что можно прясть на прялке
От Шерстинки до Изделия
КАВКАЗСКАЯ ОВЧАРКА
И вот, наконец, заветная шерсть у Вас!
Шерсть в том виде, в котором Вы ее видете на картинке к прядению не готова. Ее сначала надо разобрать-расчесать.
И для этого используются чески. Некоторые пряхи, если у них много шерсти, договариваются и отвозят шерсть на механические «чесалки». Я всегда расчесываю шерсть вручную. В зависимости от качества шерсти, ее загрязненности и длины на 100гр. тратится 1-1,5 часа. Отход по весу при этом составляет 10-20%.
100 гр. расчесанного пуха. Теперь можно приступить непосредственно и к самому прядению.
Опять же у каждой пряхи свои технологии. Кто-то прядет шерсть без добавления нити. Кто-то использует нить разной толщины. Я сторонница прядения на нить-основу. Здесь, опять же, по-моему мнению, больше плюсов. Если честно, то «минусов» я вообще не вижу.
Каждая дама в детстве плела веночки из одуванчиков и помнит, что чем длиннее стебель одуванчика и плотнее плетение тем крепче держится венок. Шерсть кавказской овчарки считается длинной. А если попадается шерсть короткошерстных пород?! Конечно, можно потуже перекрутить спряденную нить, но во время стирки, во время носки, когда изделие начнет «дышать» и «распушаться»,- Ваш «веночек» расползется. В этом случае нить-основа помогает коротеньким пушинкам крепче «сцепиться» между собой. На то она и нить ОСНОВА.
Все знают капризность шерстяных вещей. То они садятся на несколько размеров, то, наоборот растягиваются, как-будто скроенная по косой ткань. Нить основа спасает изделие от деформации. Носки из собачьей шерсти обычно «ложатся» по ноге. И если во время носки они уплотнились или наоборот немного потянулись, то достаточно во время стирки их просто потянуть в нужном месте или поджать.
И так- я пряду на нить-основу.
Если Вы вглядитесь, то увидете эту тонюсенькую, ничего не весящую ниточку. Это обычная нить, применяемая в шитье.
Далее пойдет разговор о самом прядении. Каждая пряха прядет по своему. Но для заказчика важна толщина пряжи.
Я всегда спрашиваю клиента, что он собирается вязать из пряжи своей собаки. Если это носки, то нитка делается по толщине выше средней, если же будут пинетки или носочки для малыша, то это будет тонюсенькая нить.
Нитка, которую Вы видете на картинке сверху, предназначена для вязки носков.
Время, затраченное на прядение зависит опять же от качества и длины шерсти и от толщины требуемой нити. Как правило, на это уходит 4-7часов.
Ссучивание нити.
На ссучивание 100гр. уходит от 30 до 40 минут. На перемотку в пасму еще 20-ть. Если я пряду для себя или на заказ, то стираю шерсть я уже в изделии. На заказ стирка шерсти оговаривается отдельно.
Пряжа предназначенная на продажу стирается обязательно.
Стиранная шерсть.
Как и чем стирать шерсть, я думаю, все знают. В крайнем случае ориентируйтесь на то, что шерсть для собаки, тоже самое, что волосы на голове у нас. Ведь Вам не придет на ум мыть голову стиральным порошком?
Мне больше хочется затронуть временные затраты. Стирается шерсть в трех водах шампунем тщательно прополаскивается. Но, как было сказано раннее,- шерсть приходит к пряхе не только загрязненная, но и с сильным, стойким запахом. В связи с этим, на последнем этапе стирки я шерсть замачиваю в хорошем, ароматизированном шампуне на несколько часов. Для пряжи, преднозначенной для вязания детских вещичек, я делаю дополнительную стирку с бальзамом для волос.
После стирки шерсть не садится, но теряет в весе, как минимум 5-15%.
Сушится пасма в течении суток в стороне от обогревательных приборов.
Во время стирки наша шерсть проходит второй этап «распушения». Вы можете сравнить две предыдущие картинки и увидеть разницу.
Вот и подошла к концу работа пряхи. Пасма сматывается в моток, и наша пряжа,наконец готова!
Мы прошли долгий, но плодотворный путь. На этой картинке виден конечный результат наших трудов.
Наши статьи не повторяются, а просто дополняют друг друга.
Прядение собачьей шерсти на деревянной прялке
В данном мастер-классе я подробно опишу процесс прядения собачьей шерсти на деревянной прялке Скай-5. Это же описание вполне подойдет владельцам любых других прялок с аналогичным типом вертушки. Незначительная разница может быть только в способе смены катушки, которую можно найти в руководстве производителя.
Итак, у нас есть чистая, уже перечесанная собачья шерсть, то есть кудель. В моем примере, это шерсть колли. И собираемся мы спрясть классическую ссученную нитку, то есть такую, которая состоит из двух нитей скрученных косичкой, как на фото.
В качестве основы я использую обычную швейную бобину, подходящую под цвет к шерсти. Подойдет 40-ка или 50-ка. Готовая пряжа у меня получается приблизительно толщиной со спичку. Стремиться к этому можно, но совершенно не обязательно. Каждая пряха, в итоге, приходит к своей любимой толщине, как говорится «под свою руку». Но, по скольку, весовые замеры я делала со своей пряжи, небольшая разница в толщине вашего прядения или использование другой основы, естественно, дадут другие нормы, которые вы уже сами вычислите в процессе работы.
Итак, основа. Я никакую фирму конкретно не рекламирую, но на фото то, что вполне устраивает. Главное, что там 5000 м и написано «40s» или «50s».
В стандартном комплекте к прялке идет три катушки. На две катушки мы будем прясть, а на третью ссучивать.
Теперь обо всем по порядку. На стандартную катушку вмещается 100 гр готовой пряжи. В принципе, к этой норме стремятся все производители с незначительными отклонениями. Исключение представляют прялки, рассчитанные на супер-арт или буклированную пряжу. Их сразу видно по огромным входным кольцам и крупным крючкам на вертушке. Но в этом мастер-классе мы их рассматривать не будем. Сейчас наша задача — сделать классическую, ровную нитку из собачьей шерсти, подходящей для вязания на спицах средних номеров. Прялка наша, соответственно, стандартная.
Вес готовой пряжи 100 гр. Состоит она из двух нитей, то есть на каждую одиночную нить приходится половина этого объема — 50 гр. Несколько грамм в каждой катушке займет основа. Значит необходимо взвесить две порции шерсти, приблизительно по 47 гр. Для этого нам понадобятся весы. Чем точнее, тем лучше.
Пакетик желательно раздобыть потоньше, чтоб не сильно влиял на вес.
Итак, вот они, наши 47 грамм. Можно их прясть.
Устанавливаем катушку, повернув ее сторону с прорезью от входного кольца прялки.
Устанавливаем заднюю планку головы прялки и прикручиваем снизу барашком.
Теперь перекидываем суровую нить, закрепленную на голове прялки через прорезь катушки и надеваем резинку на крючок с обратной стороны. В европейских моделях на месте резинки может быть тонкая пружина. На общий смысл это не влияет.
В нормальном рабочем положении резинка (или пружина) должна быть только слегка растянута, так, чтобы суровая нитка не провисала. Нить эта служит для притормаживания катушки, которая будет крутиться вместе с вертушкой, в результате чего происходит намотка пряжи. Чем больше натянута резинка, тем сильнее прялка будет тащить нитку из ваших рук.
Для регулировки натяжения резинки, с противоположной стороны есть специальный ключик с запасом суровой нитки. Пользоваться им можно и во время работы, но осторожно. Прялка очень чувствительна к изменениям его положения. Если кажется, что тянет слабо, достаточно повернуть ключ буквально на пару мм, и вы почувствуете разницу.
Теперь нам понадобится кусок любой грубой, достаточно толстой нитки. В моем примере лен для вязания крючком.
Отрезаем приблизительно метр и крепко привязываем один конец к катушке.
Лишний край можно отрезать покороче, чтобы не мешал.
С противоположного конца нити делаем крупную петлю. В народе она называется «начальная петля», так как служит только для начала прядения.
В рабочем положении нить должна пройти через первый и дополнительный крючки вертушки.
Теперь нам понадобится отдельный длинный крючок, который есть в комплекте прялки.
С помощью длинного крючка протаскиваем начальную петлю через основное входное кольцо прялки.
Теперь прялка готова к работе. Натягиваем левой рукой нить с начальной петлей, ставим обе ноги на педали и. Вспоминаем как работает велосипед 🙂 Только есть особенность, к которой надо привыкнуть. Механическая самопрялка — штука инерционная. Крутиться будет туда, куда вы зададите ей направление. Чаще всего прядут по часовой стрелке, ссучивают против часовой. Но это, как вам удобно. Главное — не перепутать. То есть сначала задаем прялке направление, а потом уже плавно поддерживаем движение педалями. И не торопитесь! Инструмент надо почувствовать. Нить с начальной петлей должна почти вся намотаться на катушку, оставив только саму петлю в ваших руках.
Если задавать направление колесом вам не очень удобно, можно сделать тоже самое, толкнув вправо вертушку.
Нитку для основы кладем в какую-нибудь подходящую емкость слева от прялки.
Собачий пух кладем на колени.
Протягиваем небольшой кусочек пуха в начальную петлю.
Аккуратно начинаем вращать колесо прялки по часовой стрелке. Пух должен сцепиться с начальной петлей восьмеркой.
Теперь прикладываем нитку основы к кудели, продолжая вращать колесо.
Если все получилось правильно, то основа будет тянуться под вашей куделью, а пух наматываться на нее. Правда, по началу, у некоторых получается наоборот — то есть основа наматывается на пух. В таком случае, перехватите нить заново и главное — не расстраивайтесь! Со временем все будет, как надо 🙂
Когда процесс сучения нити на прялке освоен, скорость зависит только от вас!
Не забудьте про ключик натяжения. Когда катушка почти заполнена готовой пряжей, может показаться, что натяжение стало слабее. Это нормально, так как уменьшилась разница диаметров между ведущим колесом и основой катушки. Так же, регулировать натяжение иногда приходится в зависимости от качества шерсти и просто желания сделать более плотную или более мягкую пряжу.
Когда вы решите сделать перерыв в своей работе, закрепите конец нити за специальный крючок слева от вертушки. Пряжа должна остаться натянутой, чтобы не путалась и не раскручивалась.
Крючки на вертушке служат для того, чтобы постепенно перекидывать нить по мере заполнения катушки. У меня обычно получается три ряда. Если перекидывать чаще, то можно сделать и больше рядов. На качество прядения это никак не повлияет. Просто, чем больше рядов, тем ровнее ляжет пряжа на катушку.
Ну вот, и сделана половина работы.
Снимаем катушку, ставим новую и пошла вторая серия.
Готовые катушки с ставим на откидную подставку и отворачиваем ее подальше от себя, чтобы было удобно разматывать две нитки одновременно.
Третью катушку устанавливаем на прялку, закрепляем на нее начальную петлю и начинаем крутить уже в обратную сторону, то есть против часовой стрелки. В петлю продеваем концы с двух катушек, так же, как в начале прядения, они должны зацепиться восьмеркой. Для этого достаточно 10-ти см свободного конца нашей, уже двойной пряжи.
Ссучивание — процесс гораздо более простой и приятный, чем прядение 🙂 Нужно только следить за тем, чтобы обе нитки были равномерно натянуты, и не забывать перекидывать пряжу на следующий крючок.
Вот, собственно, и вся премудрость 🙂
Мои поздравления тем, кто дошел до конца этого урока! Всем творческих успехов!
Прялка — обычаи и обряды
Фрагмент прялки Чаепитие
Рассказ Николая Телегина, фотографа и путешественника
Всем привычная расписная прялка стала каким-то «расхожим местом» при упоминании народного художественного творчества, а вот бытовая сторона прядения и обычаев, связанных с этим процессом, освещена мало. Попробуем рассказать некоторые нюансы этого технического процесса, а также обрядовую его принадлежность.
Сарафан и пермогорская прялка
Жизнь и труд
Жизнь простого крестьянина была неразрывно связана с трудом — отдыхать он мог лишь во время крупных христианских праздников и гуляний. Всё остальное время ему приходилось трудиться, чтобы обеспечить худо-бедно своё пропитание и прочие потребности.
Детская прялочка (фрагмент)
Детей сызмальства приучали к труду, с самых младых лет ребёнок видел, что жизнь его родителей — это постоянный производственный процесс. В летний период это работа на поле, в зимний — ремесло. Детям делали игрушки, и они с удовольствием играли во взрослых: пацанам точали топоры, а девочкам прялки. А там, где символы, там и ритуалы.
Прялки Поважья, Шенкурск
Ночная Неспяха и прочие «Кевы»
Почему-то наши предки были уверены, что вместо того, чтобы щекотать и щипать девочку, это существо женского пола всё бросит и начнёт ткать нить!
Фрагмент прялки Всадник
Передача традиций и прялка
Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон.
Обучению придавалось огромное значение, ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть 1–2 пасмы, то есть около 30–60 метров нити.
Заданный урок старались выполнить любыми путями:
… Девочкой вечером прялицу положу и говорю: «Черт, черт! Выпряди мою куделю!» Думаю, за ночь выпрядет… Утром беру прялицу и говорю: «Господи, благослови мою прялицу!
Долгое время процесс обучения проходил под присмотром старших — бабушек. Вместе с бабушками собирались лён прясть маленькие девочки и девушки:
Сидим с ними. Бабушки пели, разговаривали. Соберутся вечером, песни поют. Прялки с собой приносили…
Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения, принятые в обществе. Именно тогда в её память откладывались сотни услышанных песен, «старин», сказок, историй. Долгими зимними вечерами собирались женщины в какой то избе, в середине комнаты стоял светец с несколькими горящими лучинами, а малец всё время менял их, чтобы огонь не погас.
Женщины говорили, конечно, о женском, но сплетни и местные новости быстро заканчивались и начинались рассказы, сказки, песнопения…
Далеко не в каждой деревне жили такие сказительницы как Аграфена Крюкова или Мария Кривополенова, невероятная память которых умудрялась сохранить тысячи стихов и былин, поэтому репертуар повторялся, что давало возможность девочкам запомнить оригинальное звучание и тексты. Вся эта певческая идиллия продолжалась ровно до момента появления в деревнях радио, после этого, настоящий фольклор быстро сошёл «на нет».
Нелёгкий труд
Сейчас трудно и представить, сколько времени и труда затрачивалось на изготовление одного аршина льняного полотна! Работы начинались ранней весной, вспаханную землю засевали семенами льна, проросшие всходы в июле пололи, в августе поспевший лён выдёргивали руками вместе с корнем, затем его обмолачивали — выбивали семя из головок, а стебли раскладывали в поле тонким слоем и оставляли там на всю осень.
Фрагмент прялки из Поонежья
Вымоченные дождями, продутые ветрами, стебли становились мягче, а перед заморозками их собирали, высушивали. Затем ломали, мяли и трепали дабы отделить жёсткую внешнюю оболочку — кострицу от сердцевины, которая и шла на изготовление ниток.
Чтобы сделать волокно ещё мягче, его несколько раз прочёсывали гребнями, после чего оно становилось мягким и шелковистым, как волосы ребёнка.
Прядение начиналось в ноябре и продолжалось всю зиму, процесс этот был очень медленным, нудным, малопроизводительным. Комок волокон (кудель) закреплялся на прялке с помощью спицы, а потом привязывался специальной лентой-мотогузом.
Пряха свивала из волокон нить, смачивая её слюной и скручивая сначала пальцами, а потом веретеном. Готовая нитка наматывалась на веретено, а когда оно переполнялось — сматывалась в клубки.
Прясть, да не всегда
Вместе с этим, прядение жёстко регламентировалось и категорически запрещалось во многие дни: праздники и их кануны.
…бабушка в праздничные дни не пряла, ни-ни! К прялке не подпускала: «Не трогай»,— говорит, и убирала, а почему не говорила. «Грех будет!»,—говорила, меня и мама предупреждала: «Не пряди перед праздником и в воскресенье, грешно будет! Можно после обеда, а до обеда грешно — Бог накажет.
Более того, в некоторые дни прялки и вовсе выносили из избы, причём на простое шитьё и вязание такой жёсткий запрет не распространялся. У русских и карел существовали дни, когда нельзя было прясть из за страха встретиться со змеёй, а сегозерские карелы не занимались этим в Святки, из-за боязни наказания мистического существа в образе зверя — «кегри».
Ограничивалось и место, где можно было сидеть за прялкой:
Считалось, грех прясть в мужском углу. Пряли в женском углу, там и кровать стояла. А мужской угол — где иконы. Там, на лавке, мужики работали.
Вообще любое действие закреплялось какими-то мини-заклинаниями, ритуалами. Так, в Каргополье, матери поучали:
«Клади благословясь прялку, не то кикимора придет – напрядет». Полагалось после работы убирать прялку со словами: «Пой с богом, прялочка»
Повзрослевшим девушкам, конечно, становилось скучно сидеть со старухами и, войдя в следующий период жизни, они начинали себя готовить к супружеству, а во все времена, самое сложное в этом вопросе — найти нормального мужика.
Каргопольские прялки
«Повод вырваться из дома»
Распрощавшись с бабушками и их «старинами», молодухи начинали бегать на вечёрки — собрания молодёжи, в которых прядение было подчас лишь поводом вырваться из дома:
… ставили прялку в угол да танцевали, в кадриль ходили
Компании собирались в домах одиноких пожилых женщин, за это им приносили гостинцы, мелкие подарки, а то и небольшие деньги, собранные в складчину.
Девушки рассаживались на свои прялки, заводили свои девичьи разговоры, затягивали песни, а там, где собираются девушки, обязательно появляются и парни- это непреложная истина всех времён и народов.
Будущие женихи порой приезжали издалека, шумно обставляя своё прибытие: расписные сани, звон колокольчиков, гармонист… Предки наши, мусульманами не были, и потому кое-какие вольности на этих вечеринках позволялись — молодцы садились, прижавшись к избранницам, а то и им на колени.
«Сядь-ко, милый, на колени, посоветуем об деле, Мы об деле, об таком: сыграем свадебку тайком»., «Ты прядись, прядись, куделюшка, прядись и не ленись. Сядь-ко, миленький, за прялочку, народу не стыдись».
В какой то момент, народу становилось явно не до физического труда
«… На вечерку я пришла, в большой угол села. Моя прялка именна к порогу полетела», «… За мою за прялицу все садятся пьяницы, а тверезый – никогда. Наверно, прялочка худа!»
Как и в любом обществе, где перед молодыми людьми стоит выбор будущего спутника жизни, этот выбор не всегда прост и не обходится без разочарований и обид
… У меня прялочка точена. У подруженьки така. Волощана к нам не ходят, мы не любим никака.
Удивительно, но сексопильность была одной из отличительных черт молодой девушки того времени и разговор шёл не о красоте, а именно о сексуальной привлекательности! У русских это называлось «славутность». У карел «лемби».
Девицы на выданье знали множество ритуалов, чтобы повысить эту славутность — то голыми попами мяли рожь по ночам на полях у богачей, то читали заговоры…
Конечно, очень сильно на привлекательность, влиял размер приданого, но, кроме этого, к будущей избраннице предъявлялось множество требований, ибо окончательный выбор делали всё же не сами горячие юноши, а их родители.
И тут выходило на первый план именно умение прясть, ткать, вышивать и вообще производить товар, который может быть продан. На банальное трудолюбие девицы смотрели родители женихов, ибо жена это бесплатная работница.
Фрагмент прялки Добрый молодец и лев
После периода ухаживания, дроли шли-таки под венец и прялка на какое-то время откладывалась в сторону, в свадебных обрядах она, как правило, не участвовала. Но после первой брачной ночи, она опять появлялась на свет и выступала в роли предмета инициации — наутро свекровь приносила невестке… свою прялку и… предлагала поработать на ней.
«В первое утро она прядёт, штобы богатее жить», после чего прялка свекрови больше не попадала в руки невестки, а та пряла уже на своей, принесённой из своего дома, что должно было подчёркивать незримую связь со своим оставленным родом.
Так прялка, подаренная отцом, во время ещё девичества сопровождала женщину всю жизнь, до самой старости. Вообще эта связь «женщина–прялка» была непреложной.
Прялка с чудо-птицами
В пожилом возрасте, когда женщина теряла свои силы, она пряла нить своей жизни уже круглогодично, более того, прясть шерсть становилось символом старости, в противовес шёлку, вышиванию и «золотым пялам», которые олицетворялись с девичеством.
Случаи, когда прялку клали в гроб, были редки, но примеры такие существовали. Так прялка становилась спутницей женской судьбы — от рождения до смерти.
Настоящее искусство
Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 460 аршин (300 метров) нити. А чтобы получить 15 метров ткани требовалось напрясть 20 тысяч (!) метров пряжи.
Неудивительно, что прядильный сезон продолжался пять месяцев, а девочке, дабы приготовить себе приданое, надо было начинать его делать с 7 лет.
Красивая прялка — по особому случаю
Если детские прялки иной раз и были (в зажиточных семьях) украшены, то в возрасте, когда наступала пора ходить на всевозможные молодёжные собрания (бесёды, вечеринки, посиделки) нарядная прялка становилась вещью необходимой: именно тогда отец, поднакопив деньжат или вложив своё умение, сам делал и дарил дочери прялку парадную.
Именно этими произведениями народного искусства мы любуемся в музеях, ошибочно думая, что все прялки были такими, а ведь прялки это просто рабочие инструменты и в 90% случаев были грубыми, мало чем украшенными.
Секрет обломанной «главки»
Есть любопытное объяснение, почему на многих прялках обломаны крайние «главки-городки» — особым признаком мужской симпатии являлось обламываение и присвоение себе этого городка, а так как подчас отломать его было очень трудно, то девушки заранее подпиливали их.
Кто есть кто
Мари́я Дми́триевна Кривополе́нова (1843-1924 гг.) — русская сказительница, песенница, сказочница.
Аграфена Матвеевна Крюкова (1855-1921) — русская народная сказительница, мать сказительницы Марфы Крюковой.