что на башнях кремля орлы или звезды сейчас
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
24 октября 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды. Вспомним 7 фактов о кремлевских звездах.
1. СИМВОЛИКА
Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда – пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.
Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом. Но почти единогласным решением с подачи Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.
2. ТЕХНИКА
Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой – 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо».
Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.
3. РЕКОНСТРУКЦИЯ БАШЕН
Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен: в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.
4. ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВЕРТЯТСЯ
Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением.
На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.
Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.
Звёзды — это хорошо, но крутящиеся звёзды — вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь «лицом» к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.
5. ПАРК ГОРЬКОГО
Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость «старого» и красоту «нового» мира.
6. РУБИН
Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль.
В мае 1937 года было решено установить новые звезды — светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна — Водовзводная.
Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология — «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен — это и дешевле, и цвет глубже. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку «оправа» звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды — откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого — вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.
Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся… чёрными. Ответ был найден — пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма — как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.
7. ЛАМПЫ
Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех — на Спасской, Никольской и Троицкой башнях — 5000 ватт, и 3700 ватт — на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.
За всю историю звезды гасли всего 2 раза. Первый раз, во время Второй Мировой Войны. Именно тогда звёзды были впервые погашены — ведь они были не только символом, но и превосходным маяком-ориентиром. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, а когда всё кончилось, выяснилось, что стекло во многих местах повреждено и требует замены. Причём нечаянными вредителями оказались свои же — артиллеристы, защищавшие столицу от налётов фашистской авиации. Второй раз когда Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника».
Центральный пульт контроля и управления вентиляцией звезд находится в Троицкой башне Кремля. Там установлено самое современное оборудование. Ежедневно два раза в сутки визуально проверяется работа ламп, а также осуществляется переключение вентиляторов их обдува.
Раз в пять лет стекла звезд моют промышленные альпинисты.
Информация об этом журнале
Edited at 2013-10-29 02:11 pm (UTC)
\\Епископ и Соломона назвал «божественным»[125], хотя тот просто колдун и устроитель культов молоха и астарты в Иерусалиме, о чём можно узнать из того же ветхого завета.\\
Вот её имена. Сехмет-Хатхор-Хатор-Астарта-Иштар-Иссиру-Сирин-Инанна-Эстер-Юдифь-Себетту-Пацуцу-Пазузу-Цырера-Афродита-Венера. Все они означают «Отрицание Ра». ВЕ НЕ РА. «ВЕдение НЕ РА».
Вот почему символ Венеры называют «Звездой Соломона». Он был жрецом в храме Астарты. Венеры.
Почему Венера метит своей звездой результаты своего труда? Ну так все мастера метят своим клеймом результаты своего труда.
Орлы и звезды: репортаж из самого сердца России
Сегодня – 85 лет, как на тех четырех башнях Кремля, на которых были установлены двуглавые орлы, взамен появились звезды. Но что теперь, когда орлы вновь вернулись на Исторический музей, а звезды – в символику Вооруженных сил? Что и как проходит проверку временем? Что вроде бы и вошло в привычку, но оказывается проходящим, а что, наверное, уже навечно? Репортаж «Вестей в субботу» из сердца теперь уже всей России.
Наверное, самая уютная лавочка во всей Российской Федерации. И какой отсюда ракурс на башни Кремля! Башни, на которых в эту субботу, – 85 лет как звезды.
Но еще на хронике первомайского парада 1935 года видно: советские самолеты пролетают над двуглавыми орлами.
В сегодняшнем Кремле встречаемся с главным знатоком его служивой истории Сергеем Девятовым, советником директора ФСО России.
— Сергей Викторович, я к вам не с пустыми руками. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек». Да Винчин тогда высчитал, что размах руки равен росту. Простите за интимный вопрос, у вас какой рост?
— У меня тоже. Длина звезды же маленькая отсюда.
Действительно, реальный размер звезд наверху – от 3 до 3,75 метра. Но первые звезды были еще больше.
— Четырехметровый размах, – говорит Девятов.
— Парусность, наверное, была?
— Не только. Парусность – это было бы не так страшно. А Кремль – это такой архитектурно гармоничный объект. Своим размером звезды начали «давить» на башни. В результате дисгармония появилась.
— Аляповато это смотрелось.
— И же практически через год встал вопрос о замене металлических звезд на другие.
Одна из тех первых, совсем больших звезд (металлических, с серпом и молотом из уральских самоцветов) теперь венчает в Москве совсем другую башню – на Северном речном вокзале. А вот в московском Институте стекла – мемориал из того же, что и теперь, материала.
Уже в лаборатории нам объясняют, как же трудно было к чертежам кремлевских звезд подобрать именно однотонные заготовки.
«Обратите внимание, здесь есть точечки. Эти точки остались от песка. Очень сложная технология. И всего 20% – выход годных из сваренной стекломассы», – рассказала Татьяна Павлушкина, начальник отдела новых материалов АО «Институт стекла», кандидат технических наук.
И к этой стекломассе предъявлялось еще одно требование, вполне понятное: не должна быть видна нить накала.
Лампы в 5 тысяч ватт делали на заводе в Саранске. Через рубиновое стекло свет получался ровным, манящим, надежным. Но во всем мире лампы-гиганты в последнее врем меняли на более экономичные. Решили попробовать и в Кремле.
«Задача была – сохранить узнаваемый свет кремлевских рубиновых звезд2, – подчеркнул Сергей Девятов.
И вот никто и не заметил, что в отличие от советских времен сейчас в кремлевских звездах – лампы мощностью в 50 раз меньше. Но свечение все такое же. В чем еще секрет, как выяснилось, универсального рубинового стекла?
Почему именно стекло с Водовзводной башни хранят в музее ФСО? Об этом – чуть позже.
«Четырехслойное стекло, бесцветное стекло, молочное. Сверху – селеновый рубин», – отметила Татьяна Павлушкина.
Откуда такие противоречия? Оказывается, четырехслойное стекло было разработано в 1975 году. А то, что нам показал Сергей Девятов, – стекло послевоенного образца, когда рубиновые звезды обновили впервые.
«Первые стекла были двухслойные, между ними было расстояние, их делал Константиновский завод. Это Донецкая область. Это было сто лет назад. А потом уже разработка Ивановой на заводе «Красный май», Вышний Волочек», – пояснила Павлушкина.
Тех заводов уже нет, но рецептура сохранена, а запасных стекол хватает. Больше того, решение о том, чтобы звезды не разбивались из-за ВЕТРА, а крутились на подшипниках, было предложено еще во времена с самоцветами. Но, как показывает хотя бы эта съемка на верхотуре, за прошедшие десятилетия бывало
— Иногда это чисто природные проблемы. У нас в Троицкую башню попадала молния, и от высочайшей температуры стекло потекло. Во время событий 1993 года пуля от Белого дома попала, – вспоминает Сергей Девятов.
— Мне приходилось слышать, что во время войны из-за работы зенитной артиллерии были повреждения. А оказывается, что еще и в 1993-м.
Когда Красная Армия перешла в наступление, то Спасская башня Кремля именно со звездой появилась на высшем полководческом ордене «Победа» Великой Отечественной. Но, кстати, только ли советским является этот символ, звезда?
— Я вернуться хотел к Леонардо да Винчи, ведь считается, что это символ звезды. И, собственно говоря, если мы посмотрим, вот она, звезда фигуры человека. Символ очень древний. У славян попадается еще в Х веке. В царской России, как выяснилось, на железнодорожных вагонах и паровозах ставили звезду и посередине был двуглавый орел, как звезда Героя Труда нынешняя в новой России. То есть пусть остаются звезды?
— Мы должны понять, что у нас в Кремле как визуальный объект, как картинка кремлевский вид уже существует в сознании людей многих поколений. Известно, что существует «сторублевый план», заставка «Интервидения», – сказал Сергей Девятов. – Все это шло строго с этой картинкой.
Только ведь буквы «СССР» на фасаде Большого Кремлевского дворца с тех пор заменили на все тех же двуглавых орлов, как и было изначально.
Сталина, например, раздражало, что его соколы пролетали над орлами Исторического музея. И с него тоже орлов тогда убрали. Но сегодня, как все видят во время парадов, восстановили. А что же на Кремле? Так, в чем исторический канон?
— А вот на этих маленьких башенках что было до революции? Флюгеры?
— Флюгеры. И четыре башни в отличие от сегодняшнего дня, сейчас пять башен имеет звезды. Если брать 1917 год, то были четыре орла, – пояснил Девятов.
— Троицкая и Боровицкая.
То есть Водовзводная уже за скобками: если убирать звезду с нее, то точно менять не на орла. К тому же, как ни относись к наследию большевиков, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Кремль внесли именно что со звездами на башнях. В конце концов сегодня они и напоминание.
— По мистическому совпадению, на неделе 85-летия кремлевских звезд горсовет Тарусы проголосовал со счетом 6:1 за то, чтобы в центре города отказаться от советских названий. И вот интересная вещь: в отношении Кремля эти разговоры закончились. Почему так?
— Идеологическое наполнение ушло, а художественное восприятие как образ Кремля, как часть образа кремлевских стен, башен осталось. Это осталось уже навсегда, – отметил Сергей Девятов.
— И (при всем уважении к Карлу Либкнехту и Розе Люксембург) никому не надо объяснять, что такое звезды, всем понятно.
Технологии, наследие действительно неповторимые. А историю надо, как минимум, знать.
С кремлевских звезд исчезли тысячи ценных камней
Как с башен убирали двуглавых орлов и куда они делись
Снятые Никольский и Боровицкий орлы в ЦПКиО имени Горького, 23 октября 1935 года.
После большевистской революции эти позолоченные фигуры, видные издалека, превратились в настоящую антисоветчину. Посреди «красной» Москвы, столицы первого в мире государства рабочих и крестьян, вознесены к небу символы проклятого царизма! Убрать, непременно убрать!
Как произвести такую рокировку? У авторов письма на сей счет было готовое предложение: в качестве подьемных устройств использовать аэростаты. Впрочем, реализовать эту идею оказалось все-таки невозможно. В тогдашней Москве попросту не было подходящего по грузоподъемности оборудования, да и деньги властям приходилось экономить, расходуя на самые неотложные проекты по возрождению и развитию города после разорительных лет воины и революции.
За последующее десятилетие «орлиная» эпопея продвинулась мало. Впрочем эти годы все-таки отмечены двумя заметными подвижками. Во-первых, группа специалистов во главе с известным художником академиком Игорем Грабарем по заданию обитателей высоких кабинетов подготовила экспертное заключение, согласно которому «ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Индульгенция на снятие данных геральдических символов была получена.
А во-вторых, появилась завоевавшая одобрение в верхах идея о том, что взамен орлов следует установить на шатрах кремлевских башен пятиконечные звезды. К этому пришли не сразу. Еще летом 1930 года управляющий делами Совнаркома Николай Горбунов написал секретарю президиума ВЦИК Авелю Енукидзе: «Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками». Однако уже вскоре после этого руководители страны согласились, что более правильным будет разместить вместо орлов пятиконечные звезды, которые являются одним из символов СССР. 31 декабря 1931 года на заседании секретариата ЦИК СССР в Кремле даже постановили выделить на снятие орлов и замену их символикой СССР почти 100 тысяч рублей.
Однако окончательное решение было принято летом 1935 года. В августе газеты опубликовали сообщение ТАСС: Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) прино решение к 7 ноября – очередной годовщине Великой Октябрьской революции, снять четырех орлов, венчающих башни Кремля (а кроме них заодно и еще двух таких птичек, укрепленных на шпилях Исторического музея). Вместо них установить на Спасской, Николькой, Троицкой и Боровицкой башнях пятиконечные звезды с эмблемой «Серп и молот» посередине.
Проектированием и изготовлением этих звезд занимались специалисты нескольких конструкторских организаций, заводов. Подключены были также сотрудники Центрального аэрогидродинамического института, которым надлежало провести все расчеты по устойчивости будущих звезд против ветровой нагрузки. Эскизы и рабочие макеты будущих наверший разработали и изготовили мастера художественных мастерских Большого театра под руководством известного художника-декоратора Федора Федоровского.
Когда макеты были готовы, их осмотрели специально приехавшие для этого высокопоставленные деятели партии и правительства – в том числе Хрущев, Булганин, которые дали в итоге добро на изготовление таких новых кремлевских символов.
Те первые звезды сделали ажурными. Каждая собрана в виде каркаса из тонких металлических профилей: нержавеющая сталь, обернутая тонким слоем меди, позолоченной сверху. Звезды отличались по размерам: самые большие, для Спасской и Никольской башен, имели размах лучей 4,5 метра, а те, что на Троицкой и Боровицкой, были поменьше – соответственно 4 и 3,5 метра. Кроме того отличались они и рисунком своих ажурных внутренних узоров. Например, грани Спасской звезды были заполнены исходящими из ее центра лучами, а вот грани ее «сестрички» с Троицкой башни заполняли стилизованные изображения колосьев.
В середине каждой свезды крепилась эмблема «Серп и молот» диаметром 2 метра. Эти барельефы изготовили из стали и бронзы на одном из ленинградских заводов. Затем каждое изображение символа рабоче-крестьянской власти было украшено ценными поделочными камнями, привезенными с Урала – горным хрусталем, топазами, аметистами, александритами. В общей сложности потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 карат. Каждый из этих камушков был предварительно заключен в серебряную оправу и уже затем крепился к эмблеме. Столь трудоемким делом почти полтора месяца занимались почти 200 московских и ленинградских ювелиров.
Чтобы снять старорежимных орлов и водрузить на их место новые звезды, пришлось проектировать и изготавливать специальные краны. Кроме того инженерам и рабочим пришлось повозиться с укреплением верхушек шатров башен и устройством на них прочных поворотных опор для будущих звезд.
Первой установили звезду на Спасской башне. Работы здесь были завершены 24 октября 1935 года. Днем позже подобной обновкой украсилась башня Троицкая, еще через день – Никольская, и, наконец, 27 октября было установлено новое навершие на башне над Боровицкими воротами.
Однако век тех самоцветных звезд оказался недолог. Очень скоро выяснилось, что с их конструкцией и внешним видом вышла промашка. Под воздействием едкой столичной атмосферы, копоти из заводских и печных труб, аквамарины-аметисты-топазы быстро потускнели, потеряли свою красоту. А некоторые, не выдержав натиска снегов и дождей, перепада температур и ветров, даже вовсе вывалились из своих гнезд. Да и позолота стала быстро терять первозданный блеск. Уже через год вместо первоначального парадного их вида звезды превратились в мрачноватые черно-серые силуэты, оживить которые, заставить переливаться не мог ни яркий солнечный свет днем, ни специально направленные лучи прожекторов вечером и ночью.
Пришлось все затевать по новой. В мае 1937 года Советское правительство приняло решение к 20-летнему юбилею революции украсить кремлевские башни новыми звездами – собранными из пластин рубинового стекла и снабженными внутренней подсветкой. Таких звезд должно быть сделано пять. Помимо прежних четырех проездных башен Кремля статус «звездоносной» решили присвоить еще и угловой Водовзводной.
При проектировании новых рубиновых звезд учли и исправили и еще одну оплошность, допущенную разработчиками первого проекта: для большей гармоничности пропорций силуэтов башен звезды, венчающие их, сделали чуть меньше прежних, чтобы не давили своей излишней массивностью устремленные к небу стройные шатры. Вместо прежних 4,5 метров звезда на Спасской башне получила размер 3,75 метра, такой же изготовили и ее «соседку», венчающую Никольскую башню. Остальные три рубиновых чуда Кремля имеют размах лучей от 3,5 до 3 метров.
Судьба «свергнутых» двуглавых кремлевских орлов покрыта тайной. Исследователи пришли к выводам, что, вероятно, три из них, были сразу же уничтожены (позолоту перед этим содрали и передали в хранилища Госбанка). Четвертому повезло больше. Его сберегли при спуске с шатра и даже выставили осенью 1935-го в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького на всеобщее обозрение рядом с новой звездой, только что изготовленной для украшения кремлевской твердыни (мол, смотрите, граждане, насколько наш новый социалистический символ красивее прежнего царского!). После этого вернисажа опальный орел несколько лет хранился в закрытом для посещений Успенском соборе. Почти всю войну он провел во дворе Большого Кремлевского дворца. Сохранились воспоминания нескольких музейных сотрудников Кремля, которые в середине 1950-х видели «чудо-птицу» лежащей на полу в бывшей дворцовой церкви Воскресения Лазаря. Потом следы этого артефакта окончательно затерялись.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |