что надо делать для исключения конфликтной ситуации на дороге
Конфликты на дорогах: как они возникают и что с ними делать?
В нашей жизни существует множество извечных конфликтов: между родителями и детьми, преподавателями и студентами, начальниками и подчинёнными. Естественно, автомобилисты тоже люди, поэтому на дороге часто случаются конфликты.
Дорога считается одним из ведущих источников стресса. А там, где стресс, там всегда конфликты. Согласно определению психологов стресс — это состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в сложных условиях. Согласитесь, что это определение отлично подходит для описания дорожного вождения. Поэтому, для того чтобы не оказаться в «состоянии деятельностной дезорганизации», к которой могут привести конфликты на дорогах, желательно обладать необходимой информацией.
Конфликты на дороге: причины
Часто конфликтность дорожных ситуаций определяется уже самим фактом вождения автомобиля, ведь машина считается источником повышенной опасности. Неисправности автомобиля вызывают у большинства водителей чувство тревоги, перерастающей в раздражительность.
Многое зависит от самого водителя — его структуры личности и опыта вождения, его психоэмоционального состояния. Часто агрессивное поведение на дороге бывает вызвано такими отрицательными эмоциями, как острое разочарование или гнев.
Факторы внешней среды также влияют на психологическое состояние водителя, провоцируя создание конфликтных ситуаций. Немаловажным является наличие рядом конфликтного пассажира. Любое «выяснение отношений» может спровоцировать водителя на агрессивное вождение.
Конфликты возникают там, где появляются «пересекающиеся интересы». На дороге они часто пересекаются в самом прямом смысле слова. Основными причинами конфликтов на дороге являются конкуренция с другими водителями, а также неуважение друг друга.
Предотвращение конфликтов на дороге
В конфликт может быть втянут любой человек, но не каждый умеет его правильно разрешить. Переучить окружающих вас людей шансов мало. Примите то, что все мы разные, и отвечайте, прежде всего, за своё поведение.
Для разрешения конфликтных ситуаций на дороге можно применять следующие приёмы:
1. Соблюдайте правила дорожного движения.
2. Представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.
3. Перед тем как ответить на претензии другого водителя, сделайте три небольших вдоха и выдоха.
4. Похвалите своего оппонента за то, в чём он действительно хорош.
5. Соблюдайте правило трёх Д: «дай дорогу дураку».
Если вы испытываете агрессию со стороны водителя
Конфликты на дорогах, как правило, провоцируют люди, которые находятся под воздействием постоянного стресса или испытывают серьёзное психологическое давление. Такие водители легко теряют контроль над своими эмоциями, угрожают, оскорбляют, готовы даже пожертвовать своим автомобилем, но отомстить! Начинается всё с оскорбительных жестов и угроз, которые впоследствии перерастают в серьёзный конфликт.
Что делать, если вы испытываете за рулём внезапные вспышки гнева?
Если агрессия за рулём возникает у вас всё чаще, то это уже серьезная психологическая проблема, которую необходимо преодолевать. Она опасна тем, что водитель реагирует агрессивно даже на ситуации, не являющиеся конфликтными.
Конфликты на дороге развиваются довольно быстро, а цена их бывает немалой: ваше здоровье или жизнь. Помните: дорога — это стресс. Берегите себя и других на дорогах, избегайте конфликтов!
Как избежать конфликта на дороге?
Наверное, каждый водитель хотя бы раз в своей жизни попадал в неприятные и конфликтные ситуации на дороге. В особенности сегодня, когда культура вождения у многих водителей просто хромает, а прав не тот кто прав, а тот у кого больше и дороже автомобиль, всё чаще отмечаются такие конфликты на дорогах, которые заканчиваются дракой. Поговорим поподробнее о том как можно избежать конфликтов на дороге.
Надо лишь извиниться
Сегодня многие из нас попросту забыли о том, что проще всего извиниться за свои неправильные действия, что и поможет погасить конфликт на дороге. Не следует пытаться грубить или настаивать на своей правоте, если вы знаете, что в той или иной ситуации за рулём на дороге вы были не правы. Помните о том, что ни вам, ни второму участнику конфликта не хочется, чтобы неприятная ситуация имела последующее развитие. Поэтому куда проще будет, адекватно взглянув на сложившуюся ситуацию на дороге, извиниться и разъехаться по своим делам.
Стоит ли хамить и драться?
Многие мужчины привыкли решать имеющиеся сложности силовым путем. Действительно, иногда кажется, что силой можно что-то доказать второму участнику конфликту. Однако вы должны понимать, что у такого хамства и рукоприкладства будут определенные последствия. Что будет в том случае, если вы попросту не рассчитаете свои силы, а после вашего, даже одного удара, у человека будет сотрясение головного мозга или другие опасные для жизни травмы.
После подобного банальный конфликт на дороге переходит уже в уголовное дело, по факту которого вы можете получить реальный тюремный срок, а даже с условным наказанием ваша жизнь в последующем изменится. Подумайте о том, стоит ли тот факт, что вас подрезали на дороге или вклинились перед вами на светофоре, того, чтобы начинать драку с таким хамом, и по ее результатам заплатить солидный штраф, получить условный или реальный срок.
Поэтому если вы видите, что второй участник конфликта проявляет агрессию и вот-вот пуститься в драку, то необходимо сохранять самообладание, попытайтесь как-то погасить конфликт, а еще лучше закройтесь в машине, при возможности уезжайте или вызывайте ДПС и милицию. Действовать необходимо в то же время по ситуации. Если ваш оппонент лезет в драку, то следует действовать в рамках самообороны.
Психологический подход к решению проблемы
Любой опытный психолог подтвердит, что причины конфликтов, в том числе и на дороге, можно разделить на три группы: социально-психологические, объективные и личностные. Причём избежать конфликта можно только стратегией уклонения. Любое другое поведение, в том числе и агрессия, неизменно приведет лишь к усугублению проблем. Не нужно думать, что агрессивного водителя можно приструнить лишь большей агрессией. Всё это неизменно приведет к усугублению проблемы, и в итоге конфликт перерастет уже в другую статью, вплоть до последующего разбирательства в полиции.
Вызываем ДПС и полицию
Многие из нас просто забывают о том, что следить за порядком на дорогах должны сотрудники полиции и ДПС. Именно поэтому в любой конфликтной ситуации на дороге следует неизменно вызывать ДПС, что позволит решить имеющиеся проблемы. На многих агрессивных оппонентов именно перспектива вызова полиции и разбирательства уже с инспектором действует отрезвляюще, после чего такой агрессор может банально извиниться и уехать по своим делам.
В том же случае, если вы видите, что конфликт лишь разгорается с новой силой, то следует как можно скорее вызвать полицейских, но самому при этом не вступать в перепалки с другим участникам конфликта. Постарайтесь закрыться в своей машине и дождаться приезда полицейских. Не лишним будет также включить видеозапись на смартфоне, что образумит второго водителя, который может в запале попытаться повредить ваш автомобиль, разбить стекла, сломать зеркало. В последующем, при наличии таких конфликтов, сделанная вами видеозапись может использоваться в суде в качестве доказательства вашей невиновности.
Используйте регистратор
Большой популярностью сегодня пользуются разнообразные приборы регистраторы, которые позволяют записывать видео происходящего около автомобиля. Соответственно, будет записана не только причина спорной ситуации на дороге, но и сам конфликт. В последующем такие записи используются для разбора инспекторами ГИБДД, а в отдельных случаях и в суде в качестве доказательств.
Многие водители считают, что своей агрессией и силой смогут что-то доказать на дороге. Они пытаются надавить на других участников конфликта, вплоть до применения рукоприкладства. Однако наличие регистратора и записи видео действует на них отрезвляюще. Мало кто из агрессивных и некультурных водителей решиться на драку или порчу автомобиля, зная, что все его действия записываются на видео, и в последующем могут использоваться против него.
Поэтому каждому автовладельцу можем порекомендовать приобрести качественный регистратор, который поможет решить различные проблемные ситуации на дороге. Вы будете полностью уверены в своей правоте в тех или иных ситуациях, а агрессивные водители несколько раз подумают перед тем как раздувать конфликт, в особенности зная, что в последующем видео может использоваться против них.
Ведите себя аккуратно на дороге
Необходимо понимать, что, управляя автомобилем, следует сохранять трезвой голову, ответственно и внимательно подходить ко всем действиям на дороге. Не редкость, когда гнев других участников конфликта объясняется вашим неправильным и неадекватным поведением на автомобиле. Если вы не следите за другими авто при перестроении, опасно обгоняя, подрезая другие машины, то не стоит удивляться тому, что у вас часто возникают конфликты на дороге.
Подведем итоги
Старайтесь соблюдать вежливость, всегда исполняйте правила дорожного движения, правильно и внимательно управляйте автомобилем, что исключит большинство конфликтных ситуаций на дороге. Если же вы попали в такую неприятную ситуацию, то сохраняйте голову холодной. Не следует отвечать на силу и агрессию такой же силой и неадекватным агрессивным поведением. Предупредите другого водителя о том, чтобы вы вызываете ГАИ, а все его действия записываются на установленный в вашем автомобиле регистратор. В большинстве случаев подобное действует отрезвляюще, и конфликты разрешаются сами собой, а каждый из их участников разъезжается по своим делам.
Как управлять конфликтами и разрешать их
Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие
Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.
Чем полезен конфликт
Разрешение противоречий
Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.
Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.
Глубина отношений
Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.
Ясность
Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.
Поддержка
Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.
Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.
Как вести себя во время конфликта
Сотрудничество
Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.
Компромисс
В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.
Уклонение
Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.
Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.
Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.
😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.
Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.
Приспособление
Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.
Этот стиль эффективен в двух случаях:
😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.
Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.
😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.
Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.
В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.
Правила разрешения любого конфликта
Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»
За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Если Вы столкнулись с неадекватом на дороге: подробная инструкция
Если Вы автомобилист, то наверняка встречали на дорогах такой тип “водителей-воспитателей”, которые за малейшую ошибку другого водителя (даже если она совершена по неосторожности) всячески пытаются “проучить” нарушителя. Один из их излюбленных способов — опасный обгон и раздраженные сигналы, иногда с нецензурной бранью. Встречаются и экстремалы, которые подрезают, резко тормозят перед нарушителем, тем самым провоцируя ДТП; они идут на все, чтобы выказать свое недовольство и привлечь к себе внимание.
К сожалению, такие случаи часто приводят к травмам и даже к гибели людей. Сегодня мы расскажем об одном из таких случаев на примере реального дела и о том, как действовать, если Вы привлекли к себе внимание подобного «неадеквата». А в конце статьи в качестве бонуса для наших читателей разместили ссылку на образец заявления о совершении административного правонарушения.
Пора взять безопасность на дорогах в свои руки!
Содержание статьи:
1. История о том, как водитель получил 15 лет за попытку “воспитать” другого
В Иркутске 8 октября 2018 года водителю Toyota Сергею Полякову показалось, что водитель Kia его подрезала. Тогда он решил “проучить” ее и подрезать ее в ответ. В итоге он повысил скорость до 85 км/ч, настиг ее машину и вытолкнул ее на встречку, что привело к трагическому ДТП.
В машине Kia ехала Жанна Тутурина со своими детьми: мальчиком 8 лет и девочкой 12 лет. Вылетев на встречную полосу, ее машина столкнулась с Mitsubishi Lancer в лобовую, а затем несколько раз развернулась.
Все пассажиры в Kia сильно пострадали: мать получила серьезные травмы позвоночника и была подключена к ИВЛ, дочь сломала бедро, сын получил сотрясение мозга и огромное количество ушибов. Они до сих пор находятся на реабилитации.
Водителю Mitsubishi Александру Евланову пришлось хуже всех: от многочисленных повреждений он скончался в больнице на следующий день.
Сергей Поляков, виновник ДТП (кстати, ранее судимый за насильственные преступления), не только не остановился, но и прибавил скорость, скрывшись с места происшествия. Однако все его действия были сняты камерами наблюдения, а также видеорегистраторами находящихся рядом машин.
Полиция разыскивала подозреваемого 2 дня, пока не обнаружила его в Ангарске, прячущимся у знакомых. Сергей Поляков оказался пьян и попытался сбежать от преследования, сев за руль. В результате погони, он был задержан.
По информации Следственного комитета он находился в состоянии алкогольного опьянения и в день того страшного ДТП. А во время следственного эксперимента прямо признался, что подрезал ее, потому что хотел “проучить”.
2.Почему история получила такой резонанс?
Обвиняемому вменяли сразу несколько преступлений:
(1) ч. 1 ст. 167 УК РФ — умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет);
(3) п. “б” ч. 3 ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении двух или более лиц (наказывается лишением свободы на срок до 12 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового);
(4) п. “е” ч. 2 ст. 105 УК РФ — убийство, совершенное общеопасным способом (наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет, либо пожизненным лишением свободы).
С одной стороны кажется, что все логично: было совершено умышленное преступление и преступник это и не пытался скрывать, погиб 1 человек и 3 (в том числе 2 детей) получили многочисленные серьезные травмы.
Логично, что подсудимый Сергей Поляков и его адвокат во время судебного процесса настаивали на том, что это было ДТП в обычном понимании, а не убийство. Однако суд не поверил в подобную историю. В конце концов, подобные «детские» оговорки недопустимы, когда ты сознательно используешь средство повышенной опасности (а именно таковым считается автомобиль), чтобы навредить другому лицу.
Существует несколько точек зрения по поводу этого приговора. Одни считают, что именно личность погибшего повлияла на возбуждение именно этих более тяжких уголовных дел, ведь он был инспектором Федеральной службы исполнения наказаний. Другие считают, что этот жесткий приговор был принят с воспитательной целью, чтобы другие водители задумались над своим стилем вождения и снизили уровень агрессии на дорогах. Ну а третьи рассматривают этот приговор справедливым, ведь за ДТП, приведшее к смерти человека по ч. 3 ст. 264 УК РФ максимальное наказание — лишь 5 лет лишения свободы.
3. Как действовать, если Вас преследует неадекватный водитель?
Совет №1. До выезда на дорогу
Не забудьте, что аптечку и огнетушитель лучше всего держать в салоне машины. Часто при ДТП деформированный багажник не позволяет их достать, и потушить возгорание или оказать первую помощь до приезда скорой оказывается невозможно
Сохраните в быстрый набор на телефоне номера экстренных служб, а также горячей линии ГИБДД в Вашем регионе. Многим людям в критический момент бывает сложно вспомнить номер, состоящий даже из 3 цифр.
Совет №2. Не раздувать агрессию
Если Вы сами допустили ошибку и к примеру, не пропустили кого-то при перестроении или случайно подрезали, самое простое извиниться и не провоцировать другого водителя на эскалацию конфликта.
Совет №3. Правило трёх “Д”
Если это не помогло и второй водитель продолжает вести себя неадекватно, вспомните правило трёх “Д”: «Дай дураку дорогу». Оно означает, что лучше освободить дорогу и пропустить “ненормального” водителя, чем потом, после ДТП доказывать свою правоту.
Совет №4. Если ситуация развивается
Если агрессивный водитель пытается прижать Вас к обочине, чтобы “поговорить”, то не следует превышать скорость и пытаться уехать. Это вполне может спровоцировать такого водителя на погоню, которая может закончиться ДТП.
Если снизить скорость до предела, скорее всего, второму водителю это надоест и он оставит Вас в покое.
Совет №5. Оставлять ли безнаказанной агрессию?
Если водитель уехал или, тем более, если он продолжает Вас преследовать, позвоните по быстрому номеру 102 или по номеру дежурной части управления ГИБДД в своем регионе.
Например, номер горячей линии Дежурной части УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве +7 (495) 623-70-70.
Информация сразу передается на несколько следующих постов ГИБДД, которые выявляют неадекватных водителей в общем потоке и проверяют поступившую информацию после их остановки.
Совет №6. Ваши жизнь и здоровье важнее всего
Если Вы остановились, а разъяренный водитель остановился вслед за Вами, вышел из машины и начал кричать, размахивать руками или даже бить по машине — не поддавайтесь на провокацию.
Заблокируйте двери, продолжайте фиксировать его поведение на видео и вызовите полицию. В данном случае, скорее всего, ситуация перерастает уже в уголовно-правовую плоскость. Сохранность машины — не самое важное, о чем стоит беспокоиться в этот момент. Действуйте по ситуации для сохранения здоровья и жизни Вас и всех, кто находится с Вами в салоне автомобиля.
4. Образец заявления о совершении административного правонарушения
Также вы можете подать обращение онлайн на сайте ГИБДД.