что надо делать чтобы не уснуть за рулем
Как не уснуть за рулем – лучшие советы для водителей 16:33, 9 апреля 2021 Версия для печати
Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.
Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.
Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.
Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.
Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться
По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.
В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.
Когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция. В итоге спать захочется еще больше.
Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.
Прийти на помощь может и энергетический напиток. В их составе обычно содержится таурин, кофеин, экстракт гуараны. Впрочем, чрезмерное употребление энергетиков может привести к проблемам с энергетическим балансом организма. Также не следует злоупотреблять специальными «бодрящими» таблетками.
Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.
Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.
Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.
Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.
Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.
Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.
Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.
Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.
Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.
Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков
Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.
Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.
Не спать! 7 способов побороть сонливость за рулем
Около четверти всех аварий на дороге происходит по вине заснувшего водителя. Даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза через 4 часа непрерывной езды. 103.by расскажет, как понять, что появился риск засыпания за рулем, и какие меры предпринять, чтобы это не привело к трагедии.
Человек в процессе езды часто не замечает, что у него снизился уровень концентрации. Многие предупреждающие звоночки игнорируются, и тогда как следствие — «внезапное» отключение водителя за рулем.
Появление следующих признаков понижения концентрации внимания должны вас насторожить:
Также необходимо учитывать, что у уставшего водителя может наблюдаться так называемый микросон (отключение внимания на 10-20 секунд при открытых глазах). Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при ее первых признаках.
Дальнобойщики делятся секретом, что не заснуть за рулем им помогают перекусы. Именно перекусы, а не плотные ужины, после которых еще больше клонит в сон. Для этого в дороге подойдет пища, которую можно достаточно долго жевать или рассасывать, при этом еда должна обладать выраженным вкусом (цитрусовые, кислое яблоко, орехи, сухофрукты, горький шоколад). Как показывает практика, эффективнее всего с сонливостью борется долька лимона, подложенная под язык.
Многие водители совершают распространенную ошибку — берут с собой в дорогу различные напитки на основе кофеина, чтобы суметь вовремя взбодриться. Но действие такого питья весьма краткосрочное (всего 1 час), а негативные последствия в виде учащенного сердцебиения и расфокусировки внимания длительные. Более того, на сильно уставшего человека ни один кофеинсодержащий напиток в должной мере подействовать не сможет.
Так что пить за рулем кофе, чай и энергетики абсолютно бессмысленно. В отличие от минеральной воды, воды со льдом и лимоном, цитрусовых соков, неспиртовых настоек женьшеня, эхинацеи и элеутерококка.
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики, — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует.
Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся все цитрусовые, эвкалипт, сосна, ель, корица, кардамон, гвоздика и тимьян.
Пассажир — пожалуй, лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести четыре и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение.
Совет №5: Двигайтесь
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины: последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение.
Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно: свежий воздух усилит эффект.
Вдобавок вспоминать текст песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут.
Надень в дорогу нейрокепку
По прогнозам специалистов, уже в конце 2019 года будет реализована новая система контроля бодрствования водителей. Специальные нейрокепки наденут на водителей общественного транспорта. Начнут с Подмосковья. К этому времени появится необходимое законодательство. Об этом сообщил исполнительный директор отраслевого союза Национальной технической инициативы «Нейронет» Александр Семенов.
Разработкой уже заинтересовались компании-перевозчики. Дополнительно для водителей будет доступно мобильное приложение. Сейчас оно находится на стадии тестирования. При помощи приложения компания сможет отслеживать физическое состояние водителя на расстоянии.
При этом цену нейрокепки планируют снизить до 3-4 тысяч рублей, с условием платной подписки. В настоящий момент цена кепки составляет около 10 тысяч рублей.
Надо заметить, что на рынке уже давно существуют гаджеты для водителей, которые могут «разбудить» его в случае повышенной опасности. Помимо нейрокепок есть и другие, зачастую более компактные и удобные приборы контроля водительского состояния.
Антисон
Работает прибор на аккумуляторе. Принцип действия устройства заключается в контроле наклона головы водителя. Настройки устанавливаются заранее. Как только голова падает ниже запрограммированного уровня, наушник пищит неприятным слуху звуком. По задумке, водитель должен мгновенно проснуться. Но есть один минус. Если водитель запрокидывает голову назад, на подголовник, наушник не распознает наклона. Тогда можно обратиться к другим гаджетам.
Гаджет на пульсе
«Сонная» камера
Мозговой контроль
Компания Ferrari представила разработку для водительских кресел. В подголовник сиденья встроены биометрические беспроводные датчики. Они измеряют мозговую биоэлектрическую активность водителя. То есть напрямую получают информацию от человеческого мозга. В зависимости от состояния водителя происходит автоматическое снижение подачи топлива, и автомобиль останавливается.
Маяк на панели Anti Sleep Pilot
Гаджет-сигнализатор внешне напоминает небольшой маячок. Его устанавливают на панель автомобиля. Перед первым применением нужно создать водительский профайл и внести свои данные касательно стиля вождения. При помощи датчиков сигнализатор контролирует состояние шофера.
Периодически гаджет просит выполнить какие-либо задания, чтобы проверить бдительность управляющего. И если реакция окажется подозрительно медленной, робот предложит водителю остановиться и отдохнуть. Такой вот интерактивный способ контроля.
Активная безопасность
Куда более интерактивной может показаться система салона фирмы Ford. Здесь целый комплекс средств контроля состояния водителя. Машина способна распознавать дорожное покрытие и плотность потока. Отслеживать действия водителя, его маневренность. Исходя из этого транспортное средство может скорректировать свое движение на дороге. Более того, сам водитель «прослеживается» по всем параметрам. Рулевое покрытие измеряет пульс и температуру ладоней, инфракрасный датчик фиксирует температуру лица, а ремень безопасности замеряет частоту дыхания. И когда машина «поймет», что водитель уснул, то она не спеша остановится и сама включит аварийку.
Компания Toyota предлагает похожие системы контроля для водителей-пенсионеров и сердечников. В экстренной ситуации автомобиль способен затормозить или при помощи встроенной навигационной системы отвезти больного до ближайшего медпункта.
На данный момент снабжать водителей общественного и грузового транспорта нашумевшими нейрокепками на самом деле невыгодно. Пока что цена слишком завышена. Есть гаджеты более компактные и доступные. Частные автовладельцы уже давно пользуются такими приборами.
Плюс к этому надо учитывать изменения в сфере коммерческих автоперевозок. Требования к автовладельцам, будь то физические или юридические лица, одинаковые. Но суммы штрафов сильно разнятся. Поэтому и происходит перерегистрация владения с юрлица на физлицо. Но бизнес, по сути, остается тем же. Проще говоря, люди не хотят платить больше и готовы прибегать к самым разным способам увиливания от ответственности. Если они не могут оплатить штраф, то где тогда взять деньги на кепку, пускай даже и за 4 тысячи рублей? Можно же купить наушник за 70 рублей. Тем не менее некоторые компании-перевозчики все же разработкой заинтересовались.
Заместитель председателя общественного совета при минтрансе Наталья Агре поддержала идею введения гаджетов против сна для водителей коммерческого автотранспорта.
Бороться со сном за рулем водители пытаются давно. Самый первый гаджет для этого был придуман еще во время Великой Отечественной войны. Водители, которые ездили на полуторках по Дороге жизни, крепили к потолку кабины простой армейский котелок, набитый гайками и болтами. Мало того, что он гремел всю дорогу, не давая заснуть, но, если у водителя от усталости падала голова, он бился об этот котелок и тут же просыпался.
Пять советов, как водить автомобиль ночью не хуже, чем днем
В ночное время возрастают требования к оптике, которая должна быть правильно отрегулирована. Фары бюджетных моделей и машин в возрасте (старше пяти лет) по определению светят хуже, чем в «свежем» и продвинутом транспорте.
Помните, что если вы едете по дороге, не освещаемой фонарями, зона видимости нередко бывает меньшей, чем требуется на реакцию и торможение. Так что если фары вашего автомобиля не бьют на сотни метров, как в продвинутых моделях с матричной или биксеноновой оптикой, снизьте скорость до разумного минимума.
Понятно также, что модели с продвинутой оптикой, а также системами автоматического переключения с дальнего на ближний и системой ночного видения на основе тепловизора серьезно облегчат вам движение в темное время суток, но даже в этом случае не стоит ехать быстрее 100 км/ч.
Мы порекомендуем здесь не столь широко известный, но зато по-настоящему эффективный способ борьбы со сном в дороге. Речь о специальных гаджетах-«будильниках», которые иногда называют «антисном». Такой прибор крепится на ухо и мониторит наклон вашей головы. При перемещении головы вперед и вниз (типичный признак засыпания) устройство разбудит вас, подав голосовой сигнал.
Перед ночной поездкой, особенно дальней, не забудьте включить на зеркале заднего вида режим автозатемнения. Также важно почистить и по возможности обработать внешние зеркала.
Как не уставать за рулем? 7 простых правил
Дальняя дорога – это не только романтика и приключения, но и опасности, связанные с усталостью водителя.
Вот что утверждает мировая статистика, собранная страховыми компаниями. 24,2% аварий со смертельным исходом совершают уснувшие за рулем водители. Еще в 17,4% случаях виновник ДТП допустил роковую ошибку, по причине усталости.
Как же быть? Читайте наши полезные советы, которые помогут сделать путешествие безопасным.
Перед поездкой хорошенько выспитесь. Выезжайте рано утром, когда дороги еще свободны. Каждые 4 часа делайте остановки по 30-40 минут. Выходите из машины и делайте разминку.
Проезжайте в сутки не более 900 км пути. В среднем это около 12 часов, с учетом остановок на отдых. Можно проехать и больше, но каждый следующий час внимательность будет снижаться, а вероятность ошибок — повышаться.
2. Тише едешь – дальше будешь
Высокая скорость — это не только увеличенный тормозной путь и сокращение времени на принятие решения.
Чем быстрее вы едете, тем большая концентрация внимания от вас требуется. А это значит, что вы быстрее устанете. Старайтесь не разгоняться выше 110 км/ч днем и выше 100 км/ч ночью.
3. Проверьте технику
Если путешествие запланировано заранее, загляните в автосервис и сделайте диагностику. Проверьте исправность всех световых приборов. Это не только сэкономит время в пути, но и избавит от общения с бдительным инспектором ДПС.
Даже если вы не планируете ехать ночью, отрегулируйте фары и подумайте о качественных лампах головного света. Возможно, планы изменятся, а тусклые фары — это настоящий кошмар.
Недостаточная яркость света оказывает негативное воздействие на работу головного мозга, повышает сонливость и утомляемость. Не хотите постоянно напрягать глаза и всматриваться в бледное пятно перед капотом? Установите OSRAM Night Breaker Laser. Галогенные лампы этой линейки на 150% ярче стандартных, их свет белее на 20%, а лучи длиннее до 150 метров.
Откажитесь от обильного приема пищи в дороге. Полный желудок вызывает сонливость. Лучше устраивать небольшие перекусы во время запланированных остановок. А плотно поесть можно в начале пути и перед остановкой на ночлег.
5. Больше общайтесь
Разговор – лучшее лекарство от сна. Хочется спать — общайтесь с пассажирами. Но работает это правило не больше часа. При сильной сонливости – останавливайтесь.
В одиночестве на какое-то время перебить сон поможет громкая энергичная музыка. Эффект можно усилить, подпевая любимым песням.
6. Продумайте все заранее
Даже если вы любите спонтанность и не привыкли планировать маршрут заранее, постарайтесь продумать хотя бы места ночевки. Составьте список вещей, которые вам пригодятся в пути. Некоторые полезные предметы, например, дорожный чайник, также помогут вам бороться с усталостью. Подробнее об аксессуарах для путешествия читайте здесь
7. Удобная одежда и обувь
Важно, чтобы вам было комфортно в пути, тогда вы сможете провести больше времени за рулем без признаков усталости. Откажитесь от громоздких сапогов, высоких каблуков. Идеальный вариант – спортивная обувь.
Кстати, чтобы прогнать сон, можно попробовать разуться и снять носки. Контакт ступней с поверхностью педалей поможет немного взбодриться.
Как понять, что дальше ехать нельзя?
Переход в сон обычно происходит очень незаметно. Мозг просто отключает сознание, подменяя реальность сном, в котором вы видите ту же самую дорогу. Вы просто едете с закрытыми глазами, не замечая подмены.
Если обнаружите у себя хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, немедленно останавливайтесь, вы вот-вот провалитесь в сон.
➤ Часто зеваете, движения и реакции становятся медленные, заторможенные
➤ Ночью несколько раз подряд забываете вовремя переключиться на ближний свет при приближении встречного автомобиля
➤ Зрение фокусируется вдаль, на участок дороги ближе к горизонту
➤ Медленно реагируете на вопросы пассажиров
Если выспаться нет никакой возможности, остановитесь и посидите с закрытыми глазами 20-30 минут.
Временно прогнать сон поможет свежий воздух или прохладная вода: прогуляйтесь, сделайте зарядку, умойте лицо.
Друзья, а как вы боретесь с сонливостью за рулем? Пишите свои лайфхаки в комментариях 👇