что находится на театральной площади в москве
Театральная площадь
По своей значимости и ценности для города Театральная площадь вполне может сравниться с Красной, и не мудрено: растиражированные в открытках виды Большого театра, памятника Карлу Марксу и других местных достопримечательностей сделали её одним из культовых местечек на карте Москвы и навсегда прописали во всех путеводителях по столице. И это при том, что площадь и сама по себе отлично благоустроена!
Театральная площадь сегодня
Доминантой архитектурного ансамбля площади стало здание Большого театра, от центрального входа в который по ровной линии выстраиваются аллеи обоих скверов. Помимо театра, ансамбль сформирован зданиями торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Малого театра, торговых рядов доходного дома Полторацкого и двух гостиниц: «Метрополь» и «Москва».
История Театральной площади
История Театральной площади тесно связана с историей Большого театра, при строительстве и развитии которого её и обустроили.
Современная площадь частично захватывает территорию, где в прошлом протекала река Неглинная: на её левом берегу в 16-17 веках располагался Пушечный двор, а правый был занят жилыми дворами, то есть в целом местность была довольно рыхлой. После городского пожара 1737 года жилые дворы выгорели дотла, и на их месте появились новые, принадлежащие теперь городской знати: князьям Голициным, Черкасским, Лобановым-Ростовским и другим.
В 1775 году было решено обустроить в Москве несколько площадей вокруг Кремля и Китай-города, и на правом берегу Неглинной появилась небольшая Петровская площадь, названная так по улице Петровке, а спустя год губернский прокурор Пётр Урусов и предприниматель Майкл Меддокс, заручившись разрешением императрицы Екатерины II, начали на ней строительство Большого Петровского театра, чуть позже превратившегося в Московский Императорский театр. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело. Театр переехал в новый павильон на Арбатской площади, а сгоревшее здание восстанавливать не спешили.
В советские годы площадь переименовывают в площадь Свердлова. В разные годы на ней устанавливают памятники Александру Островскому (1929), Карлу Марксу (1961) и Якову Свердлову (1978, демонтирован в 1991), а архитектурный ансамбль площади дополняют новые корпуса гостиницы «Москва». В 1949 году на площади благоустраивают скверы, и она приобретает современную композицию.
Так или иначе, как и планировал Осип Бове, в наши дни площадь стала одним из композиционных центров города, превратившись в точку притяжения для горожан и туристов. Остаётся только догадываться, мог ли именитый архитектор предполагать, что когда-нибудь его творение станет настолько культовым и превратится в одну из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.
Театральная площадь находится между улицей Петровка, Копьёвским переулком и площадью Революции. Добраться до неё можно пешком от станций метро «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Moscow.org городской портал Москвы
Как добраться до Театральной площади: ст. метро: Охотный ряд, Театральная
Театральная площадь располагается в Центральном административном округе Москвы, в Тверском районе. Площадь находится между Театральным проездом, улицей Петровкой и Копьевским переулком. На Театральную площадь выходят фасады сразу трех известных московских театров: Большого, Малого и Российского академического молодёжного театра. С 1817 по 1829 г.г. площадь называлась Петровской. С 1829 по 1919 г.г. – Театральной. С 1919 по 1991 – носила имя Свердлова, а затем площадь вновь стала Театральной.
В далеком прошлом к востоку от нынешней Театральной площади проходило русло реки Неглинной, которая в этом месте делала резкий поворот на юго-запад. Берега реки была заболоченными, поэтому плотность застройки была небольшой.
В конце 15 века на левом (восточном) берегу реки построили Пушечный двор, и от него перебросили мост через Неглинную, а эта территория стала известна как Пушечная слобода. В 1534-1538 годах здесь выросла стена Китай-города, которую построили для защиты города на средства от учрежденного специально для этой цели налога. Позднее, в годы правления Петра I городские укрепления решили сделать еще более надежными, и построить у китайгородских стен треугольные бастионы-болверки. Для этого пришлось отвести русло Неглинной западнее.
В 1737 году Москва пострадала от очередного пожара, и участки, расположенные западнее Неглинной выгорели. На месте старых построек стали появляться дворы московской знати: князей Черкасских, Голицыных и других представителей высшего света.
Даже в те далекие времена, развитие города шло не только стихийно, но и планово. Так, по проектам 1775 года вокруг Кремля и Китай-города собирались устроить несколько просторных площадей, и одна из них должна была расположиться на месте нынешней Театральной площади, правда назвали ее по улице Петровке, ведь никакого театра здесь пока не было.
Первый театр на перспективной площади был построен в 1780 году по инициативе англичанина Меддокса и на средства князя Урусова. Это был первый общественный музыкальный театр, рассчитанный примерно на 1000 мест. В 1805 году случился пожар, во время которого здание сгорело, и отстраивать его заново не стали. В 1812 году эта местность вновь выгорела от пожара, а когда Отечественная война закончилась, встал вопрос об обновлении Москвы. Отстраивать нужно было многое, и в мае 1813 года был утвержден специальный орган – Комиссия о строении Москвы (или Комиссия для строений Москвы). Архитектурное отделение Комиссии возглавил О.И. Бове, а среди его сотрудников были такие архитекторы как В.П. Стасов, Д.И. Жилярди, В.И. Гесте, В.А. Балашов, Д.Ф. Борисов, Ф.К. Соколов и другие.
Однако главным на Петровской площади должен был стать театр, причем, обязательным условием было включение в состав постройки уцелевшей стены театра Меддокса. Чтобы выбрать лучший проект театрального здания, «Комиссия о строении Москвы» объявила архитектурный конкурс. Свои разработки предложили такие известные архитекторы как Л. Дюбуи, Д. Жилярди, П. Гонзаго, А.Н. Бакарев и другие, но ни один из вариантов Комиссии не понравился. Конкурс пришлось провести еще раз, и на этот раз победителя выбрали – им стал профессор Императорской Академии художеств А.А. Михайлов. Однако его проект оказался слишком масштабным и дорогостоящим, поэтому его решили доработать, и занялся этим Осип Бове, который сохранил композицию здания, изменив его масштаб и отделку. В итоге высота здания уменьшилась с 41 до 37 метров. Театр открылся 6 (18 января) 1825 года представлением «Торжество муз». Перед зрителями на сцене выступали з великие русские артисты: трагик П.С. Мочалов, Н.В. Лавров и другие.
Малый театр на площади открылся в 1824 году. Для него особняк купца Варгина перестроили по проекту Осипа Бове. Первоначально здание было уже, чем сейчас, пока в 1838-1840 годах его не перестроил архитектор Константин Тон. Чтобы увеличить объем здания, выкупили соседние участки, также в ходе перестройки была значительно изменена внутрення планировка помещений.
В марте 1853 года в здании Большого театра начался пожар, который длился несколько дней. После того, как огонь утих, на месте театра остались только каменные стены и колоннада портика. Для реконструкции театра провели очередной конкурс, по результатам которого первым оказался проект главного архитектора Императорских театров Алберта Кавоса. Работы по восстановлению театра длились три года. Новое здание в целом сохранило старую планировку, но стало выше, а кроме того, совершенно изменилось оформление здания. Самым главным изменением стало появление бронзовой квадриги работы Петра Клодта над входным портиком. Раньше на этом месте возвышалась алебастровая скульптурная композиция. Первое представление в отстроенном театре прошло 20 августа 1856 года.
Ближе к концу 19 века симметрия Театральной площади была нарушена. Несколько домов перестроили, и они стали выше Малого театра. Затем вместо дома Челышева в 1899-1905 годах построили гостиницу «Метрополь». Инициатором строительства роскошного отеля был знаменитый предприниматель и меценат С.И. Мамонтов. Первоначальный проект для здания разработал архитектор Лев Кекушев. Так Театральную площадь украсило самое большое в России общественное строение в стиле модерн.
Стоит упомянуть, что до 1911 года значительную часть площади занимал плац-парад, и обычная публика не могла там гулять. В 1911 году на месте плаца разбили сквер. Следующие значительные изменения в районе нынешней Театральной площади произошли в 1934 году, когда здесь строилась одна из станций первой линии московского метро. Сквер на площади пришлось вырубить, но спустя 4 года его восстановили.
В наши дни Театральная площадь стала одной из достопримечательностей Москвы. В 2011 году в Большом театре прошла масштабная реставрация, и обновленный театр вновь принимает зрителей. По обе стороны от здания Большого театра стоят Малый театр и Российский академический Молодежный театр, открывается вид на ЦУМ (знаменитый в прошлом магазин «Мюр и Мерилиз»). Перед театром по-прежнему разбит сквер. Во время праздников на площади проходят световые шоу, которые собирают множество москвичей и гостей столицы. Кроме того, в районе Театральной площади можно увидеть памятники Карлу Марксу, Александру Островскому, Владимиру Высоцкому. В 1978 году на площади установили памятник революционному деятелю Якову Свердлову, но в 1991 году его убрали.
Что находится на театральной площади в москве
Театральная площадь
История Неглинки
Однако москвичи не любили эту площадь: больно дурно пахло на ней, да и река Неглинка часто выходила из берегов, выплескивая на поверхность нечистоты, не раз служившие причиной эпидемий тифа. Журналист и исследователь Москвы Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй, пишет об этом так: «Кроме «законных» сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку».
Деревянный мост, переброшенный через речку в 1488 году, во времена сильных дождей и разливов реки был единственно возможным путем для прохожих и экипажей. Но даже продолжавшийся через всю площадь, он не был достаточно удобным для перемещения. Мост назывался Петровским в честь проходившей недалеко улицы Петровки (следом за ними и площадь получит свое новое название – Петровская). Но в 1516 году в южной части площади выроют пруд, Неглинную преградят плотиной, и она больше не будет затоплять площадь.
Пруд через подземный тоннель продолжит давать воду кремлевскому рву. А за ним с 1538 года пройдет крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые горожане станут приходить на пруд за водой.
Однако, вряд ли в мосте отпадет необходимость – на картине А.Васнецова отчетливо видно, что мост, начинавшийся в районе Пушечного двора и простиравшийся через всю Петровскую площадь на 256 метров в 17 веке еще существует.
Сор и нечистоты за плотиной будут продолжать копиться, а запах от них – все так же беспокоить прохожих. Но не городские власти, потому что под землю речку уберут только к концу 18 века, переведя ее в специально вырытый подземный канал.
Да и тут история Неглинки еще не окончится. Канал станет выбрасывать сточные воды в Москву-реку, трубы подземной реки не будут чистить; безразличие властей к этому месту сделает его притоном для многих поколений преступников.
Владимир Гиляровский однажды спустился в эти трубы в сопровождении «местных»:
«Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем, рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня».
Написанная им репортерская заметка о центральной подземной клоаке стимулирует приведение труб Неглинки в порядок. Но такие чистки будут требовать регулярного повторения. И река вновь окажется засорена, особенно у Малого театра. Лишь в 1926 году Моссовет очистит воды реки, и отведет ее от Малого театра.
Застройка площади
Вообще, город стал походить на город, а площадь на площадь именно при Петре. В 16 веке Москва еще деревянная, ее улицы вымощены деревянными бревнами.
В 17 веке главные улицы Белого города покрываются уже деревянными мостовыми с тротуарами из бревен и досок, через многочисленные реки и ручьи перебрасываются мостики. Никакого освещения в то время нет, прохожие ходят с ручными фонарями, а путь колымагам знати и богачей освещают едущие впереди и по бокам верховые слуги с фонарями.
Петр то запрещал, то наказывал строить в Белом городе каменные здания, покуда после его смерти, в 1728 году Верховный тайный совет не издал указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения «кто какое похочет», и где захочет.
Новой застройке способствовал и большой московский пожар 1737 года, когда все деревянные дворы сгорели. К середине 18 века двор между Пушкинской улицей (ныне Б.Дмитровка) и площадью принадлежал князьям Черкасским. Восточнее – на самой площади были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади дворы князя Сибирского. На месте сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало».
Пожар 1812-го – новая история площади
Пожар 1812 года внес свои коррективы в проект площади. После него началось большое строительство под руководством архитектора О.Бове. Было построено много жилых домов в классическом стиле, украшенных колоннами, лепниной, барельефами. Москва была в то время дворянской столицей и обслуживала большей частью дворян, оттого в Белом городе, помимо особняков и дворцов, располагались дворянские учреждения: и Университет, и Благородное дворянское собрание, и, Манеж, и, конечно же, театры – которые строились все в том же классическом стиле. Улицы кое-где покрылись асфальтом.
Надо сказать, что Театральная площадь жила своей особой – театральной жизнью. У нее было даже специальное отопление во время зимних спектаклей. Тогда у театров ставили «печи ради проходивших и ночных сторожей». Возле них грелись кучера, ожидавшие своих господ, сторожи, дворники и просто прохожие.
В марте 1853-го случился очередной пожар. По недосмотру во время репетиции загорелся Большой театр. Новое здание, отстроенное архитектором Кавосом в 1856 году, увеличила вместимость театра до 2500 мест.
В 1840-х застройка площади имела строго симметричный архитектурный ансамбль.
В ее центре находился незамощеный «плац-парад» для смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на столбиках, на всех четырех его сторонах горели масляные фонари.
Правда, со времен 16-17 веков, когда вдоль Неглинки шли Мучной и Житный ряды, привычка торговать в этом месте осталась. Так у Китайгородской стены еще стояли лавочки, продававшие цветы, саженцы семена. Но в 1851-м они были насовсем переведены на Трубную площадь.
История здания РАМТа
К одной театральной дирекции оказались прикреплены три театра. Помимо Большого и Малого, театр Московского артистического кружка под руководством Александра Николаевича Островского. Театр разместился в бывшем доме Полторацкого, принадлежащем теперь купцу Бронникову. Об Артистическом кружке, располагавшемся в стенах нынешнего РАМТа, пишет Владимир Гиляровский, вспоминая Москву 1880-х годов:
В 1882 году здание арендует известный на всю Москву антрепренер, режиссер и актер Михаил Валентинович Лентовский и вносит значительные изменения во внешний и внутренний вид театра. У спроектированного Ф.Шестаковым (при участии О.Бове) здания появляется третий этаж. По заказу Лентовского архитектор Б. Фрейденберг перестраивает дом, значительно изменив его облик и увеличив вместительность театра. Лентовский переносит сцену на ее теперешнее место. Сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Лентовский делает и декоративную отделку внутренностей театра: стены зрительного зала в те годы были выкрашены в белый цвет, а голубой занавес украшен розовыми амурами.
20 век
Двадцатый век внес свои изменения в историю и внешний вид Театральной площади. В 1904 году по ней в разных направлениях пустили трамвайные линии. В предреволюционные годы площадь стала удобным местом для митингов и демонстраций рабочих. В 1917 году ее взяли штурмом большевики и заняли все, находящиеся на ней здания. А в 1919 году она стала называться площадью Свердлова, в честь одного из руководителей Советского правительства.
В 1898 – 1907 годах на месте этого дома купца Челыщева (с теми самыми банями) Петербургским акционерным обществом была построена гостиница «Метрополь» в стиле модерн с врубелевской «Принцессой Грезой» на фронтоне.
1910-1911 на месте «плац-парада» были разбиты два сквера. В 1913-м у стены Китай-города был третий сквер – «розариум» со множеством кустов штамбовых роз.
Кстати, всем известный ЦУМ (а до этого Мосторг) родился из первого в городе универсального магазина «Мюр и Мерилиз», названного по фамилиям своих владельцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. В этом огромном готического стиля здании, построенном в начале 20 века, можно было найти абсолютно все – одежду, обувь, парфюмерию, ювелирные изделия, предметы дизайна интерьера – все самых лучших отечественных и европейских марок.
У входа в Малый театр в 1929 году устанавливается памятник Александру Николаевичу Островскому, которого Гиляровский назовет «единственным в Москве бронзовым домовладельцем».
Ну а раз уж мы хоть и опосредованно, но говорим о театре, то позволим себе в конце статьи маленькое отступление. Всего лишь перейдем на другую сторону дороги – наискосок от театра. Правда, сегодня нам придется сделать приличный крюк, чтобы добраться до подземного перехода у Госдумы, а в 1782-м от Театральной до этого места было совсем недалеко.
Напротив здания Исторического музея стоял двухэтажный дом купца Горюнова, снизу он был ничем не примечателен, и его скобяные лавки никто бы и не вспомнил, если бы не второй этаж. В нем-то и располагалась знаменитая на всю Москву кофейня Печкина, сыгравшая значительную роль в литературной и театральной жизни Москвы. Профессора МГУ, студенты, писатели, артисты собирались здесь вечерами и горячо обсуждали литературные новинки и последние театральные постановки. Но самое главное и интересное для театралов, что в свое время тут бывали Герцен и Белинский, спустя годы оживущие в спектакле-трилогии Алексея Бородина «Берег утопии». Как будто просто перейдут дорогу и окажутся на сцене любимого РАМТа.
Наши дни
Шесть последних лет исторический облик Театральной площади скрывали от нас леса и строительные постройки, выросшие на площади по причине ремонта Большого театра. Его открытие запланировано на конец октября 2011 года, и в связи с этим не так давно площадь освободили от загромождений. Для настоящих театралов – это настоящее счастье и эстетическое удовольствие – прийти в любимый театр, не обходя заборы стройки, обозревая всю площадь и необыкновенной красоты здания, стоящие на ней, погружаясь в атмосферу былой Москвы, когда по мостовым проносились коляски, на площади торговали цветами, а элегантно одетые дамы и кавалеры изучали через лорнет афишу на ближайший месяц.
Театральная площадь (Москва)
Театра́льная пло́щадь (в 1820-е годы Петро́вская пло́щадь, в 1919—1991 пло́щадь Све́рдлова) — площадь в центре Москвы. Располагается к северо-западу от площади Революции, между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком. На площади находятся Большой и Малый театры.
Содержание
История
Театральная площадь располагается непосредственно к западу от древнего русла реки Неглинной, делавшей в этом месте поворот к юго-западу, и частично захватывает собственно русло Неглинной, с 1819 года протекающей в подземной трубе по периметру площади.
В конце XV века на левом, восточном, берегу Неглинной был выстроен Пушечный двор, и рядом с ним — мост через Неглинную. В 1516 году Неглинную перегородили плотиной, устроив большой пруд ниже Пушечного двора, а в 1534—1538 годах была выстроена стена Китай-города. «Водяные ворота» Китай-города позволяли, в случае осады, забирать воду прямо из реки; в XVII веке они были заложены. В это время трасса улицы Петровки повторяла изгиб Неглинной — Петровка выходила на Большую Дмитровку — и на ней располагались торговые ряды, а к северу — церковь Спаса на Копье, давшая имя Копьевскому переулку. В 1707—1708 годах бастионы Китай-города расширили, опасаясь шведского вторжения, а Неглинную пустили в глубокий искусственный ров.
В пожар 1737 года участки к западу от Неглинной выгорели дотла и были заняты дворами знати — князьями Черкасскими, Голицыными и другими. Здесь же действовала школа архитектуры князя Ухтомского. В 1786 году спустили пруд на Неглинной, к 1792 году прорыли для неё новое искусственное русло. В 1780 году князь Урусов и англичанин Медокс с высочайшего дозволения устроили в доме Голицына общедоступнй Петровский театр, действовавший до пожара 8 октября 1805 года (в этот день в театре давали «Русалку», и молва приписала пожар «бесовскому» спектаклю).
Местность вновь сгорела в сентябре 1812 года, и на этот раз на пепелище была запроектирована широкая площадь в современных очертаниях. К 1819 Неглинную спрятали в трубу, к 1823 году — срыли бастионы Китай-города, а в 1823—1825 Осип Бове выстроил по периметру площади здания Большого и Малого театров. Юго-западную сторону площади застроили по тому же образцу в 1830-е годы, а в 1840 году к северу от Театрального проезда, на месте современной гостиницы «Метрополь», был выстроен дом Челышева, замкнувший строго симметричный классицистический ансамбль.
На площади изначально находился водоразборный бассейн Мытищинского водопровода, который в 1835 году украсили фонтаном работы И. П. Витали. Бо́льшая часть площади, однако, была недоступна публике до 1911 года: здесь был обширный плац-парад, огороженный канатами на столбиках. Рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок, в 1851 году переведённый на Трубную площадь.
11 марта 1853 года Большой театр сгорел и был восстановлен к 1856 году по проекту А. К. Кавоса.
В последнюю четверть XIX века площадь утратила былую симметрию. Дома по юго-восточной стороне были перестроены и стали намного выше лежащего напротив Малого театра. В начале XX века на месте дома Челышева был выстроен «Метрополь», а в 1911 году на месте плац-парада устроили сквер. Однажды, в 1934 году, его пришлось вырубить при строительстве первой очереди метро; к пуску станции «Площадь Революции» в 1938 году сквер был восстановлен.
В 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков)
Примечательные здания и сооружения
Доходный дом К. М. Полторацкого (№ 3/2)
Построен в 1821 году по проекту архитектора А. Ф. Элькинского. Перестроен в 1889 году архитектором А. С. Каминским и гражданским инженером С. И. Тихомировым; в 1902 году — архитектором Р. И. Клейном. Ценный градоформирующий объект, выявленный объект культурного наследия [1]