что находится рядом с ярославским вокзалом в москве
Ярославский вокзал в Москве
Ярославский вокзал (ранее Троицкий, Северный) — один из трех вокзалов, расположенных на Комсомольской площади.
Вокзал начал работать в 1862 году, изначально обслуживая ярославское направление. Нынешнее здание было построено в 1904 году архитектором Ф. О. Шехтелем, который искусно соединил в одном проекте элементы зодчества Древней Руси с деталями декора в популярном стиле модерн. Позднее оно было реконструировано, оснащено новым оборудованием.
Сегодня Ярославский вокзал в Москве принимает и отправляет поезда дальнего следования, обслуживает пригородные направления, по которым выполняют рейсы электрички и экспрессы.
В здании работает медпункт, есть кафе и магазины, на всей территории действует сеть Wi-Fi — доступ с ограничением скорости бесплатный, для снятия ограничений нужно приобретать специальную карту. Вокзал предлагает пассажирам и ожидающим стандартные услуги: хранение багажа и ручной клади; зоны отдыха и длительного пребывания, комнаты матери и ребенка.
Расписание с Ярославского вокзала в 2021 году
Из 95 ж/д путей станции Москва-Ярославская 16 путей отданы под отправление и прибытие пассажирских составов. Ниже представлено онлайн-табло Ярославского вокзала, где вы можете посмотреть обновляемое расписание ближайших рейсов — указано время прибытия и отправления.
Расписание поездов с Ярославского вокзала
Сегодня с Ярославского вокзала ежедневно отправляется около 30 поездов дальнего следования. Уточнить информацию об интересующем вас поезде можно в онлайн-расписании ниже.
Расписание электричек
За весь день можно насчитать до 200 пар электропоездов, которые обслуживают это направление Подмосковья. Иногда в расписании сложно найти паузу в 5 минут — одни электрички отправляются, другие прибывают, придерживаясь такого плотного графика каждый день. Обратите внимание, что по будним дням в электричках бывает технический перерыв, который длится обычно около 2 часов и чаще всего попадает на первую половину дня.
Купить билет с Ярославского вокзала
Жизнь в современном ритме учит экономить время. Оптимизация жизненных процессов коснулась и покупки ж/д билетов. Теперь почти любой билет можно купить онлайн, не затрачивая силы на дорогу и очереди в билетные кассы вокзалов.
Онлайн-продажу компания РЖД открывает за 45–90 суток до даты поездки, в зависимости от направления. Оплатить билеты можно банковской картой. Обратите внимание, что на большинство направлений действует система динамического ценообразования, благодаря которой можно успеть совершить покупку по максимально низкой цене в начале продаж или на мало популярные направления. По мере увеличения количества приобретенных билетов на поезд, цена будет расти.
Купить билет можно на сайте РЖД или на портале Туту.ру. Последний занимает минимальное количество времени на регистрацию и оплату.
Основные направления
Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также со столицами Китая, Монголии, КНДР. Станция Москва-Ярославская является тупиковой, здесь нет проходящих составов.
Поезда
По данным о пассажиропотоке за 2017 год Ярославский вокзал является крупнейшим не только в Москве, но и во всей стране.
Через Нижний Новгород проходят многие составы из Москвы, которые следуют в Новый Уренгой, Красноярск, Пермь и другие города Урала и Сибири. Есть и фирменный поезд «Нижегородец», который отправляется в 23:55 из Москвы и прибывает на свою конечную станцию в Нижний Новгород к 7 утра следующего дня.
Проехать почти всю страну на поезде — мечта настоящих романтиков. Отправиться в такую поездку можно на фирменном поезде «Россия» по нечетным числам месяца. Состав находится в пути 6 суток. Обычный состав проходит этот путь почти за 7 суток.
В Ярославль отправляется несколько рейсов в день, в том числе и фирменные поезда. В пути пассажиры проводят от 3 ч. 18 мин.
Ж/д вокзал Екатеринбурга является крупной станцией, которая находится на пути поездов, следующих из Москвы во Владивосток, Читу, Северобайкальск и даже Пекин. Добраться в столицу Урала можно примерно за 30 часов, в зависимости от состава.
В направлении Перми ежедневно уходят несколько составов. Одним из самых быстрых является фирменный поезд «Енисей», который находится в пути меньше 21 часа.
Ярославский вокзал обслуживает и часть поездов в северном направлении от столицы, например, к ним относится Архангельск. Доехать на поезде из Москвы в Архангельск получится за 20–22 часа.
Вологда является еще одним популярным направлением к северу от Москвы. Самым скоростным является поезд, который идет непосредственно из Москвы в Вологду, расстояние между городами он преодолевает за 6 часов 45 минут.
Так как Владимирская область граничит с Московской, то с выбором поезда, который довезет вас во Владимир проблем не возникнет. Каждый день есть несколько рейсов в разные часы (кроме утренних). Во Владимире вы окажетесь меньше чем через 3 часа.
Электрички
С Ярославского вокзала курсируют также пригородные поезда в города Московской области: Мытищи, Королев, Ивантеевку, Фрязино, Щелково, Лосино-Петровский, Пушкино, Хотьково, Сергиев Посад, Струнино, Александров. Подробная схема движения электричек находится на сайте ЦППК.
Выход к электропоездам осуществляется только через турникеты по билетам. Билеты можно приобрести как в кассах, так и в специальных автоматах, которые расположены около касс и турникетов. Для льготных категорий пассажиров последнее время появилось требование оформлять перед поездкой бесплатный билет.
Сохраняйте билет до выхода из Ярославского вокзала — выход с перрона так же осуществляется по билету.
Как выйти к пригородным поездам на Ярославском вокзале (видео)
Отели, гостиницы рядом с Ярославским вокзалом в Москве
В пешей доступности от Ярославского железнодорожного вокзала Москвы находится несколько недорогих хостелов, есть апартаменты, сдаются номера в гостиницах и отелях.
Камера хранения на Ярославском вокзале
Автоматическая камера хранения на Ярославском вокзале привлекает внимание — это красные шкафчики больших размеров, где пассажиры могут размещать свои вещи. Они доступны круглосуточно.
Цены различаются в зависимости от размеров ячейки и количества часов, на которое вы планируете оставить багаж.
Тарифы в 2021 году:
Также на нулевом этаже здания вокзала есть обычная ручная камера хранения, где оплата производится за каждую единицу багажа на весь день (до конца календарных суток) — 250 рублей. Режим работы этой камеры хранения с 4 утра до 1 часа ночи.
Справочная
По любым вопросам, связанным с покупкой, обменом и возвратом билетов и другим моментам, связанным с путешествием на поезде, можно обратиться по справочной телефонной линии РЖД — 8 (800) 775-00-00. Звонок бесплатный по всей России как с мобильных, так и с городских телефонов.
Как добраться до Ярославского вокзала
Ярославский вокзал расположен на Комсомольской площади рядом с метро Комсомольская (Кольцевая и Сокольническая линии).
Недалеко от здания останавливаются маршрутки, автобусы, троллейбусы, трамваи, от железнодорожных станций Ярославского, Казанского и Ленинградского направления можно доехать и на пригородных электричках. Так же можно использовать электрички Курского направления и выйти на станции «Ржевская» (она находится на той же площади).
Около Комсомольской площади, на которой находится вокзал, есть трамвайная остановка (сюда приходят маршруты № № 7, 13, 37, 50), остановка электробусов (маршруты № № т14 и т41) и автобусов (№ № 40, 122, Н15 — ночной).
На привокзальной площади есть парковка — удобно для тех, кто едет на такси или личном транспорте.
Последние годы всё более популярным и выгодным становится вызов такси через мобильные приложения. Для заказа машины на территории Москвы можно воспользоваться, например, Яндекс. Такси, Uber или Gett. Taxi.
Выбирая способ, как добраться до вокзала, не упустите из виду привычные московские пробки: более-менее точно рассчитать время на дорогу вы сможете только воспользовавшись подземкой.
Остановка автобусов и троллейбусов около Ярославского вокзала — панорама Google Maps
Маршруты до других вокзалов Москвы
С Ярославского на Ленинградский вокзал попасть проще всего — он находится на той же площади, буквально в соседнем здании.
С Ярославского до Казанского вокзала можно добраться пешком: для этого пройти немного в сторону Ленинградского вокзала, спуститься в подземный переход и выйти на другой стороне Комсомольской площади — нужный вокзал перед вами.
Все московские вокзалы расположены около станций метро (в основном, Кольцевой линии).
Курский вокзал: метро, одна станция до «Курской» по Кольцевой линии.
Павелецкий вокзал: метро, три станции до «Павелецкой» (Кольцевая линия).
Белорусский вокзал: метро, Кольцевая линия, три станции до «Белорусской».
Киевский вокзал: минут 15 на метро, пять станций по Кольцевой линии, выйти на «Киевской».
Савеловский вокзал: метро с пересадками — две станции по Кольцевой линии, на ст. «Новослободская» переход на ст. «Менделеевская» и посадка на Серпухово-Тимирязевской линии, выходить на ст. «Савеловская».
Рижский вокзал: прямой маршрут — автобус № т14, девять остановок, выходить на «Рижском вокзале»; на метро — проехать станцию по Кольцевой линии, на ст. «Проспект Мира» перейти на Калужско-Рижскую ветку, проехать еще одну станцию до «Рижской».
Как доехать с Ярославского вокзала до аэропорта
Хотя с Ярославского вокзала нет прямых рейсов до московских аэропортов, можно быстро добраться до мест посадки на экспрессы, проехав несколько станций на метро.
Чтобы доехать с Ярославского вокзала до Шереметьево, нужно сесть на метро до Белорусского ж/д вокзала (станция метро «Белорусская»), а оттуда уже на аэроэкспрессе.
Маршрут Ярославский вокзал — Внуково предполагает пересадку на экспресс на Киевском вокзале. Другой вариант — на метро до «Юго-Западной», пересесть на маршрутку № 45 м.
Добраться от Ярославского вокзала до Домодедово можно тоже одним из двух способов: на метро до Павелецкого вокзала, затем на аэроэкспрессе; на метро до «Домодедовской» (пересадка на Замоскворецкую линию) с посадкой на маршрутку/автобус № 308 до конечной.
Аэропорт «Жуковский». От Ярославского вокзала удобнее всего воспользоваться электричкой. Для это перейдите по подземному переходу к Казанскому вокзалу и садитесь на электропоезд, который делает остановку на станции «Отдых». Это около часа в пути. От станции постоянно курсируют шаттлы в Жуковский. Интервал движения — полчаса, дорога занимает 20 минут. Так же от станции вы можете воспользоваться местными маршрутками № № 2 или 6.
Вход на станцию метро Комсомольская около Ярославского вокзала — панорама Google Maps
Парковка
Около Ярославского вокзала есть две парковочные зоны, удобные для тех, кто едет на личном транспорте.
Одна расположена перед южным фасадом здания (на карте), около главного входа в вокзал. Количество мест рассчитано на 40 автомобилей. Первые 15 минут можно стоять бесплатно, далее стоимость составляет 250 рублей за час.
Вторая парковка находится справа от главного входа (на карте), вдоль восточного фасада здания. Она в два раза больше по вместимости (80 мест), но здесь отсутствует возможность бесплатной парковки. Цена за час — 200 рублей, за полные сутки — 1200 рублей.
Оплату паркинга на территории Москвы можно произвести через СМС на короткий номер 7757 или через мобильное приложение «Парковки Москвы», паркоматы или терминалы Kiwi. Подробнее о способах оплаты можно прочитать на городском портале «Московский Паркинг».
Трансфер
Заказать такси с Ярославского вокзала можно не только по Москве (до аэропорта, другого вокзала, гостиницы), но и в пригород или на дальние расстояния. Тарифы на трансфер указаны ниже.
Аренда авто
В здании Ярославского вокзала можно арендовать автомобиль для передвижения по городу и за его пределами. Обратите внимание, что на дорогах Москвы комфортно себя чувствуют только очень опытные водители, имеющие стаж вождения в больших мегаполисах.
Метро Комсомольская в Москве
Станция Московского метрополитена под названием «Комсомольская» располагается сразу на двух ветках: Кольцевой, которая объединяет между собой большинство линий метро и Сокольнической, связывающей через центр отдаленные столичные районы.
Комсомольская Кольцевая на всех картах и схемах обозначается коричневым цветом и цифрой «5». Построена под Комсомольской площадью в 1952 г. на глубине 37 м. Относится к колонным трехсводчатым станциям и имеет одну островную платформу. Архитектура зала — сталинский ампир. Тематика оформления посвящена триумфу и патриотичности советского народа.
По пассажиропотоку Комсомольская Кольцевая считается одной из самых загруженных на сегодняшний день, поскольку рядом расположены три крупных ж/д вокзала: Казанский, Ярославский и Ленинградский, а также станция Каланчевская линии Московских центральных диаметров, или МЦД-2.
Станция Комсомольская Сокольнической линии имеет красный цвет и обозначена цифрой «1». Глубина заложения небольшая — всего 8 м. Открыта в 1935 г. в составе первого участка Московского метрополитена. В облицовке доминирует золотисто-желтый мрамор, серый и красный гранит и светло-желтая керамическая плитка. Обращают на себя внимание панно из майоликовой плитки, посвященные теме труда метростроевцев-комсомольцев.
Комсомольская на Сокольнической линии связана с Кольцевой станцией пересадкой, а также общим вестибюлем, в котором находятся эскалаторные тоннели. Второй вестибюль станции находится в здании Казанского вокзала.
Время в пути от метро Комсомольская
Комсомольскую площадь, под которой расположилась станция метро, негласно называют «Площадь трех вокзалов». Ежедневно сюда приезжает огромное количество людей, и такой же поток пассажиров отправляется на поездах дальнего и пригородного направлений. Поэтому очень важно правильно построить свой маршрут от ключевых станций метро к Комсомольской и наоборот, а также рассчитать время:
Время работы
Станция Комсомольская Кольцевая начинает работать с 5:30 утра. Станция на радиальной линии открывается на 10 минут раньше. Время закрытия обеих станций в 01:00.
Первый поезд от Кольцевой в сторону проспекта Мира по четным дням отправляется в 05:44, по нечетным в 05:46. Последний поезд по четным в 01:32, по нечетным в 01:38. В сторону Курской станции первый поезд идет в 05:42 в любой день. Завершают свое движение поезда в этом направлении в четные дни в 01:27, в нечетные в 01:38.
С Сокольнической ветки в сторону Красносельской станции первый поезд в любой день отправляется в 06:01, а последний в 01:41. К станции Красные Ворота первый поезд идет в 05:33, последний в 01:16.
Узнать актуальное расписание и изменения в часах работы станций, а также выбрать менее загруженный вагон поможет официальный сайт или мобильное приложение Московского метрополитена.
Выходы станции метро Комсомольская
Внутри станции Комсомольская много указателей, которые помогут пассажирам сориентироваться, чтобы воспользоваться оптимальным выходом.
Вход в метро Комсомольская у Казанского вокзала на панораме Яндекс-карт
Магазины и кафе
В ближайшем радиусе от Комсомольской всегда найдется место, где можно вкусно поесть, приобрести необходимые товары, продукты или сувениры.
Мало кто проходит мимо знаменитого универмага «Московский». Под его сводами расположились более 140 магазинов, в том числе и крупные сетевые супермаркеты: «Пятерочка», «Billa», «Детский мир». Также здесь есть магазин фиксированных цен «Fix Price».
Брендовые магазины предлагают одежду, обувь и аксессуары для всей семьи, парфюмерию и косметику, товары для хобби и творчества, ювелирные изделия, часы и многое другое, что может заинтересовать гостей и жителей столицы.
В большом торговом центре есть уютные атмосферные кафе с русской, европейской и азиатской кухней: «Теремок», который работает в формате фаст-кэжуал; «Укроп и кинза» с русско-узбекской кухней; «ПиццерияПаб» с крафтовым пивом и пиццей, приготовленной в каменной печи; «Фо Бо Том Ям» с классическими и современными вьетнамскими блюдами; «Чайхона ТандырХаус» с восточными блюдами и тандырной выпечкой.
Поклонники еды из ресторанов быстрого питания также не будут разочарованы. На «Площади трех вокзалов» находятся Макдоналдс, KFC, Бургер Кинг, Фреш, Ракета. Ценители японской кухни не обходят стороной Планету суши.
Тем, кто планирует встречу на вокзале с букетом, нет нужды готовиться заранее. В Моссцветторге или в магазинах «Цветовик» и «Талисман Флора» большой выбор цветов, из которых продавцы составят букет по пожеланиям клиента.
Квартиры и гостиницы
Поблизости от станции метро Комсомольская не сложно найти гостиницу, хостел или снять квартиру различной ценовой категории.
Один из вариантов по приемлемой цене и с удобным расположением — это сетевая гостиница «ГородОтель». Одна гостиница находится в здании Казанского, а вторая в здании Ленинградского вокзала. В них есть все необходимое для комфортного проживания с семьей или компанией друзей.
Отель «Hilton Moscow Leningradskaya» расположился в одной из знаменитых сталинских высоток. Для отдыха и работы здесь предлагают современные стандартные номера и фешенебельные люксы. Также в пятизвездочном отеле большой выбор предлагаемых услуг и изысканное меню в ресторане «Джанус».
Много положительных отзывов от гостей столицы получает сеть хостелов «Артист», мини-отель «Travel Inn», недорогой и уютный хостел Orange.
Достопримечательности рядом с метро Комсомольская
Сама станция метро и железнодорожные вокзалы вокруг Комсомольской площади — шедевры архитектуры, изучению которых стоит уделить внимание. Не оставит равнодушным историческое здание бывшей гостиницы «Ленинградская», выполненное в стиле сталинского ампира. Интерьер гостиницы можно осмотреть в составе экскурсионной группы или забронировать номер в современном отеле «Хилтон Москва Ленинградская».
Менее чем в километре от Казанского вокзала находится небольшой и уютный сад Баумана, в котором можно интересно провести время в ожидании поезда. В свое время по территории этого парка прогуливались Гоголь, Пушкин и другие выдающиеся люди.
Привлекают к себе внимание величественные храмы: Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе и Великомученика Никиты на Старой Басманной. В самом здании Казанского вокзала находится храм Казанской Иконы Божией Матери.
С западной стороны платформы Каланчевская находится Императорский железнодорожный павильон, известный также как императорский вокзал. Здание 1865 г. постройки можно осмотреть только снаружи.
Еще один архитектурный памятник — Царская башня Казанского вокзала, которая составляет единый комплекс с вокзальным зданием. Сейчас в башне размещается выставка картин народного художника России Д. Белюкина. Здесь же располагается и камерный театр «Диалог».
Увлекательно провести время, узнать о тонкостях работы отечественной таможни, а также ознакомиться с коллекцией контрабанды разных лет, можно в Музее таможенной службы, который находится на Комсомольской площади.
Как доехать
Есть несколько вариантов, как добраться к метро Комсомольская общественным транспортом.
Автобус
На остановку «Метро Комсомольская» прибывают автобусы № 40, 122, т14, т41, н15 (ночной). К остановке «Новорязанская улица», что у выходов № 13и 14, приходят автобусы 40, т22, т88 и троллейбус Т.
Рекомендуемые достопримечательности рядом с Ярославский вокзал
Яросла́вский вокза́л — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирс
Высо́ко-Петро́вский монасты́рь — бывший мужской православный мо
Теа́тр «Сатирико́н» и́мени Арка́дия Ра́йкина — московский театр под
Всероссийский музей декоративно-прикл
Центральный академический театр Российской армии — московски
Оруже́йная пала́та — московский музей-сокровищница — является
ГУМ (до 1953 года Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс
Московский театр «Et Cetera» — московский драматич
Парящий мост — туристическая достопримечательность, од
Храм Воскресе́ния Христо́ва в Соко́льниках — православн
Театральный центр «На Страстном» — туристическая достопримечатель
Музе́й Оте́чественной войны́ 1812 го́да — музей в Москве, п
Моско́вский музе́й совреме́нного иску́сства — московский худож
Соко́льники — парк, расположеный на территории муниципального окру
Галерея Гари Татинцяна — галерея современного искусства, откр
Богоявле́нский собо́р в Ело́хове в Москве — православный храм; с
Государственный академический центральный театр кукол име
Чи́стые пруды́, официально также Чистый пруд — пруд в Москве
«Огни Москвы» — московский музей, посвящённый истории осветител
Памятник Грибоедову — скульптурное изображение драматурга Александр
Московский театр Олега Табакова («Табакерка», Подвал, Подва
Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
Теа́тр «Шко́ла драмати́ческого иску́сства» — московский др
Памятник Георгию Константиновичу Жукову работы скульптора В. М
Па́мятник Вла́димиру Высо́цкому (также Поэт с гитарой) — ску
ЦУМ (Центральный универсальный магазин) — магазин в центр
Московский театр «Современник» — театр в Москве. Находится в Ба
Большо́й Кремлёвский дворе́ц — один из дворцов Московского Кремля.
Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кре
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
После вдумчивого знакомства с, казалось бы, таким знакомым местом, как площадь трех вокзалов, открылось много интересного. Совершенно другими глазами стали смотреть на здания вокзалов и их архитектуру. Поняли, что стоит иногда поднять глаза и разглядеть детали, которые не замечаешь в спешке. Что стоит иногда вспомнить историю российских железных дорог, а вместе с ней историю нашей страны.
История российских вокзалов берет начало со строительства первой железной дороги в России (шестой в мире), соединившей Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Первая российская железная дорога строилась под руководством австрийского инженера и предпринимателя Франца Герстнера. Практически всё необходимое для железной дороги закупалось за границей: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Дорога была открыта в 1837 году и в народе мнение о ней было неоднозначным, её считали чисто увеселительной и не имеющей никакого практического смысла.
Интересно происхождение слова «вокзал» в русском языке (поначалу звучало как «фоксал»). Оно происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в Лондоне, принадлежавшего в XVIII веке некой Джейн Вокс.
Поездка по первой российской железной дороге на невиданном ранее огнедышащем поезде и посещение «фоксалов» по пути следования мыслилась именно как модное светское развлечение для богатых.
Вокзалы первой российской дороги в Петербурге, в Царском селе и Павловске строили разные архитекторы. И если г. Фосатти в Царском селе и А. И. Штакеншнейдер в Павловске построили вокзалы в стилистике увеселительных заведений: с фонтанами, бальными залами и зимними садами, то К. А. Тон подошел к строительству Санкт-Петербургского (позже Царскосельского вокзала) серьезно и возвёл чисто функциональное сооружение с кассами и залами ожидания, как будто понял, что за железными дорогами большое будущее.
В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве первой магистральной железной дороги между двумя столицами, Санкт-Петербургом и Москвой длиной 609 верст. Были организованы архитектурные конкурсы по оформлению главных железнодорожных вокзалов и в них участвовали многие известные архитекторы. Победителем конкурса стал К. А. Тон, спроектировавший к тому времени Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское здание. Однотипные вокзалы объединили Москву и Петербург не только железнодорожным путем, но и архитектурно. И в Москве, и в Петербурге над входом в вокзал возвышалась надстройка в виде башни. На ней размещались часы и крепились флагштоки со штандартом Ведомства путей сообщения. До 1881 года это был Андреевский флаг, потом его сменило белое полотнище с российским триколором в левом верхнем углу и отличительными знаками путейцев (перекрещенные топор и якорь) в правом нижнем. Часы и флаги впоследствии стали постоянным атрибутом всех российских вокзалов.
Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто в ноябре 1851 года. В 1855 году Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.
Бывший Николаевский вокзал, ныне Ленинградский вокзал
По внешнему виду здания сразу не определишь, что это вокзал: роскошные венецианские окна, колонны коринфского ордера, богато декорированные фасады.
Бюст архитектора К. А. Тона перед зданием Ленинградского вокзала
Внутри здания вокзала сохранились кирпичные колонны, сложенные более 150 лет тому назад
Такой флаг развивался на флагштоке Николаевского вокзала до 1917 года
Во второй половине 19-го века вокзалы становятся важными общественными зданиями, которые формируют облик городских привокзальных площадей. В 1859—1862 гг. были построены первые направления Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог. И рядом с Николаевским вокзалом на Каланчевской площади были возведены два новых вокзала — Троицкий архитектора Р.Кузьмина (ныне Ярославский) — двухэтажное строгое белое здание и Рязанский (ныне Казанский). И это было рождением на месте бывшего московского пустыря с огромным Красным прудом знаменитой «площади трех вокзалов».
Архитектурное оформление площади трех вокзалов в последующие годы неоднократно видоизменялось и законченное архитектурное решение площадь получила уже при советской власти с постройкой здания гостиницы «Ленинградская». Но история уникального здания гостиницы «Ленинградская» — это тема отдельного рассказа.
В центре площади трех вокзалов разбит прекрасный сквер с фонтанами и установлен памятник первому министру путей сообщения России П. П. Мельникову. П. П. Мельников был не просто министром, а серьезным ученым, профессором Петербургского Института Корпуса путей сообщения, автором множества научных трудов по устройству железных дорог. Он был инициатором строительства и одним из авторов проекта первой российской железной дороги между двумя столицами.
Сеть железных дорог в России в конце XIX века бурно развивалась и многие вокзалы перестали удовлетворять потребностям возросшего пассажиропотока. Некоторые из них претерпели неоднократную реконструкцию при сохранении исторического фасада, как, например, Николаевский вокзал в Москве, а многие были и вовсе снесены. По сути были построены новые Казанский и Ярославский вокзалы на месте старых Рязанского и Троицкого вокзалов. Так получилось, что лучшие архитекторы и художники того времени были привлечены к их созданию. И сегодня надо бы остановиться и оценить эти выдающиеся архитектурные памятники Москвы.
Казанский вокзал, построенный по проекту архитектора А. В. Щусева впечатляет своей красотой и неповторимостью. А. В. Щусев не был стеснен в средствах, поэтому целью проекта Щусева было создание не просто утилитарного здания вокзала, а архитектурного памятника, который мог бы украсить не только привокзальную площадь, но и сам город.
Общий вид Казанского вокзала: Главная и Часовая башни
Благодаря энергии председателя правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка и самого А. В. Щусева к работе удалось привлечь известнейших художников. В оформлении Казанского вокзала принимали участии художники из знаменитого объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, И. А. Билибин, З. Е. Серебрякова, Е. Е. Лансере и они вместе с Н. К. Рерихом и Б. М. Кустодиевым превратили обычный вокзал в грандиозный культурный памятник. Особенно это становится понятным, когда знакомишься с оформлением зала для пассажиров I класса, его потолочными и настенными росписями.
До революции вокзал не смогли полностью достроить, помешала Первая мировая война. Темы росписей зала I класса Советская власть, разумеется, поменяла в соответствии со своими взглядами, но суть оформления зала от этого практически не изменялась. После последней реставрации, завершившейся в 1997 году к 850-летию Москвы, зал I класса Казанского вокзала засиял в своей первозданной красоте. Сегодня здесь находится т.н. зал повышенного комфорта и час пребывания обходится для пассажиров в 400 рублей. Это как входной билет, чтобы ознакомиться и сфотографировать сохранившиеся дореволюционные общественные интерьеры лучших российских художников того времени.
Общий вид бывшего зала I класса
Оформление торцевых стен
Оформление боковой стены с окнами
Оформление стены, примыкающей к помещениям вокзала
Бывший зал I класса огромен, его свод и стены богато декорированы: здесь и белоснежные с позолотой детали, и лепнина, и встроенные в простенки зеркала, и множество живописных работ художника Е. Е. Лансере. Изначально темы картин были несколько иные, после революции содержание картин подправили.
Вспоминаем, как когда-то гид по Осло самозабвенно рассказывала, сколько символики заложено в архитектуре городской Ратуши. Так вот уверяем, что символики в архитектуре Казанского и Ярославского вокзалов отнюдь не меньше. Щусев при разработке проекта вокзала взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь на Казань приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества перекликаются с восточными мотивами и Казанский вокзал становился ни много ни мало олицетворением восточных ворот России. Композиционным центром здания Казанского вокзала Щусев сделал высокую, более 70 метров, башню, которая напоминает башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Башня также имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля. Шпиль башни венчает змей Зилант, фигурирующий на гербе Казани. Зилант — мифологическое существо в татарских легендах и сказках. В настоящее время, по легенде, змей обитает в озере Кабан и до сих пор охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике.
Главная башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца. На шпиле башни виден змей Зилант.
Змей Зилант на флаге Казани
Часовая башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца
Обязательный атрибут вокзала — часы — Щусев сделал необычными для вокзалов — со знаками зодиака и с боем на колоколе, венчающем часовую башню. Щусев сам разработал эскизы знаков зодиака для циферблата небесного цвета и заказал соответствующий колокол. А сама часовая башня в исполнении Щусева перекликается с часовой башней на площади св. Марка в Венеции. Убедились в этом сами, подняв фотографии площади св. Марка из нашей стародавней поездки в Венецию.
Часовая башня на площади св. Марка в Венеции
Судьба часов Казанского вокзала не была счастливой. До 1917 г. запустить их не успели, а ожили часы работы мастера В. Пушкарева только в 1923 году уже при новой власти. Несмотря на то, что в новую эпоху часы многим казались чересчур вычурными для вокзала, они проработали с колокольным звоном до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его на место только через 30 лет и вроде как часы отбивали каждый час в течение последующих еще 30 лет. В 1997 году часы были отреставрированы, но реставрационные работы были больше связаны с их внешним видом, а часовой механизм работал вполне исправно. В начале 2000-х руководством вокзала было принято решение отключить колокольный звон часов по причине того, что его все равно не слышно из-за шума привокзальной площади. А жаль, бой часов — это отдельное представление, на которое, например, на площади св. Марка собираются сотни туристов.
Не менее символичен и Ярославский вокзал. Он явился северными воротами России и здесь начинается великая Транссибирская магистраль. Строительство Вологодско-Архангельской железной дороги, главным вокзалом которой стал Ярославский вокзал, велось в период 1896—1898 гг. и в это время уже был модным архитектурный стиль модерн, который проповедовал создание целостной жизненной и архитектурной среды. И в полной мере это относится к зданию Ярославского вокзала, автором которого является признанный мастер русского модерна знаменитый русский архитектор Федор Шехтель.
Общий вид Ярославского вокзала
Эскиз здания Ярославского вокзала руки Федора Шехтеля
Фото здания Ярославского вокзала начала XX века
Шехтель широко применял новейшие строительные материалы — металлоконструкции и железобетон. Это позволило значительно удешевить стоимость проекта и создать выразительное и уникальное архитектурное решение для, казалось бы, сугубо функционального здания вокзала. Облик вокзального здания получился нарядным и причудливым, с явным отсылом к неорусскому стилю, но при этом все было исполнено с большим художественным вкусом и не имеет ничего общего с русским китчем. В единое целое были соединены казалось бы совершенно разные части: высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, пояс-фриз из мерцающей неяркой, как северная природа, цветной глазурованной плитки, майоликовые вставки со стилизованными северными сюжетами по рисункам автора здания, устремленная ввысь боковая левая башня, похожая на шпили русских церквей, различные крепостные башенки, а также центральная башня с огромной плавной входной аркой в стиле модерн и килем-козырьком. В нише фронтона под этим козырьком Шехтель расположил символы трех великих русских городов, которые связала железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил. Художественное убранство фасада Ярославского вокзала считается одним из лучших примеров синтеза архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства.
Фриз на фасадах Ярославского вокзала из мерцающей глазурованной плитки, которая была произведена в Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова. Утверждается, что плитка и прочие керамические вставки на фасадах оригинальные и им уже более 100 лет.
Майоликовые вставки на фасадах со стилизованными северными сюжетами по рисункам Шехтеля. В декоративном оформлении фасадов Ярославского вокзала также принимал участие художник М. А. Врубель.
Все интерьеры вокзала были спроектированы в едином с архитектурой здания стиле северно-русского модерна, в том числе светильники, скамьи, киоски, телефонные будки. От первоначальных интерьеров мало что осталось, но в главном вестибюле вокзала и сегодня можно увидеть копии декоративных живописных панно художника Константина Коровина, созданные на тему Русского Севера. Оригинальные произведения Коровина были сняты в 1950-е годы и переданы в Третьяковскую галерею.
Декоративные панно по произведениям художника Константина Коровина в главном вестибюле Ярославского вокзала
Оформление интерьеров главного вестибюля Ярославского вокзала
Ярославский вокзал Москвы по праву можно считать главным вокзалом страны. От его перрона берет начало самая длинная в мире железная дорога — Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 9298 километров до Владивостока. Отсюда поезда отправляются к Северному полярному кругу и в Сибирь, а также в Монголию, Китай и Корею.
Верстовой столб с символичным нулевым километром Транссиба был установлен на Ярославском вокзале в 2001 г. в честь 100-летия открытия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне верстового столба Ярославского вокзала обозначено расстояние до Владивостока — 9298 км. Километровые столбы по ходу Транссиба также установлены в Новосибирске («3336 км») и во Владивостоке («9288 км»).
История Ярославского вокзала неразрывно связана с российской историей. Не коснуться её, хотя бы кратко, нельзя, здесь произошло много значимых событий не только для российских железных дорог, но и для страны в целом.
Все началось в далеком 1862 году, когда возле уже существовавшего к тому моменту Николаевского вокзала было построено небольшое деревянное здание Троицкого вокзала для железной дороги, соединившей Москву с Сергиевым-Посадом, длиной в 65 вёрст (69 км).
Идея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада принадлежала Федору Чижову — русскому промышленнику и ученому. Чижов стал инициатором создания акционерного общества для строительства первой русской частной железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Чижов всем доказывал, что железные дороги должны были строить русские инженеры и рабочие и на основе оборудования российского производства, а финансировать работы должен русский капитал, а не иностранные банкиры.
Раскачать русских купцов на финансирование железной дороги было непросто. Дело было новое и непростое. Для экономического обоснования проекта железной дороги Чижов с помощью студентов Московского технического училища (сегодня МГТУ им. Баумана) организовал подсчет количества паломников в Троице-Сергиеву лавру и прочих прохожих и проезжающих на подводах в Сергиев Посад и обратно. По итогам круглосуточных наблюдений купцам был предоставлен полный отчет о транспортных потоках этого направления и купцы сочли строительство железной дороги прибыльным делом.
Железную дорогу открыли в 1862 году и назвали её Троицкой, такое же название получил и небольшой деревянный вокзал белого цвета, построенный по проекту петербургского архитектора Кузьмина. Т. к. дорога соединяла Москву и Троице-Сергиеву лавру, то для освящения дороги пригласили митрополита Московского и Коломенского Филарета. Ранее митрополит никогда не видел железной дороги и считал, что паломники в лавру должны ходить пешком, а не ездить на огнедышащем поезде. Для митрополита была устроена экскурсия на Троицком вокзале, на которой он подробно ознакомился с предметом освящения и прокатился на паровозе. Надо отдать должное митрополиту, он понял значение железных дорог для России и 18 августа 1962 года в 11 часов утра в день открытия Троицкой дороги благополучно освятил дорогу и станцию, окропив святой водой вагоны и паровоз, приготовленные к отправлению.
В 1870 году железную дорогу продлили до Ярославля и вокзал переименовали в Ярославский. Дорогу на собственные средства строил Савва Мамонтов. Однако его предпринимательская деятельность по строительству частных железных дорог закончилось крахом. На Савву Мамонтова было заведено уголовное дело из-за сложных денежных схем, которые он применял для финансирования своих проектов. Дело было темное и сомнительное, но его посадили в тюрьму. Суд присяжных в итоге вынес оправдательный приговор, но Мамонтов был разорен, и Ярославская железная дорога перешла в собственность казны.
В 1895–1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В современном здании Ярославского вокзала сохранились некоторые части здания от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры — на них держится часть второго этажа и часть здания со стороны привокзальной площади Ярославского вокзала, на которой стоит памятник Ленину.
Колонны-опоры на Ярославском вокзале из проекта Кекушева. Левее колонн до перестройки Ярославского вокзала Шехтелем находился перрон и пути старого вокзала.
Восточный фасад Ярославского вокзала из проекта Кекушева. Именно к нему Шехтель пристроил новый фасад в неорусском стиле, выходящий на Каланчёвскую площадь.
В 1900 г. железную дорогу проложили до Архангельска и старый вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Министерство путей сообщения пригласило архитектора Федора Шехтеля для строительства нового вокзала. В результате и возникло роскошное здание вокзала в уникальном стиле северно-русского модерна, ставшее украшением Москвы — с теремной кровлей, крепостными башенками и высокой шатровой башней. Ярославский вокзал в исполнении Шехтеля — это монументальные «ворота» в северную Русь. Надо отметить, что проект Шехтеля понравился всем без исключения, включая императора Николая II.
В советское время Ярославский вокзал перестраивался еще дважды: в 60-х годах и в 1995 году, но фасад вокзала сохранился в первозданном виде. За эти же годы вокзал был дважды переименован: в 1922 году он получил название Северный, а в 1955 году ему вернули старое название — Ярославский.
С Ярославским вокзалом связаны сразу несколько важнейших вех в истории развития российских железных дорог. В 1929 году отсюда отправился до Мытищ первый поезд на электрической тяге, тот самый, который впоследствии получил в народе название «электричка». Спустя 75 лет — в 2004 году — от перрона Ярославского вокзала по этому же маршруту отправился первый в стране скоростной пригородный экспресс «Спутник». А год спустя был запущено движение скоростной электрички до Сергиева-Посада, на котором паломники могут быстро и с комфортом добраться до Троице-Сергиевой лавры. Символично, что этот поезд получил название «Федор Чижов», так в XXI веке были увековечены заслуги одного из выдающихся прогрессивных деятелей российской истории.
В 2011 году рядом с Ярославским вокзалом по инициативе и на деньги РЖД был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».
Бюст автора Здания Ярославского вокзала Ф. О. Шехтеля
Памятная доска на зданиии Ярославского вокзала
Площадь трех вокзалов — место уникальное для Москвы. Здесь по железнодорожным зданиям можно изучать историю российской архитектуры второй половины XIX-начала XX века. Архитектурные решения трех вокзалов иллюстрируют самые различные стили именно русской архитектуры: строгий русско-византийский стиль Николаевского вокзала, следование историческим образцам в образе Казанского вокзала и образная стилизация в облике Ярославского вокзала. Для туриста вокзал — это дом родной и тем более приятно, если вокзал является ещё историческим и художественным памятником.
И последняя интересная информация. 1 августа 2013 года в День железнодорожника рядом с Казанским вокзалом был открыт групповой памятник авторства скульптора С. А. Щербакова, посвященный создателям российских железных дорог.
Здесь все первые в области российских железных дорог:
1) Изобретатели первого русского паровоза Ефим Черепанов (1774–1842) и его сын Мирон Черепанов (1803–1849).
2) Строитель первой российской железной дороги в России австрийский предприниматель и инженер Франц-Антон фон Герстнер (1796–1840).
3) Первый российский министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804–1880). Ученый, профессор, автор множества научных трудов, заложивших технические основы российских железных дорог.
4) Министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849–1915). Автор русской индустриализации, активно содействовал строительству Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
5) Министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834–1909). Прошел путь от простого рабочего до министра. При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей, таких темпов не было даже в советский период.
6) Наконец седьмой персонаж — Николай I, в композиции представлен его бюст. Его присутствие в этой компании оправдывается следующей надписью в основании памятника: «Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва — Санкт-Петербург». Как бы то ни было, но именно в царствование Николая I в. России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. Было начато активное строительство железных дорог, что дало стимул к развитию отечественного машиностроения, бурному развитию промышленности и освоению Сибири.