что находится рядом с собором василия блаженного
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Храм Василия Блаженного
Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.
Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.
Архитектура
Высота собора составляет 65 метров.
Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).
История Покровского собора
Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.
Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.
По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.
В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.
В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Храм Василия Блаженного: история и тайны самого красивого собора России
АДРЕС: Красная площадь, 7 (ст. м. Охотный Ряд, Площадь Революции, Китай-город)
РЕЖИМ РАБОТЫ: с 1 мая по 31 августа – ежедневно с 10:00 до 18:00; с 1 сентября по 31 октября – ежедневно с 11:00 до 18:00; с 1 ноября по 31 декабря – ежедневно с 11:00 до 17:00; с 22 января по 30 апреля – ежедневно с 11:00 до 17:00; выходной день – первая среда месяца
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 698-33-04
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (без аудиоэкскурсии): билеты для взрослых – 500 руб., билеты для льготных категорий граждан – 250 руб.
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (с аудиоэкскурсией): билеты для взрослых – 800 руб., билеты для льготных категорий граждан – 550 руб.
Касса и территория закрываются за 45 мин. до окончания работы музея.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Действующий православный храм также является филиалом Государственного исторического музея и популярнейшей туристической достопримечательностью. В 1990 году храм был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Покровского собора
Собор Покрова на Рву построили по распоряжению Ивана Грозного в южной части Красной площади. Это было сделано в знак благодарности богу за победу над Казанским ханством. Есть версия, что изначально храм был деревянным, но по совету митрополита московского Святителя Макария царь решил снести возведенную в 1554 году церковь и создать собор из камня. Предположительно композиционная идея храма также принадлежит Макарию, видевшему Москву «градом обетованным» или новым Иерусалимом.
Возведение каменного собора началось в 1555 году, и уже к осени 1559 года строительные работы были практически завершены. Официальной датой появления чудесного храма на карте Москвы считается 29 июня 1561 года – в этот день произошло освящение всего собора. Информация о событии была увековечена в текстах, нанесенных на гранях шатра и переходах от восьмерика к шатру Покровского храма. Старинную запись обнаружили только в 1957 году во время реставрационных работ.
Изначально архитектурный облик собора был строгим, но торжественным. Во второй половине XVII века началась масштабная перестройка храма, во время которой главы церквей покрыли железом, фасады – пестрой орнаментной росписью, а паперть – черепицей. К десяти престолам добавили еще восемь, над могилой блаженного Иоанна построили еще один предел.
Приглашаем Вас совершить увлекательное обзорное путешествие по столице на комфортабельном автобусе. Разрабатывая эту экскурсионную программу, наши.
Когда уходит суета дня, а на Москву спускаются сумерки, город становится особенно красив – необычная и красочная подсветка многих объектов.
В процессе реконструкции звонницу заменили шатровой колокольней, вместо деревянных галерей построили кирпичные, перенесли в подклет престолы 14 церквей, которые раньше стояли вдоль рва на местах публичных казней. Сведения об обновлениях увековечили в текстах на керамических изразцах, украшавших фасады собора.
Троицкий пожар 1737 года практически полностью уничтожил прекрасный комплекс зданий, но бесценный памятник архитектуры и истории был довольно быстро восстановлен зодчим Иваном Мичуриным, а несколько десятилетий спустя перестроен по указу Екатерины II. Свой нынешний облик храм начал приобретать позже, только при Александре I.
Во время следующей масштабной реконструкции в 1890 году соборную ризницу украсили цветными витражами, укрепили полы и провели другие работы. После революции храм был взят под государственную охрану как историко-культурный памятник национального и мирового значения. В 1923 году в соборе открылся историко-архитектурный музей, который в 1928 году стал филиалом исторического музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного проходили вплоть до 1929 года.
В 1990 году собор Покрова на Рву включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 года храм был передан Русской православной церкви, но при этом остался филиалом Государственного исторического музея.
Архитектурный ансамбль храма
Архитектурный облик собора парадоксален. С первого взгляда он выглядит как беспорядочное нагромождение ярких зданий, но на самом деле храм имеет четкую геометрическую структуру. В плане это восьмиконечная звезда – символ Богородицы, которую образует ромб, вписанный в квадрат. На едином подклете-основании расположены девять отдельных храмов. В центре композиции находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высоким шатром и небольшой золоченой главкой. Восемь храмов поменьше с рельефными луковичными маковками разных цветов расположены вокруг нее. С восточной стороны стоит придел Василия Блаженного, с южной – двухъярусная шатровая колокольня. Кроме общего основания все церкви объединяют внутренние сводчатые переходы и галерея.
В декоративном оформлении собора преобладают традиционные для русской архитектурной храмовой традиции детали: кокошники, гирьки, полуколонки и ширинки. Галерею украшает пышный растительный орнамент. На стенах расположены фасадные иконы: Богоматери Знамение со святыми на полях, Покрова Пресвятой Богоматери с Иоанном Блаженным и предстоящим Василием.
Внутреннее убранство храма
Галерея, которая когда-то была открытой, в XIX веке стала частью внутреннего убранства собора. На ее восточном участке сохранена старинная масляная живопись и темперная роспись. Резные кирпичные входы, портал в первоначальном виде, крутые арочные проемы и благородная древняя кладка органично вписываются в общую картину. Галерею освещают аутентичные слюдяные фонари с многоглавыми верхушками, силуэтом напоминающими собор. Все приделы в единый ансамбль объединяют две галереи с широкими площадками и узкими сводами, расписанными растительными орнаментами.
Центральная Покровская церковь – столпообразное сооружение с четырехгранным основанием, восьмигранной центральной частью и восьмигранным шатровым завершением. По правую сторону от иконостаса находятся масляные росписи позапрошлого века. Сам иконостас, украшенный позолоченными литыми накладками из олова, перевезли сюда из церкви Черниговских чудотворцев, которая была разобрана в 1770 году.
Церковь Василия Блаженного венчает световой барабан с главкой, на полу лежат чугунные плиты каслинского литья. Стены покрыты масляной росписью, выполненной в 1905 году. На южной и северной сторонах изображены сцены из жизни чудотворца: «Чудо о шубе» и «Чудо спасения на море». Западную украшает образ Покрова Богородицы, на нижнем ярусе изображен древнерусский традиционный орнамент.
Сильное впечатление производит иконостас с заворотом, созданный в конце XIX века по проекту Андрея Павлинова и расписанный художниками под руководством Осипа Чирикова. Самая почитаемая святыня – рака с мощами Василия Блаженного с покровом из атласа и шелка, который был создан придворными мастерицами царицы Ирины Годуновой.
Церковь Александра Свирского представляет собой четверик у основания, преходящий в восьмерик и заканчивающийся световым барабаном цилиндрической формы со сводом. Интерьер храма восстановили в прошлом веке. Стены покрыты имитацией кирпичной кладки, купол украшен символом вечности – спиралью из кирпича. Иконостас также был полностью воссоздан в соответствии с сохранившимися эскизами. Его нижнюю часть закрывает бархатная завеса с изображением Голгофы. Между деревянными перемычками расположены старинные иконы.
Церковь Иоанна Блаженного была полностью отреставрирована в 2018 году. Мастера восстановили кирпичную кладку сводов, стен и пола, бережно очистили старинные настенные росписи и по архивным эскизам воссоздали иконостас XIX века. Его центром стали оригинальные Царские врата и древние иконы. Главные святыни: рака Иоанна Блаженного и железные вериги, которые принадлежали святому.
Церковь Трех Патриархов представляет собой четверик в основании, переходящий в восьмерик и заканчивающийся цилиндрическим световым барабаном. В куполе расположена композиция «Спас Нерукотворный», на стенах – старинная сюжетная живопись, посвященная житию константинопольских патриархов и святого Георгия. Многоярусный иконостас в барочном стиле с элементами классицизма был выполнен специально для этой церкви в середине позапрошлого столетия.
Церковь Святой Троицы представляет собой восьмигранный двухъярусный столп со световым барабаном и куполом, украшенным символом вечности, – кирпичной спиралью. Древнее внутреннее убранство было полностью восстановлено в начале прошлого века. Храм освещает подлинное паникадило, созданное русскими мастерами в конце XVI столетия. Иконостас с низкими царскими вратами необычной формы был воссоздан с максимальной исторической точностью. Его украшают три канонических чина и одна из самых почитаемых икон храма – «Троица Ветхозаветная».
Церковь Николы Великорецкого – восьмигранный двухъярусный столп, увенчанный световым барабаном со сводом, в котором изображен образ Спаса Вседержителя. В его нижнем ярусе размещены тексты Никоновской летописи с иллюстрациями, в верхнем – Богородица на престоле, окруженная пророками, чуть выше – святые апостолы. Иконостас оформлен цветочным лепным декором с позолотой и иконами, написанными маслом. В храме находятся два образа святителя Николая, которые выносят во время крестных ходов по большим праздникам.
Церковь Киприана и Истины украшена старинными росписями со сценами из жизни святых и многофигурными композициями с сюжетами из Библии. В храме хранятся хоругви времен крестовых походов и подлинные настенные крепления для них. Резной иконостас с позолоченным декором и сценами первого и четвертого дней Сотворения мира был выполнен в 1780 году.
Церковь Григория Армянского стоит на вытянутом основании и представляет собой четверик, переходящий в восьмерик со световым барабаном и сводом. Внутреннее убранство храма было полностью восстановлено. Сейчас придел выглядит так же, как и в XVI веке: беленые стены, кирпичный пол «в елку», карнизы, полуколонны, узкие окна, большие деревянные подсвечники с металлическими основаниями для тонких свечей. В витринах представлены элементы облачения священнослужителей XVII века. Тябловый иконостас со смещенными влево Царскими вратами был реконструирован век назад. На нем закреплены древние иконы и образа, нижнюю часть закрывают бархатные и шелковые завесы с вышитыми голгофскими крестами.
Церковь входа Господня в Иерусалим – двухъярусный восьмигранный столп, перекрытый сводом. Во время последней реставрации мастера обнаружили древние росписи, раскрыли их, но не стали восстанавливать поврежденные и утраченные элементы. Также над северным входом можно увидеть след от снаряда, попавшего в храм осенью 1917 года. Четырехъярусный иконостас с золочеными накладками был перенесен в придел в 1770 году из кремлевского храма Александра Невского.
Церковь Варлаама Хутынского была построена с нарушением симметрии, из-за чего Царские врата сместились вправо. Четверик, переходящий в восьмерик с цилиндрическим барабаном и сводом, освещает самое древнее в соборе паникадило. Тябловый иконостас, состоящий из старинных икон, был реконструирован в начале прошлого века. Самая ценная из них – «Видение пономаря Тарасия», написанная неизвестным новгородским художником в XVI столетии. Мастер изобразил панораму города и повседневную жизнь новгородцев с удивительной точностью.
«Пряничные» купола
Яркие расписные купола придают храму особое очарование. В сочетании с высокими лестницами, крутыми арочными проемами, красными стенами и ажурным декором фасадов пестрые луковичные маковки церквей подчеркивают сходство собора с пряничным теремом из старинной сказки. У тех, кто впервые видит этот архитектурный шедевр, остается только один вопрос: почему зодчие выбрали такое смелое и необычное художественное решение?
В пестром разнообразии нетипичных для православной архитектурной традиции куполов, по мнению некоторых историков, был заложен глубокий сакральный смысл. Они символизируют прекрасные сады Небесного Иерусалима, которые увидел Андрей Юродивый в одном из своих вещих снов. Одни деревья в этом райском месте цветут пышным цветом, другие радуют взор спелыми плодами, а третьи уже сменили сочную летнюю зелень убранства на золотую листву. Эта версия имеет право на существование, так как собор был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а сам праздник Покрова появился также благодаря сну, в котором Андрею Юродивому явилась Божья Матерь.
Если смотреть на храм сверху, в сочетании куполов можно увидеть гелиоцентрический макет солнечной системы с восемью планетами, окружающими Солнце. Эту теорию подтверждают солярные символы на куполах, отображающие движение и направление вращения этих планет. Например, купол церкви Александра Свирского, закрученный в противоположном от всех направлении, судя по всему, символизирует Венеру, которая вращается так же относительно других планет и Солнца. Признаков движения нет только на куполе церкви Киприана и Иустины. По ровным полосам и расцветке в этом архитектурном элементе можно узнать Уран.
Маловероятно, что гелиоцентрический принцип расположения и расцветка куполов были заложены в момент основания храма. Скорее всего, планетарная символика появилась во время реконструкции конца XVII века. Есть сведения, что изначально храм был выдержан в строгом архитектурном стиле практически без декора и ярких красок.
Интересные факты
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Храмом Василия Блаженного стали называть его в честь известного всей Москве чудотворца. Василий Блаженный бродил по городу зимой и летом, едва лишь прикрытый одеждой, проповедовал милосердие и собирал деньги на строительство храма. Каждый вечер Василий приходил на Красную площадь и через правое плечо бросал пожертвования на землю. Эти деньги никто не поднимал, и когда скопилась большая сумма, юродивый передал все монеты царю. В честь чудотворца построили церковь, которая была открыта всегда, и днем и ночью. Василия Блаженного похоронили между приделами Трех патриархов и святой Троицы у Покровского храма. Позже над местом его погребения построили церковь, ставшую десятым приделом и получившую имя канонизированного к тому времени чудотворца.
В соборе уникальная акустика. Любой звук, отражаясь от стен, многократно усиливается и приобретает необычайную насыщенность. Эта особенность объясняется просто: во время строительства в стены замуровали тысячи глиняных горшков с открытыми горловинами, которые и создают удивительный стереофонический эффект.
Долгое время ходили слухи о подземных ходах, которые связывали собор с Кремлем. Исследователи искали эти тайные галереи, но не могли найти. Теория подтвердилась курьезным образом, когда из случайно обнаруженного провала в фундаменте выскочил барсук. Этот зверек, пробравшийся из Троицкого сада, указал правильное направление поисков.
Легенды и мифы
Случайное спасание. Храм чудом уцелел во время масштабной антирелигиозной кампании начала прошлого века. О спасении собора от сноса есть интересная история. Когда Каганович представлял Сталину проект реконструкции главной площади страны, он, случайно или намеренно, смахнул со стола символическую модель собора, демонстрируя, сколько места будет освобождено для проведения демонстраций и других патриотических мероприятий. Сталин был не в духе и раздраженно заметил: «Лазарь, поставь храм на место». Настаивать на сносе Каганович не решился, что и сохранило православную жемчужину от уничтожения.
Пожар в Новгороде. Василий Блаженный, почитаемый Иваном Грозным чудотворец, был приглашен к царю на обед. Когда разлили вино гостям и подняли чаши во здравие, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое своего кубка на улицу. На резонный вопрос Грозного: «Зачем ты это сделал?», Блаженный ответил, что он тушил пожар в Великом Новгороде. Вскоре выяснилось, что во время того самого обеда в городе действительно начался страшный пожар, но огонь внезапно погас, не причинив ущерба ни людям, ни зданиям.
Загадочные зодчие или зодчий? В течение нескольких веков считалось, что Грозный доверил строительство собора двум мастерам – Постнику Яковлеву и Барме. Не так давно историки пришли к выводу, что зодчий, вероятнее всего, был один, и имя его было Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник. Также долгое время ходили упорные слухи о том, что царь после возведения храма приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить ничего похожего. Однако и этот миф был опровергнут. Ученые обнаружили документы, подтверждающие, что Постник позже принимал участие в создании таких архитектурных шедевров, как Казанский кремль, Никольский храм, Благовещенский и Успенский соборы, а значит, он не мог быть слепым.
Страшный случай на отпевании. В 1589 году на территории храма был похоронен известный юродивый Иоанн Московский, прозванный в народе Большим Колпаком. Когда его отпевали, внезапно разразилась гроза невиданной силы. В старинных документах зафиксированы свидетельства очевидцев, которые утверждали, что в храме, где стоял гроб с телом юродивого, «опалило иконы, священника подняло в воздух и многих людей побило». Чудеса не закончились и после погребения: больные, просившие об исцелении над гробом Большого Колпака, удивительным образом выздоравливали. Почти через век после смерти Иоанн Московский был причислен к лику святых.
Расписание богослужений
Службы проходят на второй день Пасхи и каждое воскресенье с 10 утра. Божественная литургия заканчивается прочтением акафиста Василию Блаженному у раки святого. Уточнить информацию о посещении литургии в определенный день можно на сайте Московского патриархата.
Богослужения в соборе Василия Блаженного были разрешены 18 ноября 1991 года указом Президента РСФСР. Первая служба в одной из церквей состоялась 14 октября 1993 года – на престольный праздник Покрова Богородицы. Регулярные богослужения в церкви Василия Блаженного начались 15 августа 1997 года после завершения реставрационных работ в главной церкви собора.
Экскурсии по храму Василия Блаженного
Как один из филиалов Исторического музея и уникальный архитектурно-художественный памятник, храм является популярнейшей московской достопримечательностью. Попасть сюда можно в составе сборной экскурсии в сопровождении гида. Экскурсионные предложения посвящены разным тематикам, связанным с историей собора. Часть из них адаптирована для детской аудитории. Гости могут выбрать любую из следующих программ: «Покровский собор – обетный храм Ивана Грозного», «Василий Блаженный и юродивые Варварского крестца», «Живопись Покровского собора», «Государев храм», «Московские юродивые Покровского собора», «Царь Иван и Покровский храм» и другие.
Также в списке программ есть интересные аудиоэкскурсии для гостей всех возрастов: аудиоквест для детей от 7 до 17 лет – вместе с билетом каждый участник получает книжку со схемой и заданиями, и стандартная аудиоэкскурсия по собору.
Храм Василия Блаженного – один из самых узнаваемых и красивых историко-архитектурных памятников России. Его биография соткана из чудес и легенд, а архитектура – из нетривиальных художественных решений. Экскурсия по собору – это не просто знакомство с историей и древними православными реликвиями. Это погружение в удивительное прошлое, в котором жили чудотворцы и прорицатели, талантливые живописцы и гениальные зодчие.
Как добраться до храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля главной площади страны – Красной площади, расположен в самом сердце столицы, в непосредственной близости от Нулевого километра, что объясняет развитую транспортную инфраструктуру в данном районе Москвы. Как результат, добраться до храма Василия Блаженного не составляет труда ни на метро, ни на наземном общественном транспорте, ни на личном автомобиле.
На метро
Ближайшими по отношению к храму Василия Блаженного являются следующие станции Московского метрополитена: «Охотный Ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Китай-город» (Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии). Рассмотрим более детально, как добраться до храма от каждой из упомянутых станций.
От станции метро «Охотный Ряд»
Добравшись до станции метро «Охотный Ряд», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №7. Покинув вестибюль станции, пересеките Нулевой километр и выйдите на Красную площадь, пройдя сквозь Воскресенские ворота. Следуйте прямо, не сворачивая,
500 м., и Вы достигнете главного входа в Покровский собор.
От станции метро «Площадь Революции»
Добравшись до станции метро «Площадь Революции», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №11. Покинув вестибюль станции, поверните налево и двигайтесь по Богоявленскому переулку
250 м., вплоть до Гостиного двора, после чего поверните направо и следуйте
250 м. по ул. Ильинке. Спустя несколько минут Вы достигнете Средних торговых рядов и Лобного места, а по левую руку откроется прекрасная панорама на «пряничные» купола Покровского собора.
От станции метро «Китай-город»
Добравшись до станции метро «Китай-город», поднимитесь в город, воспользовавшись выходами №14 (Таганско-Краснопресненская линия) или №13 (Калужско-Рижская линия). Покинув вестибюль станции, двигайтесь по ул. Варварка
8 мин.), после чего увидите перед собой храмовый комплекс Покровского собора.
На наземном общественном транспорте
В непосредственной близости от Покровского собора совершают остановки городские автобусы, следующие по маршрутам М90 и с920 (бывший К). Расстояние от остановки общественного транспорта «Красная площадь» до храма Василия Блаженного не превышает 250 м.
На машине
Добраться до храма Василия Блаженного на машине не составит особого труда, если под рукой окажется приложение «Яндекс.Навигатор» или его аналоги (например, «Яндекс.Карты», Google Maps, 2GIS и т. д.). Для того чтобы проложить наиболее быстрый маршрут от текущей геопозиции до популярной достопримечательности, достаточно набрать название объекта или его адрес (Москва, Красная площадь, 7) в поисковую строку навигатора, после чего алгоритмы искусственного интеллекта отобразят наиболее эффективный и комфортный для движения путь с учетом дорожной ситуации и прочих нюансов. Следует отметить, что в районе храма Василия Блаженного крайне мало мест, где можно припарковать автомобиль. Рекомендуем воспользоваться платной городской парковкой по ул. Ильинка или парковочной зоной на Васильевском спуске. Стоимость одного часа аренды парковочного места составит 380 руб.