что можно сказать о мультиках
10 примечательных фактов о советских мультфильмах
1. Советские мультфильмы появились как подражание диснеевским. Тем не менее, советским карикатуристам удалось достичь абсолютного совершенства в своем искусстве. Во многих других странах, как правило, использовалось пять рисунков в секунду. В Советском Союзе для одной секунды мультика использовалось 12-24 рисунка. Таким образом, благодаря старательной и кропотливой работе художников, качество советской анимации было значительно выше, чем качество среднего западного мультфильма.
2. На создание мультфильма « Пластилиновая ворона » ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов художникам пришлось вручную раскрашивать красками.
4. Ия Саввина, которая озвучила в мультфильме Пятачка, взяла его образ с Беллы Ахмадулиной. После выхода мультфильма на экраны между актрисой и поэтессой состоялся телефонный разговор, в котором Белла Ахмадулина иронично сказала: «Ну и свинью ты мне подложила, спасибо большое!»
5. Два неповторимых чудика в мультфильме « Следствие ведут Колобки » пустили по свету фразочку «Ничего не понимаю». Актеры скопировали эту фразу у директора киностудии, который имел привычку заканчивать ей ругательные нотации, например: «Обед уже пять минут как закончен, а никого на рабочих местах нет! Ничего не понимаю!»
6. В советские времена Ватикан покупал советские мультфильмы, считая их очень полезными для воспитания подрастающего поколения, а сюжет мультфильма « Возвращение блудного попугая » американские детские психологи до сих пор используют для разрешения конфликтных ситуаций с подростками.
7. Есть, правда и обратные примеры. Например, « Ну, погоди! », любимый мультик всех советских детей, был запрещен в Финляндии. Кто-то решил, что заяц слишком жесток и волк по его вине постоянно попадает в неприятные ситуации.
8. Пожалуй, один из самых известных курьезов самого любимого нами мультсериала «Ну, погоди» связан с Волком, выступающим в роли Снегурочки. В какой-то момент выступления у него пропадают чулки! Но ненадолго. Уже через пару секунд они появляются снова. Буквально пара шагов, и чулки опять исчезают. На этот раз окончательно и бесповоротно.
9. «В синем море, в белой пене. » по праву теперь считается самым пророческим мультфильмом, ведь девушка-рыба здесь точнейшим образом спародировала современную эстраду: дочка богатого папы исполняет поп-песню, внимание в клипе привлекают ее большие глаза и губы, а также многочисленные символы власти и богатства, а ее музыканты постоянно кого-то бессовестно пожирают.
Чему учат современные мультфильмы
Просмотр мультфильмов — любимый семейный вид досуга. Лайф выяснил, что смотрят современные дети, а главное, чему они учатся у новых героев мультсериалов.
Фото: © pixabay.com, Кинодетство, mlp.wikia.com, Продюсерская компания «Аэроплан»
Новое поколение детей воспитывается новыми мультипликационными героями. На смену Чебурашке, Винни Пуху и коту Леопольду пришли Фиксики, Барбоскины, Лунтик и обновлённые Маша и Медведь.
— На данный момент наиболее рейтинговые мультфильмы — это «Фиксики», «Маша и Медведь», «Барбоскины», — сообщил Лайфу главный редактор телеканала «Карусель» Вера Оболонкина.
Редактор детского телеканала «Рыжий» Наталья Гандыбина среди самых любимых современными детьми мультсериалов также назвала «Фиксиков», «Барбоскиных», «Лунтика», «Белку и Стрелку». Именно их с удовольствием смотрят дети 5—8 лет.
— А дети постарше с удовольствием смотрят художественные фильмы по мотивам известных сказок: «Белоснежка», «Румпельштильцхен», «Спящая красавица», «Бременские музыканты», «Принцесса на горошине,» «Кот в сапогах» и так далее, — добавила Наталья Гандыбина.
Стоит отметить, что ребята постарше всё чаще предпочитают смотреть кино и мультфильмы через Интернет: на компьютере или планшете.
Секрет успеха современных героев
«Фиксики» — это маленькие существа, которые живут внутри технических устройств и исправляют их поломки.
Екатерина Кокшарова, семейный психолог:
— Фиксики такие же, как и люди. У них есть мамы и папы, они тоже ходят в школу и живут рядом с человеком, и это, в первую очередь, очень привлекает детей. А ещё они очень таинственны, ведь о них никому нельзя рассказывать («Кто такие фиксики — большой, большой секрет!»— строчка из заставки мультфильма)! Дети обожают всё, что связано с тайнами, загадками и их собственными секретами. Это и делает данный сериал таким популярным. Благодаря этому мультфильму дети узнают, как правильно обращаться с устройствами, осваивают технику безопасности в быту.
«Барбоскины» — семья собак с пятью детьми.
Ольга Одинцова, психолог:
— В мультфильме рассказывают о жизни детей в большой, сложной, но в целом дружной семье, где интересам каждого находится своё место. Как и любая сказка, этот мультфильм становится полем для культурных проекций, для обозначения и закрепления ролей, идентификации, выхода из сложных ситуаций, разрешения конфликтов. Взрослый или ребёнок легко может идентифицировать себя с одним или несколькими героями. Мультфильм рассказывает о дружбе, о справедливости, о том, что надо уважать друг друга, а также о ссорах, о непонимании, об обидах и надеждах. Обо всём том, что хочет знать и уметь каждый ребёнок, о том, в чём нуждаются, но часто забывают взрослые. Именно поэтому так популярен и любим данный мультсериал.
Фото: kinopoisk.ru
«Маша и Медведь» — девочка-хулиганка и терпеливый, добрый Мишка.
Марина Филоненко, семейный психотерапевт:
— Короткие истории, почти никаких диалогов, динамичные сюжеты — и мультгерои становятся для детей почти что членами семьи. Дети видят реалистичных персонажей, которые играют, танцуют. Маша и Медведь легко разбираются в житейских ситуациях, которые возникают и у маленьких зрителей. Детям понятна атмосфера, в которой живут герои. А самое привлекательное — это игра. В мультфильме все играют! » Маша и Медведь» учит прежде всего дружбе, взаимовыручке. Персонажи мультика не боятся дел. Они вместе учатся варить кашу, жонглировать, стирать, сажать овощи в огороде. Играя, герои показывают детям, что всему можно научиться. Эти знания и умения приобретаются через смекалку и упорство, которые демонстрирует Маша. А ведь это главные качества, которые прививаются в процессе взросления и учёбы.
Для сравнения мы проанализировали и самый популярный зарубежный мультсериал для девочек My Little Pony: Friendship is Magic.
Фото: © Hasbro
My Little Pony: Friendship is Magic — приключения маленьких пони в волшебной стране Эквестрии.
Екатерина Кокшарова, семейный психолог:
— Это мультфильм только о женской дружбе, её аспектах и нюансах. В главных героинях сосредоточены типы личностей девочек: любительница книг и учёбы, красотка, трудолюбивая, нежная любительница животных, спортсменка, которая вечно в движении, озорница, устраивающая праздники. Поэтому каждая телезрительница может найти себя. Этим и привлекателен мультсериал. Кроме самих персонажей в нём отлично показана смена времён года, что даёт возможность детям младшего возраста обратить внимание на природу, развивает фантазию и воображение.
Как мультфильмы становятся классикой
По мнению семейного психолога Елизаветы Матосовой, с помощью мультипликации взрослые люди стараются передать детям основополагающие знания и ценности, среди которых:
Картины, которые наиболее ярко дают представление об этом, пересматриваются по несколько раз.
«Гадкий я»
Андрей Брагин, психолог:
— Мультфильм рассказывает, как мужчинам подчас сложно справляться с чувствами. Главному герою было тяжело ещё и потому, что в его семье было не принято делиться чувствами и принимать любовь. Есть и другой аспект: герой принимает на себя непривычную роль отца трёх девочек. Он очень важен для их развития, ведь благодаря взаимодействию и общению с отцом дочки получают опыт общения с мужчинами. Но не у всех этот опыт бывает, и тогда девочкам в будущем будет сложно налаживать общение с мужчинами, строить отношения, заводить семью. Мультфильм рассказывает о том, как персонажи заполнили эти пробелы в жизни друг друга, создав семью. Мультфильм подходит даже для самых маленьких — от 6 лет.
«Вверх»
Андрей Брагин, психолог:
— В этом мультике показаны созависимые отношения, в которых желания одного человека постепенно становятся желаниями другого: один человек настолько поглощается другим, что его индивидуальность перестаёт существовать. Такие отношения могут рано или поздно закончиться, и человек, как герой этого мультика, останется с ощущением полной пустоты внутри. Оставшись без второй половинки, человек будет проживать уже не свою собственную жизнь, а будет жить жизнью партнёра, его желаниями, надеждами, стремлениями. Этот мультфильм об одиночестве и привязанности, он учит тому, что нельзя отказываться от своего собственного «я», какой бы сильной ни была любовь. Смотреть его лучше с детьми 10—12 лет.
«Унесённые призраками»
Андрей Брагин, психолог:
— На примере главной героини мультфильм показывает, что ребёнку в семье родители отвели роль спасителя. Дети должны помогать родителям, но не спасать! Получив однажды такую роль в своей семье, ребёнок в последующем будет воспроизводить ту же модель в своей семье, взваливая на себя всю ответственность за быт, воспитание детей, мужа и так далее. И это касается не только семьи, но и отношений с другими людьми. Потрясающим образом такой человек будет «вляпываться» в разные истории, где постоянно нужно кого-то спасать. Эта история потому и показана такой выдуманной, что, по сути, ребёнок не должен спасать родителей в реальной жизни. Лучше всего смотреть этот мультфильм с детьми страше 10 лет.
«Король Лев»
Екатерина Кокшарова, семейный психолог:
— В основе мультфильма лежит несколько основных постулатов и уроков. Здесь и острая тема смерти близкого человека, и предательство со стороны родственника, и понимание таких понятий, как дружба и семья. Фильм учит взрослых тому, как ругать за проступок, при этом давая понять, что ребёнок — самый важный для них человек. Ругать не обижая и не унижая, а давая по-настоящему важный урок.
В целом мультфильм учит правильным отношениям отца и сына, учит ценить свою семью, уметь оказывать поддержку родным, когда она нужна, и не бояться отстаивать семейные интересы. Но я бы не рекомендовала этот мультфильм всем. Скорее, он для более взрослых детей — школьников от 8 лет.
Советская мультипликация полезна для здоровья
— Современные дети по-прежнему с удовольствием смотрят главные многосерийные хиты «Союзмультфильма»: «Ну, погоди!», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон», — говорит главный редактор телеканала «Карусель» Вера Оболонкина.
Раньше мультфильмы были короткими, разнообразными по стилистике, музыку к ним писали известные композиторы и заслуженные деятели культуры, а персонажей озвучивали народные артисты. Именно поэтому они стали частью культуры и так любимы даже нынешним поколением.
— В любом старом советском мультфильме есть моральные ценности, которые важны всегда: доброта, милосердие, благородство, честность, справедливость, — говорит художник-постановщик киностудии «Союзмультфильм» Валерий Коваль. — Сегодня у мультфильмов задача поменялась. Они рекламируют, заставляют смеяться без повода и при этом очень редко помогают понять суть происходящего.
Фото: © kinopoisk.ru
Семейный психолог Елизавета Матосова объясняет, каким именно образом сейчас привлекают внимание юных зрителей: «Создатели мультфильмов включают много ярких зрительных эмоционально заряженных эпизодов, когда что-то взрывается, горит, разрушается, происходят драки со сверхъестественными способностями героев и так далее. В эти моменты идёт некий отдых, эмоциональная разрядка, сброс накопившегося напряжения, что помогает зрителю смотреть мультфильм дальше».
В связи с этим она советует родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, обсуждать увиденное, обращать внимание на те моменты, на которые реагирует малыш во время просмотра. «В этом случае ребёнок сможет сделать много новых открытий и пополнить свой интеллектуальный багаж», — подчёркивает специалист.
Мультипликация — это не только развлечение для детей, но и отражение современной действительности. Меняются персонажи, сюжеты, юмор, диалоги, технологии. Но те важные знания о семейных ценностях, любви и дружбе, которые хранятся в мультиках, актуальны всегда.
Как мультики влияют на психику ребенка и что можно показывать юным зрителям
Родители, которые выросли на добрых советских мультиках, часто приходят в ужас от современной анимации. Ведь на экране ТВ их дети видят сомнительных персонажей: «квадратных» животных, агрессивных монстров, вульгарных и мужеподобных девиц, безнаказанных хулиганов. Возникает вопрос: как мультики влияют на психику ребенка? Здесь стоит поговорить с психологами. Они дадут полезные советы по выбору мультфильма, времени просмотра и обсуждению сюжета с юным зрителем.
Как и когда появились первые мультфильмы
Мультипликация возникла задолго до изобретения кинематографа. Еще в XIX веке ученые придумали вращающуюся ленту с рисунками на фоне зеркальной подсветки. Первым мультиком в истории стал проект «Комические фазы смешных лиц», вышедший в 1906 году. Во время 3-минутного ролика художник рисует мелом на доске людей, которые оживают. Несмотря на кажущуюся простоту, картина заложила основы современной анимации.
В 1914 году в США вышел первый мультфильм с главным персонажем, который наделен личностными качествами, — «Динозавр Герти». Его создатели использовали технологию анимации по ключевым кадрам, то есть добавляли между основными рисунками промежуточные фазы. «Динозавр Герти» считается предшественником коллекции Disney.
В Советском Союзе мультфильмы производили следующие организации:
Большинство полюбившихся людям картин вышли в 1930–1960-е годы. В то время анимация отличалась реализмом фонов и персонажей, а также несла в себе воспитательный аспект. Взять хотя бы «Снежную королеву», «Винни-Пуха», «Гадкого утенка». Несмотря на советскую цензуру, многие мультики актуальны даже сегодня, так как воспитывают в детях общечеловеческие качества: доброту, любовь и сострадание к ближним, вежливость, трудолюбие.
Почему советские мультфильмы не для современных детей, и Как среди них выбрать подходящие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несколько поколений выросло на старых, добрых (именно эти эпитеты принято употреблять в их адрес) советских мультиках, родители, впитавшие в том числе и через данные произведения кинематографа, что такое хорошо, а что такое плохо, очень часто желают поделиться с собственными детьми частичкой своего детства. Это не просто импонирует (дескать, «вот я воспитывался на них и вырос хорошим человеком и тебе, сын, включу свои мультики»), но и позволяет себ чувствовать себя отличным родителем. Но ребенок отчего-то не разделяет восторга от «Ежика в тумане» и «Кто сказал мяу», видимо уже успел пересмотреть современных «зомбирующих» мультиков. Не иначе.
Но времена меняются и некогда, безусловно, гениальные и весьма востребованные у своего поколения советские мультики, несколько не вписываются в современный ритм жизни, ее декорации, нравы, сюжеты кажутся устаревшими, а герои – неактуальными. Потому нужно понимать какие старые мультики стоит показывать современным детям, а которые – нет. Далеко не все из них подходят юным зрителям современности.
В чем главное отличие между современными и советскими мультиками
Пожалуй, главное и самое бросающееся в глаза отличие – это четкая граница между добром и злом в советских мультфильмах. Никаких полутонов и подтекстов. Волк – плохой, заяц – хороший. И весь сюжет развивается между отношениями этих двух персонажей и добро всегда побеждает зло, даже если ему приходится прикладывать массу усилий. В последнем, собственно говоря, и заключается воспитательный момент. И, несмотря на то, что взрослые способны разглядеть в поступках зайца негатив, а волку приписать и положительные качества, детская психика на такие глубокие умозаключения не способна.
Детские психологи утверждают, что это очень верная позиция, дети всегда отождествляют себя с положительным героем и если он начинает вести себя не вписываясь в рамки представления о хорошем, то ничего хорошего из такого просмотра не выйдет. К примеру, любимый всеми и известный современный мультфильм «Маша и Медведь», в нем нет «плохих» или «хороших» героев, но Маша, как главная героиня, весьма импонирует.
Но, давайте будем откровенны. Маша просто несносная капризная и эгоистичная девчонка, которая решила, что почему-то имеет право отравлять жизнь постороннему Медведю и, между прочим, откровенно мешать ему наладить его личную жизнь, всецело претендуя на его внимание. Учитывая, что маленький ребенок не может отделять частное от общего, умиляясь проказам Маши, он будет воспринимать ее поведение как норму.
Это вовсе не означает, что стоит исключать современные мультфильмы и полностью перейти на советские (к ним тоже есть вопросы, но об этом ниже), просто стоит выбирать правильные. К тому же, психологи рекомендуют смотреть мультфильмы вместе с детьми, чтобы иметь возможность правильно реагировать на ту или иную ситуацию, давая свою взрослую и авторитетную оценку происходящему на экране. Мысль, конечно, правильная, но выполнимая разве что в параллельной вселенной. Разве мультики придумали не для того чтобы разгрузить родителей, а не наоборот?
Ограничивая просмотр современных мультфильмов, можно ненароком поспособствовать тому, что ребенок выпадет из общества, ведь на героях во многом строятся основы их субкультуры. Это нужно понимать и принимать как один из этапов взросления. Кстати, мультики с человеческими персонажами психологи рекомендуют показывать детям начиная с 5 лет, не раньше.
Пластилин против компьютерной графики
Это, пожалуй, главный аргумент тех, кто выступает за советские мультфильмы, дескать, в современных очень яркая анимация и разнообразие цветов. Да, сравнивать «Пластилиновую ворону» с современными 3D мультфильмами, как минимум не честно. Но и абстрактное изображение, коими изобилуют мультфильмы из прошлого, тоже не сыграют на пользу детской психике.
Рыба с женским телом, не русалка, а именно этот странный синтез женщины и рыбы, которая призывно поет «оставайся, мальчик с нами», Мойдодыр, гоняющий мальчика по всему городу, пьяный волк, изрекший легендарную фразу, используемую во время застолий «Щас спою» … Герои, которых видят только дети, но они обитают где-то рядом: Карлсон, домовенок Кузя, тоже весьма напрягают обстановку. Знаете ли, не каждый ребенок захочет, чтобы у него под кроватью что-то заводилось, даже если это сказочный герой. Так может старые мультики кажутся добрыми лишь потому что родители смотрели их детьми и многое воспринимали именно через призму детского сознания?
Современные технологии не просто позволили создать милых героев, которые не вызывают страха у детей, а более того даже становятся их любимцами, но и делают пространство трехмерным. А экспериментов с формой, цветом и фактурой с жутким результатом хватало и в советском кинематографе. Достаточно вспомнить «Крылья, ноги и хвосты», «Рассеянный Джованни», «Большой секрет для маленькой компании», чтобы решить, что перед показом собственному ребенку мультфильмы на самом деле лучше пересмотреть самостоятельно.
Советские мультфильмы, с которыми обязательно стоит познакомить своего ребенка
Вряд ли современные дети неожиданно в своем медиа пространстве наткнуться на действительно хорошие мультфильмы времен их родителей, а потому помощь старших в этом тонком вопросе все же понадобится. Итак, с какими советскими мультиками, ставшими классическими образцами, стоит познакомить современных детей и иметь надежду, что они их оценят?
Мультик с зайцем и волком в главной роли должен был стать культовым, и он справился со своей задачей. На его создание был выделен солидный бюджет, а задача была обозначена как расплывчатое «что-нибудь смешное». Для создания были приглашены четверо молодых и амбициозных юмористов, перед которыми была поставлена задача: «достойно ответить Диснею». Курляндский, Хайт, Камов и Успенский и решили, что это должен быть сюжет-погоня. В качестве главных героев рассматривались разные варианты, но в конце-концов, остановились на привычных для русского фольклора зайце и волке.
Кстати и волк, по большому счету, собирательный образ из фольклора – дурачок, который роет яму другим, но все время попадает в нее сам. И голубоглазый заяц – олицетворение ума, красоты, доброты, великодушия и много чего еще. Кстати, заяц не сразу был так прекрасен. Первоначальные образы главных героев были весьма в советских традициях. Геннадий Сокольский, снявший первую серию, подвергся критике и не стал продолжать начатое, современных героев создал Вячеслав Котеночкин. Волка, кстати было предложено озвучивать Высоцкому, но поскольку он был угоден не всем, его кандидатура не прошла.
Федор Хитрук – создатель отечественного «Винни-Пуха», приступил к созданию мультика не видя творения Уолта Диснея, создал исключительно новых персонажей по собственной концепции и, надо сказать, они получились очень трогательными. Было нарисовано немало медвежат и поросят, прежде чем нашелся подходящий вариант. Изначально медведь был слишком мохнат, а Пятачок слишком толстым.
Пожалуй, главное, что можно вынести из этого мультика – не обязательно быть идеальным, для того чтобы у тебя были друзья, принимающие тебя таким, какой ты есть, благо компания у медведя очень разношерстная.
Кстати, этот мультфильм стоит особняком среди остальных детских мультфильмов того времени. В нем уже есть скрытая реклама (на проезжающем мимо автобусе, когда Малыш переходит дорогу), есть отсылки к прежним созданиям «Союзмультфильма». Например, грабители, вероломно снимающие с вешалок простыни, очень похожи на сыщиков из мультика про поросенка Фунтика, а родители Малыша достаточно типовые, по-крайней мере, у Дяди Федора из Простоквашино очень похожие.
Мультфильм скорее предназначен для родителей, поскольку именно им адресован главный посыл – быть внимательнее к своим детям, относиться с пониманием к их страхам и желаниям, больше им доверять и купить им, наконец, собаку.
Есть здесь и отрицательный герой – старуха Шапокляк вместе с крыской- Лариской, весь сюжет построен на том, что любому существу, даже если это Чебурашка, крайне сложно живется в одиночестве, поэтому нужно всеми силами стремиться к обществу и быть хорошим другом. Спорно насколько это актуально по современным меркам, но для советского общества было одним из основ.
Так вот, галчонок не получался. Дело дошло до того, что художники просили каждого, кто входил к ним в помещение, сделать набросок. Так и приложил руку к его созданию Леонид Шварцман – создатель мультяшного Чебурашки. Несмотря на то, что Дядя Федор – единственный персонаж, который был принят и одобрен сразу, именно он сильнее всех меняется от серии к серии.
Если отойти от ностальгических приступов, можно вдруг осознать, что Дядя Федор, подчеркнуто самостоятельный, уж слишком рано начинает жить собственной жизнью, а его родители, приличные, между прочим, люди, вовсе не кидаются искать детоньку, а предпочитают страдать по нему из квартиры. Особенно преуспевает мама, которая то и дело восклицает, что она работала и хочет отдыхать и вообще, еще платья не выгуляны, создается впечатление, что Дядя Федор уж слишком одинок. Собственно говоря, это было горькой реальностью в советском прошлом, когда родители, работающие весь день, а то и посменно, приходили домой только под вечер, пока ребенок был предоставлен весь день самому себе.
Никто не станет спорить с тем, что кинематографию и вообще все то, что показывают с экранов телевизоров, часто используют для манипуляции и воздействия на сознание. С этой задачей справлялась и советская мультипликация и главной ее целью было взращивание достойных членов социалистического общества, развитие коллективизма, патриотизма и ответственности, зачастую жертвенности. Многие сюжеты тех времен современным детям просто не понятны, да, отвечая на их вопросы можно провести много веселых совместных минут, но стоит ли оно того, ведь для них это возможно примерно также, как для родителей мифы Древней Греции.
Претензии находятся не только к современным или старым мультикам отечественного производства. Дисней и вовсе обвиняют в расизме и других ущемлениях меньшинств.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: