что надо знать чтобы верно написать окончание имени существительного
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Окончания имен существительных
Правописание окончаний имен существительных
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).
В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
Учебник «Грамоты»: орфография
Окончания имён существительных
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание окончаний имен существительных
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).
В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
Библиотека
Окончания имён существительных
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание окончаний имен существительных
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).
В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
Конспект урока и презентация к уроку по русскому языку (4 класс)»Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ откр ур 10.12 мой.docx
Урок русского языка
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех
Цель урока: обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени
тренировать в написании безударных окончаний;
развивать орфографическую зоркость;
продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,
развивать интерес к предмету;
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.
2. Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»
4. Карточки для групповой работы
5. Карточками для работы в парах.
6. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
7. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.
–Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Я надеюсь,
что вы покажете гостям, как вы умеете работать.
–Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?
— Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.
— Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.
— Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.
— Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.
– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё
– Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет
нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.
– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:
– Как вы это понимаете?
– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Запишите число, классная работа.
Д е сятое д е к а бря
Кла сс ная р а бота
– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?
– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы
отправиться в гости к временам года? (Да).
II. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
– Посмотрите на слайд (осенний коллаж) и скажите, в какое же время года мы
–В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)
– Как называется этот элемент буквы? (петелька)
– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)
– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрад-
ки и правиле посадки при письме (Дети записывают).
2. Словарная работа
– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого
выполним словарную работу. На следующей строке записали:
Сл о варный д и ктант
– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.
1. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
2. Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
3. Что копали из земли,
Что в золе мы испекли,
4. Кто играет с нами в прятки
На осенней дачной грядке?
Спрятался под листиком Хитрец
5. Вкусный, красный, но не сладкий.
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»!
Ребята записывают слова в тетрадь.
Во время проверки ученик читает слово, называет орфограммы и на экране
высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять.
– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, ка-
На слайде только список слов.
Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик
– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания
III.Сообщение темы и задач урока.
– В каком времени года мы оказались? (Это зима)(Дети видят зимний коллаж и
должны определить, что это зима)
–Чтобы в зимний мороз не замёрзли, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
1. Изменяемая часть слова … (окончание).
2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
4. Постоянный признак имён существительных… (род).
5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
–Молодцы! Справились с заданием!
– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Тема:«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окон-
чание имени существительного. Слайд
– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»
– В какие игры играет зимой детвора?
– На чём можно кататься зимой?
– Что можно лепить из снега?
– Где можно играть детям в зимние игры?
– Почему опасно играть на проезжей части дороги?
Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.
В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови-
ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на
детской площадке, в парке, в лесу.
На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.
— Запишитевыделенное предложение с комментированием.
Над каждым словом надписать часть речи.
Выполнить синтаксический разбор.
В парке – морфологический разбор
К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по
Выполнить фонетический разбор слова дети.
(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2),
парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2),
осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).
VI. Обобщение материала.
– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги
некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить поря-
док веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.
(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
– Мы потренировались в написании падежных окончаний существительных, рабо-
тая в парах, а теперь поработайте самостоятельно по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 127, упр. 239.
Смеяться от радост и (3 скл.,Р.п.), рисовать в тетрад и (3скл., П.п.), подъехать к де-
ревн е (1скл., Д.п.), написать тет е Ир е (1скл., Д.п.), закричать от бол и (3скл., Р. п.),
побывать в Сибир и (3скл., П. п.), работать за компьютер ом (2скл., Т. п.), приехать
к бабушк е Сон и (1скл., Д.п.), идти по тропинк е (1скл., Д.п.).
VII. Закрепление материала.
– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А мы отправляемся
дальше. В каком времени года мы оказались? (Лето.)
– Лето. Пора каникул, отдыха, веселья и игр. И сейчас мы с вами поплаваем по
реке. Но, к сожалению, во время плавания письмо упало в реку и смыло несколько
слов из письма. Их надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните
предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связ-
ный рассказ. Озаглавь.
Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Он ловко работал ______.
На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопа-
ют в __________. Хорошо летом на реке!
Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)
А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …(и)
XIII. Домашнее задание
– Откройте учебники на странице 127 упражнение 241.
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)
IX. Завершение урока
– Давайте изобразим шкалу успеха. Покажите, насколько вы сегодня:
а) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
Падежные окончания имен существительных
В русском языке существует 3 склонения имён существительных. В одном и том же падеже у имён существительных могут быть разные окончания, если эти имена существительные относятся к различным склонениям.
Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, его надо поставить в форму именительного падежа, единственного числа.
У имен существительных разные склонений разные падежные окончания. Если окончание ударное: (у) реки, (на) тропе, ошибку при его написании сделать нельзя. А как верно написать безударное окончание в именах существительных (у) речки, (по) тропке? Для этого надо знать, к какому склонению относится имя существительное и в каком падеже оно стоит.
Безударные падежные окончания имён существительных — это орфограмма.
У всех имён существительных одного и того же склонения в одном и том же падеже должны быть одинаковые окончания.
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Труднее всего верно написать безударные окончания родительного, дательного и предложного падежей: без ударения они звучат одинаково.
Существует 2 способа, которые помогут верно написать безударные окончания имени существительного.
Первый способ. Поставьте вопрос к имени существительному, по вопросу определите его падеж. Вспомните, какое окончание имеет имя существительное данного склонения в этом падеже.
Второй способ. Используйте слово-помощник. Для этого подбери к данному имени существительному другое имя существительное того же склонения, но с ударным окончанием. Поставьте подобранное имя существительное на место имени существительного с безударным окончанием. Вспомните, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
Для существительных 2-го склонения словами помощниками являются слова конь и окно. У этих имён существительных ударные окончания: о коне, на окне, с конём, за коном.
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Для проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения можно использовать слово с ударным окончанием. Например, рожь, грудь.