что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Экономические последствия санкций для российской экономики

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Рубрика: Внутренняя и внешняя торговля

Дата публикации: 29.01.2017

Статья просмотрена: 11322 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, О. Ю. Экономические последствия санкций для российской экономики / О. Ю. Сергеева, А. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1911/ (дата обращения: 07.12.2021).

Санкции — это ограничительная мера воздействия, которая носит принудительный характер и назначается за нарушения установленных правил и порядков. С «латыни» слово «Sanctio» — это «указание, распоряжение». Ограниченность для какой-либо страны или для определенной категории лиц государства предназначена для «наказания» правительства государств, попавших под санкции, за попирания международных соглашений.

Исторически известно о существовании санкций не одну сотню лет. Происходит этого из-за того, что государства всегда пытаются влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Часто санкции лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый пример применения санкции был зафиксирован еще в Древней Греции: жители Афин запретили купцам из области Мегара посещать свои рынки и порты. Это привело к началу военных действий [1, с.137].

Антироссийские санкции, введенные в связи с присоединением Крыма к Россиииконфликтом в восточной части Украины, явились ограничительными политическими и экономическими мерами в отношении Российской Федерации и ряда российских организаций. Инициатором введения антироссийских санкций было руководство США. Введение санкций преследовало определенную цель, а именно — международную изоляцию России. Под давлением США, к санкциям присоединились страны Евросоюза, рискуя понести экономический ущерб своим экономикам. Санкции против России также поддержали государства Большой семерки и ряд других государств, являющиеся партнёрами США и ЕС.

Санкции, введенные против Российской Федерации, имели определенные последствия и привели:

‒ к ограничению доступа отдельным российским банкам к дешевым кредитам;

‒ к росту кредитных ставок;

‒ к ограничению доступа финансирования иностранными банками и приобретение отдельных видов продукции ряду отдельным российским компаниям;

‒ к запрету большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них.

Введение санкций против Российской Федерации способствовали:

Антироссийские санкции дали и положительные результаты для экономики России, которые выразились:

‒ в переориентире российской экономики на приоритетные отрасли с сырьевых сегментов на сегменты с высокой добавленной стоимостью, предпочитая поддержку реальный, а не финансовый сектор;

‒ в импортозамещении, направленную на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров товарами российского производства.

Запущенный в России механизм импортозамещения является наиболее актуальным в санкционный период. С августа 2014 года Россия ввела ответные санкции странам Запада, запрещающие ввоз продовольственных товаров. Российские товаропроизводители, получили тем самым, больший сегмент рынка для реализации своих товаров. Государственная поддержка аграрного сектора создала условия обеспечения импортозамещения и продовольственной независимости.

Таким образом, осуществляя политику импортозамещения, Россия проводит курс на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, который заключается в модернизации производства и повышении его эффективности, улучшении качества производимого товара, внедрении инноваций. Повышая качество отечественных товаров, российские производители тем самым повышают уровень производственных отраслей до уровней ведущих государств. На рисунке 1 представлена динамика экспорта и импорта за 2011–2015гг.

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

На графиках видно, что скачкообразные показатели динамики российского экспорта и импорта в Россию говорят о нестабильной экономической и политической ситуации на мировой арене. В санкционный период доля российского экспорта сократилась более чем 1,67раза, а доля импорта упала на 175 %. Российская экономика оказалась в трудных условиях, и механизм импортозамещения явился основным инструментом продовольственной безопасности и финансовой устойчивости на международном рынке

Россия, используя антисанкционные инструменты, сталкивается с множеством проблем, пытаясь успешно их решить, за счет создания открытой экономики и конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, технологической модернизации производства.

Несмотря на то, что внешняя картина экономических последствий от введенных санкций в отношении России выглядит, не слишком радужно, но в российской экономике обозначилась положительная динамика, необходимо отметить, что европейские страны лишены возможности повысить долю поставок товаров из России на свои рынки. Разрыв торговых связей с Европой послужил толчком для возрождения и развития отечественной промышленности и сельского хозяйства в Российской Федерации.

Похожие статьи

Влияние санкций на экономику России | Статья в журнале.

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения, товар.

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения, товар.

Проблемы импортозамещения в России в условиях.

Основные термины (генерируются автоматически): США, российская экономика, санкция, импортозамещение, Россия, сельское

Влияние санкций на экономическое положение Российской. Россия, национальная экономика, сельское хозяйство, правительство России.

Влияние политических и экономических санкций на.

Введение в отношении российской экономики санкций стало мощным стимулом для развития программы импортозамещения, что было поддержано введеннием правительством РФ контрсанкций, ограничивающих закупку многих американских и западных товаров (в частности.

Оценка влияния санкций на экономическую ситуацию.

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения.

Влияние санкций на экономическое положение Российской.

Влияние санкционного давления на социально-экономическое. Толчком к введению санкций против России со стороны Запада послужила сложная.

Российская экономика в условиях санкций | Статья в сборнике.

Вектор российской внешнеэкономической политики: Восток или.

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения, товар. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между.

Российская экономика в условиях санкций | Статья в сборнике.

Россия, санкция, введение санкций, рост ВВП, сравнение, промышленное производство, основной капитал, предыдущий квартал, Европейский союз, Российская Федерация.

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Россия, санкция, розничная торговля, Китай, российская экономика, введение санкций, национальная валюта, девальвация рубля, вид санкций, сельское хозяйство.

Источник

Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России

Что представляют собой санкции США?

Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».

Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).

Виды санкций против России

Существует несколько санкционных программ в отношении России.

Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.

Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.

В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.

В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.

Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.

Кого могут затронуть санкции США?

Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.

Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.

Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.

Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.

Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.

Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.

Что делать?

Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.

Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.

Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.

Источник

Эксперты назвали самые изменившиеся из-за санкций отрасли экономики

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Ограничительные меры дали возможность России снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Насколько оправдала себя политика контрсанкций, проанализировали эксперты Coface — международной компании в области страхования рисков в торговле и внешнеэкономической деятельности, с отчетом которой ознакомился РБК.

Процесс диверсификации особенно быстро идет в российском агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий, отмечают в Coface. Но импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства и низкое качество продукции. Для развития и модернизации производства российскому бизнесу приходится импортировать западное оборудование и технику, так как местных аналогов некоторого оборудования просто нет. Многие предприятия, по мнению экспертов, получают прибыль только благодаря привилегиям от заинтересованности властей в импортозамещении.

Как санкции повлияли на ИT-рынок

Россия импортирует значительно больше технологий, чем экспортирует:

Санкции лишили часть российских компаний самых прибыльных рынков США и центральной Европы, рассказал РБК глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. К тому же бренд «Сделано в России» стал непривлекательным не только в США и западной Европе, но и других странах — контрагенты западных компаний избегают сотрудничества с российскими, опасаясь вторичных санкций. Российским разработчикам приходится прятать свое происхождение — переносить штаб-квартиры в другие страны и регистрировать новые бренды, увеличивая издержки. Хотя российские разработчики переориентировались на азиатский и латиноамериканский рынки, они менее безопасные в плане защиты интеллектуальной собственности, отмечает эксперт.

Внутренними антисанкциями, по словам Комлева, можно назвать целую серию законопроектов, например, о «суверенном интернете», который направлен на создание инфраструктуры для бесперебойной работы российских интернет-ресурсов в случае их отключения от зарубежных серверов.

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Плюсом санкций можно считать то, что власти перешли от слов к делу в области поддержки российских производителей, отмечает Комлев, но не совсем рыночными средствами — от льгот и преференций до прямых запретов.

С 2016 года госорганы при закупках программного обеспечения должны отдавать предпочтение отечественному софту. Кроме того, Минпромторг предлагал запретить госсектору закупать импортные компьютеры, бытовую технику и телекоммуникационное оборудование, если на рынке есть отечественные аналоги и запустил реестр техники российского производства. Правительство потребовало от крупнейших госкомпаний в ближайшие годы перейти на «преимущественное использование» отечественного ПО. К 2022 году российским в них должно быть более половины софта.

Но не все отечественное ПО соответствует международным стандартам и требованиям безопасности, жаловался Российский союз промышленников и предпринимателей. Переходя на российское ПО, госкомпании несут двойные расходы — на внедрение новых и списание старых. К тому же под видом импортозамещения американское и европейское оборудование зачастую заменяют китайским и корейским — иногда напрямую, иногда — пряча лейблы, рассказал Комлев.

К тому же процесс импортозамещения тормозит нехватка инвестиций. В нацпрограмме «Цифровая экономика» на импортозамещение программного обеспечения (ПО) заложено 5 млрд руб. В то же время российские производители просят 70 млрд руб. господдержки. «Существует дилемма: бизнес уверяет, что готов покупать российское и ждет готовых решений. Разработчикам же не хватает инвестиций и они опасаются, что вложатся, а готовый продукт будет невостребован», — объяснил Комлев.

Импортозамещения лекарств практически нет

Санкции по минимуму затронули фармрынок по сравнению с другими отраслями, отмечает директор по развитию из компании RNC Pharma Николай Беспалов. Отдельные производители столкнулись с ограничениями поставок оборудования. «Но эта проблема была решена: переключились на других поставщиков из Азии, включая китайских. Часть оборудования начали проектировать самостоятельно», — пояснил эксперт.

Стратегия «Фарма-2030» поставила задачу увеличить долю отечественных медикаментов с 20% до 65% от общего объема фармацевтического рынка и наладить экспорт, который в настоящий момент практически отсутствует.

Но несмотря на ослабление рубля и санкции, датская фармацевтическая компания Novo Nordisk — крупнейший производитель инсулина в мире — в 2015 году открыла завод в Калуге. Однако иностранные производители не спешат инвестировать в российский фармрынок: их беспокоит распространенность дженериков, слабая защита интеллектуальных прав, а также риск вмешательства властей в ценообразование, считает гендиректор Coface в России Василий Чекулаев.

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Авторынок продолжил сокращаться

Влияние санкций на автопроизводителей было не таким колоссальным, как для финансовых рынков, но все же оно в большей степени негативное, рассказала РБК партнер компании Deloitte Татьяна Кофанова.

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в 2015 году обрушились на 35,7% по сравнению с 2014-м до 1,6 млн машин. По прогнозу, продажи в 2019 году составят 1,7 млн машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса.

Доля импортных запчастей в автопроме составляет от 50 до 70%, и после девальвации рубля стоимость компонентов и, соответственно, цены на автомобили росли. Производственные мощности в российском автопроме загружены на 45%. Сократился объем инвестиций из-за персональных санкций, которые затронули руководителей и инвесторов, например владельца группы ГАЗ Олега Дерипаску. ГАЗ является лидером российского рынка коммерческих машин, на его долю в сентябре, по данным «Автостат», пришлось более 45% от общего месячного объема продаж. «Активно шло движение по сближению группы ГАЗ с Volkswagen. Они давние партнеры по многим проектам. И, конечно, санкции повлияли на скорость такого сближения и на глубину их сотрудничества», — отмечает Кофанова.

что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Смотреть картинку что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Картинка про что можно считать положительным результатом антироссийских санкций. Фото что можно считать положительным результатом антироссийских санкций

Пять лет продэмбарго

Наиболее эффективным ответом России на санкции стал запрет на импорт продуктов из ЕС и США — молока, сыра, овощей, фруктов, рыбы и мяса, считают эксперты. Продовольственное эмбарго затронуло около 10% всего объема потребляемых страной продуктов. В 2014 году 60% фруктов и 20% молочной продукции в российских магазинах были импортными, под запрет попала примерно половина поставок в каждой категории, оценили в Coface.

По ряду категорий Россия действительно добилась импортозамещения, показало ранее исследование KPMG по просьбе РБК:

Рентабельность 400 крупнейших предприятий АПК по чистой прибыли выросла незначительно. В 2014 году она составляла 12%, 2015 году — 18%, в 2018 — 13%, подсчитал Deloitte. Самым инвестиционно привлекательным бизнесом в условиях продэмбарго стало разведение винограда — доходность в этом секторе выросла с 7% до 27% с 2014 по 2018 год.

Однако зависимость России от иностранных поставщиков сохраняется — как от закупок оборудования, так и кормов, саженцев и семян:

Несмотря на продэмбарго, за пять лет доля ввоза продуктов в общем объеме импорта уменьшилась незначительно:

Это объясняется тем, что по ряду направлений Россия переориентировалась на других поставщиков, пояснил РБК управляющий партнер Agro&Food Communications Илья Березнюк. После продэмбарго в 2014 году резко снизился импорт морепродуктов. Ранее крупными поставщиками были, например, Канада, Исландия, Норвегия, теперь большую долю их поставок взяли на себя Индия, Индонезия, Вьетнам и другие.

«В силу климатических условий мы не можем заменить все импортные фрукты и овощи», — напоминает Березнюк. Зато продэмбарго обеспечило большой скачок овощеводства и производства российских сыров. «Импорт мяса сейчас действительно на минимуме, импорт в основном из СНГ и стран Южной Америки», — уточнил эксперт.

Другой результат продэмбарго — рост цен на продукты:

Несмотря на переключение на поставки из стран и даже нелегальный ввоз европейской продукции, нехватка импортных продуктов привела к росту цен, из-за которого покупатели переключились на более дешевые отечественные аналоги или вовсе отказались от некоторых позиций, отмечает Coface. Этот вывод подтверждают результаты исследования KPMG — самую большую цену за обеспечение импортозамещения заплатил потребитель.

Как резюмируют эксперты Coface, диверсификация экономики невозможна без достаточного количества базового сырья, современных средств производства и благоприятного делового климата. В России же наряду с ростом политических рисков и дефицитом рабочей силы негативный деловой климат отрицательно сказывается на объеме внутренних и иностранных инвестиций в экономику, которые могли бы ускорить процесс диверсификации и снизить зависимость страны от импорта, подвели итог внешнеэкономические специалисты международной компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *