что можно сделать с гитарой
Что сделать с гитарой после покупки
Наступил этот день, и вы наконец купили себе первую электрогитару. Естественно она новая, никем не использованная и висела в магазине. Ну и конечно же, вы не стали брать дорогой инструмент, потому что денег мало, да и новичок же еще. Дело в том, что недорогие бюджетные инструменты, которые покупают 90% начинающих гитаристов, очень часто висят в магазине неотстроенными. То есть, струны слишком высоко, анкер расслаблен и т. д. Это все вносит лишние неудобства в игру на гитаре. А если брать во внимание то, что новичок и так играть не умеет, то такие вот «косяки» могут напрочь отбить желание заниматься. Поэтому в этой статье я детально распишу комплекс мероприятий, которые нужно будет провести с только что купленной новенькой гитарой. Что ж, начнем, господа!
Подготовка
Для начала нам понадобятся немного инструментов. А именно, 2 ключа шестигранника. Один побольше, для регулировки анкерного стержня, второй поменьше для регулировки седел бриджа. Но если у вас фиксированный бридж, то понадобиться только ключ для анкера. Эти ключи скорей всего будут в комплекте с вашей гитарой. Обязательно проверьте их наличие, если вдруг их не будет, обязательно приобретите.
Также для настройки гитары нужен тюнер. Можете купить дешевый тюнер-прищепку в этом же музыкальном магазине. Ну а если влом тратить деньги, то можно скачать программку на свой смартфон. Хотя он менее точен и не всегда удобно с его помощью настраивать. Например, в шумных местах это довольно проблематично.
Еще нам понадобиться немного машинного масла или лучше графитовой смазки. Ей мы смажем фурнитуру гитары.
Сразу купите в магазине новый комплект струн. Как подобрать струны, читайте здесь. Не скупитесь, заводские струны совершенно не звучат и долго не простоят.
Теперь, когда все есть под рукой, приступим к нашим послепокупочным мероприятиям.
Подготавливаем гитару
Шаг 1
Надеюсь, новые струны вы купили, поэтому безжалостно снимаем старые и выкидываем в мусорку. Теперь проверьте колки. Если они болтаются на голове грифа, то стоит их подтянуть гаечным ключом.
Шаг 2
Далее переходим к грифу. Чтобы лучше игралось, протрите его от пыли. Вполне возможно, что ваша гитара долгое время висела на стенке в магазине и покрылась пылью и жирными отпечатками пальцев людей, которые на ней играли, но не купили.
Проведите внутренней стороной ладони вдоль грифа по ладам. Лады не должны торчать и царапать руку. Если это происходит, то берем надфиль (это такой маленький напильник) и аккуратно подтачиваем кончики ладов. Если надфиля нет под рукой, то вполне может подойти пилка для ногтей.
Шаг 3
Посмотрите на корпус гитары. Если у вас есть пикгард, как на стратоподобных гитарах, то скорей всего он в пленке. Она совершенно ни к чему, поэтому сдираем ее.
Шаг 4
На этом шаге мы смажем верхний порожек и седла бриджа. Аккуратно иголочкой нанесите немного масла на пропилы в верхнем порожке. Делается это для того, чтобы струна не закусывалась. Также промажьте седла в бридже. Еще я рекомендую смазать сами винты, потому что от пота и грязи с рук они могут со временем покрыться ржавчиной.
Шаг 5
И только теперь, после всех этих нехитрых действий, можно поставить струны. Натягиваем струны и настраиваем гитару по тюнеру.
Шаг 6
Регулируем прогиб грифа с помощью анкерного стержня.
Что можно сделать с гитарой
Эта статья была написана нами много лет назад и в 2017г. является несомненным анахронизмом. Но она так же является документом эпохи, поэтому вовсе выбрасывать ее с сайта жалко. Поэтому мы сохраним ее для истории, но предупреждаем, что нижеизложенное касается только дешевых фабричных гитар российского (точнее: советского) производства. Даже дешевые гитары китайского происхождения устроены иначе, и подход к ним иной. Эпоха нынче иная, и от потребителя требуется быть не столько слесарем, сколько юристом и сутягой.
Из такой гитары можно попробовать сделать музыкальный инструмент. Это потребует определенного навыка и некоторых нехитрых приспособлений. Результаты могут быть самые неожиданные,- автор этих строк, например, сделал из самарского “вестерна” чудный ситар с очень интересным, абсолютно негитарным звуком. Если серьезно, бобровскую гитару не превратишь в Ибанес, но можно сделать так, чтобы она строила на ладах и не резала руки.
Сразу после покупки надо проделать следующее:
сняв старые струны, положите гитару на колени и длинным ровным бруском для точки ножей пройдите по ладам. Ближе к 12-15 ладу нажимайте сильнее, 1-2 лад можете вообще не задевать. Старайтесь не заваливать брусок вправо-влево, вести его параллельно плоскости грифа. Равнять надо до тех пор, пока на всех ладах (кроме №-1-2) не появятся сверху светлые полоски. Несколько ладов обязательно останутся не прошлифованными целиком, не надо пилить все остальные до их уровня. Лучше взять стамеску и немного приподнять низкие участки. Действуйте осторожно, не выдергивайте весь лад целиком! Бруском же проверьте, достаточно ли приподнят лад, осадите поглубже, если надо. Шкуркой средней грубости пройдите лады, чтобы “заовалить” острые края (обязательно зашлифуйте торцы ладов, иначе будут царапать руки!) Доведите мелкой шкуркой. Не бойтесь испортить накладку на грифе: на большинстве дешевых гитар вообще нет никакой накладки, а лады сажаются прямо в ручку грифа. Вместе с тем, не переусердствуйте, не переточите лады слишком сильно. Описанная операция обязательна для любой гитары дешевле 100$. Любимое народом подпиливание надфилем отдельных ладов ни к чему хорошему не приводит. На самарских, бобровских и питерских гитарах стоит вполне качественная ладовая проволока, возни с ней мало. На борисовских гитарах стоит очень слабая, мягкая проволока с маленьким корешком, ее запросто можно сточить до нуля, не заметив. Большинство других производителей использует очень грубую латунную проволоку: точить ее – не переточить. Некоторые заводы сами ровняют лады – это видно по плоским участкам ладов, их надо все же пройти разок, но не очень энергично.
натяните струны и “примерно” настройте гитару. Если гриф на винте, поднимите или опустите гриф. Почти все гитары давно уже выпускаются с винтом под отвертку, но иногда попадаются четырехгранные винты. Если у вас нет ключа под такой винт, можно попробовать зацепить его узкими круглогубцами или даже пинцетом. При этом нажать на гриф ПРОТИВ натяжения струн.
если трудно зажимать аккорды на 1-3 ладу, надо опустить струны на верхнем порожке, углубив прорези в порожке с помощью узкого грубого надфиля. Здесь главное – не перестараться, ибо, как известно, “фарш невозможно провернуть назад”. Подпиливать надо не параллельно плоскости грифа, а с небольшим уклоном в сторону колка. Каждую струну подгонять отдельно. Если все же переборщили, и струна звенит на 1 ладу, можно попробовать подложить маленькую плотную бумажку внутрь прорези под струну или капнуть туда расплавленной пластмассой или эпоксидкой. В тяжелых случаях придется отрывать порожек и подкладывать под него кусочек шкурки, а то и вовсе менять порожек.
еще одна маленькая хитрость. Основана на известном факте, что амплитуда колебаний толстых струн больше, чем тонких. Если в подструнник вставлена “косточка” в виде полоски пластика (Самара,Ижевск, Шихово, почти весь импорт), ее надо извлечь, придать ей форму клина и установить высокой стороной под толстые струны. Если вместо “косточки” вбит отрезок ладовой проволоки, его надо осторожно приподнять стамеской и подсунуть (с басовой стороны) кусочек синтетической струны или что-нибудь в этом роде. Потом осадить обратно, добившись, чтобы под басами он стоял выше.
часто случается, что 1 или 6 струна уходят на самый край грифа, оттого, что подъемный гриф не параллелен струнам. Надо ослабить струны, отпустить винт грифа, с силой оттянуть гриф против струн и в просвет между пяткой грифа и гнездом корпуса всунуть обычную спичку (с той стороны, где струны уходили за гриф). Иногда спички недостаточно и надо найти щепину потолще. Потом сильно придавить пятку в гнездо, поднять гриф винтом, подтянуть струны. Хвост спички отрезать ножом. В особо тяжелых случаях придется совсем выкручивать винт, снимать гриф и вклеивать в гнездо деревянный клин.
если пятка подъемного грифа чуть меньше гнезда, полезно бывает слегка повернуть гриф “к себе”, это равносильно установке клиновидной косточки.
отдельно надо сказать о вклейном грифе. На “классике” он никак не управляется, а на разного рода “вестернах” существует анкерный стержень, головка которого выходит сверху, возле колков (“Трембита”) или снизу, внутри корпуса (“Реноме”). В последнем случае его видно через резонаторное отверстие. При закручивании анкерный винт натягивается и (теоретически) отводит гриф назад, разгибает его. На практике от анкера очень редко удается добиться хоть какой-то пользы (особенно на “Трембите”). Крутить его надо осторожно, предварительно отпустив струны. После натяжения или ослабления дать время отстояться ( хотя бы час-два). Обратите внимание, что грифы на эстрадных гитарах принимают нужную форму только при полном натяжении струн, не раньше.
Проделав все эти операции, настройте гитару (пока струны “плывут”, вам придется проделывать это не раз). Попробуйте поиграть. Если что-то не устраивает – вернитесь к инструкции. Еще замечу, что описанные операции рекомендуются без особых оговорок только для отечественных фабричных или дешевых импортных гитар, дорогие качественные инструменты требуют совершенно другого подхода, и в этом случае самое верное – обратиться к гитарному мастеру.
Любая гитара (даже дешевая) обладает некоторой индивидуальностью, характером. Некоторые приемы игры гитара будет любить больше, чем другие. Нет смысла требовать от нее невозможного, но при правильном отношении вы получите музыкальный инструмент, пусть неказистый, зато надежный и живучий. И потом, скажу честно, 8 из 10 гитаристов, разглагольствующих о достоинствах “Евроклассика”, могли бы играть на шиховской гитаре без всякой потери для слушателей.
Теперь о дефектах и прочих проблемах.
гитара звенит, бьет на ладах. Опять же отсылаю к предыдущему тексту. Если все сделано, но биение остается, посмотрите еще раз профиль грифа (сбоку вдоль грифа со стороны колков). Вогнутый или выгнутый гриф в вашем случае дешевле выбросить. Попробуйте поговорить с мастером. Замечу, что избежать биения синтетических струн практически невозможно, таково свойство материала.
гитара “гудит” (особенно на басах). Скорее всего отклеилась пружина – ребро жесткости. Надо сунуть руку внутрь корпуса, пошевелить пружины. Если найдете, можно попробовать приклеить (например ПВА). Это непросто, поскольку все приходится делать вслепую одной рукой. Ухитрившись залить клей в нужное место, пружину надо поджать изнутри распоркой, или струбциной, если струбцина достанет. Очень рекомендую способ прижима продумать заранее, до нанесения клея.
колковая механика в большинстве случаев ремонтируется методом замены дефектных деталей. Существует много разных типов и стандартов механики, если найдете похожий – попробуйте сменить. Обратите внимание, что межосевое расстояние на отечественных колках (40 мм) отличается от расстояния на импортных колках (35 мм).
Несколько советов.
Не используйте одновременно струны из разных комплектов. Если меняете – меняйте все струны сразу.
Не устанавливайте на акустическую гитару электрогитарные струны. “Стринговские” струны “Соло” могут уничтожить вашу гитару за очень короткий срок (из-за своей жесткости). Струны “Эмузин”, несмотря на красивую упаковку, почти всегда имеют струну №-3 из проволоки без навивки, поэтому в принципе не могут строить на акустике.
Если гитара дешевая, а денег на нормальный чехол нет, сделайте сами. Из куска плотной ткани (лучше брезента) сшейте прямоугольный мешок в размер гитары, сверху заверните полосу и вставьте шнур-затяжку (как на вещмешке). Для удобства переноски вшейте снизу мешка прочный пояс или шнур. Гитара укладывается в мешок (корпусом вперед), мешок затягивается, а свободный конец пояса обвязывается “удавкой” вокруг грифа ближе к пятке. Получается чехол с ремнем, носить его лучше грифом вниз.
Заведите камертон, можно простейший – свистульку с язычком. Это спасет вас от сильных промахов и обрывов струн при настройке.
Итак, остается только пожелать вам успехов в нелегком деле приручения отечественной гитары.
Главной родовой особенностью советского производства вообще (и производства гитар в частности) является принцип “полуфабриката”, т.е. выпуска товаров, пригодных к употреблению только после существенной доделки и переделки силами покупателя. Подразумевается, что за небольшую цену вы приобретаете набор “Сделай сам”, из которого при должном навыке можно изготовить что-нибудь подходящее. При отсутствии навыка вы можете обратиться к “специалисту” и опять же за небольшие деньги сделать то же самое с его помощью. Поэтому при покупке отечественной гитары в магазине возгласы: “Фу, она не строит. ” или “Она дребезжит” свидетельствуют только о непонимании вышеизложенного принципа. Безнадежный брак можно вычислить сразу или в пределах гарантийного срока. (И потом, для особо нежных всегда есть выход: пойти в “Петрошоп”, купить “Гибсона” или “Фендер” на худой конец). Автор этих строк за последние годы перещупал сотни или даже тысячи дешевых гитар. Среди них попадались очень интересные ( в смысле звука и даже дизайна иногда) экземпляры. Могу сказать точно: если вы не профессиональный музыкант, не безнадежный эстет, не попсовый певец, не бандит, не олигарх, а всего лишь хотите купить гитару для души или для любимого чада (которое эту гитару может забросить через полгода на дальние антресоли и забыть навсегда) и лишних денег у вас нет,- сходите в гитарный магазин, а лучше позвоните нам или пошлите письмо.
И вы найдете гитару, из которой вполне можно сделать музыкальный инструмент.
Некоторые правила при покупке дешевой гитары.
1. Если есть возможность, возьмите с собой в магазин знакомого гитариста, пусть даже не очень профессионального. Многие дефекты нельзя обнаружить, не поиграв на гитаре, а продавцы могут и не удосужиться проверить инструмент как надо.
2. Определитесь для начала, что вы хотите купить, для какой цели и сколько денег вы готовы потратить. Если вам нужна гитара для музыкальной школы, имейте в виду, что редкая из отечественных гитар пригодна для установки синтетических струн. Есть всего несколько моделей (в Самаре, Ижевске и Шихове), которые можно использовать для этой цели. Конечно, такие струны легко натянуть на любую гитару, но пользы будет немного. Наличие деки из резонанса еще не говорит о хороших акустических свойствах инструмента. Попадаются целиком фанерные гитары, которые звучат лучше деревянных (удивительно, но факт). Если гитара предназначена ребенку, оцените ее вес и форму грифа ( на Борисовских гитарах установлен гриф, пригодный для штангистов и трактористов, но не для руки подростка). Имейте в виду, что большинство фабрик комплектует гитары наидешевейшими медными струнами, с которыми проблемы возникнут даже у “Гибсона”. Вообще, смотрите на гитару только с точки зрения того, что из нее можно сделать впоследствии.
3. Определившись с моделью, внимательно осмотрите гитару. Перечислю дефекты, наличие которых однозначно говорит о том, что эту гитару брать нельзя:
трещины на деке вдоль волокон или неплотные стыки дощечек резонанса, сильный косослой, заметные синюшные пятна. Особенно скверный резонанс употребляет Самарская фабрика, но склеен он прочно, в Боброве и Борисове резонанс получше, зато качество склейки значительно хуже. На львовской “Трембите” резонанс никогда не досушивают до кондиции. Иногда трещины сразу не заметны, но в “блике” видны неровности и напряжения лака.
кривой асимметричный корпус, криво приклеенная подставка, трещины на пятке грифа.
посмотрите вдоль края грифа со стороны колков. Линия должна быть прямая, без плавных загибов вверх, вниз.
натяните струны, проверьте колковую механику, ее дефекты выявляются при достаточном натяжении струн, не раньше.
4. Излечимые дефекты, наличие которых чаще всего не является помехой для покупки:
биение струн о лады, дребезжание,
небольшое уклонение оси грифа от направления струн,
большая или малая высота струн над грифом ( особенно если гриф подъемный на винте),
чрезмерная жесткость струн у первых ладов,
Лучше просмотрите несколько инструментов, но перебирать десятки гитар не имеет особого смысла, если только вы не обладаете богатым опытом и феноменальным слухом.
5. Обязательно возьмите с собой кассовый чек! В течение примерно полугода вы сможете обменять гитару в этом магазине (в случае явного заводского брака).
Ремонт гитары своими руками, правила ухода
Ремонт гитары. Общая информация
Любой гитарист в какой-то момент сталкивается с тем, что с его инструментом становится что-то не так. Он перестает строить, аккорды зажимаются тяжелее, или же он просто видит трещину прямо на корпусе, из-за которой играть на гитаре становится совершенно невозможно. В данной статье мы подробно рассмотрим все распространенные проблемы, требующие ремонт гитары, а также дадим практические советы по тому, как решить их в домашних условиях. Стоит сказать, что в список включены исключительно поломки, которые можно исправить без мастера. Если у вашей гитары отломилась голова и у вас нет навыка и инструментов для того, чтобы ее починить – лучше всего будет обратиться к профессионалу.
Распространенные поломки грифа гитары
Исполнители часто сталкиваются с неполадками на грифе инструмента. Некоторые из них можно устранить самостоятельно:
Желательно знать, как гриф крепится к гитаре. Это облегчит процесс починки.
Искривление грифа
Трещины в деке
Серьезная проблема, которая не только ухудшает внешний вид инструмента, но и влияет на звук. Сколы и трещины обычно появляются на углах корпуса, где гитара наиболее уязвима воздействиям извне.
Трещина в накладке на гриф
Серьезная проблема, которая возникает из-за механических повреждений или природного воздействия на гитарный гриф – например, дерево сильно высохло. Тем не менее, ее можно устранить ремонтом гитары в домашних условиях.
Повреждение порожка
Со временем любые гитарные порожки приходят в негодность. Они могут сточиться, или же просто сломаться из-за микротрещин. В любом случае, такой дефект не позволяет играть на инструменте, и его нужно ликвидировать.
Повреждение колков
Еще один повод для ремонта гитары – сломанные колки. Из-за их повреждений гитара перестает держать строй, и вам придется постоянно подстраивать инструмент для того, чтобы он хоть как-то звучал.
Лады выступают за гриф
Не совсем поломка, однако, важный аспект, который стоит ликвидировать как можно скорее. Проблема свойственна заводским гитарам, в которых лады могут немного выступать за боковую сторону грифа. Это может привести к дискомфорту при движении по нему, а также царапинам и неприятным ощущениям от игры.
Сточившиеся лады
От длительного контакта со струнами у вас могут сточиться лады. Это приведет к тому, что инструмент также перестанет строить и звучать так, как нужно. Для того чтобы исправить это, нужно поменять старые лады на новые.
Большая или маленькая высота струн
Эта проблема – скорее следствие изменения прогиба грифа гитары или установки неправильных порожков на инструмент. Высота струн – важный аспект, который сильно влияет на комфорт от игры, за ним необходимо следить и в случае необходимости – производить регулировку.
Необходимые инструменты для домашнего ремонта
В зависимости от задачи, которая перед вами стоит, набор может меняться как в большую, так и меньшую сторону.
Особенности ремонта акустики
Конструктивно акустика проще электрогитары, однако имеет корпус-резонатор. Нарушение его геометрии и целостности может негативно отозваться на звучании. Поэтому главный принцип при ремонте акустических и классических гитар – не навредить. При этом ошкурить, затереть и залакировать деку и гриф акустики обычно легче, чем электрогитары.
Как заменить гитарные колки
Стоит сразу сказать о том, что гитарные колки нужно менять всем комплектом, а не по одному.
Ликвидация трещин в накладке
Для того чтобы это сделать, вам потребуется пыль от дерева, из которого сделана накладка. Приобрести ее можно в специальных магазинах.
Обратите внимание на то, что сначала стоит обработать накладку бумагой с большим зерном, и потом уменьшать его размеры. Трещина постепенно пропадет по мере шлифовки.
Как отрегулировать высоту струн
Главная проблема регулировки высоты струн на акустической гитаре – это отсутствия бриджа. На не электрических инструментах решить проблему слишком большого или маленького расстояния между струнами и грифом можно несколькими способами:
Шлифовка ладов
Шлифовка ладов – наиболее простой процесс. Проведите ладонью по ребру грифа. Если вы чувствуете, что ваша рука цепляется за лады, то обработайте выступающие части небольшим напильником или пилочкой для ногтей, пока не перестанете чувствовать, что они выступают за границы.
Как поменять порожек
В случае если вы имеете дело с заготовкой под порожек, то при замерах можете ориентироваться на следующие величины:
Замена ладов
Это процедура ремонта акустической гитары потребует сноровки, однако если все делать осторожно, то это можно сделать без проблем в домашних условиях.
Особенности ремонта электрогитары
В отличие от акустики, при ремонте электрогитары может потребоваться пайка – для замены гнёзд, звукоснимателей, регуляторов и прочих электронных элементов. Пайку производят паяльником средней мощности (40 – 60 Ватт) c применением канифоли. Кислоту использовать нельзя – она может разъесть тонкие контакты и навредить древесине.
Экранирование
Экранирование гитары позволит вам уменьшить общий фон, который издается электроникой. Экранирование возможно фольгой или графитом.
Замена звукоснимателей
После этого подключите гитару и постучите по датчикам. Если все сделано правильно – то во время стука по магнитам вы будете слышать звук из динамика.
Особенности ремонта бас-гитары
Ремонт бас-гитары мало чем отличается от стандартного обслуживание электронных инструментов. Главная неполадка бас-гитар – проблемы с грифом, так как толстые струны оттягивают его очень сильно. Иногда помогает замена анкера, который тоже способен погнуться или сломаться. Для этого снимают накладку и добираются до фрезерованного канала, куда установлен анкер.
Общие правила хранения гитары
Гитаристы ленивы по своей натуре. Для экономии сил и времени, научитесь правильно хранить инструмент. Здесь несколько правил:
Общие советы по уходу за гитарой
Самой распространенной проблемой с гитарами является постоянное расстраивание инструмента, проявляющееся как у новых, так и старых инструментов. Причиной нестроевича являются неправильный уход за гитарой, не аккуратное хранение инструмента и неподходящие струны.
Любые струны со временем струны растягиваются, поэтому их нужно держать в тонусе. Возьмите струну в районе 8-12 лада и оттяните ее от грифа. Эта процедура благоприятно воздействует на струны, а гитара лучше держит строй.
Оттяните струну и подержите ее несколько секунд. Гитара будет лучше держать строй.
Тонкие струны (0,008 дюйма или восьмерка) подходят для партий соло-гитары, но слабая степень натяжения понижает стабильность гитарного строя. Эту проблему можно решить блокировкой бриджа и топ-лока, но лучше стараться ставить самые толстые струны. Дополнительно струны суперлегкого натяжения воздействуют на голову грифа, что приводит к нестроевичу. Ищите струны такой толщины, при которой сможете добиться баланса между силой натяжения и сопротивлением гитарного грифа.
Гитары моделей Telecaster, Stratocaster, Les Paul и SG разрабатывались в 1950-1960-х, задолго до появления струн суперлегкого и легкого натяжения. Тем не менее, большинство гитар оснащаются струнами толщиной 0,009 дюйма. Добиться большей стабильности строя на Stratocaster и Telecaster можно посредством установки струн толщиной 0,010 или 0,011 дюйма, а на Les Paul и SG – 0,011 и 0,012 дюйма.
Улучшить держание строя инструмента можно обычным карандашом, который есть у каждого дома. Прокрасьте бороздки верхнего порожка перед установкой. Графит способствует более плотному контакту струн с бороздками, а также не даст струнам свободно перемещаться в них.
Гитары изготавливают из дерева. Под воздействием температур и окружающей среды дерево сжимается и расширяется. Со временем это приводит к ослаблению болтов крепления ремня, что может стать причиной падения инструмента с большой высоты. Уход за гитарой уместно начинать с проверки надежности крепления этих винтов.
Болты крепления грифа к корпусу гитары со временем растягиваются. Регулярно проверяйте надежность крепления.
Если крепление грифа гитары к корпусу выполнено с помощью болтов, проверьте надежность крепления. Недостаточно плотно прикрученный к деке гриф портит гитару и строй инструмента. Затягивайте крепежные болты аккуратно, но не применяйте грубую силу, чтобы не сорвать головку болта.
Если гитара оснащена тремоло-системой (вибрато, машинкой), убедитесь в чистоте звука. Аккуратно раскачивайте тремоло и слушайте звучание инструмента – гитара не должна издавать скрипов и тресков.
Уход за гитарой: регулировка анкера
Анкер или анкерный стержень (англ. Truss Rod) – металлический стержень внутри грифа гитары. Толщина стержня составляет около 4-6 мм. Один конец анкера фиксируется, а на втором располагается специальный регулировочный болт, изменяющий силу натяжения анкера и степень прогиба грифа. На электрогитарах болт обычно располагается у головы грифа, а на акустических инструментах – у пятки грифа.
Стержень предохраняет гриф гитары от сгибания под натяжением струн, поэтому чаще всего используется на акустических и электрогитарах с металлическими струнами. Также при помощи анкера регулируют степень прогиба грифа под удобный для гитариста уровень.
Анкер может устанавливаться двумя способами:
Регулировка анкера – простая задача. Успешность операции зависит от аккуратности выполнения регулировки: лишняя сила сломает стержень и повредит накладку.
Когда надо регулировать анкер и как это сделать?
Настройте гитару в нужный строй и установите новый комплект струн. Положите гитару так, чтобы ничего не давило на гриф гитары. В противном случае это негативно повлияет на прямоту грифа.
Зажмите рукой гриф на 1 ладу, а другой рукой – в районе 16-18 лада. Не отпуская рук, оцените расстояние между струнами и верхом 6-7 лада. Как правило, максимальный прогиб грифа приходится на это место.
Если зазор между струнами и ладами составляет около 0,2-0,3 мм, регулировка анкера не нужна. Такое расстояние считается оптимальным для большинства инструментов, но не является строгим правилом. В зависимости от диаметра струн, стиля игры гитариста, предпочитаемого строя и других индивидуальных особенностей, это расстояние можно изменять в большую сторону.
Расстояние от верха лада до струн должна составлять 0,2-0,3 мм.
Если зазор составляет больше 0,3 мм, понадобится регулировка анкера. Найдите регулировочный болт и с помощью шестигранного ключа или плоской отвертки ослабьте или усильте натяжение анкера.
Когда зазор меньше 0,2-0,3 мм, анкерный болт нужно ослабить, повернув против часовой стрелки. В случае, если зазор больше этого расстояния, болт нужно подтянуть, повернув по часовой стрелке. Любой незначительный поворот болта влияет на прямолинейность грифа. Будьте очень аккуратны: не делайте больше ¼ поворота за раз!
Регулировка анкера изменяет высоту струн. Ни при каких обстоятельствах не изменяйте высоту струн вращением анкерного болта! Так вы повредите гитару.Изменить расстояние от ладов до струн можно только через настройку струнодержателя (бриджа) и мензуры!
Регулировка анкера проявляется не сразу, поэтому не торопитесь настойчиво крутить анкерный болт. Подождите 30-60 минут, а затем проверьте результат настройки.
Уход за гитарой: чистка накладки из палисандра
Активная игра на гитаре загрязняет лады, даже если вы всегда моете руки перед едой игрой. Причиной возникновения грязи на ладах гитары является наш пот, появляющийся от наших рук. Выглядят такие лады отвратительно, да и грязь негативно влияет на древесину.
Лучшее средство для ухода за гитарным грифом с палисандровой накладкой – лимонное масло. Масло очистит древесину и впитается в нее, что обеспечит дополнительную защиту.
Как почистить гриф гитары?
Нанесите пару капель масла на все лады инструмента и дайте ему немного впитаться. Затем возьмите сухую тряпку и хорошо протрите каждый лад.
Такой способ чистки подходит только для палисандра, из которого изготавливается большая часть накладок на гриф. Если накладка грифа сделана из клена, черного дерева или других пород, лимонное масло повредит структуру дерева.
Обслуживание тремоло-системы (машинки, вибрато)
Протирайте тремоло-систему после каждой игры на гитаре. Самая большая угроза для тремоло – пот от рук, негативно сказывающийся на металлических частях системы.
Помните, что отдельные части тремоло изнашиваются со временем. Если система не держит строй, проверьте “ножи” – они могли износиться или затупиться. В случае затупления, замените их и смажьте небольшим количеством машинного масла.
Смажьте механизм ручки тремоло, чтобы избежать скрипа.
Без своевременной смазки, болты микро-подстройки будет сложно повернуть. Выкрутите их и капните немного машинного масла на резьбу.
Всегда проверяйте седла на предмет коррозии или трещин. Удалить коррозию помогут специальные средства или обыкновенная кока-кола. Положите седло в стакан с кока-колой или оберните ржавчину тряпкой, смоченной колой. Через сутки коррозия должна уйти. Если же седла потрескались, то их лучше заменить.
Обслуживание электроники
Разъем TRS – один из важнейших компонентов любого электроинструмента. Как и другие части электрогитары, разъем требует профилактики.
Разъемы TRS бывают открытые и закрытые. Открытые разъемы легко поддаются ремонту, а вот закрытый неисправный джек придется заменить. Заметив первые проблемы с поступлением сигнала, осмотрите разъем для подключения кабеля на предмет повреждений.
Проверьте, насколько хорошо зафиксировано гнездо. Если разъем болтается или сидит не очень плотно, закрутите крепежную гайку ключом или плоскогубцами. Если же гайка затянута плотно, а сигнал не поступает, значит нужно проверить состояние электроники. Снимите винты крепления разъема и аккуратно вытяните кабель джека.
Вытащив гнездо джека, зачистите место соединения штекера и коннектора при помощи наждачной бумаги, пилки или отвертки. Эта процедура остановит развитие коррозии, удалит пыль и грязь, а также улучшит качество соединения.
Подключенный кабель должен плотно и надежно сидеть в гнезде. Если по каким-либо причинам это не так, визуально определите причину неисправности. Скорее всего проблема кроется в отошедшем или погнувшемся коннекторе. Аккуратно согните коннектор и подсоедините кабель, чтобы проверить наличие сигнала. Если после сгиба сигнал вернулся, замените или запаяйте неисправный коннектор.
Если с гнездом джека все в порядке, то причина отсутствия сигнала находится в другом месте. Проверьте переключатель звукоснимателей – бывает так, что после нескольких переключений ручки, сигнал возвращается.
В случае, если сигнал вернулся после переключения ручки, стоит проверить контакты на плате. Снимите крышку и извлеките всю плату. Осмотрите контакты проводов. Если на них видны следы коррозии, окисления или грязи, аккуратно зачистите контакты отверткой, спиртом или одеколоном. Если переключатель не поддается ремонту, замените его на новый.
Настройка мензуры на электрогитаре
Мензура – это длина струны от верхнего порожка до бриджа (струнодержателя). Настройка мензуры на электрогитаре изменяет длину струн, улучшая строй инструмента и удобство игры. Чтобы настроить мензуру на электрогитаре понадобится набор отверток, тюнер и изрядная доля терпения.
Из-за того, что струны изготавливаются из разных материалов, отличаются силой натяжения и производятся разными компаниями по собственным технологиям, длина струн в схожих комплектах от D’Addario и Dunlop будет отличаться.
Настройте струну по тюнеру в соответствии со строем инструмента, а затем зажмите ее на 12 ладу. Сравните результаты звучания – гитара должна строить в обоих положениях. Если тюнер показывает, что открытая первая струна и зажатая на 12 ладу дают чистую Ми, значит все в порядке, а настройка мензуры на электрогитаре не требуется.
Куда крутить болт во время настройки мензуры на электрогитаре. Если струна на 12 ладу звучит выше, вращайте болт по часовой стрелке. Если звучит ниже – против часовой.
Если тюнер говорит, что на 12 ладу струна звучит выше (стрелка тюнера уходит вправо), нужно пододвинуть седло ближе к струнодержателю. Сделав это, заново настройте инструмент и сравните звучание. Если же тюнер сообщает, что струна звучит ниже, двигайте седло в сторону грифа. Проверяйте строй инструмента на 0 и 12 ладу каждой струны и перемещайте седла до тех пор, пока струны не будут звучать одинаково чисто.
Настройка мензуры на электрогитаре может осложниться из-за изношенных или некачественных струн. Поставьте новый комплект и попробуйте отстроить инструмент с ним.
Если новые струны не помогли, то скорее всего гитара требует более профессионального ремонта. Отнесите инструмент к мастеру, который проведет диагностику и выявит причины проблем со строем.
Резюме
Хотя серьёзный ремонт новичку и не под силу, но мелкие замены и обслуживание может произвести и начинающий. Это поможет сэкономить деньги. Отличный опыт – приведение в порядок старой гитары, которая может быть получена как первый инструмент.