что на самом деле видят слепые люди
Как незрячие люди воспринимают мир? (2 фото)
Погружение во тьму
Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?
Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.
Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.
Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.
Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.
Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.
Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.
Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.
К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.
Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации
Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.
Жизнь в темноте: что видят незрячие люди?
Крайне сложно даже представить, каким видит мир и что чувствует человек, лишенный зрения. Особенно если он таким родился. Казалось бы, такие люди обречены на беспомощность и ограничения во всём. Но среди нас немало примеров тех, кто с такой серьёзной проблемой смог не только хорошо приспособиться к жизни, но и достичь больших успехов. Благо в современном мире появляется всё больше средств, направленных на то, чтобы помочь незрячим людям занять достойное место под солнцем.
4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус
Примерно 90% информации, поступающей извне, мы воспринимаем через зрение. Поэтому его отсутствие у слепых людей должно хотя бы немного компенсироваться обострением других органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Они вынуждены сильнее напрягать слух, поскольку по громкости звуков можно понять, насколько близко или далеко от них какой-то объект. Ощущения от прикосновений к предметам должны дать незрячим людям чёткую картину, из чего эти предметы состоят, насколько они велики, и как их можно применять. Обоняние также играет очень большую роль в жизни слепого человека, ведь запахи нередко указывают на то, безопасно ли находиться в данных условиях.
А вот со вкусом сложнее. Это, конечно, тоже важный канал поступления информации. Но у зрячих людей желание попробовать определённую пищу возникает обычно исходя из внешнего вида блюда. Слепые же лишаются этого и вынуждены следовать интуиции, опираться на запахи и доверять окружающим.
Образы мира у незрячих людей
Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?
Восприятие цветов
Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.
Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает. Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».
Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).
Как описать слепому человеку цвет?
Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.
Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).
Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.
Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.
Способы адаптации слепых людей
Все средства, которые помогают незрячим людям чувствовать себя полноценно в окружающем пространстве, также связаны с использованием других органов чувств, преимущественно слуха и осязания.
Трость
Это одно из самых распространённых средств, применяемых слепыми для передвижения в помещении и на улице. Обычно тростью либо водят из стороны в сторону, либо простукивают пространство впереди себя, определяя, нет ли вблизи объектов, с которыми можно столкнуться, или препятствий, кочек, ям, представляющих опасность. Для привлечения внимания окружающих незрячие люди используют трости белого цвета (с 1921 года это символ слепых людей).
В современном мире трости становятся всё более усовершенствованными, что даёт слепым возможность чувствовать себя увереннее и легче адаптироваться в окружающей обстановке. Наряду с обычными, выпускаются трости, снабжённые GPS-навигатором и ультразвуковым сигналом, предупреждающим о приближении к объекту или препятствию.
Собака-поводырь
Изначально подходящей породой собак для того, чтобы стать поводырём, считалась немецкая овчарка. Сейчас для этого также подходят лабрадоры, колли, золотистые ретриверы, ротвейлеры, боксёры, пудели и другие собаки.
Собаки проходят обучение в специальных школах под руководством тренера. А в заключительный период (в последний месяц обучения) в процесс включается также слепой человек, будущий хозяин поводыря. Он и собака привыкают друг к другу, между ними устанавливается тесная связь. Человек учится ухаживать за питомцем, давать ему правильные команды. Собака осваивает навыки обнаружения препятствий, учится безопасно вести хозяина в указанное место, а также «рассуждать», то есть не подчиняться сразу командам, если они представляют опасность для слепого, а где-то выждать или пойти немного по-другому. Это уникальные животные, которые имеют силу воли и могут игнорировать отвлекающие от цели объекты.
Обычно с собакой-поводырём незрячий человек чувствует себя менее одиноким и более уверенным на улице, активнее взаимодействует с окружающими, легче справляется со стрессом и менее подвержен депрессии. Собака становится главным помощником, другом и полноценным членом семьи.
Шрифт Брайля
Чтобы слепые люди могли читать и писать, был специально разработан шрифт Брайля. Для изображения букв используются ячейки из шести точек. Комбинация выпуклых точек в каждой ячейке воспринимается на ощупь как конкретная буква (символ). Это позволяет незрячим людям достаточно быстро читать. Чтобы написать какой-то текст, точки прокалывают. Позднее появилась расширенная система Брайля, состоящая из восьми точек.
Другие способы познания мира и адаптации в нём
Жизнь на ощупь
Как чувствуют себя люди, лишённые слуха и зрения одновременно? Способы взаимодействия с миром и другими людьми ограничиваются лишь осязанием, запахами и вкусом. У тех, кто потерял эти функции при жизни, остаётся ещё и память о явлениях, которые они лицезрели или слышали ранее.
На помощь слепоглухим людям приходит тактильный способ чтения и письма (шрифт Брайля). Из внешних сигналов они воспринимают вибрации.
К сожалению, такие люди в большинстве своём оказываются и немыми, поскольку не имея возможности слышать речь, они не знают, как воспроизводить её.
Адаптироваться в мире людям с такими ограничениями крайне тяжело, но немало примеров того, как слепоглухие смогли не только получить образование, но и успешно взаимодействовать с другими, освоить несколько языков, написать не одну книгу.
Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей
Несмотря на то что незрячие люди имеют инвалидность, многие из них стараются чувствовать себя совершенно обыкновенными и вести активный образ жизни.
Конечно, учебная и трудовая деятельность имеют множество ограничений для слепых. Необходимы особые условия работы, специальное оборудование, щадящий график, наличие наставников. Крайне ограничен круг специальностей для людей, лишённых зрения. Но на современных предприятиях создаётся всё больше возможностей для того, чтобы инвалиды (в том числе, по зрению) могли чувствовать себя полноценными работниками. Специальные программы, разрабатываемые в государстве, также этому способствуют.
Большинство слепых стремятся создать семьи и успешно создают их. Довольно часто браки заключаются между людьми, страдающими аналогичным дефектом. Но немало семей, в которых только один из супругов является незрячим. Безусловно, сильное волнение испытывают семьи, ожидающие ребёнка. Будущие родители переживают о том, сможет ли их малыш видеть. Причём вероятность рождения зрячего ребёнка в семьях, где только один из родителей слепой, очень высока. Возможно это и в браках, где оба родителя незрячие (если супруги страдают разными видами слепоты).
Многие слепые люди довольно хорошо адаптируются в окружающем мире и стремятся к тому, чтобы к ним относились как к обычным людям, не имеющим физических недостатков. Поэтому они даже не всегда нуждаются в помощи, а излишнее внимание к себе и гиперопека со стороны окружающих могут обидеть их. Самое важное – это не игнорировать людей, лишённых зрения, а любыми способами давать им понять, что они полноценные члены общества, общаться с ними на равных и оказывать помощь и поддержку в том объёме, в котором они их запрашивают.
Мир на ощупь: что видят слепые в большом городе
Мария Орлова, корреспондент РИА Новости Крым
Эти люди слышат как стоит машина на тротуаре. Дом напротив могут почувствовать кожей. Слепые умеют ориентироваться в городе на слух и на ощупь, на шорох и прикосновение — замечая то, чего не видят зрячие. Но на их «звуковых дорожках» слишком много препятствий, главным из которых может стать равнодушие. Во Всемирный день Белой трости корреспондент РИА Новости Крым прошелся по городу со слепым человеком, чтобы посмотреть вокруг другими глазами.
Такой анекдот: подбегает слепой к остановке, спрашивает: «Какой это троллейбус?» Ему отвечают: «Железный!» И они смеются. Слепые-то. Рассказывают о казусах из собственной жизни и улыбаются. «Правильно слепому ответили, — говорят, – надо же было номер троллейбуса спрашивать!»
«Мы можем посмеяться над собой, — говорят они. — А чего грустить-то: хуже уже не будет…»
Александр Андреев ждет нас в центре города на оживленном перекрестке – ему около 40 лет, плечи расправлены как у офицера в запасе. Кожаная куртка и джинсы – ничего необычного. Он стоит чуть в стороне от перекрестка совершенно неподвижно – и утренняя городская суета со снующими пешеходами обтекает его стороной, как остров. Его нельзя не заметить. Александр Андреев, как говорят слепые, «тотальник» — с абсолютной потерей зрения.
«Пойдем на другую сторону? – ведет Александр. – Для меня дорога является направляющей, то есть я слышу, что машины идут передо мной справа налево. И машины по перпендикулярной улице… Сейчас мы ждем. Ориентируемся на людей, но это – не очень надежно, некоторые на красный свет бегают. Если людей нет – на свой страх и риск…»
Мама с ребенком? По правде говоря, я вообще не видела, кто вместе со мной и мне на встречу переходил дорогу – куда уж там услышать сквозь шум дороги стук женских каблучков по асфальту и негромкое: «Мам, мам, подожди…» от мальчишки, не поспевающего за матерью.
«Вот здесь машины стоят. Здесь ямки, — слепой Александр описывает мне действительность. – Они тут уже несколько лет: когда ходишь по одним маршрутам все ямки-колдобинки знаешь. Когда идешь в первый раз – сосредотачиваешься по полной. А когда привыкаешь к маршруту, и происходят какие-то изменения, бывает неожиданно, со столбом можно встретиться. Так что знакомым маршрутом бывает опаснее ходить – расслабляешься.»
И Александр, довольно уверенно перешедший второй перекресток, двинулся прямо в багажник белой легковушки, припаркованной на тротуаре. Трость наткнулась на машину – Александр сделал шаг вправо и точно вписался в узкий проход между ней и соседним авто.
Рядом с аптекой, уже поднявшись на низкий приступочек, Александр быстро поворачивается к двери на 90 градусов и протягивает руку в пустоту – здесь должна быть дверная ручка. Чуть ближе. И левее. Вот.
Дверь, как положено, обклеена ярко-желтым по периметру, желтые круги на стекле – цветовой маркер для слабовидящих. Александр их не увидит. Он потерял зрение полностью к 17 годам, привыкая к своему положению постепенно. В детстве были очки на минус 6, потом они оказались без надобности: остались только светоощущения.
«Потом как-то раз – и все… — говорит Александр. – Я даже не заметил как. Восстановить зрение было невозможно с самого начала, так что я всегда знал, что меня ждет, был готов к этому».
Потом он поступил на истфак Харьковского госуниверситета. «Учился по лекциям, плюс ребят просил, чтобы читали вслух нужные главы учебника, — вспоминает он. — В то время было интересно, не думалось, что это трудно. Уже потом, когда я закончил вуз, и прошло какое-то время, подумал: как я вообще смог это сделать?»
Переехав в Крым с дипломом историка, Александр не смог трудоустроиться по профессии, пошел работать на «Крымпласт» – и по сей день изготавливает там розетки, выключатели, удлинители, вешалки и бахилы. Еще работает тренером по шашкам в клубе для людей с нарушениями зрения. Говорит, занят так, что некогда даже телевизор смотреть.
Перед кассой в аптеке очередь, но слепого пропустили все. Александр просит упаковку «Цитрамона» и, достав из курки портмоне, вынимает самую верхнюю купюру – 50 рублей. Деньги у незрячего разложены в строгом порядке и рассортированы по карманам. Их достоинство определяют на ощупь – по размеру бумаги, характерному хрусту и шероховатостям.
В окошке аптечной кассы, на блюдечко для мелочи, Александр кладет широко раскрытую ладонь: фармацевт вложила в нее сдачу, завернув слепому пальцы в кубышку – чтобы монеты не выпали.
В Крыму более шести тысяч незрячих людей. На учете в местном отделении Всероссийского общества слепых состоит 2031 человек. Работающих инвалидов — менее 15 процентов. На предприятиях в Симферополе, Ялте, Джанкое, Бахчисарае, Керчи и Белогорске заняты 279 человек, еще 86 трудятся в других сферах – кто-то устраивается в колл-центры, кто-то массажистами.
«Когда человек в возрасте теряет зрение – это для него как мир обрушился. Очень серьезная проблема, — говорит Владимир Гутовский, председатель управления Крымской республиканской организации ВОС. – Часто люди замыкаются, уходят в свою депрессию, разводятся даже при том, что вторая половина готова была бы поддерживать».
Но на материке, рассказывает Владимир Гутовский, есть реабилитационные центры, где незрячих учат компьютерной грамотности, владению сенсорными устройствами и навигаторами. Учат ориентироваться в пространстве города и квартиры. Учат на новый лад всем бытовым навыкам: готовить, стирать, убирать, ухаживать за собой. В итоге довольно много «тотально» слепых осваивают компьютеры, благодаря голосовым программам пользуются интернетом, общаются в соцсетях. Многие были бы готовы работать, но вакансий на производстве для слепых нет.
«У нас ведь рыночная система: живем на то, что продали, нельзя работать на склад. В советское время было легче. У нас на производстве была своя ниша, которую никто не имел права занимать. Продукцию выпускали и поставляли по всему Союзу: делали 6-7 видов выключателей – от дешевых до дорогих, выпускали по 5 миллионов прищепок. Сейчас заказы на электрику очень небольшие: видимо, китайская и турецкая продукция просто дешевле…», — делится Владимир Гутовский.
Отражения звука
Александр снова идет вдоль здания, нащупывая тростью препятствия на пути. Затем он резко поворачивает на 90 градусов, узнав по направлению тротуара и щербинам бортика проход во двор, где находится цель путешествия – спортзал, в котором он будет играть в теннис для незрячих. Мячик с бубенцом будет отскакивать от биты соперника и полетит к нему через стол, а он услышит мячик и отобьет его точным движением руки…
«Когда идешь – чувствуешь здание. Лицом даже, — говорит Александр. – Кожей можно почувствовать на расстоянии – что тут масса какая-то. Главное — внимание, сосредоточенность».