что можно прослушать в консерватории
«Так плохо! Не можем вас взять», – сказали певице из Казани в театре им. Джалиля, теперь она поет в Большом
«У Латиповой есть все задатки для того, чтобы вырасти в звезду первой величины», — писал на «БИЗНЕС Online» критик Дмитрий Ренанский, рецензируя в конце 2018-го новейшую премьеру Большого театра «Путешествие в Реймс», главным открытием которого стала юное сопрано родом из Казани. С того времени Альбина Латипова успела родить сына и вернуться на сцену главного оперного дома страны, солисткой которого она является. В интервью «БИЗНЕС Online» певица рассказала о долгом пути на сцену Большого, музыкальных подарках судьбы и материнстве.
Альбина Латипова: «Если честно, я хотела быть журналистом. Мне очень нравилось писать. В школе у меня был довольно неплохой татарский, и мы с педагогом татарского языка даже ходили брать интервью у директора хлебозавода» Фото предоставлено Альбиной Латиповой
«Клавдия Захаровна была категорически против, чтобы я поступала в Казанскую консерваторию»
— Альбина, как вы начали петь? Кто вообще обратил внимание на особенности голоса?
— Наверное, началось с семьи. У меня она немузыкальная, обычная. Такая средняя семья из Казани. Мама — педагог, папа — инженер-технолог. В принципе, у нас любили музыку. У мамы в университете были какие-то музыкальные классы, и она, где был инструмент, импровизировала на фортепиано, что-то подбирала. Папа просто всю жизнь поет и тоже самоучка: играет на баяне. И бабушка с дедушкой все праздники пели. А обоим уже по 85 лет. Я все это застала и впитала.
Естественно, тоже что-то подвывала периодически и, честно, сама попросилась в музыкальную школу. Мама говорила: «Мы вообще тебя не хотели отдавать в музыкалку. Ты сама». Я пошла на фортепиано. Училась. К счастью, там поменялось руководство, и уже новый директор музыкальной школы — хоровик-дирижер по образованию — вела у нас хор. Естественно, сначала она всех прослушала и выделила 3–4 человек, с которыми собиралась делать ансамбль. А мне сказала, что будет заниматься сольно. С Ольги Николаевны Мартыновой все и началось. Как-то она посеяла мысль в голове, что нужно идти в колледж, прослушаться, заниматься. Мы участвовали в конкурсах всяких региональных, казанских. Я даже занимала первые места, грамоты получала. А колледжу родители не препятствовали. Говорили, мол, ладно, попробуй. Хотя что за профессия такая — музыкант?
— А альтернативу какую-то предлагали. Может, педагог?
— Если честно, я хотела быть журналистом. Мне очень нравилось писать. В школе у меня был довольно неплохой татарский, и мы с педагогом татарского языка даже ходили брать интервью у директора хлебозавода. Что-то писали, было интересно. А потом один из моих дядей сказал: «Чтобы стать журналистом, нужно с детства где-то печататься». Меня это расстроило немножко. Ну, думаю, ладно, попробую в музыке. И родители тоже были спокойны. Потому что педагог музыки — нормальная профессия для татарской девушки.
В колледже мне безумно повезло с педагогом. Я училась у Клавдии Захаровны Щербининой, которой уже нет с нами. Ей и тогда-то было 80 лет. Это тот самый педагог, который научил меня музыкальной базе. Она даже не давала сделать вдох. Ты только начал и тут: «Куда?! Быстро сбрось! Не так! Все не так! Вот как надо!» Она была очень строгой, но и многому учила. Плохо, когда педагог мало комментирует твои ошибки. Для начинающего самое главное — указать на ошибки и помогать их исправить. Собственно, именно Клавдия Захаровна была категорически против, чтобы я поступала в Казанскую консерваторию.
— Почему?
— Она сказала, что надо ехать в Москву, заниматься дальше, искать что-то новое. В принципе, в Казани учиться было бы здорово, но там опять-таки есть свои локальные нюансы. Там приходится больше петь не только европейскую, но и национальную музыку. А в Москве — другие возможности. И, наверное, я бы не смогла спеть и узнать всего того, что я получила в Московской консерватории.
— А поете вообще татарскую музыку?
— Иногда приходится. У нас же есть татарское общество в Москве. Раньше мы очень часто собирались, пели и говорили, естественно. Но сейчас уже реже все.
— Насколько я понимаю, вы не жалеете, что поехали учиться в Москву.
— Жаль, что мои родители далеко. Это, пожалуй, единственное. Хотя я ведь пыталась попасть в наш Казанский оперный театр, приехала на прослушивание…
— Это уже после консерватории?
— Да. Я проучилась пять лет в консерватории, два года — в центре Вишневской, четыре года — в колледже, два года — в Казанском государственном университете культуры, потому что в консерваторию поступила с третьего раза. Я продолжала учиться у своей Клавдии Захаровны два года еще, три раза поступала, только в последний получилось. А если еще музыкалку прибавить, то это будет вся моя жизнь.
«В Москве другие возможности. И, наверное, я бы не смогла спеть и узнать всего того, что я получила в Московской консерватории» Фото предоставлено Альбиной Латиповой
«Было бы здорово жить в Казани, петь в казанском театре»
— А помните свои чувства, когда слетали с конкурса в консерватории? Не думали бросить все и заняться чем-то другим? Тем же преподаванием, например.
— Конечно. Когда тебе вывешивают этот лист и ты понимаешь, что за чертой, такое разочарование чувствуешь. Веришь, стараешься, работаешь, занимаешься — и опять никуда. Расстраиваешься…. А потом надо выдохнуть и опять работать, работать. Тогда получится.
— И пришлось два года учиться в казанском «кульке».
— Как раз на татарском народном отделении. Но завкафедрой очень лояльно ко мне относилась, потому что видела — я не буду народной татарской певицей. В принципе, это было хорошо. Я стабильно занималась со своим педагогом, у меня были выступления, экзамены. Все равно, в каком-то тренаже находишься. Да и в университете у нас были разные постановки студенческие, свои спектакли, общение, танцы, песни. Весело. В консерватории не было такого яркого студенчества. Зато преподавание там, конечно, потрясающее: по всем околомузыкальным и профпредметам — просто обалденное.
— И после Московской консерватории вы идете прослушиваться в Татарский театр оперы и балета имени Джалиля. Как прошло?
— Да, позвонила знакомая и сказала, что порекомендовала меня на небольшую партию первой дамы в «Волшебной флейте». Я прилетела из Москвы, приехала на прослушивание, спела арию. И они говорят: «Это так плохо! Нет, мы вас не можем взять. Вы нам порушите весь ансамбль». Наверное, так должно было случиться, потому что прямо сразу же я получаю звонок от заведующего труппой Большого театра.
— Кино какое-то!
— Абсолютная правда. Я приезжаю домой вся такая расстроенная. Ведь было бы здорово жить в Казани, петь в казанском театре, видеть своих родителей каждый день. Но нет. А потом тот звонок — позвали на прослушивание партии Барбарины. Я спела, и меня взяли на эту роль как приглашенного артиста.
— Сколько времени прошло от звонка до выхода на сцену?
— Недели две, наверное. Очень немного. Я тогда не закончила театр Вишневской. Но до Большого со мной произошло еще одно интересное событие — проект «Молодые голоса» в Зальцбурге. Он тоже мне очень много дал.
«До Большого со мной произошло еще одно интересное событие — проект «Молодые голоса» в Зальцбурге. Он тоже мне очень много дал» Фото предоставлено Альбиной Латиповой
«Агентства отправляют своих исполнителей, чтобы попасть в эту программу. А мне вот так — подарок судьбы»
— Расскажите.
— Раньше в Москве почти каждый год устраивались платные прослушивания. Стоило это тогда 200 евро. Колоссальная сумма для меня. На тот момент после консерватории я устроилась в музыкальную школу работать педагогом по вокалу.
— Все-таки успели попреподавать.
— Почти три года. Ну а что? Я закончила консерваторию, на руках — диплом, позвонила во все театры, попросилась на прослушивание куда только можно. Меня, естественно, никуда не позвали. Говорили: «У нас полный штат сопрано», — хотя я прекрасно знаю, что их каждый год слушают в каждом театре. Но я никуда не попадала. А тут уже работаю в школе, скоро выйду замуж, успокоюсь. Мне тогда было 25 или 26. Тогда думала, что сама петь уже не буду. И муж предложил пробоваться на то прослушивание в Зальцбурге.
А потом я получила письмо от арт-директора этого фестиваля, что они хотят предложить мне участие в молодежной программе летом. Я получила его в мае, а начался проект 2 июля. То есть фактически прослушивания были в октябре – ноябре. Все певцы специально летят в Зальцбург, их слушают, отбирают, агентства отправляют своих исполнителей, чтобы попасть в эту программу. А мне вот так — подарок судьбы. И они вселили в меня большую уверенность, что я вообще могу петь.
— Сколько вы пробыли в Зальцбурге?
— Это хорошая двухмесячная стажировка. Мы ставили детский спектакль, сыграли его где-то 10–13 раз параллельно с фестивалем. Плюс мастер-классы, очень много педагогов, интересных музыкантов, с которыми мы общались. Естественно, ходили на все спектакли, на все концерты. Причем тебе выделялась хорошая стипендия. А помимо этого они оплачивали проживание, все страховки.
— То есть это покрывало платное прослушивание?
— Во много-много-много раз. Я знаю редких певцов, которые прошли это прослушивание. Там были потрясающие дирижеры и педагог Мишель Вегварт. Она периодически приезжает в Большой театр, занимается с певцами. На тот момент я запуталась, и как раз Мишель показала, каков мой голос, как нужно правильно дышать. Она просто потрясающий педагог. И благодаря ее советам, получается, в более или менее адекватной форме я пришла на прослушивание в Большой театр.
— А почему вы больше не поете партию Коринны в спектакле Большого театра «Путешествие в Реймс», после которого вас узнали и всерьез оценили многие профессионалы и зрители?
— Потому что тогда я узнала, что беременна. И, следовательно, второй блок спектаклей попадал на мой 7-й месяц. Может быть, я и спела бы, но это было бы некачественно. И кому интересна Коринна, которая бегает по сцене, запыхивается? Изначально я должна была петь. Но чем ближе подходил спектакль, тем больше наше руководство задумывалось о дубле.
К сожалению, с третьего блока меня сняли тоже. Ребенок родился в начале августа, а спектакль был в начале октября. И первый месяц у нас оказался довольно-таки сложным, потому что все пошло не так, как хотелось бы. Я не восстановилась и вышла только в ноябре на работу, а первый спектакль состоялся уже в декабре. И опять-таки спасибо моему руководству. Они ставили меня на те партии, которые я хорошо знала и часто пела.
«Я после родов только месяц собирала себя психологически, физически»
— А как сильно беременность и роды влияют на голос, на вокальную форму?
— Я не думаю, что сильно. Тут как у спортсменов. Когда они не тренируются, теряют форму. То же самое и у нас. Мы не занимаемся — теряем форму. Я пела почти до родов в классе. Просто занималась с концертмейстером и вернулась через два с половиной месяца. Мне было чуть-чуть проще. Сложнее было опять наработать правильные дыхательные ощущения. Голос становится немного тяжелым от отсутствия практики долгое время, хотя больше меняется сознание, голова, восприятие, чем что-то физиологическое.
«У нас есть певицы, которые только родили и поехали через месяц на гастроли. Это героизм какой-то. Я после родов еще месяц собирала себя психологически и физически» Фото: bolshoi.ru
— Как театр воспринял эту новость?
— В моем случае очень хорошо. Дирижер даже ждал. Ему было интересно, как будет крепнуть голос, поменяется ли что-то. Все очень хорошо восприняли, обрадовались. Ну и завтруппы мне сказала: «Я ждала от вас чего-то такого в ближайшее время!»
— Поете ребенку что-нибудь дома?
— Пою, но он плачет, не дает петь. Ему только шепотом напевать можно какую-то колыбельную небольшую, а так он плачет. Может, кажется, что я плачу или он воспринимает это как плач.
— Вы, получается, очень быстро в театр вернулись. Сын ведь совсем маленький. Как удается совмещать с занятостью?
— К нам приехала свекровь. Она жила с нами почти два года и очень помогала.Не знаю, как можно доверить чужому человеку своего шестимесячного ребенка. Никакая няня, ни за какие суммы. Невозможно. Два с половиной месяца я просидела дома. Хотя у нас есть певицы, которые только родили и поехали через месяц на гастроли. Это героизм какой-то. Я после родов еще месяц собирала себя психологически и физически.
— Не было ли мимолетного страха, что, родив, выпадете из профессии надолго?
— Конечно, был. Особенно когда ты не понимаешь, что такое ребенок, какие у тебя чувства возникнут к нему. И ты думаешь: «Как так, я сейчас брошу всю свою работу?! Нет, никогда!» Только-только начали появляться партии после Коринны, и они все, к сожалению, у меня слетели. Ничего. Муж поговорил со своей мамой и рассказал, как я болею работой. К сожалению, моя мама никак не могла приехать: братишка маленький, взрослые родители, за которыми нужен глаз да глаз. А свекровь согласилась, за что ей большое спасибо. Без нее я просто не справилась бы.
— Какой у вас понимающий муж. Даже немного странно, учитывая устои татарской семьи, когда жена дома, муж работает.
— Да, удивительно. Мало того, что он наполовину татарин, так еще и наполовину узбек.
— По идее, можно было завязать все амбиции на прочный узел.
— Наверное, он сразу понял, что со мной это не прокатит. Я тоже показала, что не хотела бы заткнуться и сидеть дома. У меня есть предположение, что ему, в принципе, не хотелось быть с таким человеком, которая сидела бы дома, готовила бы с утра до ночи завтраки, обеды и ужины.
— А готовите вообще? Может, национальное что-то?
— Конечно, но у меня муж страшный гурман и ему очень сложно угодить. Он сам потрясающе готовит. Когда просит меня что-то испечь, я это делаю. Но мясо — это его фирменное блюдо. Что угодно сделает из мяса, особенно настоящие узбекские блюда.
«Мне, конечно, повезло. У нас в труппе потрясающие голоса. Вот кого ни послушаю, у всех голос просто уникальной красоты» Фото предоставлено Альбиной Латиповой
«Обычно занимаюсь этим, когда все спят. Надеваю наушники, сажусь в уголок и слушаю»
— А как в Большом театре с конкуренцией?
— Мне, конечно, повезло. У нас в труппе потрясающие голоса. Вот кого ни послушаю, у всех голос просто уникальной красоты. И они очень техничные, амбициозные. Несмотря на это, мы все прекрасно общаемся. Встречаемся помимо театра, можем пойти погулять, оставив детей и мужей. В ближайшем кафе каком-нибудь посидеть вечером, поболтать, обсудить, поделиться своими проблемами, получить отклик, совет.
— Над чем сейчас работаете?
— Сейчас мы готовим к выходу спектакль «Ариодант» (опера Генделя — прим. ред.). Вот, репетируем усиленно. Премьера в конце июля. Там шесть спектаклей, по-моему, будет.
— А вообще ощущаете ли в себе силы для каких-то больших партий примадонн?
— На что поглядываете?
— На все, что идет в театре. Так, примеряешь на себя: могу — не могу. Все хочется попробовать. Но у нас очень много работы. Даже если что-то хочешь выучить, не всегда на это есть время, тем более с семьей. Работы в театре мне хватает, но есть еще куча домашних дел. Придешь, позанимаешься с собой, элементарно перевод сделаешь, повторишь опять.
— А как выглядит домашняя работа оперного исполнителя?
— Я все записываю на диктофон. Везде, где я открываю рот, у меня есть записи. Либо по дороге домой, либо уже дома обязательно прослушиваю, сделаю выводы, что-то себе впишу, выделю какой-то кусочек. Но, правда, по понедельникам я молчу. Выходной! Обычно занимаюсь этим, когда все спят. Надеваю наушники, сажусь в уголок и слушаю. В этом году у меня был дебют в партии Сюзанны в спектакле «Фигаро». Ее я так и учила. Ночью.
— Уверена, у вас есть спектакль или партия мечты.
— Я бы хотела спеть в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Это опера, которой я болею с того момента, как только услышала. В какой-то момент мне мама уже стала говорить, что я всех замучила ей. Могла мыть посуду и напевать арии оттуда. Снова и снова. Это длится очень давно.
— А родители любят оперу?
— Они приезжают, слушают. Я им записи всегда присылаю. Мама слушает, папа гордится. Мама может еще какие-нибудь комментарии сказать, что очень ценно. Я-то не помню, например, как мой голос звучал несколько лет назад, а она обращает внимание.
«Наверное, это мое упущение, что я мало ездила в Казань»
— Расскажите о вашем проекте с пианисткой Анной Генюшене.
— Мы с ней вместе учились в консерватории. В один год закончили. Когда учились, просто общались. Она играла с моей подругой в камерном ансамбле. А однажды Аня написала, что хотела бы со мной выступить на фестивале «Никофест». Они готовили музыку Равеля, и Аня предложила мне спеть с ней один цикл Равеля. Это было в декабре 2019 года. На фестивале была Елена Харакидзян (известный продюсер — прим. ред.). Она сказала, что мы здорово звучим вместе, предложила сделать дуэт.
— Недавно в «Зарядье» давали ораторию Мендельсона «Илия» с вашим участием, и этот концерт стал заметным событием мира классической музыки в Москве. Как вам работалось с таким модным сегодня дирижером, как Максим Емельянычев?
— Это мой первый опыт работы с ним. Он очень заразительный, такой энергичный, у него столько идей, такой обаятельный. Обычно дирижер заходит, и ты сразу замолкаешь — ой, дирижер, дирижер. А тут — о, привет! Свой человек. Не знаю, как это объяснить. Он какой-то другой, солнечный, весь такой удивительный.
— А в какой атмосфере комфортнее работать? В жесткой дрессуре или когда все полюбовно, добродушно, дружественно?
— Даже в добродушной обстановке дирижера надо слушаться. Мы же должны следовать его идеям. Конечно, ты что-то свое тоже привносишь, но у него есть мысли не только по поводу твоей арии, а о всем цельном произведении. И смотря на него, он понимает, что в этом месте по его концепции ты должна делать так и так.
— Как Большой театр относится к вашим сторонним проектам?
— Мы это обсуждаем: даты и репертуар. Не знаю, как у остальных певцов. Руководство очень осторожно относится к развитию моего голоса. И если этот репертуар тебе не подходит, то могут не отпустить. Скажут, дескать, рановато тебе еще, не отпустят в проект. Но в моем случае все предложенные истории были в нужное время и в нужном месте.
— Точнее и не скажешь. Большой театр — это предел мечтаний?
— Это место, о котором я даже не смела мечтать!
— Удивительно, но вас очень мало знают в родной Казани. Не обидно?
— Наверное, это мое упущение, что я мало ездила в Казань и не такая активная в плане творчества. Хотя несколько раз меня приглашали выступать, но я отказывалась по разным причинам. То была беременна, то участвовала в других проектах. И министерство культуры Татарстана, кстати, тоже приглашало на какие-то выступления. Я просто говорила, что не могу, не называя причину.
— А если позвонит Александр Сладковский? Скажет: «Давайте что-нибудь сделаем с ГСО РТ».
— Мы с ним, кстати, работали. Во время Универсиады в 2013-м была постановка «Белый волк», он ей дирижировал. В феврале с ним тоже пели. Вообще буду только рада. Я очень открытый человек к творчеству. Хоть откуда позвоните — сорвусь, если физически смогу. Сейчас, конечно, более категорично отношусь к выбору, потому что семья все-таки для меня стала важнее работы в какой-то степени. Сначала взвешу, смогу ли оставить ребенка, и потом только соглашусь.
Альбина Латипова — оперная певица (сопрано).
Родилась в Казани. Окончила Казанский музыкальный колледж им. Аухадеева и вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского (класс Галины Писаренко). В оперной студии консерватории исполнила партию Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта.
В июле 2013 года приняла участие в премьере татарской оперы «Белый волк» / «Ак буре» Зульфии Рауповой в рамках Универсиады (Казань).
В 2015 году поступила в центр оперного пения Галины Вишневской, где, в частности, исполняла партию Бригитты в опере «Иоланта» Петра Чайковского.
В 2016 году участвовала в проекте «Молодые певцы» в рамках Зальцбургского фестиваля.
В сентябре 2017 года дебютировала в Большом театре, исполнив партию Барбарины («Свадьба Фигаро». Моцарта).
С декабря 2017 года — солистка оперной труппы Большого театра. В 2017 году приняла участие в постановке оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского (Прилепа), а в 2018-м исполнила партию Коринны на премьере оперы Джоакино Россини «Путешествие в Реймс».
В Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского прозвучат сочинения Джорджа Гершвина
21 ноября дирижер Арсентий Ткаченко вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана (МГАСО) выступит в Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского. Они представят программу, в которой прозвучат произведения американского композитора Джорджа Гершвина.
В концерте прозвучат сочинения Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» и Сюита из оперы «Порги и Бесс». Солировать на фортепиано будет Константин Емельянов.
«Джордж Гершвин был одним из редких музыкантов, для которых музыка не сводилась к вопросу о больших или меньших способностях, — говорил о композиторе музыковед Арнольд Шенберг. — Музыка была для него воздухом, которым он дышал, пищей, которая его насыщала, напитком, который освежал. Музыка была тем, что он чувствовал, чувством, которое его наполняло. Первозданность такого рода дана только великим, и, без сомнения, он был великим композитором. То, что он совершил, — это вклад не только в американскую музыку, но и в музыку всего мира».
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана образовался в 1943 году. Коллектив стал одним из лучших симфонических ансамблей страны и прославился исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Дмитрия Шостаковича, Рейнгольда Глиэра. В 1989 году художественным руководителем и главным дирижером МГАСО стал Павел Коган, который обогатил репертуар коллектива произведениями европейских и американских музыкантов.
Подробнее о концерте читайте на официальном сайте.
Где бесплатно слушать классическую музыку в Санкт-Петербурге
9 проверенных мест
Мы с молодым человеком живем в Санкт-Петербурге и часто ходим на концерты классической музыки.
В этой статье я хочу поделиться с жителями и гостями города проверенными местами, где можно послушать классику бесплатно. Концерты, как правило, проводят в небольших залах, поэтому с любого ряда и места будет отлично видно и слышно.
Все места из статьи есть на карте:
Отправьте эту карту себе на почту, если планируете приобщиться к искусству.
Проект «Оркестр 1703»
Адрес: ул. Марата, 31; ул. Казанская, 3; набережная реки Фонтанки, 20
Концерты: группа во Вконтакте «Оркестр 1703»
Лекторий: группа во Вконтакте «Открытый музыкальный лекторий»
Это проект бывших и нынешних студентов Санкт-Петербургской консерватории. Ребята рассказывают о музыке и проводят бесплатные концерты.
Лекции разделены по блокам: «Сольфеджио для чайников», «Современная музыка», «История зарубежной музыки», «История русской музыки». Мы ходили на лекции по сольфеджио, где рассказывали об основах музыки: как появились ноты, что такое тон и ритм, и на лекции по истории зарубежной и русской музыки. Нам понравилось: доступно и понятно даже человеку, далекому от музыки.
Сначала лекции проводили только в помещении у Казанского собора на Казанской, 3. Это небольшое пространство, где помещается максимум 20 человек. Сейчас количество слушателей выросло, потому что организаторы освоили другие площадки: «Штаб-квартира» на Марата, 31 и кофейня Stukkey на набережной реки Фонтанки, 20. Мы в этих местах пока не были, но думаю, что лекции там такие же интересные. Для тех, кто не может присутствовать, ведут трансляции в группе во Вконтакте.
Концерты проводят на разных площадках: это могут быть церкви, концертные залы, университеты. Так, мы слушали классику на новой сцене Александринского театра, в зале РГПУ им. Герцена, а еще в креативном пространстве «Ткачи». В общем, площадки каждый раз разные, и это шанс познакомиться не только с музыкой, но и с архитектурой Санкт-Петербурга.
Первый концерт этого проекта, который нам удалось посетить, — «Осенний меланхолически-загадочный концерт».
Но не вся классика — грусть и меланхолия. Следом мы побывали на «Большом танцевальном концерте», где можно было потанцевать под классику. Ведущий контролировал и направлял зрителей, поэтому хаоса не было — никакой давки и недоразумений, несмотря на то что вход был свободный.
Следующий концерт проходил в лютеранско-евангелической церкви Яани Кирик. Сразу скажу: на концертах в церквях никто ни к чему не склоняет и о религии речь не идет.
Выступления «1703» ничем не уступают концертам на известных площадках: по моему опыту, у них всегда отличная организация, виртуозные музыканты и волшебная атмосфера. Сейчас попасть на бесплатный концерт становится все сложнее, потому что ребята начали проводить больше платных.
Лютеранская церковь Анненкирхе
Это атмосферное место с грустной историей, о которой вам обязательно расскажут перед концертом. Церковь в разное время была и кинозалом, и рок-клубом с игровыми автоматами. До тех пор, пока в 2002 году не случился страшный пожар. Концерты проводят или бесплатно или за небольшое пожертвование. Можно дать любую сумму, но иногда организаторы мероприятия рекомендуют сдать 300 рублей, хотя требовать при входе никто ничего не станет. Собранные деньги должны идти на восстановление храма
Мы там были два раза, и оба раза были потрясающие. Зал, конечно же, был заполнен.
В первый раз мы попали на концерт фортепианной музыки при свечах. Американский пианист Уильям Липке исполнял Баха, Грига и Шуберта. После концерта можно было пообщаться и сфотографироваться с музыкантом.
Второй раз тоже был при свечах, а в центре зала висела огромная луна из Санкт-Петербургского планетария. В программе были произведения Листа, Дебюсси, Вилла-Лобоса.
Консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Здесь нечасто встретишь известных музыкантов — концерты дают студенты консерватории, это все-таки учебное заведение. Мероприятия бывают приурочены к определенной тематике. Например, мы были на концерте, посвященном Глинке и периоду его жизни в Санкт-Петербурге. Было неплохо, но программа включала в себя романсы, а пение и оперы — это не мое, хотя в целом все понравилось.
Летом студенты отдыхают, поэтому концертов нет. Зато с сентября мероприятия проходят часто — обычно по вечерам в будние дни. Билеты бесплатные, делать что-то особенное, чтобы их достать, не нужно. Просто приходите и занимаете места, даже нигде регистрироваться не надо. Приходить советую пораньше, так как зал небольшой и всегда полный.
Концертный зал Российской национальной библиотеки
Адрес: набережная реки Фонтанки, 36
Сайт: nlr.ru
Особенность концертов в зале Российской национальной библиотеки в том, что выступают молодые, а иногда и совсем юные ребята — по крайней мере мы попадали только на такие мероприятия. Но все они — лауреаты конкурсов.
На следующий день эти же музыканты выступали в Санкт-Петербургской филармонии — билеты на этот концерт были уже платные.
Концертный зал библиотеки довольно большой, а вот людей сюда приходит мало, по крайней мере на бесплатные мероприятия.
Новая сцена Александринского театра
Бесплатные концерты в этом месте проходят нечасто, поэтому нужно следить за афишей.
Нам удалось попасть на бесплатную трансляцию концерта классической музыки из Берлинской филармонии. Выглядело это так: на большом экране зрителям показывают игру музыкантов, причем фокус камер именно на людях. Было очень необычно и интересно кроме прослушивания музыки наблюдать за движениями и мимикой музыкантов.
Программа включала произведения Скрябина и Шостаковича. Звук был отличный, поэтому нам казалось, что мы слушаем живой концерт, а не запись.
Центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского
Концерты проходят в ротонде здания, прямо под куполом, поэтому акустика здесь хорошая. Но зал очень маленький, максимум на 40 человек. В этом центре вход на все мероприятия свободный, но иногда требуется регистрация.
Сюда мы пришли на концерт Валерия Афанасьева «Гитара — маленький остров в океане музыки». Я впервые услышала Баха в гитарном исполнении (фуга для лютни), познакомилась с Купереном («Таинственные преграды») и Сором (интродукция и вариация на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта»), погрузилась в атмосферу латиноамериканской гитарной классической музыки и снова влюбилась в Пьяццоллу и его танго.
Дальше я расскажу о местах, в которых мы еще не были. Но там тоже можно послушать классику бесплатно.
Санкт-Петербургский дом композиторов
Дом композиторов — это одна из площадок Петербургского дома музыки. Афишу можно смотреть на сайте Союза композиторов и в группе Вконтакте. Здесь проводят как платные, так и бесплатные концерты.
Гете-институт
Здесь мы тоже еще не были, но я как-то раз заходила туда из любопытства. В библиотеке на первом этаже стоит фортепиано.
Гете-институт организует концерты на разных площадках, не только в здании института — например, в ноябре пройдет фестиваль «Звуковые пути» в Доме композиторов.
Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Здесь мы были, но не на концерте, а на бесплатной лекции о евреях Санкт-Петербурга. В тот же день в библиотеке проходил концерт классической музыки, но мы на него не попали.
Концерты и лекции там проводят регулярно, поэтому следите за афишей.
Где искать бесплатные концерты
Когда мы еще не знали мест, то искали просто бесплатные концерты на сайтах-агрегаторах мероприятий. Вот они:
«Таймпад» — сервис по подбору интересных событий и продаже билетов на них. Советую подписаться на рассылку, чтобы не пропустить интересный концерт.
Я подписана, поэтому мне на почту приходит подборка с бесплатными и платными мероприятиями.
«Кудаго» — афиша Санкт-Петербурга. Здесь есть информация о всех мероприятиях, в том числе платных: выставках, концертах, фестивалях и экскурсиях.
«Мегаполис-spb» — это группа во Вконтакте, посвященная событиям Петербурга: экскурсии, выставки, концерты, лекции, мастер-классы.
В этой группе мы узнали о концертах в консерватории Римского-Корсакова, в концертном зале Российской национальной библиотеки и в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского. А потом уже стали отслеживать афишу на сайтах этих площадок.
Peterburg2 — журнал о событиях и отдыхе в Санкт-Петербурге. Выставки, рестораны, концерты — формат мероприятий и мест на любой вкус. Есть опция выбора по категориям, в том числе категория Free.