что надо читать летом после 4 класса
Список книг на лето для начальной школы
Лето — время долгожданных каникул для любого школьника. Однако не стоит забрасывать книги на дальнюю полку до сентября. Чтение станет прекрасным выбором для создания уютного домашнего вечера или полезного времяпровождения в ненастную погоду. Чтобы время за книгой прошло не только увлекательно, но и стало наполнено практической пользой, не лишним будет обратиться к материалам, выданным в школе, — списку литературы на лето.
В образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы обучения преподаватели рекомендуют различную литературу к чтению на летние каникулы.
Мы предлагаем списки книг на лето для первого, второго, третьего и четвертого классов (при переходе во второй, третий, четвертый и пятый класс соответственно) по программам «Планета знаний», «Начальная школа XXI века», универсальным спискам и перечню литературы по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).
Список книг может незначительно отличаться от той литературы, которую рекомендуют в школе после окончания каждого класса. Но, безусловно, любое произведение из списка станет не только полезным занятием, но и интересным путешествием в волшебный мир литературы.
Список книг на лето, 1 класс (переходим во 2 класс)
Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)
Список литературы на лето, 3 класс (переходим в 4 класс)
Программа «Школа XXI века»
Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):
Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №2
Ведение читательского дневника летом
№ | Автор и название произведения | Главные герои | Краткий сюжет | Цитаты (важные, понравившиеся) |
---|---|---|---|---|
Таким образом по прочтению книги следует внести основные сведения в таблицу, чтобы упорядочить полученную информацию. Тогда к началу учебного года книги не «перемешаются» в голове, а персонажи и важные события каждого отдельного произведения будут зафиксированы учеником самостоятельно.
Список литературы для чтения на лето. 4 класс
После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы – список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.
Список литературы на лето при переходе в 4 класс
В первую очередь рекомендуется прочитать произведения, выделенные жирным шрифтом. Самым объемным произведением списка является «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.
Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)
В разных УМК список рекомендованных книг на лето несколько отличается.
Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)
Отечественная литература
1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
2. А.П. Чехов. Каштанка
3. А.М. Горький. В людях
4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
5. В. Катаев. Сын полка
6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
7. Ю. Олеша. Три толстяка
8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
9. К. Булычев. Приключения Алисы
10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок
11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг
12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище
Зарубежная литература
1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес
3. М.Твен. Приключения Тома Сойера
4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера
6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена
7. А.С.Экзюпери. Маленький принц
8. В.Гюго. Гаврош. Козетта
9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста
Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)
1. Куприн А.И. «Белый пудель»
2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»
3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории
4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»
5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»
6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»
8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»
9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»
10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»
11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»
12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»
13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»
14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари
16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.
17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести
18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть
19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки
Читаем летом: рекомендации опытных педагогов для школьников
Летние каникулы – время, свободное от уроков, но не от чтения, ведь впереди новый учебный год, и покорять список художественной литературы лучше заранее. Учителя двух новосибирских школ поделились с Сибмамой и перечнем нужных книг, и полезными советами.
Списки чтения на лето для всех классов, от 1 до 11!
«Войну и мир» не оставляйте на потом
– Единой программы по литературе для всех школьников страны не существует, – объяснила Татьяна Васильевна ГАВРЮШИНА, учитель русского языка и литературы средней школы № 61 имени Н. М. Иванова. – В нашей школе используется программа Г. С. Меркина. Есть, конечно, основные произведения, которые изучаются в обязательном порядке, независимо от того, кто автор учебника. Это, к примеру, романы Толстого и Достоевского.
Порядок чтения программных произведений, по словам Татьяны Гаврюшиной, особенного значения не имеет:
– Дети сегодня читают мало, поэтому задача-минимум на лето – прочитать наиболее объемные произведения, не оставлять их на учебный год. Например, «Войну и мир» Толстого или «Тихий Дон» Шолохова за пару недель освоить будет очень сложно. Бояться того, что ребенок что-то прочитает заранее, а потом забудет, не нужно. Есть такая вещь, как беглое чтение. Если книга уже прочитана, то вспомнить какие-то фрагменты, освежить в памяти детали ученику под силу. А небольшие произведения можно прочитать и в течение учебного года, например «Гранатовый браслет» Куприна, который изучается в одиннадцатом классе.
” Дневники читателя, которые вели еще наши родители, не утратили актуальности до сих пор.
– Это полезная вещь, – говорит Татьяна Гаврюшина. – Особенно ответственно к заполнению дневника обычно подходят школьники среднего звена. Многие учителя ставят оценки за этот дневник, анализируют его вместе с ребенком, просят рассказать, что запомнилось особенно, что показалось наиболее интересным. Самая лаконичная версия дневника – это просто список прочитанных книг. Можно дополнить дневник записями собственных впечатлений, цитатами, которые впоследствии могут пригодиться для сочинения. Если возникли вопросы к учителю литературы, пусть ребенок запишет и их тоже. Единого стандарта ведения читательских дневников нет, выбор за учителем и детьми.
Произведения для самостоятельного чтения
Один из авторов по выбору
Вместо фантастики – фэнтези
Наталья Александровна АФЛЯТУНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №3, также советует заранее обратить внимание на объемные произведения:
– Такие тексты есть в программе уже с восьмого класса. Очень важно, чтобы они были прочитаны. Что касается пятого и шестого класса, многие учителя даже не предлагают читать летом тексты, которые будут изучаться в течение учебного года: произведения небольшие, времени на них хватит и потом. Другое дело, что есть книги, которые ребенку важно прочитать в определенном возрасте. Например, с «Тремя мушкетерами» лучше познакомиться будучи подростком, потом будет уже просто неинтересно – есть множество взрослых людей, которые никогда не читали Дюма. Это касается и других приключенческих романов, например книг Вальтера Скотта.
” Произведения, которыми когда-то зачитывались мы сами, совсем не обязательно вызовут восторг у наших детей, предупреждает Наталья Афлятунова.
– Сейчас у младших школьников популярна литература, которую мы не читали вообще: либо она была для нас слишком взрослой, либо произведений еще не существовало. Самый яркий пример – нам была интересна научная фантастика, а современным детям – фэнтези. Конечно, я стараюсь отслеживать, чем сейчас увлекаются школьники. Многим ребятишкам в третьем-пятом классах нравится серия «Коты-воители». Дети чуть постарше читают произведения Дмитрия Емца – про Мефодия Буслаева и Таню Гроттер. По-прежнему очень популярен Гарри Поттер во всех вариантах перевода. С одной стороны, школьников, которые много читают, стало меньше, с другой стороны, круг их чтения гораздо шире, чем у их предшественников.
” Нужно ли родителям контролировать детское чтение? Многое зависит от семейных традиций, считает Наталья Афлятунова.
– Всегда, в любом классе находятся дети, которые активно читают. Обычно у них и родители читают много. Такие дети, получив список литературы на лето, часто сообщают, что большинство произведений им уже знакомы. Мама или папа могут вместе с ребенком заполнить дневник читателя, указав название и автора произведения, основных героев и хитросплетения сюжета. Можно подсчитать и количество прочитанных страниц, а потом устроить в классе небольшое соревнование, вручив победителю хорошую детскую книжку. Если у вас есть любимые книги, которыми вы зачитывались когда-то, попробуйте поделиться ими с ребенком, а потом обсудить: очень интересно, как их воспримет человек другого поколения.
Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол»
В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»
А. И. Куприн «Чудесный доктор»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
А. П. Платонов «Волшебное кольцо»
К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н. А. Куна)
Г.-Х. Андерсен «Соловей»
Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»
А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
Д. Родари «Сказки по телефону»
Д. Даррелл «Говорящий сверток»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Д. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
О. Уайльд «Соловей и роза»
Для самых маленьких
Елена Николаевна НИКЛЯЕВА, учитель начальных классов школы №61 им. Н.М. Иванова, предупреждает: чтение для ребенка не должно быть наказанием.
– Когда малыш оформляет читательский дневник вместе с родителями, обсуждает с ними прочитанное, появляется вкус к чтению. Школа, в свою очередь, мотивирует хорошими отметками. Книги в списках на лето являются рекомендованными, на родительское усмотрение. Можно что-то выбрать из списка произведений и дополнить своими вариантами или читать все полностью. Список для первого класса начинается с фольклорных текстов, заканчивается рассказами о детях и животных, похожу последовательность мы можем наблюдать и в списках для второго, третьего, четвертого классов. Есть и «ниточка» ключевых авторов, к которым относятся Толстой, Драгунский, Бианки: их произведения изучаются с первого по четвертый классы.
” Читательский дневник заполняют и самые юные ученики: как пояснила Елена Никляева, его ведение чаще всего оценивается педагогом, ведь помимо уроков чтения, есть и такой предмет, как внеклассное чтение.
– Оформление дневника меняется в зависимости от возраста ребенка. Это обычная тетрадь, печатного варианта нет. Первоклассникам в нашей школе мы предлагаем просто записывать автора произведения и его название, рисовать иллюстрации, может, лепить поделки из пластилина – формы работы самые простые. Затем ведение дневника усложняется. Ученики второго класса уже отвечают на вопросы по прочитанному и составляют свои собственные, выделяют тему и основную мысль книги. В третьем классе школьники работают со словарем, выписывают из текста незнакомые слова, привлекают личный опыт: например, открывая книгу о животных, записывают, что уже о них знают, а после прочтения пишут небольшой отзыв. В четвертом классе эти отзывы становятся уже маленькими сочинениями. Читательский дневник можно вести и летом, и в течение всего учебного года.
” Технический прогресс добрался и до детского чтения: даже первоклассники книги часто уже не читают, а слушают.
– Чтение – это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность, – рассказала Елена Никляева. – Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в районной ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное – ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.
Правило 1
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.
Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правило в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).
Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.
Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).
Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Можно предложить детям написать небольшой отзыв на прочитанную книгу.
Домашнее задание
(Если очень хочется. )
Можно предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.
Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей-синтезом». Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, как им кажется, будут опорными в тексте. Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания).
После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.
Приятного и полезного летнего чтения!
Выдали список для будущих 6 классников.
Очень интересный на мой взгляд, есть из чего выбрать.
Интересная история и мифы
1. Любовь Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
2. Михаил Гаспаров «Занимательная Греция»
3. Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
4. Соломон Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
5. Милица Матье «День египетского мальчика»
6. Жозеф Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
7. Вера Смирнова «Герои Эллады»
8. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
9. Лев Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
Сказки, фантастика, фэнтези
10. Марина Аромштам «Плащ Крысолова»
11. Люк Бессон «Артур и минипуты»
12. Кир Булычев «Приключения Алисы»
13. Кейт ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эдварда», «Приключения мышонка Десперо»
14. Редьярд Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
15. Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»
16. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
17. Клайв Льюис «Хроники Нарнии»
18. Филип Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
19. Джоан Роулинг. Книги о Гарри Поттере
20. Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
21. Корнелия Функе «Чернильное сердце»
22. Карел Чапек «Сказки и веселые истории»
23. Михаэль Энде «Момо», «Бесконечная история»
24. Туве Янссон «Все о Муми-троллях»
Жизнь и приключения животных и людей
68. Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип»
69. Пол Гэллико «Томасина»
70. Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
71. Редьярд Киплинг «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
72. Федор Кнорре «Солёный пёс»
73. Юрий Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
74. Александр Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
75. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
76. Джек Лондон «Белый клык»
77. Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»
78. Даниэль Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
79. Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
80. Энн Файн «Дневник кота-убийцы»
81. Вера Чаплина «Рассказы о животных»
82. Саша Чёрный «Приключения Фокса Микки»
Скрыть
Список книг на лето: надо ли читать все?
Что делать со списком литературы в начальной школе? Вести ли читательский дневник?
Юлия Кузнецова детский писатель, автор книг для детей и подростков
Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и. Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето? Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.
Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова. И это у вчерашних второклассников!
Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена. Так что чему тут удивляться?
Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка. Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.
Поэтому начните с того, что разделите список на группы:
Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя.
Как составляются списки книг на лето
Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса. То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.
Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно. Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам.
Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?
Должны ли дети читать
— Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.
Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте.
Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование. Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок?
Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?
Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.
Прочитанные книги: обсуждать или нет?
Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы.
У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги. Ведению такого диалога нужно учиться.
Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге. Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное. И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент. «.
Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.
Читательский дневник: вести или нет?
Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.
Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет:
«Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой. Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».
В комментариях к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»?
Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать. «
Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей». И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него?
А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить. Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить. Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.