что надо знать когда переходишь в 7 класс
Какие предметы изучают в 7 классах школ России в 2020-2021 учебном году
При переходе в седьмой класс довольно ощутимо меняется список учебных дисциплин в расписании школьников. Общий предмет математика делится на алгебру и геометрию, а также появляется несколько совершенно новых дисциплин. Напомним, какие предметы проходят ученики 7 классов российских школ в 2020-2021 учебном году согласно российским образовательным стандартам.
Какие предметы стоят в расписании 7 классов
Изменений в перечне учебных дисциплин при переходе в седьмой класс действительно много. В этом смысле учебный год будет очень похож на тот, что был на два года раньше — при переходе из четвёртого класса в пятый.
Во-первых, общего предмета “математика” в расписании больше не будет. Эта дисциплина начиная с 7 класса делится на две: алгебру и геометрию.
Во-вторых, появляются новые учебные предметы: информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также физика.
Все прочие дисциплины (кроме математики), которые были в расписании годом раньше, остаются. Полный перечень обязательных предметов, которые будут стоять в расписании любого 7 класса российской школы в 2020-2021 учебном году, выглядит так:
Образовательные стандарты ФГОС также подразумевают, что школа получает несколько часов в неделю под собственную программу. Эти часы (их немного — в 7 классах всего два-три в неделю, реже — до пяти) могут направляться на более глубокое изучение каких-то дисциплин из числа основных, на дополнительные предметы (многие учебные заведения любят преподавать шахматы как развивающую мышление игру), внеурочную деятельность и т.д.
Нагрузка на учеников 7 классов
В образовательных стандартах кроме общего перечня предметов, которые должны изучаться в российских школах, приводится и примерный учебный план — количество часов, которое должно отводиться под изучение каждой из дисциплин. ФГОС приводит несколько вариантов такого примерного плана, где по некоторым предметам недельная нагрузка может отличаться:
Учебный год в 7 классах состоит из 34-35 недель, максимальное количество учебных часов в неделю — 35. Один урок может продолжаться 40-45 минут.
Все каникулы, которые будут делить учебный год, в сумме должны длиться не менее 30 дней. Продолжительность летних каникул — минимум восемь полных недель.
Все изображения: obrnadzor.gov.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ребенок идет в 5-й (6-й, 7-й) класс. К чему готовиться родителям?
Подросток: самостоятельный, но неорганизованный. Когда «подвезут» мозги
Джессика Лэйхи преподаватель, писательница
Для родителей школьников лето заканчивается не 31 августа — потому что уже недели за две до начала учебного года не думать о школе не получается. Как пройдет переход в среднюю школу у вашего пятиклассника? Сможет ли шестиклассник наконец стать самостоятельным? А семиклассник — так же хорошо учиться, как и до этого, или переходный возраст возьмет свое?
«Вы — учитель в средней школе? Что, серьезно?» Обычно этот вопрос сопровождается пожатием плеч и сочувственным взглядом.
Да, именно так. Я провожу — с удовольствием провожу — восемь часов ежедневно в компании младших подростков, той части человечества, которую плохо понимают, часто ругают, от кого только и ждут провалов что в учебе, что в поведении. Даже среди моих коллег-педагогов, понимающих, в чем радость и награда преподавателя, классы средней школы зачастую упоминаются как профессиональное чистилище. Когда я попросила родителей вспомнить что-то позитивное из времен средней школы, одна мать точно ответила за всех: «Должно пройти какое-то время, чтобы те истории показались мне забавными».
Но я решительно возражаю.
Конечно, ребята в школе средней ступени очень непростые. Незрелые личности шестого класса порой не имеют даже отдаленного сходства с тем, во что они превратятся к восьмому. В иные дни я даже не могу вообразить, как эти малые дети войдут во взрослый мир. Они любознательны, требовательны, импульсивны, переменчивы, они могут свести с ума. Но эти их с ума сводящие свойства как раз и помогают детям лавировать в опасных водах средней школы и выплыть на другой берег уже вполне сформировавшимися.
Ребенок идет в среднюю школу: мозги не готовы
Вот вам безобразная и в то же время прекрасная правда о средней школе: это подстава. Учителя дают школьникам задания, которые непропеченные мозги не в состоянии осилить, и потому неудача — вопрос не «если», а «когда». Это я первым делом объясняю родителям на собрании, потому что чем скорее они это осознают, тем легче нам всем будет прожить следующие три года. (Обучение в средней школе (middle school) в Америке занимает три года, с 6-го по 8-й класс. Здесь и далее классы указаны по американской системе, где 5-й класс — еще начальный, а 9-й — уже старшая школа. По возрасту американский 6-й соответствует российскому 5-му — там дети идут в школу с 5-6 лет.)
Некоторые дети обожают трудности и реагируют на вызов так, словно его-то с малолетства и ждали и наконец-то у них появилась возможность обрести независимость и самим отвечать за свои дела.
Для детей, которые рассуждают подобным образом, возможность контролировать собственную жизнь — счастье. Другим же переход дается нелегко. В средней школе требуются чудеса организованности, планирования, тайм-менеджмента, способность сосредотачиваться и быстро переключать внимание.
Ко всему этому подростки еще не готовы, а если даже к чему-то готовы, то не ко всему сразу. Некоторые дети проявляют один-два навыка из перечисленных, и то непостоянно, а большинство учеников по-настоящему разовьют в себе эти способности лишь к старшим классам.
Подумайте сами: младенцы не говорят, потому что их мозг еще не достиг того уровня развития, на котором сможет справиться со сложной задачей — артикулировать звуки и осмысленно соединять их в слова. Детсадовцы не планируют и не осуществляют долгосрочные проекты, потому что в их мозгах еще не существует нейронных связей, которые отвечают за долгосрочное планирование и последовательное осуществление сложных задач.
Мы не требуем ничего подобного от малышей, но считаем, что ученики средней ступени обязаны справляться со всеми сложными задачами этого уровня, хотя у них тоже еще не вполне сформированы нейронные связи, которые необходимы для исполнения наших требований.
Конечно, этот факт часто от нас ускользает, тем более что благодаря случайностям пубертата некоторые ученики к концу восьмого класса выглядят уже взрослыми и даже крупными. Мне случалось стоять перед классом, где дети с личиками малышей, еще не достигшие полового созревания, сидели рядом с юношами, которые уже каждый день брились. Но вопреки внешности физически развитые парни с точки зрения устройства мозга — такие же дети, и необходимо помнить это и терпеливо ждать, пока нейроны в их мозгах нагонят щетину.
Главная трудность — неорганизованность
Учителя заранее готовятся к первому дню в шестом классе. Первые пару месяцев мы следим, как наши ученики суют в парты скомканные листы, помогаем собрать выпавшие из переполненных папок бумаги, подсказываем, как запомнить, какой урок будет после английского и какие материалы следует принести на естествознание. Одна мама описывала хаос средней школы такими словами: «Каждый раз, когда я сую руку в его рюкзак, я дрожу от страха. Не знаю, что у него там может оказаться. Да и он понятия не имеет».
Чтобы сорганизоваться, научиться планировать, преодолеть «не знаю, что там может оказаться», требуется немало направленных усилий, и меня тоже порой тревожит будущее этих детей. Я знаю, как мало у меня остается времени, чтобы подготовить их к более сложному и требовательному миру старшей школы, и беспокоюсь, что этого срока нам не хватит; но на самом деле почти всегда времени оказывается в самый раз.
Каким-то чудом вечно опаздывающий, изнурительно неорганизованный мальчишка, неспособный два дня подряд правильно заполнить дневник, к тому времени, когда я попрощаюсь с ним на выпускном, уже научится вполне сносно управляться со своей школьной жизнью.
Так что не бойтесь. Неудача — постоянная реальность средней школы, примите ее. Все тут частенько терпят полный крах, даже самые крутые и даже те ребята, которые с виду уже во всем разобрались. Ставки все еще не так высоки, неудачи случаются ежедневно, учителя готовы к десяткам повседневных микронесчастий, и наше дело — использовать во благо эти ситуации и ценный опыт, который приходит под видом ежедневных неудач, встречающихся на каждом шагу.
Что такое исполнительные функции
Те ускользающие навыки, которые понадобятся нашим детям в старшей школе, а потом и во взрослой жизни, — неотъемлемая часть «исполнительных функций», как это называют психологи, то есть совокупности навыков и ментальных процессов, позволяющих нам распоряжаться временем, ресурсами и вниманием так, чтобы достичь поставленной цели.
Исполнительные функции состоят из множества навыков, и я бы приравняла диагноз «дефицит исполнительных функций» к другому: «ранний подростковый возраст». Неумение задействовать свои исполнительные функции приводит к большинству катастроф средней школы: забытой домашке, не сданным вовремя заданиям, потерянным безвозвратно учебникам.
Нужно понимать коренную причину всех бед, чтобы с большим терпением и надеждой пережить этот пугающий и разочаровывающий период в жизни вашего ребенка. Поняв это, вы сможете правильно реагировать на неизбежные неудачи, с которыми ребенок столкнется в силу дефицита исполнительных функций, и вовремя подскажете ему, что нужно сделать, чтобы не повторять этих ошибок.
И не поддавайтесь соблазну отнести дефицит исполнительных функций на счет слабости интеллекта: ничего общего. Исполнительные функции развиваются по мере того, как созревает мозг, и мы, учителя и родители, можем и должны лишь оказывать детям поддержку, пока те учатся на своих ошибках. Эти функции у каждого развиваются в своем темпе: одни дети довольно быстро приобретают нужные навыки, другие продолжают страдать и в старшей школе, и много позже.
Позвольте ребенку учиться на неудачах
И совсем не совпадение, что медленнее всего эти навыки развиваются у тех учеников, чьи родители «спасают» своих детей, избавляя их от последствий неудач. Единственный способ помочь ребенку сформировать систему, в которой он так нуждается, и развить исполнительные функции — позволить ему потерпеть неудачу, пережить боль и дискомфорт от совершенных ошибок, а затем помочь пересмотреть планы и подходы.
Пробуй — терпи неудачу — страдай (не очень долго) — находи выход — снова пробуй. Снова и снова, пока не научишься. Несколько пропущенных ланчей или ноль за домашнее задание, забытое дома на кухне, активизируют эти навыки быстрее и надежнее, чем все ваши проповеди и напоминания. Любое наше вмешательство, любая попытка «спасти» ребенка — упущенный урок. Дети нуждаются в каждой возможности учиться, которую им предоставляют неудачи, — сейчас, пока им еще не пришлось столкнуться с гораздо более серьезными задачами и проблемами старшей школы.
В следующий раз мы обсудим список навыков и привычек, которые составляют исполнительные функции, и подумаем, как вы можете поспособствовать укреплению этих навыков и поддержать ребенка, пока он ищет решения и не может претворить их в жизнь.
Алгебра и геометрия в 7 классе, как всё знать
Что делать, если ребенок не понимает алгебру и геометрию в седьмом классе? Как решебники и ГДЗ способны заменить репетитора.
Реально ли выучить алгебру и геометрию в 7 классе без репетитора
Каждый учащийся постоянно слышит о том, что повторять пройденный материал необходимо систематически. Но по разным причинам это не всегда получается. И наступает момент, когда совершенно непонятно, что происходит на уроках алгебры и геометрии. Эти предметы имеют характерную черту – новые темы обязательно опираются на предыдущие. И достаточно одного пропуска, чтобы непонимание, как лавина, потянуло за собой неуспеваемость.
Чтобы подтянуть знания чаще всего рекомендуются занятия с репетитором. Но этот вариант не всем подходит. Неужели нереально выучить алгебру и геометрию самостоятельно? Нет ничего не возможного, когда под рукой решебник по алгебре для 7 класса под редакцией Макарычева. Также на помощь приходят ГДЗ, главное уметь правильно ими пользоваться.
Изучаем алгебру без слез
Это один из самых сложных предметов, изложенный сухим языком с массой формул и правил. Здесь мало просто вызубрить, материал необходимо понять. Особое внимание необходимо уделить решению практических задач, ответы на которые красноречиво указывают, есть ли пробелы в знаниях. Важно не торопиться и постепенно переходить от простого к сложному. Если какая-то тема осталась непонятой, ее необходимо разобрать самостоятельно. Поможет в этом решебник под редакцией Макарычева.
Этот учебник отличное пособие для самопроверки, так как в нем можно найти все подсказки. Материал изложен максимально доступно, что позволяет семиклассникам понять тему, даже если урок был пропущен по болезни. Также к решебнику есть ГДЗ, где все задания уже решены и имеют обязательные разъяснения по ходу выполнения работы. В процессе изучения можно обнаружить непонятные для себя выражения, их нельзя оставлять без внимания. Если вникнуть в слово или предложение самостоятельно не получилось, необходимо задать вопрос учителю на уроке и попросить их объяснить.
Готовые домашние задания по геометрии в помощь родителям
Редко кто из родителей может самостоятельно вспомнить и решить упражнения практикума по геометрии в седьмом классе. Им в помощь были создано ГДЗ по геометрии 7-9 класс Атанасяна Л.С. Пособие включает в себя четыре объемных главы, где собраны все рассматриваемые в школе темы. С помощью учебника можно изучить:
Отдельный раздел в решебнике отведен разбору задач повышенной сложности и примерам на повторение пройденного материала. Детальный алгоритм решения позволит не только подготовиться к следующему уроку семиклассникам, но и восполнить пробелы в знаниях всем тем, кто готовится к ЕГЭ.
Особенно удобно то, что оба этих учебника можно найти онлайн на сыйте gdzplus. Просмотреть нужную информацию можно просто воспользовавшись смартфоном или любым другим подходящим гаджетом. Пошаговые алгоритмы, разобранные в решебниках позволят сэкономить на найме репетитора и убрать пробелы в знаниях.
7-8 классы: что важно знать
7-8 классы часто остаются без внимания. Начальная школа закончилась, готовиться к ОГЭ и ЕГЭ ещё рано — кажется, можно выдохнуть. Ребёнок и правда уже не новичок, за пару лет в средней школе он успел адаптироваться и привыкнуть. Однако переход в седьмой класс можно сравнить с переходом в пятый: появляются новые предметы, растёт нагрузка, программа становится более глубокой. На этом фоне можно заметить снижение успеваемости в школе. В этот период не менее важно оставаться в курсе школьных дел ребёнка, чтобы помочь ему не запустить учёбу и сохранить мотивацию.
Что происходит
Изменений в школьной программе 7 класса сразу несколько. Математика делится на алгебру и геометрию, появляются информатика, физика, химия. В некоторых школах вводят ОБЖ и второй иностранный язык.
Однако ожидания детей от уроков часто не совпадают с реальностью. Например, на физике вместо того, чтобы обсуждать, почему один ноутбук разряжается быстрее, чем другой, или как Илон Маск запускает свои ракеты в космос, ребятам приходится погрузиться в задачки про непонятные тела и объекты. А в задачках — снова расчёты и уравнения. Выходит, что урок физики становится больше похож на математику, которой и так стало больше в два раза.
Та же история с химией и информатикой. Увлекательные сами по себе дисциплины оказываются неинтересны школьникам. Всё из-за большого теоретического блока, отсутствия экспериментов и упора на расчёты оказываются в немилости у учеников средней школы. И ребят можно понять: хочется разобраться, как применять знания на практике и увидеть результат своими глазами.
Почему важно не запустить предметы
В 14-15 лет подросток начинает связывать обучение со своими личными целями. Вот почему ему становится так важно знать, зачем он выполняет то или иное задание, как это поможет ему в будущем. 7-8 классы — период, когда новых предметов слишком много, а практический смысл сразу уловить сложно. Поэтому растёт риск совсем потерять интерес к предмету и запустить его.
Снижение успеваемости в школе — показатель не только плохих оценок, но и слабой мотивации. Обычно интерес к определённым предметам в средней школе влияет на выбор профессии и вуза. Отличный преподаватель и нетривиальный подход к занятиям могут повысить мотивацию учиться и углубляться в дисциплину. Работает это и в другую сторону. Например, если ребёнок мечтает стать архитектором, ему потребуется сдавать физику. А значит, важно начать налаживать с ней отношения уже в средней школе и принимать меры, если что-то идёт не так.
Что может сделать родитель
Прежде всего обсудите новые предметы вместе с ребёнком. Расспросите, как проходят занятия, что они делают на уроках, понятно ли рассказывает учитель. Посмотрите на формат домашних заданий. Вместе разберитесь, для каких профессий какие предметы нужно будет изучить в будущем. Узнайте у ребёнка, есть ли у него в целом мысли о том, кем бы он хотел стать.
Если ребёнку пока сложно определиться, попробуйте увлечь его разными предметами вне школы. Например, если ребёнок любит физику, можно сходить с ним в Политехнический музей, Планетарий или Экспериментариум. Для тех, кто неравнодушен к информатике, можно записаться в какую-нибудь школу программирования или поискать онлайн-сервисы и игры.
Если ребёнок проявляет интерес к предмету, а об уроках в школе отзывается плохо, стоит задуматься о поиске репетитора. Важно, чтобы репетитор был увлечён своим предметом и смог стать для ребёнка наставником и примером.
В Тетрике мы особенно тщательно подходим к отбору преподавателей. Только 1 преподаватель из 47 становится членом нашей команды. Нам важно, чтобы репетитор умел найти подход к ученику, увлечь предметом и понятно объяснить даже сложную тему.
Фиаско первого года СО: как мы перешли в 7 класс или Опять двойка
В прошлом учебном году директор школы предложила нашей дочери Лизе, учившейся в 6 классе, перейти на семейное образование. Мы давно думали об этой форме обучения, поэтому сразу согласились. Мы пробыли на СО три четверти 6-го класса. На промежуточной аттестации наша дочь, которая всегда была хорошисткой, получила двойку по математике. Нам сообщили, что Лиза переведена в 7 класс условно, т.к. в конце лета или в начале сентября ей предстоит пересдача одного предмета.
Каникулы – не каникулы
Впервые за всю учебу дочери мы вступили в лето с «хвостом», из-за которого не могли полноценно расслабиться и наслаждаться отдыхом от школы. Это было новым неприятным опытом для всей нашей семьи, во-первых, потому, что нам не сказали точную дату пересдачи математики, и мы находились в неопределенности. Во-вторых, потому что нужно было усиленно заниматься в то время, когда мы обычно отдыхали. В-третьих, мы не были уверены, что наши летние занятия дадут положительный результат, ведь мы усердно «грызли» математику и в учебном году. И, наконец, в-четвертых, нужно было выделить некоторую сумму денег на оплату репетитора.
Мы спланировали наш летний отдых с семьей, ориентируясь на подготовку к пересдаче и на предполагаемую дату повторного экзамена. Первую половину лета, когда мы не были в отъезде, Лиза занималась только английским: аттестацию по нему она сдала на «4», и репетитор предложила ей не бросать занятия на каникулах для улучшения результата. Поскольку этот предмет в процессе изучения его на СО нашей дочери понравился, она не сильно уставала от дополнительных уроков, тем более, посещала она их гораздо реже, чем в учебное время.
Со второй половины лета наша дочь начала подготовку к пересдаче математики. Мы наняли репетитором преподавателя, который вел этот предмет в школе у Лизиного класса. Уж кто, как не он, знал, что и как нужно изучить и повторить, чтобы пересдача была успешной! В первое время мне верилось в успех этого дела: а вдруг я, не математик, не смогла донести дочери на нужном языке этот предмет, а у учителя – получится?
Без «хвоста»
Все вокруг убеждали меня, что теперь-то нас ждет прорыв, что причиной нашей неуспешной сдачи математики является мама, не смогшая донести до дочери предмет. И мне хотелось, чтобы так было на самом деле.
Когда Лиза пришла с очередного занятия, передав слова учителя: «Теперь ты подготовлена на четверку», я почувствовала, что удивление и разочарование ожидает не только меня, но и нашего репетитора.
Пересдачу математики Лизе поставили на конец августа. Учитель поставил ей «3» и написал мне сообщение о том, как он расстроен, потому что ожидал, что наша дочь сдаст лучше, а ее глупые ошибки по невнимательности окончательно вогнали его в уныние.
Я была готова к такому исходу, поэтому в сильную депрессию не впала, радуясь, что мы перешли в 7 класс без «хвоста».
Опять двойка
Озарение пришло позже, когда перед началом учебного года меня вызвала к себе для беседы директор школы. Она спросила меня, какую форму обучения мы выбрали в 7 классе, я сказала, что хотим продолжить семейное образование. Больше вопросов у директора не было, она предложила мне написать заявление.
Вопрос задала я. Меня волновала сложившаяся ситуация с математикой. Для меня стало очевидным, что, кто бы и как бы ни занимался этим предметом с нашей дочерью, он для нее остается сложным, непонятным и, осмелюсь сказать, (готова ловить помидоры) – ненужным. Уже сейчас мы практически на 100% уверены, что Лиза не будет поступать в то учебное заведение, где будет нужна математика. Я спросила, можно ли придумать какую-то упрощенную схему получения оценок по этой дисциплине, например, получать не одну, а несколько отметок в течение года, чтобы потом вывести среднюю.
Раз уж я сама затронула эту тему, директор, решила открыть мне тайну: «На самом деле, у вашей дочери и на пересдаче должна была стоять двойка, учитель сказал, что он сжалился и поставил тройку». Эта новость, с одной стороны, меня шокировала, с другой – еще больше прояснила ситуацию.
Система
Только спустя почти год обучения моей дочери вне стен школы я начала осознавать, насколько система, в которой вынуждены находиться наши дети, мешает их развитию. До этого я понимала это умом, но не так глубоко, как сейчас.
Я просто рассказала директору и комиссии, сидевшей в кабинете, факты, из нашей действительности:
1. Дочь до 6 класса училась хорошо по всем предметам.
2. Все предметы и саму учебу дочь всегда ненавидела, хотя в отношениях с классом и с учителями было все отлично.
3. Когда начали учиться дома, выяснилось, что ни английский, ни математику она не знает (по этим предметам тоже стояли четверки и пятерки).
4. Начали учить с репетитором английский и математику, по английскому наша дочь показала отличные результаты и полюбила предмет, математика осталась для нее загадкой и никакие занятия ни с какими учителями не принесли пользы.
5. Весь парадокс в том, что, учись наша дочь сейчас в школе, она бы уделяла математике и английскому в разы меньше времени, чем на СО, знала бы эти предметы на чистую двойку, но имела бы по-прежнему четверки.
Конечно, учителя, завуч, директор не имели права согласиться со мной и сказать, мол, действительно, давайте вы будете делать акцент на том предмете, который вам действительно нужен, пригодится в жизни и интересен.
Мне напомнили о системе, о том, что математика – обязательный предмет, что нужно его учить ради того, чтобы сдать на экзамене в 9 и в 11 классах. По сути, все сводится к необходимости тратить время, силы, деньги, нервы на то, что не получается, как ни старайся, не нравится, неинтересно и уже понятно, что не пригодится в жизни (думаю, не многим из вас пригодилась математика за 6 класс) ради того, чтобы сдать экзамены, потому что так задумана система.
Спустя год самостоятельного обучения дочери я поняла, насколько полезнее было бы делать акцент в образовании детей, используя все ресурсы для того, чтобы усиливать те стороны, которые уже сильны, развивая ребенка в том, что действительно «его», открывая тем самым для него возможности для его будущего.
Не знаю, как вас, а меня смущает то, что мы постоянно должны жертвовать нужным ради ненужного. Мы привыкли к стандартным фразам, типа: «Неизвестно, что пригодится в жизни» и т.п. Но практически каждый из нас, взрослых, отдает себе отчет в том, что основная масса информации, на которую положено 11 лет жизни, им не пригодилась, а те знания, которые им были важны для дальнейшего развития и работы, они получали в других местах и из других источников. Это я стала осознавать только через год СО, когда моя голова постепенно начала проветриваться от рамок системы.
Про священника и его детей
В связи с этим я вспомнила свое детство. В нашем поселке жил священник. Он и его жена были музыкантами, окончили консерваторию. У них было четверо детей. Вместе с их старшим сыном я училась в музыкальной школе. Он был виртуозом. Их дочь училась в школе с моим братом и в старших классах практически перестала посещать занятия.
Основное время эти люди посвятили музыке. Всегда, когда я проходила мимо их дома, я слышала, как кто-то из детей занимается на пианино. Они выбрали свой путь. Пусть они не стали отличниками по всем предметам и не окончили школу на золотую медаль. Но они стали лучшими в той сфере, которая была их страстью. Они получили «путевку в жизнь», став специалистами в определенной области. Неизвестно, что стало бы с их талантом, начни они беспокоиться обо всем, что диктует система и тратить время и силы на изучение предметов ради экзаменов, а не ради их действительной необходимости.
А как оканчивают школу спортсмены? Разве могут они полноценно совмещать учебу в школе и большой спорт? Радует, что выход из системы есть, есть лояльность, гибкость, где-то – понимание учителей и директоров. Без этого ведь никто, серьезно посвятивший себя чему-то с детства, не смог бы получить аттестат.
Еще в советское время, когда я училась в школе, учитель по химии говорил нам: «Дети, почти никому из вас в жизни не пригодится этот предмет, так ответьте мне хотя бы что-нибудь, чтобы я поставил вам тройку и не портил табель».
Без фанатизма
Конечно же, мы ни в коем случае не бросили заниматься алгеброй и геометрией. И не уменьшили значимость этих предметов как таковых. Просто я поняла, что все переживания о математике, которыми я терзала себя в прошлом году, абсолютно не принесли никакой пользы, и в разрезе образования моей дочери решила относиться к этому предмету более спокойно.
Сейчас я учусь не нервничать от того, что Лиза чего-то не может понять или вчера понимала, а сегодня снова не понимает, не рвать волосы от отчаяния, если у моей дочери, творческой натуры, в какой-то момент вдруг два плюс два получается пять.
Поскольку все наши прошлогодние «вылезания из кожи» дали нулевой результат (точно такой же, как если бы мы не тратили время, нервы, силы и деньги на занятия математикой), в этом году мы будем относиться к алгебре так же, как и к другим предметам: учить ее, но не зацикливаться.
Как мы учимся
У нас есть четкое расписание предметов на учебную неделю, которого мы строго придерживаемся. Мы следим за темпом нашего класса, чтобы не отставать от программы школы.
Я рассчитала, в каком режиме и по сколько параграфов необходимо проходить за урок по каждому предмету. Наш учебный процесс включает занятия самостоятельные, со мной, с репетитором, а также прослушивание видеоуроков.
Если в прошлом году мы сдавали аттестацию один раз, то в этом нас ожидают экзамены по полугодиям. Возможно, в какой-то степени такой формат будет удобнее.
Особое внимание мы уделяем английскому языку. Этот предмет наша дочь хочет изучать углубленно. Четыре урока английского в неделю Лиза берет у репетитора, делает домашние задания, читает английскую литературу. В ближайшее время у нашей дочери появится возможность общаться с носителем языка, чтобы развивать свои способности.
Мы с Лизой проанализировали свои ошибки в процессе обучения в прошлом году, написали списки того, что мы должны обязательно исправить. Например, в списке дочери есть такие пункты, как: «не растягивать время», «не отвлекаться», среди моих ошибок: «еще больше усиливать изучение предметов, в которых дочь сильна, и не нервничать из-за слабых», «не допускать напряжения в отношениях с дочерью из-за учебы». Это помогает нам держать ориентир, не наступать на одни и те же грабли.
Хочется ли в школу?
Этот вопрос часто задают моей дочери друзья и знакомые. Я также периодически интересуюсь, как она себя чувствует, не желает ли вернуться в стены школы. Лиза честно отвечает мне, что иногда ей хочется бросить СО по нескольким причинам:
1. В школе легче получать хорошие оценки, даже, если ты не знаешь предмет.
2. К 1 сентября для школы покупают все новенькое.
Конечно же, наша дочь прекрасно понимает, что все эти причины, привлекающие ее, не стоят того, чтобы сейчас возвратиться в школу. Поэтому она в этом учебном году снова выбрала семейное образование. Мы не исключаем, что могут появиться обстоятельства, из-за которых Лиза вернется к очному обучению.
Я сталкиваюсь с множеством мнений относительно нашего СО. Кто-то считает, что невозможно без школы организовать образовательный процесс для ребенка, кто-то убежден, что жизнь неполноценна без компании одноклассников, а кто-то и вовсе крутит у виска: «Зачем ты взвалила на себя учебу дочери?». Но встречаются и люди с положительным опытом, чьи дети уже благополучно отучились дома, также есть учителя, которые рассказывают о том, что видят систему изнутри и планируют в средней школе переводить своих детей на семейное образование.
Мы очень надеемся, что 7-й класс нам дастся легче, чем 6-й, сейчас мы готовимся к первой аттестации, которая будет проходить в декабре. Конечно, я волнуюсь о том, сдаст ли Лиза сложные для нее предметы на этот раз. Мы будем очень стараться и расскажем вам о результатах в следующей статье.