что находится под лифтом на первом этаже

Сложный алгоритм: как работают лифты

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

На самом деле существует веская причина, по которой кабины лифта одна за другой отправляются наверх, не останавливаясь на твоем этаже. Это не потому, что они тебя не любят. Каждый раз, когда мы нажимаем на кнопку, лифт решает не самую простую задачу. Система должна выбрать, когда и какую кабину направить на наш этаж. Кроме того, нужно решить, стоит ли лифту подняться наверх с пятого этажа и забрать пассажиров на седьмом, прежде чем опуститься к нам на первый. А еще нужно учесть, кто уже прождал дольше всех и какой маршрут будет наиболее эффективным.

Эта система требует детальной разработки и тонкой настройки, и нельзя не восхищаться кропотливой работой создавших ее инженеров.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Раньше было проще

Порядок движения самых первых лифтов с электронным управлением определяли люди. Оператор, находящийся в кабине, направлял лифт вверх и вниз при помощи дросселя и останавливал движение, как только он или диспетчер видели нового пассажира. Однако лифтеры совершали ошибки, требовали достойных оплаты и условий труда, поэтому уже к началу 1950-х их повсеместно заменили электронными переключателями.

Чтобы лифт мог сам управлять своим движением, инженерам нужен был алгоритм, определяющий, в каких случаях куда кабине нужно направляться. Самый простой способ – двигаться вниз и вверх с остановками на указанных этажах в предустановленные временные промежутки. Для пассажира это выглядит как поездка на электричках с пересадками: сначала идешь на десятый этаж, куда в 15:10 прибывает лифт, следующий до пересадочного этажа, а там уже ищешь, как добраться на нужный. Об эффективности говорить не приходится: в часы пик пассажиры вынуждены тратить время, ожидая, когда лифт отправится по расписанию, а в то время, когда почти никто им не пользуется, кабины впустую расходуют электроэнергию, порожними курсируя между этажами.

К 1965 году инженеры остановились на знакомой каждому с детства модели: пассажир нажимает на кнопку вызова, и на его этаж прибывает кабина. Но вот задача: как алгоритму понять, куда направлять кабину, если ее вызывают сразу на нескольких этажах?

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Мучительное ожидание

Какова должна быть идеальная система координации лифтов? Должен ли лифт приехать сначала к тому пассажиру, который ждет дольше всех? Или лучше направить кабину к ближайшему этажу вызова? Как найти баланс между скоростью подачи лифта и расходом электроэнергии?

Понятно, что нужно оптимизировать время на провоз пассажиров. Но как расставить приоритеты? Если одному пассажиру придется ждать не 20 с, а минуту, прежде чем перед ним раскроются двери лифта, насколько это для него будет утомительнее? В три раза? А может, в шесть или семь? Даже для такой незамысловатой задачи нет четких вводных данных.

Иногда даже лучше, если сама поездка в лифте займет больше времени. Представим два сценария: в первом лифт приезжает через 10 с после нажатия кнопки вызова, а сама поездка до нужного этажа занимает минуту. По второму сценарию вы ждете лифт 30 с и едете тоже 30 с. Большинству людей ожидание кажется настолько невыносимым, что они выбрали бы первый вариант, пускай и придется потратить лишние десять секунд. Исходя из этого, инженеры программируют алгоритм таким образом, чтобы он учитывал «коэффициент утомительности», вместо того чтобы просто минимизировать время поездки.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Не стоит забывать и о физических ограничениях лифтов: у них есть предел скорости, а промежуток времени, чтобы просчитать следующий шаг, – не больше 1–2 с. Кроме того, у лифта нет права на ошибку: если он проедет нужный этаж без остановки, пассажиру это не понравится. Кто знает – вдруг недовольный пассажир от злости разнесет панель управления? Грамотная компьютерная система должна найти идеальный баланс между возможностями лифта и целями его пользователя, даже если тому надо было быть наверху десять минут назад.

Алгоритмы

Во многих лифтах все еще используется самый ранний и простой механизм электронного управления. Этот алгоритм содержит два правила:

1. Пока внутри лифта или на этажах, куда приближается лифт по ходу движения, есть пассажиры, которым нужно по направлению текущего движения, лифт продолжает перемещаться в этом направлении.

2. Как только вызовы лифта по текущему направлению движения закончились, но при этом есть вызов в противоположном направлении, механизм направляет движение в обратную сторону. Если же вызовов нет, лифт останавливает движение до следующего вызова.

Именно поэтому на всех этажах, где есть движение по лифтовой шахте, обычно имеются кнопки вызова со стрелками «вверх» и «вниз». Так, если кабина направляется вверх, то можно собрать и высадить всех пассажиров на ее пути. Подобная схема не учитывает большинство факторов, которые мы обозначили выше, но все-таки это не худший вариант. Этот алгоритм прост в исполнении и довольно энергоэффективен, к тому же позволяет обслужить всех пассажиров за один цикл. Такой же алгоритм используется для программирования большинства жестких дисков.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

В небольших офисах и многоквартирных домах, где от лифта не требуется повышенной энергоэффективности, удобно задействовать этот незамысловатый механизм. Однако его применение в зданиях с большей этажностью влечет за собой ряд трудностей. Каждый раз, проезжая средние этажи, лифт обслуживает находящихся там пассажиров, но алгоритм может долго не давать лифту остановиться на цокольном этаже по пути на седьмой. Поэтому ожидание на первом и последнем этажах, где лифт вызывают чаще всего, может продлиться мучительно долго. Кроме того, большие здания обычно обслуживает не один, а несколько лифтов. Если каждый из них будет следовать одному и тому же алгоритму, начнется настоящая чехарда: на некоторых этажах будут попеременно раскрываться несколько лифтов. Кроме того, все они будут усиленно обслуживать средние этажи, иногда открываясь по два раза на один вызов.

Чтобы оптимизировать работу групп лифтов, инженеры придумали ряд хитростей. Им удалось заставить лифты «договариваться» между собой – а это уже половина дела. Если лифт вызывают на первом этаже, а кабина 1 в это время направляется вверх, то вместо нее может спуститься кабина 2. Кроме того, можно привязать каждый лифт к определенной группе этажей. Возможно, вам приходилось бывать в зданиях, где несколько лифтов просто стоят в лобби с открытыми дверями. Это называется «стратегия парковки», когда пустые лифты возвращаются на этажи, где они пользуются наибольшим спросом. Сегодня технологии прогнозирования пассажиропотока и программы для мониторинга в режиме реального времени позволяют компьютерной системе лифта варьировать стратегии, чтобы подстроиться под нужды пассажиров в утренние и вечерние часы пик.

Должен ли лифт приехать сначала к тому пассажиру, кто ждет дольше всех? Или лучше направить кабину к ближайшему этажу вызова?

Сложные вычисления

Настоящий прорыв в программировании лифтов пришелся на 1970-е, когда появилась возможность перепрограммировать компьютеры. Если кто-то изобретал новую стратегию маршрутизации лифтов, то вовсе не обязательно было, как раньше, продавать идею строительному магнату и ждать, пока он построит небоскреб. Теперь можно было обкатать и настроить разработку на виртуальных симуляторах.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

После этого индустрия обогатилась множеством новых алгоритмов. Одна из популярных сегодня стратегий – «контроль расчетного времени прибытия». Ее суть в том, что компьютер оценивает все кабины, движущиеся по направлению к этажу, где была нажата кнопка вызова, и выбирает ту, которая, по его расчетам, прибудет на место быстрее всех. Другая востребованная стратегия – всегда направлять на вызов ту кабину, которая, согласно прогнозу, наиболее удобна для пассажира. Это предполагает сочетание минимального времени поездки, минимальных затрат энергии и других обозначенных конструктором приоритетов.

Вершина оптимизации – это технология группировки по месту назначения (destination dispatch), которая используется в лифтах небоскребов, построенных или модернизированных после 1990-х годов. В этих зданиях вместо кнопок вызова «вверх» и «вниз» вы выбираете кнопку с нужным этажом, и интеллектуальная система сообщает, какой лифт из группы доставит вас до места назначения.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Благодаря тому что система знает, куда конкретно нужно добраться пассажирам, ее эффективность стремится к идеальной. Люди, которым нужно на один и тот же этаж, группируются в одной кабине, и каждая группа добирается до места назначения без лишних остановок. Можно догадаться, что при этом время ожидания лифта в среднем увеличивается, поэтому система, оснащенная технологией группировки по месту назначения, может менять приоритеты в течение дня. Например, в утренний час пик, когда ключевой является полезная производительность, ждать прибытия лифта придется дольше, но зато время поездки сокращается. Днем, когда пассажиропоток уменьшается, лифт может приехать быстрее и ожидание будет менее утомительным.

Имея в распоряжении все эти варианты, можно выбрать из них самый подходящий. Зачастую этот выбор тоже автоматизируется. Используя технологии машинного обучения, инженеры моделируют желаемый результат, и затем программа-контроллер симулирует действия, чтобы добиться оптимального эффекта в соответствии с заданной моделью. В каждый момент времени система сканирует состояние симуляторов лифта и параметры каждого исходящего вызова, решает, какие действия следует предпринять, и измеряет результативность. В итоге программа находит наиболее эффективные пути для всех комбинаций факторов. Они бывают настолько сложны, что даже разработчикам не всегда понятно, почему контроллер работает так, а не иначе.

Источник

Как лифт отсчитывает этажи

Многие из нас даже не задумываются о том, как много сложных и удивительных механизмов вокруг. МЫ привыкли безотчетно доверять им, научились использовать их в своей повседневной жизни, но понятия не имеем, как же именно они работают.

Одним из таких устройств является обычный лифт. Казалось бы, что может быть в нем сложного? Однако даже такой простейший вопрос «Как лифт определяет, на каком именно этаже он должен остановиться?» может поставить в тупик очень многих людей.

Принципиальное устройство лифта

Перед тем как углубляться в технические детали отдельных моментов работы лифта, следует хотя бы в общих чертах представлять, как он функционирует.

Итак, лифт – это сложный комплексный механизм, состоящий из шахты, кабины и машинного отделения. Шахта представляет собой колодец внутри или снаружи здания, внутри которой вертикально передвигается небольшое помещение – кабина.

Машинное отделение обычно располагается над шахтой, в специальном помещении. Состоит он из привода и управляющей электроники.

Кабина в шахте движется на специальных тросах, которые подтягиваются и отпускаются с помощью двигателя привода. Благодаря этому кабина и осуществляет движение. Для того чтобы она двигалась ровно и сохраняла стабильное горизонтальное положение, в шахте имеются дополнительные тросы или металлические конструкции – направляющие. По ним лифт перемещается с помощью специальных роликов. Когда необходимо остановить кабину, привод прекращает движение и срабатывают специальные тормозящие устройства. Если кабина должна прийти в движение, то привод начинает вращать вал с колесом, наматывая на него трос, а тормоза отключаются.

Вовремя остановить кабину

Зная принципиальное устройство лифта гораздо проще понять дальнейшее: на каждом этаже находится специальный механический или электронный датчик. Как только рядом с ними проезжает кабинка, на управляющее устройство сразу же отправляется сигнал о том, где именно она находится в данный момент. При необходимости, к примеру, если снаружи нажали кнопку вызова или же вы хотите покинуть кабину на том или ином этаже, управляющая электроника посылает сигнал приводу прекратить работу, а тормозам, наоборот, активироваться. Так и происходит остановка лифта на нужном этаже. За ней обычно следует автоматическое открытие дверей.

Для того чтобы кабинка при остановке находилась вровень с полом лестничной площадки, требуется очень тонкая и точная настройка срабатывания датчика. Иногда такая настройка проводится вручную, однако все же чаще она выполняется еще на заводе во время сборки. Но в таком случае требуется точное размещение датчика в необходимом месте.

Эту, а также любую другую интересную информацию о лифтах вы можете узнать, обратившись к специалистам компании «СП Энергия». Для этого просто позвоните по телефону 8 (495) 741-86-80 и получите ответы на любые вопросы.

В сп Энергия вы получите полный цикл услуг:

Источник

Как лифт определяет этаж

Лифт — сложная комплексная система, главными элементами которой являются шахта, лифтовая кабина и МП (машинное помещение). Транспортировка грузов и людей производится в кабине, которая движется по направляющим, задерживаясь на нужном этаже и снова продолжая свое перемещение вверх либо вниз, в зависимости от приказа, поступившего с пульта управления.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Конструкция подъемного устройства

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этажеЛифт включает в себя элементы машинного помещения и шахты. Помимо этого, в стволе шахте размещена кабинка. На ее крыше укреплена лебедка со стальными тросами, отпускаемыми и подтягиваемыми с использованием главного привода. Так кабинка совершает вертикальные продвижения вдоль всего ствола шахтного пространства. Для плавности работы и сохранения устойчивости, для лифтовой кабины в стволе шахты смонтированы направляющие. Когда требуется затормозить либо остановить кабинку, ротор двигателя снижает обороты, и в действие вступают тормозные приспособления.

Принцип действия

Срабатывая, кнопка вызова отправляет сигнал на управляющее оборудование. Если подъемник стоит на этаже, с которого пришел сигнал, двери шахты и кабины синхронно раскрываются. Если кабина оказывается в другом месте, то с системы управления поступает команда на начало подъема или спуска. Срабатывает главный привод, который воздействуя на лебедку со шкивом, заставляет их вращаться. Тросы, обвитые вокруг шкива, разматываются или, наоборот, подтягиваются, и кабинка едет в указанном направлении.

Как лифт определяет нужный ему этаж

В свою очередь, станция управления передает приказ на снижение текущей скорости. Ротор двигателя уменьшает число оборотов, обеспечивая кабине постепенное замедление. На малой скорости подъемник достигает шунта ДТО, вступая с ним в контакт. Параллельно на управление поступает сигнал. Ответная команда на главный привод лифта гарантирует полную остановку кабины. Одновременно производится совмещение пола этажа с полом прибывшей кабины. Привод двери открывает двери шахты и кабинки.

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Схема. Расположение шунтов

Безопасность. Сервисное обслуживание

Лифтовые агрегаты производятся, монтируются и вводятся в эксплуатацию согласно установленным правилам и ГОСТам. Безопасность функционирования подъемников зависит от их регулярного обслуживания, профилактики и своевременной замены выработавших свой ресурс лифтовых запчастей. Компания «ЛифтКомплект» реализует запасные части от известных производителей лифтового оборудования OTIS, KONE, THYSSEN, KLEEMANN, ЩЛЗ, КМЗ и т.д.

Автор статьи: ЛифтКомплект

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Прямой эфир

Что делать, если лифт ломается и кто должен платить за его замену?

что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть фото что находится под лифтом на первом этаже. Смотреть картинку что находится под лифтом на первом этаже. Картинка про что находится под лифтом на первом этаже. Фото что находится под лифтом на первом этаже

Лифты — это весьма сложные и опасные инженерные конструкции, без которых сложно представить жизнь в современном городе. Выясним, что нужно знать о лифтах в многоквартирных домах.

В каких жилых домах должны быть лифты, в России определяется сводом правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). В пункте 4.8 этого документа указано, что, если между полом первого и верхнего жилых этажей больше 12 метров, в этом здании должен быть лифт. Высота этажей, особенно в новостройках, отличается от дома к дому. Но если взять указанную в Своде высоту одного этажа в 2,8 м, то лифтами должны быть обеспечены все дома с четырьмя этажами и выше.

Число лифтов на дом определяется его этажностью. Если в здании до девяти этажей, в нем может быть только один лифт. В домах, имеющих 10-19 этажей, — два, 20-25 — три или четыре (в зависимости от суммарной площади квартир на этажах), гласит вышеуказанный Свод правил.

В настоящее время существует большое количество лифтов разных модификаций. Застройщики свободны в выборе производителя и характеристик лифтов, если они соответствуют ряду требований уже упомянутых правил СП 54.13330.2011. Правила устанавливают требования к грузоподъемности, габаритам и скорости движения подъемных устройств.

В домах, имеющих до 18 этажей, скорость движения кабины должна составлять 1 м/с, а в домах от 19 до 25 этажей — 1,6 м/с. Один из лифтов в доме всегда должен быть грузоподъемностью 630 или 1000 кг. А если лифтов в здании больше одного, то один из них может быть грузоподъемностью в 400 кг.

Кабина одного из лифтов должна быть глубиной или шириной (в зависимости от планировки) 2,1 м для возможности размещения в ней человека на санитарных носилках. Ширина дверей кабины по правилам должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.

Согласно Жилищному кодексу РФ, лифты, лифтовые шахты и вентиляционные шахты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому платят за содержание, ремонт и проверку состояния этих объектов жильцы. В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 24.12.2010 №4320 «Об оплате жилищных услуг» (в ред. постановления от 29.06.2016 №1272) с первого июля текущего года предельные цены на услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию лифтов установлены в размере:

Ответственность за содержание лифтов лежит на управляющих компаниях, которые заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Информация о том, что это за компания, должна быть указана в кабинах лифтов и на квитанциях на оплату услуг ЖКХ.

По Жилищному кодексу РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, все жильцы несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Поэтому жильцы первых этажей оплачивают расходы на содержание и ремонт лифтов на равных правах со всеми остальными жителями дома.

Так было не всегда. В Барнауле до 2006 года жильцы первых этажей были освобождены от оплаты расходов на содержание лифтов. Но решением Центрального районного суда г. Барнаула от 26.06.2006 на основании иска прокурора Алтайского края постановление главы администрации города от 23.12.2005 № 4020 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» было признано недействующим в части платы за лифт. Суд пришел к выводу, что освобождение жильцов первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта увеличивает бремя расходов граждан, проживающих выше первого этажа, что приводит к нарушению их прав.

Источник

Принцип работы лифта

Принцип работы лифта

Современное высотное здание просто невозможно представить без лифта. Это полезное техническое изобретение позволяет людям экономить и свои силы, и время. Особенно трудно без этого механизма пришлось бы инвалидам, пенсионерам и мамам с маленькими детишками.

Короткий экскурс в историю лифта

Кто и когда изобрел первый лифт – доподлинно неизвестно. По одной из версий изобретателем этого «транспортного средства» был известный русский механик Иван Кулибин. Согласно другой, первый лифт появился во Франции, во дворе Людовика XV. С его помощью французский король поднимался в покои своей любовницы, которые были расположены этажом выше.

По другим сведениям самый первый лифт был изобретен Архимедом еще в третьем веке до нашей эры. Об этом писал в своей книге древнеримский архитектор Марк Витрувий. Конструкция этого устройства была предельно простой: обычная веревка и вращающийся шпиндель.

В середине XIX века американский инженер Элиш Грейвс Отис презентовал свое изобретение – так называемые ловители. При помощи этого нехитрого приспособления кабина лифта автоматически останавливалась в случае аварийной ситуации и удерживалась в шахте. Первый лифт с такими уловителями был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Э. Г. Отис также является основателем компании Otis Elevator Company, которая существует и сегодня.

Что такое лифт?

Это разновидность подъемной машины, которая предназначена для вертикального перемещения пассажиров и грузов с этажа на этаж. Лифт – слово английское. Оно происходит от глагола to lift, что значит «поднимать».

Груз или пассажиры перемещаются в закрытых кабинах по жестким вертикальным направляющим. Лифт, как правило, обустроен в специальной шахте, которая может быть кирпичной, железобетонной или металлокаркасной. При этом все посадочные площадки оснащены автоматически запираемыми дверьми.

Основные технические параметры лифтов:

Обычный лифт движется со скоростью 0,5-4 м/сек. Скоростные подъемные машины могут «разгоняться» до 15 м/сек. Грузоподъемность лифта – это тот вес, на перемещение которого рассчитана конкретная модель. Сегодня существуют различные модификации, позволяющие перевозить до 30 человек. Грузовые лифты способны транспортировать до десяти тонн веса.

Лифт: другие значения слова

Лифт – понятие широкоупотребительное. Его применяют в нескольких смыслах и значениях. Так, существует такое понятие, как социальный лифт. Это особый механизм, позволяющий человеку быстро повысить (или понизить) свой социальный статус в обществе. Классический пример такого «лифта» – история Золушки.

Опытным автомобилистам знаком такой термин, как лифт-комплект. Это набор дополнительных проставок, с помощью которых кузов подымается над рамой внедорожника. Тем самым увеличивается пространство в колесных арках автомобиля.

Данное слово употребляется и в спортивной аналитике. Что такое лифт в футболе? Этим специфическим термином обозначают тот случай, когда футбольный клуб вылетает из более высокой в низшую лигу, но уже через сезон возвращается обратно.

Космический лифт – это концепция безракетного запуска грузов в открытый космос (при помощи троса, натянутого между поверхностью планеты и орбитальной станцией). Впервые такую мысль высказал еще Циолковский. Однако разработки реальных проектов начались лишь в 2000-х годах.

Как устроены лифты?

Кабина лифта приводится в движение при помощи стальных тросов, которые перекинуты через шкив привода. Этот механизм находится в специальном машинном отделении, расположенном в верхней части шахты. Туда из лифтовой кабины отправляется сигнал (по кабелю), и машина отправляется на тот или иной этаж. Внутри кабины закреплена кнопочная панель управления.

На противоположных концах стальных тросов расположены так называемые противовесы, цель которых – уравновешивать кабину. Когда она движется вверх, то грузы спускаются вниз. И наоборот, противовесы поднимаются, когда лифтовая кабина начинает движение вниз. Противовесы не используются, если устройство оснащено гидравлическим или пневматическим приводом.

Аппарат управления лифтом чаще всего расположен в отдельном закрытом помещении. В некоторых моделях он находится непосредственно в лифтовой кабине.

Основные элементы лифта

Помимо этого, любой лифт оснащен разнообразным электрооборудованием и станцией управления, которая контролирует работу всех механизмов машины.

Классификации лифтов

По функциональному назначению лифты делятся на четыре группы:

По конструкционным особенностям лифты бывают:

По месту применения их делят на домашние (устанавливаются в многоквартирных жилых зданиях), больничные, панорамные, строительные, коттеджные. Существуют также особые лифты для кораблей. Они перебрасывают судна через плотины крупных гидроэлектростанций. Такие устройства действуют в Канаде, России, Германии и некоторых других странах.

По типу привода лифты могут быть с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

Обслуживание лифтов

Проектный срок эксплуатации пассажирского лифта (по ГОСТу) составляет 25 лет. По истечении данного срока ходовая часть устройства тщательно проверяется соответствующей службой технического контроля. После диагностики делается заключение о дальнейшем сроке эксплуатации лифта. Чаще всего он не превышает трех лет.

Раз в два года каждый лифт должен проходить процедуру технического освидетельствования. Эксплуатация изношенной ходовой части противоречит правилам техники безопасности и чревата опасными инцидентами.

Оосновные признаки изношенности ходовой части лифта:

Главные производители лифтов

На современном рынке лифтового оборудования можно выделить три лидирующие марки:

Otis Elevator Company – старейший производитель лифтов в мире. Компания была основана Э. Г. Отисом еще в 1853 году. Сегодня она занимается производством широкого спектра оборудования – пассажирских лифтов, промышленных подъемников, эскалаторов и т. п. При этом компания Otis производит самые надежные и качественные лифты для небоскребов.

Kone – финская торговая марка, которая совсем недавно отметила свой 100-летний юбилей. Компания производит не только классические лифты, но и краны, эскалаторы, траволаторы. Фирма Kone ориентирована, прежде всего, на экономичность своих машин.

Kleemann – крупнейший производитель лифтовых систем в Европе. Компания работает с 1983 года. Сегодня ее продукция экспортируется более чем в 60 стран мира. Компания выпускает лифты, в том числе и по индивидуальным расчетам. Благодаря этому машины Kleemann можно «вписать» в любое, даже самое нестандартное архитектурное пространство.

В России лифты производятся на Щербинском лифтостроительном и Карачаровском машиностроительном заводах.

Самые интересные рекорды из мира лифтов

Лифт в кинематографе

Подобные устройства нередко фигурируют в киноискусстве, и иногда в довольно неожиданных образах. Так, в голландском фильме De Lift 1983 года главную роль играет именно лифт. Причем он запрограммирован каким-то злым гением на убийство людей.

Ограниченное пространство лифтовой кабины – отличный «фон» для всякого рода триллеров и ужастиков. Именно там происходит все действие мистической киноленты М. Найта Шьямалана под названием «Дьявол». Именно в лифте происходят ключевые сцены довольно жуткого российского триллера «Поклонник».

Однако не стоит думать, что лифт в кинематографе фигурирует исключительно в триллерах. Появляется он и в комедиях. Самый яркий пример – американская молодежная комедия «100 девчонок, и одна в лифте» (100 Girls) 2000 года.

Напоследок еще один любопытный факт: в 1971 году студия «Союзмультфильм» выпустила рисованный мультфильм «Три банана». По его сюжету мальчик Петрик садится в нерабочую лифтовую кабину и отправляется на ней прямо в Космос. Мультфильм был создан по мотивам сказки чешского писателя Зденека Слабого. Чем не «космический лифт», над созданием которого в нынешнем веке трудятся лучшие умы современности?

Почему падают лифты?

Принцип действия ограничителя скорости лифта

Ограничитель скорости приводит в действие ловители кабины (противовеса), когда скорость движения кабины вниз на 15—40 % превышает номинальную. Ограничитель скорости имеет приспособление, позволяющее проверять его срабатывание и надежность воздействия на ловители при движении кабины (противовеса) с номинальной скоростью.

Принцип действия ограничителя скорости основан на использовании центробежной силы вращающихся грузов, которые приводятся в движение канатом ограничителя скорости, соединенным с кабиной.

Как работает ограничитель скорости лифта

В рабочем положении канат ограничителя скорости огибает ручей большего диаметра шкива. При перемещении каната ограничителя скорости вместе с кабиной шкив вращается со скоростью, соответствующей скорости каната, и скорости кабины. Вместе со шкивом вращаются грузы, которые под действием центробежных сил стремятся разойтись в стороны от оси. Этому перемещению грузов препятствует пружина, тянущая грузы к оси вращения.

Если скорость кабины окажется больше допустимой, то усилие пружины становится недостаточным, чтобы преодолеть действие центробежных сил грузов, и грузы расходятся, растягивая пружину. При увеличении радиуса вращения грузов они зацепляются за упоры в корпусе и шкив останавливается. Под действием силы трения канат ограничителя скорости поднимает рычаг механизма включения ловителей кабины.

Система рассчитана так, что сила трения между канатом ограничителя скорости и ручьем его шкива достаточна для включения ловителей. Ловители срабатывают и удерживают кабину на направляющих. После снятия кабины с ловителей и приведения системы в исходное положение лифт может нормально работать.

Рис. 1. Центробежный ограничитель снорости с горизонтальной осью вращении

Назначение ловителей

Ловители служат для удержания кабины (противовеса) на направляющих при ее движении вниз. В случае увеличения скорости движения кабины или противовеса до величины, при которой срабатывает ограничитель скорости, ловителями оборудованы кабины всех лифтов, за исключением кабин, подвешенных на пластинчатых цепях.

По принципу действия ловители бывают жесткого и скользящего действия. Ловители жесткого действия применяются при скорости кабины до 1 м/с. При скорости 1 м/с и более используют ловители скользящего действия.

Схема механизма включения ловителей показана на рис. 2.

Рис. 2. Устройство системы рычагов и тяг механизма ловителей

1 — зажим; 2 — приводиой рычаг;

3 — нажимная планка;

4 — блок—контакт ловителей;

9, 10, 13 — контргайки;

11, 14 — регулировочная муфта;

18 — канат ограничителя скорости;

20 — горизонтальные валы;

Кабина посредством каната приводит в действие ограничитель скорости.

Канат натянут между ограничителем скорости, расположенным в машинном помещении, и натяжным устройством, установленным в приямке. С помощью зажима с канатом соединен рычаг механизма включения ловителей, закрепленный на кабине. При движении кабины лифта зажим увлекает за собой правую ветвь каната. Канат и кабина двигаются с одинаковой скоростью. Канат вращает ограничитель скорости с той же скоростью, с которой движется сам и движется кабина.

Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную, то канат ограничителя скорости увеличит свою скорость и заставит сработать ограничитель скорости, который остановит канат.

Поскольку кабина будет продолжать движение вниз, рычаг с зажимом повернется в направлении вращения часовой стрелки и приведет в действие ловители. Одновременно рычаг, действуя на контактное устройство, отключит лебедку от электрического питания. В результате срабатывания ограничителя скорости ловители прочно зажмут направляющие, надежно удерживая на них кабину.

Таким образом, ловители срабатывают в зависимости от скорости движения кабины и независимо от работы лебедки лифта.

Алгоритмы

Механизм электронного управления содержит два правила:

1. Пока внутри лифта или на этажах, куда приближается лифт по ходу движения, есть пассажиры, которым нужно по направлению текущего движения, лифт продолжает перемещаться в этом направлении.

2. Как только вызовы лифта по текущему направлению движения закончились, но при этом есть вызов в противоположном направлении, механизм направляет движение в обратную сторону. Если же вызовов нет, лифт останавливает движение до следующего вызова.

Именно поэтому на всех этажах обычно имеются кнопки вызова со стрелками «вверх» и «вниз».

Этот алгоритм прост в исполнении, довольно энергоэффективен, позволяя обслужить всех пассажиров за один цикл.

Однако его применение в зданиях с большей этажностью влечет за собой ряд трудностей. Каждый раз, проезжая средние этажи, лифт обслуживает находящихся там пассажиров, но алгоритм может долго не давать лифту остановиться на цокольном этаже по пути на седьмой.

Поэтому ожидание на первом и последнем этажах, где лифт вызывают чаще всего, может продлиться мучительно долго. Кроме того, большие здания обычно обслуживает не один, а несколько лифтов. Если каждый из них будет следовать одному и тому же алгоритму, на некоторых этажах будут попеременно раскрываться несколько лифтов. Кроме того, все они будут усиленно обслуживать средние этажи, иногда открываясь по два раза на один вызов.

Чтобы оптимизировать работу групп лифтов, инженеры придумали ряд хитростей. Им удалось заставить лифты «договариваться» между собой. Если лифт вызывают на первом этаже, а кабина 1 в это время направляется вверх, то вместо нее может спуститься кабина 2. Кроме того, можно привязать каждый лифт к определенной группе этажей. Возможно, вам приходилось бывать в зданиях, где несколько лифтов просто стоят в лобби с открытыми дверями.

Это называется «стратегия парковки», когда пустые лифты возвращаются на этажи, где они пользуются наибольшим спросом.

Сегодня технологии прогнозирования пассажиропотока и программы для мониторинга в режиме реального времени позволяют компьютерной системе лифта варьировать стратегии, чтобы подстроиться под нужды пассажиров в утренние и вечерние часы пик.

Сложные вычисления

Настоящий прорыв в программировании лифтов пришелся на 1970-е, когда появилась возможность перепрограммировать компьютеры.

Одна из популярных сегодня стратегий – «контроль расчетного времени прибытия». Ее суть в том, что компьютер оценивает все кабины, движущиеся по направлению к этажу, где была нажата кнопка вызова, и выбирает ту, которая, по его расчетам, прибудет на место быстрее всех. Другая востребованная стратегия – всегда направлять на вызов ту кабину, которая, согласно прогнозу, наиболее удобна для пассажира. Это предполагает сочетание минимального времени поездки, минимальных затрат энергии и других обозначенных конструктором приоритетов.

Вершина оптимизации – это технология группировки по месту назначения (destination dispatch), которая используется в лифтах небоскребов, построенных или модернизированных после 1990-х годов. В этих зданиях вместо кнопок вызова «вверх» и «вниз» вы выбираете кнопку с нужным этажом, и интеллектуальная система сообщает, какой лифт из группы доставит вас до места назначения.

Благодаря тому что система знает, куда конкретно нужно добраться пассажирам, ее эффективность стремится к идеальной. Люди, которым нужно на один и тот же этаж, группируются в одной кабине, и каждая группа добирается до места назначения без лишних остановок.

Используя технологии машинного обучения, инженеры моделируют желаемый результат, и затем программа-контроллер симулирует действия, чтобы добиться оптимального эффекта в соответствии с заданной моделью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *