что надо говорить когда человек умирает в исламе
Соболезнование
Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].
Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.
[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.
[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.
[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».
Да простит Аллах вашего умершего!
Выражение соболезнования и его значимость
Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.
В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.
Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.
Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.
Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.
Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».
Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.
Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.
Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.
Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки. Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье. Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.
О приглашении родных покойного на трапезу
Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.
Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.
Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.
Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.
Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.
Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного. По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой. В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».
В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).
Срок для выражения соболезнования.
Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.
Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.
Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал
о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.
В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».
Сборы для выражения соболезнования
Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.
Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.
Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.
Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.
Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться. Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.
Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.
Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.
Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.
Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.
Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.
Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.
Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:
«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»
Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»
Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.
Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»
Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:
«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.
Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к. Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.
Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.
Выражение соболезнования чужой молодой женщине.
Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.
Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
[1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
[2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Обряды, совершаемые над умирающим мусульманином
«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах”, войдёт в Рай».
Человеку, находящемуся при смерти, необходимо, как мы уже отмечали, иметь завещание, если есть что завещать, и в сердце всегда иметь хорошее мнение о Всевышнем Аллахе, надеяться, что Он простит вам грехи. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этом:
لا يموت احدكم الا وهو يحسن الظنّ بالله
«Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Аллаха». Передал хадис Абу Давуд.
Человеку следует объединить в своём сердце два чувства – страх и надежду. Мусульманин, каким бы праведным он себя ни считал, должен бояться наказания Всевышнего за совершённые им в своей жизни грехи. Вместе с тем он должен надеяться на Милость Аллаха, на Его Прощение.
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». Приводят хадис ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.
Для того, кто болеет предсмертной болезнью, желательно (сунна) произносить следующую мольбу:
اللهم أعني علي غمرات الموت وسكرات الموت اللهم اغفرلي وارحمني وألحقني بالرفيق الاعلي
«О мой Аллах! Помоги мне перенести предсмертную агонию и муки. О мой Аллах! Прости мне грехи, смилуйся надо мной и присоедини, возьми меня к Наивысшему Другу».
Также сунной является вспомнить о том, что эти мгновения являются последними в его жизни, провести их достойно, в благом, усердствовать в совершении намазов и отдалиться от всего нечистого (наджаса). Во всём этом необходимо проявлять старание по мере своих возможностей и нужно остерегаться пренебрежительного отношения к этим делам, потому что самым мерзким и недостойным деянием является пренебрежение предписаниями Всевышнего Аллаха в последние моменты своей жизни.
Также мусульманину желательно завещать членам своей семьи проявлять терпение при его болезни и покидании бренного мира. Особенно необходимо наставить их на то, чтобы после его смерти они не причитали, оплакивая его, не совершали вокруг тела умершего не соответствующие Шариату обряды и обычаи, которых придерживаются некоторые люди.
Деяния, которые совершаются при покидании больным этого мира
Когда у больного выявляются предсмертные признаки, то желательно не навязчиво, а вежливо и мягко наставить его на покаяние. Не следует даже вести с ним отдельный разговор об этом, а нужно в самом процессе разговора, в подходящем месте и случае напомнить о покаянии намёками и т. д. Сунной также является напомнить ему о завещании, улучшить его мнение о Всевышнем, говоря ему о безграничности милости и прощения Аллаха и рассказывая хадисы, в которых повествуется об этом.
Нужно упомянуть ему о его же благих деяниях, которые будут способствовать избавлению его от потери надежды на Всевышнего, сказать ему, что он тоже один из мусульман, который совершает намаз, соблюдает пост, что Всевышний Аллах любит прощать Своих рабов, и таким образом делать ему больше увещеваний и наставлений. Следует напомнить ему и о том, чтобы он прочитал мольбу для себя, умастить его благовониями и держать его в подобающей чистоте. Нужно также наставить на то, чтобы он чаще читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, рассказывал о праведных людях.
В частности, необходимо усердствовать в чтении суры «Аль-Ихлас». В сочинении аль-Куртуби «Ат-Тазкира» приведён хадис, где говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто три раза прочтёт суру «Аль-Ихлас» во время своей предсмертной болезни, тот будет избавлен от мук наказания в могиле. В Судный день ангелы на своих руках доставят его, проведя через мост Сират, в Рай».
Также необходимо наставить родственников больного, чтобы они проявляли к нему милосердие, проявляя терпение и не совершая недостойные деяния.
Известно, что когда верующий человек находится при смерти, к нему подходит ангел милости. Поэтому из комнаты больного выводят женщин с открытыми частями тела (кроме кистей рук и лица) и курильщика, поскольку ангел не может присутствовать там, где женщина не одета по Шариату и где присутствует запах табака. От мерзкого запаха курильщика, кроме людей, страдают и ангелы, находящиеся рядом с людьми. Если же к больному не подходит ангел милости, то к нему может подойти шайтан и есть опасность, что этот человек умрёт в неверии, вследствие чего он попадает в Ад.
Кого же выводить из помещения больного, если умирающий сам является курильщиком? На эти аспекты также необходимо обратить особое внимание.
Деяния, которые рекомендуется совершать при отделении души больного от тела
Прежде всего, когда у больного, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок, начинается предсмертная агония, следует его уложить на правый бок так, чтобы грудью (лицом) он был обращён в сторону Киблы, подложив под голову небольшую подушку. Признаками, указывающими на то, что душа человека отделяется от тела, являются следующие: обе его ноги охватывают вялость, мягкость, искривляется, меняется форма носовой полости и обе щеки вваливаются, впадают.
Если тяжело уложить больного на правый бок, то следует положить его на левый бок, а если и это не удаётся, то можно уложить на спину, подставив под голову что-нибудь, чтобы голова была немного приподнята и направлена в сторону Киблы так же, как к ней бывают обращены и ступни обеих ног.
О напоминании умирающему формулы единобожия
Находясь рядом с умирающим, даже если он является не достигшим совершеннолетия, желательно, периодически повторяя «ля иляха илляллаху, Мухаммадун Расулюллахи» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха»), так, чтобы он мог услышать, напомнить ему об этой формуле, дабы он также произнёс её за вами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Будьте рядом с умирающим, произносите перед ним «ля иляха илляллах» и поздравьте, сообщите ему радостную весть о Рае. Это такой момент, когда в растерянности оказывается каждый, даже самый кроткий человек, и сатана в это время больше всего приближается к человеку. Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, легче перенести тысячу ударов меча, чем увидеть ангела смерти. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой, не отделяется душа человека, пока не испытают боли все органы его тела один за другим». Этот хадис передал Абу Нуайм.
В другом хадисе, переданном Ибн Хиббаном, сказано: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илляллах” («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха»), ибо тот, чьи последние слова были «ля иляха илляллах», рано или поздно войдёт в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше».
Сунна, чтобы человек, напоминающий умирающему формулу единобожия, не был ни его прямым наследником, ни враждующим с ним и ни завидующим ему в чём-то. Это потому, чтобы умирающий не подумал, что они желают ему скорейшей смерти. В случае же если рядом с ним находятся лишь названные категории людей, то предпочтение для напоминания умирающему формулы единобожия отдаётся наследникам, и среди них приоритетность отдаётся самому милосердно относящемуся к умирающему. Если же среди них нет наследника, то тогда из враждующего и завистника выбирают завистника, чтобы он напомнил ему формулу единобожия. Потому что вред от завистника меньше, чем от врага. Так говорит аш-Шабрамулси.
Напоминая ему это выражение, следует вести себя смиренно, милосердно и спокойно. Не следует велеть умирающему произнести шахаду и не нужно настаивать на этом, ибо есть опасность, что вследствие тягот и трудностей с произнесением этой формулы она может ему надоесть и он станет ненавидеть её.
В книге «Бушра аль-карим» сказано: «Рядом с умирающим один раз следует говорить выражение “ля иляха илляллах”, дабы напомнить ему об этом. Если тогда он не произнесёт его, то спустя некоторое время следует повторить его ещё раз. Если он произнесёт его, то больше не нужно повторять это выражение для него в случае, если он после этого выражения больше не разговаривал другими словами. Потому что цель заключается в том, чтобы его последними словами были “ля иляха илляллах”».
В достоверном хадисе, переданном Муазом ибн Джабалем, говорится:
ان من كان آخر كلامه لا اله الا الله دخل الجنة
«Поистине, тот, у кого последними словами были “ля иляха илляллах” («Нет божества, кроме Аллаха»), войдёт в Рай».
Это означает, что в Судный день он в числе первых войдёт в Рай. В этом изречении речь идёт о том, кто сохраняет свою веру до смерти и умирает, будучи мусульманином.
Разъяснение о необходимости напоить умирающего водой
Напоить умирающего водой является сунной (желательно давать по каплям священную воду Зам-зам), это облегчит его жажду, испытываемую им при постижении предсмертных трудностей. Помимо этого есть опасность, что сатана в этот момент может ввести его в заблуждение.
В хадисе говорится: «Сатана подходит к умирающему с приятной, сладкой водой и говорит ему: “Скажи, что, кроме меня, нет никого, которому следовало бы поклоняться, и я тебя напою этой водой”».
Даже если у умирающего не выявляются признаки жажды, всё равно желательно дать ему воду, а если же наблюдаются признаки того, что он нуждается в воде, хочет пить, тогда является обязательным напоить его. Так пишется в книге «Нихаят».
О чтении над умирающим сур «Ясин» и «Ар-Ра‘д» и о мудрости этого деяния
Возле умирающего читать суру «Ясин» вслух является сунной, так же как желательно читать подле него суру «Ар-Ра‘д», но не вслух, а про себя.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
اقرءوا يس علي موتاكم
«Читайте суру «Ясин» своим умершим». Этот хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и др.
Мудрость чтения суры «Ясин» заключается в напоминании умирающему о повествующемся в этой суре воскрешении в Судный день и его состояниях. А мудрость чтения суры «Ар-Ра‘д» кроется в облегчении отделения души умирающего от его тела. В хадисе говорится, что если рядом с умирающим прочтут обе указанные суры, то он покинет этот мир, утолив жажду, и в таком состоянии он войдёт и в могилу.
Какую же из этих сур необходимо прочесть первой? Некоторые учёные-богословы говорят, что вначале следует читать суру «Ясин», ибо хадисы Пророка (мир ему и благословение) относительно этой суры являются достоверными. Другие теологи утверждают, что лучше вначале прочесть суру «Ар-Ра‘д». В таком случае подобает взять во внимание состояние умирающего. Если он находится в таком состоянии, что осознаёт происходящее вокруг него, может вспомнить и поразмыслить о воскрешении в Судный день, то вначале следует прочесть суру «Ясин», а в противном случае – суру «Ар-Ра‘д». Так пишет аш-Шабрамулси.
Некоторые рядом с умирающим читают суру «Аль-Мульк» («Табарака»), а также следующую мольбу:
بسم الله وعلي ملة رسول الله الله يسر عليه امره وسهل عليه ما بعده واسعده بلقائك واجعل ما خرج اليه خيرا مما خرج عنه
«Во Имя Аллаха и следуя по пути Посланника Аллаха. О Аллах! Облегчи его состояние и сейчас, и после этого. Осчастливь его на том свете встречей с Тобою и сделай вечную жизнь, куда он отправился, лучшей для него, чем мирскую жизнь, которую он покинул».
Также в хадисе говорится, что к представителю общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умирающему в состоянии омовения и чистоты, подходит архангел Джабраил (мир ему). Поэтому и больному, и умирающему следует по возможности стараться постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Не принято возле умирающего слишком громко разговаривать или плакать. Находящимся рядом с ним необходимо стараться говорить только о благом, и про него самого следует говорить лишь хорошее, читать чаще мольбу, ибо сказано, что и ангелы произносят «Амин!», когда мы обращаемся с мольбой к Всевышнему Господу. Сообщается от Умму Салямы, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, ангелы говорят «Амин!» после ваших слов». Хадис передал Муслим.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.