что надо говорить при молитве
Молитвенное правило
Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.
Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.
Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.
Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.
Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.
Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».
Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.
В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.
Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.
Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.
Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.
Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.
Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.
Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.
Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.
Вспоминается такая притча:
В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».
Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»
Как научиться молиться
Ответы пастырей
«Самый великий успех, который может быть у человека на земле», «нет более энергичной деятельности» и «лучшего транспортного средства на Небо», это «самый деликатный воспитатель ума, сердца и всей личности», равно как и «единственный метод существенного самопознания», – так подвижники говорят о молитве. Но как научиться молиться? Мы спросили совета у опытных пастырей.
Молитва. Художник: Неринга Моргунова
Чтобы научиться молитве, надо начать молиться!
– В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его.
Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве
Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.
Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа.
Митрополит Лимассольский Афанасий
Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются.
А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь.
Новоначальным Господь во всем помогает
– Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Молитва – это наше сокровище на Небесах. А значит, если молимся, то и сердце наше там будет (ср. Мф. 6, 21), а всё, что здесь необходимо, то приложится нам. Сказано же: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).
Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир. Так же как и любой наш грех приближает всё мироздание к погибели.
Если мы о теле своем печемся: питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться? Жизнь души поддерживается молитвой.
Ты только начни молиться. Ведь и в этот мир младенец когда приходит, родители сначала всецело пекутся о нем; так же и Бог, когда человек в жизнь духовную рождается, во всем помогает ему.
Гордым могут помогать и бесы.
Почему учиться молитве лучше по благословению?
– Известен такой пример, кто-то из святых отцов рассказывал. Пришел послушник в монастырь, в миру он много и дерзновенно молился. А тут игумен выслушал про все его подвиги и говорит: «Хорошо», – и определяет его в послушание к опытному старцу. Тот благословил ему маленькое правило. Брат внутренне возмутился даже, хотя и произнес положенное: «Буди благословенно!» Возвращается через некоторое время: «Отче, я не могу нести это правило. Уменьши его». И тогда уже в беседе, излагая помыслы, поинтересовался: «Почему до монастыря я молился много, а здесь и этого малого правила выдержать не могу?» – «А тебе там еще неизвестно кто помогал», – пояснил тогда старец.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений
Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет. Вот представьте себе: первые годы после революции. Рушится мир. Одна империя за другой. А в это время, в 1920-е годы, священник отец Сергий Мансуров пишет: история Церкви есть история ее святых. Что бы ни происходило, но мир держится этими проводниками в мир воли Божией, животворится наследуемой ими благодатью. «И на сем камне, – сказал Господь про исповедание святых, которые тоже могли, как и апостол Петр, оступаться, даже отрекаться, но потом каялись, – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет
Сколько бы ни бесновались безбожники, ни убивали, ни глумились, а Бог действует в мире через святых. И Христос победил мир и диавола. Всё, основанное на неправде, обрушится и сгорит, а молитвы святых, – подчеркивал отец Сергий Мансуров, – таких, как преподобный Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст и др., – православные верующие читают каждое утро и каждый вечер, ежеминутно и ежечасно во всем мире, – и так бытие мира продолжается.
Научись молчать, и молчание научит тебя молитве
Архиепископ Каширский Феогност
Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа
– Для того чтобы научиться молиться, нужно научиться молчать. Потому что когда мы сами говорим, мы не ощущаем, как наша молитва слышится Богом. Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа. «Упразднитеся и разумейте…» (Пс. 45, 11), – Господь в Псалтири говорит. То есть остановитесь, освободитесь, замрите – услышьте, то, что Я говорю вам. «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и на благоговеющего пред словами уст Моих» (Ис. 66, 2)…
Молчание предшествует молитве, но и после молитвы надо бы помолчать. «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3).
Да откроет нам Сам Господь это таинство молчания, в котором только и возможно слышать Бога и через это научиться молиться Ему.
Молитва универсальна, она для всех
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон
– Уже в Ветхом Завете говорится об именах Божиих: Иегова, Адонаи, Саваоф. То есть речь идет о личных отношениях с Богом: обращаемся к Нему мы по имени, лично. Какое имя Божие нам в Новом Завете открыто? Господь Иисус Христос. К Нему мы тоже лично в Иисусовой молитве обращаемся. «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). «Темже и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9–11). Отцы-исихасты и оставили нам в наследие призывание имени Божия, – только в этом общении с Господом Иисусом Христом, прежде всего, и совершенствуется человек.
Что читаем у исихастов? Начинается всё с книжной молитвы. Потому-то эти книги и называются: молитво-словы. То есть это такой фундамент, где слова уже четко вытесаны святыми, уложены в эти крепкие устойчивые конструкции. Мы по этим молитвам всё усваиваем: и догматику, и литургику, и историю Церкви, – раньше же не все могли в воскресных школах обучаться, на богословские курсы ходить. Здесь всё самое основополагающее, далее без этого ничего не возвести.
Следующий этап молитвы, – отцы говорили, – когда человек уже утверждается в правиле, – это призывание имени Божия. Это уже собственно молитва. Ее и называют Иисусова молитва, – по имени Господа. Тут уже, как читаем у аскетов, она сначала бывает устной – просто вслух произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А когда она усваивается, становится умной, то есть произносим мы ее уже не просто устами, но умом. «Никто, – сказано у апостола, – не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Если ум у тебя не очистится, ты и не сможешь творить умную молитву. Она быстро – слово даже такое есть в русском языке: приедается на устах, и оставляется вскоре, если нет у человека этого стремления очиститься, чтобы усвоить Дух.
Поэтому и необходимо старческое руководство в молитве, что старец помогает совершенствоваться. Молится за пасомого, направляет его. Из тысяч человек единицы уже после очищения души собственно до совершенствования доходят.
Если молитва правильно идет, то следующая ступень – когда молитва опускается в сердце, и сердце начинает освящаться. Тогда уже устная, умная и сердечная молитва соединяются, – и начинает освящаться воля человека. В течение десяти лет, при правильном руководстве, отцы говорят, человек может приблизиться к чистоте. Иначе ее называют бесстрастием. Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.
Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть
Бесстрастие – это уже настолько высоко, что иные и полагают, что это святость. Но это еще не святость. Это уже чистота, и она достигается благодатью. Страсти уходят, и только тогда уже, когда человек более-менее свободен от них – потому что и святым Господь мог оставлять какую-либо страсть как «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), чтобы не возгордились, – он может уже только начинать еще совершенствоваться. «Благодать на благодать» (Ин. 1, 16), – как говорится об этом в Евангелии и Господом свидетельствуется: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Тут уже дары Духа Святаго в каждом подвижнике индивидуально раскрываются: у кого пророчества, у другого исцеления, у третьего прозорливость. Тогда он уже и другим может помочь. А пока каждый из нас еще сам в своих страстях барахтается, то всё наше добро с явной примесью греха бывает – не другим, так себе навредим. Всё – в борьбе, всё в преодолении постоянном. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).
И следующая степень молитвы: созерцательная. Это то, о чем сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не злоба, не уныние там должны быть, не стяжательство, – а Свет Небесный. Господь его на горе Фавор показал. А попробуй ты его стяжать, если не с кем посоветоваться, не у кого спросить. Сила Истины – в чистоте духа, – отцы говорили. Но это всё высота.
Преподобный Серафим Саровский наставлял: ту добродетель, которая тебе дает больше благодати, ту и твори. Хотя и отмечает, что молитва особо прибыльна в духовном плане. К тому же молитва универсальна – она для всех. Так и аскетические подвиги бывают для избранных, а есть то, что всем под силу. Хотя бы только «Господи!» скажи – уже благодать приходит. Потому что Господь всех нас уже спас, – ты лишь прими эту милость. Надо ощутить всю гибельность своего существования, возжелать Спасителя. Грешим мы постоянно, значит, и имя Божие непрестанно должны призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот она, эта ниточка: само слово «религия» от лат. religare – «воссоединять». Сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). В будущем веке никакой суеты не будет, будет молитва, – вот и всё.
Приди в чувство на молитве, стань живым
Митрополит Горийский и Атенский Андрей
– Чувство должно быть – стояния перед Богом. Надо ощущать, что ты нуждаешься в прощении, ты болен, и тебе нужно исцеление. Вот это чувство надо в себе найти. А когда его нет, по этому поводу тоже надо страдать и тоже каяться в этом. «Вот, я встал перед Тобою, Господи, и у меня нет этого чувства…». Тогда тем более надо каяться: «Прости меня, Господи! Я сегодня бесчувственен. Помоги! Потому что я знаю, что это чувство есть». Самое главное вот это: «жив Господь и жива душа твоя» (4 Цар. 2, 2), – «Знаю это, и знаю, что мне это нужно». По-моему, это несложно.
«Понимай, что читаешь, и понятое чувствуй»
Иерей Игорь Блинов, клирик Марфа-Мариинской обители Москвы:
Иерей Игорь Блинов
Полезно читать святых отцов, как они учились молитве
– Мне больше всего наставление святителя Феофана Затворника нравится: к молитве надо прежде всего подготовиться, осознав свое недостоинство перед величием Того, к Кому ты сейчас обратишься. Если сердце твое дрогнет, и ты ощутишь всю свою малость, то и Господь к тебе снизойдет и облагодететльствует.
«Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется», – отмечал святитель. Полезно читать святых отцов, как они учились молитве.
Как ответил на этот вопрос отец Николай Гурьянов
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
– У отца Николая Гурьянова как-то спросили: «Как научиться Иисусовой молитве?» – а он ответил: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. И больше я тебе ничего не скажу».
Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова
Приблизительное время чтения: 7 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо). На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов.
1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник
В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.
Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.
На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.
Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.
2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв
Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.
3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма
Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?
Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.
4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм
По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.
Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.
5. В молитве не может быть самовозбуждения
Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, самообольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.
6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза
Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.
7. Молиться лучше перед святыми иконами
Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.
8. У молитвы должен быть адресат
Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.
9. Молитва не может ставить условий Богу
Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.
Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.
Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.
10. В молитве не может быть радости за чужие беды
Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.
11. Молитва не должна быть формальной
Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.
Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.
Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.
12. Молитва не может быть бессмысленной
Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.
Читайте также:
Александр Ткаченко. Намоленное вместо