что можно узнать благодаря интонации

Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Мелодика речи

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

Тембр речи

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.

При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.

Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Источник

Интонация

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Всего получено оценок: 81.

Всего получено оценок: 81.

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Данное фонетическое средство языковой выразительности позволяет выражать настроение говорящего и его отношение к собственному высказыванию.

Место интонации в речи

Интонация играет важную роль в устной форме языка. Интонация отличает устную форму от письменной своей выразительностью и неповторимостью.

В письменной форме речи интонация передается с помощью знаков препинания.

С помощью интонации человек может выражать конкретные эмоции, а также воздействовать на слушателя.

Во многом интонация характеризует самого говорящего. С помощью интонации в различных ситуациях общения можно определить отношение говорящего к высказыванию, обозначить его настроение.

Одно и то же выражение с помощью интонации можно произнести по-разному: с настроением грусти, радости, неудовлетворенности и др.

Основные элементы

Ударение (выделение слога в слове и слова в предложении), пауза (перерыв в звучании голоса), тембр (звуковая окраска) и темп речи (скорость произнесения) – основные компоненты интонации, способные придать высказыванию разнообразие, яркость и выразительность. Именно эти элементы позволяют с наибольшей точностью сказать, что такое интонация.

Типы интонации

Существует несколько типологий интонации:

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Что мы узнали?

Интонация – фонетическое средство выразительности языка, которое может разнообразить речь говорящего, передать его настроение и отношение к произносимому. К основным компонентам интонации относятся ударение, пауза, тембр и темп речи. Интонации бывают восклицательные и невосклицательные; выражающими законченность или незаконченность; передающими сообщение, побуждение или вопрос; перечисляющими, сопоставляющими и поясняющими.

Источник

Музыка. 5 класс

Музыка и литература

Кто написал музыку к драме «Пер Гюнт»?

Интонация

Выберите все правильные определения слова «интонация».

манера произношения, выражающая чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада

точность исполнения и чистота спетого или сыгранного звука

краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека

ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении

система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи

Программная музыка

Что такое программная музыка? Выделите цветом правильный ответ.

музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания ;

музыка, к которой выдают театральную программку ;

музыка, которая включена в школьную программу ;

Песенное творчество

К какому музыкальному термину подходит это определение? Выберите правильный ответ.

– вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Синтетические виды искусства

Что такое синтетические виды искусства? Подчеркните правильный ответ.

те, которые выполняют помимо эстетической какую-нибудь бытовую функцию ;

те, в которых происходит слияние разных видов искусств, образующее новые формы и жанры ;

те, в которых используются современные способы хранения и воспроизведения информации

Источник

Что мы знаем об интонации?

Разделы: Логопедия

Умение выразительно говорить и читать формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость и острота эмоционального восприятия. Работа с учащимися начальных классов показала, что многие из них имеют недостатки в произношении, речь невнятна и даже монотонна. При чтении художественного текста или предложения наблюдается целый ряд недочётов: пропуск букв, искажения, смешения и замены, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков и т.д. А читать выразительно умеет далеко не каждый ученик! Слова “глотают”, торопятся, речь неэмоциональная, дыхание сбивчивое, поверхностное, логическое ударение ставят неверно. В школе на изучение таких разделов, как: “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Культура устной речи” отводится довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания. Причина этого заключается в том, что многие педагоги недооценивают устную речь по сравнению с письменной, относятся к ней, образно говоря, как к падчерице. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, по радио и телевидению мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Откуда же детям брать пример для подражания?!

Что же считать выразительной речью?

Интонация. Интонационная выразительность.

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость. ), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость. ). В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща также письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Конечно, не все учащиеся начальной и даже средней школы справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно “читать” знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врождённым, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном развитии, а формирование его средства начинается с эмоциональной интонации.

Диагностика сформированности интонационной выразительности речи

А) произнести предложение с повествовательной интонацией.

Определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём-то. ) (Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса.) Изобразить повествовательную интонацию графически ;

Б) произнести предложение с радостью, восторгом.

Изобразить восклицательную интонацию графически;

В) произнести предложение с удивлением, сомнением.

Изобразить вопросительную интонацию графически.

Цель: выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

Инструкция: в заданиях.

Задание 2: изобразить графически воспринимаемое на слух предложение.

Цель: выявить умение детей графически изображать предложение.

Инструкция: графически отобрази восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения, прочитанные педагогом.

Задание 3: прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.

Цель: выявить умение детей использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.

Инструкция: прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, с какой интонацией нужно читать.

Задание 4: произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

Цель: выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Инструкция: произнеси фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.

Задание 5: прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.

Цель: выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция: прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочитай вслух и объясни, почему так прочитал.

Трудности, встречающиеся у детей:

— повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении (во фразе);

— передать голосом, эмоционально окрасить текст, исходя из содержания.

Речевой материал для диагностики сформированности интонационной выразительности речи

Мне грустно-
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вёл себя упрямо,
Но можно было шлёпнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С.Махотин

Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
А.Барто

Плачет киска в коридоре –
У неё большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Б.Заходер

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И.Токмакова

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо плачет тёмный лес.
Н.Некрасов

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: “Какой позор!”
Г.Ладонщиков

Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый.
Он стосковался
В летний час по нас.
День, добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный светлый класс!
М. Чернявский

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.Баратынский

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там чеспчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
С.Погореловский

Источник

Как интонации влияют на коммуникацию

Любовь Карась

Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Ксения Чернова

Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:

речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

временные характеристики (длительность, темп, пауза)

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Как подготовиться к выступлению?

Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

что можно узнать благодаря интонации. Смотреть фото что можно узнать благодаря интонации. Смотреть картинку что можно узнать благодаря интонации. Картинка про что можно узнать благодаря интонации. Фото что можно узнать благодаря интонации

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Расслабить связки можно с помощью зевков.

Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.

Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *