что можно сказать о людях слушающих рок
Почему мы слушаем рок, и как он влияет на нас?
Звучащий на всю катушку рок нравится миллионам людей. Именно сила эмоционального потрясения от песен этого жанра заставляет людей снова и снова нажимать на «repeat» и заслушивать альбомы любимых исполнителей до дыр.
Феномен рок-музыки психологи объясняют тем, что та эмоциональная раскачка, которую получают все слушатели тяжелой музыки, вызывает чувство экстаза. К тому же, глубокие смыслы песен побуждают к размышлениям на вечные темы, к рефлексии, а это способствует проработке психологических проблем и повышению самооценки.
Австралийские ученые из Университета Квинсленда выяснили, что, вопреки мнению о раздражающих и агрессивных свойствах рок-музыки, она оказывает обратный эффект:
Тяжёлая музыка не является причиной агрессивного поведения, а, напротив, помогает успокоиться и упорядочить свои мысли, справиться с раздражением и усталостью.
Исследователи приравнивают процесс прослушивания любимой музыкальной композиции к психотерапии. Слушая мелодию, человек испытывает яркие эмоции, у него активируются те же центры удовольствия в мозгу, как если бы он съел шоколад или поцеловал любимого человека.
Психологи из Оксфордского университета Брукса в Великобритании провели исследование, чтобы узнать какую музыку слушают умные люди. Оказалось, что самыми интеллектуально-развитыми оказались любители джаза, классики, рока и электронной музыки.
Нейропсихолог, профессор Анируддх Патель высказал предположение, что увлечение роком и другими музыкальными направлениями развивает умственные способности. Он акцентирует внимание на том, что нейронные сети мозга, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. Музыка их тренирует, и у человека возрастает способность к усвоению новой информации. К тому же, прослушивание экспрессивной мелодии способно в значительной степени увеличить активность эмоциональных центров и стимулировать их работу.
Людям, которые слушают рок, намного легче изучать иностранные языки, потому что они имеют определенную наслушанность и хорошо различают звуки, даже в шумной и неотчетливо различимой музыкальной среде. Как правило, любителям рока легче удается усвоить иностранное произношение.
Типы любителей тяжелой музыки
СРАЗУ ПРЕДУПРЕЖДАЮ: я не хочу обидеть никого из вас. Здесь я буду описывать не только обычные типажи. Все рассуждения мои,и я не собираюсь их вам навязывать. Так что просьба беременных детей и молодых женщин не читать 😉
Итак, тип 1: МЕТАЛИСТ.
Это брутальные ребята, одетые в кожу и джинс(ну, по крайней мере так было в 80-2000х). Слушают естессна метал. Именно метал, именно с одним «л». Причем отдают предпочтение хард-року и хеви-металу. Старый стереотип, что у каждого металюги есть свой байк уже давно устарел. В основном это не молодежь, а люди постарше, 40-50 лет. Начали слушать метал еще в молодые годы, и слушают его до сих пор. НЕ ПУТАТЬ С ТРЕШЕРАМИ!!
Тип 2: ТРЕШЕР.
В своем роде тоже металист. Но с другим характером. Для него девиз «секс, наркотики рок-н-ролл» это кредо. Для них нет другой жизни кроме пьянства и слушания быстрых рифов любимой группы. Одеваются так же как и металисты, но в отличие от них часто носят длинные волосы.
Тип 3: МЭГГОТ.
НЕ ПУТАТЬ С ГОТАМИ. Мэггот(от англ. maggot)-червь. Ему ничего не интересно, кроме концертов. АБСОЛЮТНО ЛЮБЫХ. У него только одна мысль-концерт, концерт, концерт. Им нравится окунаться в бешеную атмосферу потной и орущей толпы. Не имеют привычки одеваться одинаково, поэтому их сложно узнать при встрече в обычной уличной толпе.
Тип 4: ГОТ
Мрачные дяди и тети, хотя какие нафиг дяди и тети. в основном это подростки. Типаж довольно известный: темный макияж, темная одежда, темный мысли. типичная темнота. Слушают готическую музыку(кто бы сомневался), собираются в группы. Смысла говорить дальше нет, сами больше моего знаете.
Тип 5: ПАНК
Одетый в кожу, с ирокезом на голове и сигареткой в зубах. Ну кто это, если не панк. По стилю жизни схож с Трешером. Любит бешеные вечеринки и выпивку. Критически относится ко всему, что лично его не касается.
Тип 6: КОРЫ
Лично мой термин, обозначает фанатов (дет-, метаал-, хардкора и прочих кОров). В большинстве своем фанаты, такие же слегка тощие подростки, в больших шмотках, косящие под любимого исполнителя. Особого мировоззрения не наблюдается.
Тип 7: САТАНИСТ
НЕ НУЖНО ПУТАТЬ С ГОТОМ. Да такие тоже встречаются, хот я и в малом кол-ве. Одетые в черные вещи с изображением крестов, пентаграмм и прочей атрибутики типичного некроманта, слущающие дарк-метал. НЕ ФАНАТЫ, НО ФАНАТИКИ.
Тип 8: АНАРХИСТ
Наш аналог Трешера.
Тип 9: БЫДЛО-РОКЕР
Особый тип Анархиста. Абсолютно без мозгов и совести. Слушает свои песенки ночью, на всю громкость и под окнами жилых домов. По поведению сложно отличить от ебланов на заниженых тазах, слушающими АК.
Тип 10: АЛЬТЕРНАТИВЩИК или СПОКОЙНЫЙ
Человек слушающий альтернативные направления рока и металла. АБСОЛЮТНО неотличим от обычного человека. Вкусы варьируются. Спокоен и незаметен, к этому в основном и стремится.
Тип 11: РАЦКЕР
Ну наконец-то, всем известный тип. Подросток слушающий рок, метал. Орет об этом при любой возможности. На стенах в соц. сетях видны посты типо :»Святой рок» и «Кто не слушает святой рок недостоен жить и вообще ЛАШАРА». Бесит этот типаж ну просто нереально. Может идти по улице слушая музыку на всю громкость без наушников и НИИПЕТ.
Тип 12: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
Слушает АБСОЛЮТНО все направления тяжелой и экстремальной музыки. И впрочем не брезгующий и другими направлениями вроде классики. В общем типичный меломан.
Что можно сказать о людях слушающих рок
«В докладе Л.П. Новицкой и В.В. Дубовика (Минск) экспериментально показано воздействие основных параметров музыки различных стилей на психическое состояние слушателей. Сравнительное изучение классической музыки и музыки «рок-диско» показало, что прослушивание классической музыки не только благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, но и увеличивает объем краткосрочной памяти, цветовосприятие, создает мотивацию к словарной деятельности, повышает качественную и количественную продуктивность речи. Между тем рок-музыка облегчает двигательные реакции, ухудшает зрительное восприятие, уменьшает цветовосприятие, сужает память, отмечается эмоциональное безразличие, тенденция к агрессивности.»
Но описание слишком мало, я бы не относился к этому серьезно.
«Под воздействием поп-музыки подавляется «культурный» слой эмоций и высвобождаются инстинктивные влечения, в некоторых случаях чувство страха обостряется, усиливается.»
«Практически у всех испытуемых при наличии у них выраженных проявлений дистресса рок-музыка и другая подобная монотонно-ритмичная музыка ухудшала самочувствие.»
Л.А.КИТАЕВ-СМЫК. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. АМН СССР. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1983.
«Под действием рок-музыки зарегистрировано увеличение объема кратковременной памяти при восприятии цифрового материала и снижение его на образный материал. При воздействии классической музыки отмечается увеличение объема кратковременной памяти на образную информацию и отсутствие достоверных изменений в объеме кратковременной памяти на материал. На основе полученных данных автор делает вывод о том, что воздействие рок- и диско-музыки сопряжено с функционированием левого полушария головного мозга, а воздействие классической музыки в большей степени связано с функционированием правого полушария.»
О чём расскажет музыкальный вкус?
Хотите лучше понимать себя и окружающих, быть привлекательным в глазах противоположного пола и строить крепкие отношения? – Далеко не последнюю роль в этом играют ваши музыкальные предпочтения! Оказывается, они зависят от пола, возраста, убеждений, уровня интеллекта, сексуального темперамента и множества других факторов. Составьте свой музыкальный портрет!
Для чего вообще мы слушаем музыку?
Прежде всего, ради удовольствия! Известно, что прослушивание любимых композиций вызывает у человека выработку гормона дофамина, приносящего ощущение комфорта. Исследования показали, что любимая музыка воздействует на тот же «центр удовольствия» головного мозга, который проявляет активность при наркотическом и алкогольном опьянении и при половом возбуждении.
Кроме того, в молодости музыка становится символом, идентифицирующим личность человека и его принадлежность к определенной социальной группе. По музыкальным вкусам мы судим других, а также используем музыку для самовыражения. Музыка отражает наши ценности и жизненную позицию: рок связан с социальной активностью и бунтарством, а поп музыка – с акцентом на гендерные роли и конформизмом. Люди, которые любят джаз, блюз, классику или фолк, как правило, либеральны в своих взглядах и более открыты для экспериментов.
Музыка и уровень IQ
В ходе исследований с участием 36 тысяч человек из разных стран мира выяснилось, что интеллектуальное развитие человека непосредственно связано с его музыкальными предпочтениями. Хип-хоп, r’n’b и рэп нравился испытуемым с самым низким уровнем IQ. На втором месте по развитию интеллекта оказались любители классической и симфонической музыки. К удивлению исследователей, самыми умными пришлось признать тех, кто увлекался тяжёлым роком.
Музыка и самооценка
Профессор Адриан Норт, глава кафедры прикладной психологии университета Хэриот-Уотт в Эдинбурге, рассказал о том, какие качества характера характерны для любителей разной музыки.
Блюз, джаз и соул предпочитают люди с высокой самооценкой, коммуникабельные, мягкие и спокойные. Классическую музыку слушают те, кто также не жалуется на самооценку, однако эта категория – замкнутые, погруженные в себя люди. Высокая самооценка свойственна также для любителей оперы (вместе с мягкостью), рэгги (плюс леность, коммуникабельность, спокойствие, мягкость) и рэпа (коммуникабельность).
Средний уровень самооценки выявили те, кто предпочитает слушать кантри, вестерн (кроме того, они трудолюбивы и коммуникабельны) и танцевальную музыку.
Склонны к занижению своих способностей любители стилей инди (они, вдобавок ко всему, не склонны к труду и обычно беспокойны), хард-рока и тяжелого метала.
Музыка и привлекательность
Интересно, что страсть женщин и мужчин к музыке кантри делает их менее привлекательными в глазах противоположного пола: очевидно, мужчины при этом выглядят добродушными и неамбициозными провинциалами, а женщины как бы теряют свою «загадочность», изысканность и претендуют скорее на дружеские отношения, чем на романтические.
Любовь к классической музыке и року оказывает различное влияние на сексуальный интерес, в зависимости от пола. Так, мужчины, слушающие рок, кажутся девушкам более сексапильными, а мужчины восхищаются женщинами, которые слушают классику. Впрочем, картина может быть и противоположной: меломан-эстет может запросто заинтересовать любительницу агрессивной музыки – как говорится, был бы контраст.
Музыка и сексуальный темперамент
Любители рока способны страстно заниматься сексом всю ночь, причём не имеет значения, идёт речь о мужчине или о женщине: это так называемые «люди-альфа», то есть обладающие высоким уровнем доминантности.
Более мягкие «люди-бета» предпочитают классическую музыку и всё, что наталкивает на философские размышления, творчество и созидание.
Те, кто предпочитает поп-музыку, выбирают женщин с идеальными формами. Они пытаются получить удовольствие сами и удовлетворить партнёршу.
Джаз слушают чувственные и раскрепощённые люди, которые любят пробовать в сексе новое.
Любители соула и r’n’b-ранимы и стремятся к стабильности; мужчины ищут в женщине мать и хорошую жену.
Мальчики направо, девочки налево
Нравятся женщинам, но вызывают раздражение мужчин: Дима Билан, Сергей Лазарев, английский поп-музыкант Джеймс Блант, Джастин Бибер, Кэт Стивенс, Джастин Тимберлейк, Дженис Джоплин, «Take That» (популярная в первой половине 90-х группа). Нравятся мужчинам, но ненавистны женщинам: «Led Zeppelin», «The House Of Love», Нейл Янг…
Музыкант и психолог Раймонд Макдоналд из Глазго считает, что одной из причин отличий музыкальных вкусов является принципиально разная реакция женщин и мужчин на музыку. Мужчины имеют потребность признавать значимыми, проверенными временем свои музыкальные предпочтения, а так же систематизировать свои познания в музыке.
У прекрасного пола этого нет: немного найдется музыки, которую женщины когда-либо считали любимой, и которая выдержала бы испытание временем. отличается от реакции мужчин, пишет газета. Женщины просто думают: «Ах, как мне нравится эта песня», поскольку воспринимают окружающий мир чувственно, не стремясь анализировать жанр и прочие тонкости музыкальной композиции (впрочем, из этого правила есть исключения).
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?
Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.
Психология: связь музыкального вкуса и типа личности
Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.
Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):
Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.
В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.
Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.
Фото Tony Smith CC
Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.
Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.
Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.
Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).
Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.
Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.
Культурная подвижность против эволюционной предопределенности
Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.
Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.
Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.
Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.
Фото Steve Snodgrass CC
Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».
Социология — правильный ответ?
Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.
Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.
Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.
Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.