что надо было сделать золушке
Золушка
Давным-давно жила-была одна счастливая семья: отец, мать и их единственная дочка, которую родители очень любили. Много лет жили они беззаботно и радостно.
К несчастью, однажды осенью, когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее мать тяжело заболела и через неделю умерла. В доме воцарилась глубокая печаль.
Прошло два года. Отец девочки познакомился с одной вдовой, у которой были две дочки, и вскоре женился на ней.
С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
— А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
— Давай, бездельница, подмети пол!
— Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя.
Сводные сестры Золушки не отличались характером от своей злой и ворчливой матери. Завидуя красоте девушки, они заставляли ее прислуживать им и все время придирались к ней.
Однажды по округе разнесся слух, что молодой принц, скучая в одиночестве в своем большом дворце, собирается устроить бал, да не один, а несколько дней подряд.
— Не волнуйтесь, для другой мы найдем какого-нибудь министра.
Сестры не могли нарадоваться. В день бала они ни на шаг не отходили от зеркала, примеряя наряды. Наконец вечером, разряженные и расфуфыренные, они уселись в карету и поехали во дворец. Но перед отъездом мачеха строго сказала Золушке:
— И не думай, что ты будешь бездельничать, пока нас не будет дома. Я найду для тебя работу.
Она огляделась по сторонам. На столе, около большой тыквы, стояли две тарелки: одна с просом, другая с маком. Мачеха высыпала просо в тарелку с маком и перемешала.
— А вот тебе и занятие на всю ночь: отдели просо от мака.
Золушка осталась одна. Впервые за все время она заплакала от обиды и отчаяния. Как же перебрать все это и отделить просо от мака? И как не плакать, когда все девушки развлекаются сегодня на балу во дворце, а она сидит здесь, в лохмотьях, одна-одинешенька?
Вдруг комната озарилась светом, и возле стола появилась красавица в белом платье и с хрустальной палочкой в руке.
С этими словами она коснулась палочкой тарелки, что стояла на столе. В одно мгновение просо отделилось от мака. Но на этом чудеса не окончились. Фея коснулась волшебной палочкой бедного платья Золушки, и оно превратилось в роскошное бальное платье, шитое золотом, а на ногах появились атласные алые туфельки.
Она огляделась вокруг и дотронулась палочкой до тыквы и любопытных мышек, которые выглянули из норки. Тут же во дворе послышалось лошадиное ржание. Золушка выглянула в окно и не поверила собственным глазам. Перед домом стояла великолепная золотая карета, запряженная четверкой белоснежных лошадей, а на облучке сидел кучер в бархатной ливрее.
Когда Золушка, разодетая как принцесса, вошла в бальный зал, все замолчали и посмотрели в сторону незнакомой красавицы.
Молодой принц, очарованный необыкновенной красотой Золушки, сразу же подошел к девушке, галантно поклонился и подал ей руку. Весь вечер он и ни на шаг не отходил от Золушки и не сводил с нее глаз. Глядя друг на друга, они танцевали и танцевали, а злая мачеха и ее дочки только скрежетали зубами от зависти.
Но время неумолимо летело вперед. Помня слова доброй феи, Золушка все время поглядывала на часы. Без пяти двенадцать девушка неожиданно прекратила танцевать и выбежала из дворца. У крыльца ее уже ждала золотая карета. Лошади радостно заржали и повезли Золушку домой.
Мачеха и сестры вернулись с бала в мрачном настроении.
— Ты видела, как он на нее смотрел!
— Он только с ней и танцевал!
На следующий вечер мачеха и Золушкины сводные сестры снова собрались на бал.
И снова Золушка осталась одна. Но через минуту комната вновь озарилась чудесным светом.
Но на этот раз Золушка, увлеченная красавцем-принцем, совсем забыла о времени. Музыка, танцы и счастье унесли ее в заоблачные дали.
Неужели на самом деле уже полночь? Но часы неумолимо пробили двенадцать раз.
Опомнившись, Золушка вырвала свою руку из руки принца и поспешила из дворца. Принц бросился догонять ее. Но алые туфельки быстрее молнии мелькали по ступеням широкой дворцовой лестницы. Принц не успел догнать девушку. Он услышал лишь, как хлопнула дверца и заскрипели колеса отъезжавшей кареты.
Опечаленный, стоял он наверху лестницы и уже собрался уходить, как вдруг заметил что-то внизу. Это была туфелька, которую потеряла прекрасная незнакомка.
Юноша осторожно, как какую-то драгоценность, поднял ее и прижал к груди. Он найдет таинственную принцессу, даже если ему придется искать ее всю жизнь!
Когда почти на рассвете Золушка вернулась домой, мачеха и сводные сестры уже успели приехать с бала.
После исчезновения красавицы принц перестал давать балы во дворце, и по всей округе разнесся слух, что он по всему королевству ищет ту самую таинственную красавицу, что два раза появлялась на балу, но оба раза исчезала ровно в полночь. Было также известно, что принц женится на девушке, которой алая туфелька придется впору. В скором времени принц со своей свитой пожаловал в дом, где жила Золушка. Сводные сестры бросились примерять туфельку. Но изящная туфелька ни за что не хотела налезать на их большие ноги. Принц уже хотел уйти, когда вдруг отец Золушки сказал:
— Подождите, ваше высочество, у нас есть еще одна дочка!
В глазах принца блеснула надежда.
Принц с грустью взглянул на грязную, одетую в лохмотья девушку и вздохнул.
— Что ж, каждая девушка в моем королевстве должна примерить туфельку.
Золушка сняла грубый башмак и без труда надела туфельку на свою изящную ножку. Та пришлась ей в самый раз. Принц внимательно посмотрел в глаза девушке в лохмотьях и узнал ее.
— Так ты и есть моя прекрасная незнакомка!
Мачеха и ее дочки так и опешили. А в последующие дни у них было еще больше поводов для зависти. Принц женился на Золушке и устроил пышную свадьбу. Во дворце был дан великолепный бал, на котором Золушка была в восхитительном наряде и танцевала с принцем до самой полуночи и даже дольше, ведь теперь чары доброй феи уже были не нужны.
И все жили долго и счастливо, кроме злой мачехи и ее завистливых дочек, которые не смогли смириться со счастьем Золушки, от черной зависти тяжело заболели и вскоре умерли.
Какие крупы смешала мачеха и заставила перебирать Золушку?
Сколько вариантов «Золушки» снято и в каждой есть свои нюансы и особенности.
Мне больше всего нравится «Три орешка для золушки». Сказка более опимистичная, чем советская «Золушка».
Но, в любом случае, как бы мачеха не издевалась над бедной Золушкой, сказка оканчивается счастливо.
А еще она должна была посадить 12 кустов роз.
У Золушки всегда находились помощники в этом неблагодарном и бесполезном деле, как перебирание круп.
Какой из вариантов правдивый неизвестно, но если верить ВиКипедии, то она придерживается версии, когда мачеха бросила в золу горох и чечевицу.
«Отдели просо от мака».
Приведу цитату из книги:
В каждой версии этой знаменитой сказки, в зависимости от перевода, мачеха смешивала различные крупы. По-моему, в первоисточнике была смешана чечевица с горохом. И Золушка послушно выбирала зёрнышки чечевицы из гороха. В другой версии, надо было отделить просо от мака. В третьей версии, требовалось отделять фасоль по цветам.
В сказке братьев Гримм «Золушка» мачеха высыпала в золу горох и чечевицу. А в разговорах, когда Золушка просилась на бал, мачеха загадала выбрать из золы сперва одну миску чечевицы, а потом две миски чечевицы. Золушка справилась с помощью голубков и горлинок.
Шарль Перро этот момент не описывает, а в советском фильме как раз вроде в миске их смешивали, а не в золе.
Мачеха, уезжая на бал дала Золушке тяжелую работу, смешав крупу из двух мисок в одну кучу.
Существует несколько версий того, что же на самом деле перебирала Золушка.
Но здесь я склоняюсь больше к первому варианту, так как он вроде более популярен.
Хотя еще существует версия, что Золушке пришлось перебирать фасоль разного цвета.
Это было препятствием, которое придумала мачеха для того, чтобы Золушка осталась вне бала.
Вот идея, пришедшая в голову этой злой женщины: смешать разные крупы в одной миске.
На мой взгляд, полная глупость рецепта. Не стоит экспериментировать.
Чай нельзя кипятить. Его даже заваривать кипятком не рекомендуют. Вода должна быть слегка остывшей. Иначе в чае не останется ничего полезного. И будет горчить.
Ну а вкус круп (каш), сваренных на чае даже представить себе сложно. И сложно будет проглотить. Во всяком случае, на мой вкус.
Кукурузная крупа бывает разная, есть так называемая чистая, когда нет остатков початков, именно они всплывают когда моешь крупу. Как правило, что она сорная видно невооруженным взглядом, она не одноцветная. Если такую крупу не помыть, то всплывут частички уже в кастрюле, их нужно собрать ложкой сверху и выбросить. А если она не сорная, они просто не всплывут, и варите на здоровье не мытую. В принципе ничего страшного, кукурузную крупу, как сечку пшеничную, и ячку, вообще можно не мыть. А вот рис даже сечку нужно мыть обязательно, исключение пропаренный рис. Также нужно мыть гречку, пшено. Если вам всё же попалась сорная крупа кукурузы, и вы ее не помыли, сварили не собрав всплывшие сорные частички, съесть можно конечно, просто будет не вкусно когда они на зубы будут попадаться.
Для приготовления этой крупы в микроволновой печи будут нужны один стакан крупы киноа, два стакана очищенной холодной воды, поваренная соль по своему вкусу.
Сначала как следует промоем киноа в нескольких водах и положим специальную ёмкость для микроволновок. Зальём двумя стаканами воды, насыпем по своему вкусу поваренную соль и отправим в микроволновую печь на полную мощность (100 процентов) на четыре минуты.
Через четыре минуты поставим мощность на 60 процентов и готовим ещё восемь минут. Через восемь минут, оставим киноа в микроволновой печи на две минуты настояться. Готовую киноа подадим на стол. Приятного аппетита!
Для приготовления 5 порций будут нужны полтора стакана булгура, 750 миллилитров воды, одна маленькая ложка сахарного песка, одна маленькая ложка поваренной соли, 40 граммов сливочного масла.
Сначала насыпем булгур в горшок из керамики. Насыпем поваренную соль, сахарный песок, вольём воду и ложкой хорошенько перемешаем. Включим микроволновую печь на 800 ватт и отправим туда керамический горшок с булгуром на 10 минут.
Через 10 минут, достанем горшок из микроволновки и вилкой перемешаем. Положим нарезанное размягчённое сливочное масло и отправим на режим гриль при мощности 600 ватт на 5 минут.
Через 5 минут рассыпчатый булгур вытащим из микроволновки и подадим на стол. Приятного аппетита!
Согласна насчет перловки. Ее нигде не рекламируют, ни в каких рецептах. И еще красная пшеница. А ведь раньше именно ее добавляли в кутю (называли «коливо»). Без кутьи не обходилось раньше ни одно Рождество. И крупу «артек» давно не встречала.
Секреты Золушки: счастье, которому учит сказка о бедной падчерице
Анна Веселко
Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.
Елена Брызгалина
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.
Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.
В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.
Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.
Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор
Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.
Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической форме ❓ Так определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.
В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».
Источник: McGill Library / unsplash.com
Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.
Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно : у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.
В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ
О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.
В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.
Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.
Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.
В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?
Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?
Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.
«Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.
Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.
Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.
Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.
Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.
Небольшой сценарий для детского театра, где будут играть сами дети.
СКАЗОЧНИК : Давным-давно, в одной далекой стране жила-была девушка. И звали ее Золушка. Отец Золушки был лесничим в Королевском лесу. Когда еще Золушка была маленькая, у нее умерла мать, и отец женился на другой женщине. Так у Золушки появилась Мачеха.
У Мачехи были две родные дочки. Она их очень любила и баловала, а когда дочери подросли, стала их наряжать и возить по балам. Золушку же, свою падчерицу, она не любила,одевала ее в старые платья и заставляла работать с утра и до доздней ночи.
( Музыка. Открывается занавес. На сцене Золушка, в старом платье с темными пятнами на лице и руках от золы. Она чистит кастрюлю. Входит Мачеха со своими дочерьми. Они могут быть с веерами, с зеркальцами в руках, прихорашиваются. Музыка перестает играть ).
ЗОЛУШКА : Да, матушка.
ЗОЛУШКА : Да, сестрица.
ЗОЛУШКА : Да, сестрица. (отдает цветок).
( Все трое смеются. Золушка закрывает лицо руками ).
МАЧЕХА : Ну, хорошо.
Ты тоже можешь поехать на бал.
МАЧЕХА : Но сначала ты должна перемолоть кофе, перебрать 5 мешков фасоли, 5 мешков гороха, вскопать грядки и вычистить золу из печки.
А потом можешь ехать на бал.
( Музыка. Мачеха с сестрами уходят. Золушка закрывает лицо руками. Занавес закрывается ).
СКАЗОЧНИК : Злая Мачеха и сестры поехали на бал веселиться, а бедная Золушка, как всегда, осталась дома работать.
( Музыка. Открывается занавес. Золушка перебирает зерна. Вдруг появляется Фея ).
( Музыка. Занавес закрывается ).
СКАЗОЧНИК : А сейчас мы перенесемся в Королевский дворец. Во дворце идет бал. Все гости танцуют.
( Музыка. Открывается занавес. Королевский дворец. Идет бал. Все танцуют. Заканчивается музыка. Входит Золушка. Принц обращается к Мачехе и ее дочерям. )
( Принц подходит к Золушке ).
( Музыка. Все опять танцуют. Когда музыка прекращается, Принц отводит Золушку на место ).
ЗОЛУШКА : Нет, что Вы, Принц, я живу в Вашем Королевстве.
ПРИНЦ : Но я никогда Вас раньше не видел.
ЗОЛУШКА : Это потому, что я первый раз на балу.
ЗОЛУШКА : Да, Принц, меня зовут …
( Музыка : бой часов. Золушка убегает и теряет туфельку. Принц поднимает туфельку. Занавес под бой часов закрывается ).
( Музыка. Занавес открывается. Дом Мачехи. Золушка все также чистит кастрюлю. Нарядные Мачеха и сестры бездельничают, обмахиваются веерами, смотрятся в зеркало, прихорашиваются. Вдруг появляется дворцовая стража. Они держат в руках туфельку, которую потеряла Золушка. К ним навстречу выходит Мачеха. Золушка прячется. Один стражник раскрывает свиток и начинает читать, другой держит туфельку ).
СТРАЖНИК : Приказ Короля : « Кому эта туфелька придется в пору, та и будет невестой принца ».
( Анна и Марьяна подходят. Солдаты отходят в сторону. Они не должны видеть того, что будет происходить дальше. Главное, они не должны видет Золушку, которая появится позже.)
( Анна и Марьяна толкают друг друга, наконец, Анна усаживается на стул и начинает примерять туфельку.)
( Марьяна садится на стул и примеряет туфельку.)
( Анна плачет от злости.)
( Музыка. Все уходят. Занавес закрывается.).
( Музыка. Занавес открывается. Королевский дворец. Во дворце все кроме Принца. Появляется процессия из Мачехи, дочерей и солдат. Марьяна прихрамывает.)
( Подает руку Марьяне. Музыка. Они танцуют. Марьяна прихрамывает, с ее ноги слетает туфелька. Марьяна падает.)
( Поднимает ее, сажает на стул и пытается надеть туфельку.)
( Входит Лесничий, отец Золушки. Он держит за руку Золушку, в руках у нее вторая туфелька.)
( Золушка и Фея уходят.)
( Музыка. Все танцуют. Появляется Принц, потом Золушка. Принц приглашает ее. Все танцуют. Занавес закрывается.)