук, и особенности менталитета различных категорий населения в конкретных регионах. Краеведческие музеи являются «колыбелью» краеведения, но в то же время современный краеведческий музей реализует множество социокультурных функций: документирующую, интеграционную, познавательную, образовательную, мировоззренческую, коммуникационную и др. Но самой важной и основополагающей для любого музея является функция документирования процессов и явлений и хранения собранных артефактов – музейных предметов. Музей как культурная форма, сформировавшись еще во времена античности, подвергаясь соответствующим изменениям, дошел до наших дней. Именно в музее реализовывается важная функция сохранения и репрезентации социальной памяти и осуществляет связь поколений.
В настоящее время принято разделять музеи по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, естественно-научные и др. В связи с этим хотелось бы отметить особое положение краеведческого музея, включающего в себя, как правило, многие направления: гуманитарные, естественно-научные, технические, экономические, художественные. И если исторические, технические, художественные музеи собирают, комплектуют, хранят и показывают музейные предметы исходя из профильных научных дисциплин или видов искусств, которым они посвящены, то цель краеведческого музея несколько иная. Краеведческие музеи документируют процессы развития природы и общества определенного края (региона, местности) в их целостности и многообразии [1]. По сути, это музеи определенной территории, их задача – отразить все процессы и явления, происходившие в разное время в определенном регионе. Как писала видный отечественный музеевед Д. А. Равикович, краеведческий музей должен заниматься «сбором и показом местного материала, состоит из отделов, коллекции которых отражают природу края, его историю и экономику» [2]. Предтечей современного краеведческого музея можно считать земские музеи, появившиеся в 80-х гг. XIX в. в структуре органов местного самоуправления – земств.
Земские музеи были направлены на помощь в проведении аграрной реформы. В то время была насущная необходимость в собирании и хранении почвенных образцов для определения доходности разных категорий земель, да и вообще, «исследование ограниченных по пространству местностей необыкновенно важно не только для познания всей обширной страны нашей, но и в чисто ученом отношении. Многие явления высокой важности могут быть изучаемы именно лишь с помощью наблюдений, производимых в продолжение многих лет в одной и той же местности» [3]. Исследования проходили в процессе составления земельного кадастра, и справочный натурный материал подобного плана был важен для определения выкупной цены земли, выявления уровня доходности крестьянского хозяйства, а также решения всевозможных споров земельного характера. Но, по мнению многих исследователей, и в первую очередь Д. А. Равикович, «уровень развития науки, находившейся в тот период в стадии накопления и систематизации фактов, чрезвычайно слабая изученность страны, преобладание в провинции любительского труда краеведов – все это приводило к тому, что деятельность по изучению края могла выражаться только в сборе фактического материала о его природе, истории, экономике» [4]. В Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей была создана особая комиссия для разработки устава земского губернского музея.
Устав предусматривал два основных направления в работе земского музея – научное и прикладное. В рамках научного направления предусматривалось естественно-научное изучение края, сельскохозяйственных ресурсов, полезных ископаемых и пр. Прикладные исследования касались конкретных проблем, связанных с зональной специализацией сельского хозяйства и кустарной промышленности. В рамках прикладных исследований изучались отдельные отрасли, промыслы или культуры. Принятый в Санкт-Петербурге Устав был разослан во все статистические комитеты и губернские управления для подготовки своего устава для каждого земского музея. Первые земские музеи были созданы в конце 80-х гг. XIX в. в Полтаве и Нижнем Новгороде. После этого музеи стали открываться на юге империи при земствах южных губерний – Херсонской, Харьковской, Бессарабской. При помощи статистических комитетов были открыты музеи в Архангельске (1859 г.), Владимире (1862 г.), Уфе (1865 г.), Твери (1866 г.), Тобольске (1870 г.), Петрозаводске (1871 г.), Ташкенте (1876 г.), Екатеринодаре (1879 г.), Могилеве (1879 г.), Семипалатинске (1883 г.), Воронеже (1886 г.) и т. д. [5]. В начале XX в. земские музеи получили широкое распространение и в центральных районах России. По отзывам современников, эти музеи стали для крестьян школами агрономических и агротехнических знаний. Как правило, в структуре земского музея было три отдела: естественно-исторический, сельскохозяйственный и промышленный, представлявший кустарные промыслы. Иногда в связи с ростом коллекций естественно-исторический отдел делился на разделы: почвенный, ботанический, зоологический и др. Специализация земских музеев была связана с зональными и климатическими особенностями региона.
Так, для заболоченных районов в Новгороде возник болотно-луговой музей узкого профиля, причем его коллекция включала обширную информацию о происхождении болот, их типах, способах мелиорации, агротехнических навыках для освоения болот и лугов. Земские музеи нечерноземных губерний показывали особенности природы своего края. Так, например, в Туле в 1910 г. возник еще один вид земского музея – энтомологический и фитопатологический, специализацией которого явилось изучение сельскохозяйственных вредителей, а также различных грибковых заболеваний растений. Вообще в земских музеях большую часть фонда составляли тематические учебные коллекции. Они специально формировались для проведения занятий по агрономии и агротехнике применительно к зональным особенностям. В музеях были специальные «кабинеты участковых агрономов». В арсенале музея были передвижные тематические выставки. С течением времени музеи меняли название, а иногда – специализацию. Некоторое время было распространено название «музей местного края». Среди музееведов нет единства в отношении оценки уникальности краеведческого музея как вида: некоторые считают, что краеведческие музеи не имеют прямых аналогов за рубежом, а другие – что за рубежом похожие музеи есть. Как бы то ни было, краеведческие музеи, даже российские, очень различаются между собой. При некотором общем структурном сходстве (и то не всегда) фактурно они различаются, иногда достаточно сильно, начиная от здания, в котором они находятся, и заканчивая составом коллекций: ведь объектами собирания, хранения и экспонирования современных краеведческих музеев является то особенное, уникальное и в то же время типичное, что характеризует историю, культуру, искусство, технику, хозяйственную деятельность, экономику и вообще жизнь того или иного края. Таким образом, краеведческий музей по определению не может
быть однопрофильным. Его можно рассматривать как современную культурную кентавр-модель, включающую в себя два начала: гуманитарное и естественно-научное, техническое. Практически в каждом краеведческом музее есть отделы природы, характеризующие природные особенности региона. В этих отделах работают специалисты с особым естественно-научным и техническим образованием. Для того, чтобы грамотно показать природу, животный и растительный мир края, наличие и добычу полезных ископаемых на данной территории, динамику развития промышленности, особенности хозяйственной деятельности – для всего этого необходима естественно-научная и техническая компетенция. В то же время каждый регион богат талантами в области культуры и искусства. И задачи краеведческих музеев в данной области – показывать не только высшие достижения, вошедшие в копилку национальной и мировой культуры, получившие импульс и развитие именно на этой земле. Разумеется, знаменитый писатель, актер или композитор, родившийся в малом провинциальном городе, представляет особую гордость этого города. Именем этого человека называют улицы, в честь него делают экспозиции в местных музеях и даже создают специальные мемориальные музеи, посвященные его жизни и творчеству.
Но краеведческий музей призван показывать не только высшие достижения и открытия. Он должен отражать историю повседневности, демонстрировать произведения местных художников второго и третьего ряда и вообще художественную жизнь региона, экспонировать образцы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, бытующих на данной территории. Для комплектования, собирания, хранения и экспонирования подобных экспонатов необходима гуманитарная и искусствоведческая компетенция. Как правило, краеведческий музей – очень динамичный организм, решающий, помимо функций документирования, собирания, комплектования, экспонирования, и многочисленные просветительские задачи. Сотрудниками музея проводятся лекции и экскурсии, организуются музейные и внемузейные мероприятия, в которых бывают задействованы все сотрудники, вне зависимости от профиля их специализации.
Как показывает практика, очень часто сотрудникам краеведческих музеев приходится расширять сферу своей деятельности и своих научных предпочтений, исходя из разнообразных задач и во время реализации общемузейных проектов. В результате сотрудник, долгое время работающий в краеведческом музее, очень часто знаком как с гуманитарной, так и естественно-научной и технической составляющей музея. Краеведческие музеи еще называются комплексными, и их сотрудники вынуждены быть в курсе комплекса разнообразных проблем, разрабатываемых в стенах музея. Таким образом, современный многопрофильный комплексный краеведческий музей можно рассматривать как культурную кентавр-модель современности, потому что, во-первых, в рамках этого социокультурного института органично сочетаются и взаимно дополняют друг друга естественнонаучная, техническая и гуманитарная, искусствоведческая составляющая. Во-вторых, сотрудники музея подобного профиля часто представляют собой универсалов, в процессе работы в музее и под воздействием обстоятельств (а нередко и по собственному желанию) осваивающих новые для себя области наук и сферы деятельности, представленные в данном музее. Основная функция музея – документирующая – представлена в современном краеведческом музее достаточно многогранно. Правда, в последнее время, не оспаривая приоритетность данной функции, ее все же отодвигают и актуализируют культурно-досуговую функцию, превращая музей в культурно-досуговый центр, что, впрочем, является требованием XXI в.
Примечания 1. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. С. 343. 2. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX – начале XX века // История музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 145–176. 3. Там же. С. 147. 4. Там же. 5. Там же. С. 153.
Экскурсия в краеведческий музей
Елена Лопатько
Экскурсия в краеведческий музей
В каждом крае есть место,где можно познакомиться с его историей, узнать о достопримечательностях, обычаях и быте, увидеть интересные и удивительные вещи, узнать его выдающихся людей. Таким местом является краеведческий музей.
Я предложила нашим ребятам посетить такое уникальное место в г. Пролетарске. Они с радостью согласились.
Солнечным, ноябрьским утром мы с другими ребятами отправились на экскурсию. Мы прошлись по уютным улицам нашего города. В старой части города сохранились старые дома станичных казаков. Было очень интересно их рассмотреть. Пролетарск – один из исторических городов с охраняемым культурным слоем.
В экспозицию музея входят несколько разделов,посвященных разным периодам в жизни нашего края. Наша экскурсия началась с самой древней части его экспозиции- историко-археологической. Здесь мы знакомились с историей развития жизни на территории своего края. Проходя по разделам музея, можно увидеть, как совершенствовался их быт, становясь более умелым, искусным, образованным. Наши далекие предки были великими мастерами, могучими воинами, талантливыми зодчими. Испытываешь гордость за них, живших много лет назад и умевших обустраивать свой быт с такой тщательностью и сноровкой.
Детям было очень интересно узнать, каким был наш край в каменном веке. На его территории росли многочисленные вечнозеленые деревья и кустарники. Экскурсовод Татьяна Петровна показала нам окаменелость бамбука. Она была найдена на ракушечном карьере, недалеко от нашего города. Это говорит нам о том, что мы живем на дне древнего моря и когда-то, много миллионов лет назад здесь было тепло.
Животный мир был представлен-чучелами птиц и животных, живущих в нашей местности. Так, в краеведческом музее представлены: чучело степного орла, совы-они поразили своими размерами. Большое количество водоплавающих птиц. Разнообразна коллекция степных грызунов и хищников.
В целом нам очень понравилась экскурсия в городской краеведческий музей, ребята узнали так много нового о своем Донском крае, о его прошлом.
«Как рубашечка во поле выросла» экскурсия в городской краеведческий музей Совсем недавно мы с детьми побывали на вставке «Как рубашечка во поле родилась»в Городском краеведческом музее. Дети с первых шагов окунулись.
«Эхо войны». Экскурсия в краеведческий музей В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.
Фотоотчёт: «Экскурсия в краеведческий музей» В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.
«Традиции русского чаепития». Экскурсия в краеведческий музей Ребята подготовительной группы «Василек» посетили краеведческий музей г. Ялуторовска, выставочную композицию «Секреты русского чаепития».Экскурсовод.
Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в Мурманский областной краеведческий музей» Виртуальная экскурсия в Мурманский областной краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Хозяйство и быт саамов» Цель: воспитание любви.
Экскурсия в Асбестовский краеведческий музей «История возникновения письма на Руси» (фотоотчет) Как много интересного и неизведанного окружает наших детей. Как много им хочется узнать, увидеть, услышать в необычной обстановке о истории.
Экскурсия в краеведческий музей Велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей хранит время, которое живет в виде музейных экспонатах, созданных.
Экскурсия в краеведческий музей слободы Большая Мартыновка. Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей.
Экскурсия в Тихорецкий историко-краеведческий музей Накануне празднования 70-летия Дня Великой Победы воспитанники групп «Капелька», «Солнышко», «Лучики» МБДОУ №12 «Ладушка» города Тихорецка.