что можно увидеть в классе
5 игр и советы для учителя: как познакомиться с учениками и подружить класс
Знакомство с классом — важный этап как для школьников, так и для учителей. И первым, и вторым, как правило, хочется, чтобы атмосфера в новом коллективе была дружеская и безопасная. Что для этого может сделать педагог? Школьный психолог, куратор класса и методист лагерных смен Марина Быкова предлагает провести тематический классный час или даже пикник.
Как и о чем говорить с детьми
Классный руководитель — новый значимый человек в жизни школьника любого возраста. Естественно, ученикам в первые дни интересно узнать буквально всё о жизни учителя. Заранее подумайте, что вы готовы рассказать детям. Ребята быстро найдут все ваши соцсети, поэтому важно решить заранее, что из написанного и опубликованного там вы можете показать детям, а что лучше не стоит. Это совсем не значит, что весь ваш контент теперь должен быть ориентирован только на детей. Но если есть сомнения — проще создать закрытый аккаунт, чем потом объяснять (в том числе и родителям) каждое свое слово и действие.
Стоит отметить, что младшие и старшие школьники по-разному воспринимают новую информацию, особенно ту, которая их напрямую не касается. Первоклассник может через неделю забыть, что у вас, скажем, есть домашнее животное. И искренне удивиться, снова услышав об этом. Ученики средней школы и особенно старшеклассники, напротив, ничего не забывают. А при случае могут и уцепиться за какие-то факты. Так что не стоит при детях вдаваться в вопросы вероисповедания, политики, обсуждать другие спорные или слишком личные темы.
Важно дать понять детям (да и себе в том числе), что учитель — обычный человек, которого можно встретить на улице уставшим, который тоже ходит в магазин (и даже может покупать алкоголь или нижнее белье), который может себя плохо чувствовать. Так же, как и родители ваших учеников. На работе можно быть строгим начальством, но дома все иногда ходят в халате.
Как расставить границы
Главное правило — не пытаться обороняться от детей сразу, по умолчанию (они едва ли просто так решат посягнуть на вашу территорию), а самому вести себя в границах.
Рассказывать о своих хобби, интересах, делиться событиями из личной жизни учителю можно и нужно. Но в рамках профессиональной этики. При этом важно понимать: учитель — не друг. И рассказывать детям о себе слишком много и подробно тоже не стоит. Главные в классе все-таки дети, и важнее концентрироваться на их интересах, а не постоянно говорить о себе и своей жизни.
Не стоит также подробно расспрашивать детей про семью и особенно про её состав, достаток и так далее.
Вам должен быть важен сам ребенок, его интересы, а не его родители
Уделите время объяснению своих функций. В идеале классный руководитель — проводник между учениками, родителями и другими учителями. Объясните, как вам будет комфортно общаться с учениками: для чего нужны общие чаты, в какое время в них лучше писать, по каким вопросам можно обращаться даже поздно вечером или в выходные.
Расскажите, чего вы ожидаете от нового учебного года: какие планируете мероприятия и классные часы, на что стоит делать упор в учебе и чем вы можете помочь в разных ситуациях.
Как провести урок-знакомство
По времени личное предисловие и рассказ о правилах жизни в классе не должен занимать больше четверти от всего первого урока. Иначе дети потеряют интерес и перестанут вас слушать. Дальше еще примерно половину времени урока можно уделить игровым практикам (это работает не только с учениками начальной школы!).
При выборе игр обращайте внимание на те, что направлены на знакомство. Важно, чтобы в них участвовали всех ученики, но при этом не требовалось слишком личного контакта (как физического, так и, скажем, каких-то откровенных вопросов).
Помните, что младшие и средние школьники любят активность и творчество, а старшим больше подходят задания со сложными правилами и общением. Кроме того, учитель должен быть готов сам принимать участие во всех заданиях, иногда как судья, а иногда и как игрок. Не ждите, особенно от старшеклассников, что они заинтересуются игрой, если видят безучастного взрослого.
После этого еще четверть классного времени стоит потратить на рефлексию: что мы делали и зачем, чем это поможет в нашей школьной жизни, хотим ли мы периодически повторять такие встречи. Если хотя бы половина учеников из класса принимала в этом активное участие и осталась довольна — задача выполнена.
Игры и задания для первого классного часа
Всем участникам раздают карточки, для каждой из которых есть только одна парная (можно использовать картинки из игр вроде мемо или просто разноцветные бумажки). Задача — как можно быстрее найти своего напарника и узнать его имя. Для более старшего возраста усложнение — нарисовать на карточках фигуры (или животных) и искать напарника без слов, с помощью пантомимы.
2. Найди лягушку (кошку, охотника, преступника…)
Игра, которая с первого взгляда не имеет никакого смысла, на самом деле направлена на установление позитивной атмосферы и расслабление. Участники стоят в кругу, ведущий стоит в центре. Другой ведущий (первый не знает, кто он) подает условный сигнал стоящим в кругу — подмигивает или показывает язык. Увидевший сигнал игрок выходит из круга или садится на корточки. Задача ведущего — найти того, кто подает сигналы. Для старшеклассников — обязательное участие классного руководителя.
Участники стоят в кругу и должны посчитать от одного и, скажем, до 10 (число выбирается по количеству игроков). Но важно, чтобы дети не договаривались, кто какую цифру произносит. Младшеклассники могут выполнять задание по очереди, просто не перебивая друг друга. Старшие ребята могут попробовать считать не по очереди (не от соседа к соседу), при этом жестами и намеками распределив, кто какую цифру называет. Если, например,
Петя говорит «один», Андрей — «два», Юля «три», но вместе с ней и Аня говорит «три» — значит, правильно распределить цифры не получилось и нужно начать счет заново.
Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит факт о себе, к примеру «мне нравится читать книги». Другой человек, к которому тоже относится этот факт, делает шаг вперед (или поднимает руку) и говорит «мне тоже». К нему переходит роль ведущего. Усложнение для старшеклассников: длинный общий рассказ с фразой «это напомнило мне, что». Ведущий начинает историю «однажды я полетел в путешествие в Европу», другой продолжает «Это напомнило мне, как я был на море» и так далее.
Лучше всего в группе работают правила, придуманные самой группой. Обсудите с детьми, что им важно в отношениях друг с другом, как они могут помогать друг другу. Сюда не относятся любые финансовые отношения вроде «отмечать каждый день рождения пятью тортами». Для этого задания можно выделить дополнительное время и сделать красивый плакат с общими руками. Для старшеклассников добавьте намерения на год или точку, к которой все хотят прийти к концу учебы в школе.
Иллюстрация: Shutterstock / Sketched Images
Авторитет в школе: как побороть комплексы и выглядеть достойно в глазах одноклассников
Как произвести хорошее впечатление на ровесников и заработать (и сохранить!) их уважение?
Чтобы не быть голословной и не выдавать очередные «взрослые» премудрости, психолог Ольга Голицына обсудила это с самими подростками. Хочешь знать, как стать популярной и уважаемой среди одноклассников? В этой статье мы расскажем, откуда у подростков в кругу своих берется авторитет и как его заполучить 🙂
Ольга Голицына
Почему вокруг Ленки Уздечкиной крутится весь класс, а ты тихо сидишь на предпоследней парте, никем не замеченная? Эта Ленка везде первая, ни один школьный конкурс не обходится без ее участия. Парни за ней табунами ходят. Она уже и ресницы красит и маникюр в салоне делает, а тебе мама до сих пор не разрешает гель-лак и к подружке с ночевкой. Стоп! Только не надо думать, что с тобой что-то не так!
Мы разные
Если бы все были как Ленка, то, согласись, творилось бы что-то странное. Но твое тайное желание стать авторитетной личностью в классе вполне нормально! В переходном возрасте у каждого человека появляется желание быть значимым. В начальной школе ты ассоциировала себя с родителями, поэтому общаться со сверстниками было легко. А сегодня пришло время выстраивать свою персоналию.
Авторитет у каждого свой. Единого понятия о нем нет. Кто-то рожден с амбициями вести за собой весь класс, и у него это отлично получается. Обычно такие подростки не боятся входить в пугающие обстоятельства и первыми начинают курить, выпивать спиртное, заниматься сексом, нарушать законы. Учеба их мало интересует, гораздо важнее всегда быть в центре внимания. Но пойми, что не все ребята должны вести себя так. И здесь нужно научиться ориентироваться на свои внутренние ощущения.
Важно определить свое место в обществе. Ведь по факту социум сформирован очень гармонично. В нем обязательно присутствуют и явные лидеры и неявные. Вторые не жаждут всеобщего внимания, но стремятся к внутреннему росту, развитию и гармонии. Часто это творческие люди, которые могут и не нуждаться в обществе, зато хотят, чтобы их пространство принадлежало только им.
Будь собой
Школьная среда достаточно жестокая, и подростки довольно прямолинейны. Если взрослые часто общаются завуалированно, то школьники говорят все как есть. И этим могут очень сильно ранить друг друга. Чтобы избежать давления со стороны одноклассников, опирайся на свою самобытность. Человек, который понимает собственную ценность, всегда уважаем в обществе. Тот, кто пытается что-то из себя изобразить, пользуется меньшим авторитетом.
Не стоит копировать других и стараться быть на кого-то похожим. Это может привести к тому, что ты выберешь чужой путь, пойдешь учиться профессии, которая в итоге окажется тебе не нужной, и выстроишь свою жизнь по неверной схеме. Такая ситуация хорошо проиллюстрирована в американском фильме «Из 13 в 30», когда девочка-подросток стремилась подражать авторитетной однокласснице и к 30 годам обнаружила себя живущей странной чужой жизнью.
Всегда ориентируйся на себя. Возможно, у твоих одноклассниц уже выросла грудь и оформилась фигура, а ты все еще носишь майку в горошек. И кто-то из сверстников даже посмеивается над этим. Главное — принимай себя такой, какая есть.
Ощущение, что ты неправильная, рождает страх. Чтобы побороть его, надо нарисовать свой внутренний портрет и понять свои истинные качества. Ты можешь не любить скопления людей, не стремиться к лидерству. Возможно, тебе комфортно быть ведомой. Прими себя — и общаться со сверстниками будет легче, а большое количество проблем отпадет автоматически. Понимать свою природу и сильные стороны — это и есть твоя основная задача.