что на пасху на кладбище
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.
Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Можно ли ходить на кладбище в Пасху
Что такое Пасха
Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для еврейской истории события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.
Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.
Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.
Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.
Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху
Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.
Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.
Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.
Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?
В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.
Можно ли ходить на Пасху на кладбище и откуда взялась эта традиция
Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.
— Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?
— Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.
— Почему же люди идут туда?
— Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.
— Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?
— Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.
— Откуда пошла традиция красить яйца?
— Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.
— Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?
— Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.
— Вы упомянули о семье…
— Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.
— А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.
— Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.
Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?
— Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?
— Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.
— Становиться лучше, чище, добрее.
— В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.
— С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?
— Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?
— Конечно.
— Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.
Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя
Иллюстрация: Поленка Тарасевич
Ходят ли на кладбище на Пасху поминать?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Ходят ли на кладбище на Пасху поминать?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Если мы говорим про сам день Пасхи — то нет, не ходят. Это распространенная практика, но она не соответствует церковной традиции. В сам день Пасхи и во всю Светлую седмицу — то есть в неделю после Пасхи — на кладбище ходить не принято. Но Пасха празднуется 40 дней и в этот период действительно есть специальный день для поминовения усопших — Радоница, вторник второй после Пасхи недели.
Подробнее о Радонице можно прочитать здесь: Почему на кладбище идут на Радоницу?
Теперь немного поясню. На Пасху и во всю светлую седмицу можно совершать самое главное поминовение — поминать человека в Церкви, практически это выражается в том, что его имя пишется в записке на Проскомидию (Что такое записка «на проскомидию»?). Проскомидия (Литургия: Проскомидия) совершается каждый раз, когда готовится литургия святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого, соответственно, и вынуть частицу за умершего человека (равно как и за живого, только из другой просфоры) возможно каждый раз, как она совершается.
В общем, это и единственный вариант поминовения, который мы совершаем на Светлой седмице. Дело в том, что Воскресение Христа — это такая большая радость, радость об абсолютной победе над смертью, о том, что Господь открыл людям Небеса, что никакая грусть и скорбь неуместны. Этой радости сорадуются все — и живые, и усопшие, которые ждут Второго Пришествия Спасителя, то есть живы, просто душа их отделена от тела (в этом и состоит смерть). И, когда идут дни такой радости, всякое поминовение откладывается до дня Радоницы.
А вот на Радоницу можно и на кладбище съездить, прибраться на могилке, отслужить панихиду (то есть попросить батюшку отслужить или прочитать текст панихиды или литии для мирян), прочесть самим Канон об усопшем. А до того — не время.
Про поминовение есть много вопросов, я хотел бы тут, так сказать, пользуясь случаем, сказать и о каких-то предрассудках. Так вот, поминовение — это молитвы об усопших! О чем я сказал выше. Всякая еда — это просто еда для живых, она никаким образом не влияет на то, что происходит с душою наших усопших! Так что традиции поесть на кладбище, например, или оставить что-то на могилке — это, на самом деле, пережитки языческих верований, но никакой пользы ни живым, ни усопшим факт поедания чего-то на кладбище или оставления этого там же не несет.
Еда — это чтобы силы подкрепить, например, после уборки могил. Или едой можно поделиться с нищими. Или оставить что-нибудь в храме на каноне (такой столик. где ставят свечи о упокоении), чтобы люди помолились об усопшем.
Про еду присылали так много вопросов, что в редакции сделали даже специальный материал на эту тему: Поминки: нужна ли покойнику еда?
Можно ли на Пасху ходить на кладбище?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Можно ли на Пасху ходить на кладбище?
Отвечает игумен Хризостом (Елисеев):
Первое поминовение усопших после Пасхи в Церкви происходит во вторник после Светлой пасхальной седмицы. Это богослужение называется Радоница и совершается на Фоминой неделе. Традиция это русская. У православных Ближнего Востока и в Греции она отсутствует. Радоница созвучна со словом радость. Она занимает особое место в числе годичных церковных праздников.
Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. И Церковь призывает, чтобы эта победа стала победой каждого из нас. Радость праздника Воскресения вытесняет всякую печаль и скорбь. Даже если мы возьмём богослужебный устав, то человека, который умер на Пасху, хоронят по особому Пасхальному чину.
Существующий же обычай посещать кладбище в сам день Пасхи противоречит традиции Русской Церкви. Если люди предпочитают посещать кладбище на Пасху, а Радоница для них остаётся в стороне, то они выпадают из церковного общения, они, по сути дела, лишаются участия в соборной церковной молитве, а их усопшие сродники не получают всей полноты церковного поминовения.