что надо отвечать когда спрашивают ты мусульманин
7 важных правил, как отвечать на вопросы немусульман об Исламе
Рекомендации, как необходимо отвечать на вопросы об Исламе.
В стремительно развивающемся мире ежедневно мировые СМИ производят огромное количество информации на самую разную тематику. Иногда в центре внимания мировых СМИ появляется Ислам и его современное положение. К сожалению, ангажированность многих СМИ не позволяет оценить объективность этой информации и Ислам зачастую выставляется в неверном свете. Тем не менее, будем откровенны, – иногда самым первым отталкивающим фактором для немусульман (и даже мусульман) является поведение самих мусульман.
Реальность такова, что у мирового сообщества существует огромное количество вопросов по отношению к Исламу и имеется живой интерес. К сожалению, мусульмане не всегда могут компетентно ответить на эти вопросы. Или, бывает так, что дают верный ответ, но форма этого ответа оставляет желать лучшего. И это тоже отталкивает потенциальных новообращенных мусульман.
В данной статье будет предпринята попытка дать рекомендации мусульманам на поводу того, как необходимо отвечать на вопросы об Исламе.
1. Помните о ваших манерах.
Всевышний Аллах отправил Пророка Мусу (мир ему) к одному из самых злостных тиранов всех времен и народов – Фараону. Он был детоубийцей, жестоким рабовладельцем, поработившим целый народ. Тем не менее, Аллах повелел Мусе общаться с Фараоном вежливо: «Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Сура Та Ха, аят 44).
Нам никогда не стать такими же праведными как Муса (мир ему), а те, кого мы призываем к Исламу, никогда не будут такими же плохими как Фараон. Помните об этом и не забывайте об элементарной вежливости.
Фараон отличался ужасным нравом. Он издевался над верующими, насмехался над религией Аллаха и Его пророком, но Муса (мир ему) проявил сдержанность и показал свои лучшие качества.
Всевышний Аллах говорит, обращаясь к Досточтимому Пророку Мухаммаду (мир ему): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Сура Алю Имран, аят 159).
Подумайте только, лучший из людей был послан к лучшей группе людей с миссией, успешность которой напрямую зависела от характера Посланника (мир ему)!
2. Призывайте искренне ради Аллаха.
Когда люди обращают на нас внимание и задают нам вопросы об Исламе, сатана сразу начинает вмешиваться в дело распространения Ислама. Он может заставить нас потерять самообладание в ходе разговора, или будет заставлять нас хвастаться своими знаниями и тогда мы вывалим на собеседника кучу ненужной информации. Как бы ни пытался помешать нам сатана, дагват от этого непременно пострадает.
Постоянно напоминайте себе, что своими ответами вы помогаете человеку лучше понять Ислам и делаете это искренне ради Аллаха. Тогда вы не будете насмехаться над собеседником, хвастаться своими знаниями и вас ничего не выведет из себя. Помните, что в данный момент Аллах избрал именно вас для того, чтобы довести Его слова до этого человека.
3. Постарайтесь сопереживать собеседнику.
Очень часто бывает так, что спрашивающий об Исламе человек имеет очень примитивные и грубые представления о религии Аллаха. По этой причине он может задавать глупые, неловкие и совершенно неуместные и нескромные вопросы. Мы, как мусульмане, не должны реагировать на подобные вопросы агрессивно или высокомерно.
Нам следует сопереживать собеседнику и, если даже вопрос был задан некорректно или он по своей форме очень неприятен, мы должны помочь избавиться собеседнику от сомнений и сделать это в самом лучшем виде. Аллах благословил нас прекрасной религией, и мы должны показать ее красоту через красоту наших нравов.
4. Внимательно дослушайте собеседника до конца.
Одной из черт характера Посланника Аллаха (мир ему) была способность дослушать собеседника до конца, не перебивая.
Часто неверующие говорили Посланнику Аллаха (мир ему) ужасные вещи, но он никогда не перебивал их и всегда позволял им закончить свою мысль, прежде чем ответить на их выпады.
Внимательно выслушивайте собеседника. Это даст ему понять, что его вопрос важен для вас и вы сможете дать на него исчерпывающий ответ. Кроме того, внимательное отношение к собеседнику всегда располагает к доверительному общению.
Дозволено ли в исламе принуждение к религии?
5. Контролируйте свое эго.
Вероятно, что вам придется столкнуться с проявлением расизма и исламофобии, общаясь с людьми. Они будут пытаться унижать Посланника Аллаха (мир ему) или Коран, будут критически высказываться в отношении мусульманских традиций. В ответ мы будем чувствовать крайнюю степень раздражения – и это нормально. Это признак того, что мы высоко ценим свои религиозные убеждения.
Однако, нам всегда стоит держать свое эго под контролем. Как бы ни были оскорбительны слова этих людей, нам не следует смотреть на них свысока или игнорировать их выпады. Не стоит, также, принимать их слова слишком близко к сердцу. Вместо этого мы должны тактично и вежливо объяснить им их заблуждения, несмотря на грубость их слов.
6. Начните свой разговор с описания базовых аспектов Ислама и его вероубеждения.
Часто в общении с немусульманами мы теряем фокус. Например, когда нас спрашивают про хиджаб, мы пускаемся в пространные объяснения про то, что это защищает женщин и про их собственный выбор. Когда нас спрашивают про исламское право, мы начинаем защищать его, мотивируя это его справедливостью.
Здесь важно объяснить человеку в первую очередь то, что Ислам от Аллаха. Пока собеседник не поймет это, все остальное не будет иметь для него смысла. Если собеседник спрашивает нас что-то об Исламе, то следует отвечать так: «Я обязательно вернусь к вашему вопросу, но сначала позвольте мне объяснить основы Ислама».
Это позволит нам объяснить вероучение Ислама. Люди, интересующиеся Исламом, зачастую не имеют малейшего представления о том, как смотрят на мир мусульмане. Поэтому необходимо сначала осветить следующие темы:
· Всевышний Аллах – единственный Создатель всего сущего, включая вселенную и наши жизни. Он единственный, кто устанавливает законы существования человечества.
· Цель каждого мусульманина – поиск милости Аллаха и возможности приблизиться к Нему через поклонение.
· Все предписания Ислама отражены в Коране и Сунне Посланника Аллаха (мир ему).
Если мы не начнем наш диалог с упоминания этих основ, дальнейшее общение может быть лишено логики. Если собеседник поймет эти базовые принципы, то можно переходить к ответу на основные вопросы дискуссии.
7. Учитесь говорить «Я не знаю».
Но что, если мы не знаем ответа на поставленные вопросы? Так и ответить: «Я не знаю». Однако, объяснение базовых принципов в любом случае может быть полезно собеседнику для его понимания Ислама.
Мы не можем знать всех ответов на вопросы об Исламе, но мы можем объяснить собеседникам кем является Аллах. Однако, если мы все же не знаем ответа на поставленный вопрос, то лучше ответить прямо и честно – «Я не знаю».
Как отвечать на приветствие немусульман?
Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджжида https://islamqa.info/ru
Вопрос: Как нам следует отвечать, если неверующий поприветствует нас словами «Ассаляму алейкум»?
Ответ: Хвала Аллаху.
1. Не разрешается первым приветствовать неверующего словами салама. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не приветствуйте первыми иудеев и христиан словами салама» (Муслим, 2167).
2. Если кто-нибудь из них скажет «Ас-саму алейкум» («Смерть вам») или слово «Ас-салям» не будет ясно звучать, то нам следует ответить «Ва алейкум» («И вам»). Передается от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то из иудеев поприветствует вас словами «Ас-саму алейкум» («Смерть вам»), ответьте им «Ва алейкум» («И вам») (Аль-Бухари, 5902; Муслим, 2461).
3. Если неверующий действительно поприветствовал нас словами в соответствии с шариатом, то относительно обязательности ответа на него (словами «ваалейкум ассалам». Прим. islamcivil.ru) ученые разделились во мнениях. Большинство ученых сказали, что это обязательно, и это правильное мнение.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Ученые разошлись относительно обязательности отвечать на их приветствие. Большинство ученых сказали, что это обязательно и это правильное мнение. Но некоторые сказали, что отвечать им не обязательно, как не обязательно отвечать и нововведенцам, а не отвечать неверующим первостепеннее. Однако правильным является первое мнение, так как нам велено покидать нововведенцев (в том числе не отвечая на их приветствия – прим. islamcivil.ru), выказывая тем самым порицание в их адрес и предостерегая остальных людей от них, чего не велено делать в отношении зиммиев (неверующие иудеи и христиане, живущие на землях мусульман и находящиеся под их покровительством за определенную плату «джизья». Прим. islamcivil.ru)» («Зад-уль-Маад», 2/425, 426).
4. Если мусульманина поприветствуют словами, соответствующими шариату, то ему следует отвечать подобным приветствием или лучшим, так как слова Всевышнего носят общий характер: «Если вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Коран. 4:86).
Сказал Ибн Аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Если зиммий действительно обратится со словами приветствия «Ассаляму алейкум», в чем нет сомнений для услышавшего, нужно ли отвечать ему «Ваалейкум ассалам», или же надо сократить до слов «Ва алейкум»? Как указывают доказательства и правила шариата, ответить ему нужно словами «Ваалейкум ассалам», что будет проявлением справедливости, а Всевышний Аллах приказывает быть справедливым и творить добро. Это не противоречит хадису, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал сократить ответ до слов «Ва алейкум». Запрет был основан на упомянутой причине, которой они руководствовались в своем приветствии, на что он, мир ему и благословение Аллаха, указал в хадисе от Айшы, да будет доволен ею Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве ты не видела, я ответил им «Ва алейкум» («И вам»), когда они сказали «Ас-саму алейкум» («Смерть вам»). Затем он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди писания поприветствуют вас, то отвечайте «Ва алейкум» («И вам») (Аль-Бухари, 5901; Муслим, 2165).
Всевышний сказал: «Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя Аллах, говоря в душе: «Почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим?» (Коран. 58:8).
Если же не будет такой причины и человек писания поприветствует словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»), то справедливость будет в том, чтобы ответить ему подобными словами» («Ахкаму ахлю-з-зимма», 1/425, 426).
Хадис от Айши приводится у Аль-Бухари (5901) и у Муслима (2165).
Смотрите так же сборник фатв Ибн Усаймина 2/97.
Ответы на вопросы наших читателей
Вопрос: Если тронул собаку или свинью, как нужно мыть руки?
Ответ алима: Если человек, будь он в море или в любом другом месте, где воды больше, чем 216 литров, тронет собаку или свинью – то руку мыть не надо. Это если «просто тронуть», но если держать собаку и при этом придавливать рукой то место, где держат собаку, то руку и все органы, которыми вы придавливали, нужно помыть шесть раз чистой водой и один раз водой, смешанной с чистой землёй, которая подходит для таяммума («Ианату ат-Талибин»).
Вопрос: Разрешается ли мужу и жене заниматься сексом в воде?
Ответ алима: Супругам можно заниматься сексом в воде, в этом нет запрета.
Вопрос: Если во сне возбуждаешься и от этого ощущения просыпаешься, и нет никаких выделений и оргазма, то нужно ли делать полное омовение?
Ответ алима: Если нет никаких выделений, то купаться не нужно.
Вопрос: Если человек, относящий себя к салафитам, увидит во сне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), это может быть знаком, указывающим на то, что этот человек, в конце концов, по воле Милостивого будет на истинном пути? Этот сон –правда, он на самом деле видел так.
Вопрос: Нужно ли давать обязательный закят с зарплаты, и если да, то в какой форме?
Ответ алима: С зарплаты закят выплачивать не нужно.
Вопрос: Недавно услышал, что в одежде, полученной запретным путём, намаз не принимается, а если одежду подарила сестра по крови (родная), которая не соблюдает Шариат, хотя и говорит, что мусульманка, но средства получила в сфере продажи или оборота косметикой. Принимается ли намаз в такой одежде?
Ответ алима: В обоих случаях намаз принимается, но вознаграждение уменьшается. Покупать и продавать косметику не запрещено, следовательно средства полученные путем оборота косметического товара дозволенные.
Ответ алима: Да, можно.
Вопрос: Есть ли сунна в том, что мы после суры «аль-Фатиха» говорим «Раббиль Алямин»?
Ответ алима: Имам аш-Шафии говорит в своей книге «Аль-умм», в разделе «Чтение суры «аль-Фатиха», что желательно после слова «Амин» говорить «Раббаль алямин».
Вопрос: Из какого места можно вырывать волосы, желательно и запрещено?
Удаление волос с тела подразделяется на три вида:
1) Шариат повелевает удалять волосы из подмышек и с лобка. В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) говорится: «Пророк (ссаллялаху алейхи вассалям) указал нам время для стрижки усов, ногтей, волос из подмышек, с лобка, не оставлять это больше, чем на сорок дней» (Муслим).
2) Шариат запрещает выщипывать брови, поскольку из-за этого Пророк (ссаллялаху алейхи вассалям) проклял таких людей, а также волосы бороды.
3) Об удалении волос с остальных частей тела в Шариате не указано, то есть этот вид прощается. Человек может либо убрать, либо оставить, и для этого приводится в качестве довода хадис Пророка (ссаллялаху алейхи вассалям) «Дозволено всё, что дозволено в Коране и запрещено всё, что запрещено в Коране. А то, о чём ничего не сказано, прощается» (Тирмизи, №1648; ибн Маджах, № 3358; Канзу Умал, №7293).
Основываясь на этом, удаление волос с ног, груди мужчинам дозволено, будь то по причине болезни или для чистоты и.т.п. И в этом нет уподобления женщинам.
А что касается упомянутого хадиса, то я не нашёл его в достоверных книгах хадисов, которые у меня есть. Об этом не рассказал ни один из сподвижников, которые собрали книги известных хадисов. Явно, что нет основы этому хадису. Сказал аль-Аджлюни в книге «Кашфу аль-Хуфаи»: «Всевышний любит волосатых мужчин и нежелательно быть волосатой женщине». Ас-Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует из книги «Мужмау араиб» Абда аль-Кадира Фариси: «Аллах любит мужчин, у которых много волос и Ему не нравится, когда много волос у женщины». Аллах лучше знает.
Вопрос: Недавно я услышал, что семяизвержение впустую нежелательно, но как быть женатому и молодому, если в молодости большое влечение, но из-за боязни, что не сможешь обеспечить много детей, он не может приблизиться к жене?
Ответ алима: Это не грех, а нежелательное действие.
Вопрос: Можно ли женщине резать курицу барашку и т.п.?
Ответ алима: Женщине можно резать животное, но, конечно же, нужно учитывать необходимые условия жертвоприношения.
Вопрос: 1) Между девушкой разведённой и по каким-либо причинам потерявшей девственность девушкой есть разница? Одинаковые ли у них права при заключении никяха?
Ответ алима: Разведённую никто не может выдать замуж без её разрешения. А у потерявшей девственность сохраняются те же права, что у девственницы
Вопрос: Часто бывает на работе стакан, из которого я пью чай, мне приходится давать знакомому, который любит выпивать часто. Не переходит ли его состояние мне от того, что такой человек пил из моего стакана?
Ответ алима: В этом случае состояние того человека вам не переходит.
Вопрос: Считается ли никях разведённой женщины, если ей поставили никях вдали от родителей (90 км.,например), а свидетельницами с её стороны были родственница и подруга.
Ответ алима: Если свидетельницами были женщины при заключении никяха, то он недействителен.
Вопрос: Если девушка говорит «я богиня», преувеличивая или если кто-то ей говорит «ты богиня», будет ли это словесным куфром?
Ответ алима: Такое говорить нельзя. Если человек при произношении таких слов сравнивает себя или другого человека с Богом, то это приводит к куфру.
Вопрос: Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Я часто вижу в интернете, что люди пишут «я из ахлю сунна валь джамаат». Они отрицают суфизм. Являются ли люди этой «группы» ваххабитами? Или человек может быть из «ахлю сунна валь джамаат», но не быть вахабитом? Кто они? Я знаю, что дословно это «люди, следующие Сунне и собирающиеся в общество, чтобы жить по Исламу».
Ответ алима: Учёные ахлу сунна валь джамаа не отрицали суфизм. Если человек отрицает суфизм и говорит, что он из ахлу сунны, то он не является последователем ахлу сунны, он последователь своих заблудших учёных.
Вопрос: Я хотел бы спросить у вас по поводу имён Нодир, Хуршед и Акмал. Являются ли эти имена исламскими? Спасибо!
Вопрос: Я бы хотел узнать о Всевышнем.
И как Его нужно себе представлять в мыслях во время намаза?
Ответ алима: Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил сподвижникам, чтоб не думали о Самом Аллахе, а чтоб думали о творениях Аллаха. Не нужно думать, какой Он, Аллах, просто чувствуйте во время намаза, что Он вас видит.
Вопрос: Как в наше время найти истинного устаза?
Ответ алима: Истинные устазы известны в наше время, и просите Аллаха, чтоб Он привёл вас к истинному устазу.
Вопрос: Давно хотел спросить насчет разного рода добавок в пищу. Например, Е384 и т.д. Хотелось бы подробнее узнать, что их них дозволено, а что нет, ведь в состав некоторых из них входят компоненты из свинины. И ещё, можно ли употреблять мусульманам кармин (компонент из крыльев насекомых)?
Ответ алима: Кармин употреблять нельзя мусульманам. А насчёт добавок, которые начинаются с «E», мы не можем точно ответить, потому что не проводили экспертизу и не знаем, проводил ли её кто-нибудь из исламских ученых.
Вопрос: Я лежу в госпитале, мне поставили пробу-манту, сказали трогать, мочить, чесать, заматывать нельзя. Как мне совершать намаз в таком случае?
Вопрос: Засчитывается ли намаз, совершённый в одежде, на которой есть высохшая кровь?
Ответ алима: По мазхабу имама аш-Шафии нет разницы, кровь высохшая или нет, намаз не засчитывается.
Вопрос: Я замужем, во время проведения махара мой муж не присутствовал, а были мой дедушка и дед мужа. Считается ли махар верным?
Есть ли запретные позы в сексе в Исламе?
Ответ алима: Муж может уполномочить другого, в вашем случае, наверно, он уполномочил своего дедушку, и ваш никях считается действительным. Для законных мужа и жены запретных поз в сексе нет. Но запрещено анальное соитие с женой.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, что делать при наличии порчи, как её снять, опишите, пожалуйста, как можно больше способов её снятия, и куда обращаться?
Ответ алима: Нужно как можно больше читать Коран. Лучше обратиться к людям, которые снимают порчу. В Махачкале в центральной мечети есть человек, снимающий порчу чтением Корана.
Ответ алима: Порчу наводить ни на себя, ни на других, конечно, нельзя, это приносит лишь вред. Отрадно, что Вы осознали это. Для снятия порчи лучше обратиться к людям, которые снимают порчу чтением Корана и написанием талисманов. Нужно побольше читать Коран, а если читать не умеете, то хотя бы слушать чтение Корана.
Вопрос: Можно ли выйти замуж за того, кто придерживается ваххабитской идеологии? Чем отличаются ваххабиты от суфиев?
Ответ алима: Человек сам делает выбор. Ваххабиты отличаются от суфиев вероубеждением. У ваххабитов неправильное вероубеждение и там, где ваххабиты, кровь, споры и раздоры. Думаю, что каждый мусульманин желает быть на истинном пути, ведь это очень важно и от этого зависит счастье в обоих мирах. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) побуждал нас к тому, чтоб при выборе спутника или спутницы мы обращали внимание в первую очередь на веру. Если вы последуете словам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), это будет лучше для Вас.
Вопрос: Можно ли мусульманке носить макияж? Можно ли делать с ним намаз? Можно ли наносить макияж на улице?
Ответ алима: Пользоваться макияжем можно, даже желательно ухаживать за собой, но только дома и для мужа. На улицу выходить с макияжем нельзя. Совершать намаз с макияжем можно, если он был нанесён после омовения, так как само омовение не засчитывается, если на лице будет макияж.
Вопрос: Я люблю одну девушку, она собирается начать совершать намаз, богобоязненная, умная и красивая. Я сам сейчас за границей учусь. Она тоже, иншаллах, собирается учиться за границей. Но учиться, иншаллах, мы будем совсем в далёких странах. Я хочу взять её в жены, но пока рано, надо ещё подождать, учёба в университете длится примерно 5лет. Я хочу признаться ей в любви. Но не знаю, разрешено ли это, если признаться, то что разрешено дальше?
Ответ алима: Вам запрещено по Шариату с ней общаться. Засватайте её, не общайтесь, а когда возможность будет, поженитесь. Если так поступите, это будет по Исламу и в этом будет баракат.
Вопрос: Я общалась с парнем по телефону почти 2 года, мы любили друг друга. Потом я была засватана за другого. Но в конечном итоге я позвонила тому, за которого заставалась, и сказала ему, что не люблю его, а люблю другого и мы расторгли помолвку. Потом я убежала с тем, с кем общалась почти два года. Моя мама на меня была очень зла, но всё-таки дала согласие на никях и мой брат на это согласился, а отца у меня нет, он умер, и сейчас мама ко мне хорошо относится, простила меня. Я хочу знать, мой брак считается действительным или всё-таки я живу, совершая грех каждый день?
Ответ Алима: Если вы заключили никях, то ваши отношения не считаются грехом.
Вопрос: У нас продуктовый магазин. Мужики часто спрашивают спиртное и сигареты. Мы сами этим не торгуем, но когда они спрашивают, я им указываю на магазины, в которых продаётся спиртное. Будет ли мне за это грех и насколько он велик?
Ответ алима: Если они пойдут в указанный вами магазин и будут употреблять запретное, то вы получаете такой же грех, как и они. Вы являетесь соучастником. Говорите им, что у вас не продается спиртное и не указывайте туда, где оно продается. Было бы хорошо если вы повесите в магазине табличку с надписью «Все опьяняющее запрещено» (Хадис).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кто ты в этом мире. (Часть I)
Как избежать неискренности в богослужении? Насколько мы стараемся не быть лицемерами в наших поступках? Как держаться правильного пути? Такие вопросы довольно часто возникают в нашей жизни. Давно они беспокоили и меня. Я долго думал, как это донести до каждого из нас, и решил написать, чтобы тот, кто стремится соответствовать образу истинного мусульманина, мог проанализировать свои мысли и поступки. Каждому из нас очень важно время от времени задумываться над своим состоянием.
Чтобы улучшить жизнь и соответствовать предписанным нам нормам, следует задавать себя такие непростые вопросы.
1. Являетесь ли вы мусульманином?
Несомненно, каждый понимающий суть вопроса с благодарностью в сердце ко Всевышнему ответит: «Альхамдулиллях!» («Хвала Аллаху!»). Хвала Аллаху, что Он дал нам представление о том, какой степени может удостоиться мусульманин; каково различие между мусульманином и неверующим; какие блага существуют для верующего, и какая участь ждет неверного. И еще раз возрадуемся: «Вся хвала Господу миров за то, что Он сделал нас мусульманами!»
Однако достаточно ли просто сказать это? Задумывались ли вы о том, что слово «мусульманин» означает «покорившийся Аллаху»?
Мусульманин – это человек, взявший на себя исполнение предписаний Всевышнего Аллаха, и он определенно должен соответствовать образу покорившегося.
2. Каким должен быть настоящий мусульманин? Мусульманин ли вы?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, чтобы каждый считающий себя мусульманином или относящий себя к вере Ислам оценил, на сколько процентов он является таковым, подкрепляет ли он свою веру поступками и следованием предписаниям Ислама?
Истинный мусульманин – это человек, который выстраивает свою жизнь так, чтобы соблюдать права и обязанности по отношению ко всему: Всевышнему, самому себе, своей семье и другим мусульманам в целом.
Имам Аль-Хатаби писал, что истинным мусульманином является тот, кто смог объединить выполнение обязанностей и по отношению ко Всевышнему Аллаху, и к мусульманам. В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).
А руководствуется он в своих решениях разумом, который осознал, что спасение и счастье заключаются в следовании предписаниям Всевышнего. Это также верующий, который часто поминает Аллаха и от которого исходит только благое. Это тот, кто желает для брата своего того же, чего желает себе.
Конечно же, каждый мусульманин скажет, что он искренне верит в Аллаха, и что он настоящий мусульманин. Однако не все задумываются над тем, какими качествами должен обладать истинный мусульманин, или кого считали таковым Пророк ﷺ и его сподвижники. Говоря, что мы – мусульмане, мы возлагаем на себя огромную ответственность, прежде всего перед Создателем. А также – своими поступками, словами, поведением и образом жизни – играем большую социальную роль в деле сохранения и распространения Ислама в обществе, особенно там, где большая часть населения – не мусульмане.
Поэтому хочу попросить вас, мои братья и сестры, проверить себя, ответив на следующие вопросы. Отвечая на них, оценивайте себя по шкале от 0 до 100%. Так вы поймете, насколько вы искренний мусульманин, и сможете восполнить упущенное.
Сказано: Али ибн Талибом: «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель».
Хасаном аль-Басри: «Хотеть Рая, ничего не делая, – один из грехов».
Посланником Аллаха ﷺ : «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Всевышний Аллах исполнит его пустые мечты о Рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться хотя бы на один шаг, думать, насколько являемся мусульманами?
3. Как вы думаете, на сколько процентов вы являетесь истинным мусульманином?
4. Ваша вера – это просто слова, исходящие от языка, или вы подкрепляете её поступками, присущими праведным мусульманам?
Стараетесь ли вы изучить фарзы, которые Аллах возложил на вас, а именно: намаз, пост, закят, хадж и шахаду. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха ﷺ ; совершении молитвы; выплате закята; совершении хаджа; соблюдении поста в Рамадане» (Аль-Бухари, Муслим).
5. Изучили ли вы все детали этих предписаний, например: смысл шахады или арканы намаза, поста, условия выплаты закята, совершения хаджа? Знаете ли вы, какие действия нарушают намаз, приумножающие воздаяние за него и то, что лишает этого, и т.д.?
6. Бываете ли вы рады призыву азана?
Насколько вы находите себя в ожидании наступления времени намаза, чтобы совершить его в мечети, коллективно? Не считаете ли, что коллективные молитвы тяжелы для выполнения?
Пророк ﷺ сказал: «Если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в коллективных вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!» (Аль-Бухари)
В хадисе говорится: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль-Бухари). Рассказывают, что сын Умара Абдуллах не успел на коллективный ночной намаз в мечеть. И чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился.
7. Насколько часто вы поминаете Аллаха, читаете зикр, проводите время в богослужении? Встаёте ли вы на тахаджуд-намаз?
Выполняете ли вы другие желательные молитвы? Если да, то насколько усердно?
قال الله تعالى: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا * وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا» (سورة الأحزاب\41-42)
Всевышний в Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Поминайте имя Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 41–42).
Имам Аль-Кушайрию сказал: «Все благородные качества рождаются посредством зикра. Зикр является крепкой основой на пути познания Аллаха. Никто не сможет придти к познанию Аллаха, кроме как посредством постоянного зикра».
قال الله تعالى :»الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ» (سورة الرعد\28)
8. Выплачиваете ли вы закят вовремя, радуясь, что исполнили еще один фарз? Или расстаетесь с закятом, сожалея об утрачен ном имуществе? Выплачиваете ли вы закят вообще?
Выплата закята является одним из столпов Ислама, на что указывает бесчисленное количество доказательств, разъясняющих его положения.
9. Ожидаете ли наступления месяца Рамадан и сожалеете ли о его уходе? Думали ли о том, что необходимо совершить хадж? И что вы для этого делаете?
10. Стремитесь ли вы своими действиями ко всему дозволенному (халяль) и отдаляетесь ли максимально от всего запретного (харам), как в словах, так и в поступках, и даже в помыслах?
В хадисе сказано: «Зарабатывание халяля – обязанность (важиб) каждого мусульманина». В другом хадисе говорится: «Хвала тому, заработок которого честен».
11. Если вы являетесь бизнесменом, то спросите себя, с каким намерением вы стремитесь приумножить свое имущество? С намерением тратить его на то, что приносит пользу мусульманам? Чтобы помочь нуждающимся, сиротам, бедным семьям? Расходуете ли вы свои средства на нужды мусульман?
قال الله تعالى: «الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ» (سورة البقرة\274)
В Коране говорится (смысл): «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара», аят 274).
В хадисе сказано: «Если человек вышел из дома с намерением не быть нуждающимся в ком-либо и идет добывать пропитание для своих малых детей и престарелых родителей, – то каждый его шаг является поклонением. Если же он вышел с намерением заработать больше денег и впоследствии бездумно их тратить, хвалясь своим богатством, вот тогда он – вместе с шайтаном» (Ат-Табарани).
12. Беспокоит ли вас положение мусульман в обществе? Насколько ревностно вы относитесь к тому, что задевает или оскорбляет Ислам, когда видите, что кто-то нарушает запреты Аллаха? Если да, то что вы делаете для того, чтобы такое не происходило?
Передают от Ибн Масуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет никого ревнивее Аллаха. Поэтому Он запретил распутство, как внешнее, так и внутреннее. И никто сильнее не любит похвалы, чем Аллах. Поэтому Он восхвалил Себя» (Муслим).
Пророк ﷺ сказал: «Истинно то, что и Аллах ревнует, и верующий ревнует. Но ревность Аллаха в том, что верующий совершает то, что Он запретил ему» (Муслим).
13. Анализировали ли то, как прожили свою жизнь и как собираетесь жить дальше?
Стремитесь ли вы исправить свою жизнь? Насколько стараетесь? Получается ли это у вас? Что для этого делаете?
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рад», аят 11).
14. Готовы ли вы простить своего врага, обидчика, притеснителя ради Аллаха? Заговорить первым с тем, кто перестал общаться с вами? Помочь тому, кто отказал в помощи вам? Скрыть чужой грех или недостаток?
قال الله تعالى: «. وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللهُ لَكُمْ وَاللهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ» (سورة النور\22)
В Коране сказано (смысл): «…Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Ан-Нур», аят 22).
15. Просите ли вы тайно за брата-мусульманина, который обидел вас, или навредил вам, или просто пребывает в грехах, чтобы он встал на путь истинный? Любите ли вы кого-либо только ради Аллаха? И как, в чем проявляется эта любовь?
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек лишь тогда достигнет любви и покровительства Аллаха, когда то, что любит, будет любить ради Аллаха; обижаясь на кого-то, будет обижаться ради Аллаха; враждовать будет ради Аллаха. Пока он не будет поступать таким образом, не вкусить ему подлинного Имана, как бы долго он ни молился и как бы долго ни соблюдал пост. Но, к сожалению, дружба стала строиться на основе земного, а это не даст никакой пользы на том свете» (Ат-Табари).
16. Сколько раз в день вы каетесь в грехах, боясь наказания Всевышнего, с намерением больше не совершать их? Спросите себя, плакали ли вы когда-нибудь, испытывая страх перед Всевышним?
قال الله تعالى: «. إِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَاتُ الرَّحْمَن خَرُّوا سُجَّدًا وَبُكِيًّا» (سورة مريم\58)
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (сура «Марьям», аят 58). То есть вы тоже будьте подобны им (Джалалайн).
Однажды ночью Аль-Хасан проснулся от собственного плача; своими рыданиями он разбудил всех домочадцев. Его спросили, что случилось, и он сказал: «Я вспомнил грех, который совершил, и заплакал».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек, который плачет в страхе перед Аллахом, не войдет в Огонь, даже если молоко вернется в вымя» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).
Имам Аш-Шарани сказал: «Условием для познавшего Аллаха является наличие сильного страха пред Господом». Пророк ﷺ говорил: «Я лучше всех вас знаю Аллаха и больше всех боюсь Его». Пророк ﷺ говорил: «О Аллах! Сделай так, чтобы глаза мои плакали от страха перед Тобой до того, как они заплачут от раскаяния и сожаления» (Абу Нуайм).
В хадисе сказано: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право; и у души твоей есть на тебя право; и у семьи твоей есть на тебя право; так отдавай же каждому обладающему правом то, что принадлежит ему по праву!» (Аль-Бухари)
«Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Истинная религия – это насихат, то есть искренность, наставление». Мы спросили его: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению ко Всевышнему Аллаху, Его Книге, Его Посланнику ﷺ , руководителям мусульман, а также ко всему простому мусульманскому народу»» (Муслим).
18. Спросите себя, как вы относитесь к алимам, имамам, мутаалимам, праведникам? Посещаете ли вы их и как часто? Советуетесь ли в своих делах с ними?
قال الله تعالى: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ» (سورة التوبة\119)
В Коране говорится (смысл): «О те, кто уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведниками» (сура «Ат-Тавба», аят 119).
Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут получать знания у истинных и авторитетных ученых. А когда они станут учиться у малых и худших из них, то пропадут».
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета