что на руси первоначально означало слово пирог
Занимательная этимология. Вот такие пироги
Иногда некоторые занимательные вещи наводят на серьёзные размышления. Вот услышала в инете от Сергея Виватенко, что пуговица-то сначала отпугивала, пили наши предки пиво, и пряники у них были с пряностями, а на пиру, соответственно, ели пироги. Стало быть, слово «пирог» произошло от «пира»? Но я ведь знаю, что пирожок не станет пирожком, пока его не испечь на огне. Только pуr (pyrоs) – это ведь на древне-греческом «огонь». А по-русски как?
А в русском языке есть порА (время), можно парИть (летать-планировать, переходить из жидкого в газообразное состояние) и пАрить, когда в жаркой бане из каждой поры выходит пот с загрязнениями. И есть «пир», происходящий от неустановленной праславянской формы. Возможно, от «пить». Что опять наталкивает на связь с водой… Не понятно.
Ещё раз залезла в этимологию пирожка. Первая версия: от «пир». Вторая: слово связано с др.-русск. пыро «полба», пырей. Невероятно сближение с *рьrаti «бить, колотить» или с лит. spirgti, spirgau «поджаривать (кусочки сала)». Позвольте! И что же тут невероятного? Ведь пирожок нужно или поджарить, или испечь, иначе его просто не будет!
Кстати, на очень древнем и самом близком русскому языку санскрите «пурр» означает жаркий, горячий. Вот и жгучий древне-греческий «pеperi» (перец; др.-русск. пьпьрь, 1193 г.) тоже восходит к др.-инд. Рiрраli. А в русском? В русском языке огонь как раз можно за-палить! Видите, как всё взаимосвязано. Да, ели пирожки на пиру, но это потому что ритуал такой есть, с огнём связанный. И не только на Руси его знали и помнили.
Празднуется Пурим 14 и 15 адара. «Циммерн производит слово «пур» от ассир. puhru — пиршество, праздничное собрание, и находит в Пуриме отголосок вавилонского нового года с его собранием богов для определения посредством жребия судьбы людей…» Вики. Кстати, по мнению Георгия Синкелла, длится адар с 20 февраля по 24 марта (из Вики). А это не только вавилонский Новый год. Это и весеннее равноденствие (20 марта), с которым связано наступление Новолетия у наших предков. Вот вам и связь иудейского Пурима с русским словом «порА».
Как празднуется Пурим? Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири. Во время чтения свитка при произнесении имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещотками. Прототипом подобной формы выражения презрения является введённый французскими и немецкими евреями в XIII в. обычай ударять одним об другой двумя камнями, на которых начертано имя Амана, до тех пор, пока имя не стиралось… Минуточку! Так говорите, невероятно сближение «пира» с *рьrаti «бить, колотить»?! По-моему, иудеи так не думают. И на Пурим они не только усиленно пьют, но и пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой и не очень благозвучным названием «уши Амана». Вот вам и связь с пирожками.
Раздвоение у меня какое-то получается: Пурим и Песах. Оба привязаны к весеннему равноденствию. Только плен разный: вавилонский и египетский. Может, и не в плене дело? А в пелене…
Теперь же я предлагаю вернуться к персам. Основа у них для этого подходящая. Происхождение этнонима персов, одного из союзов ираноязычных племён, появившегося на сцене истории как и ираноязычные скифы в VII в. до н. э., неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе, парфяне, пуштуны — от индоиран. *parsu(a)- букв. «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь».
А теперь давайте вспомним, кто такой фараон? Греческий «фараон» происходит от др.-егип. per aa букв. «великий дом, дворец». Получается, тоже «бокастый». Ну и кем по происхождению были первые фараоны?! Явно не греками (те ещё в колыбели тогда не валялись).
Что из себя представляет пирожок? Это такой «бокастый с начинкой». Конечно, и дом строят ради «начинки». И долбят ту же … пирогу, чтобы в ней плавать. Пирога – индейская лодка, но название у неё почему-то от испанского piragua «небольшое корыто». В Испании когда-то отметились готы, вандалы и аланы. Говорят, предков наших среди тех алан искать нужно. Не нашла я готского корыта. Зато, оказывается, в македонском языке корыто – «преку». А в ст.-слав. известна пира «сума». Опять же, «бокастая с начинкой». Всё хорошо. Но пиры не было у западных славян. А южные славяне не знают слова *рirоgъ (у них «пита»). И парус у них тоже не тот. А ещё у них большая составляющая из мужской гаплогруппы I2 (у русских чуть меньше). Очевидно, потому и язык слегка отличается.
Вообще, очень весело этимологические изыскания бывает читать. Тот же др.-русск. парусъ происходит от неустановленной формы и, возможно, заимствован от греков (fаros). Но тут же оговаривается, что др.-греч. слово в древности было поэтическим и позднее нигде не встречается. Зато слово «парИть» ещё праславянских корней сравнивается уже, разве что, с македонцами (paraоs aetоs – орёл) и, возможно, имеет общее происхождение с праславянской парой пАрить–преть. Ну и парОм… Тоже из праславянского: *perti (переть, значит). Причём, последнее слово в разных вариациях у всех индоевропейцев известно, так что и не узнаешь, кто у кого его «украл».
Что интересно… Санскрит: планета – парама и парунья. Ведь как поэтично! И явно не от греков. Плавает себе в космосе такой шарик с начинкой!
А в Южной Америке плавает кровожадная рыба пиранья. И как это понимать? Происходит из языка гуарани: «пира» — рыба и «аниа» — зуб, дьявол. Зубастая рыба. Учитывая, что пирс, происходящий от англ. pier ‘столб, мол, пристань’ — это узкая, вдающаяся в море «полоса», то и пиранью я бы перевела как «пыряющую зубами». Но это так, присказка, связанная с водой, а не с зубастыми пирожками.
Итак, ели пироги на пиру. Я так думаю, пир этот назывался на Руси тризной. А перед этим хоронили усопшего, сжигая его на погребальном костре пусть не в пироге, но в ладье. При этом чтили русичи бога-громовника Перуна (он же Перкунас), который молниями может и пырять, и бить-колотить, и сжигать запросто. Что интересно? В ведийской мифологии бог грозовой тучи и дождя носит имя Парджанья. Упоминается ещё в «Ригведе». Вот это какая давность!
На имени Перуна и можно было бы завершить историю с пирогами. Ниже будет лирическое отступление и уже не про пирожки.
Увлёкшись разбором, какие смыслы могут скрываться за простым «бокастым», я значительно отклонилась от персов. Вернее, от этнонима парша, который также упоминается ещё в «Ригведе». И не просто так. Это одно из племён, участвовавших в Битве десяти царей. Коротко поведаю, о чём речь.
Царь племени тритсу Судас вместе со своей армией был окружён союзными войсками десяти царей. Преследователи загнали Судаса с его войском на берег реки Парушни, которая была для него единственным путём к отступлению. В этот момент на помощь Судасу пришёл Индра, создавший для него брод и тем самым позволивший ему вместе с армией перебраться на другой берег. Когда к реке приблизилось вражеское войско, река снова разлилась. Большинство врагов Судаса утонули, пытаясь переправиться через реку. Уцелевшие воины были уничтожены Судасом с помощью Индры. По мнению учёных, описание битвы основано на реальных исторических событиях середины II тыс. до н. э.
Во-первых. Вспоминается исход евреев из Египта. Тогда по воле Бога воды Моря камышей расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, пытавшихся преследовать их. (Исх. 14:28). Главный вопрос, когда это было? Раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев в 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э. Прибавим 40 лет хождения по пустыне. Где-то так… События, описанные в Ригведе, явно происходили раньше коллапса бронзового века.
Во вторых. В ведийские времена с племенем тритсу враждовало племя бхаратов. Бхараты одержали верх над тритсу и завладели их землями на реке Ямуне. После этого столицей бхаратов стал город Хастинапура, располагавшийся на месте современного Дели. После смены семи поколений правитель бхаратов женился на девушке из племени тритсу. От этого брака родился сын Куру, ставший основателем Солнечно-Лунной династии, которая позднее разделилась на роды Кауравов и Пандавов. И только потом произошла знаменитая битва при Курукшетре, описанная в «Махабхарате». Если события «Махабхараты» и могут соответствовать времени Троянской войны и бронзового коллапса, то Битву десяти царей от них должно отделять не 200-300 лет, а, думается, поболе.
Вот город Мохенджо-Даро, возникший примерно в 2600 г. до н.э., был странным образом оплавлен и заброшен через 900 лет, т.е. примерно в 1700 г. до н.э. Это больше соответствует фантастическим битвам, описанным в «Махабхарате». А что показали раскопки в Хастинапуре? Период I (19-13 вв. до н. э.) дал желтую керамику, которая связывается с культурой медных кладов. В период II (11-5 вв. до н. э.) использовались предметы из меди и бронзы, серая расписная керамика. Находки этого периода связываются с племенами ведических ариев. Противоречие получается. Если только не допустить, что в Индии арии появились как раз во время бронзового коллапса. А вот события, описанные «Ригведе» и «Махабхарате», происходили вовсе не в Индии и гораздо раньше. Кстати, локально оплавленная кладка имеется и в храмовом комплексе Саксайуаман в городе Куско (Перу).
Так где же происходили события, описанные в «Махабхарате»? Найти ответ на эту задачу в текущей статье я совершенно не собиралась. Приведу для ознакомления только небольшой список.
СВЯЩЕННЫЕ ВОДОЁМЫ КУРУКШЕТРЫ
(на 3150 год до н.э.):
река «Вака»
река «Валука»
река «Варада»
река «Варадана»
река «Вараха»
река «Венна»
река «Вишалья»
река «Дева»
река «Каверим»
река «Кумара»
река «Матура»
река «Пандья» (приток)
река «Варуны»
река «Плакша»
река «Пинда-рака» (т.е. Пинда-река)
озеро «Рама»
река «Сараю»
река «Уплава»
ВОДОЁМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
(наше время):
река «Вака»
река «Валуйка»
река «Варадина»
река «Варадуна»
река «Варах»
река «Вена»
река «Вишля»
река «Девица»
река «Каверье»
река «Кумаревка»
река «Матыра»
река «Панда» (приток)
река «Вороным»
река «Плаксам»
река «Пиндам», озеро «Пиндово»
озеро «Рама»
река «Сараев», река «Сара»
река «Упа» и река «Плава»
(сливаются в одну реку).
Также я прочитала интересную статью, в которой автор в поисках Хастинапура отправляет нас на Селигер, где есть остров Хачин. По тексту Махабхараты, на запад от Хастинапура, который был столицей царства Куру, за рекой Ямуна, находилось поле Курукшетра. В западном направлении от острова Хачин (предположительно, древний Хастинапур), по правому берегу реки Нямунас, расположена территория, которую жители Прибалтики называют Курземе, а жители Восточной Пруссии называли Курляндией.
Обычно после таких публикаций я очень внимательно отношусь к последующему сновидению: какой будет реакция? Требуется ли корректировка?
Затрудняюсь воспроизвести начало сна. Мы в комнате. Светло. Я замечаю, что вдоль всей стены под обоями наметилась трещина. Обращаю на неё внимание одной из наших сотрудниц. Но она совершенно спокойно реагирует. (Отмечу, что именно она как-то раз отловила меня за ногу).
Сдвиг под обоями всё больше. И, наконец, происходит прорыв. Верхняя часть стены разваливается. В проёме видна смежная комната. Видна в другом свете: тёмно-жёлтом.
Слышу разговор с участием моего отца, который не доволен, что действия привели к такому результату.
У меня в руках несколько плоских прозрачных коробок (пластиковые кейсы?). Верчу их, соображая, куда бы пристроить? И аккуратно подпихиваю в новую комнату. Да я и сама уже там, осматриваюсь.
Слышу, как кто-то осуждает моего отца. Это довольно молодой ещё человек. Он тоже вышел в проём.
— Что ты сейчас сказал? — спрашиваю мужчину с металлом в голосе.
Он смотрит на меня и молча отступает в сторону. Правильно!
Я, дочь, буду НАСТАИВАТЬ на уважении к своему отцу.
В заключение небольшая подборка по именам. Вернее, по имени. Потому что все они об одном. Судите сами.
Ра – египетский бог солнца.
Ракеш – хинди «властелин полнолунного дня».
Рийго, Ристо, Рыгор – производные от греческого Григорий (бодрый).
История русского пирога
Пироги считаются традиционно русским блюдом, украшающим обеденный и праздничный стол. По сути пирог представляет собой хлеб с различной начинкой. Издавна русский народ питал уважение как к пирогам, так и к самим зерновым культурам. С хлебными изделиями связано немало традиционных мероприятий, пословиц и народных сказаний.
Сложно сказать, когда точно на Руси появились пирога. Можно сказать с уверенностью только, что произошло это множество веков назад. Этимология слова также неоднозначна. По одной из вероятностей слово пирог произошло от древнерусского слова «пыро», означающего «пшеница». При этом слова «пирог» и «пир» тоже объединяет идентичный корень, поэтому их сходство не менее очевидно.
В древности русские пироги выпекали из темной и ржаной муки, поскольку она была в свободном доступе для всех слоев населения. Что же касается пшеничных пирогов, то ими себя потчевали богатые сословия, в том числе цари и князья. В их меню встречались самые разнообразные пироги, которые были главным украшением стола. В качестве начинки для приготовления выпечки использовалась как классические, так и необычные продукты.
В русской кухне встречается оригинальная рецептура, которую не встретишь в кулинарии других стран. К таким блюдам относится «хлебальный» пирог, схожий с похлебкой, которую запекают в тесте. Крышка в виде хлеба отрезалась, а внутреннюю похлебку свободно черпали ложкой. Историки предполагают, что пироги появились в те времена, когда хлеб использовали в качестве посуды. Ведь именно пирог с этой точки зрения идеален по своему составу и свойствам: им быстро наедаешься, и есть его можно без столовых приборов.
С русскими пирогами связано немало традиций. Не случайно ни один семейный праздник не обходился без аппетитного пирога. На свадьбы, дни рождения и другие торжества делались большие пироги. Но уже тогда появились мини-версии – ватрушки, шаньги, расстегаи. Пирожки также отлично подходили к обеденному столу, а тесто и начинка не отличалась от традиционного большого пирога. Зачастую такими пирожками угощали малоимущих или брали на полевые работы.
Важно понимать, что пирог – это не просто самобытная часть кулинарии в России. Это неотъемлемая часть русской культуры. Вкуснейшие ароматные пироги и сегодня пользуются широким спросом, украшая собой любое мероприятие.
пирог
Смотреть что такое «пирог» в других словарях:
ПИРОГ — ПИРОГ, пирога, муж. 1. Кушанье хлебное печенье, преим. из сдобного теста с какой нибудь начинкой. Пирог с грибами, с мясом, с рыбой, с капустой. Сладкий пирог (с вареньем, яблоками и т.п.). Отрезать ломоть пирога. Печь пироги. «Ешь пирог с… … Толковый словарь Ушакова
пирог — сущ., кол во синонимов: 44 • баничка (1) • барбарисник (2) • блинник (2) • … Словарь синонимов
ПИРОГ — ПИРОГ, а, муж. Печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать что н. для себя; неод.). Пригласить на пироги кого н. (чтобы угостить пирогами). • Вот… … Толковый словарь Ожегова
пирог — ПИРОГ, а, ПИРОЖОК, жка, м. Легковая машина, переоборудованнная под фургон … Словарь русского арго
Пирогів — іменник чоловічого роду селище в Україні … Орфографічний словник української мови
Пирогівці — множинний іменник населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови
ПИРОГ — мучное кулинарное изделие, выпеченное из дрожжевого, пресного или слоёного теста с различными начинками. Пироги со сладкими начинками подают на десерт горячими или холодными, а к вечернему чаю преимущественно холодными; все остальные пироги… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ПИРОГ — Бросать (класть) на пирог. Башк., Сиб. Одаривать подарками молодых во время свадебного пира. СРНГ 3, 196; СФС, 29; СРГБ 2, 28; ФСС, 93. Делить пирог. Публ. Неодобр. Враждовать, ссориться из за разделения территории, имущества, власти, полномочий… … Большой словарь русских поговорок
Пирог — Не следует путать с пирогой. Эта статья о блюде; другие значения: Пирог (значения). Яблочный пирог Пирог блюдо из теста … Википедия
пирог — род. п. ога, укр. пирiг, род. п. ога, блр. пiрог, чеш., слвц. piroh, польск. pirog. Образование с суф. оgъ (ср. Вондрак, Vgl. Gr. 1, 629) – от pirъ (см. пир); ср. Мi. Vgl. Gr. 2, 283; И. IIIмидт, KZ 23, 292. Другие предполагают праслав. *руrоgъ,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Пирог – история от времён Ивана Грозного до наших дней
Без блинов не масленица, а без пирога нЕ праздник
В русской традиции пироги символизируют гостеприимство, домашний уют, благополучие в доме. Недаром название блюда происходит от слова «пир». Раньше вкусный пирог служил самостоятельным блюдом и иногда даже заменял полноценный обед. Сейчас дрожжевой пирог с капустой принято подавать после супа, а пирог с творогом или яблоками идет после второго – в качестве десерта. Испечь, купить, заказать пирог и поставить его на стол перед гостями – незыблемая традиция.
Давайте узнаем немного фактов об истории и разнообразии пирогов на Руси. Что они символизируют? Какими были изначально и как менялись за последние столетия?
Пирог с капустой и грибами
Как иноземцы русский пирог рекламировали
Первые письменные упоминания о пирогах на Руси встречаются еще в записках Адама Олеария. Рассказывая о своем путешествии в Московию, он пишет о необыкновенном блюде из теста с начинкой внутри.
По его словам, в пироги клали начинку из мяса, рыбы и рубленого лука. Олеарий отметил приятный вкус блюда, а внешний вид описал, сравнивая с печеньем и паштетом.
Из заметок путешественника трудно составить представление об особенностях пирогов, которые пекли в тот период истории. Однако Олеарий сказал о главном: блюдо считалось обязательным атрибутом праздничного стола в доме, где принимают гостя.
Пироги занимали почетное место, к ним относились с особым пиететом. Их подавали при царском дворе. Есть истории о богатой выпечке на пиру у Ивана Грозного.
На фото пироги самых разных форм, со множеством начинок. В каждом регионе есть свои кулинарные предпочтения, но пироги популярны абсолютно на всей территории современной России. Самые известные виды традиционной выпечки с начинкой: кулебяки, курники, рыбники, расстегаи, ватрушки, колядки, сочни, шаньги и так далее. Помимо больших пирогов, готовят еще десятки разновидностей пирожков.
Пирог со свежим яблоком
Место пирога – в центре праздничного стола
Ни один праздник не обходился без традиционной выпечки. Так, на именины пекли сладкий яблочный пирог и соленый с капустой. В качестве приглашения на праздничный обед отсылали небольшие пироги с различными начинками.
Тот, кто доставлял вкусную «пригласительную открытку», кланялся и звал на торжество. Крестным отправляли сладкие пироги с вареньем. Это было знаком почтения.
В некоторых губерниях вместо большого именинного пирога пекли сдобные булочки без начинки, а сверху украшали изюмом. Эти булочки раздавали всем гостям, приглашенным на празднование. Еще один вариант именинной выпечки – каравай. Его ставили в центр стола или ломали на куски над головой виновника торжества, желая ему долгой и богатой жизни.
Пирог в заказном оформлении
«Не красна изба углами…»
Наши предки чтили пироги не меньше, а иногда даже больше, чем хлеб. Такое трепетное отношение к ним отражено во многочисленных пословицах и поговорках. Юных девушек обучали печь с 14-15 лет.
Считалось, что они должна уметь все: вымешивать тесто для пирогов, готовить любые начинки и правильно выпекать изделия. Навыки оценивали все родные и близкие по пирогу, который молодая жена пекла на второй день после свадьбы.
По тому, как женщина управлялась с тестом, определяли степень благополучия семьи. Каким бы скромным ни было жилище, в нем должны были встречать гостей вкусными пирогами.
Это был главный тест на домовитость для хозяйки. До сих пор умение печь дрожжевые, слоеные, песочные пироги считается признаком хорошей жены и хозяйки. Описывая уютный дом, по-прежнему упоминают, что он пахнет пирогами.
Пироги на заказ от мастеров «Наслаждения»
У каждой эпохи свои традиции. Современные женщины так же гостеприимны, как их предки сотни лет назад, но далеко не у всех есть время на выпечку. Кондитерская «Наслаждение» предлагает свою продукцию тем, кому некогда заниматься пирогами, а гостей хочется встретить достойно.
В ассортименте кондитерской вы найдете любые изделия. Нет того, что бы вы хотели? Не проблема – сделайте заказ. Мы готовы испечь пирог с яблоками, капустой, мясом, рыбой по вашему рецепту. Аромат и неповторимый вкус домашней выпечки надолго запомнится вам и вашим гостям.
Наверняка вы ещё не раз вернётесь в наш магазин или закажете новый пирог по каталогу на нашем сайте. Мы организуем доставку в то время, когда вам будет удобно принять заказ.
Приглашаем к сотрудничеству бизнесменов, желающих расширить ассортимент кондитерской продукции. Фото тортов, пирогов, выпечки можно посмотреть в каталоге нашей продукции. Звоните, заказывайте и зарабатывайте!
ПИРОГ
Полезное
Смотреть что такое «ПИРОГ» в других словарях:
ПИРОГ — ПИРОГ, пирога, муж. 1. Кушанье хлебное печенье, преим. из сдобного теста с какой нибудь начинкой. Пирог с грибами, с мясом, с рыбой, с капустой. Сладкий пирог (с вареньем, яблоками и т.п.). Отрезать ломоть пирога. Печь пироги. «Ешь пирог с… … Толковый словарь Ушакова
пирог — сущ., кол во синонимов: 44 • баничка (1) • барбарисник (2) • блинник (2) • … Словарь синонимов
ПИРОГ — ПИРОГ, а, муж. Печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать что н. для себя; неод.). Пригласить на пироги кого н. (чтобы угостить пирогами). • Вот… … Толковый словарь Ожегова
пирог — ПИРОГ, а, ПИРОЖОК, жка, м. Легковая машина, переоборудованнная под фургон … Словарь русского арго
Пирогів — іменник чоловічого роду селище в Україні … Орфографічний словник української мови
Пирогівці — множинний іменник населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови
ПИРОГ — мучное кулинарное изделие, выпеченное из дрожжевого, пресного или слоёного теста с различными начинками. Пироги со сладкими начинками подают на десерт горячими или холодными, а к вечернему чаю преимущественно холодными; все остальные пироги… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ПИРОГ — Бросать (класть) на пирог. Башк., Сиб. Одаривать подарками молодых во время свадебного пира. СРНГ 3, 196; СФС, 29; СРГБ 2, 28; ФСС, 93. Делить пирог. Публ. Неодобр. Враждовать, ссориться из за разделения территории, имущества, власти, полномочий… … Большой словарь русских поговорок
Пирог — Не следует путать с пирогой. Эта статья о блюде; другие значения: Пирог (значения). Яблочный пирог Пирог блюдо из теста … Википедия
пирог — род. п. ога, укр. пирiг, род. п. ога, блр. пiрог, чеш., слвц. piroh, польск. pirog. Образование с суф. оgъ (ср. Вондрак, Vgl. Gr. 1, 629) – от pirъ (см. пир); ср. Мi. Vgl. Gr. 2, 283; И. IIIмидт, KZ 23, 292. Другие предполагают праслав. *руrоgъ,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера